Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ'

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
27
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МОНИТОРИНГОВЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / КОНТРОЛЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ярошенко Евгения Валерьевна, Алексеева Елена Николаевна

Цель исследования заключается в разработке программного обеспечения, способного осуществлять анализ качества физической подготовленности студентов вуза. В качестве результата исследовательской деятельности следует считать научное обоснование актуальности проблемного аспекта, препятствующего оптимизации педагогического процесса, реализуемого в рамках дисциплин по физической культуре в вузе, позволившей найти наиболее оптимальное на сегодняшний день решение в виде компьютерной программы "Балансовый мониторинг физических качеств студентов", предоставляющей оптимальный набор инструментов для объективной оценки текущего уровня физической подготовленности студентов и последующего внесения коррекционных изменений в степень реализуемых педагогических воздействий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ярошенко Евгения Валерьевна, Алексеева Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS USING A COMPUTER PROGRAM

The purpose of this study was to develop software capable of analyzing the quality of physical fitness of university students. As a result of research activity, it is necessary to consider the scientific substantiation of the relevance of the problematic aspect that prevents the optimization of the pedagogical process implemented within the framework of physical culture disciplines at the university, which made it possible to find the most optimal solution to date in the form of a computer program "Balance monitoring of physical qualities of students", providing an optimal set of tools for an objective assessment of the current level of physical fitness of students and the subsequent introduction of corrective changes in the degree of implemented pedagogical influences.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ»

Заключение

Анализ исследовательских работ, а именно результатов, представленных в них, позволил осознать не только неутраченную актуальность затрагиваемых нами вопросов гендерно-полового просвещения (воспитания), но и обозначить ведущее направление их разрешения, не противоречащее авторским позициям отечественных и зарубежных ученых в пространстве существующих проблемных аспектов.

Согласно результатам сравнительного анализа сложившихся к настоящему времени представлений о возможностях решения проблем в процессе формирования целомудренных установок и нравственно-моральных норм, приветствуемых обществом, основной акцент в исследуемом процессе следует перенести на формировании качеств, черт и свойств, установок личности, с учетом психологии взаимодействий между биологически обусловленных различий полов.

Кроме указанного, необходимо обратить внимание на рассмотрении вопросов, лежащих в контексте построения непрерывного полоролевого образования, базирующегося на формировании первичной полоролевой идентичности, начиная с раннего детства до периода подросткового становления личности. Таким образом, в качестве основного результата теоретического исследования стало обоснования систематизирующего компонента проявленного в выявленных различиях и тождеств понятий "половое" и "гендерное" воспитание (просвещение), который способен стать основой для выработки действенных педагогических механизмов формирования социально одобряемого поведения во взаимодействиях полов.

Литература:

1. Блайц о, Б., Есина С. В. Представления о сексуальном воспитании у врачей-гинекологов, ро-

дителей и подростков.// Молодой ученый. - 2018. -№1.1.- С 4-7.

2. Колосов Д.В., Сельверова Н.В. Физиолого-педа готические аспекты полового созревания. - М.т ФиС, 2010. - 198 С.

3. Яедовских Н.К, Педагогические условия поло-ролевого развития в старшем дошкольном возрасте. - М.: В лад ос, 2008. - 237 с.

4. Никифорова 8. А. К вопросу о половом воспитании // Молодой ученый. - 2016. - № 19 (123). -С. 374-376, [Электронный ресурс] - URL: https;// moluch.ru/archive/123/33995/ (дата обращения: 26.09.2022).

5. РезерТ. М. Медико-социальные подходы к орга низации полового воспитания и сексуального образования // Социологические исследования.

- 2003. - № 1, - С. 102-108.

6. Сексуальное просвещение молодежи: как, когда и зачем? // "Всероссийский центр изучения общественного мнения" (8ЦИОМ). [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/ index.php?id=236&uid=9427 (дата обращения: 24.09.2022).

