Научная статья на тему 'ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ'

ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
99
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Ключевые слова
стратегическое планирование / охрана окружающей среды / природные ресурсы / экологическая безопасность / нормативно-правовой документ.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Хагажеев М.А.

В представленной статье рассматриваются вопросы государственного стратегического планирования. Автором исследуется содержание нормативно-правовых актов стратегического планирования, а также роль стратегического планирования, а также роль стратегического планирования в интересах обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Коренная смена всего российского общественно-политического устройства и дискурса в конце XX века повлияла на появление новых видов и форм нормативно-правовых актов и иных регламентирующих документов. К таковым можно отнести Концепции, Стратегии, Доктрины, Программы и другие документы подобного рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Хагажеев М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

DOI: 10.24412/2224-9125-2022-8-158-161 ХАГАЖЕЕВ Мирбек Асланович,

NIION: 2022-0079-8/22-097 соискатель кафедры

MOSURED: 77/27-025-2022-08-097 конституционного и муниципального права

юридического факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского, e-mail: mkhagazheev@yandex.ru

ДОКУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Аннотация. В представленной статье рассматриваются вопросы государственного стратегического планирования. Автором исследуется содержание нормативно-правовых актов стратегического планирования, а также роль стратегического планирования, а также роль стратегического планирования в интересах обеспечения охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Коренная смена всего российского общественно-политического устройства и дискурса в конце XX века повлияла на появление новых видов и форм нормативно-правовых актов и иных регламентирующих документов. К таковым можно отнести Концепции, Стратегии, Доктрины, Программы и другие документы подобного рода.

Ключевые слова: стратегическое планирование, охрана окружающей среды, природные ресурсы, экологическая безопасность, нормативно-правовой документ.

KHAGAZHEEV Mirbek Aslanovich,

Candidate of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Faculty of Law of N.G. Chernyshevsky SSU

DOCUMENTS OF THE STATE STRATEGIC PLANNING IN THE FIELD OF ENVIRONMENTAL PROTECTION

Annotation. The article deals with the issues of state strategic planning. The author explores the content of normative legal acts of strategic planning, as well as the role of strategic planning, as well as the role of strategic planning in the interests of ensuring environmental protection and rational use of natural resources. The radical change of the entire Russian socio-political structure and discourse at the end of the XX century influenced the emergence of new types and forms of normative legal acts and other regulatory documents. These include Concepts, Strategies, Doctrines, Programs and other documents of this kind.

Key words: strategic planning, environmental protection, natural resources, environmental safety, regulatory document.

Как показывают реальные тенденции современной российской правовой системы, Концепции и иные вышеупомянутые документы государственного планирования являются активным «регулятором», корректирующим и направляющим деятельность органов государства и общества во многих сферах, в том числе и в деятельности по охране окружающей среды, составляя важный пласт во всей законодательной базе.

Одним из важнейших направлений деятельности любого государства - гармоничное существование с окружающей средой, рациональное пользование природными ресурсами, а также защита и охрана природы, поддержание экологического благополучия государства. Российская Федерация располагает огромным потенциалом природных ресурсов, но зачастую реальность

демонстрирует ненадлежащий государственный контроль за экологическим благополучием страны и рациональным использованием природных благ. К примеру, 31 марта 2022 года региональное управление Росприроднадзора сообщило о том, что в районе Старочеркасска на реке Аксай (правый приток Дона) очевидцы заметили характерные пятна, а последовавшая за этим проверка выявила источник их появления — полузатонувшее судно, из которого в водоём и изливались нефтепродукты [8]. Вышеупомянутый и другие инциденты, происходящие на всем постсоветском пространстве, демонстрируют недостаточную государственную регуляцию в сфере защиты окружающей среды.

Перейдем к интересующим нас (в формате данной статьи) нормативно-правовым актам государственного контроля. Выше мы уже обозна-

чили в общем виде назначение таких документов: Концепции, Программы, Стратегии и Доктрины -это документы программного, стратегического характера. Исходя из такого определения их назначения, некоторые ученые называют эти акты не правовыми, а политическими регуляторами, определяя их как политические документы, приобретшие юридические характеристики [4, с. 16].

Если сопоставить принципы стратегического планирования и принципы охраны окружающей среды, изложенные в Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», то можно говорить об определенной корреляции и взаимодействии указанных принципов.

Отдельного упоминания заслуживает Федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», который на сегодняшний день является базовым нормативно-правовым актом, определяющим особенность стратегического планирования, взаимодействия муниципального и государственного стратегического управления политики распределения бюджета, полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления и порядок их кооперации с различными организациями (общественными, научными и иными).

