Научная статья на тему 'Как избежать нарушений законодательства и подготовиться к проверке'

Как избежать нарушений законодательства и подготовиться к проверке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
104
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПОРЯДОК ПРИЁМА / ПЕРЕВОД В СЛЕДУЮЩИЙ КЛАСС / ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ / ОТЧИСЛЕНИЕ / ПОВТОРНЫЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ / ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ / ADMISSION PROCEDURE / TRANSFER TO THE NEXT GRADE / INTERMEDIATE CERTIFICATION / DEDUCTION / RE-TRAINING / TRAINING OF DISABLED CHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ситникова Елена Юрьевна

Основные проблемные зоны при проверках надзорными органами. Рекомендации руководителям учреждений и органов управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как избежать нарушений законодательства и подготовиться к проверке»

КАК

ИЗБЕЖАТЬ НАРУШЕНИИ законодательства и подготовиться к проверке

Елена Юрьевна Ситникова,

главный специалист отдела государственного надзора за соблюдением законодательства Главного управления образования Курганской области

Любая проверка школы — это стресс для его руководителя. Как избавиться от неуверенности и страхов, оптимизировать усилия администрации и педагогического коллектива при подготовке к проверке, что изучить, какие документы приготовить, на что обратить особое внимание — вопросы, на которые поможет ответить эта статья.

• порядок приёма • перевод в следующий класс • промежуточная аттестация

• отчисление • повторный курс обучения • обучение детей-инвалидов

О

беспечить доступность общего образования — одна из приоритетных задач проверок органа надзора и контроля в сфере образования. Общедоступность и бесплатность общего образования гарантированы законом об образовании. Вопрос достаточно широкий, включает приём граждан в школу, перевод, отчисление, исключение учащихся, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, обучение больных детей на дому, обучение в семье и в форме экстерната. Рассмотрим эти вопросы по порядку.

Приём в школу

Казалось бы, приём чётко регламентирован нормативным документом — Порядком приёма граждан в общеобразовательные учреждения, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ

от 15.02.2012 г. № 107 (далее — Порядок приёма). Тем не менее, практически каждая школа допускает нарушения при приёме детей. В соответствии с законом об образовании правила приёма граждан разрабатываются каждой школой самостоятельно и закрепляются в её уставе. Часто руководители школ задают вопрос: что конкретно должно быть отражено в уставе по приёму. Некоторые директора, «не мудрствуя лукаво», полностью переписывают в устав Порядок приёма, обезличивая тем самым свою школу, так как Порядок приёма регламентирует приём граждан в различные образовательные учреждения. В уставе школы должны быть установлены конкретные сроки приёма заявлений в первый класс (в пункте 16 Порядка приёма указано: не позднее 10 марта, не позднее 31 июля) и перечень документов, предъявляемый гражданами при приёме (пункты 12, 14 Порядка приёма). Всё остальное регламентировано законодателем на федеральном уровне, а значит, необязательно прописывать в уставе перечень

граждан, пользующихся преимущественным правом предоставления мест в школе, сроки зачисления, процедуру ознакомления с документами школы.

Обратим внимание: распорядительный акт органа местного самоуправления о закреплении территории за конкретной школой должен издаваться ежегодно в соответствии с пунктом 10 Порядка приёма (не позднее 1 марта текущего года). В свою очередь школа не позднее 10 дней с момента издания этого распорядительного акта (т.е 10 марта) должна разместить на информационном стенде, официальном сайте информацию о количестве мест в первых классах, не позднее 1 августа — информацию о наличии свободных мест для приёма детей, не зарегистрированных на определённой территории.

Приём детей в школу начинается с подачи родителями (законными представителями) заявления о приёме. Что должно быть указано в заявлении? В соответствии с пунктом 12 Порядка приёма: фамилия, имя и отчество, дата и место рождения ребёнка (последнее очень часто выпускается из вида), фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей). Обратите внимание на множественное число (конечно, при наличии у ребёнка обоих родителей). В большинстве школ указанная в заявлении о приёме информация этим и ограничивается. Но в пункте 20 Порядка приёма также указано, что в заявлении о приёме фиксируется и заверяется личной подписью факт ознакомления родителей (законных представителей) с лицензией на осуществление образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации, уставом школы, и самое главное, то, что почти всегда упускается — согласие родителей на обработку их (опять обратите внимание на множественное число) персональных данных и персональных данных ребёнка. Школе целесообразно разработать единую форму заявления о приёме граждан, в которой отразить все перечисленные выше позиции.

