УДК 336.662
А. М. Выжитович
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
Ю. А. Аронова
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
М. Ю. Николаенко
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
О. В. Пляшник
Сибирский институт управления — филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Новосибирск, Россия)
КОНТРОЛЬ И РЕВИЗИЯ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ В УСЛОВИЯХ КЛАСТЕРА
В статье анализируются нормативно-правовые основы, определяющие порядок учета и эффективность использования объектов основных средств, а также условия предоставления субсидий, направленных на создание и развитие производственной кооперации участников кластера.
Авторами предложена методика контроля и ревизии операций с основными средствами, учитывающая особенности таких операций в условиях кластера. Авторская методика разработана на основе методики проведения аудиторских проверок и ревизии операций с основными средствами на предприятиях. Представлен алгоритм проведения проверок, включающий общие правила проведения проверок и проверку условий соглашений о предоставлении субсидий участникам кластера.
Ключевые слова: кластер, контроль и ревизия, основные средства, субсидии.
Основные средства в кластерах составляют значительную часть активов, в большинстве случаев выступают именно тем активом, который является немаловажным средством по достижению цели, ради которой и был создан кластер, и без их существования становится невозможным дальнейшая эффективная деятельность кластера.
При этом основная проблема связана с тем, что в нормативных документах не отражена методика проверки операций с основными средствами в кластерах. В связи с этим предлагается авторская методика, основанная на методике проведения аудиторских проверок1 и ревизии основных средств на предприятиях. В целом разница между методиками заключается только в объеме проверяемой информации. Так как кластер является
ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 1 (7). © А. М. Выжитович, 2017 © Ю. А. Аронова, 2017 © М. Ю. Николаенко, 2017 © О. В. Пляшник, 2017
1 См.: Методические рекомендации по получению аудиторских доказательств в конкретном случае (инвентаризация) [Электронный ресурс] : протокол от 22 дек. 2005 г. N° 41 (одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ). Документ опубликован не был. Доступ из справ. -правовой системы «КонсультантПлюс».
совокупностью взаимосвязанных предприятий, где процесс производства продукции идет по цепочке от одного предприятия к другому и на развитие инновационной продукции государство выделяет субсидии, то возрастает значимость ревизионных проверок и контроля бизнес-процессов, особенно связанных с расходованием субсидированных бюджетных средств. Целью исследования является разработка методических подходов к проведению контроля и ревизии операций с основными средствами в условиях кластера.
Проверка учета основных средств направлена на контроль целевого использования бюджетных средств, полноты и правильности порядка их учета, эффективности использования и целесообразности основных средств. Основной проблемой контроля и ревизии операций с основными средствами в кластерах является несовершенство нормативной базы, регулирующей правоотношения в сфере кластеров в целом. Социально-экономические отношения, возникающие в пределах кластера, недостаточно подкреплены на уровне федеральных законов. На данный момент нормативные правовые акты не в полной мере учитывают специфику операций внутри кластеров, в частности операций с основными средствами.
Всю работу при ревизии основных средств можно разделить на три последовательных этапа: подготовительный, основной и заключительный.
На первом, подготовительном, этапе задачей контролера является сбор и установление подлинности информации об основных средствах в финансовой отчетности предприятий, входящих в кластер. На основании этих данных контролер определяет основные задачи и подготавливает план проведения ревизии. Ревизор должен изучить состав и структуру основных средств по данным регистрам аналитического учета и установить в процессе изучения правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам и формирования инвентарных карточек учета. Также он должен проверить наличие актов приемки-передачи средств на все вводимые объекты.
Источником информации по контролю и проверке учета основных средств служат следующие первичные документы: акты приема-передачи, акты ввода в эксплуатацию, договоры покупки, передачи основных средств, инвентарные карточки и т. д. Также имеет место анализ расчетов по начислению износа, порядка включения в состав расходов затрат по начислению амортизации. Проверке подлежат ордера, журналы, ведомости аналитического и синтетического учета, порядок выполнения принципов учета основных средств, корректность проводок, которые отражают хозяйственные операции по учету основных средств. Также анализируют правильность квалификации основных средств для подбора процедуры проверки.
На втором, основном, этапе проверки ревизор проверяет правильность оформления первичных документов, исходя из которых отражаются операции по приобретению объектов основных средств. Проверяется своевременность внесения объектов в состав основных средств на основании первичных документов.
Контролю также подлежит порядок и обоснованность отнесения основных средств к тому или иному виду согласно классификации основных средств по амортизационным группам. Необходимо уделить этому особое внимание, так как суммы начисленной амортизации уменьшают налогооблагаемую базу, а следовательно, могут оказать влияние на достоверность исчисления налогов. Выявленные несоответствия и ошибки могут повлечь за собой применение финансовых санкций к субъекту проверки в виде пеней и штрафов.
