DOI: 10.24412/2076-1503-2022-12-94-100 ИЩЕНКО Александр Алексеевич,
NIION: 2018-0076-12/22-1189 Российская академия народного
MOSURED: 77/27-023-2022-12-1387 хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ, аспирант, e-mail: alexander@mst.ru
КОНТРОЛЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В МЕХАНИЗМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Аннотация. В системе стратегического планирования основополагающим значением обладает оценка эффективности проводимых мер, в связи с чем, важным направлением является определение мер контроля и ответственности. Разработка механизма их реализации позволит стать основой для привлечения к ответственности лиц, исполняющих свои обязанности ненадлежащим образом, повысив тем самым эффективность функционирования системы государственного стратегического планирования и управления. В ходе исследования определены перспективы развития и совершенствования механизма контроля и ответственности в стратегическом планировании: введение показателей, предоставляющих возможность объективной оценки эффективности принимаемых мер социально-экономического развития; совершенствование отчетности о степени достижения целей различных направлений стратегического планирования; сформировать меры ответственности за неисполнение законодательства о стратегическом планировании.
Ключевые слова: стратегическое планирование, государственное управление, законодательство, приоритетные цели, контроль, ответственность, правовой механизм, оценка эффективности.
ISCHENKO Alexander Alekseevich,
Russian Academy of National Economy Public Administration, postgraduate student
CONTROL AND LEGAL RESPONSIBILITY IN THE MECHANISM
OF STRATEGIC PLANNING
Annotation. In the system of strategic planning, the evaluation of the effectiveness of the measures taken is of fundamental importance, and therefore, an important direction is the definition of control measures and responsibility. The development of a mechanism for their implementation will make it possible to become the basis for bringing to justice persons who perform their duties improperly, thereby increasing the efficiency of the functioning of the state strategic planning and management system. In the course of the study, the prospects for the development and improvement of the mechanism of control and responsibility in strategic planning were determined: the introduction of indicators that provide an opportunity for an objective assessment of the effectiveness of the measures taken for socio-economic development; improving reporting on the degree of achievement of the goals of various areas of strategic planning; form measures of responsibility for non-compliance with the legislation on strategic planning.
Key words: strategic planning, public administration, legislation, priority goals, control, responsibility, legal mechanism, performance evaluation.
Повышение уровня и продолжительности жизни населения, совершенствование механизмов социально-экономического развития, стабилизация общественной и политической обстановки - часть направлений курса государственного развития. Российская Федерация в современных условиях, задает приоритеты развития общества и государства на федеральном уровне. Исходя из таких векторов государственного уровня, происходит формирование
задач на региональном и муниципальном уровнях. Горизонталь и вертикаль власти, построение системы государственных органов, исходя из принципов иерархичности и соподчиненности, при условии существования и функционирования трех ветвей власти, ставят в приоритет осуществление эффективных мер планирования в его различных проявлениях. Реализуются как отдельные проекты, так и масштабные реформы системы государственного управления.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
Не вызывает сомнения, что система государственного управления динамично развивается, исходя из долгосрочных и краткосрочных перспектив, с учетом реальной обстановки. Стоящие цели и задачи, под влиянием внутренних и внешних факторов, могут трансформироваться. В таком контексте, стратегическое планирование позволяет объединить приоритеты развития и задать требования к конкретным этапам их осуществления. Посредством стратегического планирования возможно:
- определить направления развития в разнообразных сферах жизнедеятельности общества и государства (экономика, демография, здравоохранение, образование, молодежная политика и многое другое);
- при использовании средств государственного управления и административно-правовых методов сформировать конкретный курс, направленный на реализацию мер стратегического планирования;
- в рамках отдельных направлений сформировать систему мер в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах.
Стратегическое планирование - основа стабильности и фундамент последовательного развития. Как ранее было отмечено, исследуемое понятие целесообразно рассматривать с позиции:
- государственного управления;
- административно-правового регулирования.
Подобный вывод обусловлен в том числе и на обозначении предмета регулирования ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее - Закон о стратегическом планировании), определенного в ст. 1 [1]. Уровни стратегического планирования:
- федеральный;
- региональный;
- местный.
