Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ'

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА / КОНТРОЛЬ / ОТСТАЮЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СТУДЕНТЫ / СОРАЗМЕРНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трещева Ольга Львовна, Кокшаров Андрей Валериевич

Цель исследования - разработка компьютерной программы для анализа качества физической подготовленности студентов-юношей и выявления отстающих показателей. Разработана и внедрена в образовательный процесс компьютерная программа «Мониторинг отстающих физических качеств студентов», предназначенная для оценки уровня и соразмерности развития физических качеств студентов-юношей. Особенностью данной программы является возможность выявления отстающих показателей развития физических качеств с учетом уровня физической подготовленности студентов. Данная программа предназначена для преподавателей физической культуры и спорта в вузе, существенно сокращает время на обработку данных тестирования физической подготовленности студентов и оптимизирует педагогический процесс, направленный на гармоничное физическое развитие обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трещева Ольга Львовна, Кокшаров Андрей Валериевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MONITORING STUDENTS' PHYSICAL QUALITIES BY USING COMPUTER PROGRAM

The aim of the study is to develop the computer program to analyze the quality of physical fitness of young students and identify lagging indicators. The computer program "Monitoring of students' lagging physical qualities" was developed and implemented in the educational process, designed to assess the level and proportionality of the development of the physical qualities of young students. The peculiarity of this program is the ability to identify lagging indicators of physical qualities, taking into account the level of physical fitness of students. This program is designed for teachers of physical culture and sports at the university, significantly reduces the time to process data testing the physical fitness of students and optimizes the pedagogical process aimed at the harmonious physical development of students.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ»

ucation and Sport. - 2017. - Vol. 17 (4), Art. 272. - P. 2443-2446.

REFERENCES

1. Bolotin, A.E. and Sivak A.N. (2014), " Factors determining the need to rationalize the training load in the process of physical training of cadets of air defense universities", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 24-28.

2. Bakaev V.V., Bolotin, A.E. and Chunguang You (2018), "Reaction of vegetative nervous system to loads in female long-distance runners with different fitness level", Journal of Human Sport and Exercise, (JHSE), Vol. 13, No. 2, pp. 245-252.

3. Bakayev, V., and Bolotin, A. (2019), "Comparative analysis of the dynamics of heart rhythm variability indicators of long-distance runners in different training conditions", Sport Mont, Vol. 17, No. 2, pp. 41-46.

4. Bolotin, A.E. and Bakayev V. V. (2017), "The differences in response of the respiratory system of long and middle-distance runners and their influence or recovery rate", Journal of Physical Education and Sport, (JPES), Vol. 17 (4), No.272, pp.2443-2446.

Контактная информация: sdd@inbox.ru

Статья поступила в редакцию 28.02.2021

УДК 796.011.3

КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Ольга Львовна Трещева, доктор педагогических наук, профессор, Андрей Валериевич

Кокшаров, старший преподаватель, Омский государственный университет путей сообщения

Аннотация

Цель исследования - разработка компьютерной программы для анализа качества физической подготовленности студентов-юношей и выявления отстающих показателей. Разработана и внедрена в образовательный процесс компьютерная программа «Мониторинг отстающих физических качеств студентов», предназначенная для оценки уровня и соразмерности развития физических качеств студентов-юношей. Особенностью данной программы является возможность выявления отстающих показателей развития физических качеств с учетом уровня физической подготовленности студентов. Данная программа предназначена для преподавателей физической культуры и спорта в вузе, существенно сокращает время на обработку данных тестирования физической подготовленности студентов и оптимизирует педагогический процесс, направленный на гармоничное физическое развитие обучающихся.

Ключевые слова: компьютерная программа, контроль, отстающие физические качества, студенты, соразмерность, индивидуально-дифференцированный подход.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.2.p321-326

MONITORING STUDENTS' PHYSICAL QUALITIES BY USING COMPUTER

PROGRAM

Olga Lvovna Trescheva, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Valerievich Koksharov, the senior teacher, Omsk State Transport University

Abstract

The aim of the study is to develop the computer program to analyze the quality of physical fitness of young students and identify lagging indicators. The computer program "Monitoring of students' lagging physical qualities" was developed and implemented in the educational process, designed to assess the level and proportionality of the development of the physical qualities of young students. The peculiarity of this program is the ability to identify lagging indicators of physical qualities, taking into account the level of

physical fitness of students. This program is designed for teachers of physical culture and sports at the university, significantly reduces the time to process data testing the physical fitness of students and optimizes the pedagogical process aimed at the harmonious physical development of students.

