Научная статья на тему 'Консультации'

Консультации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Болотова Елена Леонидовна

Право преподавать ОБЖ и БЖД. Представительный коллегиальный орган. Кто курирует в школе внеурочную деятельность. Выставление текущих оценок учащимся средней школы в журнал и дневник. Подвоз детей в ОУ. Получение образования в виде семейного образования вне ОУ. Имеет ли право школа освободить от уроков физкультуры ученика на основании заявления родителей по религиозным мотивам. Выезд на экскурсии в учебное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации»

На вопросы отвечает Елена Леонидовна Болотова,

профессор кафедры управления образовательными системами ФПКиППРО МПГУ, академик М АН ПО, доктор педагогических наук

^ Работаю в профессиональном • лицее 28 лет. Имею высшее техническое образование, высшую квалификационную категорию. Преподаю спецпредметы и охрану труда: ОБЖ — 8 лет, БЖД — 3 года. Мне методист заявляет, что я не имею право преподавать ОБЖ и БЖД Разъясните, пожалуйста, права ли она? М.М.

Пока срок действия вашей квалификационной категории не истёк, вы можете работать по профилю дисциплин, соответствующих вашей подготовке. Что касается ОБЖ, то здесь определённые особенности. Так, в дисциплине ОБЖ предусмотрен блок знаний, связанных с основами начальной военной подготовки.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.1999 № 1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», получение начальных знаний об обороне, включая приобретение навыков в области гражданской обороны, осуществляется в государственном, муниципальном или негосударственном образовательном учрежде-

нии среднего (полного) общего образования, образовательном учреждении начального профессионального и среднего профессионального образования и в учебных пунктах. Во исполнение Положения приказом министра обороны РФ № 96, Минобрнауки России № 134 от 24.02.2010 утверждена Инструкция об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах. Ею предусмотрена подготовка граждан по основам военной службы.

Согласно п. 13 этой инструкции, обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы в образовательных учреждениях осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами: в рамках предмета «Основы безопасно-

сти жизнедеятельности» — в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования; в рамках дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» — в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования.

Пунктом 14 инструкции предусмотрено, что в образовательных учреждениях создаётся и постоянно совершенствуется учебно-материальная база в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. Учебно-материальная база включает в себя: предметный кабинет с учебными и наглядными пособиями, техническими средствами обучения, спортивный городок с элементами полосы препятствий, стрелковый тир или место для стрельбы (электронный стрелковый тренажёр).

Согласно п. 16 инструкции, подбор кандидатов на должности педагогических работников, осуществляющих обучение граждан начальным знаниям в области обороны и их подготовку по основам

военной службы, проводится образовательным учреждением совместно с военным комиссариатом.

Возможно, именно по этим причинам вам отказывают в проведении уроков по ОБЖ.

^ В примерном Положении об УС, • УС назван как коллегиальный орган управления, в таком случае он подпадает под ст. 2.4 КоАП, как коллегиальный исполнительный орган. В Положении об УС нашей школы УС назван как «представительный коллегиальный орган». Можно ли в этом случае относить его к исполнительному органу и если нет, распространяется ли тогда действие ст. 2.4 на членов нашего УС? Вправе ли ГБОУ так изменять определение УС в своём Положении? О.В.

В ряде учебных пособий по муниципальному праву используется конструкция «представительные коллегиальные органы», которые формируются в муниципальном образовании. В целом конструкция «представительный коллегиальный орган» не имеет юридического смысла, так как органы управления могут быть либо коллегиальными либо единоличными и выполнять при этом представительские функции. Устав должен соответствовать ФЗ «Об образовании в РФ», а там применяется только конструкция «коллегиальные органы управления» и никак не иначе (см. ст. 26). Понятие юридической ответственности членов исполнительных коллегиальных органов управления действительно регулируется ст. 2.4. УС относят к исполнительным органам, потому что это коллегиальный орган управления и имеет право принимать реше-

ния по вопросам своей компетенции и исполнять эти решения в данной организации.

^ Если у старшего воспитателя стоит 2-я категория в должности воспитателя, ему зачтётся этот разряд или его нужно подтверждать? Ирина

В настоящее время второй квалификационной категории не существует, поэтому по истечении срока действия такой категории работник либо направляется на аттестацию на соответствие занимаемой должности, либо использует своё право на прохождение аттестации на квалификационную категорию.

^ Какие документы регламен-• тируют выставление текущих оценок учащимся средней школы в журнал и дневник, и должны ли они соответствовать друг другу?