Многие вопросы определяются в подзаконных нормативных правовых актах. Так, Президент РФ определил важнейшие направления развития на ближайшую перспективу в Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2]. На этом основании, Правительство РФ определило основные направления деятельности на период до 2024 г. [3], Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2024 г. [4]. На сегодняшний день разработаны и более долгосрочные прогнозы. Например, Минэкономразвития России разработало прогноз на период до 2036 г. [5].
Не определяя подробно существующую правовую базу в сфере стратегического планирования, следует определить наиболее значимые осо-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
бенности. Закон о стратегическом планировании определяет основы работы в сфере стратегического планирования, закрепляет базовые принципы, определяет круг субъектов, в целом правовые основы и пределы деятельности, а также иные направления, обладающие принципиальной значимостью. Далее, Президент РФ задает наиболее важные направления для работы системы органов исполнительной власти, под руководством Правительства РФ. Стратегическое планирование всегда связано с расчетом экономической обоснованности, равно как и составлением прогнозов различной длительности действия. Ранее было отмечено, под влиянием внутренних и внешних факторов, могут происходить сдвиги различного характера (как в положительной, так и в отрицательной динамике). Существенные изменения влекут к корректировке краткосрочных целей стратегического планирования. Долгосрочные перспективы обладают более стабильным характером и подвержены меньшему влиянию колебаний социально-экономического и политического характера.
С учетом перечисленных выше положений о стратегическом планировании, весьма актуальным становится вопрос о механизме контроля и ответственности. Высокая значимость данного направления обусловлена следующим:
- реализация правовых норм, во взаимосвязи с исполнением возложенных функций и задач согласно закрепленным компетенциям - приоритет для государственной политики в целом;
- декларативное определение целей и задач (равно как и конкретных планов, этапов разработки и др.) краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспектив, не может прямо повлиять на их исполнение;
- существование правовой нормы не является равным ее неукоснительному соблюдению;
- научный и практический интерес представляет определение субъектов, которые могут привлекаться к ответственности за невыполнение законных норм и требований о реализации задач стратегического планирования;
- важен объем применимой ответственности во взаимосвязи с механизмом обнаружения фактов нарушений, равно как и установление четких основ для использования того или иного вида юридической ответственности;
- наконец, остро стоит вопрос четкого определения критериев оценки выполнения задач стратегического планирования.
Перечисленные факторы особенно остро влияют на события, произошедшие в 2022 году, в связи с проведением Российской Федерацией специальной операции на Украине. Усложнение политической обстановки, введение целого ряда
ограничений, в том числе и достаточно «жестких», серьезных санкций, диктуют необходимость незамедлительного развития потенциала внутри страны. В подобных условиях, отклонение от приоритетов развития, связанных с реализацией механизма стратегического планирования, могут повлечь за собой весьма негативные последствия.
Категории «контроль» и «ответственность» связаны с административно-правовыми механизмами воздействия. Целесообразно ознакомиться со сложившимися подходами в научной литературе. По мнению Ю.С. Смородиновой: «сущность государственного контроля следует определить как проверку и наблюдение с целью анализа имеющихся отклонений и сбора управленческой информации, раскрытия причин отклонений, а также формирования предложений по их устранению, осуществляемые в целях руководства определенным управленческим объектом и выражающиеся в виде специальной деятельности, представленной в определенной правовой и организационной формах, являющиеся специфической функцией управленческого воздействия на объект государственного управления» [6, с. 12].
На местном уровне, осуществление контроля позволяет повлиять на уровень благополучия муниципалитетов. А.Ф. Хурматуллина указывает, что стратегическое планирование решает многие задачи социально-экономического развития муниципальных образований, предоставляя широкий набор инструментов [7, с. 12]. Не вдаваясь в особенности осуществления административного контроля на федеральном, региональном и местном уровнях, следует обозначить наиболее общие его характеристики и особенности.
Понятие государственного контроля имеет тесную связь с административным надзором. Следует согласиться с позицией И.В. Верещагиной: «Принято считать, что с помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения ее в состояние. Этим контроль, в частности отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения» [8, с. 306]. Данная характеристика отражает сущность различий контрольной и надзорной деятельности.