Осуществляя анализ учета основных средств, необходимо: проверить, отвечает ли порядок ведения учета в проверяемом кластере требованиям, установленным действующим законодательством; провести процедуру инвентаризации; определить, имеют ли место случаи незаконного списания основных средств; проверить порядок учета арендованных основных средств (ведения учета операций аренды); проанализировать правильность оформления актов приема-передачи имущества; проверить учет вложений в арендованное основное средство; уделить особое внимание проведению анализа по вопросу целесообразности покуп-
ки того или иного основного средства и эффективности с точки зрения вложения средств именно в покупку, а не во взятие средства в аренду и т. д. На основании бухгалтерского учета и первичных документов проверяется своевременность зачисления объектов основных средств, при нарушениях внесения организации рекомендуется усилить контроль по своевременности отражения хозяйственных операций в учете.
Далее ревизор проводит проверку формирования первоначальной стоимости объектов основных средств, которое производится в соответствии с ПБУ 6/011. Необходимо проверить, соответствует ли методология, закрепленная учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и определить, на каком счете отражаются фактические затраты, которые включаются в первоначальную стоимость объектов.
Следующим действием ревизора является проверка правильности начисления амортизации основных средств для целей бухгалтерского учета. Способ начисления амортизации закреплен в учетной политике организации. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации.
Далее ревизор проводит проверку правильности оформления и порядка отражения операций по выбытию основных средств в бухгалтерском учете в случаях продажи, безвозмездной передачи, списания из-за морального и физического износа, ликвидации при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал других организаций.
При ликвидации основных средств проверяется оформление первичных документов и выясняются причины ликвидации и техническое состояние списанных объектов. На предприятии, входящем в кластер, в целях оформления непригодности объектов основных средств должна быть создана постоянно действующая комиссия.
Инвентаризация позволяет проверить условия хранения и эксплуатации основных средств при проведении ревизии сохранности, а также проверить список лиц, ответственных за сохранность объектов, и убедиться в том, что договор о материальной ответственности с ними заключен правильно. Ревизор проводит фактическую проверку объектов основных средств и занимается обследованием строений и сооружений, осмотром оборудования, участвующего в производственном процессе, и проверяет, не было ли случаев замены нового оборудования на старое. Если есть предположение о том, что у предприятий в составе кластера имеются неучтенные объекты основных средств, также имеет место инвентаризация. Однако в данном случае проведение инвентаризации осложняется отсутствием сведений об объекте основных средств, который нужно обнаружить,
1 См.: Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 : приказ Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н (в ред. от 16 мая 2016 г.) // РГ. 2001. 16 мая.
А. М. Выжитович, Ю. А. Аронова, М. Ю. Николаенко, О. В. Пляшник. Контроль и ревизия.
а это снижает эффективность применения данного метода, особенно если основное средство находится за территориальными пределами инновационного кластера.
На основе полученных данных во время проверки ревизор сравнивает, соответствуют ли расходы бюджетных средств договору о предоставлении субсидий. Необходимо проверить, не превышает ли объем фактически понесенных затрат, источником возмещения которых является субсидия, смету затрат, установленную в договоре. Также проверяется, имеется ли у организации неисполненные обязанности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджеты, выполняются ли ключевые события плана-графика реализации совместного проекта более чем на 30 % накопленного итога с начала реализации совместного проекта. В случаях выявления несоответствий Министерство промышленности и торговли Российской Федерации имеет право отказать кластеру в получении субсидий1.
На заключительном этапе проверки ревизор составляет мнение по результатам проверки и формирует пакет рабочих документов, формулирует отчет и представляет его руководителю проверки. В случае, если в ходе ревизии были выявлены нарушения и ошибки, необходимо определить причины данных нарушений и ошибок, степень их влияния на искажение данных отчетности и учета; выявить последствия этих ошибок с точки зрения налогового учета; найти ответственных лиц, виновных в данных нарушениях; определить вероятность возникновения подобных ситуаций в будущем.
Выделяют два основных вида искажений в учете основных средств: 1) реальная стоимость выше, чем стоимость, которая отражена в отчетности (это говорит о том, что существуют неучтенные основные средства или же имеет место ошибка в учете) и 2) реальная стоимость ниже, чем стоимость, указанная в отчетности (данный факт свидетельствует об ошибке в учете или об утрате основных средств: потеряны, уничтожены, похищены и т. д.).
Следует также учитывать, что с развитием инновационных кластеров операции с основными средствами приобретают многосторонний, многосвойственный характер. Появляются операции, которые трудно классифицировать с точки зрения существующей нормативной базы. В связи со спецификой таких операций применение унифицированных норм не всегда представляется возможным. Возникает необходимость разработки рекомендаций по классификации данных операций.
1 См.: Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения : постановление Правительства Рос. Федерации от 28 янв. 2016 г. № 41 (в ред. от 25 мая 2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2016. № 6. Ст. 837.
