Научная статья на тему 'УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ'

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
252
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие / территориальное планирование / концептуальная модель / сельские территории / стратегическое планирование / пространственная организация / модель / sustainable development / territorial planning / conceptual model / rural areas / strategic planning / spatial organization / model

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Смирнова Марина Александровна, Гвоздева Ольга Владимировна, Чуксин Илья Витальевич, Ганичева Анастасия Олеговна

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития сельских территорий как современных институтов местного административного самоуправления. В ходе анализа авторами делается акцент на сельскую территорию как систему взаимодействия различных ее аспектов. В свою очередь авторы особое внимание уделяют вопросам территориального планирования в рамках концепции устойчивого развития регионов, которая базируется на триединой концепции: социальное, экономическое и экологическое измерение. Авторы приходят к выводу, что пространственное развитие и территориальное планирование сегодня определяют приемлемую организацию пространства и территории с учетом его связей и характеристик, что позволит в кратчайшие сроки усовершенствовать процесс перехода к устойчивому развитию муниципальных образований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Смирнова Марина Александровна, Гвоздева Ольга Владимировна, Чуксин Илья Витальевич, Ганичева Анастасия Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL PLANNING AND DEVELOPMENT STRATEGIES

The article discusses the Issues of sustainable development of rural areas as modern Institutions of local administrative self-government. In the course of the analysis, the authors emphasize the rural area as a system of interaction between its various aspects. In turn, the authors pay special attention to the issues of territorial planning within the framework of the concept of sustainable development of regions, which is based on a triune concept: social, economic and environmental dimensions. The authors come to the conclusion that spatial development and territorial planning today determine an acceptable organization of space and territory, taking into account its connections and characteristics, which will allow, in the shortest possible time, to improve the process of transition to sustainable development of municipalities.

Текст научной работы на тему «УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 332.142:911.3

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

DOI: 10.24412/2587-6740-2021-5-9-12

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В СИСТЕМЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

М.А. Смирнова, О.В. Гвоздева, И.В. Чуксин, А.О. Ганичева

ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству» , г. Москва, Россия

В статье рассматриваются вопросы устойчивого развития сельских территорий как современных институтов местного административного самоуправления. В ходе анализа авторами делается акцент на сельскую территорию как систему взаимодействия различных ее аспектов. В свою очередь авторы особое внимание уделяют вопросам территориального планирования в рамках концепции устойчивого развития регионов, которая базируется на триединой концепции: социальное, экономическое и экологическое измерение. Авторы приходят к выводу, что пространственное развитие и территориальное планирование сегодня определяют приемлемую организацию пространства и территории с учетом его связей и характеристик, что позволит в кратчайшие сроки усовершенствовать процесс перехода к устойчивому развитию муниципальных образований.

Ключевые слова: устойчивое развитие, территориальное планирование, концептуальная модель, сельские территории, стратегическое планирование, пространственная организация, модель.

Процесс устойчивого развития затронул такую единицу административно-территориального деления Российской Федерации как сельские территории. По своей природе понятие «сельские территории» несет в себе двоякий смысл, и рассматривать его можно с точки зрения сельских поселений, обладающих закрепленными характеристиками и особенностями в соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Актуальность рассматриваемого вопроса устойчивого развития сельских территорий заключается в динамическом последовательном процессе преобразований сельских территориальных образований, сохраняющих свою стабильность на основе комплексного использования социо-эколого-экономико-институци-онального ресурсного потенциала созданной сельской системы, что, несомненно, служит базисом для улучшения уровня жизни населения и социальной стабильности территории.

Для рассмотрения сельской территории как системы взаимодействия различных ее аспектов (экологического, производственного, демографического, социального, институционального), выступающих механизмом достижения главной цели, такой как процесса устойчивого развития

сельских территорий, необходимо рассматривать концептуальную модель устойчивого развития сельских территорий (рис. 1). Данный вид модели представляет собой абстракцию причинно-следственных связей между факторами внешней и внутренней среды и структурными элементами системы, взаимодействующими между собой прямо или опосредованно.

Формирование современных институтов местного административного самоуправления в вопросах устойчивого развития сельских терри-

торий Российской Федерации ставит ключевой задачей совершенствование механизмов и методов управления земельно-имущественным комплексом муниципальных образований в структуре главных социально-экономических задач.

Одним из основополагающих механизмов значимого уровня социально-экономического развития сельской территории является правильный процесс проектирования таких территорий как необходимый элемент управления землями муниципальных образований.

