Научная статья на тему 'Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал'

Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОТСТАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ПЕРЦЕНТИЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / МОДЕЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / STUDENTS / LAGGING PHYSICAL QUALITIES / PERCENTILE SCALES / MODEL LEVEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич

В статье обоснован оптимальный модельный уровень развития физических качеств студентов нефизкультурных вузов. Модельный уровень определен с использованием перцентильных шкал, рассчитанных по результатам тестирования физических качеств значительной совокупности студентов-юношей Омского государственного университета путей сообщения. С использованием модельного уровня был проведен анализ индивидуальных результатов тестирования физических качеств студентов вуза. Проведенный анализ показал, что большинство студентов имеют отстающие физические качества, требующие коррекции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Justification of model level of development of physical qualities of technical university students using percentile scales

The article substantiates the optimal model level of development of the physical qualities of students of non-physical cultural institutions. The model level was determined by using the percentile scales calculated from the results of testing the physical qualities of the significant group of the young students at Omsk State Transport University. Using the model level, the analysis was conducted for the individual results of testing the physical qualities of university students. The analysis showed that most students have lagging physical qualities that require correction.

Текст научной работы на тему «Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал»

тренировочном занятии смысловых единиц, актуализирующих познавательный интерес ребенка в освоении образовательного материала карате с учетом освоения фазовой структуры двигательных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ким, Т.К. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста : учебное пособие / Т.К. Ким ; Московский педагогический государственный университет. - М. : [б.и.], 2015. - 203 с.

2. Кузьменко, Г.А. Влияние ценностных ориентаций на динамику активности юных спортсменов / Г.А Кузьменко., А.Г. Кузьменко // Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире : материалы XVII Международной научно-практической конференции по проблемам физического воспитания учащихся / под ред. Б.Ф. Прокудина. - Коломна, 2007. - С. 333-337.

3. Луговских, Т.Н. Исследование мотивов спортивной и учебной деятельности подростков-спортсменов в условиях интеграции образовательных программ СДЮСШОР и общеобразовательной школы / Т.Н. Луговских, Г.А. Кузьменко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.

- 2015. - № 6 (124). - C. 219-231.

4. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 2009.

- 246 с.

5. Рубинштейн, А.В. Основы общей психологии / А.В. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000.

- 448 с. - ISBN 5-314-00016-4.

6. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М. : Просвещение, 1979. - 160 с.

7. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся / Г. И. Щукина. - М. : Педагогика, 1998. - 208 с. - ISBN 5-7155-0181-4.

REFERENCES

1. Kim, T.K. (2015), Physical education of children of early and preschool age: training manual, Moscow Pedagogical State University, Moscow.

2. Kuzmenko, G.A. and Kuzmenko, A.G. (2007), "Influence of value orientations on the dynamics of activity of young athletes", Man, Health, Physical Culture and Sports in a Changing World: Materials of the XVII International Scientific and Practical Conference on the problems ofphysical education ofstudents, Kolomna, pp. 333-337.

3. Lugovskikh, T.N. and Kuzmenko, G.A. (2015) "Analysis of Motives of Teenagers-sportsmen' Sports and Educational Activity Under Integration Circumstances of Sports and Regular Schools' Education Programs", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 219-231.

4. Morozova, N.G. (2009), Teacher about cognitive interest, Znanie, Moscow.

5. Rubinstein, A.V. (2000), Basics of General Psychology, Piter, St. Petersburg.

6. Shchukina, G.I. (1971), Activation of students' cognitive activity in the educational process, Pedagogy, Moscow.

7. Shchukina, G.I. (1998), Pedagogical problems of the formation of students' cognitive interests, Pedagogy, Moscow.

Контактная информация: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.01.2018

УДК 796.012.1

ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛЬНОГО УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ

ПЕРЦЕНТИЛЬНЫХ ШКАЛ

Андрей Валериевич Кокшаров, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

Аннотация

В статье обоснован оптимальный модельный уровень развития физических качеств студентов нефизкультурных вузов. Модельный уровень определен с использованием перцентильных шкал,

рассчитанных по результатам тестирования физических качеств значительной совокупности студентов-юношей Омского государственного университета путей сообщения. С использованием модельного уровня был проведен анализ индивидуальных результатов тестирования физических качеств студентов вуза. Проведенный анализ показал, что большинство студентов имеют отстающие физические качества, требующие коррекции.