Родители закреплённых лиц предъявляют оригиналы или заверенные в установленном порядке копии свидетельства о рождении ребёнка и свидетельства о его регистрации по месту жительства (месту пребывания на закреплён-

ной территории). Директора школ в маленьких деревнях и посёлках говорят: мы и так принимаем всех детей, зачем нам справки о регистрации по месту жительства? Но в законодательстве нет исключения для ивановской или сидо-ровской школы. Хотя есть небольшая уловка. Если заявления о приёме поданы после 1 августа, т.е. когда осуществляется приём на свободные места, то справка о регистрации ребёнка по месту жительства уже не требуется. Многие школы по привычке («всегда так было!») требуют при приёме медицинскую справку о состоянии здоровья ребёнка либо медицинскую карту, которая обнаруживается при проверке личных дел учащихся. Эти документы родители (законные представители) предъявляют по своему усмотрению, исключение законодатель делает для общеобразовательных учреждений с наличием интерната, приём граждан в которые проводится при отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания детей в таком учреждении, следовательно, наличие медицинской справки у ребёнка обязательно.

Практически каждая школа представляет на проверку журнал регистрации приёма заявлений. Хотя форма его законодателем не определена, но в пункте 21 Порядка приёма указано, что в журнале приёма заявлений регистрируются документы, представленные родителями (законными представителями) при приёме. Также в этом журнале следует указать дату подачи заявления и его регистрационный номер, так как родителям выдаётся расписка в получении документов, с этой информацией.

Зачисление ребёнка в школу оформляется приказом. Часто они называются:

О прибытии», «О приёме», «О внесении в списки учащихся» вместо «О зачислении» в соответствии с пунктом 16 Порядка приёма. Не всегда руководители школ соблюдают установленный законодателем срок зачисления: в течение семи

рабочих дней после приёма документов. В отдельных школах приказы о зачислении детей отсутствуют, есть лишь приказы о комплектовании классов, как правило, датированные 1 сентября текущего учебного года, в то время как заявления о приёме были поданы в марте — апреле. В приказе о зачислении должно быть указано основание: заявление родителей (законных представителей) и предоставление необходимого перечня документов.

Перевод в следующий класс

Перевод регламентирован Законом об образовании, устанавливающим основания перевода, условного перевода, оставления учащихся, имеющих академическую задолженность по двум и более предметам, на повторный курс обучения. Перевод учащихся осуществляется только по решению педагогического совета. В протоколах педагогического совета должно быть указано основание перевода, установленное пунктом 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. № 196 (далее — Типовое положение об общеобразовательном учреждении): освоение в полном объёме образовательных программ учебного года.

На практике в протоколах педсовета о переводе учащихся часто встречаются сведения о заслушивании классных руководителей (?), которые делают выводы об освоении школьниками образовательных программ либо просто сообщают о том, что все они имеют положительные оценки, а следовательно, переводятся в следующий класс. Но наличие положительных оценок ещё не свидетельствует о полном освоении образовательных программ. Эту информацию педагогическому совету должен представить заместитель директора по учебно-воспитательной работе, исходя из анализа выполнения программ в соответствии с учебным планом и годовым календарным учебным графиком. Причём если выполнение учебного плана ещё может быть подвергнуто некоторой корректировке в свя-

зи с наличием актированных дней, карантина, болезни учителя и т.д., то образовательные программы должны быть освоены в полном объёме, поскольку только их полное освоение даёт право перевести учащихся в следующий класс.

