УДК 351.823.3:331.45
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ НАДЗОР ЗА БЕЗОПАСНОСТЬЮ УГОЛЬНЫХ ШАХТ
Ю. М. Джалалян
В статье рассматриваются вопросы эффективности деятельности надзорных органов при осуществлении надзора за промышленной безопасностью угольных шахт. В работе сделан вывод о том, что надзор является одним из способов снижения риска аварий на угольных шахтах.
The article tells about main questions of effectiveness mine’s supervision. It’s also about supervision like a way to prevent risk of accidents in coal mines.
Ключевые слова: безопасность угольных шахт, административные процедуры, контроль и надзор в области промышленной безопасности, прокурорский надзор, плановая и внеплановая проверки, нарушения требований промышленной безопасности, система управления безопасностью, снижение риска возникновения аварии и промышленного травматизма.
Государственный контроль (надзор) представляет деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями [2].
Административный надзор представляет собой специальную самостоятельную функцию государственного управления, выражающуюся в наблюдении и проверке, осуществляемыми уполномоченными органами исполнительной власти в отношении организационно неподчинённых юридических лиц, независимо от форм собственности, их должностных лиц, предпринимателей и граждан по поводу исполнения ими специальных правовых норм, правил, требований, а при обнаружении их нарушений - в реализации властных полномочий для восстановления режима законности и привлечения виновных лиц к административной ответственности [7, с. 15]. Наука административного права не располагает в настоящее время общепризнанным определением этого понятия. Однако многие исследователи отмечают, что административному надзору как самостоятельному виду государственной деятельности по обеспечению законности и дисциплины в процессе реализации исполнительной власти свойственно следующее:
- отсутствие организационной подчинённости субъектов надзора и поднадзорных объектов;
- возможность оценки деятельности поднадзорных объектов только с точки зрения законности и по достаточно узкому кругу специальных вопросов;
- при невмешательстве в оперативно- хозяйственную деятельность поднадзорных объектов административный надзор сопряжён с допустимым воздействием на такую деятельность поднадзорных субъектов в процессе исполнения их полномочий (например, применение временного запрета деятельности в качестве меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях);
- наличие специального объекта надзорной деятельности - норм, правил, требований, стандартов, содержащихся в нормативных актах, их исполнения физическими и юридическими лицами;
- возможность самостоятельного применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений или возникновения угрозы безопасности различным объектам;
- строгое ограничение данных мер принуждения правовыми рамками; наличием юрисдикционных полномочий [8, 9] .
Государственная система надзора в сфере промышленности и недропользования возникла почти 300 лет назад и продолжает развиваться и совершенствоваться [10]. В настоящее время к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции горного надзора, относится Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), находящаяся в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» [3].
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» [5] Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору:
а) в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
б) в сфере промышленной безопасности.
В соответствии с Приказом Минприроды России от 30 октября 2008 года № 280 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах» [4], исполнение государственной функции, направленной на реализацию государственной политики в области промышленной безопасности, осуществляется Ростехнадзором - центральным аппаратом Ростехнадзора и территориальными органами Ростехнадзора (Межрегиональные территориальные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, Межрегиональные управления технологического и экологического надзора Ростехнадзора, Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора).
Конечным результатом исполнения государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности является выявление и
пресечение нарушений требований промышленной безопасности с целью повышения состояния защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий, производственного травматизма и других негативных явлений на опасных производственных объектах и их последствий. Указанное достигается путем принятия мер, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, по результатам мероприятия по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований промышленной безопасности.
Государственная функция по осуществлению контроля и надзора в области промышленной безопасности угольных шахт исполняется в отношении поднадзорных организаций, а именно, юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности.
Исполнение государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности включает в себя следующие административные процедуры:
- организацию исполнения государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности (рис. 1);
Подготовка и утверждение распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) органа Ростехнадзора о проведении мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности
Проведение проверки согласно предмету проводимого мероприятия по контролю, указанному в распоряжении (приказе)
у»-
Установление фактов нарушения требований промышленной безопасности
Установление отсутствия фактов нарушения требований промышленной безопасности
Направление информации Возбуждение дела Осуществление
в органы государственной об административ- производства по делу
власти в соответствии ном правонаруше- об административном
с их компетенцией нии правонарушении
Рис. 1. Блок-схема исполнения Ростехнадзором государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности
- подготовку и проведение мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности;
- оформление результатов мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности;
- контроль за исполнением выданного Ростехнадзором законного предписания;
- организацию учета документации по контролю и надзору в области промышленной безопасности;
- направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях и уголовных дел;
- рассмотрение обращений по вопросам исполнения государственной функции по контролю и надзору в области промышленной безопасности Ростехнадзора.