Ключевые слова: студенты, отстающие физические качества, перцентильные шкалы, модельный уровень.

JUSTIFICATION OF MODEL LEVEL OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF TECHNICAL UNIVERSITY STUDENTS USING PERCENTILE

SCALES

Andrey Valerievich Koksharov, the senior teacher, Omsk State Transport University

Annotation

The article substantiates the optimal model level of development of the physical qualities of students of non-physical cultural institutions. The model level was determined by using the percentile scales calculated from the results of testing the physical qualities of the significant group of the young students at Omsk State Transport University. Using the model level, the analysis was conducted for the individual results of testing the physical qualities of university students. The analysis showed that most students have lagging physical qualities that require correction.

Keywords: students, lagging physical qualities, percentile scales, model level.

ВВЕДЕНИЕ

Уровень развития физических качеств один из важнейших факторов, влияющих на будущую профессиональную деятельность, адаптивные возможности организма и состояние здоровья студентов.

В настоящее время исследованию уровня и динамики развития физических качеств студентов вузов уделяется большое внимание. Однако, результаты, полученные авторами, неоднозначны, одни исследователи отмечают низкий уровень и отрицательную динамику развития физических качеств студентов в период обучения, другие - средний уровень и положительную динамику развития этих качеств.

Исследователи используют различные подходы к контролю и оценке уровня развития физических качеств студентов. При обосновании оптимального уровня развития физических качеств студентов, как правило, используются модели успешных специалистов в выбранной профессии [1] или показатели необходимого уровня развития социально-значимых физических качеств [3]. Но поиски решения данной проблемы продолжаются и требуют дальнейших исследований.

Целью нашего исследования является обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов вуза, необходимого для успешной учебной, трудовой и социальной деятельности.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить уровень развития физических качеств студентов.

2. Рассчитать перцентильные шкалы для оценки развития основных физических качеств студентов вуза.

3. Используя разработанные шкалы обосновать модельный уровень развития исследуемых качеств.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Для определения уровня развития основных физических качеств студентов было проведено срезовое исследование. В рамках исследования проводилось тестирование студентов-юношей основной медицинской группы 1-4 курсов Омского государственного университета путей сообщения (таблица 1).

Таблица 1 - Показатели физической подготовленности студентов (Х±а)

Показатель Тестируемое физическое качество 1 курс (п=100) 2 курс (п=100) 3 курс (п=100) 4 курс (п=100) Ро 1 - 4 курс

Бег 2000 м, с Общая выносливость 532±37 538±37 553±43 555±58 <0,05

Подтягивание в висе, кол-во Сила и силовая выносливость плечевого пояса 10 ±5 9±5 9±4 8±5 <0,05

Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, кол-во Силовая выносливость плечевого пояса 28±6 25±7 25±7 23±8 <0.05

Подъем ног в упоре на предплечьях, кол-во Силовая выносливость мышц пресса 23±7 22±7 22±8 21±7 <0,05

Кистевая динамометрия, кг Сила кисти 50±8 51±7 51±7 52±7 <0,05

Прыжок в длину с места, см Скоростно-силовые качества 230±17 231±17 231±16 232±17 >0,05

Челночный бег 3x10 м (Т2), с Быстрота, координационные способности 7,9±0,6 7,7±0,5 7,7±0,9 8,1±0,7 <0,05

Бег 30 м (Т1), с Быстрота 4,6±0,5 4,5±0,4 4,5±0,4 4,7±0,4 >0,05

Показатель координационных способностей (КС) в двигательных локомоциях (Т2 - Тг), с координационные способности, проявляемые в локомоциях 3,3±0,3 3,1±0,2 3,2±0,4 3,3±0,3 > 0,05

Наклон вперёд из основной стойки, см Гибкость 8±5 7±5 7±5 7±5 > 0,05

В результате анализа полученных данных выяснилось, что среднегрупповые показатели в тестах, характеризующих уровень развития силы, общей и силовой выносливости соответствуют среднему уровню, но снижаются за время обучения в вузе до уровня «ниже среднего».