Высказывались позиции о потребности более четкого разграничения данных понятий. Так, А.В. Мартынов отмечает: «необходимо четкое разграничение на законодательном уровне контрольной и надзорной деятельности государственных органов исполнительной власти» [9, с. 11]. Применительно как к сфере административно-правового регулирования в целом, так и по
отношению к сфере стратегического планирования, контрольная деятельность обладает более широкими возможностями, в то время как административный надзор может использоваться вышестоящим органом государственной власти лишь к подведомственному (подконтрольному) органу.
Сущность административного контроля позволяет сделать вывод о его ключевом значении в управленческом механизме реализации норм о стратегическом планировании. Посредством аналитической работы, выявления признаков деятельности уполномоченных органов (должностных лиц) и ее сущностных характеристик, конкретизируется соотношение реальных показателей к так называемой идеальной модели. К числу целей контроля следует отнести:
- получение необходимой информации о состоянии и деятельности подконтрольного объекта, реализующего направления стратегического планирования в рамках возложенного на него функционального предназначения и пределов компетенций;
- при выявлении нарушений требований законодательства о стратегическом планировании, их исправление и создание рекомендаций (в том числе и методического характера) по совершенствованию деятельности подконтрольного объекта;
- разработка мер по предупреждению правонарушений в деятельности подконтрольного субъекта.
Соответственно, посредством использования контроля в механизме стратегического планирования, становится возможным создание системы гарантий юридического, экономического и организационного характера. Для государства работа органов и правомерная деятельность должностных лиц - необходимый атрибут, прямо влияющий на результаты в системе стратегического планирования.
Разрабатываемые документы стратегического планирования обозначены в Законе о стратегическом планировании, в частности:
- главы 4-7 определяют перечень документов, формируемых на федеральном уровне;
- главы 8-10 - на региональном уровне;
- глава 11 - на муниципальном уровне.
Несомненно, реализация тех или иных документов имеет специфику и отражение различных уровней планирования существенно влияет и на характеристики контрольной деятельности, субъектах контроля и иных характеристиках. Однако, в рамках данной статьи внимание уделяется общим вопросам контроля в механизме стратегического планирования и определению, до какой степени разработаны специфические нормы в исследуемом направлении.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
Затруднительно говорить о наличии специализированных норм в части использования мер административного контроля в механизме стратегического планирования. Между тем, обязанность соблюдения требований законодательства о стратегическом планировании следует из положений ч. 2 ст. 15 Конституции РФ [10].
Обращаясь к правовой основе осуществления контрольной деятельности, следует отметить положения ч. 1 ст. 1 ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» [11]. Указанная норма не распространяет свое действие на сферу реализации властных полномочий органами государственной власти и местного самоуправления, однако позволяет оценить признаки контрольной деятельности, которую обозначает законодатель. В процессе реализации мероприятий по контролю, единовременно реализуется:
- профилактическая направленность;
- предупредительный компонент;
- устанавливаются факты правонарушений и на этой основе реализуется привлечение к ответственности, восстанавливается нарушенное положение.
Представляется также важным отметить наличие возможностей для систематизации выявленных нарушений в связи с реализацией контроля уполномоченными органами и создания аналитических сводок, методических рекомендаций по поводу устранения причин и условий, способствующих совершению правонарушений
Закон о стратегическом планировании включает гл. 12 «Мониторинг и контроль реализации документов стратегического планирования»:
- система мониторинга направлена в большей мере на получение информации для дальнейшего анализа и прогнозирования (ст. 40);
- установлены общие задачи контроля (ст.
41);
- определяется специфика контроля реализации документов стратегического планирования (ст. 42), имеющая отсылочный характер.
Контроль осуществляется в порядке, определяемом:
- на федеральном уровне - федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ в соответствии с компетенцией;
- на уровне субъекта РФ - законодательством субъекта РФ;
- на уровне муниципального образования -муниципальными нормативными правовыми актами.
Возникает ситуация, что для целей контрольной деятельности, не сформирован перечень конкретных нормативных актов, которыми
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
должны руководствоваться уполномоченными органы, осуществляющие контроль в механизме стратегического планирования. Аналогичным образом обстоит ситуация с привлечением к ответственности в связи с фактом совершения правонарушений в исследуемой сфере. Так, ст. 45 Закона о стратегическом планировании устанавливает, что лица, виновные в нарушении законодательства РФ и иных нормативных правовых актов в сфере стратегического планирования, привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству РФ, включающему:
- дисциплинарную;
- гражданско-правовую;
- административную ответственность.
