Научная статья Original article УДК 332.145
doi: 10.55186/2413046X_2022_7_3_185
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ
РЕГИОНА НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ METHODOLOGICAL APPROACH TO IMPROVING INFORMATION SUPPORT OF SPATIAL DEVELOPMENT OF THE REGION BASED ON THE USE OF DIGITAL
TECHNOLOGIES
Ь й московский
|P ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
^SUyphwi
Гвоздева Ольга Владимировна,
к.э.н., доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: [email protected]
Смирнова Марина Александровна, к.э.н., доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: [email protected]
Чуксин Илья Витальевич, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: [email protected]
Фомина Анастасия Владимировна, аспирант кафедры городского кадастра, ФГБОУ ВО Государственный университет по землеустройству, E-mail: fominaav2021@gmail. com
Gvozdeva Olga Vladimirovna, Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land Use and Cadastre State University for Land Management, E-mail: [email protected] Smirnova Marina Aleksandrovna,
Candidate of Economics, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land Use and Cadastre State University for Land Management, E-mail: [email protected]
Chuksin Ilya Vitalievich, State University of Land Management, E-mail: [email protected]
Fomina Anastasia Vladimirovna, Postgraduate Student, Department of City Cadastre, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education State University for Land Management, E-mail: [email protected]
Аннотация. Развитие системы стратегического планирования привело к изменению механизма управления пространственным развитием региона. Так необходимо проведение исследований, направленных на создание эффективной системы регионального и муниципального управления, для повышения связанности социально-экономического пространства путем увеличения мобильности населения, реализации крупномасштабных инфраструктурных проектов.
Abstract. The development of the strategic planning system has led to a change in the mechanism of managing the spatial development of the region. So it is necessary to conduct research aimed at creating an effective system of regional and municipal governance, to increase the connectivity of the socio-economic space by increasing the mobility of the population, the implementation of large-scale infrastructure projects.
Ключевые слова: управление пространственным развитием региона, информационно-организационный механизм, автоматизированная система, информационное обеспечение, пространственные ресурсы
Keywords: management of spatial development of the region, information and organizational mechanism, automated information, support system, spatial resources
Понятие «пространственное развитие» является относительно молодым. В системе государственного управления отсутствует пространственно определенная реальная информация об экономическом и социальном положении дел в каждом конкретном поселении, муниципальном образовании, о финансовом положении хозяйствующих субъектов, пространственной структуре расселения, территориальной доступности социальных и коммунальных услуг, их качестве и условиях оказания. На муниципальном уровне отсутствует информация об объеме и структуре налоговых и неналоговых доходов, собираемых на территории. Вопросы информационного обеспечения пространственными ресурсами региона и рациональности использования регионального пространства не затрагиваются в настоящее время.
В системе управления пространственным развитием в разрезе муниципальных образований отсутствуют некоторые ключевые звенья, такие как система информационного обеспечения процессов управления по вопросам экономического и социального развития находящейся в их ведении территории. Поскольку у муниципалитетов нет полной и достоверной информации о земле, недвижимости, налогах и сборах, взимаемых на территории, у них нет стимулов для увеличения налоговой базы и пространственного развития территории, а значит, нет заинтересованности во влиянии на эти процессы [1, 2, 3].
Для эффективной организации управления пространственным развитием обширных территорий субъектов Российской Федерации необходимы органы управления, обладающие реальными полномочиями и ресурсами, которые должны стать союзниками органов муниципального управления в вопросах рационального пространственного развития. Реализация стратегических документов развития территорий требует формирования органов управления пространственным развитием крупных городских агломераций, планировочных районов и подрайонов. Сегодня такие органы отсутствуют. Предлагаемая организационная структура управления пространственным развитием региона представлена на рисунке 1.
Управление пространственным развитием региона затрагивает интересы многих субъектов управления и хозяйственной деятельности, население, следствием чего обусловлена необходимость комплексного подхода к формированию состава участников отношений и их взаимодействия на предмет рационального использования и развития пространства региона [4, 5, 6].