При проведении мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности угольных шахт Ростехнадзором проводятся проверки выполнения поднадзорными организациями требований промышленной безопасности группой инспекторов по программе комплексных вопросов в области безопасности, инспектором или группой инспекторов в одной или нескольких однородных поднадзорных организациях по программе целевых вопросов в области промышленной безопасности, инспектором по оперативно намеченному вопросу в области промышленной безопасности. Проверки проводятся на территориях, в зданиях и сооружениях поднадзорных организаций. При этом проверке подлежит соблюдение требований промышленной безопасности, установленных в отношении поднадзорных организаций, опасных производственных объектов, технологических установок, технических устройств, зданий, сооружений, документации и иного имущества.
Плановые проверки по программе комплексных и целевых вопросов поднадзорной организации проводятся в соответствии с комплексным планом работы Ростехнадзора на текущий год, годовыми планами работы территориальных органов Ростехнадзора, планами работы на месяц управлений центрального аппарата и планами работы на месяц отделов территориального органа Ростехнадзора (далее - планы работы), а плановые проверки по оперативному вопросу - в соответствии с месячными планами работы, составляемыми государственными инспекторами с учетом их должностных обязанностей. Юридическим фактом для проведения
планового мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности является наступление периода времени, в течение которого Ростехнадзором запланирована в календарном году проверка объекта надзора в соответствии с планами работ.
Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность поднадзорной организации при выявлении в результате планового мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности нарушений обязательных требований. Внеплановые мероприятия по контролю проводятся Ростехнадзором также в случаях:
1) получения информации от юридических и физических лиц, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических или физических лиц;
2) возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных работ (услуг) по эксплуатации опасных производственных объектов других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей;
3) обращения граждан, юридических и физических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.
Мероприятие по контролю и надзору в области промышленной безопасности проводится на основании распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности руководителя (заместителя руководителя) Ростехнадзора или территориального органа Ростехнадзора.
В соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года № 134-Ф3 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» [8] юридические лица и индивидуальные предпри-
ниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю и надзору.
Журнал учета мероприятий по контролю и надзору в области промышленной безопасности должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица и индивидуального предпринимателя.
Должностное лицо Ростехнадзора в журнале учета мероприятий по контролю и надзору в области промышленной безопасности производит запись
о проведенном мероприятии по контролю и надзору в области промышленной безопасности, содержащую сведения о наименовании территориального органа Ростехнадзора, дате, времени проведения мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности; о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности, выявленных нарушениях, составленных протоколах об административных правонарушениях и выданных предписаниях; указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю и надзору, и его (их) подпись.
При проведении мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности проводятся:
1) визуальный осмотр опасного производственного объекта и технических устройств с целью оценки соответствия требованиям промышленной безопасности;
2) проверка документов.
Визуальный осмотр опасного производственного объекта и технических устройств осуществляется в присутствии руководителя юридического лица или иного уполномоченного руководителем должностного лица, индивидуального предпринимателя или иного уполномоченного им должностного лица.
В ходе визуального осмотра фиксируются:
1) общая характеристика технического состояния объекта;
2) факты нарушений требований промышленной безопасности.
Впоследствии результаты визуального осмотра отражаются в акте проверки. По результатам мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности должностным лицом Ростехнадзора, осуществляющим проверку, составляется акт или акт-предписание. К акту-предписанию прилагаются акты об отборе образцов (проб) продукции, протоколы (заключения) проведенных исследований (испытаний) и экспертиз, объяснения должностных лиц, работников, на которых возлагается ответственность за нарушения требований промышленной безопасности, и другие документы или их копии, связанные с результатами мероприятия по контролю и надзору в области промышленной безопасности.
В случае выявления фактов нарушений требований промышленной безопасности или необоснованного препятствия проведению мероприятий по контролю и надзору, или неисполнения в установленный срок предписания Ростехнадзора об устранении
выявленных нарушений уполномоченные должностные лица Ростехнадзора возбуждают дело об административном правонарушении в отношении юридических, должностных или физических лиц, допустивших нарушение, и осуществляют производство по делу об административном правонарушении в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
В месячный план работы государственного инспектора включаются проводимые самостоятельно проверки поднадзорных организаций. Кроме того, в месячный план включаются мероприятия, определяемые специализацией инспектора, а также:
1) проверки, предусмотренные месячным планом работы отдела;
2) контроль эффективности организации и осуществления производственного контроля или систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты;
3) составление отчетов, справок и другой документации.
Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ были внесены изменения в часть 4 статьи
1 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [8]. Данные изменения внесли определённое противоречие в систему управления промышленной безопасностью. В соответствии с п.2 ст. 9 Федерального закона от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ [8], с 1 июля 2009 года плановые проверки проводятся не чаще, чем один раз в три года. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
Данные изменения нацелены на соблюдение одного из основных принципов защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля - принципа недопустимости проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Наряду с данной поправкой продолжает действовать Приказ Минприроды России от 30 октября 2008 года № 280 [4], в соответствии с которым плановые проверки проводятся в соответствии с ком-
плексным планом работы Ростехнадзора на текущий год.
Кроме того, в соответствии с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ с 1 января 2010 года Генеральная прокуратура Российской Федерации обязана разместить ежегодный сводный план проведения плановых проверок на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года, а органы Ростехнадзора обязаны предоставить проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации сводного плана проведения плановых проверок.
В соответствии с п. 8 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [2] основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
О проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В случае проведения плановой проверки членов саморегулируемой организации орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля обязаны уведомить саморегулируемую организацию в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя при проведении плановой проверки.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характер
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обнаружение нарушений обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, в момент совершения таких нарушений, в связи с необходимостью принятия неотложных мер, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органов прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления документов в органы прокуратуры в течение двадцати четырех часов. В этом случае прокурор или его заместитель принимает решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки в день поступления соответствующих документов.
Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки либо об отказе в согласовании ее проведения оформляется в письменной форме в двух экземплярах, один из которых в день принятия решения представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.
В случае, если требуется незамедлительное проведение внеплановой выездной проверки, копия решения о согласовании проведения внеплановой выездной проверки направляется органом прокуратуры в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля с использованием информационно- телекоммуникационной сети. Решение прокурора или его заместителя о согласовании проведения внеплановой выездной проверки или об отказе в согласовании ее проведения может быть обжаловано вышестоящему прокурору или в суд.
Нужно отметить, что проверка как форма контроля является одним из способов систем управления промышленной безопасностью в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, наиболее эффективным способом выявления и снижения риска аварии на угольной шахте. Требования закона проводить проверку не более 1 раза в три года существенно повышают риски аварий и увеличения производственного травматизма, кроме
того, в сложившейся ситуации возможно и умышленное укрытие показателей динамики производственного травматизма за 3 года.
Основной задачей органов административного надзора, вытекающей из характера содержания их деятельности, является обеспечение чёткого, единообразного исполнения специальных норм и общеобязательных правил объектами надзора, то есть обеспечение законности и дисциплины в государственном управлении. Решение данной задачи решается путём предупреждения, пресечения правонарушений и привлечения к административной ответственности виновных лиц. Ситуация согласования с прокуратурой внеплановой проверки в случае причинения вреда жизни и здоровью, означает применение мер воздействия после совершения правонарушения.
Правовое регулирование данной ситуации также не отвечает требованиям Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 августа 2007 года № 544 «О повышении эффективности надзорной деятельности государственных инспекторов горного надзора» [6], в соответствии с которым главными направлениями деятельности государственного инспектора Ростехнадзора являются предупреждение аварий и производственного травматизма, контроль за обеспечением безопасных условий труда и промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
В соответствии с пунктом 1 данного приказа руководителям территориальных управлений по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору необходимо обязать инспекторский состав управлений при проведении обследований подконтрольных шахт особое внимание уделять проверке:
1) действенности и эффективности работы службы производственного контроля; выявлять и строго пресекать случаи формализма в работе службы;
2) соответствия фактического расхода воздуха, поступающего в шахту для проветривания подземных выработок, расчетным показателям;
3) наличия необходимого запаса производительности вентиляторов главного проветривания, в том числе с учетом перспективы развития шахты;
4) соответствия фактических сечений горных выработок, сечениям, использованным в расчетах по вентиляции;
5) состояния рудничной атмосферы в подземных выработках шахты во время работы объектов (лав, забоев) по выемке угля (горной массы) и проходке горных выработок, сверяя показания своих замеров с показаниями стационарной аппаратуры газового контроля, особенно после незапланированных простоев, когда с целью компенсации простоя работа по выемке угля выполняется с максимальной скоростью подачи комбайна;
6) выполнения сменным надзором шахты функций контроля содержания метана в горных выработках с записью результатов замеров на специальных щитах в подземных выработках;
7) поддержания службой аэрогазового контроля шахты приборов и аппаратуры стационарной системы аэрогазовой защиты в исправном состоянии;
8) возможных местных скоплений метана, в том числе за рамами крепления выработок, в тупиковых и мало проветриваемых местах;
9) строгого выполнения паспортов крепления горных выработок, особенно сопряжений выработок, где возможные пустоши (купола) над рамами крепи приводят к образованию местных скоплений метана взрывоопасной концентрации;
10) эффективности управления кровлей, особенно при первой посадке после выезда комплекса из монтажной камеры;
11) целесообразности подержания большого количества горных выработок, усложняющих и уменьшающих эффективность вентиляционной системы шахты;
12) состояния электромеханического хозяйства шахты, как основного источника возможного воспламенения метановоздушной среды, особенно исправности средств взрывозащиты аппаратуры, блокировок и заземлений; правильности прокладки кабельных линий, монтажа электрооборудования; наличия взрывозащитного орошения на выемочных и проходческих машинах.