Татьяна Сергеевна

Оценки в разных документах должны соответствовать друг другу. Выставляются они на основании только локальных нормативных актов, составленных с учётом следующих документов: постановления СНК РСФСР от 10.01.1944 № 18 «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся начальной, семилетней и средней школы»; письма Минобразования РФ от 03.10.2003 № 13-51-237/13 «О введении безотметочного обучения по физической культуре, изобразительному искусству, музыке»; письма Минобразо-

вания РФ от 03.06.2003 № 13-51-120/13 «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях, участвующих в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования».

^ Кто курирует в школе вне-• урочную деятельность — зам. директора по учебной работе или зам. директора по воспитательной работе? Каковы их обязанности? Марина Леонидовна

Курирует тот завуч, которому приказом руководителя вменены в обязанность такие функции. Поскольку внеурочная деятельность связана с реализацией образовательной программы в иной не урочной форме, то наиболее вероятно, что за такую форму организации учебного процесса должен отвечать заместитель руководителя по учебной работе.

^ По какому Базисному плану должны работать специальные (коррекционные) школы 8 вида, с какой рабочей неделей? Какова продолжительность урока, если в школе обучается 50% детей-инвалидов? Любовь Фёдоровна

Рабочую и учебную неделю школа определяет самостоятельно. Продолжительность урока устанавливается в соответствии

с СанПиН 2.4.2821-10. Учебный план реализуется в соответствии с приказом Минобразования РФ от 10.04.2002 № 29/2065-п «Об утвержде-

нии учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». Обратите также внимание на приказ Минобрнауки

России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования».

^ Скажите, пожалуйста, обязана

ли администрация района организовывать подвоз детей в дошкольные учреждения и на основании какого документа? Р.Т.

Да, это обязанность органов местного самоуправления. Согласно ст. 40 ФЗ «Об образовании в РФ», организация бесплатной перевозки учащихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

^ Я учитель начальных классов • в московской школе. Во второй половине дня у нас проходят развивающие занятия по разным предметам. Я предлагаю посещать эти занятия всем детям из класса. Одна родительница отказывается приводить ребёнка и говорит, что она сама будет развивать ребёнка. Но при этом она требует, чтобы я ей рассказывала, что надо делать с ребёнком, чем я планирую заниматься на каждом занятии. Вопрос: обязана ли я предо-

ставлять эту информацию, особенно план моих занятий с детьми, рассказывать методику работы с ними на этих занятиях?

Наталья

Методику рассказывать не надо, а краткие планы занятий (тема, время, аннотация) надо разместить на сайте школы, пусть мама читает. Согласно статье 44 ФЗ «Об образовании в РФ», родители несовершеннолетних учащихся имеют право знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей. В этих целях имеет смысл проводить мастер-классы и открытые уроки для родителей ваших учеников. Вам бояться нечего, вы профессионал, а копировать чужую практику сложно и хлопотно. Возможно, на первых порах маме это будет интересно. Для вас в этом нет ничего плохого, пусть родители приобщаются к педагогике. Вот раздавать конспекты занятий не стоит. Это ваш авторский труд и его надо ценить и беречь, и публиковать в педагогической печати.

^ В связи с появлением в273-ф3 формы получения образования в виде семейного образования вне ОУ имеет ли право наша школа заключить договор о прохождении промежуточной аттестации на начало учебного года с 1 сентября с целью основания бесплатного предоставления учебной литературы, библиофон-да, консультаций и т.д. 3аключим договор, приказом зачислим

в ОУ для прохождения аттестации, а сама аттестация будет весной, например, при переводе в следующий класс. Так у нас будет основание для обеспечения необходимыми ресурсами учащегося. Наша школа не уверена, что родители, перешедшие на семейное образование, найдут нужную учебную литературу и т.д. в связи с отдалённостью проживания. Хотя по новому 273-Ф3 мы вообще не должны иметь к семейному образованию отношения, с нас всё равно могут требовать отслеживать и помогать таким учащимся. Не противоречит ли заключение договора на целый учебный год 273-Ф3? Фактически и договор и приказ в сентябре, а аттестация в мае, например. Аксенова

Увы, но это выбор родителей. Школа в рамках формы обучения «семенное образование» не может выдавать учащимся учебники, проводить консультирование и какие-либо дополнительные учебные занятия для учащихся, получающихся образование вне организаций. Это полностью забота родителей. Школа может заключать договор только на проведение промежуточной и государственной итоговой аттестации для учащихся. В этом случае учащийся зачисляется в школу в качестве экстерна только на период аттестации (ч. 3 ст. 34 ФЗ «Об образовании в РФ»). Если он её успешно проходит, то далее отчисляется, так как государственная услуга школой выполнена. В том случае, когда аттестация не пройдена, имеется академическая задолженность, следует руководствоваться ч. 10 ст. 58 и переводить

учащегося на получение образования в организации. Ребёнок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учётом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации (п. 2 ч. 3 ст. 44 Федерального закона). Если в договоре чётко прописан предмет договора: проведение аттестационной процедуры в конкретные месяцы учебного года, то его исполнение должно осуществляться именно в соответствии с предметом договора в эти сроки.