Рисунок 1. Оргпнпзицконнпя сц)>ъ;т>1);1 управления пространственным
развитием региона
*разработано авторами
Общее управление городскими пространствами осуществляется органами общей и специальной компетенции, оно имеет территориальный характер и распространяется на все участки городского пространства. Ведомственное (отраслевое) управление осуществляется министерствами, федеральными службами, агентствами, их территориальными управлениями, строится по принципу подведомственности субъектов, которым предоставлены те или иные участки городского пространства, и не зависит от их конкретного территориального размещения [7, 8].
Региональные органы государственной власти и их территориальные подразделения осуществляют управление пространственным развитием соответствующих административно-территориальных образований. В их полномочия входят: распоряжение участками, находящимися в собственности субъекта Российской Федерации, резервирование, изъятие земель для нужд субъектов Российской Федерации, разработка и реализация региональных программ использования и охраны участков, находящихся в границах субъектов Российской Федерации и др. Система федеральных и региональных органов власти, осуществляющих управление пространственными ресурсами территории,
представлена на рисунке 2.
Особую роль в управлении развитием городского пространства играют органы местного самоуправления, функции которых распространяются на определенную территорию.
На муниципальном уровне функции управления пространственным развитием городов распределены между органами местного самоуправления, органами исполнительной власти и иными институциональными структурами местного уровня. В целом система органов управления городскими пространствами муниципального образования отражена на рисунке 3 [9, 10].
С точки зрения данного исследования наибольший интерес представляют структурные подразделения администраций муниципальных образований в составе региона, занимающиеся вопросами управления городскими пространствами. Такими могут выступать управление имущественных и земельных отношений; управление муниципального контроля; управление городского хозяйства и жилищной политики; управление архитектуры и градостроительства; управление контроля городского хозяйства [11, 12].
Муниципальный уроист.
Отдал иончйстм и
Отдел демо пьч кгл И ЛЫ уШАСТ Ы><1чНиМ
ОТДЙЛ СЦ№Г*ЛьСТЫ и АрлиТМТуры
Отдал ИН1 ■иМ>'1*'д> >мст»ниого мт^тронжко ччЦМТнет»«
о ТА* Л (Ж) ДМТйЛьмйЁТи
П ГО|Яй = СКО 1ШПК1ВЯ
ТйЗДМИйфнДЛьиы« псдоыдал#ння ф«Д4$>йЛьныл Орт-ВМО» иегТО*»"!«-*!*«»* *'г,в<гги
РЫмшв ¿-уды И ин£1*ш4ии
Пютуютур*
Частном
СОбС Т ООН №}£ ГЬ
Мумицилальи-а* с обе твои моеть
государственная СОбСТВВЫНОС! ь
Рисунок 3. Система органов управления городскими пространствами
муниципального образования
* разработано авторами
Структурные подразделения, занимающиеся вопросами использования и распоряжения земельными ресурсами города, являются функциональными и относятся к группе органов управления текущей деятельностью. В их состав, как правило, входят
отделы аренды, приватизации земель, учета и оформления документации, юридический отдел.
Важной составляющей в управлении городским пространством является информационное обеспечение и координация в процессе использования городского пространства рисунок 4.
Предложенная авторами организационная схема взаимодействия субъектов информационного обеспечения управления пространственным развитием города, включает в себя: структуру информации, размещаемой на информационном портале о городском пространстве МО; источники информации; субъектов информационного обеспечения управления городским пространством, механизмы их взаимодействия; пользователей информации; этапы размещения информации на информационном портале о городском пространстве МО; принципы функционирования портала [13,14, 15].