Трудно поверить, но до сих пор в протоколах педсовета о переводе учащихся встречаются формулировки «оставить на «осень», «перевести условно с обязательной сдачей экзамена по предмету», «продлить учебный год до конца июня», что является нарушением действующего законодательства и прав учащихся. Школьник, переведённый в следующий класс условно вследствие академической задолженности по одному предмету, имеет право ликвидировать эту задолженность в течение следующего учебного года. Что должна сделать школа? Администрацией для условно переведённого ученика должна быть разработана программа промежуточной аттестации по данному предмету: назначен учитель, ответственный за ликвидацию академической задолженности, составлено расписание индивидуальных консультаций с ребёнком, установлены сроки проведения промежуточной аттестации. Поскольку в соответствии с пунктом 51 Типового положения об общеобразовательном учреждении родители (законные представители) несут ответственность за ликвидацию ребёнком академической задолженности, программа промежуточной аттестации должна быть ими согласована. Целесообразно утвердить всё вышеперечисленное приказом директора школы. Если «ученик» не ликвидировал академическую задолженность в установленный срок, ему назначается новый вплоть до конца текущего учебного года. Если двойка исправлена, промежуточная аттестация пройдена успешно, решением педагогического совета (и не иначе!) ученик переводится в следующий класс.

Промежуточная аттестация

Перевод учащихся в следующий класс тесно связан с их промежуточной аттестацией.

Казалось бы, вопрос организации и проведения промежуточной аттестации относится к компетенции школы, но именно его нерегламентированность в действующем законодательстве приводит к тому, что школы допускают массовые нарушения как в своих уставах и локальных актах, так и в практической деятельности.

Попробуем разобраться, что же такое «промежуточная аттестация учащихся». Исходя из формулировки понятия, это определение степени освоения образовательных программ в рамках определённого периода (временного промежутка): четверти, полугодия (триместра), учебного года. Самая распространённая форма промежуточной аттестации — их оценивание за названные промежутки времени. С этим, как правило, проблем не бывает, но далее школы начинают проявлять «законотворческую инициативу» и попадают в капкан нарушений и противоречий.

Школа должна чётко понимать, для чего проводится промежуточная аттестация, определять её цели и задачи, продумывать конечный результат и его использование в деятельности школы.

Согласно закону об образовании в уставе школы в обязательном порядке указываются система оценок при промежуточной аттестации учащихся, формы и порядок её проведения. Нередко школа в уставе определяет в целом систему оценок, используемую в образовательном процессе, и забывает её определить именно для промежуточной аттестации. Повсеместно принятая четырёхбалльная система оценивания (5 — «отлично», 4 — «хорошо», 3 — «удовлетворительно», 2 — «неудовлетворительно») может варьироваться при проведении промежуточной аттестации. Здесь возможны следующие дополнительные варианты оценивания: «зачёт», «незачёт», что и должно быть отражено в уставе. Школа самостоятельна в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации.

К формам проведения промежуточной аттестации могут быть отнесены контрольная работа (диктант, изложение), тестирование, экзамен, зачёт, собеседование, защита реферата, практическая работа и другие. Недостаточно одно фразы в уставе: формы, сроки и порядок про ведения промежуточной аттестации определя-

ются педагогическим советом. В уставе должно быть указано, в каких классах (как правило, это 5—8-е, 10-е классы), в каких формах и в какие сроки (в конце полугодия (триместра), учебного года) проводится промежуточная аттестация. В протоколе педсовета могут быть определены конкретные предметы для параллелей (классов) и формы проведения промежуточной аттестации из установленных в уставе школы. Для промежуточной аттестации следует выбирать разные предметы (циклы дисциплин). Как правило, школы ежегодно проводят промежуточную аттестацию по математике и русскому языку во всех классах, тем самым увеличивая бремя ответственности и нагрузку учителей именно этих предметов. Для промежуточной аттестации предметы выбирают на основании результатов внутришкольного контроля, анализа деятельности школы за предыдущий учебный год и предпочтений учащихся.

Нередко, регламентируя порядок проведения промежуточной аттестации, школа устанавливает большое количество предметов, выносимых на аттестацию — три и более, определяет возможность выбора учениками предметов, не осуществляя этот выбор на практике. Выбор учениками предметов, выносимых на промежуточную аттестацию, должен фиксироваться: утверждаться протоколом педсовета, приказом директора.