Keywords: computer program, control, lagging physical qualities, students, proportionality, individual-differentiated approach.

ВВЕДЕНИЕ

Современную физическую культуру и спорт невозможно представить без информационно-коммуникационных технологий, которые вошли во все сферы человеческой деятельности. Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показывают интерес к проблеме внедрения данных технологий в образовательный процесс [1, 2, 3, 4, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14]. Несмотря на значительное количество направлений использования информационно-коммуникационных технологий в сфере физической культуры и спорта, некоторые авторы отмечают, что данные технологии по разным причинам не находят массового применения [8]. По мнению В. К. Бальсевича, компьютеризация теоретического и практического обучения в сфере физического воспитания и спорта, разработка тестирующих и компьютерных программ для контроля физического состояния занимающихся разного возраста и квалификации является одним из приоритетных направлений исследований в сфере физической культуры и спорта [1]. И. Г. Захарова указывает на особую роль широкого применения информационно-компьютерных технологий в совершенствовании образовательного процесса в вузе с целью развития личности обучающихся и достижения ими профессиональных, информационно-коммуникационных и социальных компетенций [4].

В процессе физической подготовки решаются такие задачи, как: повышение адаптивных возможностей организма, всестороннее и гармоничное развитие личности, достижение высокой устойчивости организма к негативным влияниям внешней среды, подготовка обучающихся к будущей профессиональной деятельности.

Одной из основных составляющих гармоничного физического развития является соразмерное развитие основных физических качеств. Вопрос о необходимом и достаточном уровне развития физических качеств студентов, об оптимальном соотношении уровней развития этих качеств является открытым и требует дальнейших исследований.

Соразмерное развитие физических качеств способствует подготовке к предстоящей социальной и трудовой деятельности, укреплению здоровья и быстрой адаптации молодого специалиста к изменяющимся условиям среды. Перекос в уровне развития физических качеств в сочетании с низким уровнем отдельных качеств не позволяет студентам реализовать весь свой потенциал в достижении готовности к будущей профессиональной деятельности и может привести к патологическим состояниям.

В предыдущих исследованиях нами доказано, что соразмерного развития физических качеств студентов разного уровня подготовленности возможно достичь при использовании индивидуально-дифференцированного подхода с акцентом на отстающие физические качества каждого студента. При этом необходимо осуществлять постоянный контроль физической подготовленности студентов и поэтапно выявлять их отстающие физические качества, на которые преимущественно будет направленно акцентированное педагогическое воздействие.

В то же время анализ состояния физической подготовленности студентов и выявление отстающих показателей развития физических качеств должен быть доступен для широкого круга преподавателей и быть максимально прост.

В связи с этим возникла необходимость разработки компьютерной программы, позволяющей оперативно оценивать уровень и соразмерность развития физических качеств студентов.

Цель исследования - разработка компьютерной программы для анализа качества физической подготовленности студентов и выявления отстающих показателей.

В исследовании были использованы следующие методы: анализ научной литературы по теме исследования, педагогический контроль, методы математической статистики и компьютерного программирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В разработанной нами методике акцентированного развития отстающих физических качеств, способствующей достижению гармоничного физического развития студентов, в каждом учебном семестре предусмотрен предварительный и этапные виды контроля соразмерности и уровня развития физических качеств обучающихся. Данные виды контроля позволяют выявить у каждого студента отстающие показатели и осуществлять коррекцию тренирующего воздействия. Опыт предварительных исследований показал, что оценка соразмерности физической подготовленности и выявление отстающих физических качеств у каждого обучающегося представляет собой достаточно трудоемкий процесс, требующий значительных затрат времени [5].

С целью оптимизации педагогического труда, объективного применения индивидуально-дифференцированного подхода при развитии физических качеств, а также для своевременной коррекции тренировочного процесса в течение учебного года, нами была разработана компьютерная программа «Мониторинг отстающих физических качеств студентов» [7]. Среда разработки программы - Visual Studio 2017, язык программирования -C#, тип приложения - Windows Forms, используемые библиотеки -Microsoft Interop Excel. Объем программы (исходного текста): 3 Мб. Данная программа оценивает индивидуальные уровень и соразмерность развития основных физических качеств студента. Она построена таким образом, что при обработке введенных данных тестирования цветом выделяются отстающие физические качества обучающегося (рисунок 1).

