Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Профильный класс. Открытый урок. Перечень нормативных документов для оказания платных дополнительных образовательных услуг в сфере общего образования. Экстернат. Переход из начальной школы. Переход в другую школу. Проведение уроков в классе с компенсирующим обучением. Как забрать документы из школы. Нормы наполняемости классов и деления на группы. Продолжительность урока в 2-9-х классах. Изменения в ООП начальной школы в связи с введением нового Федерального закона об образовании. Какой документ регламентирует обучение умственно отсталых школьников только в 1 смену?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

На вопросы отвечает Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик АЛАН ПО, доктор педагогических наук

^ Здравствуйте! Подскажите, по-• жалуйста, выход из ситуации. Администрация каждый год набирает 10-й профильный класс без нашего согласия. Профильный класс звучит престижнее, чем обычный. Экзамены дети сдают те, которые надо, но на оценку «3». Никакого «профильного» отбора нет, лишь бы кто пришёл. Средний балл профильного физико-математического класса — 3,3! Контрольные из гороно присылают с учётом про-фильности, программа тоже сложная, дети её не осваивают. Самое страшное, что дети регулярно не сдают ЕГЭ, так как приходят с формальными тройками уже в среднее звено. Каждый год за плохое написание контрольных и несдачу ЕГЭ нас ругают, лишают баллов и премии, мотивируя тем, что мы плохо работаем. Но мы ведь не просили профильный класс! Мы знаем, кого выпускаем в 9 классе, закрыв глаза ставим им «3», а нам их приводят в 10-й. Да ещё заставляют работать с родителями, чтобы, не дай Бог, дети не ушли в техникум! Получается, что мы в ответе за тех, кого администрация набрала? Набирает она, а учим мы? З.Ю.

Школа неверно понимает задачи профильного образования и, самое печальное, неверно его фор-

мирует. Профильные классы — это всегда заказ общественности. Для этого обязательно проводится анализ родительских запросов и ожиданий по подготовке учащихся. Далее проводится оценка ресурсов школы для реализации этих запросов. Если нет соответствующей подготовки учителей, то принимаются меры по повышению их квалификации. Если нет достаточного опыта организации учебного процесса, то развивается сетевое сотрудничество между школами. Если нет материальной базы, методического обеспечения, то ведутся работы по их созданию. После того как обеспечительные меры были приняты, начинается процесс приёма учащихся в профильные классы. Обязательно в школе сохраняется общеобразовательный класс для возможности учащегося отказаться от предложенного профиля обучения и завершения обучения по базовой программе.

Педагогический коллектив должен разработать программу развития школы, в которой должно быть предусмотрено изменение педагогической практики начиная с на-

чальной школы. Тогда в среднее звено будут приходить более подготовленные учащиеся. Этап основной школы должен стать этапом высокого профессионального мастерства. Если педагоги на этом этапе смирились с бесполезностью своей работы, то надо уходить из профессии либо идти учиться у тех, кто умеет работать в непростых условиях, например, у педагогов специальных (коррекционных) школ. Вот где нельзя опускать руки и необходимо стремиться видеть каждого ученика в отдельности.

С родителями надо работать так, чтобы дети быстрее находили свой жизненный путь. Если это техникум, то и замечательно. Если это 11-й класс, то у учащихся должна быть мотивация на повышенную программу обучения, следовательно, здесь надо вводить отбор учащихся. Школа не должна слепо следовать указаниям отдельных чиновников, надо взвешивать всю свою ответственность за организацию образовательного процесса. Это её компетенция, её выбор (см. ст. 28 ФЗ «Об образовании в РФ»).

^ Имеет право администрация

• заставить учителя с первой категорией давать открытый урок для директоров школ?

В.

Вы должны помнить, что вы член команды. Открытые уроки — это не только презентация вашего опыта, это ещё и реклама вашей школы. Участие в таких мероприятиях предоставляется не всем педагогам, а тем, кто умеет делать что-то значимое для школы. Очевидно, администрация посчитала вас таким специалистом. Проведение открытых занятий — это часть профессиональной деятельности педагога. Следует помнить, что участие в таких мероприятиях должно быть соответствующим образом оценено.