Результаты тестирования быстроты, скоростно-силовых качеств, силы кисти и гибкости соответствуют среднему уровню у студентов 1-4 курсов.

Абсолютные и относительные показатели координационных способностей, проявляемых в локомоциях, соответствуют среднему уровню и снижаются у студентов к 4 курсу по абсолютному показателю.

Используя полученные результаты, мы рассчитали перцентильные шкалы оценки исследуемых показателей. Это позволило сравнить между собой показатели развития физических качеств, изначально представленные в разных единицах измерения. Кроме того, использование перцентильных шкал создает условия для более точной, дифференцированной оценки по сравнению с пятибалльной шкалой, применяемой в вузе, и позволяет оценить результаты тестирования, не имеющие современных оценочных средств. Перцентиль-ные шкалы очень наглядны [2], удобны [4] и стимулируют рост индивидуальных показателей при тестировании физических качеств [6].

В связи с научно-техническим прогрессом многие профессии становятся неактуальными или полностью исчезают, современному человеку требуется постоянное переобучение, серьезная корректировка, а порой и смена профессиональной деятельности. Переход на трехуровневую систему высшего образования предполагает некоторую вариативность в выборе специальности после окончания бакалавриата. Все это требует определенной универсальности при физической подготовке студентов. Проведенные нами профессиографи-ческие исследования различных видов профессиональной деятельности современных специалистов с высшим образованием, а также анализ научной литературы позволяет сделать вывод, что для успешной профессиональной деятельности выпускникам вузов необходимо иметь уровень развития основных физических качеств, соответствующий среднему и выше [5].

С помощью методов математической статистики и спортивной метрологии нами были рассчитаны модельные характеристики оптимального уровня развития физических качеств студентов вуза. По нашему мнению, оптимальный уровень развития физических качеств студентов, необходимый для успешной учебной, трудовой и социальной деятельности находится в диапазоне от 31 до 68 перцентилей разработанных нами шкал, что

соответствует Х±0,5с по нормальному закону распределения [2]. Данный уровень является «модельным» (таблица 2).

Таблица 2 - Модельный уровень развития физических качеств_

Контрольное упражнение, тест Модельный уровень

Бег 2000 м, с 555-525

Подтягивание в висе, кол-во 7-12

Сгибание-разгибание рук в упоре лёжа, кол-во 23-29

Подъем ног в упоре на предплечьях, кол-во 19-24

Кистевая динамометрия, кг 45-54

Прыжок в длину с места, см 225-239

Челночный бег 3x10 м (Т2), с 8-7,6

Бег 30 м (Т1), с 4,7-4,5

Показатель координационных способностей в двигательных локомоциях (Т2 - Т1), с 3,3-3,1

Наклон вперёд из основной стойки, см 5-10

Анализ индивидуальных результатов тестирования физических качеств студентов с использованием разработанных нами модельных характеристик показал, что лишь у 17% первокурсников, 16% студентов 2 курса, 14% - 3 курса и 15% студентов 4 курса показатели всех тестов соответствуют уровням модельному и выше модельного. У остальных студентов отдельные показатели развития физических качеств соответствуют уровню ниже модельного.

ВЫВОДЫ

Среднегрупповые значения показателей тестирования физических качеств студентов соответствую среднему уровню, но показатели, характеризующие развитие общей и силовой выносливости у студентов старших курсов ниже, чем у первокурсников и соответствуют уровню ниже среднего.

Модельному уровню развития физических качеств соответствует уровень от 31 до 68 перцентилей по рассчитанной нами перцентильной шкале - это оптимальный уровень развития физических качеств студентов, необходимый для успешной учебной, трудовой и социальной деятельности.

От 83 до 86% студентов, в зависимости от курса, имеют от 1 до 9 результатов тестирования ниже модельного уровня. Это свидетельствует о том, что несмотря на благополучную картину со среднегрупповыми показателями, большая часть студентов имеет отстающие физические качества, требующие коррекции.