7. Сголярчук Л.И., Сголярчук, И.А. Иарадигмаль-ная взаимосвязь понятий "половое", "полороле-вое", "тендерное" воспитание // Фундамента ль ные исследования. 2013. - № 1. - С, 357-360,

8. Цыганенко К. М. Результаты опроса "Половое воспитание в России" // Молодой ученый. - 2019,

- № 35 (273). - С. 165 167. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/arciVive/273/62167/ (дата обращения: 28.09.2022).

9. Guttmacher Institute. Sex and HIVeducation. (2016) State Policies in Brief. 2016. URL: https:// www.guttmacher.org/statecenter/spibs/spib_5E.pdf (датаобращения: 27.09.2022).

10. Hall, К. S., McDermott Sales, j., Komro,K. A.,&Santelli, X (2016). The State of Sex Education in the United States, The Journal of adolescent health: official publication of the Society for Adolescent Medicine, 58(6), 595-597. URL: https://doi.org/10.1016/ j.jadohealth.2016.03.032 (датаобращения: 27.09.2022).

11. Hendriks J. Relationships and sex education is now mandatory in English schools - Australia should do the same (September 8, 2020). URL: https;// theconversation.com/relationships-and-sex-education is now- mandatory-in -engiishschools-austraiia-should-do-the-same-i44348 (датаобращения: 27.09.2022).

rv CV

о rv л

Cl

\o m v

О <

о

s

341

CONTROL OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS USING A COMPUTER PROGRAM Yaroshenko Evgenia Valerlevna, PhD of Pedagogical sciences, Senior Lecturer Alekseeva Elena Nikolaevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor

Pyatigorsk Medical and Pharmaceutical Institute - Branch, Volgograd State Medical University, Pyatigorsk

The purpose of this study was to develop software capable of analyzing the quality of physical fitness of university students, As a result of research activity, it is necessary to consider the scientific substantiation of the relevance of the problematic aspect that prevents the optimization of the pedagogical process implemented within the framework of physical culture disciplines at the university, which made it possible to find the most optima! solution to date in the form of a computer program "Balance monitoring of physical qualities of students", providing an optimal set of tools for an objective assessment of the current level of physical fitness of students and the subsequent introduction of corrective changes in the degree of implemented pedagogical influences.

Keywords: information and communication technologies; monitoring activities; control; physical qualities; level of physical fitness; individually differentiated approach.

DO I 10.24923/2222-243X.2022-45.50

УДК 796.01 (075.8) ВАК РФ 5.8.7

ФЯрошенко ЕЛ, 2022 Ф Алексеева Е.Н., 2022

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КА ЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Цель исследования заключав гея в разработке программного обеспечения, способного осуществлять анализ качества физической подготовленности студентов вуза, В качестве результата исследовательской деятельности следует считать научное обоснование актуальности проблемного аспекта, препятствующего оптимизации педагогического процесса, реализуемого в рамках дисциплин по физической культуре в вузе, позволившей найти наиболее оптимальное на сегодняшний день решение в виде компьютерной программы "Балансовый мониторинг физических качеств студентов" предоставляющей оптимальный набор инструментов для объективной оценки текущего уровня физической подготовленности студентов и последующего внесения коррекционных изменений в степень реализуемых педагогических воздействий.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии; мониторинговые мероприятия; контроль; физические качества; уровень физической подготовленности; индивидуально-дифференцированный подход.

ЯРОШЕНКО Евгения Валерьевна, кандидат педагогических наук, ст. преподаватель

АЛЕКСЕЕВА Елена Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент

Пятигорский медико-фармацев ти чес кий институт - филиал, волгоградский государственный медицинский университет, Пятигорск

Введение

Современные реалии развития общества, отраженные и демонстрируемые в различных сферах жизнетворчества человека, свидетельствует о невозможности отстранения физической культуры и спорта от информационно-коммуникационного пространства. В свою очередь, динамика изменений прикладных технологий определяют требования, предъявляемые к качеству предоставления услуг в сфере физической культуры и спорта. Сложившиеся ситуация обуславливает необходимость обращения специалистов различных областей знаний к наиболее проблемным аспектам гармоничного приложения периодически обновляемых инновационных технологий к сфере физкультурно-оздоровительной и спортивной практи-ке [1-4; 8-11].

