Научная статья на тему 'ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВОГО МЕТОДА'

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВОГО МЕТОДА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
27
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРМОНИЗАЦИЯ / ОТСТАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / БЛОКИ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / СТУДЕНТЫ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ТИПИЧЕСКИЕ ПОДГРУППЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Борисевич С.А., Трещева О.Л., Карпеев А.Г., Кокшаров А.В.

Цель исследования - поиск, апробация и внедрение методов организации учебного процесса, способствующих гармонизации физической подготовленности студентов-юношей. Результаты исследования и выводы. В статье конкретизированы понятия гармоничной физической подготовленности студентов и отстающих физических качеств. По результатам исследования определены модельные характеристики развития основных физических качеств современных студентов, разработана классификация студентов-юношей по уровню и гармоничности физической подготовленности. Предложена технология определения отстающих показателей развития физических качеств студентов. В статье обоснована целесообразность использования блоков физических упражнений для развития отстающих физических качеств. Эффективной формой организации выполнения данных упражнений является групповой метод с использованием временных типических подгрупп. Подгруппы формируются по результатам тестирования и включают студентов, имеющих отстающие показатели развиваемого в данной части занятия физического качества. В результате проведенного эксперимента доказана эффективность данной методики. К концу эксперимента значительно увеличилось количество студентов с гармоничной физической подготовленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Борисевич С.А., Трещева О.Л., Карпеев А.Г., Кокшаров А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARMONIZATION OF STUDENTS' PHYSICAL FITNESS USING THE GROUP METHOD

Objective of the study was to search, test and implement methods of organizing the educational process that contribute to the harmonization of the physical fitness of male students. Results and conclusions. The article concretizes the concepts of harmonious physical readiness of students and lagging behind physical qualities. Based on the results of the study, model characteristics of the development of the main physical qualities of modern students were determined, a classification of male students was developed according to the level and harmony of physical fitness. A technology for determining the lagging indicators of the development of physical qualities of students is proposed. The article substantiates the expediency of using blocks of physical exercises for the development of lagging physical qualities. An effective form of organizing the implementation of these exercises is a group method using temporary typical subgroups. Subgroups are formed according to the results of testing and include students with lagging indicators of the physical quality developed in this part of the lesson. As a result of the experiment, the effectiveness of this technique was proved. By the end of the experiment, the number of students with harmonious physical fitness increased significantly.

Текст научной работы на тему «ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВОГО МЕТОДА»

ГАРМОНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОМ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГРУППОВОГО МЕТОДА

УДК/UDC 796.011.3

Поступила в редакцию 24.03.2022 г.

Информация для связи с автором: BorisevichSA@tyumen-city.ru

Кандидат педагогических наук, доцент С.А. Борисевич1

Доктор педагогических наук, профессор О.Л. Трещева2

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Карпеев2, 3

Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Кокшаров2

1Департамент по спорту и молодежной политике Администрации города Тюмени, Тюмень

2Омский государственный университет путей сообщения, Омск 3Сибирский государственный университет физической культуры, Омск

HARMONIZATION OF STUDENTS' PHYSICAL FITNESS USING THE GROUP METHOD

PhD, Associate Professor S.A. Borisevich1 Dr. Hab., Professor O.L. Treshcheva2 Dr. Hab., Professor A.G. Karpeev2, 3 PhD., Associate Professor A.V. Koksharov2

1 Department of Sport and Youth Policy of the Administration of Tyumen City, Tyumen

2 Omsk State Transport University, Omsk

3 Siberian State University of Physical Culture, Omsk

Аннотация

Цель исследования - поиск, апробация и внедрение методов организации учебного процесса, способствующих гармонизации физической подготовленности студентов-юношей.

Результаты исследования и выводы. В статье конкретизированы понятия гармоничной физической подготовленности студентов и отстающих физических качеств. По результатам исследования определены модельные характеристики развития основных физических качеств современных студентов, разработана классификация студентов-юношей по уровню и гармоничности физической подготовленности. Предложена технология определения отстающих показателей развития физических качеств студентов. В статье обоснована целесообразность использования блоков физических упражнений для развития отстающих физических качеств. Эффективной формой организации выполнения данных упражнений является групповой метод с использованием временных типических подгрупп. Подгруппы формируются по результатам тестирования и включают студентов, имеющих отстающие показатели развиваемого в данной части занятия физического качества. В результате проведенного эксперимента доказана эффективность данной методики. К концу эксперимента значительно увеличилось количество студентов с гармоничной физической подготовленностью.