По результатам исследования можно сделать заключение, что среднегрупповые значения показателей тестирования физических качеств не в полной мере раскрывают объективную картину физической подготовленности студентов. При анализе результатов тестирования и планировании процесса развития физических качеств необходимо сравнивать индивидуальные показатели тестирования студентов с разработанными нами модельными характеристиками.

ЛИТЕРАТУРА

1. Васельцова, И.А. Система профессионально-прикладной физической подготовки студентов железнодорожного вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Васельцова И.А. - Самара, 2004. - 19 с.

2. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии / В.М. Зациорский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 152 с.

3. Карабанова, О.Н. Методические подходы к развитию социально-значимых качеств у студентов с использованием средств физической культуры и спорта / О.Н. Карабанова, Е.Н. Хабарова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2015. - № 6 (2). - С. 37-39.

4. Кобяков, Ю.П. О нормативном обеспечении предмета «Физическая культура» в вузах / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2005. - № 3. - С. 7-10.

5. Особенности профессионально-прикладной физической подготовки будущих инженеров железнодорожного транспорта / А.В. Кокшаров, Е.Н. Мироненко, А.Г. Карпеев, А.Н. Нефедченко //

Педагогика: семья - школа - общество : монография / под общей ред. проф. О.И. Кирикова. - Воронеж, 2010. - Книга 22. - С. 173-188.

6. Мещеряков, С.П. Применение перцентильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов / С.П. Мещеряков, А.О. Егорычев, А.Д. Викулов // Ярославский педагогический вестник. - 2015. - № 6. - С. 141-146.

REFERENCES

1. Vaseltsova, I.A. (2004), The system of professional-applied physical training of students of a railway university, dissertation, Samara.

2. Zatsеorsky, V.M. (1979), Basics of sports metrology, Physical Culture and Sport, Moscow.

3. Karabanova, O.N. and Karabanova, E.N. (2015), "Methodical approaches to the development of socially significant qualities in students using the means of physical culture and sports", Humanities, socio-economic and social sciences, No. 6 (2), pp. 37-39.

4. Kobyakov, Yu.P. (2005), "On the normative provision of the subject "Physical culture" in universities", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 7-10.

5. Koksharov, A.V., Mironenko, E.N., Karpeev, A.G. and Nefedchenko, A.N. (2010), "Features of professional-applied physical training of future railway transport engineers", Pedagogy: Family - School -Society: monograph, under the general ed. prof. O.I. Kirikov, Book 22, VGPU, Voronezh, pp. 173-188.

6. Mescheryakov, S.P., Egorychev, A.O. and Vikulov, A.D. (2015), "Use of percentile scales in the process of monitoring students' physical fitness", Yaroslavsky Pedagogical Bulletin, No. 6, pp. 141-146.

Контактная информация: ak2nite@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 11.01.2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011+796.85

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ КУДО НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ

11-12 ЛЕТ Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Виталий Сергеевич Мухортов, бакалавр, Валерия Валерьевна Немцова, кандидат биологических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

Кудо - современное восточное боевое единоборство, которое включает в себя различные приемы и техники из других видов единоборств и стремительно набирающее популярность среди детей, подростков и взрослых. Однако влияние занятий кудо на физическое развитие детского организма недостаточно изучено. В работе авторами рассматривается влияние занятий кудо на развитие физических качеств детей 11-12 лет. Тестирование на определение силовых качеств и гибкости проходило в начале и конце учебного года. Для проведения тестирования были взяты экспериментальная и контрольная группы, куда вошли мальчики, учащиеся 5 класса. Анализ полученных данных показал, что занятия по кудо оказались более эффективными для развития физических качеств у школьников 11-12 лет, чем занятия в группе общей физической подготовки.

Ключевые слова: школьники 11-12 лет, кудо, силовые качества, гибкость.

EFFECT OF KUDO CLASSES ON THE DEVELOPMENT OF THE PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN AGED 11-12 YEARS OLD

Viktor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Vitaly Sergeyevich Mukhortov, the bachelor,

Valeria Valerievna Nemtsova, the candidate of biological sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

Kudo is a modern oriental martial art, which includes various techniques and techniques from other types of martial arts and is rapidly gaining popularity among children, teenagers and adults. However, the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.