Научная статья на тему 'Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза'

Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СОРАЗМЕРНОСТЬ / ПЕРЦЕНТИЛЬНЫЕ ШКАЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич

Статья посвящена получению новых данных о соразмерности развития физических качеств студентов-юношей основной медицинской группы. С помощью перцентильных шкал и разработанных модельных характеристик был проведен анализ соразмерности развития физических качеств студентов. Выяснилось, что соразмерное развитие физических качеств имеет 31% обследованных студентов, а несоразмерное 69%. По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости учета индивидуальных показателей уровня и соразмерности развития физических качеств в процессе их совершенствования у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокшаров Андрей Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research of proportionality of development of physical qualities of students of the university

The article is devoted to obtaining the new data on the proportionality of development of the physical qualities of students-young men of the main medical group. Percentile scales have been developed for analyzing the proportionality of the development of physical qualities. The analysis was made of the proportionality of the development of students' physical qualities. It turned out that proportionate development of physical qualities is observed among 31% of the students surveyed, and a disproportionate 69%. According to the results of research, it can be concluded that it is necessary to take into account the individual indicators of the level and proportionality of the development of physical qualities in the process of their improvement among the students.

Текст научной работы на тему «Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза»

университета. - 2011. - Вып. 2 (46). - С. 98-106.

8. Третьякова, Н.В. Здоровьесберегающая деятельность в системе профессионального образования: основные направления и проблемы / Н.В. Третьякова // Здоровьесберегающее образование. - 2013. - № 6 (34). - С. 85-90.

REFERENCES

1. Zhuravleva I.V. (2012), "Health of students: a sociological analysis", Institute of sociologyRAS, Moscow.

2. Katzin O.A. (2012), "Theoretical aspects of the formation of a healthy lifestyle of students: the view of students of Krasnoyarsk universities", Adaptive physical education and adaptive sports in modern terms: results, problems, development priorities: materials of the Russian Scientific and Practical Conference, Irkutsk, pp. 164-168.

3. Kodaneva, L.N. (2012), "Methods of physical education of students of a special medical group", Physical education at school, No. 2, pp. 16-19.

4. Kodaneva, L.N. (2011), "Improving the efficiency of physical education of students in school", Health saving education, No. 5, pp. 106-110.

5. Moskovchenko, O.N., and Katzin, O. A., (2010), "Healthy lifestyle of the student as the main factor of his health", Youth of Siberia to Russian science: materials of the International Scientific andPrac-tical Conference, Krasnoyarsk, pp. 390-394.

6. Borisova T.S., Soltan M.M., Labodaeva J.P. and others (2013), "Rational organization of life activity as a means of preserving the health of students", Children, youth and the environment: health, education, ecology: materials of the second International Scientific and Practical Conference, Altai State Pedagogical Academy, Barnaul, pp. 64.

7. Semenkova, T.N., Kasatkina, N.E. and Kazin, E.M. (2011), "Risk factors affecting the health of students in the learning process", Bulletin of Kemerovo state University, No. 2 (46), pp. 98-106.

8. Tretyakova, N.V. (2013), "Health saving activity in system of professional education: main directions and problems", Health saving education, No. 6 (34), рр. 85-90.

Контактная информация: kodaneva61@mail.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.011.3

ИССЛЕДОВАНИЕ СОРАЗМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ

СТУДЕНТОВ ВУЗА

Андрей Валериевич Кокшаров, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Статья посвящена получению новых данных о соразмерности развития физических качеств студентов-юношей основной медицинской группы. С помощью перцентильных шкал и разработанных модельных характеристик был проведен анализ соразмерности развития физических качеств студентов. Выяснилось, что соразмерное развитие физических качеств имеет 31% обследованных студентов, а несоразмерное - 69%. По результатам исследования можно сделать вывод о необходимости учета индивидуальных показателей уровня и соразмерности развития физических качеств в процессе их совершенствования у студентов.

Ключевые слова: студенты, физические качества, соразмерность, перцентильные шкалы.