Мониторинг отстающих физических

Контрольный блок Экспертный блок ФИО_ Группа

Добавить Обновить □ Вперцентолях

PWC170/KT. кгм/мин/кг

Кистевая динамометрия, кг

Проба Штанге, с

I I

Подтягивание в висе на перекладине. к<

Проба Генчи.с

I I

ю раз Сгибаниерая-ибание рук в:

Прьскок в w о места, а

Челнотей бег 3"10м (T:J. сек

ГЬдъем ног в уторе на преогле^ях. к.

Ф.И.О. - Дата PWC170/ Проба Штанге. Проба Бег 2000 Подтягивание Сгибаше-разгибание рук в упоре лёжа. Подъём ног предплечьях. Кистевая динамометрия. ГГ Челночный бег 3«10м (Тс), сек Бег 30м <Н Координацктые способности в локомоииях (Т-Т.).сек положения Уровень развив

UJC 26П 19.03.2019 13.4 36 18 570 22 17 45 7.7 И I" 3 Несоразмерное [

пд 26П 19.03.2019 13.7 52 23 568 « 19 60 210 к № 3.5 0 Несоразмерное [

пв 26П 19.03.2019 16.7 « 25 1475 5 35 36 60 254 7.3 4.3 |3 13 Соразмерное раз

CK 26П 19.03.2019 15 35 540 5 40 30 52 238 82 5 3.2 0 Несоразмерноеf

сд 26П 19.03,2019 13.9 33 30 590 12 ,« 46 210 8.6 5 « 10 Несоразмерное!

хк 2$П 19.03.2019 15.3 67 30 570 30 22 64 225 7.6 3 13 Несоразмерное (

ям 26П 19.03.2019 15.4 60 32 573 20 17 50 210 8.3 4.9 » 8 Несоразмерное [

Среднее всех студентов 15 59 34 540 27 24 50 224 7.9 4.6 3.3 9

Стандартное 01КЛ0... студентов 2 23 14 35 5 9 7 8 16 0.6 0.3 0.3 5

и > 1

Hi В 9 в © •V» рр Л г, * Ф>) рус 18:42 0 5.082019 ^

Рисунок 1

- Скриншот протокола обработанных результатов тестирования с выделенными отстающими показателями

Это позволяет в кратчайшие сроки сформировать протокол результатов тестирования с выделенными отстающими показателями развития физических качеств студентов, который используется при организации учебного процесса. Для обработки данных используются разработанные нами модельные характеристики, критерии оценки соразмер-

ности развития физических качеств и уровня физической подготовленности студентов-юношей основной медицинской группы [5, 6]. Используемый в программе алгоритм позволяет выявить индивидуальные отстающие физические качества студентов как низкого, так и высокого уровня подготовленности. Выделенные отстающие показатели можно использовать при формировании типических подгрупп при групповом методе организации занятия и реализации индивидуально-дифференцированного подхода.

После прохождения очередного этапного тестирования соразмерности и уровня развития физических качеств студентов компьютерная программа формирует новый протокол контрольных испытаний с выделенными отстающими физическими качествами. Это позволяет своевременно скорректировать акцентированное тренирующее воздействие на отстающие физические качества и повысить эффективность процесса достижения гармоничности физического развития.

Компьютерная программа «Мониторинг отстающих физических качеств студентов» также позволяет оценить уровень и соразмерность физической подготовленности, сохранять индивидуальные и среднегрупповые показатели тестирования, строить графические изображения индивидуального профиля развития физических качеств студентов-юношей (рисунок 2).