Орсжы просургтуры шп у СдимЯчи« вдп
..лШ ________|______
брпм1 к*ык > нч
СУ!«« Ч Я» «IX ""'. . . '"11,1
Рисунок 4. Информационно-организационный механизм пространственного развития региона
^разработано авторами
Эффективный процесс управления пространственным развитием невозможен без информационного массива о структуре и составе доступных участков в муниципальном образовании. Именно поэтому, по мнению авторов, для сбалансированного процесса развития городских пространств, необходимо создавать автоматизированные системы информационного обеспечения управления городскими пространствами [16, 17].
Ввиду того, что на разных уровнях управления действуют различные информационные системы, содержащие сведения об участках городского пространства, их разная соподчиненность не обеспечивает доступность и открытость аналитических данных, на наш взгляд, существует необходимость создания единой автоматизированной системы информационного обеспечения управления пространственными ресурсами территории, которая обеспечивала бы единство всех структур по вопросам развития городского пространства. Такая информационная система давала бы возможность проведения постоянного мониторинга состояния городского пространства.
По нашему мнению, на базе данной автоматизированной системы возможно формирование информационного портала о пространственных ресурсах города с картографическими сервисами для работы с пространственными данными, где все пользователи могли бы найти необходимую для принятия решений информацию
Помимо этого, целесообразным, на наш взгляд, представляется размещение информации о проведенных проверках по соблюдению требований законодательства. Соответственно, пользователи могут сразу увидеть, какие участки проверены, где нарушения выявлены и где они устранены.
Предлагаемая нами модель будет способствовать формированию единого информационного пространства различных субъектов и может являться основой для различных геоинформационных систем.
Таким образом, создание единой автоматизированной системы обеспечения управления пространственными ресурсами территории позволит усилить контроль за рациональным использованием земель. Это, в свою очередь, будет способствовать развитию социально-экономических отношений в городе и существенно повысит эффективность управления городским пространством. Разработанную модель информационных потоков, определяющих информационную составляющую автоматизированной системы обеспечения управления пространственными ресурсами территории, представим на рисунке 5.
Кроме того, в целях повышения эффективности управления городскими пространствами рассматриваемых муниципальных образований, на наш взгляд, целесообразно создание специальной структуры по разработке и реализации политики по развитию городского пространства (рисунок 6).
Рисунок 5. Модель формирования АИС управления пространственными ресурсами территории на основе информационных потоков
*разработано авторами
В целом основные взаимосвязанные функции Управления по вопросам развития городского пространства муниципального образования представляют систему, обеспечивающую рост показателей экономической, бюджетной и социальной эффективности использования земельных ресурсов территории. Данные функции реализуются во всех типах муниципальных образований: городских округах с курортно-туристской специализацией, территориях с многоотраслевой экономикой, а также промышленно ориентированном городском округе.
Таким образом, сделаем следующие выводы. Необходимой составляющей управления городским пространством выступает информационное обеспечение, элементом которой выступает предлагаемая модель единой автоматизированной системы управления участками городского пространства, позволяющей коррелировать данные от различных структурных подразделений органов местного самоуправления и территориальных
подразделений федеральных органов исполнительной власти и облегчающей информационное взаимодействие между ними.
Рисунок 6. Предлагаемая организационная структура ^ правления по вопросам развития городского пространства в муниципальном образовании
^разработано авторами
Предложенная автоматизированная система должна обеспечить оперативный учет изменений территорий в городском пространстве, а также снизить организационные противоречия, расширить информационное поле, согласовать информационные потоки между различными субъектами управления пространственным развитием города. Созданный на базе нее информационный портал должен предоставлять открытые, достоверные и актуальные данные, необходимые для принятия решений широкому кругу хозяйствующих участников: предпринимательским структурам, органам власти, бизнесу, населению.
Созданная специальная структура по разработке и реализации политики по развитию городского пространства - Управление по вопросам развития городского пространства будет стимулировать рационального использования городских пространств, поскольку предполагается постоянный мониторинг качественного и количественного состояния пространственных ресурсов территории, проведение анализа причин изменений, что должно быть взаимоувязано с различными направлениями экономической, инвестиционной, промышленной и социальной политики муниципалитета.