RESEARCH OF PROPORTIONALITY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF STUDENTS OF THE UNIVERSITY

Andrey Valerievich Koksharov, the senior teacher, Omsk State Transport University

Annotation

The article is devoted to obtaining the new data on the proportionality of development of the physical qualities of students-young men of the main medical group. Percentile scales have been developed for

analyzing the proportionality of the development of physical qualities. The analysis was made of the proportionality of the development of students' physical qualities. It turned out that proportionate development of physical qualities is observed among 31% of the students surveyed, and a disproportionate - 69%. According to the results of research, it can be concluded that it is necessary to take into account the individual indicators of the level and proportionality of the development of physical qualities in the process of their improvement among the students.

Keywords: students, physical qualities, proportionality, percentile scales.

ВВЕДЕНИЕ

Достижение уровня развития физических качеств, обеспечивающего успешное выполнение учебной, социально-культурной и профессиональной деятельности является одной из основных задач физического воспитания студентов вузов.

Развитие физических качеств происходит неравномерно под влиянием множества факторов, поэтому в процессе физической подготовки необходимо контролировать уровни развития физических качеств студентов. По нашему мнению, в отношении количественных характеристик развития физических качеств следует употреблять термин «соразмерность» и производные от него. Соразмерность - это соответствие между чем-либо по размерам, величине, качеству, достоинству и т. п. [5]. Соразмерность развития физических качеств - это соотношение уровней развития этих качеств, близкое к оптимальному [3].

Необходимость учета соразмерности развития физических качеств студентов обусловлена тем, что недостаточный уровень развития отдельных физических качеств, например силы или подвижности в суставах, может отрицательно отразиться на технике выполнения упражнений или привести к травме [2]. В то же время, чрезмерный уровень развития одного физического качества может препятствовать проявлению других качеств. Следовательно, в процессе развития физических качеств студентов необходимо стремится к соразмерному соотношению уровней этих качеств [4].

Цель нашего исследования - получение новых данных о соразмерности развития основных физических качеств студентов-юношей основной медицинской группы.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Исследование проводилось на базе Омского государственного университета путей сообщения. Протестированы 400 студентов-юношей основной медицинской группы 1-4 курсов. По результатам тестирования были рассчитаны перцентильные шкалы оценки показателей, характеризующих развитие основных физических качеств студентов, таких как: общая и силовая выносливость, сила, быстрота, координационные способности (КС) и гибкость (таблица 1).

Перевод показателей развития физических качеств в перцентили позволил сравнить между собой показатели развития физических качеств, изначально представленные в разных единицах измерения. Кроме того, использование перцентильных шкал создает условия для более точной, дифференцированной оценки показателей по сравнению с пятибалльной шкалой, применяемой в вузе, и позволяет оценить результаты тестирования, не имеющие современных оценочных средств. Использование перцентильных шкал позволяет определить соразмерность развития физических качеств студентов.

Далее с помощью методов математической статистики и спортивной метрологии нами был определен модельный уровень развития физических качеств студентов вуза, необходимый для успешной учебной, трудовой и социальной деятельности, который находится в диапазоне от 31 до 68 перцентилей [1].

С помощью перцентильных шкал и разработанных нами модельных характеристик был проведен анализ соразмерности развития физических качеств студентов. В результате анализа полученных данных выяснилось, что соразмерное развитие физических качеств имеют 39% обследованных студентов, а несоразмерное - 61% студентов.

Таблица 1 - Фрагмент таблицы перевода показателей тестирования в перце нтили

Перцентили Бег 2000 м, сек «Подтягивание», кол-во «Отжимание», кол-во раз «Подъем ног в упоре», кол-во Кистевая динамометрия, кг Прыжок в длину с места, см Челночный бег 3x10 м, сек Бег 30 м, сек Показатель КС в двигательн. ло-комоц., сек Наклон вперед из основной стойки, см

31 555 23

32 7

33 19 45 225

34 5

35 8 3,3

36 550

37 46 226 4,7

38 24 47

39 8

40 227

41 545 20 48 6

43 7,9

44 21 49

45 25

47 50

48 540

49 9 22 230

50 26 51 7,8 4,6 3,2

51 232

52 7

53 233

54 535 10

55 27

56 530 11 23 52 7,7

57 8

59 28 235

61 525 53 237

62 9

63 24 4,5

65 29

66 54

67 7,6 3,1

68 12 10

Несоразмерность развития физических качеств у студентов разных курсов не изменяется за время обучения в вузе, что свидетельствует о недостаточной эффективности стандартной программы физического воспитания, направленной на комплексное развитие физических качеств для обеспечения соразмерности физической подготовленности.