К сожалению, в упомянутом Федеральном законе, который на первый взгляд, должен полноценно и объективно отражать всю директивную деятельность государства, нет ни одного упоминания про деятельность подконтрольных федеральных органов государственной власти, органов субъектов Российской Федерации в направлении защиты природных ресурсов, а само слово «ресурс» используется исключительность в контексте экономической, человеческой деятельности. Примером могут послужить статьи 3, 4 и 7 вышеупомянутого закона.

Так как гармоничное экономическое развитие напрямую зависит от состояния окружающей среды, то и вектор стратегического планирования должен быть направлен не только на развитие «каталлактического» фактора развития государства. Как было отмечено выше, экономика должна базироваться на требованиях рационального природопользования, воспроизводства природных ресурсов, охраны окружающей среды, имманентно обеспечивающих такие глобальные экологические тренды, как устойчивое развитие, стратегия выживания человечества в условиях глобальных кризисов — глобального потепления, разрушения озонового слоя, уменьшения биоразнообразия.

Данный факт базируется на том, что в основе любого вида планирования лежит использование ресурсов (природных, технологических, экономических или пространственных). В зависимости от того, в какой мере государство будет соблюдать грамотный баланс между интересами экономики и интересами защиты окружающей среды.

Несмотря на тот факт, что государственными органами и органами местного самоуправления сформирован региональный нормативно-правовой фундамент, а в каждом субъекте приняты законы «О стратегическом планировании» субъекта и утверждены порядки разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации стратегий социально-экономического развития, законодателем «упущен» значительный пласт нормативно-правовой базы в отношении грамотной регуляции рационального использования природных ресурсов. Ведь базируясь исключительно на директивном контроле многих отраслей государственной деятельности и упуская из виду правовую регуляцию гармоничного взаимодействия с окружающей средой, нельзя добиться успехов в экономической, технологической и в целом «ресурсной» деятельности государства.

Помимо упомянутых выше проблем, отдельного отражения заслуживает некая обособленность существующей системы документов директивного характера (перечень которых был дан выше) от традиционной системы нормативно-правовых актов, которая вызывает у рядовых граждан ложное ощущение о некоторой свободе толкования и необязательности их выполнения.

Примером может послужить Указ Президента РФ от 1 декабря 2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». Так, согласно Стратегии, одним из направлений, которые позволят получить научные и научно-технические результаты и создать технологии, являющиеся основой инновационного развития внутреннего рынка продуктов и услуг, устойчивого положения России на внешнем рынке, названа «возможность эффективного ответа российского общества на большие вызовы с учетом взаимодействия человека и природы, человека и технологий, социальных институтов на современном этапе глобального развития, в том числе применяя методы гуманитарных и социальных наук».

Таких положений во всех без исключения «доктринальных» документах очень много, без них невозможно обоснование стратегии и прогноза, они являются необходимым атрибутом научного доказательства той или иной концепции (стратегии).

Чаще всего выводы и рекомендации, содержащиеся в таких «доктринальных» документах, представлены в виде рекомендаций — «усилить», «обеспечить», «достичь», «способствовать» и т.д., например, в указанной выше Стратегии говорится о «необходимости обеспечить готовность страны к большим вызовам, еще не проявившимся и не получившим широкого общественного признания, предусмотреть своевременную оценку рисков, обусловленных научно-техническим развитием».

Аналогичные цели и задачи, но уже в контексте обеспечения рационального использования природных ресурсов, содержатся в Государственной программе РФ «Воспроизводство и использование природных ресурсов», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322. Программой предусматривается достижение целей устойчивого обеспечения экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах, устойчивого водопользования при сохранении водных экосистем и обеспечении защищенности населения и объектов экономики от негативного воздействия вод, а также целей обеспечения сохранения и воспроизводства охотничьих ресурсов.

До последнего времени было очевидно стремление всех без исключения субъектов государственного управления на всех уровнях власти разработать и принять свои концепции, стратегии, прогнозы, генеральные планы и другие многочисленные документы «стратегического» характера. Потребность в них, на наш взгляд, была проявлением острой необходимости в

осмыслении и определении сущности современного управления планирования в обеспечении охраны окружающей среды.