Целесообразно проводить промежуточную аттестацию в форме экзаменов или зачётов не более чем по двум предметам учебного плана, чтобы не было перегрузки учащихся, неоправданно большого количества учебного времени на её проведение, возможно, только в профильных классах либо в классах с углублённым изучением предметов на старшей ступени обучения.

й

Проблемы возникают при регламентации в уставе допуска учащихся к промежуточной аттестации, учёта её результатов

при выставлении годовых оценок по предметам. Школы нередко подменяют понятия «промежуточная аттестация учащихся» и «государственная (итоговая) аттестация». В уставах школ устанавливается условие: при неудовлетворительной годовой оценке ученик обязан пройти промежуточную аттестацию по этому предмету. Конечно, такое условие — нарушение (это не государственная (итоговая) аттестация!). Промежуточная аттестация проводится в рамках учебного года, установленного годовым календарным учебным графиком, разрабатываемым и утверждаемым школой по согласованию с органами местного самоуправления. Оценка за четверть (полугодие) выставляется с учётом оценки на промежуточной аттестации. Соответственно промежуточная аттестация даёт слабоуспевающим ученикам возможность получить положительную оценку за четверть (полугодие, год), поскольку четвертная (полугодовая, годовая) оценка должна быть выставлена как среднее арифметическое текущих (четвертных) оценок.

Школа устанавливает в уставе категории учащихся, которые могут быть освобождены от промежуточной аттестации. Формулировка «могут быть освобождены» расценивается надзорными органами (в частности, прокуратурой) как коррупциогенный фактор. Следует чётко указать, кто именно освобождается от промежуточной аттестации (например, имеющие отличную оценку за четверть (год), победители и призёры олимпиады по данному предмету). В отдельных случаях в уставе указано, что ученики, освобождённые по состоянию здоровья от изучения предмета, освобождаются от промежуточной аттестации по данному предмету: это нарушает закона об образовании, гарантирующий гражданам получение образования независимо от состояния здоровья.

Часто в уставах школ установлено, что при неудовлетворительных результатах промежуточной аттестации ученику не может быть выставлена положительная годовая оценка, и он переводится в следующий класс услов-

но; ученик, получивший более двух неудовлетворительных оценок на промежуточной аттестации, оставляется на повторный курс обучения — это нарушение закона об образовании.

Отдельные школы отмечают в уставах, что учебный год продолжается для учеников, получивших неудовлетворительные оценки на промежуточной аттестации. Мало того, что школьники должны пересдать предметы, по которым получили «двойки», так им ещё устраивают дополнительные занятия в течение месяца (иногда до июля), тем самым нарушая сроки каникул, установленные годовым календарным учебным графиком, и соответственно права учащихся.

В уставах нередко есть ссылка на локальный акт, регламентирующий организацию и проведение промежуточной аттестации, который может быть разработан в соответствии с законом об образовании, но в таком случае должен быть зарегистрирован в качестве дополнения к уставу. Школе следует обратить внимание на то, чтобы этот локальный акт не противоречил её уставу. К примеру, в уставе установлено, что промежуточная аттестация в форме экзаменов и зачётов проводится в конце учебного года в 5—8-х, 10-х классах, в локальном акте — во 2—11-х классах в конце каждой четверти в форме контрольных работ.

Иногда администрация школ подменяет понятие «промежуточная аттестация» понятием «внутришкольный контроль». Для того, чтобы доказать своё право проводить промежуточную аттестацию, школы во время проверки надзорных органов предоставляют планы и графики внутришкольного контроля. В данном случае следует помнить, что внутри-школьный контроль проводится только в соответствии с локальными актами школы и не регламентируется уставом, а промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом школы и соответствующими локальными актами.

Объекты внутришкольного контроля более ограничены, чем объекты промежуточной аттестации: это могут быть отдельные параллели (классы), предметы, преподаватели, разделы и темы курсов, предметов. Промежуточную аттестацию проходят значительно больше учащихся; её цель — определить успешность освоения образовательных программ по определённым предметам в рамках определённого периода.

