КАК УСИЛИТЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ подход: возможности школы
Лилия Алексеевна Емельянова,
директор начальной общеобразовательной школы № 95 г. Челябинска Ольга Анатольевна Семиздралова,
руководитель службы психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска
На современном этапе развития общества инициируется создание такой модели образования, которая бы обеспечивала развитие каждой личности в максимальном диапазоне её интеллектуальных и психологических ресурсов. Сегодня, уже на этапе поступления в школу, всё больше детей, не имеющих классических форм аномалии развития, характеризуются низким уровнем школьной зрелости, испытывают трудности в обучении и освоении социальной роли ученика, имеют повышенный риск школьной дезадаптации. С целью решения вышеуказанной проблемы, считаем целесообразным разработать такую модель, которая позволит расширить личностные возможности всех детей, поможет выработать такие качества, как гуманность, взаимоуважение, готовность к помощи.
• психолого-педагогическое сопровождение • школьный консилиум
• индивидуальные различия • адаптация • семейное образование
Служба сопровождения в начальной школе
МБОУ НОШ № 95 г. Челябинска — начальная школа, в которой обучается 925 учащихся. В школе разработана модель психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, на основе которой действует соответствующая служба, включающая педагога-психолога, дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребёнка рассматривается как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка в учебно-воспитательном процессе — обес-
печение нормального развития (в соответствии с нормой в соответствующем возрасте).
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
• предупреждение возникновения проблем развития ребёнка;
• помощь (содействие) ребёнку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями;
• психологическое обеспечение образовательных программ;
• развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.
Психолого-педагогическое сопровождение включает взаимосвязанные направления. Эти направления отражают его основное содержание:
• диагностическая работа обеспечивает своевременное комплексное обследование детей и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
• коррекционно-развивающая работа обеспечивает сохранение и укрепление психологического здоровья учащихся, своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей «группы риска» в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у учащихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
• консультативная работа обеспечивает актуальность, системность и гибкость работы
с педагогами и родителями по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации;
• психопрофилактическая и информационно-просветительская работа по вопросам, связанным с формированием ценности здоровья и здорового образа жизни, спецификой развития, воспитания и обучения детей младшего школьного возраста. Это направление работы организуется со всеми участниками образовательного процесса — учащимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Направления работы реализуются на разных уровнях психолого-педагогического сопровождения.
Индивидуальный уровень предполагает:
1) выбор оптимальных для развития ребёнка методов и приёмов обучения в соответствии с его индивидуальными возможностями;
2) организацию и проведение педагогом-психологом индивидуальных коррекционно-раз-вивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями;
3) консультирование педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приёмов работы с учащимся;
4) консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания
и приёмов обучения ребёнка.
Групповой уровень предполагает:
1) организацию и проведение педагогом-психологом групповых коррекционно-раз-вивающих занятий, необходимых для преодоления дезадаптации и трудностей обучения;
2) коррекцию и развитие познавательной сферы и высших психических функций:
• развитие и коррекцию памяти;
• развитие и коррекцию слухового и зрительного восприятия;
• развитие и коррекция пространственной ориентации;
• развитие и коррекцию психомоторики и сенсорных процессов;
• развитие и коррекцию мыслительной деятельности;
• коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях.
3) развитие и коррекцию эмоционально-волевой сферы ребёнка;
4) психокоррекцию поведения.
На уровне класса проводится:
1) мониторинг возможностей и способностей учащихся и уровня сформированности их УУД;
2) отслеживание динамики в развитии УУД (1 раз в год).
На уровне учреждения реализуются:
1) различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса — учащимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, — вопросов, связанных с образовательным процессом и психолого-педагогического сопровождения детей
с трудностями адаптации и детей с особыми образовательными потребностями;
2) проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению
индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей «группы риска».
Создание адекватных потребностям детей условий может идти разными путями. Такие условия могут создаваться как в специальной, так и в общеобразовательной школе или образовательном дошкольном учреждении.
Индивидуальный подход — это:
1) принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы
с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их отличия;
2) ориентация на индивидуальные отличия ребёнка в общении с ним;
3) учёт индивидуальных характеристик ребёнка в обучении;
4) создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся,
но и каждого ребёнка в отдельности.