Список источников
1. Об утверждение Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 08
ноя. 2021 г. №633. [Электронный источник]. URL:
http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (дата обращения 10.03.2022).
2. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 г. № 13 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/
3. Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации от 28 июня 2014г. № 172-ФЗ: принят Гос. Думой 20 июня 2014г.: по состоянию на 04.12.2021 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс».
4. Постановление Правительства Российской Федерации о единой системе межведомственного электронного взаимодействия» от 08 сентября 2010 г. № 697: по состоянию на 01.01.2021 г. / [Электронный ресурс]. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 25.02.2022).
5. Антропов, Д. В. Комплексные кадастровые работы в контексте кластерной политики в Российской Федерации / Д. В. Антропов, А. В. Фомина // Актуальные проблемы землеустройства и кадастров на современном этапе: VII Международная научно-практическая конференция. Сборник статей, Пенза, 06 марта 2020 года. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2020. - С. 9-13.
6. Антропов, Д. В. Территориальные кластеры как элемент устойчивого развития Российской Федерации / Д. В. Антропов, А. В. Фомина // Современные проблемы управления проектами в инвестиционно-строительной сфере и природопользовании : материалы X Международной научно-практической конференции, посвященной 113-летию РЭУ им. Г. В. Плеханова, Москва, 08-12 апреля 2020 года / Под редакцией В. И. Ресина. - Москва: Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, 2020. -С. 145-151.
7. Бородина, О. Б. Актуальные вопросы совершенствования системы землеустройства / О. Б. Бородина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. - 2020. - № 2. - С. 12. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
8. Гвоздева, О. В. Актуальная специфика проблем и особенности законодательных аспектов в сфере использования и правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. - 2020. - № 1. - С. 5. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
9. Гвоздева, О. В. Мониторинг земельных ресурсов / О. В. Гвоздева, И. В. Чуксин, Е. Ю. Колбнева // Актуальные проблемы землеустройства, кадастра и природообустройства: Материалы III международной научно-практической конференции факультета землеустройства и кадастров ВГАУ, Воронеж, 30 апреля 2021 года. - Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I, 2021. - С. 192-200.
10. Необходимость внедрения цифровых технологий в лесное хозяйство России как главного механизма устойчивого лесоуправления / С. А. Гальченко, О. Б. Бородина, А. А. Рассказова, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
11. Развитие концепции повышения качества системы государственного управления федеральным имуществом на базе цифровой трансформации отраслей экономики / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, Е. С. Середина // Московский экономический журнал. - 2020. - № 8. - С. 23. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
12. Сбалансированное развитие управленческого сектора государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров / О. В. Гвоздева, М. А. Смирнова, И. В. Чуксин, М. В. Шакирова // Московский экономический журнал. - 2020. -№ 12. - С. 48. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
13. Фомина, А. В. Создание туристско- рекреационных кластеров в Ивановской области / А. В. Фомина, Е. В. Тесова // Актуальные проблемы землеустройства на современном этапе: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 февраля 2019 года. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. - С. 215-219.
14. Цыпкин, Ю. А. К вопросу о необходимости повсеместной разработки стратегии пространственного развития муниципальных образований Российской Федерации / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина, И. В. Чуксин // Московский экономический журнал. - 2021. - № 12. - DOI 10.24412/2413-046X^021-10718.
15. Цыпкин, Ю. А. Совершенствование системы информационно-аналитического обеспечения управления земельным фондом при геостратегическом развитии Арктического региона / Ю. А. Цыпкин, А. В. Фомина // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2022. - № 2. - С. 92-96. - DOI 10.33920^-04-2202-02.
16. Фомина, А. В. Создание туристско- рекреационных кластеров в Ивановской области / А. В. Фомина, Е. В. Тесова // Актуальные проблемы землеустройства на современном
этапе: Сборник статей Международной научно-практической конференции, Пенза, 28 февраля 2019 года. - Пенза: Пензенский государственный университет архитектуры и строительства, 2019. - С. 215-219.
