Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
24
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Аттестация по должности педагог-психолог. Формы прохождения аттестации для учителей. Программы элективных курсов. Расписание уроков в соответствии с санитарными нормами. О приёме на работу учителя без педагогического образования. Контрольные работы по разным предметам. В каких случаях старший вожатый, социальный педагог, психолог могут выполнять обязанности классного руководителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

^ Здравствуйте! Проконсультируй-• те, пожалуйста. Учреждение СДЮСШОР — спортивная школа олимпийского резерва. Педагог-психолог подаёт заявление на аттестацию на первую кв. категорию. Получает отказ, так как в дипломе степень бакалавра психологии. Нет педагогики. При этом в приложении к диплому много пед. дисциплин — более 900 часов. Есть курсы повышения квалификации по «Спортивной психологии». Может ли специалист аттестовываться по должности педагог-психолог? Светлана Александровна

Согласно Приказу Минздрав-соцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное обра-

На вопросы отвечает Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик МАНПО, доктор педагогических наук

зование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы. Считаем, что ваш специалист вполне может проходить аттестацию, его документ об образовании не противоречит профилю необходимой подго-

^ Являются ли директор и заме-• ститель директора по УВР вечерней (сменной) общеобразовательной школы педагогическими работниками? Ирина Фёдоровна

Согласно Постановлению Правительства РФ от 08.08.2013 № 678 «Об

утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» должности руководителя, заместителей руководителей, директора образовательной организации относятся к категории руководителей образовательных организаций.

Согласно ст. 52 заместителям руководителей образовательных организаций, руководите-

лям структурных подразделений и их заместителям права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные педагогическим работникам (пенсия, права и свободы, оплата коммунальных платежей для сельских педагогов), предоставляются.

Норму о сроках использова-• ния учебников мы нашли, а вот нормы, по которой в образовательный процесс включаются программы курсов, к сожалению, нет. Мы использовали программы элективных курсов, изданных с 2004 года, сейчас идёт речь о разработке адаптированных программ по каждому заимствованному курсу, потому что переиздание элективов прекратилось. Правомерно ли это? Некоторые из курсов, которые разрабатывали наши педагоги, получили экспертные заключения областного экспертного совета, сейчас на них тоже, видимо, придётся писать адаптированные программы. Татьяна Валерьевна

Нормы вы не нашли, поскольку их и нет. В подобной ситуации приходится исходить из принципа аналогии права и сложившейся деловой

практики. Поскольку известно, что обновление ФГОС происходит один раз в 10 лет, именно на такой срок рассчитаны учебники, внесённые в федеральный перечень, то условно можем принять, что и программы по учебным дисциплинам обновляются не реже одного раза в 10 лет. Однако практика и реальные условия, в которых находится школа, могут провоцировать ситуации отклика на социальный заказ, поэтому если назрела необходимость и при этом программы применяются не более 10 лет, то школа вправе приказом руководителя осуществить процесс обновления программ. В отношении элективных курсов, это могут в целом авторские проекты. Поэтому в зависимости от возможностей педагога и школы элективы могут вводиться в учебный процесс или аннулироваться решением педагогического совета. Безусловно, методическая поддержка программы в виде внешней рецензии приветствуется.

^ В нашем регионе аттестацией • стал заниматься институт повышения квалификации. Вправе ли он устанавливать формы прохождения аттестации для учителей такие, как открытый урок на базе института для слушателей каких-нибудь курсов? Должны ли быть региональные документы, регламентирующие прохождение аттестации? Какие, кем они должны приниматься? Мария Андреевна

Да, в регионе должно быть положение об аттестационной службе и порядке организации аттестации педагогов. Рекомендуем обжаловать действия И ПК в Рособрнадзоре.

^ Очень хочется узнать, в каких

• формах будет возможен экзамен по русскому языку для детей 7-го вида обучения. Обязательна ли для таких детей форма в виде ГИА?

М.М.