специализированная картографическая основа

землеусгро 1 этап топографо- геологические сведения из ЕГРН

нгельное геодезнческне изыскания

планнрова изыскания

ние 1

2 этап схема землеустройства территории сельского населения

схема существующего эколого-хозянственное организация

использования зонирование н сельскохозяйственного

территории с землеустроительные производства,

установлением границ регламенты установление границ

землепользовании сельскохозяйственных угодий

генеральный план сельского поселения

3 этап границы населенных функциональное размещение ооьектов

пунктов и зонирование территории местного значения

территори межселенных с определением

альное территории категории земельных

планнрова 4 этап участков

ние 1

правила землепользованпя и застройки

правовое зонирование регламенты процедуры регулирования

землепользования и землепользования и

застронкн застронкн органами

местного самоуправления

планировка территории 5 этап проект планирования территории (населенных пунктов) проект территориального (межхозяйственного) землеустройства (межселенные территории)

градост проект проекты проекты проекты проекты

ронтель межеван природоохр лесоустр развития внутрихозянстве

нын ня анных н онства мелиорации иного

план территор протнвоэроз и водного землеустройства

земельн ни ионных хозяйства

ого мероприятии

участка

Рис. 1. Концептуальная модель устойчивого развития сельских территорий

*составлено авторами

Рис. 2. Последовательность выполнения работ по территориальному планированию сельского поселения

*составлено авторами

© Смирнова М.А., Гвоздева О.В., Чуксин И.В., Ганичева А.О., 2021 Международный сельскохозяйственный журнал, 2021, том 64, № 5 (383), с. 9-12.

STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

Вопросы процесса проектирования сельских территорий должны быть рассмотрены, опираясь на документы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст.1 гл.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ территориальное планирование определяется как: «планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения» [1].

Стоит отметить, что выполнение работ по территориальному планированию сельских территорий требует четкой иерархической последовательности действий и взаимоувязки документов планирования с самим процессом планировки территории (рис. 2).

Зачастую при разработке и создании генерального плана сельского поселения как первого этапа процедуры территориального планирования органы местного самоуправления вносят недостоверную и неактуальную информацию о границах межселенных территорий и населенных пунктов, функциональном зонировании территорий с идентификацией категорий земельных участков и размещении на них объектов местного назначения [5,7].

Для совершенствования системы планирования сельских территорий, существующий на сегодняшний день, по-нашему мнению, необходимо, прежде всего осуществить ряд мероприятий, представленных на рис. 3.

Территориальное планирование как инструмент для развития административно-территориальных единиц представляет собой процесс создания социальной, экономической, градостроительной деятельности целостной терри-

Рис. 3. Мероприятия по улучшению существующей системы планирования сельских поселений

' Осуществление и определение целей и задачей ТП только при строгом соблюдении принципов и подходов

1) создание условий для устойчивого развития территории

2)определение назначения территорий исходя из совокупности ряда факторов_

3) мониторинг, актуализация и комплексный анализ градостроительного, пространственного и социально-экономического развития территории;

4) обеспечение прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся на изучаемой территории

устойчивого развития

территорий, предусматривающего обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и

благоприятных условий жизнедеятельности человека

взаимного согласования документов стратегического социально-экономического и территориального планирования

учета вссн совокупности внешних и внутренних факторов, определяющих конкурентные преимущества и ограничения социально-экономического и пространственного развитая рассматриваемых территорий

- Оптимизация системы расселения

- Охрана окружающей среды и природных ресурсов

- Развитие инженерной инфраструктуры

- Организация системы социального и бытового обслуживания

- Развитие

агропромышленного комплекса

- Развитие жилищного строительства

- Развитие информационных технологий

- Развитие транспортной инфраструктуры

- Развитие системы образования

- Развитие рекреационного комплекса

Принципы соблюдены, процесс формирования целей и задач возможно осуществлять

Рис. 4. Технологическая схема процесса территориального планирования

Рис. 5. Составные части процесса регионального планирования территорий

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № 5 (383) / 2021

тории в условиях ее пространственной локализации [1]. Данный инструмент необходимо рассматривать с точки зрения комплексной его составляющей, направленной на получение максимума достигаемого эффекта при минимальных затратах и усилиях в ходе комплексного освоения территорий.

Основные цели и задачи территориального планирования, базирующиеся на принципах пространственного развития территорий, находятся в тесном взаимодействии друг с другом и представляют технологическую схему процесса территориального планирования (рисунок 4).