Привлечение к дисциплинарной ответственности связано в большей степени с положениями трудового законодательства, базовыми нормативными правовыми актами в сфере государственной и муниципальной службы, внутренними регламентами и разрешается внутри государственного органа. Говоря о привлечении к мерам гражданско-правовой ответственности, необходимо установление факта нанесения вреда и конкретных материальных потерь, что устанавливается в судебном порядке.
Следует акцентировать внимание на привлечении к административной ответственности. В настоящее время, положения КоАП РФ не содержат специальной нормы о привлечении к административной ответственности в связи с нарушениями, допущенными в сфере стратегического планирования. В ст. 2.4 установлены особенности административного правонарушения должностного лица в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением служебных обязанностей [12].
Иных норм, позволяющих индивидуализировать ответственность за невыполнение стратегических документов, на сегодняшний день законом не предусмотрено. В литературе неоднократно отмечалась необходимость усиления мер ответственности в исследуемом направлении. Так, Ю.А. Шеховцова Ю.А. высказывается в пользу усиления ответственности за ненадлежащую реализацию документов стратегического планирования посредством:
- персонификации ответственности;
- неотвратимости наказания;
- вовлечение широкой общественности в разработку и реализацию документов [13, с. 74].
Интересным направлением выступает применение общественных начал в стратегическом планировании. На сегодняшний день, направление не развито в Российской Федерации, несмотря на прикладное значение - в особенности, на
уровне муниципальных образований. Мнение общества применительно к территориальному признаку в стратегическом планировании практикуется во многих странах. Учет потребностей местного уровня активно практикуется в системе стратегического планирования США применительно к системе местного управления [14, с. 8-9]. В отечественном праве, предстоит значительная работа в возможностях реализации мнения общества в системе стратегического планирования.
Проведенный анализ свидетельствует о наличии значительного количества проблем административно-правового регулирования стратегического планирования. Интересной представляется позиция Ю.В. Евстафьевой относительно недостатков стратегического планирования:
- отсутствие целостной системы;
- не сформированы законодательно определенные инструменты практической реализации целеполагающих документов;
- отсутствие мер государственной инициативы по привлечению в практическую деятельность (в т.ч. государственно-частное партнерство);
- отсутствие правового статуса исполнителя документов стратегического планирования и мер ответственности должностных лиц [15, с. 8-9].
Решить проблемы в механизме стратегического планирования может только последовательная и систематичная работа, учитывающая комплекс причин и условий выполнения принимаемых документов. Контроль и ответственность являются приоритетными направлениями развития.
А.Г. Добкин также высказывается в пользу: «установления единого порядка осуществления контроля и мониторинга реализации документов стратегического планирования, а также введения в действующее законодательство специальных норм, предусматривающих ответственность за правонарушения, совершаемые в данной сфере» [16, с. 170].
Представляется, что сложные условия, в которых находится Российская Федерации в настоящий момент, диктуют необходимость предъявления более строгих требований к должностным лицам государственных органов. В том числе и путем привлечения к ответственности должностных лиц в связи с пренебрежением документами стратегического планирования и невыполнением их требований. Безнаказанность прямо оказывает негативное влияние на граждан, общество и государство. Для достижения баланса интересов, следует дополнить главу 19 КоАП РФ «Административные правонарушения против порядка управления» статьей 19.38 «Неисполнение документов стратегического планирования».
Актуальную проблему представляет не только отсутствие специальной нормы о привлечении к административной ответственности за нарушение норм в сфере стратегического планирования, неисполнение на практике документов стратегического планирования, но и отсутствие специальных критериев для оценки деятельности по поводу исполнения конкретных положений. Присутствует объективная сложность в оценке деятельности субъектов, задействованных в исследуемой сфере. В этой связи представляется обоснованной позиция о необходимости вовлечение в процесс контроля стратегического планирования Государственного Совета РФ как конституционного органа, формируемого Президентом РФ, включающего в свой состав глав субъектов Российской Федерации и руководителей ключевых федеральных органов исполнительной власти, и нацеленного на обеспечение согласованной государственной политики в социально-экономической сфере [17, с. 62-63].