Пока аттестация выпускников 9-х классов проводится в соответствии с Приказом Минобразования РФ от 03.12.1999 № 1075 «Об

утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Российской Федерации». Согласно пункту 2.3 этого приказа для выпускников IX классов, обучавшихся по состоянию здоровья на дому, в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, находившихся в лечебно-профилактических учреждениях более 4 месяцев, и детей-инвалидов государственная (итоговая) аттестация проводится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья выпускников. Учащиеся, обучающиеся по программам для школ 7-го вида, проходят государственную итоговую аттестацию так же, как и обычные ученики, и получают точно такой же аттестат.

^ Здравствуйте! Какие измене-

• ния необходимо внести в Положение о логопункте в связи

с новшествами в законодательстве, стандартами и т.д.? На какие

документы следует ссылаться, каким образом и вместо каких понятий применять термин «инклюзивное образование»?

Василина Владимировна

Положение логопункта регулируется только нормативными правовыми актами субъекта РФ и локальными нормативными актами школы. Это структурное подразделение общеобразовательного учреждения.

^ Администрация школы от-• правляет на курсы по ФГОСам и заставляет после курсов вести учебные занятия. То есть в первой половине дня я на курсах, а во второй половине веду уроки, и наоборот, и так в течение недели. Тем самым увеличен рабочий день, и без компенсаций. Правомерно ли это? Сергей Валентинович

Возможно, у вас обучение без отрыва от производства, в таком случае ваша нагрузка должна быть перераспределена в объёме рабочей недели. Согласно ст. 333 ТК РФ у вас рабочая неделя составляет 36 часов. Из этой продолжительности рабочей недели надо вычесть объём учебной нагрузки, и оставшееся время распределить на другие виды педагогической работы, в том числе на повышение квалификации. В месяц объём вашей занятости не должен превышать в среднем 144 часа. Рекомендуем вам посмотреть ч. 6 ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ», а также Приказ Минобрнауки РФ от 24.12.2010 № 2075 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы)

Консультации

педагогических работников»; Приказ Минобрнауки РФ от 27.03.2006 № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений».

Помогите разобраться. Расписание уроков составлено в соответствии с санитарными нормами. Уроки физической культуры поставлены 4-м, 5-м, 6-м уроками в расписании, но так как учителя ФК два, в спортивном зале почти всегда занимается по два класса, причём 1-м, 2-м, 3-м уроками зал свободен. Во вторую смену также приходим к 4-му уроку, чтобы провести уроки двух классов в зале одновременно. Разве так должны соблюдаться санитарные правила, когда дети от них явно страдают, в зале занимаются одновременно начальное и среднее звено? Помогите найти компромисс. Учитель ФК

Всё зависит от того, как читает ваша администрация СанПиН 2.4.2.2821—10. Нельзя абсолютизировать те нормы, которые рекомендованы, и игнорировать те нормы, которые построены в императивном (строгом) предписании. Так, в СанПиН 2.4.2821—10 указано, что 1) при составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для учащихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для учащихся II и III ступеней образования предметы естественно-математическо-

го профиля чередовать с гуманитарными предметами (пункт 10.8.).

2) Для удовлетворения биологической потребности

в движении независимо от возраста учащихся рекомендуется проводить не менее трёх уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объёме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

3) Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности

и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (пункт 10.20).

4) Занятия физической культурой рекомендуется предусматривать в числе последних уроков. После уроков физической культуры не проводятся уроки с письменными заданиями и контрольные работы (Приложение 3).

Ваша администрация почему-то не обратила внимание на п. 10.8 СанПиН, а акцентировала выполнение рекомендательных норм (приложение

№ 3 СанПиН 2.4.2821-10).

Таким образом, уроки физкультуры могут быть и 1-3-ми, и 5-7-ми уроками.

Проконсультируйте, пожалуйста, нужно ли ставить контрольное блюдо перед завтраком и обедом в школе. В каких документах об этом можно прочитать?

Зав. производством говорит, что 2 года как отменили. Так ли это?