Теоретическое обоснование проблемы исследования. Анализ реально используемого арсенала информационно-коммуникаци-онных технологий в образовательной практике в целом и в сфере физической культуры и спорта в частности свидетельствует об отсутствии их массового применения, несмотря на имеющиеся у них действенных инструментов и потенциала, способных существенно улучшить качество предоставляемых услуг [7, 324]. Подтверждение высказанной нами позиции можно обнаружить в работах многих отечественных исследователей. Так, в научных работах одного из ведущих специалистов в исследуемой области 8.К. бальсевича, указывается на необходимость акцентированного внимание к компьютеризации теоретического и практического обучения студентов в практике реализации требований ФГОС ВО. Автор определяет приоритетную позицию тестирующих и компьютерных программ при организации мониторинговой деятельности, решающей актуальную задачу выявления точных параметров физического состояния студентов [1, 27],

Детализируя занимаемую В.К. Бальсевичем позицию, в исследовательской деятельности И.Г. Захаровой представлены результаты эмпирической работы, подтверждающей значение применения информационно-компьютерных технологий в совершенствовании образовательного процесса в вузе. Отраженные в работах И.Г, Захаро-

вой данные свидетельствуют о наличии положительного эффекта в приобретении студентами на занятиях физической культурой профессиональных, информационно-коммуникацион-ных и социальных компетенций [4, 8].

Резюмируя информационный массив, представленный в ряде исследовательских работ в рамках изучаемых нами аспектов, можно утверждать о возможности решения совокупности достаточно острых проблемных аспектов в практике организации учебных занятий по физической культуре в вузе посредством грамотного применения достижений в области информационно-коммуникационныхтехноло-гий. Среди наиболее значимых задач, следует обратить внимание на увеличение значений адаптивного порога возможностей организма студенческой молодежи, развитие личностных качеств, положительно отражающихся на качестве жизни в целом и профессиональной деятельности в частности.

В контексте представленного научно обоснованного видения непосредственного применения знаний, накопленных и приобретаемых в области информационно-комму-никационных технологий, следует обратиться к понятию "соразмерность". Названная дефиниция выступает в качестве одной из важных слагаемых гармоничного физического развития человека, выраженной через оптимальное соотношение текущих уровней физических качеств, демонстрируемых им. Следует признать дискуссионность данного вопроса, требующего более детального познания в рамках исследовательской деятельности с целью подведения соответствующей научной базы. Первоначальная позиция, декларирующая необходимость соразмерного развития физических качеств студентов, основывается на наличии доказательной базы, свидетельствующей о расширении адаптационных возможностей, благоприятно отражающихся на их социальной и трудовой деятельности.

Также, следует особо подчеркнуть рост рисков утраты жизненно важных функций студентами в случае нарушения баланса в уровне развития физических качеств. Объяснение сказанному мы находим в снижении реализации имеющегося у студентов потенциала либо в развитии патологических состояний, препятствующих его накоплению. Достижение наиболее оптимальных (соразмерных) значений в параметрах физических качеств студентов возможно только с учетом ряда внешних и внутренних факторов, что возможно только при использовании индивидуально-дифференци-

рованного. В свою очередь, оптимальное применение предоставляемого названным методологическим подходом инструментария должно осуществляться с контролем уровня физической подготовленности студентов, реализуемого на постоянной основе.