Ключевой аспект в территориальном планировании принято уделять разработке концепций развития и размещения производительных сил как основы социально-экономического планирования. Работы по планированию территорий регионов в общем виде можно представить из составных частей, отраженных на рис. 5.

Особое внимание в последнее время получила дополнительная актуальность вопросов территориального планирования в рамках концепции устойчивого развития регионов, которая базируется на вышеперечисленных составных частях процесса регионального планирования (триединая концепция: социальное, экономическое и экологическое измерение) [4]. Решение поставленной задачи нуждается во все более полном совмещении принципов управления производством и комплексного централизованного управления общественными процессами в региональном аспекте, поскольку задача устойчивого развития территорий решается путем осуществления территориального планирования согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ).

Рассматривать устойчивое развитие сельских территорий необходимо и достаточно как процесс упорядоченной гармонизованной трансформации сельской экономики на качественный должный уровень, который обеспечит рациональное и эффективное использование ресурсного потенциала территорий, учитывая притягивание инвестиций, внедрение инноваций, рост занятости местного населения, что с одной стороны позволит увеличить конкурентные преимущества сельской территории перед другими административно-территориальными единицами, а с другой стороны — повысить уровень и качество жизни местного населения. Все эти положения прописаны и утверждены Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года как один из механизмов государственной политики в данной области [3].

Стратегия устойчивого развития сельских территорий обязана быть частью общепризнанной стратегии социально-экономического развития конкретного муниципального образования, которая в свою очередь представляет собой составляющую концепции развития отдельно взятого региона, и все вместе реализуется в рамках действия концепции страны, направленной на ее социально-экономическое и стратегическое развитие (рис. 6).

Взаимосвязь элементов механизма стратегического планирования, таких как инструментарий программно-целевого и территориального планирования, государственного прогнозирования, дадут совокупность процедур и принимаемых на основе получаемых результатов управленческих решений, которые являются основой для формирования стратегии социально-экономического развития региона или отдельных его территорий, направленных на достижение целей их функционирования [5].

www.mshj.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ АПК

#1

Вопросы территориального планирования тесно связаны с вопросами стратегического планирования в долгосрочной перспективе развития сельских территорий. Стратегия развития сельских территорий дает нам возможность выявить ключевые моменты при разработке планов их устойчивого развития и позволяет осуществить ряд мероприятий, представленных на рис. 7.

Особое внимание в рассматриваемом вопросе стоит уделить Федеральному закону от

28.06.2014 год № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» поскольку его принятие — это необходимый и важный этап в решении сложившихся проблем устойчивого социально-экономического развития страны в целом, и сельских территорий в частности [2]. В соответствии с пунктом 9 статьи 3 закона «О стратегическом планировании в Российской Федерации» под «системой стратегического планирования» понимается «механизм

концепция социально-экономического развития федеральных округов до 2020 года

концепция долгосрочного

социально-экономического развития России

концепция развития региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

социальной направленности

стратегия развития сельских территорий Российской Федерации

стратегия социально-экономического развития субъекта Федерации

концепция развития сельских территорий Российской Федерации

стратегия социально-экономического

развитая муниципалитета

концепция развития отраслей экономики субъекта Федерации

стратегия устойчивого развития сельских муниципальных районов

Рис. 6. Схема стратегического планирования отдельного муниципального образования Российской Федерации

*составлено авторами

Рис. 7. Ключевые положения процесса стратегического планирования сельских территорий

Рис. 8. Модель пространственной организации территории муниципального образования Российской Федерации

обеспечения согласованного взаимодействия участников стратегического планирования на основе принципов стратегического планирования при осуществлении разработки и реализации документов стратегического планирования, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования с использованием нормативно-правового, информационного, научно-методического, финансового и иного ресурсного обеспечения» [2].

Однако, анализируя рассматриваемый нормативно-правовой акт, мы пришли к выводу, что вопросы структуры и содержания данных документов, которые используются на этапах стратегического планирования (такие как це-леполагания, прогнозирования, планирования и программирования) не достаточно отработаны. Пробелы законодательства взаимообусловлены отсутствием межведомственного взаимодействия, в частности на региональном уровне, наиважнейших целей и задач, предстоящих результатов, к которым, на равных условиях, относится в свою очередь создание модели устойчивого развития сельских территорий страны [6, 8].