Светлана Геннадьевна

Не совсем понятно, о чём идёт речь. В «ГОСТ Р 50647-2010. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги общественного питания. Термины и определения» (утв. Приказом Росстандарта

от 30.11.2010 № 576-ст)

термин «контрольное блюдо» не применяется. Возможно, вы используете профессиональную терминологию, но согласно СанПиН 2.4.5.2409-08. «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» с целью контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба от каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет работник пищеблока (повар) в соответствии с рекомендациями по отбору проб приложения 11 указанных Санитарных правил. Контроль за правильностью отбора и условиями хранения суточных проб осуществляет медицинский работник. См. также: Письмо Минобрна-уки России от 12.04.2012 № 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» (вместе с Методическими рекомендациями «Формирование культуры здорового питания обучающихся, воспитанников»).

^ Считать выбывшим? Ребёнок • три года не посещает школу, мать скрывается от всех инстанций. Наши обращения, начиная от АМС, управления образованием, КДН и до прокуратуры района, не дали вразумительных ответов. Ребёнок продолжает числиться за школой. Что делать? Варвара Николаевна

Отчислять на основании всех собранных вами документов как лицо, нарушающее устав школы. Применение ч. 8 ст. 43 ФЗ «Об образовании в РФ» об отчислении учащегося по решению школы возможно, если:

1. Учащийся неоднократно совершал дисциплинарные проступки (не исполнял или нарушал устав организации, правила внутреннего распорядка, правила проживания в общежитиях и интернатах и иные локальные нормативные акты по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности).

2. Учащийся достиг возраста пятнадцати лет.

3. В случае, когда меры дисциплинарного взыскания в виде замечания и выговора, а также меры педагогического воздействия не дали результата.

4. Дальнейшее пребывание учащегося в организации оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права

и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование ОУ. Далее применяется ч. 9 ст. 43 Федерального закона.

^ Мальчик из 6-го класса отказался от разминки с трёхкилограммовыми гирями (16 упражнений), так как болят мышцы пресса. Учитель не разрешила работать дальше

и поставила «2» за урок. Имеет ли учитель право заставлять ребёнка заниматься гирями, а в случае отказа ставить «2» за весь урок?

Галина Владимировна

Этот вопрос надо обсуждать в присутствии директора школы, так как оценка действия учащегося некорректна. Следует поинтересоваться, на основании какого локального документа выставляются оценки в школе. Вопрос относится к компетенции школы. Учитель имеет право применять только педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания (п. 5 ч. 1 ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ»).

^ О приёме на работу учителя без педагогического образования. Можно ли принять на работу учителем начальных классов человека, имеющего среднее профессиональное образование по специальности «юрист»? Можно ли провести это решение через школьную аттестационную комиссию? Татьяна Ивановна

Нет, образование такого специалиста не соответствует профилю преподаваемых дисциплин. Для учителя начальных классов достаточно именно педагогического колледжа, но не юридического колледжа. Такой специалист не знает методики начального образования. Лучше используйте такого специалиста как юриста, да направьте учиться по профилю будущей педагогической работы.

Можно ли в один день давать ученикам более одной контрольной работы по разным предметам? Является ли формулировка СанПиН (ст. 10.8) «В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы» рекомендательной или обязательной? Наталья Павловна

СанПиН 2.4.2.2821-10

утверждён Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189, поэтому нельзя утверждать, что это рекомендательный документ. Если указано, что что-то делать не следует, то такое правило надо рассматривать как ограничение, т.е. как запрещающую норму.

^ В каких случаях старший вожатый, социальный педагог, психолог могут выполнять обязанности классного руководителя?

Л.Л.

В случае, когда есть в этом необходимость. Никаких ограничений по выполнению данной нагрузки законодательством не установлено. См. Письмо Минобрнау-ки РФ от 25.04.2006 № АФ-100/03 «О рекомендациях ЦК Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации» (вместе с «Рекомендациями по применению законодательства Российской Федерации при осуществлении выплаты вознаграждения за выполнение функций классного руководителя педагогическим работникам общеобразовательных учреждений»). НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.