Проверка часто выявляет нарушения при её организации и проведении. В школах, как правило, составляется график проведения, утверждаются составы предметных аттестационных комиссий. Считаем, что если решение о промежуточной аттестации в текущем учебном году принимается педагогическим советом, оно должно быть утверждено, т.е. введено в действие приказом директора. Учителя-предметники разрабатывают материал для промежуточной аттестации. Часто в уставах подробно прописан порядок разработки и утверждения аттестационного материла каким-либо из органов самоуправления (педагогическим советом, методическим объединением учителей-предметников, методическим советом и т.д.). По факту аттестационный материал для промежуточной аттестации в лучшем случае утверждён директором, соответствующие протоколы органов самоуправления об утверждении аттестационного материала отсутствуют. Как говорится, написали и забыли.

При проверке протоколов промежуточной аттестации также выявлены случаи замены состава аттестационных комиссий без внесения изменений в соответствующие приказы об их утверждении. Утверждённый директором график проведения промежуточной аттестации не всегда соблюдается на практике, нарушаются и утверждённые педагогическим советом формы её проведения: в соответствии с графиком в пятом классе 19 мая должна состояться контрольная работа по математике, а в классном журнале есть запись от 20 мая о проведении по данному предмету тестирования. При необходимости школа может внести изменения в график проведения промежуточной аттестации соответствующим приказом, а если педагогическим советом принято решение о проведении промежуточной аттестации, изменения утверждаются на нии совета.

И, наконец, одна из основных проблем — итоги промежуточной аттестации. Администрации необходимо детально проанализировать результаты промежуточной аттестации, высветить проблемы, чтобы учесть их в организации образовательного процесса. По итогам промежуточной аттестации администрация должна принять управленческие решения: поощрить учителей, объявить благодарность учащимся за высокие результаты обучения по предметам либо, напротив, указать педагогам на недостаточный уровень усвоения знаний, умений и навыков; исходя из анализа результатов, определить задачи на новый учебный год. Главный принцип анализа результатов промежуточной аттестации — гласность, открытость, справедливость вынесенных решений. Таким образом, относительная «свобода» школы при проведении промежуточной аттестации, формы и порядка её проведения не должна приводить к нарушениям действующего законодательства в области образования.

Повторный курс обучения

К сожалению, почти в каждой школе есть ученики, оставленные на повторный курс обучения. Какие здесь «подводные камни»? Прежде всего, администрация должна чётко помнить, что в соответствии с законом об образовании ученик, имеющий академическую задолженность по двум и более предметам, переводится в класс компенсирующего обучения с меньшим числом учеников на одного педагогического работника, оставляется на повторный курс обучения по согласованию с родителями (законными представителями) либо продолжает получать образование в других формах. Как видим, законодатель предоставляет такому ученику и его родителям право выбора, а администрация должна создать условия для осуществления этого права.

В том случае, если родители (законные представители) согласны оставить ребёнка

на повторный курс обучения, они должны написать соответствующее заявление на имя директора. Причём заявление должно быть написано ранее даты проведения педагогического совета, на котором принято решение оставить ребёнка на повторный курс обучения. В практике часто встречается, что педсовет проведён 25 мая текущего учебного года, а заявление написано родителями 1 сентября следующего учебного года, это нарушение действующего законодательства в сфере образования. Отметим, что повторный курс обучения предусмотрен только для учащихся на ступени начального и основного общего образования. Проверками установлены факты оставления на повторный курс обучения учеников 10-го класса, что не предусмотрено действующим законодательством.

Бывают случаи, когда родители не согласны со всеми вариантами, предусмотренными законом. Шантажируют директора: если не переведёте в следующий класс, мой ребёнок вообще учиться не будет. Что делать в таких случаях? Поскольку по закону родители (законные представители) несут ответственность за получение образования своими детьми, школа согласно статье 9 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» должна уведомить комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав о том, что ребёнок не получает образования.