' Мониторинг отстающих физических качеств студентов )щт Контрольный блок Экспертиз блок - □ X Ниже модельного уровня Модельный уровень

1 ФИО Грутч Дата 0 Впериентилях

1 |БМ | [26П | (19.03.2019 Найти с Построить график выделе»юго результата | Отправить на печать

, - р. рч^ Бег Координационные Наклон РУУС170/ Проба Проба 1 "затягивание Сгибание-разгибание полъемног Кистевая ||рьшж Г®!"^Г 30 способности в вперед из Построить кг Штанге Генчи 2000 ввисема рук в упоре лежа в упоре на 1Унамоме^я в длину бег З»10м „окомоииях положения Уровень развития диаграмму метров перекладине к' ' предплечьях "" с места (Т:) гг, п-т, стоя на ' скамье

ь 72 85 87 69 74 74 87 91 76 87 88 85 82 Соразмерное развитие высокого 1

и 10С 8С 6С 4С 2С С

-Результаты тестирования студента

__ _. — — N ,_ _ - _ _ _Верхняя граница модельного __ Нижняя граница модельного

\ ___ _ — Ч —

\ I ! Бог 2000 аотр»! 1 1 1 1 I 1 1 £ | 1 | § ! § } | | ] ' 1 4 8 \ 1 | : 8 I г ] 2 1

Б И в 9 ® Я" ^ л - - « «X, Щ

Рисунок 2 - Скриншот страницы программы с индивидуальным профилем показателей тестирования студента высокого уровня подготовленности, с соразмерным развитием физических качеств

ВЫВОДЫ

Применение разработанной компьютерной программы «Мониторинг отстающих физических качеств студентов» позволят объективно оценивать уровень физической подготовленности обучающихся, выявлять отстающие физические качества у каждого студента, что, в свою очередь, создает возможности для внесения своевременных коррекций в учебно-воспитательный процесс по физической культуре и спорту. Кроме того, данная программа значительно оптимизирует труд преподавателя, сокращая время и повышая эффективность контроля при обработке результатов тестирования физической подготовленности обучающихся и выявлении отстающих физических качеств студентов различного уровня подготовленности, с использованием разработанного нами алгоритма.

Таким образом, компьютерная программа «Мониторинг отстающих физических качеств студентов» способствует внедрению в образовательный процесс вузов методики акцентированного развития отстающих физических качеств студентов разного уровня физической подготовленности с использованием дифференцированного подхода и информационно-коммуникационных технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бальсевич В.К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. -2004. - № 3. - С. 21-40.

2. Белякова Е.Г. Социокультурное информационное пространство образования в контексте проблемы формирования личности / Е.Г. Белякова, И.Г. Захарова // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. - 2010. - № 5. - С. 11-18.

3. Витун Е. В. Использование информационно-компьютерных технологий на занятиях по физической культуре в высшем учебном заведении / Е.В. Витун, Н.С. Бакурадзе, Т.В. Нурматова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2017. - № 4 (44). - С. 168-179.

4. Захарова И.Г Формирование информационной образовательной среды высшего учебного заведения : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Захарова Ирина Гелиевна. - Тюмень, 2003. - 48 с.

5. Кокшаров А.В. Исследование соразмерности развития физических качеств студентов вуза / А.В. Кокшаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2019. - № 3 (169). - С. 156-159.

6. Кокшаров А.В. Обоснование модельного уровня развития физических качеств студентов технического вуза с использованием перцентильных шкал / А.В. Кокшаров // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - СПб., 2019. - № 1(167). - С. 162-166.

7. Кокшаров А.В. Мониторинг отстающих физических качеств студентов [Компьютерная программа] : свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2019619508. Российская Федерация / А.В. Кокшаров, А.М. Сегизбаев; правообладатель ФГБО ВО «Омский государственный университет путей сообщения». - № 2019618338; заявка 09.07.2019; дата регистр. 18.07.2019.

8. Манжелей И. В. Информационно-образовательные ресурсы в физическом воспитании студентов / И.В. Манжелей, С.Н. Чернякова // Физическая культура и спорт в жизни студенческой молодёжи : материалы 3-й международной научно-практической конференции. - Омск, 2017. - С. 320-326.

9. Савельева О.В. Анализ информационных технологий в области физической культуры и спорта / О.В. Савельева, Л. А. Иванова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № 08. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15273.htm (дата обращения: 10.01.2021).

10. Самсоненко И.В. Компьютерная программа «Оценка физического состояния студентов. Рекомендации по организации оздоровительной тренировки»: характеристика, особенности работы с программой, результаты внедрения / И.В. Самсоненко, Е.В. Токарь // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 178-182.