В отношении консультирования и контроля за такими семьями следует помнить, что это обязанность не образовательной организации, а органа управления образованием, так как при выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования именно родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (ч. 5 ст. 6 Федерального закона). В отношении консультирования закон определяет, что родители несовершеннолетних учащихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консульта-

ционные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 64 ФЗ «Об образовании в РФ»). Бесплатное консультирование силами школы по вопросам общего образования закон не предусматривает. Если органы управления образованием настаивают на выполнении вашей школой такой миссии, то должен быть издан распорядительный акт о таком поручении и выделены средства на оплату труда педагогов, занятых в консультировании родителей, обучающих своих детей вне школы.

Скажите, пожалуйста, имеет • ли право школа освободить от уроков физкультуры ученика на основании заявления родителей по религиозным мотивам? Предмет «физическая культура» является обязательным для изучения. Медицинской справки на освобождение нет. Что делать школе? Какой нормой закона пользоваться? А.А.

Нет, религиозные мотивы не являются основанием для освобождения учащегося от уроков физической культуры в государственном (муниципальном) образовательном учреждении. Школа обязана соблюдать требования приказа Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 (ред. от 31.01.2012) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного)

общего образования»; приказа Минобразования РФ от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования», согласно которым дисциплина «физическая культура» является обязательной для изучения всеми учащимися, даже теми, которым рекомендовано освобождение от практических занятий. Напомним, что, согласно ст. 14 Конституции РФ, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Следовательно, в государственных (муниципальных) школах действуют в первую очередь светские нормы организации образовательной деятельности. Освобождение учащегося от занятий по физической культуре по религиозным мотивам можно рассматривать как демонстрацию принадлежности человека к определённой конфессии. Конституцией РФ установлено равенство всех религиозных конфессий в отношениях с государством и указано на невозможность закрепления какой-либо государственной (обязательной) религии.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. Граждане Российской

Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Согласно ст. 16 этого Федерального закона, богослужения, другие религиозные обряды и церемонии беспрепятственно совершаются только в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в местах паломничества, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, на кладбищах и в крематориях, а также в жилых помещениях. Школы не отнесены к тем организациям, в которых допускается беспрепятственное соблюдение религиозных обрядов, к которым можно отнести ношение одежды, подчёркивающей религиозную принадлежность учащегося. В рамках учёта особенностей религиозного воспитании учащихся в семье можно разрешить на уроке физкультуры ношение спортивной формы, ограничивающей отрытые участки тела, но при этом не надо забывать о гигиенической пользе такой одежды.

Вопрос относится к компетенции школы.

Подскажите, пожалуйста, в связи

с вступлением в силу нового 3а-кона об образовании, администра-

тору — заместителю директора по УВР идёт ли пед. стаж и учитывается ли он при подсчёте выслуги (25 лет)?

Галина Александровна

Да, независимо от объёма учебной нагрузки. См. Постановление Правительства РФ

от 29.10.2002 № 781

«О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии...».

Можно ли закончить 1-й курс техникума и получить аттестат, либо перевестись в училище? Просто техникум в другом городе, а мне нужно быть в своём городе. Александр

Вам надо обратиться в администрацию учреждения, в котором вы обучаетесь.

3дравствуйте, подскажите, пожалуйста, имеет ли право ребёнок, обучающийся на дому (3ПР, 7 вид) приходить в школу на предметы, которых нет в учебном плане надомного обучения (труд, музыка, И3О), а также на классные часы и общешкольные мероприятия? На какие документы ссылаться для объяснения с родителями? Элла С.

Да, ребёнок имеет право приходить в школу на такие уро-

ки, если это позволяет его здоровье. Перевод ребёнка в условия — обучение на дому не означает изоляцию ученика от класса. Весь процесс обучения должен строиться на основе его здоровья. Вопрос регулируется локальными актами школы.

^ Директор нашей школы запретил выезд на экскурсии в учебное время, ссылаясь на письмо министерства образования. Нам это письмо предоставлено не было. Прошу вас ответить, могут ли наши дети культурно развиваться в учебное время при согласии и самостоятельном финансировании за счёт родителей всего класса? Анна Андреевна

Если такие экскурсии проходят за пределами учебного процесса, то да, родители и дети могут поехать на такую экскурсию. Вместо уроков экскурсии разрешаются только в том случае, если они используются как вариант внеурочной работы по предмету, согласно ФГОС. В этом случае экскурсия должна быть включена в рабочие программы педагогов и план работы школы. Каждая такая экскурсия должна иметь образовательную цель. Попросите директора школа указать реквизиты письма, тогда мы сможем вам более конструктивно ответить. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.