Контроль в систематическом режиме позволяет выявлять действенность осуществляемых в образовательном процессе педагогических воздействий путем вычисления оптимального соотношения и результирующего эффекта, представленного в виде динамики развития физических качеств студента. Требования, предъявляемые к подобной организации мониторинга, заключаются в доступности информационного массива, свидетельствующего об происходящих изменениях, и простоте использования. Таким образом, возникает необходимость в разработке программного обеспечения, сопровождающего учебный процесс по реализации задач физической культуры в вузе, позволяющего оперативно осуществлять оценку всей совокупности параметров развития физических качеств студентов.

Цель исследования заключается в разработке программного обеспечения способного осуществлять анализ качества физической подготовленности студентов вуза. Задачами исследования, призванными в ходе их разрешения достичь поставленной цели, стали: 1) научное обоснование целесообразности применения информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе; 2) разработка компьютерной программы "Балансовый мониторинг физических качеств студентов" для оптимизации развития физических качеств студентов разного уровня физической подготовленности с использованием современных достижений в области информацион-но-коммуникационных технологий.

Достижению поставленной цели способствовал соответствующий инструментарий, представленный совокупностью методов, теоретический научно-информационных источников, педагогический контроль, методы математической статистики и компьютерного моделирования.

Степень разработанности проблемыжспе-доеания был выявлен в ходе теоретического обоснования необходимости разрешения выявленного противоречия и поиска путей его разрешения. В ходе организации исследовательской работы были использованы основные тезисы научных трудов ряда авторов, среди которых - В.К. Бальсевич, Е.Г, Белякова, Н.С. Бакурадзе, A.B. Кокшаров, Е.В. Токарь,

rv

f\J

о rv л

Cl

\о fü

о <

о 21

S

343

О.Л. Трешева, A.B. Кокшаров, IJ. Reinen, Y.T. Sung и Др.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках цели настоящего исследования и практики организации образовательного процесса по дисциплинам физической культуры, были намечены мониторинговые мероприятия, реализуемые на систематической основе в каждом учебном семестре в виде предварительного и этапного контроля. Основной задачей подобных мероприятий являлось выявление степени соразмерности развития физических качеств студентов, установление балансовых дисгармоний с учетом их индивидуальных особенностей и своевременная педагогическая работа по их устранению. Подобное комплексное мероприятие, реализуемое в практике организации образовательного процесса, предусматривает множественность действий, характеризуемых большими временными затратами [5, 158].

Непосредственная оптимизация трудоемкого педагогического процесса, объективно отражающего динамику изменений в показателях индивидуального развития физических качеств студентов, производилась на базе компьютерной программы, получившей название "балансовый мониторинг физических качеств студентов" (3 Мб), в основу которой легла среда Visual Studio (Windows Forms, Microsoft Interop Excel, C#). Выявленные в ходе применения вышеназванной программы, отстающие в развитии физические качества каждого студента, выделялись автоматически цветовым маркером (см. рис. 1).

Ч<

JT *АХП

Рисунок 1 - Пример протокола результатов тестирования

Разработанный мониторинговый инструментарий с применением новейших достиже-

ний в области информационно-коммуникаци-онных технологий позволяет снизить временные параметры обработки информационного массива результатов тестирования студентов, наглядно демонстрируя значения и "высвечивая" отстающие показатели в развитии физических качеств. В ходе разработки, в качестве базовых (опорных) значений использовались модельные характеристики, отражающие границы соразмерности в развитии исследуемых показателей [5; б]. Данные границы представлены алгоритмом операционного вычисления самого низкого и высокого уровня физической подготовленности студентов.

Опираясь на выявленные данные в измеряемых показателях, впоследствии можно формировать подгруппы студентов, занятия с которыми проводятся групповым методом с учетом значений показателей развития физических качеств. Представленный на рисунке 1 протокол результатов тестирования формировался сразу по его окончанию, что предоставляло возможность для проведения коррек-ционных мероприятий, ориентированных на устранение дисбаланса в уровни физической подготовленности студентов, и повышении качества реализации педагогических воздействий на учебных занятиях.