Встречается и другая крайность. Родители пишут заявление с просьбой оставить ребёнка на второй год, так как он не справляется с программой. Особенно это характерно для учеников первых классов. Но позвольте! Степень освоения программы может установить лишь учитель, а не родители. Во время проверок был выявлен факт, когда ребёнок по итогам года имел только положительные оценки, но по заявлению родителей был оставлен школой на повторный курс обучения. Безусловно, это нарушение законодательства, несмотря на заявления родителей.

Отчисление учеников

Порядок и основания отчисления учащихся должны быть установлены в уставе школы. Нередко руководители школ подменяют понятие «отчисление» понятиями «исключение» и «оставление». Попробуем разобраться. Исключение и оставление учащимися регламентированы законом об образовании. Устанавливает порядок и основания отчисления — школа. В уставе школы должно быть указано, что ребёнок отчисляется по заявлению родителей (законных представителей), поданного на имя директора, с указанием причины отчисления: перемена места жительства, переход в другое образовательное учреждение. Также причинами отчисления могут быть смерть ребёнка, получение основного общего и среднего (полного) общего образования. В этих случаях заявление родителей не требуется. Всё это должно быть определено в уставе школы.

Довольно часто в качестве причины отчисления в уставах указывается наличие у ребёнка заболевания, необходимость медицинского обследования: это нарушение, так как закон гарантирует получение общего образования независимо от состояния здоровья. В уставах многих школ установлено, что при отчислении в связи с переходом в другое образовательное учреждение родители (законные представители) должны предоставить об этом справку-подтверждение. В таком случае надзорные органы проверяют наличие таких справок. Поскольку порядок и основания отчисления установлены уставом, приказы директора школы также должны иметь наименование «Об отчислении», а не «О выбытии» и «Об исключении из списка учащихся».

На федеральном уровне разработан проект Положения о переводе, отчислении, исключении учащихся из общеобразовательных учреждений, утверждение которого позволит чётко урегулировать и регламентировать эти вопросы.

Коррекционные классы и программы

Во многих школах по согласованию с учредителем открыты специальные (коррекционные) классы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. В малокомплектных школах нередко организовано обучение таких учеников в общеобразовательном классе по специальной (коррекционной) программе в режиме интеграции. Основанием для перевода таких учеников в специальный (коррекционный) класс служит согласие родителей (законных представителей) и заключение психолого-медико-педагогической комиссии в соответствии с законом об образовании. Самое типичное нарушение — наличие в личном деле учеников специальных (коррекционных) классов согласия родителей, поданное в психолого-медико-педагогическую комиссию. Но этот ученик обучается не вышеназванной комиссией, соответственно необходимо заявление родителей (законных представителей) на имя директора школы о согласии на обучение ребёнка по специальной (коррекцион-ной) программе с указанием её вида. Школа должна иметь лицензию на образовательную деятельность по специальной (коррекционной) программе VIII вида.

Обучение детей-инвалидов

Всё большую популярность приобретает дистанционная форма обучения детей-инвалидов, но она требует значительных финансовых затрат как родителей, так и субъекта РФ, да и воспользоваться ею из-за состояния здоровья могут далеко не все дети-инвалиды. Долгое время считалось, что существует категория так называемых «необучаемых» детей. Органы здравоохранения до сих пор оперируют этим понятием и выдают справки об освобождении от обучения детям-инвалидам, имеющим глубокую умственную отсталость. Но закон гарантирует обучение и таким детям. Кроме того, законодательно установлена обязательность общего образования гражданам до 18 лет.

Государство предоставляет родителям (законным представителям) детей-инвалидов возможность обучаться в специализированном учебном заведении, но далеко не все родители согласны отправить туда своего ребёнка. Тем не менее, такие дети должны быть зачислены в общеоб-

разовательное учреждение, для них должно быть организовано обучение на дому по программе социальной реабилитации, разработанной совместно педагогами и медицинскими работниками. Конечно, такие дети не переводятся из класса в класс, но школа должна ежегодно фиксировать освоение ребёнком-инвалидом программы социальной реабилитации, и так до 18 лет! Очень сложно убедить родителей ребёнка-инвалида в необходимости его обучать, но школа должна это сделать, чтобы не нарушить закон.