В вопросе организации процесса обучения, прежде всего, важно создание психолого-педагогических условий не только для развития всех учащихся, но и для развития каждого ребёнка.
Выявление и поддержка детей мотивированных к образованию видится важной целью психолого-педагогического сопровождения в основной системе и системе дополнительного образования детей. Задачи в сопровождении таких детей:
• формирование адекватной самооценки;
• охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
• профилактика неврозов;
• предупреждение изоляции одарённых детей в группе сверстников;
• развитие психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей.
Один из основных механизмов реализации психолого-педагогического сопровождения — оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обес печивающее системное сопровождение детей в образовательном процессе.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволяет обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. В МБОУ НОШ № 95 форма организованного взаимодействия специалистов — школьный консилиум и служба сопровождения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей «группы риска».
Внеурочная деятельность в МБОУ НОШ № 95 включает 5 направлений: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное. Во всех направлениях реализуется проектная деятельность с помощью игры, наблюдения, исследования.
В период каникул используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, создаваемых на базе общеобразовательного учреждения. Внеурочные занятия в каникулярное время не являются обязательными, они должны расширять и дополнять содержание курса, не нарушая его логику. При планировании внеурочной деятельности учитывается разнообразие её видов и форм. Для каждой параллели и класса составляется отдельный план и расписание занятий. Возможны корректировки в планировании.
С целью реализации Основной образовательной программы начального общего образования общешкольные дела включены в общую годовую циклограмму и служат компонентом внеурочной деятельности. Подготовка к участию и участие в общешкольном мероприятии позволяют ребёнку овладевать универсальными
Путь первый — поддержка детей в зависимости от уровня мотивации
способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Дети участвуют в общешкольных делах на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями.
В процесс образования включены Центр воспитательной работы «Спектр», Челябинский государственный педагогический колледж № 1, Центр детского творчества Курчатовского района, Детско-юношеская спортивная школа. Основная цель такого взаимодействия — создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме — ближайшей среде жизнедеятельности ребёнка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Второй путь — семейное
образование и экстернат
Согласно новому закону, возможно обучение, кроме как в школе, также в формах семейного образования и самообразования. (Обращаем внимание, что такая форма образования, как «обучение на дому», осуществляется по медицинским показаниям.) Каждая семья имеет право самостоятельно выбирать школу — государственную, муниципальную, частную, общественной или религиозной организации. Выбор формы образования принадлежит исключительно родителю (законному представителю), с учётом мнения ребёнка. Смена формы образования возможна в любой момент. (Семейный кодекс РФ, ст. 63, 64, Закон «Об образовании», ст. 44, п. 3). В соответствии с п. 4 ст. 17 Закона «Об образовании в Российской Федерации» допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
В соответствии с Порядком приёма граждан в общеобразовательные учреждения ограничения на приём в школу касаются только свободных мест. Так как при приёме на семейном обучении не требуется свободного места, школы не имеют права отказать в приёме на семенное обучение по причине
отсутствия регистрации на закреплённой территории. Решая, как ребёнок будет учиться — каждый день ходить в школу или получать образование в семье, родителям следует знать специфику каждой формы получения образования.
Семейное обучение регулируется статьями 17, 34, 58, 63 Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ и местными Положениями о семейном обучении, в том числе Положением образовательного учреждения. Также его касается п. 1.3 Положения об экстернате. Возможно с любого класса, при этом в любой момент можно вернуться к занятиям в школе. Отсутствие семейной формы в Уставе школы либо отсутствие Положения о получении общего образования в форме семейного образования является нарушением законодательства РФ и не может быть причиной отказа перевода для получения образования в форме семейного. Решив учить ребёнка дома, родители могут это сделать сами или пригласить преподавателей (ими могут быть и учителя школы). Письмом Министерства образования и науки РФ от 15 ноября 2013 года № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» регламентируется порядок получения образования в форме семейного.
При выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования — целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.
Вместе с тем, в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 федерального закона ребёнок, получающий
образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определённых родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 федерального закона).