Актуальность изучения вопроса контроля и ревизии операций с основными средствами в условиях кластера в первую очередь обусловлена именно тем, что в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.2 в качестве важнейшего направления перехода к инновационному развитию регионов рассматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий. Следовательно, в таком социально-экономическом явлении, как кластеры, активное участие будет принимать именно государство. Данное участие будет в первую очередь выражено в их активном финансировании. Следовательно, вопрос целевого использования выделенных бюджетных средств становится весьма актуальным, а его составной частью как раз и будут выступать операции по проведению контроля и ревизии основных средств. Но, для того чтобы контроль и ревизия имели наибольшую эффективность, в первую очередь необходимо наличие совершенной законодательной базы, регулирующей правоотношения в сфере кластеров. Однако законодательное определение понятия «кластер» отсутствует, социально-экономические отношения, возникающие в пределах кластера, недостаточно подкреплены на уровне федеральных законов. Данный факт объясняется тем, что законы чаще всего принимаются законодательным органом с некоторым опозданием относительно момента возникновения тех общественных отношений, которые они впоследствии регулируют.
Актуальность развития кластерной формы взаимодействия предприятий подтверждается стремлением федеральных органов исполнительной власти выстраивать и развивать кластеры предприятий на основе собственных рекомендаций. Так, Министерством экономического развития России были разработаны Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации (письмо от 26 декабря 2008 г. № 20615-АК/Д19), которые направлены на способствование развитию в регионах России кластерных инициатив3. Данные методические рекомендации были разработаны с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и содержат только основные положения, касающиеся реализации кластерной политики в регионах России. Помимо организационно-методической и консультационной поддержки в сфере развития кластеров Правительство РФ оказывает и финансовую поддержку в виде предоставления
2 См.: О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р (в ред. от 8 авг. 2009 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 47. Ст. 5489.
3 См.: Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс] : утв. Минэкономразвития РФ от 26 дек. 2008 г. № 20615-ак/д19. Документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
из федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ. Правила распределения и предоставления субсидий бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий, предусмотренных программами кластеров, утверждены постановлением Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 188.
Субсидия предоставляется для создания и развития производственной кооперации участников кластера, а также для создания новых высокопроизводительных рабочих мест. Инициатору совместного проекта субсидии предоставляются на возмещение части затрат, понесенных в рамках реализации совместного проекта.
Учитывая, что участники кластеров могут получать государственную финансовую поддержку для приобретения и модернизации основных средств, методические подходы к организации контроля и ревизии могут быть сведены к следующим направлениям:
— проверке выданных субсидий с учетом требований нормативных документов Минфина РФ и условий соглашения о выданной субсидии;
— проверке эффективности использования основных средств, целесообразности расходования средств для приобретения объектов в собственность в сравнении с возможностями взять основные средства в аренду;
— проверке целевого использования с учетом современных требований к качеству продукции и экологической безопасности;
— проверке показателей в финансовой отчетности, связанных с основными средствами;
— проверке достоверности показателей, выполнение которых зависит от эффективности использования основных средств и требуется по соглашению о предоставлении субсидии.
На основании общих правил проведения контроля и ревизии операций с основными средствами и направлений проведения проверок эффективности использования бюджетных средств можно составить алгоритм проведения проверок использования субсидий, направленных на операции с основными средствами (рисунок).
Этап 1. Планирование проведения проверок
— Определение приоритетных задач по проведению аудита эффективности
— Постановка вопросов, выбор критериев оценки эффективности и способов его поведения
— Составление плана проведения аудита эффективности
Этап 2. Проверка и анализ эффективности использования бюджетных средств
— Сбор и проверка достоверности финансовой отчетности
— Контроль правильности оформления первичных документов учета операций с основными средствами
— Проверка выданных субсидий на соблюдение требований нормативных документов Минфина РФ, а также проверка соблюдения условий соглашения о выданной субсидии
— Проверка результативности деятельности проверяемой организации по выполнению поставленных перед ней задач, достижению фактических результатов по сравнению с плановыми показателями с учетом объема выделенных для этого ресурсов
— Проверка достоверности показателей, выполнение которых зависит от эффективности использования основных средств и требуется по соглашению о предоставлении субсидии
— Контроль за целесообразностью использования выданной субсидии, в том числе проведение сравнительного анализа возможных вариантов направления предоставленной субсидии, в частности покупка или аренда основных средств
— Проверка целевого использования с учетом современных требований к качеству продукции и экологической безопасности
Этап 3. Подведение итогов контроля и ревизии
— Составление акта проведения проверки использования бюджетных средств
— Написание выводов и рекомендаций по повышению использования бюджетных средств
Алгоритм проведения проверок
Разработанный алгоритм может быть полезен для внутренних и внешних аудиторов, специалистов контрольно-счетных органов при планирова-
нии, организации и проведении проверок совершения различных операций с основными средствами в условиях кластера.
А. М. Vyzhitovich, J. A. Aronova, M. Y. Nikolaenko, O. V. Plyashnik
CONTROL AND AUDIT OF THE OPERATIONS OF FIXED ASSETS IN THE CONTEXT
OF THE CLUSTER
The article analyzes the regulatory frameworks that determine the accounting treatment and the efficiency of the fixed assets and subsidies, which aim to create and development of production cooperation of cluster's participant.
The authors propose a method of control and audit operations with the main means which take into account particular operations in a cluster. Author's technique is based on the methods of conducting audits and the audits of operations with the fixed assets in enterprises. The algorithm of audit, including general rules for inspection and verification of conditions of agreements for grants cluster members, is submitted.
Keywords: cluster; control and audit; main means; subsidies.