17. Фомина, А. В. Особенности формирования земельно-имущественного комплекса туристско-рекреационного кластера / А. В. Фомина // Современные проблемы землепользования и кадастров: Материалы 4-й международной межвузовской научно-практической конференции, Москва, 19 декабря 2019 года. - Москва: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный университет по землеустройству, 2020. - С. 339-343.
References
1. Ob utverzhdenie Osnov gosudarstvennoj politiki v sfere strategicheskogo planirovaniya v Rossijskoj Federacii: ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 08 noya. 2021 g. №633. [E'lektronny'j istochnik]. URL: http://www.consultant.ru/document/consdocLAW400057 (data obrashheniya 10.03.2022).
2. Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki regional'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda: Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 16 yanvarya 2017 g. № 13 [E'lektronny'j resurs]. Rezhim dostupa: https://constitution.garant.ru/act/federative/71587690/
3. Federal'ny'j zakon o strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii ot 28 iyunya 2014g. № 172-FZ: prinyat Gos. Dumoj 20 iyunya 2014g.: po sostoyaniyu na 04.12.2021 g. / [E'lektronny'j resurs]. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy' «Konsul'tant Plyus».
4. Postanovlenie PraviteFstva Rossijskoj Federacii o edinoj sisteme mezhvedomstvennogo e'lektronnogo vzaimodejstviya» ot 08 sentyabrya 2010 g. № 697: po sostoyaniyu na 01.01.2021 g. / [E'lektronny'j resurs]. Dostup iz sprav. -pravovoj sistemy' «Konsul'tant Plyus» (data obrashheniya: 25.02.2022).
5. Antropov, D. V. Kompleksny'e kadastrovy'e raboty' v kontekste klasternoj politiki v Rossijskoj Federacii / D. V. Antropov, A. V. Fomina // Aktual'ny'e problemy' zemleustrojstva i kadastrov na sovremennom e'tape : VII Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya. Sbornik statej, Penza, 06 marta 2020 goda. - Penza: Penzenskij gosudarstvenny'j universitet arxitektury' i stroitel'stva, 2020. - S. 9-13.
6. Antropov, D. V. Territorial'ny'e klastery' kak e'lement ustojchivogo razvitiya Rossijskoj Federacii / D. V. Antropov, A. V. Fomina // Sovremenny'e problemy' upravleniya proektami v investicionno-stroitel'noj sfere i prirodopol'zovanii : materialy' X Mezhdunarodnoj nauchno-
prakticheskoj konferencii, posvyashhennoj 113-letiyu REU im. G. V. Plexanova, Moskva, 0812 aprelya 2020 goda / Pod redakciej V. I. Resina. - Moskva: Rossijskij e'konomicheskij universitet imeni G.V. Plexanova, 2020. - S. 145-151.
7. Borodina, O. B. Aktual'ny'e voprosy' sovershenstvovaniya sistemy' zemleustrojstva / O. B. Borodina, I. V. Chuksin // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2020. - № 2. - S. 12. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10109.
8. Gvozdeva, O. V. Aktual'naya specifika problem i osobennosti zakonodatel'ny'x aspektov v sfere ispol'zovaniya i pravovoj oxrany' zemel' sel'skoxozyajstvennogo naznacheniya / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2020. - № 1. - S. 5. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10026.
9. Gvozdeva, O. V. Monitoring zemel'ny'x resursov / O. V. Gvozdeva, I. V. Chuksin, E. Yu. Kolbneva // Aktual'ny'e problemy' zemleustrojstva, kadastra i prirodoobustrojstva : Materialy' III mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii fakul'teta zemleustrojstva i kadastrov VGAU, Voronezh, 30 aprelya 2021 goda. - Voronezh: Voronezhskij gosudarstvenny'j agrarny'j universitet im. Imperatora Petra I, 2021. - S. 192-200.