Как справедливо отмечает Кириллов Л.Г. в своей статье «Блеск и нищета стратегического планирования в формулах федерального Закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ: «в этом Указе «стратегическое планирование» - это определение основных направлений, способов и средств достижения стратегических целей устойчивого развития и обеспечения национальной безопасности, а целевая направленность стратегического планирования - это разработка мер по обеспечению конституционных прав... за счет рационального использования национальных ресурсов и потенциала гражданского общества России. Куда-то из нового Закона исчезли эти совершенно правильные формулировки» [9].

Таким образом, в статье мы подчеркнули негативные моменты, «мешающие» обширной нормативно-правовой базе директивного характера полноценно реализовывать принцип защиты и рационального использования природных ресурсов нашего государства. Подводя заключение, считаем вышеупомянутые документы государственного стратегического планирования в сфере охраны окружающей среды хорошей основой и фундаментом для регулирования экологической безопасности Российской Федерации, но нуждающуюся в значительном углублении и детализации всех видов и форм государственного планирования, так и в сторону индикативного планирования в сфере охраны окружающей среды.

Список литературы:

[1] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, N 31, ст. 4398.

[2] Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс» (дата обращения: 14.06.2022).

[3] Выпханова Г. В., Жаворонкова Н. Г. Государственная экологическая политика и документы стратегического планирования // Экологическое право. 2016. №3. С. 24—29;

[4] Кондратьева М.А. Правовое и политическое регулирование в конституционном праве: некоторые проблемы соотношения // Конституционное и муниципальное право. 2010. N 5. С. 14 - 18.

[5] Булгакова Л.С. Совершенствование полномочий органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности // Право и практика. 2021. №2. С. 33-39.

[6] Жаворонкова Наталья Григорьевна Роль документов государственного стратегического планирования в обеспечении охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов // Вестник Университета имени О. Е. Кутафина. 2017. №2 (30).

[7] Государственный электронный ресурс http://council.gov.ru/activity/activities/ parliamen tary/105142/ (дата обращения: 14.06.2022).

чтттжжжжжжжжжжжжтттттттяе^^

[8] https://161.rpn.gov.ru (дата обращения: 07.07.2022)

[9] Кириллов Л.Г. Блеск и нищета стратегического планирования в формулах федерального Закона от 28 июня 2014 года №172-ФЗ // Муниципалитет: экономика и управление. 2015. №4 (13).

Spisok literatury:

[1] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennyh Zakonami RF o popravkah k Konstitucii RF ot 30.12.2008 N 6-FKZ, ot 30.12.2008 N 7-FKZ, ot 05.02.2014 N 2-FKZ, ot 01.07.2020 N 11-FKZ) // Sobranie zakonodatel'stva RF, 01.07.2020, N 31, st. 4398.

[2] Federal'nyj zakon «O strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii» ot 28.06.2014 N 172-FZ (poslednyaya redakciya) [Elektronnyj resurs]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tant Plyus» (data obrashcheniya: 14.06.2022).

[3] Vyphanova G. V., ZHavoronkova N. G. Gosudarstvennaya ekologicheskaya politika i dokumenty stra-tegicheskogo planirovaniya // Ekologicheskoe pravo. 2016. №3. S. 24—29;

[4] Kondrat'eva M.A. Pravovoe i politicheskoe regulirovanie v konstitucionnom prave: nekotorye prob-lemy sootnosheniya // Konstitucionnoe i municipal'noe pravo. 2010. N 5. S. 14 - 18.

[5] Bulgakova L.S. Sovershenstvovanie polnomochij organov gosudarstvennoj vlasti Rossijskoj Federacii v oblasti obespecheniya ekologicheskoj bezopasnosti // Pravo i praktika. 2021. №2. S. 33-39.

[6] ZHavoronkova Natal'ya Grigor'evna Rol' dokumentov gosudarstvennogo strategicheskogo planirovaniya v obespechenii ohrany okruzhayushchej sredy i racional'nogo ispol'zovaniya prirodnyh resursov // Vestnik Universiteta imeni O. E. Kutafina. 2017. №2 (30).

[7] Gosudarstvennyj elektronnyj resurs http://council.gov.ru/activity/activities/parliamentary/105142/ (data obrashcheniya: 14.06.2022).

[8] https://161.rpn.gov.ru (data obrashcheniya: 07.07.2022)

[9] Kirillov L.G. Blesk i nishcheta strategicheskogo planirovaniya v formulah federal'nogo Zakona ot 28 iyunya 2014 goda №172-FZ // Municipalitet: ekonomika i upravlenie. 2015. №4 (13).

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.