Рассматривая процессы планировочной организации территории муниципального образования Российской Федерации как территориального аспекта народнохозяйственного планирования, можно отметить, что для комплексного освоения и развития территорий необходимо осуществить процесс ее зонирования с целью выделения зон разной степени интенсивности освоения, для создания модели пространственной организации территории субъекта Российской Федерации (рисунок 8) [9]. Данный этап служит пусковым механизмом, позволяющим более детально и комплексно подходить к вопросам устойчивого развития региональных территорий во взаимоувязки с территориальным планированием.

Пространственное развитие и территориальное планирование сегодня определяют приемлемую организацию пространства и территории с учетом его связей, особенностей, временных параметров и характеристик, что позволит в кратчайшие сроки усовершенствовать процесс перехода к устойчивому развитию регионов Российской Федерации в общем и конкретных муниципальных образований в частности.

Следует подчеркнуть, что переход к новой системе устойчивого развития будет осуществлять синхронно и гармонично при условии выполнения ряда основных мероприятий, которые должны быть предусмотрены в стратегических планах регионального развития (районов, городов, населенных пунктов). В связи с этим важными требованиями процесса разработки стратегических планов принято считать следующие:

1) синхронность и комплекснсть целей и задач планов стратегии;

2) системность мер, необходимых для достижения ключевой цели стратегического плана;

3) учет всех видов условий реализации мероприятий поэтапно с целью реализации стратегических планов;

4) выявление влияния реализованности плана на параметры экономического, экологического и социального развития сельского поселения, города, муниципального образования, субъекта Российской Федерации;

5) обеспечение адресности основополагающих мер как необходимых задач (по срокам, контрольным цифрам и индикаторам, исполнителям);

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ЖУРНАЛ № 5 (383) / 2021

9t

W О STATE REGULATION AND REGIONAL DEVELOPMENT APK

Рис. 9. Модель образования устойчивого развития с учетом пространственно-территориального планирования

6) иные требования, соблюдение которых диктуется и устанавливается регионом (формами организации хозяйства, уровнем благосостояния граждан, социальными льготами и др.).

Структура работ по пространственно-территориальному планированию должна быть представлена как модель, состоящая из взаимосвязанных частей (рисунок 9). Центром модели считаем устойчивое развитие с упором на планирование окружающей среды, городов, сел и поселений.

По-нашему мнению, возможно предложить основополагающие направления совершенствования пространственно-территориального планирования:

- создание самостоятельной системы индикаторов, направленной на поддержку оценки устойчивого пространственного развития территории (такие как, социальные, политические, финансово-экономические, информационно-технологические и институциональные индексы развития);

координация и взаимодействие принимаемых законодательных актов, нацеленных на сбалансированное и согласованное территориальное и стратегическое планирование с учетом аспектов межведомственного взаимодействия;

динамизация процессов обновления и разработки градостроительной документации для обеспечения полноценными новейшими схемами областей, районов и элементов региональной сети;

поддержка методологической значимости проработок с учетом проекта Концепции Стратегии территориального развития Российской Федерации и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации;

экологизация территориального планирования на основе принципов геоплановой парадигмы при помощи применения инструментария ландшафтного планирования.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 190-ФЗ: принят Государственной Думой 22 декабря 2004 г.: по состоянию на 30.12.2020 г. [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «Консультант Плюс».

2. Федеральный закон о стратегическом планировании в Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: принят Государственной Думой 20 июня 2014 г. [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «Консультант Плюс».

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года от 02 февраля 2015 г. № 151-р: по состоянию на 13.01.2017 г. [Электронный ресурс]. Доступ из правовой системы «Консультант Плюс».

4. Анциферова О.Ю., Труба А.С., Стрельникова А.Г. Стратегические направления устойчивого развития сельских территорий // Агропродовольственная политика России. 2017. № 2 (62). С. 68-70.

5. Варламов А.А., Гальченко С.А., Гвоздева О.В., Чуксин И.В. Процесс цифровизации сельского хозяйства на базе концептуально новой системы умного землепользования // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. № 5 (377). С. 69-72.

6. Гальченко С.А., Гвоздева О.В., Ганичева А.О., Чуксин И.В. Совершенствование межведомственного электронного взаимодействия субъектов земельно-имущественных отношений // Международный сельскохозяйственный журнал. 2021. № 3 (381). С. 13-18.

7. Комов Н.В., Шарипов С.А., Носов С.И., Цыпкин Ю.А. и др. Устойчивое пространственное развитие. Монография. Проектирование и управление. Москва, 2021. 752 с.