13) соответствия условий эксплуатации и конструкции горно-шахтного оборудования технической документации изготовителя;
14) наличия действующих разрешений на применение технических устройств, используемых на шахтах;
15) взрывозащитного состояния горных выработок (осланцевание, обмывка выработок), наличия сланцевых - водяных заслонов;
16) соответствия применяемых дегазационных систем проектным решениям;
17) соответствия ведения горных и других работ проектной и технологической документации, планам развития горных работ, требованиям норм и правил безопасности;
18) выполнения проектными организациями функций авторского надзора за реализацией проектов на шахтах;
19) системы обучения, переподготовки, повышения квалификации и аттестации работников и специалистов шахты;
20) выполнения сроков ремонта стационарного оборудования, восстановления горных выработок, оснащения и укомплектования необходимыми средствами защиты и прочее.
В соответсвии с требованиями Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 2 августа 2007 года № 544 «О повышении эффективности надзорной деятельности государственных инспекторов горного надзора» [6] при обнаружении этих и других нарушений требований промышленной безопасности территориальные органы Ростехнадзора обязаны принимать срочные меры в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ [1] .
Сложившаяся на сегодняшний момент ситуация в законодательстве не учитывает тенденцию увеличения в последние годы объемов добычи угля (горной массы), нагрузок на очистные забои и, как следствие, рост объемов выделения в подземные горные выработки шахт взрывоопасного сопутствующего газа (метана), а также не принимает во внимание результаты расследования аварий с групповыми несчастными случаями на филиалах ОАО ОУК «Южкузбассугля» «Шахта Ульяновская» и «Шахта Юбилейная». Для преодоления проблемы недостатка надзора за деятельностью угольных шахт предлагается увеличить планируемое количество плановых проверок наряду со стимулированием развития производственного контроля за работами на угольных шахтах. Стимулирование возможно обеспечить по средствам введения системы ответственности на предприятии за недостаток развития системы производственного контроля на угольной шахте.
Литература
1. Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: [Федер. закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ] // Собрание законодательства РФ. - 2002.
- № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Российская Федерация. Законы. О защите прав
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) [Текст]: [Федеральный закон от
8.08.2001 г. № 134-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. - № 52 (ч. I). -Ст. 6249.
3. Российская Федерация. Указы. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти [Текст]: [Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724] // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2008. -№ 20. - Ст. 2290.
4. Российская Федерация. Приказы. Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных
производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах [Электронный ресурс]: [приказ Минприроды России от 30.10.2008 г. № 280]. - М.: Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www.consultant. т, свободный.
5. Российская Федерация. Постановления. Положение о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору [Текст]: [Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 401] // Российская газета. - 2004. - 11 августа. -С. 12.
6. Российская Федерация. Приказы. О повышении эффективности надзорной деятельности государственных инспекторов горного надзора [Электронный ресурс]: [Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 02.08.2007 г. № 544]. - М.: Компания «Консультант Плюс». - Режим доступа: http://www. consultant.ru, свободный.
7. Мартынов, А. В. Организационные и правовые вопросы обеспечения промышленной безопасности в Российской Федерации органами федерального горного и промышленного надзора России [Текст] / А. В. Мартынов: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.14: защищена 20.12.2002. - Нижний Новгород, 2002. -24 с.
8. Мах, И. И. Административный надзор в системе функций исполнительной власти [Текст] / И. И. Мах // Административное право и процесс. -2005. - № 2. - С. 30 - 32.
9. Сафонов, А. П. Административный надзор и вопросы повышения его эффективности [Текст] / А. П. Сафонов // Вопросы борьбы с преступностью. Вып. 14. - М., 1971. - С. 46 - 65.
10. Стромова, Т. В. Развитие института надзора за деятельностью промышленных предприятий России [Текст] / Т. В. Стромова // Правовое образование. Гражданское общество. Справедливое государство: материалы I (VII) открытой Междунар. науч. конф. студентов и молодых учёных. 26 - 27 апреля 2007 г.; под ред. Н. А. Быданцева. - Кемерово, 2007.
- С. 222 - 225.