Практически каждая школа предоставляет право обучения на дому больным детям. Что становится основанием для обучения ребёнка на дому? Прежде всего, необходимо заключение лечебного учреждения: справки врачебной комиссии, состоящей из трёх врачей, с рекомендацией организовать ребёнку обучение на дому на определённый срок. Имея такую справку, родители (законные представители) пишут заявление на имя директора школы с просьбой организовать ребёнку обучение на дому на определённый период. Директор издаёт соответствующий приказ, в котором назначает учителей и распределяет между ними нагрузку в соответствии с рекомендациями Минобразования, возлагает контроль за организацией обучения на дому на заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Заместитель директора составляет расписание занятий по согласованию с родителями ученика. Проведённые занятия фиксируются в журнале учёта занятий на дому. Четвертные и годовые оценки переносятся в классный журнал того класса, куда зачислен ребёнок.

Всё просто! Но, тем не менее, при проверках выявляются следующие типичные нарушения. Медицинская справка об обучении ребёнка на дому выдана фельдшером, а не врачебной комиссией. Заболевание ребёнка не включено в перечень заболеваний, при которых рекомендовано

обучение на дому (перечень установлен на федеральном уровне). Приказ директора об обучении ребёнка на дому издан ранее даты, когда подано заявление родителей, при отсутствии справки врачебной комиссии. Записи в журнале учёта занятий не соответствуют расписанию, утверждённому директором школы: в один день проведены четыре и более уроков при трёх уроках по расписанию, что ведёт к перегрузке больного ребёнка. Занятия организованы в субботу, хотя расписанием установлена «пятидневка». Нарушается и учебный план: проводятся по четыре урока математики вместо трёх уроков согласно учебному плану. И подобных «нестыковок» набирается немало.

Экстернат

В последнее время всё чаще встречается такая форма обучения, как экстернат. Казалось бы, чего проще! Обучение в форме экстерната регламентировано Положением о получении общего образования в форме экстерната, утверждённым приказом Министерства образования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884. И всё же при проверках выявляются нарушения и в этом вопросе. Обучение в форме экстерната предполагает, что ребёнок будет самостоятельно изучать весь перечень предметов, установленный учебным планом, причём, он может, если хочет, получать консультации учителей, периодически (либо только в конце учебного года — это его право!) проходить промежуточную аттестацию для установления того, как освоены образовательные программы учебного года. И так же, как и все ученики, по решению педсовета переходить из класса в класс, проходить государственную (итоговую) аттестацию за курс основной общей и средней (полной) общей школы. Кроме того, в соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации учащихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 28 ноября 2008 г.

№ 362, обязательно проходят промежуточную аттестацию:

• выпускники образовательных учреждений, не имеющих государственной аккредитации;

• лица, получающие образование в форме семейного образования или самообразования;

• лица, освоившие основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования в иностранных образовательных учреждениях.

Как показывает практика, часто дело ограничивается лишь изданием приказа о переводе ученика на обучение в форме экстерната. Затем до конца учебного года школа о ребёнке забывает, промежуточная аттестация проводится только по основным предметам (математика, русский язык, литература) либо не проводится вовсе. В итоге в конце учебного года редкий ребёнок может подтвердить освоение школьной программы всего учебного года, а времени на ликвидацию «пробелов» уже нет. Как итог — повторный курс обучения или «тройки», поставленные «из жалости». Делаем вывод: промежуточная аттестация должна проводиться раз в четверть или хотя бы раз в полугодие по всем предметам учебного плана, экстерн имеет право на получение консультаций учителей, на пользование библиотечно-ин-формационными ресурсами.

Семейное образование

В уставах школ часто встречается фраза: семейное образование регламентируется Положением о получении общего образования в форме экстерната: это нарушение. Семейное образование в отличие от экстерната не регламентировано на федеральном уровне: школа вправе самостоятельно разработать и утвердить органом самоуправления в пределах его компетенции положение о получении семейного образования, взяв за основу Положение о получении общего образования в форме экстерната. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.