Ключевые слова: гармонизация, отстающие физические качества, физическая подготовленность, модельные характеристики, блоки физических упражнений, студенты, дифференцированный подход, типические подгруппы.

Abstract

Objective of the study was to search, test and implement methods of organizing the educational process that contribute to the harmonization of the physical fitness of male students.

Results and conclusions. The article concretizes the concepts of harmonious physical readiness of students and lagging behind physical qualities. Based on the results of the study, model characteristics of the development of the main physical qualities of modern students were determined, a classification of male students was developed according to the level and harmony of physical fitness. A technology for determining the lagging indicators of the development of physical qualities of students is proposed.

The article substantiates the expediency of using blocks of physical exercises for the development of lagging physical qualities. An effective form of organizing the implementation of these exercises is a group method using temporary typical subgroups. Subgroups are formed according to the results of testing and include students with lagging indicators of the physical quality developed in this part of the lesson. As a result of the experiment, the effectiveness of this technique was proved. By the end of the experiment, the number of students with harmonious physical fitness increased significantly.

Keywords: harmonization, lagging physical qualities, physical fitness, model characteristics, blocks of physical exercises, students, differentiated approach, typical subgroups.

Введение. В настоящее время в высшем образовании при организации учебного процесса по дисциплине «Физическая культура и спорт» широкое распространение получил спортизированный подход. Основной особенностью данного подхода является акцент на развитие физических качеств и двигательных навыков, значимых для избранного вида спорта. Этот подход имеет значительное количество положительных сторон, одна из которых - высокая мотивация обучающихся.

Однако стремление к максимальным достижениям в уровне развития значимых для избранного вида спорта физических качеств не должно входить в противоречие с принципом гармонизации. Данный принцип проявляется в сбалансированности, соразмерности развития различных физических качеств. Как недостаточный, так и избыточный уровень развития того или иного физического качества или функциональной системы может негативно отразиться на эффективности подготовки и спортивном результате [1].

Ранее проведенные исследования и анализ современной ситуации на рынке труда позволили сделать вывод о необходимости разносторонней гармоничной физической подготовленности выпускников вузов [2-4].

Под гармоничным физическим развитием понимают соответствие уровня развития основных физических качеств и антропометрических показателей индивида половым, возрастным и популяционным нормам.

Под гармоничной физической подготовленностью мы понимаем соразмерность уровней развития отдельных физических качеств студента общему уровню его физической подготовленности. Следовательно, отстающими физическими качествами являются качества, показатели развития которых ниже показателей большинства качеств данного студента.

Определение необходимого уровня развития основных физических качеств, соотношения показателей развития отдельных физических качеств требует подробного изучения требований, предъявляемых социальной и будущей профессиональной деятельностью.

Цель исследования - поиск, апробация и внедрение методов организации учебного процесса, способствующих гармонизации физической подготовленности студентов-юношей.

Методика и организация исследования. В ходе эксперимента применялась батарея тестов для контроля показателей развития основных физических качеств.

В процессе поискового эксперимента были протестированы 400 студентов-юношей основной медицинской группы 1-2-го курсов Омского государственного университета путей сообщения. По результатам тестирования рассчитаны среднегрупповые показатели развития физических качеств студентов и перцентильные шкалы оценки этих показате-

лей. Используя полученные среднегрупповые показатели развития физических качеств, были определены модельные характеристики развития физических качеств современных студентов транспортного вуза.

Основой выбранного подхода является гармонизация физической подготовленности через акцентированное развитие отстающих физических качеств. Одной из решаемых задач являлась разработка методики выявления отстающих показателей, характеризующих развитие основных физических качеств.

В рамках исследования, используя перцентильные шкалы, разработана классификация подготовленности студентов по уровню и гармоничности. Далее были определены критерии и методика выявления отстающих физических качеств.

На следующем этапе исследования были определены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены методы, способствующие гармонизации физической подготовленности студентов.