По соразмерности и уровню развития физических качеств обследованных студентов можно разделить на пять групп: с соразмерным низким, соразмерным средним, соразмерным высоким, несоразмерным средним и несоразмерным высоким уровнем развития физических качеств (таблица 2).

ВЫВОДЫ

Соразмерное развитие физических качеств имеют 39% обследованных студентов-юношей, а несоразмерное - 61% студентов.

По результатам исследования можно сделать заключение, что при анализе результатов тестирования и планировании процесса развития физических качеств необходимо учитывать не только среднегрупповые показатели, но и, в первую очередь, индивидуальный уровень и соразмерность показателей развития этих качеств у студентов. Для достижения физической подготовленности обучающихся, обеспечивающей успешную учебную,

трудовую и социальную деятельность, необходима методика развития физических качеств с учетом их уровня и соразмерности у студентов с использованием дифференцированного подхода на занятиях физической культурой.

Таблица 2 - Распределение студентов на группы по соразмерности и уровню развития физических качеств

Соразмерность и уровень развития физических качеств Характеристика Доля студентов от всей совокупности, %

Соразмерное развитие низкого уровня Уровень, не менее 6* показателей развития физических качеств ниже модельного 21

Соразмерное развитие среднего уровня Уровень, не менее 6* показателей развития физических качеств соответствует модельному, показатели с уровнем ниже модельного отсутствуют 13

Соразмерное развитие высокого уровня Уровень всех показателей тестирования физических качеств выше модельного 5

Несоразмерное развитие среднего уровня Уровень, 5* и более показателей тестирования, соответствующий модельному и выше, но имеются показатели с уровнем ниже модельного 48

Несоразмерное развитие высокого уровня Уровень, 5* и более показателей тестирования физических качеств выше модельного, но имеются показатели, соответствующие уровню модельный и ниже модельного 13

Примечание: * - здесь и далее - из 10 исследуемых нами показателей основных физических качеств

ЛИТЕРАТУРА

1. Кокшаров, А.В. Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал / А.В. Кокшаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 1 (167). - С. 162-166.

2. Набатникова, М.Я. Взаимосвязь уровня разносторонней физической подготовленности и спортивных результатов у юных спортсменов / М. Я. Набатникова // Теория и практика физической культуры. - 1984. - № 10. - С. 27-28.

3. Озолин, Н. Г. О качественных характеристиках компонентов спортивной подготовленности / Н. Г. Озолин // Теория и практика физической культуры. - 1987. - № 1. - С. 21-23.

4. Пьянзин, А.И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А. И. Пьянзин, Е. В. Солоденов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - № 6. - С. 46-50.

5. Словарь русского языка (МАС). - Режим доступа : http://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/de-fault.asp (дата обращения: 01.01.2019).

REFERENCES

1. Koksharov, A.V. (2019), "Justification of model level of development of physical qualities of technical university students using percential scales", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 162-166.

2. Nabatnikova, M.YA. (1984), "The relationship of the level of versatile physical fitness and athletic performance among young athletes", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 27-28.

3. Ozolin, N.V. (1987), "On the quality characteristics of the components of sports readiness", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 21-23.

4. Pyanzin, A.I. and Solodenov, E.V. (2008), "Adequacy of repulsion parameters in the formation of model characteristics of preparedness of qualified sprinters", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 46-50.

5. Dictionary of the Russian language, available athttp://feb-web.ru/feb/mas/mas-abc/default.asp.

Контактная информация: ak2nite@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.03.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.