Дети, получающие образование в форме семейного образования в соответствии с частью 3 статьи 34 федерального закона, имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. Образовательной организацией должен быть принят соответствующий локальный акт, регламентирующий порядок организации и прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации, в том числе экстернами. При этом вышеуказанный локальный акт должен быть доступен для беспрепятственного ознакомления, в том числе на сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Серьёзный опыт домашнего обучения имеется пока только в Америке. Там создан Нацио-
нальный исследовательский институт домашнего образования, издаётся журнал «Исследователь домашней школы». В США получают семейное образование около миллиона детей. В России органы образования отмечают рост желающих перевестись на эту форму обучения. Особенно это касается больших городов.
Обучение на дому возможно для детей, которые не могут учиться в классе общеобразовательной школы по состоянию здоровья. По приказу директора школы к таким детям учителя приходят домой. Оформляется оно на основании рекомендации медицинского учреждения. В соответствии с п. 5, п. 6 ст. 41, п. 10, п. 11 ст. 66 Закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для детей, нуждающихся в длительном лечении, учебные занятия могут проводиться образовательными учреждениями на дому. При этом финансовое обеспечение указанных мероприятий является расходным обязательством субъектов РФ.
Существует установленный официальным документом перечень заболеваний, дающий право на надомное обучение. Решение принимает специальная медицинская комиссия. По справке от врача школа переводит ребёнка на надомное обучение. При этом количество часов сокращено.
Самообразование предполагает самостоятельное изучение общеобразовательной программы основного общего, среднего (полного) общего образования без зачисления в образовательное учреждение. Для прохождения аттестации и получения документов об образовании зачисляется в школу в качестве экстерна в порядке, определяемом уставом общеобразовательного учреждения. Нет ни одного подзаконного акта по самообразованию. Логично было бы предположить, что при подобной форме образования учащийся не зачислен ни в одно учебное учреждение и аттестуется только на итоговой государственной аттестации
с предшествующей ей одной промежуточной аттестацией в 8 классе.
Кроме того, по статье 63, п. 2 : «общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования».
Форма образования «экстернат» регулировалась (Приказ Минобразования РФ от 23 июня 2000 г. № 1884 «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната»). По закону 1992 г. экстернат также мог выступать формой аттестации. В новом федеральном законе РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» экстерната как формы образования нет, а как форма аттестации он упоминается в ст. 34, п. 3: «Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе».
Как форма аттестации при семейной форме образования экстернат выгоден ограничением количества экзаменов (не более 12 в год) и отсутствием аттестации по искусству, технологии и физкультуре. Кроме того, если вы желаете пройти программу быстрее, вам можно написать заявление на аттестацию в качестве экстерна и установить удобные вам сроки сдачи предметов. При этом вашей формой образования останется семейное обучение.
Также возможен экстернат по отдельным предметам.
Наиболее необходимые пункты Положения об экстернате:
1.3. Лица, осваивавшие общеобразовательные программы в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования и самообразования, имеют право в качестве экстернов пройти промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.
2.3. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации устанавливаются общеобразовательным учреждением. Срок подачи заявления для прохождения государственной (итоговой) аттестации не может быть менее трёх месяцев до её начала.
2.5. Экстерн имеет право:
• получать необходимые консультации (в пределах 2 учебных часов перед каждым экзаменом);
• брать учебную литературу из библиотечного фонда общеобразовательного учреждения;
• посещать лабораторные и практические занятия;
• принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.
3.3. Промежуточная аттестация экстернов предшествует государственной (итоговой) аттестации и проводится по предметам инвариантной части учебного плана общеобразовательного учреждения, кроме предметов образовательных областей «Искусство», «Физическая культура», «Технология», если эти предметы не являются профильными в данном общеобразовательном учреждении, классе. Выбор иностранного языка проводится экстерном и указывается в заявлении о зачислении.
Таким образом, экстернат закреплён как форма аттестации в новом законе. Положение об экстернате пока работает, но, видимо, должно быть редактировано, в связи с тем, что экстернат называется в нём формой образования, в качестве которой он уже не выступает. (http:/ /www.familyeducatio№.ru/ ?module=articles&c=start&b=2&a=3) НО