При определении модельных характеристик учитывались должные и нормативные значения показателей используемых тестов. Модельный уровень развития физических качеств находится в диапазоне от 31 до 68 перцентилей по перцентильной шкале, что соответствует —±0,5 ст по нормальному закону распределения. По нашему мнению, это оптимальный уровень развития физических качеств студентов, необходимый для успешной учебной, социальной и трудовой деятельности (табл. 1).

Показатели развития физических качеств, превышающие 68 перцентилей, соответствуют уровню «выше модельного». Результаты студентов в тестах, характеризующих уровень развития физических качеств, меньше 31 перцентиля рассчитанных нами шкал оценки, соответствуют неудовлетвори-

Таблица 1. Модельный уровень развития физических качеств и функциональных показателей кардиореспираторной системы

Контрольное упражнение, тест Модельный уровень

Бег на 2000 м, с 555 - 525

Подтягивание из виса на высокой перекладине, количество раз 7 - 12

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, количество раз 23 - 29

Подъем ног в упоре на предплечьях, количество раз 19 - 24

Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, см 225 - 239

Челночный бег 3x10 м (Т2), с 8 - 7,6

Бег на 30 м (Т1), с 4,7 - 4,5

Показатель координационных способностей в двигательных локомоциях (Т2 - Т1), с 3,3 - 3,1

Наклон вперед из основной стойки, см 5 - 10

Таблица 2. Классификация физической подготовленности студентов по уровню и гармоничности

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

Гармоничность и уровень физической подготовленности Характеристика физической подготовленности студентов Доля от исследованной совокупности,%

Гармоничное развитие низкого уровня Уровень всех показателей развития физических качеств ниже модельного 3

Гармоничное развитие среднего уровня Уровень всех показателей развития физических качеств соответствует модельному 6

Гармоничное развитие высокого уровня Уровень всех показателей тестирования физических качеств выше модельного 5

Негармоничное развитие низкого уровня Уровень, не менее 6* показателей развития физических качеств ниже модельного 19

Негармоничное развитие среднего уровня Уровень, 5* и более показателей тестирования, соответствует модельному и выше, но имеются показатели с уровнем ниже модельного 59

Негармоничное развитие высокого уровня Уровень показателей тестирования физических качеств выше модельного и модельный. Показатели с уровнем ниже модельного отсутствуют 8

*Примечание. Здесь и далее - из девяти исследуемых нами показателей развития физических качеств.

74

http://www.teoriya.ru

№10^ 2022 Октябрь | ОсЬЬег

тельной оценке контрольных нормативов учебной программы вуза, находятся на нижней границе нормы или ниже нормы для здоровых людей данного возраста и, по нашему мнению, нуждаются в коррекции. То есть в нашем исследовании модельный уровень показателей развития физических качеств соответствует среднему уровню развития этих качеств совокупности обследованных нами студентов технического вуза.

Использование перцентильных шкал позволило сравнить между собой показатели развития физических качеств, представленные в разных единицах измерения и разработать классификацию физической подготовленности студентов по уровню и гармоничности (табл. 2).

Это дало возможность выявлять отстающие физические качества для дальнейшего акцентированного развития на учебных занятиях в рамках группового метода. Отстающими физическими качествами мы считаем качества, уровень развития которых ниже остальных физических качеств данного студента, соответствующих уровню его физической подготовленности. Отстающие физические качества имеют студенты с несоразмерным развитием основных физических качеств.

Для эффективной организации процесса физического воспитания студентов разного уровня подготовленности в рамках групповых занятий необходима реализация дифференцированного подхода. Данный подход предусматривает разделение учебной группы студентов на подгруппы по тем или иным типическим признакам. В данном исследовании нами использовались временные типические подгруппы, формируемые на одно или несколько занятий. Состав данных подгрупп зависел от решаемых педагогических задач и индивидуальных показателей развития отдельных физических качеств студентов. При использовании групповой формы организации занятия студенты делились на две временные подгруппы. В первую подгруппу входили студенты, имеющие отстающие показатели развиваемого в данной части занятия физического качества. Остальные студенты учебной группы включались во вторую подгруппу.