10. Neobxodimost' vnedreniya cifrovy'x texnologij v lesnoe xozyajstvo Rossii kak glavnogo mexanizma ustojchivogo lesoupravleniya / S. A. Gal'chenko, O. B. Borodina, A. A. Rasskazova, I. V. Chuksin // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2021. - № 2. - DOI 10.24411/2413-046X-2021-10095.
11. Razvitie koncepcii povy'sheniya kachestva sistemy' gosudarstvennogo upravleniya federal'ny'm imushhestvom na baze cifrovoj transformacii otraslej e'konomiki / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin, E. S. Seredina // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2020. - № 8. - S. 23. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10598.
12. Sbalansirovannoe razvitie upravlencheskogo sektora gosudarstvenny'x i municipal'ny'x uslug na baze mnogofunkcional'ny'x centrov / O. V. Gvozdeva, M. A. Smirnova, I. V. Chuksin, M. V. Shakirova // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2020. - № 12. - S. 48. - DOI 10.24411/2413-046X-2020-10836.
13. Fomina, A. V. Sozdanie turistsko- rekreacionny'x klasterov v Ivanovskoj oblasti / A. V. Fomina, E. V. Tesova // Aktual'ny'e problemy' zemleustrojstva i kadastrov na sovremennom e'tape : Sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 28 fevralya 2019 goda. - Penza: Penzenskij gosudarstvenny'j universitet arxitektury' i stroitel'stva, 2019. - S. 215-219.
14. Cypkin, Yu. A. K voprosu o neobxodimosti povsemestnoj razrabotki strategii prostranstvennogo razvitiya municipal'ny'x obrazovanij Rossijskoj Federacii / Yu. A. Cypkin, A. V. Fomina, I. V. Chuksin // Moskovskij e'konomicheskij zhurnal. - 2021. - № 12. - DOI 10.24412/2413 -046X-2021-10718.
15. Cypkin, Yu. A. Sovershenstvovanie sistemy' informacionno-analiticheskogo obespecheniya upravleniya zemel'ny'm fondom pri geostrategicheskom razvitii Arkticheskogo regiona / Yu. A. Cypkin, A. V. Fomina // Zemleustrojstvo, kadastr i monitoring zemel'. - 2022. - № 2. - S. 9296. - DOI 10.33920/sel-04-2202-02.
16. Fomina, A. V. Sozdanie turistsko- rekreacionny'x klasterov v Ivanovskoj oblasti / A. V. Fomina, E. V. Tesova // Aktual'ny'e problemy' zemleustrojstva i kadastrov na sovremennom e'tape : Sbornik statej VI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Penza, 28 fevralya 2019 goda. - Penza: Penzenskij gosudarstvenny'j universitet arxitektury' i stroitel'stva, 2019. - S. 215-219.
17. Fomina, A. V. Osobennosti formirovaniya zemel'no-imushhestvennogo kompleksa turistsko-rekreacionnogo klastera / A. V. Fomina // Sovremenny'e problemy' zemlepol'zovaniya i kadastrov : Materialy' 4-j mezhdunarodnoj mezhvuzovskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Moskva, 19 dekabrya 2019 goda. - Moskva: Federal'noe gosudarstvennoe byudzhetnoe obrazovatel'noe uchrezhdenie vy'sshego professional'nogo obrazovaniya Gosudarstvenny'j universitet po zemleustrojstvu, 2020. - S. 339-343.
Для цитирования: Гвоздева О.В., Смирнова М.А., Чуксин И.В., Фомина А.В. Методологический подход к совершенствованию информационного обеспечения пространственного развития региона на основе применения цифровых технологий // Московский экономический журнал. 2022. № 3. URL: https://qje.su/nauki-o-zemle/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-3-2022-53/
© Смирнова М.А., Чуксин И.В., Фомина А.В., Гвоздева О.В., 2022. Московский
экономический журнал, 2022, № 3.