^ По новому закону об образова-

• нии такая форма, как экстернат, насколько я знаю, не существует. Как быть, если родители ученика хотят вывести его на экстернат

по математике в 9 классе? Могут ли они это сделать? Какие документы должны быть оформлены образовательным учреждением? И кто по закону будет нести ответственность за подготовку и сдачу ГИА? Как это должно быть оформлено документально? Ирина Анатольевна

По отдельному предмету экстерната вообще никогда не было. Обучение вне организации возможно только в форме семейного образования или самообразования. Следует помнить, что получение общего образования может быть получено в форме семейного образования,

а вот среднее общее и в форме самообразования (ч. 2 ст. 663 ФЗ «Об образовании в РФ»).

В данной ситуации учащегося можно переводить на индивидуальный учебный план, в рамках которого он будет осваивать предметы и в классе, и самостоятельно. Контроль за обучением по такому плану осуществляет администрация школы. Регулируются эти отношения только локальными актами организации.

Подскажите, пожалуйста, пе-

• речень нормативных документов для оказания платных дополнительных образовательных услуг в сфере общего образования?

Галина Александровна

См. ст. 54, ст. 101 ФЗ «Об образовании в РФ», Постановление Правительства РФ

от 15.08.2013 № 706 «Об

утверждении Правил оказания платных образовательных услуг».

Помогите найти правовое ре-

• шение в создавшейся ситуации: мама двух детей, переведённых в 5-й класс, посчитала, что её дети не освоили программу начальной школы на должном уровне и запретила им перейти

в следующий класс. Дети в течение 1-й четверти сидят на уроках в 4 классе. Все попытки администрации школы, КДН, проверяющих отдела образования района и министерства не дали результата. Родительница категорически против обучения детей в 5 классе, хотя КДН вынесла решение, обязывающее её перевести детей в 5-й класс в соответствии

с решением педсовета. Что делать администрации школы в этой ситуации? Другой школы в селе нет.

О. С.

Мама таких прав не имеет (см. ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ»). Мама имеет право выбрать школу, в которой будут учиться её дети, но не определять, сколько лет должны учиться дети в каждом классе. Уровень готовности учащегося учиться в том или ином классе устанавливают не родители, а школа. Напомним, что педагоги должны быть ограждены от вмешательства родителей в профессиональную деятельность (п. 2 ч. 2 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Администрация государственной (муниципальной) школы не должна нарушать права детей на освоение образовательной программы следующего уровня, если учащиеся освоили предыдущий уровень обучения. Решение об освоении уровня образования принимает школа, когда утверждает на педагогическом совете итоги учебного года и приказ о переводе учащихся из одного класса в другой. Поэтому, если данные дети официально закончили четвёртый класс, то в системе государственного образования они обязаны посещать занятия в 5-м классе. Мама может реализовать свои задачи не путём навязывания своей воли администрации школы, а путём организации дополни-тельных занятий частным образом или в системе дополнительного образования детей.

КОНСУЛЬТАЦИИ

В случае, когда родители отказываются выполнять законодательство Российской Федерации, к ним применяются меры государственного принуждения. Школа имеет право на основании решения КДН обратиться в суд за защитой прав детей на образование и поставить вопрос об ответственности родителей за выполнение ст. 43 Конституции РФ, ст. 63 Семейного кодекса, а также ч. 4 и ч. 6 ст. 45 ФЗ «Об образовании в РФ».

Скажите, пожалуйста, как забрать документы моего ребёнка из школы, если директор не отдаёт без справки из школы, в которую мы должны перейти? Мы хотим обучаться на дому и не числиться в этой школе. Татьяна Викторовна

В таком случае вам документы из школы не нужны. Надо написать заявление о том, что вы переходите на обучение по форме семейного образования и заключить со школой договор о прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Далее уведомить орган управления образованием, которому подчиняется школа, о том, что вы будете обучать ребёнка самостоятельно (ч. 5 ст. 63 ФЗ «Об образовании в РФ»). Орган управления образованием на основе нормативных правовых актов должен решить вопрос о финансовой поддержке вашей инициативы. Следует помнить, что финансовое обеспечение учащегося по такой форме значительно отличается от финансирования, выделяемого на учащегося, получающего образование в организации.