8. Управление земельными и другими природными ресурсами: учебник под общ. ред. акад. В.Н. Хлыстуна, проф. Ю.А. Цыпкина, проф. А.А. Мурашевой. М.: Издательство «Научный консультант», 2020. 716 с.

9. Szell G. (2014). Regional and local sustainable development. International Review of Sociology, vol. 24, issue 1, pp. 4-12. DOI: 10.1080/03906701.2014.894341

Об авторах:

Смирнова Марина Александровна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-0416-4008, smirnovama@guz.ru

Гвоздева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры землепользования и кадастров, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0002-6240-4196, gvozdeva_ov@bk.ru

Чуксин Илья Витальевич, магистрант, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0001-9788-2692, chuksin-99@mail.ru Ганичева Анастасия Олеговна, аспирант, ОРСЮ: http://orcid.org/0000-0003-4132-1639, aganicheva@outlook.com

SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS IN THE SYSTEM OF TERRITORIAL PLANNING AND DEVELOPMENT STRATEGIES

M.A. Smirnova, O.V. Gvozdeva, I.V. Chuksin, A.O. Ganicheva

State University of Land Use Planning, Moscow, Russia

The article discusses the issues of sustainable development of rural areas as modern institutions of local administrative self-government. In the course of the analysis, the authors emphasize the rural area as a system of interaction between its various aspects. In turn, the authors pay special attention to the issues of territorial planning within the framework of the concept of sustainable development of regions, which is based on a triune concept: social, economic and environmental dimensions. The authors come to the conclusion that spatial development and territorial planning today determine an acceptable organization of space and territory, taking into account its connections and characteristics, which will allow, in the shortest possible time, to improve the process of transition to sustainable development of municipalities. Keywords: sustainable development, territorial planning, conceptual model, rural areas, strategic planning, spatial organization, model.

References

1. Urban Planning Code of the Russian Federation dated December 29. 2004 No. 190-FZ: adopted by the State. Duma December 22. 2004: as of 30.12.2020 [Electronic resource]. Access from the legal system «Consultant Plus».

2. Federal Law on Strategic Planning in the Russian Federation dated June 28, 2014 No. 172-FZ: adopted by the State. Duma on June 20, 2014. [Electronic resource]. Access from the legal system «Consultant Plus».

3. Order of the Government of the Russian Federation on the approval of the Strategy for sustainable development of rural areas of the Russian Federation for the period up to

About the authors:

2030 dated February 02, 2015 No. 151-r: as of 13.01.2017. [Electronic resource]. Access from the legal system «Consultant Plus».

4. Antsiferova O.Yu., Truba A.S., Strelnikova A.G. (2017). Strategic directions for sustainable development of rural areas . Agri-food policy of Russia, no. 2 (62). Pp. 68-70.

5. Varlamov A.A., Galchenko S.A., Gvozdeva O.V., Chuksin I.V. (2020). The process of digitalization of agriculture based on a conceptually new system of smart land use. International Agricultural Journal, Vol. 63, no. 5 (377). Pp. 69-72.

6. Galchenko S.A., Gvozdeva O.V., Ganicheva A.O., Chuksin I.V. (2021). Improvement interdepartment electronic

interaction of land and property members. International Agricultural Journal, Vol. 63, no. 3 (381). Pp. 13-18.

7. Komov N.V., Sharipov S.A., Nosov S.I., Tsypkin Yu.A. and others (2021). Sustainable spatial development. Monograph. Design and management. Moscow. 752 p.

8. Management of land and other natural resources: textbook. Ed. acad. V.N. Khlystun, prof. Yu.A. Tsypkina, prof. A.A. Murasheva. Moscow: Nauchnyj konsul'tant, 2020. 716 p.

9. Szell G. (2014). Regional and local sustainable development. International Review of Sociology, vol. 24, issue 1, pp. 4-12. DOI: 10.1080/03906701.2014.894341

Marina A. Smirnova, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of land use and inventories, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-0416-4008, smirnovama@guz.ru

Olga V. Gvozdeva, candidate of economic sciences, associate professor, associate professor of the department of land use and inventories, ORCID: http://orcid.org/0000-0002-6240-4196, gvozdeva_ov@bk.ru

Ilya V. Chuksin, master's student, ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9788-2692, chuksin-99@mail.ru

Anastasia O. Ganicheva, postgraduate's student, ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4132-1639 , aganicheva@outlook.com

smirnovama@guz.ru

12 -

INTERNATIONAL AGRICULTURAL JOURNAL № S (383) / 2021

www.mshj.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.