Обращаясь к Указу Президента РФ «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъекта РФ», необходимо отметить положительный опыт введение перечня оценочных показателей (применительно к высшим должностным лицам) в части оценки эффективности деятельности [18]. Представляется, что подобный подход может быть положен в основу разработки оценочных показателей применительно к реализации механизма стратегического планирования. Требуется внесение и непосредственных изменений в Закон о стратегическом планировании - необходимы конкретные показатели для объективной оценки эффективности принимаемых мер социально-экономического развития.
Перспективных направлений для совершенствования контроля и ответственности в механизме стратегического планирования достаточно много, требуется последовательная работа по их реализации.
На основании проведенного исследования, необходимо сделать ряд выводов и предложений:
1. Формирование правовых основ стратегического планирования имеет важное значение для показателей развития различных сфер и направлений, отраслей внутри страны на федеральном, региональном и местном уровне. ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» содержит значительное количество бланкетных и отсылочных норм. Для целостной картины реализации механизма стратегического планирования требуется использование значительного количества нормативных правовых актов. В Российской Федерации на современном этапе не сформирован целостный подход в исследуемом направлении.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
2. Применительно к механизму стратегического планирования необходимо разрабатывать и использовать эффективные средства административно-правового регулирования. Наличие общих норм не во всех случаях может решить актуальные проблемы в системе стратегического планирования.
3. Контроль и ответственность - фундаментальные основы механизма стратегического планирования. Установлены недостатки правового регулирования по их использованию и сформированы предложения:
- Ввести в Закон о стратегическом планировании показатели для объективной оценки эффективности принимаемых мер социально-экономического развития. Разработать критерии оценки эффективности деятельности уполномоченных должностных лиц в сфере реализации документов стратегического планирования.
- Ввести в КоАП РФ статью 19.38 «Неисполнение документов стратегического планирования».
- Совершенствовать формы и методы отчетности о степени достижения целей стратегического планирования и реализации соответствующих документов.
Список литературы:
[1] Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 30.06.2014. № 26 (ч. I). Ст. 3378.
[2] Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Российская газета. 09.05.2018.
[3] Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года (утв. Правительством РФ 29.09.2018 № 8028п-П13) // СПС КонсультантПлюс.
[4] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России) // Вестник ценообразования и сметного нормирования, вып. 11, ноябрь. 2018.
[5] Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России) // http://www.economy.gov.ru.
[6] Смородинова Ю.С. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: административно-правовой аспект: дис. ... кандидата юридических наук. Волгоград, 2015. 210 с.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022
[7] Хурматуллина А.Ф. Стратегическое планирование как инструмент управления социально-экономическим развитием муниципальных образований: дис. ... кандидата экономических наук. Уфа, 2018. 170 с.
[8] Верещагина И.В. Контроль и надзор в административном праве // Наука и современность. 2010. № 4-2. С. 305-309.
[9] Мартынов А.В. Административный надзор в Российской Федерации: теоретические основы построения, практика осуществления и проблемы правового регулирования: автореферат дис. ... доктора юридических наук. Воронеж, 2011. 56 с.
[10] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
[11] Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 03.08.2020. № 31 (ч. I). Ст. 5007.
[12] Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
[13] Шеховцова Ю.А. О необходимости усиления ответственности за ненадлежащую реализацию документов стратегического планирования в системе обеспечения национальной безопасности РФ // Вопросы региональной экономики. 2016. № 3 (28) С. 68-74.
[14] Ищенко А.А. О правовой природе стратегического планирования социально-экономического развития в зарубежных странах // Административное и муниципальное право. 2021. № 3. С. 1-20.
[15] Евстафьева Ю.В. Инструменты реализации стратегического планирования в Российской Федерации: дис. ... кандидата экономических. М., 2020. 231 с.
[16] Добкин А.Г. О контроле и ответственности в сфере стратегического планирования // Вестник университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2021. № 6 (82). С. 170-176.
[17] Амкуаб К.Г. Предпосылки реформирования системы государственного стратегического планирования: административно-правовой аспект // Вестник Поволжского института управления. 2022. Том 22. №6. С. 57-64.