^ При переходе в другую школу

поменялся иностранный язык: изучали английский, а в новой школе преподают немецкий. Обязан ли ученик переучиваться и посещать уроки по данному предмету? Е.Н.

В этом случае наиболее гуманным по отношению к ученику будет организация индивидуального учебного плана, организация индивидуальных занятий по немецкому языку. Однако надо помнить, что это возможно при наличии соответствующих ресурсов школы (кадровых, материальных).

Родители, которые выбрали такую школу, должны были понимать, какие риски (проблемы) может спровоцировать перевод ребёнка в другую школу, и помочь ему преодолеть эти проблемы. Это функция не только школы, но и семьи, поскольку именно от родителей зависит, где будет учиться их ребёнок.

Можно ли отказаться от проведения уроков в классе с компенсирующим обучением? Дело в том, что мальчики этого класса вызывающе себя ведут, постоянно срывают уроки, говорят непристойности и прочее такого же рода... Алена Викторовна

Если вам определена нагрузка на учебный год, проведена тарификация, то отказаться от её выполнения вы не можете. В этом случае будет нарушение трудового договора. Если есть проблемы вос-

питательного характера, то надо решать их вместе с администрацией школы и родительской общественностью класса. Возможна организация взаимоконтроля со стороны родителей класса, т.е. фактическое присутствие одного из родителей учащихся на уроках для последующего обсуждения обстановки в классе на родительском собрании. Со стороны администрации на какое-то время необходимо также организовать контроль посещения занятий.

В целом такое поведение учащихся на уроках может быть связано с недостаточной воспитательной работой в школе, в классе, недогру-женностью учащихся учебной работой и низкой квалификацией педагога. Мы бы рекомендовали обратить внимание на первые два момента, так как профессионализм педагога формируется постепенно, на практике, а вот среда, в которой работает педагог, создаётся школой при участии её администрации.

Пожалуйста, поясните,

какие изменения надо в нести в ООП начальной школы в связи с введением нового Федерального закона об образовании. Спасибо. О.Н.

Рекомендуем вам прочитать закон, особенно главы 1—7 и проверить, насколько ваша программа соответствует закону (по терминам, по требованиям к наименованию уровней обучения и т.п.).

^ В письме Минпроса РСФСР • от 19.06.1985 № 102-М содержатся нормы наполняемости классов и деления на группы. Но почему-то нет конкретного деления по количеству учеников, например мальчиков. А чем регламентируется наполняемость на предмете «Технология»?

Только ли СанПиНом?

Иван Николаевич

В данном случае деление класса на группы регламентируется локальными актами вашей школы. Согласно п. 31 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства РФ, от 19.03.2001 № 196 при проведении занятий по иностранному языку и трудовому обучению на второй и третьей ступенях общего образования, физической культуре на третьей ступени общего образования, по информатике и вычислительной технике, физике и химии (во время практических занятий) допускается деление класса на две группы: в городских общеобразовательных учреждениях, если наполняемость класса составляет 25 человек и в сельских —

не менее 20 человек. В общеобразовательных учреждениях с родным (нерусским) языком обучения также допускается деление класса на две группы. При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью при проведении занятий по другим предметам, а также классов первой ступени общего образования при изучении иностранного языка.

Какой документ регламенти-• рует обучение умственно отсталых школьников только в 1 смену?

Светлана

СанПиН 2.4.2821-10. Приказ Минобрнауки России

от 30.08.2013 № 1015 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

Может ли продолжитель-

• ность урока в 2-9-х классах быть 40 минут? Не противоречит ли это СанПин? Может ли в первом классе во втором полугодии продолжительность урока быть меньше 45 минут?

Л.С.

Нет, не противоречит. См. СанПиН 2.4.2821-10. Согласно п. 10.10 документа обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

• учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;

• использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока

по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);

• рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.