11. Трещева О. Л. Формирование интереса студентов к процессу физической подготовки с использованием мобильного приложения / О. Л. Трещева, А.В. Кокшаров // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 35.

12. Lai C.L. An interactive peer-assessment criteria development approach to improving students' art design performance using handheld devices / C.L. Lai, G.J. Hwang // Computers and Education. -2015. - Vol. 85 (1). - P. 149-159.

13. Reinen I.J. Information technology and gender equality: a contradiction in terminis? / I.J. Reinen, T. Plomp // Computers and Education. - 1997. - Vol. 28, No. 2. - P. 65-78.

14. Sung Y.T. The effects of integrating mobile devices with teaching and learning on students' learning performance: a meta-analysis and research synthesis / Y.T. Sung, K.E. Change, T.C. Liu // Computer and Education. - 2016. - Vol. 94. - P. 252-275.

REFERENCES

1. Balsevich, V.K. (2004), "Prospects for the development of general theory and technology of sports training and physical education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 21-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Belyakova, E.G. and Zakharova, I.G. (2010), "Sociocultural information space of education in the context of the problem of personal formation", Tyumen State University Herald. Humanities Research. Humanitates, No. 5, pp. 11-18.

3. Vitun, E.V., Bakuradze, N.S. and Nurmatova, T.V (2017), "The use of information and computer technologies in physical education classes at higher education institutions", News of higher education institutions. The Volga region. Humanities, Vol. 44, No. 4, pp. 168-179.

4. Zakharova, I.G. (2003), Formation of the information educational environment of a higher education institution, dissertation, Tyumen.

5. Koksharov, A.V. (2019), "Study of proportionality of the development of physical qualities of university students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 169, No. 3, pp. 156-159.

6. Koksharov, A.V. (2019), "Justification of model level of development of physical qualities of technical university students using percential scales", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 167, No. 1, pp. 162-166.

7. Koksharov, A.V. and Segizbaev, A.M. (2019), Monitoring of the lagging physical qualities of students: a certificate of state registration ofprograms for computer No. 2019619508. Russian Federation.

8. Manzheley, I.V. and Chernyakova, S.N. (2017), "Information and educational resources in the physical education of students", Physical culture and sports in the life of student youth: materials of the 3rd International Scientific and Practical Conference, Omsk, pp. 320-326.

9. Saveleva, O.V. and Ivanova, L.A. (2015), "Analysis of information technologies in the field of physical culture and sports", Scientific and methodical electronic magazine "Concept", available at: http://e-koncept.ru/2015/15273.htm.

10. Samsonenko, I.V. and Tokar, E.V. (2015), "Computer Program "Assessment of the physical condition of students. Recommendations for the organization of wellness training": characteristics, features of work with the program, results of implementation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 73, No. 3, pp. 178-182.

11. Trescheva, O.L. and Koksharov, A.V. (2019), "Building students' interest in the process of fitness using a mobile app", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 35.

12. Lai, C.L. and Hwang G.J. (2015), "An interactive peer-assessment criteria development approach to improving students' art design performance using handheld devices", Computers and Education, Vol. 85, pp. 149-159.

13. Reinen, I.J. and Plomp, T. (1997), "Information technology and gender equality: a contradiction in terminis?", Computers and Education, Vol. 28, No. 2, pp. 65-78.

14. Sung, Y.T., Change, K.E. and Liu, T.C. (2016), "The effects of integrating mobile devices with teaching and learning on students' learning performance: a meta-analysis and research synthesis", Computer and Education, Vol. 94, pp. 252-275.

Контактная информация: ak2nite@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 03.02.2021

УДК 796.011

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СТАРТАП КАК ДИПЛОМ» В ВУЗЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Вячеслав Григорьевич Тютюков, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Дмитрий Владимирович Чилигин, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Викторович Иванов, аспирант, Артем Андреевич Кошелев, аспирант, Дальневосточная государственная академия физической культуры, г. Хабаровск; Петр Владимирович Бородин, кандидат педагогических наук, доцент, Дальневосточный государственный медицинский университет,

г. Хабаровск

Аннотация

Считается, что необходимой предпосылкой для существования экономически сильного государства, является наличие в нем большого числа граждан, реализующих свое право на участие в предпринимательстве. В связи с этим, в среде вузовской общественности, ныне идет активное об-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.