Посредством предоставляемого предложенной нами компьютерной программы инструментария становится возможным, не обладая особенными навыками оценить ряд значимых с точки зрения качества предоставления образовательных услуг параметров (уровень физической подготовленности, соразмерность развития физических качеств), представив их в виде индивидуальных профилей студентов (см. рис. 2). Заключение Научное обоснование актуальности проблемного аспекта, препятствующего оптимизации педагогического процесса, реализуемого в рамках дисциплин по физической культуре в вузе, позволило найти наиболее оптимальное на сегодняшний день решение. Внедрение и практическое использова-ние простого программного продукта "Балансовый мониторинг физических качеств студентов" позволяет объективно оценивать текущий уровень физической подготовленности студентов и устанавливать вида дисбаланса в развитии

физических качеств. Получаемые в этом случае сведения, свидетельствующие об индивидуальном уровне физической подготовленности студента, выступают в качестве основания для последующего внесения коррекционных изменений в степень реализуемых педагогических воздействий.

i I i 1 1 p ' J' ! ! 1 «

Рисунок 2 - Пример индивидуального профиля студента

Также, необходимо отметить сопровождаемое преимущество предложенной программы, которое представлено в качестве инструмента оптимизации профессиональной деятельности преподавателя. Резюмируя итоги исследовательской деятельности, осуществленной для достижения поставленной цели, можно констатировать значимость компьютерной программы "Балансовый мониторинг физических качеств студентов" в образовательной практике реализующей требования ФГОС ВО е оптимизации развития физических качеств студентов разного уровня физической подготовленности с использованием современных достижений в области информацион-но-коммуникационных технологий.

Литература:

1. Бальсевич В,К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 3, - С. 21-40.

2. Белякова Е.Г., Захарова и.г. Социокультурное информационное пространство образования в контексте проблемы формирования личности // Вестник Тюменского государственного универ-

ситета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2010. - № 5, - С. 11-18.

3. Витун Е.В., Бакурадзе Н.С., Нкрматова Т.В. Использование информационно-компьютерных (ехнологий на занятиях по физической культуре е высшем учебном заведении // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 168-179,

4. Захарова И.Г. Формирование информационной образова-

^^ ..... тельной СрЙДЫ высшего учебного заведения: автореф. дис. ... '' д-ра пед. наук: 13.00.61 / И Г. Захарова. - Тюмень, 2003. - 48 с.

5. Кокшаров A.B. Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза

_....... // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2019. - № 3 (169). - С. 156-159.

6. Кокшаров A.B. Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал / / Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, - СПб., 2019. - № 1(167).-С. 162-166.

7. Манжелей И.8., Чернякова С.Н. Информацион но-образовательные ресурсы в физическом воспитании студентов//Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи: материалы 3-й Международной научно-практической конференции. - Омск, 2017. ? С. 320-326.

8. Савельева О.В., Иванова Л.А. Анализ информаци онных технологий в области физической культуры и спорта // Научно-методический электронный журнал "Концепт" - N9 8, 2015. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.tii/2015/ 15273.htm (дата обращения: 25.08.2022).

9. Самсоненко И.В., Токарь ЕВ. Компьютерная Программа "Оценка физического состояния студентов. Рекомендации по организации оздоровительной тренировки": характеристика, особенности работы с программой, результаты внедрения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2011. - № 3 (73). - С 178-182.

10. Трещева О.Л., Кокшаров A.B. Формирование интереса студентов к процессу физической под готовки с использованием мобильного приложения // Теория и практика физической культуры. -2019. - N? 4. - С. 35.

11. Lai C.L. An interactive peer assessment criteria development approach to improving students' art design performance using handheld devices // Computers and Education, - 2015. - Vol. 85 (1). -P. 149-159.

rv

<"V

о rv л

Cl

\o fü

о <

о 21

s

345

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.