[18] Указ Президента РФ от 04.02.2021 № 68 «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъекта РФ» // Собрание законодательства РФ. 08.02.2021. № 6. Ст. 966.
Spisok literatury:
[1] Federal'nyj zakon ot 28.06.2014 № 172-FZ (red. ot 31.07.2020) «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 30.06.2014. № 26 (ch. I). St. 3378.
[2] Ukaz Prezidenta RF ot 07.05.2018 № 204 (red. ot 21.07.2020) «O nacional'nyh celyah i strate-gicheskih zadachah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda» // Rossijskaya gazeta. 09.05.2018.
[3] Osnovnye napravleniya deyatel'nosti Pravi-tel'stva Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda (utv. Pravitel'stvom RF 29.09.2018 № 8028p-P13) // SPS Konsul'tantPlyus.
[4] Prognoz social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2024 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) // Vestnik cenoobrazovaniya i smetnogo normirovaniya, vyp. 11, noyabr'. 2018.
[5] Prognoz social'no-ekonomicheskogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2036 goda (razrabotan Minekonomrazvitiya Rossii) // http://www. economy.gov.ru.
[6] Smorodinova YU.S. Kontrol' i nadzor v deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub"ektov Rossijskoj Federacii: administrativno-pravovoj aspekt: dis. ... kandidata yuridicheskih nauk. Volgograd, 2015. 210 s.
[7] Hurmatullina A.F. Strategicheskoe plan-irovanie kak instrument upravleniya social'no-eko-nomicheskim razvitiem municipal'nyh obrazovanij: dis. ... kandidata ekonomicheskih nauk. Ufa, 2018. 170 s.
[8] Vereshchagina I.V. Kontrol' i nadzor v admin-istrativnom prave // Nauka i sovremennost'. 2010. № 4-2. S. 305-309.
[9] Martynov A.V. Administrativnyj nadzor v Rossijskoj Federacii: teoreticheskie osnovy postroe-niya, praktika osushchestvleniya i problemy pravo-vogo regulirovaniya: avtoreferat dis. ... doktora yuridicheskih nauk. Voronezh, 2011. 56 s.
[10] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
[11] Federal'nyj zakon ot 31.07.2020 № 248-FZ (red. ot 06.12.2021) «O gosudarstvennom kontrole (nadzore) i municipal'nom kontrole v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 03.08.2020. № 31 (ch. I). St. 5007.
[12] Kodeks Rossijskoj Federacii ob administra-tivnyh pravonarusheniyah ot 30.12.2001 № 195-FZ (red. ot 26.03.2022) // Sobranie zakonodatel'stva RF. 07.01.2002. № 1 (ch. 1). St. 1.
[13] SHekhovcova YU.A. O neobhodimosti usi-leniya otvetstvennosti za nenadlezhashchuyu real-izaciyu dokumentov strategicheskogo planirovaniya v sisteme obespecheniya nacional'noj bezopasnosti RF // Voprosy regional'noj ekonomiki. 2016. № 3 (28) S. 68-74.
[14] Ishchenko A.A. O pravovoj prirode strategicheskogo planirovaniya social'no-ekonomich-eskogo razvitiya v zarubezhnyh stranah // Administra-tivnoe i municipal'noe pravo. 2021. № 3. S. 1-20.
[15] Evstaf'eva YU.V. Instrumenty realizacii strategicheskogo planirovaniya v Rossijskoj Federacii: dis. ... kandidata ekonomicheskih. M., 2020. 231 s.
[16] Dobkin A.G. O kontrole i otvetstvennosti v sfere strategicheskogo planirovaniya // Vestnik uni-versiteta imeni O.E. Kutafina (MGYUA). 2021. № 6 (82). S. 170-176.
[17] Amkuab K.G. Predposylki reformirovaniya sistemy gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya: administrativno-pravovoj aspekt // Vestnik Povolzhskogo instituta upravleniya. 2022. Tom 22. №6. S. 57-64.
[18] Ukaz Prezidenta RF ot 04.02.2021 № 68 «Ob ocenke effektivnosti deyatel'nosti vysshih dolzh-nostnyh lic sub"ekta RF» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 08.02.2021. № 6. St. 966.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2022