Для достижения гармоничной физической подготовленности на каждом занятии оказывалось дополнительное тренировочное воздействие на отстающие физические качества студентов временно сформированной первой подгруппы. В состав данной подгруппы включались студенты, имеющие отстающие показатели развиваемого физического качества. Студенты второй подгруппы выполняли упражнения, направленные на комплексное развитие физических качеств.

Блок упражнений, развивающих отстающие физические качества, включался в разные части занятия. Это зависело от целесообразности выполнения упражнений, развивающих то или иное качество. Так, упражнения, направленные на развитие быстроты и координационных способностей, выполнялись в начале основной части занятия. А упражнения для повышения выносливости выполнялись в конце занятия.

Для проверки эффективности нашей методики на базе Омского государственного университета путей сообщения был проведен педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие 48 студентов-юношей основной медицинской группы второго года обучения. Продолжительность эксперимента составила один учебный год. Участники эксперимента были поделены на контрольную (п=24) и экспериментальную (п=24) группы.

В контрольной группе (КГ) занятия проводились по традиционной программе комплексного развития физических качеств без учета отстающих показателей. Экспериментальная группа (ЭГ) занималась по экспериментальной методи-

ке с использованием на каждом занятии блока физических упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств. Упражнения выполнялись групповым методом с использованием временных типических подгрупп. Отстающие показатели развития физических качеств определялись по результатам тестирования.

В начале и конце эксперимента было проведено тестирование уровня и гармоничности развития физических качеств контрольной и экспериментальной группы.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате проведенного педагогического эксперимента с использованием разработанных нами методов акцентированного развития отстающих физических качеств студентов с применением дифференцированного подхода в экспериментальной группе установлено следующее:

- достигнуты статистически достоверные положительные изменения показателей студентов экспериментальной группы в тестах «Бег на 2000 м», «Подтягивание из виса на высокой перекладине», «Сгибание и разгибание рук в упоре лежа», «Подъем ног в упоре на предплечьях», «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами», «Челночный бег 3x10 м», в тесте, характеризующем координационные способности, проявляемые в локомоциях, и «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»;

- в показателях теста «Бег на 30 м» за время проведения эксперимента статистически достоверных изменений не установлено;

- к концу эксперимента значительно увеличилось количество студентов, достигших соразмерности в развитии физических качеств (с 8 до 33 %);

- при анализе индивидуальных профилей студентов экспериментальной группы было отмечено улучшение уровня и соразмерности развития физических качеств и функций кардиореспираторной системы.

Вывод. В результате проведенного педагогического эксперимента доказана эффективность методики, основанной на дифференцированном подходе с использованием блоков физических упражнений, направленных на развитие отстающих физических качеств. Эффективной организационной формой данной части занятия является групповой метод с использованием временных типических подгрупп.

Литература

1. Кокшаров А.В. Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал / А.В. Кокшаров. - Текст: непосредственный // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. -№ 1 (167). - С. 162-166.

2. Платонов В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов / В.Н. Платонов. - М.: Спорт, 2019. - 656 с. -ISBN 978-5-9500183-3-6. - Текст: непосредственный.

3. Храмова Н.А. Формирование физического самоимиджа студентов в процессе физического воспитания в вузе / Н.А. Храмова, З.М. Кузнецова.- Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 8. - С. 87-92.

References

1. Koksharov A.V. Obosnovaniye modelnogo urovnya razvitiya fizicheskikh kachestv studentov tekhnicheskogo vuza s ispolzovaniy-em pertsentilnykh shkal [Substantiation of the model level of development of physical qualities of students of a technical university using percentile scales]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 1 (167). Pp. 162-166.

2. Platonov V.N. Dvigatelnyye kachestva i fizicheskaya podgotovka sportsmenov [Motor qualities and physical training of athletes]. Moscow: Sport publ., 2019. 656 p. ISBN 978-5-9500183-3-6.

3. Khramova N.A., Kuznetsova Z.M. Formirovaniye fizicheskogo samoimidzha studentov v protsesse fizicheskogo vospitaniya v vuze [Formation of physical self-image in students in the process of physical education at high school]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2008. No. 8. Pp. 87-92.

4. Castells, M. The Information Age: Economy, Society and Culture. Oxford (UK): Blackwell Publishers, 1998. Vol. 3: End of Millenium. 418 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.