Научная статья на тему 'Комплексная система мониторинга состояния физической подготовленности студентов'

Комплексная система мониторинга состояния физической подготовленности студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
500
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ / МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИМ ВОСПИТАНИЕМ / MONITORING OF A CONDITION OF PHYSICAL FITNESS OF STUDENTS / MONITORING OF A CONDITION OF PHYSICAL HEALTH / MANAGEMENT OF PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

В статье выявлены объект, предмет, цель мониторинга состояния физической подготовленности студентов; определена структура информационного обеспечения управления физическим воспитанием на основе мониторинга. Под мониторингом состояния физической подготовленности студентов понимается технологизированная система мероприятий по научно-обоснованному наблюдению, сбору, первоначальной обработке, систематизации и последующему анализу с помощью компьютерной программы, хранению и распространению информации о процессе физического воспитания в вузе как целостной системе, а также об отдельных ее элементах (состоянии физического здоровья студентов, уровне развития кондиционных физических качеств и т.п.), ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить об уровне физической подготовленности студентов в любой момент времени, проводить направленную коррекцию отстающих физических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миронова Светлана Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPLEX CONDITION MONITORING SYSTEM OF PHYSICAL READINESS OF STUDENTS

This article is about an object, a subject, the purpose of monitoring of a condition of physical fitness of students; the structure of information support of management of physical training on the basis of monitoring is determined. Monitoring of a condition of physical fitness of students is understood as tekhnologizirovanny system of actions for scientifically based observation, collection, initial handling, systematization and the subsequent analysis by means of the computer program, to storage and distribution of information on process of physical training in higher education institution as to complete system, and also about its separate elements (a condition of physical health of students, the level of development of standard physical qualities, etc.), oriented to information support of management, allowing to judge the level of physical fitness of students at any moment, to carry out directed correction of the lagging behind physical qualities.

Текст научной работы на тему «Комплексная система мониторинга состояния физической подготовленности студентов»

Педагогика

УДК:378.172

кандидат педагогических наук, доцент Миронова Светлана Петровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

КОМПЛЕКСНАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА СОСТОЯНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье выявлены объект, предмет, цель мониторинга состояния физической подготовленности студентов; определена структура информационного обеспечения управления физическим воспитанием на основе мониторинга. Под мониторингом состояния физической подготовленности студентов понимается технологизированная система мероприятий по научно-обоснованному наблюдению, сбору, первоначальной обработке, систематизации и последующему анализу с помощью компьютерной программы, хранению и распространению информации о процессе физического воспитания в вузе как целостной системе, а также об отдельных ее элементах (состоянии физического здоровья студентов, уровне развития кондиционных физических качеств и т.п.), ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить об уровне физической подготовленности студентов в любой момент времени, проводить направленную коррекцию отстающих физических качеств.

Ключевые слова: мониторинг состояния физической подготовленности студентов, мониторинг состояния физического здоровья, управление физическим воспитанием.

Annotation. This article is about an object, a subject, the purpose of monitoring of a condition of physical fitness of students; the structure of information support of management of physical training on the basis of monitoring is determined. Monitoring of a condition of physical fitness of students is understood as tekhnologizirovanny system of actions for scientifically based observation, collection, initial handling, systematization and the subsequent analysis by means of the computer program, to storage and distribution of information on process of physical training in higher education institution as to complete system, and also about its separate elements (a condition of physical health of students, the level of development of standard physical qualities, etc.), oriented to information support of management, allowing to judge the level of physical fitness of students at any moment, to carry out directed correction of the lagging behind physical qualities.

Keywords: monitoring of a condition of physical fitness of students, monitoring of a condition of physical health, management of physical training.

Введение. Актуальность исследования основных понятий и проблемных вопросов управления физическим воспитанием на основе комплексной системы мониторинга состояния физической подготовленности студентов обусловлена особой значимостью развития физических качеств, от состояния которых зависит как состояние здоровье, так и будущая успешная профессиональная деятельность. По данным научных исследований только 5 % выпускников средних школ можно считать практически здоровыми [4, с. 17]. Ежегодно в вузы поступают до 30 % студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Данные медицинского обследования студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета показывают, что 14,5 % студентов 1 - 3-го курсов имеют хронические заболевания, а более 50 % имеют отклонения в состоянии здоровья.

В этих условиях мониторинг состояния физической подготовленности студентов может рассматриваться как микромониторинг - этап многоуровневой иерархической системы, так как он является составной частью макромониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи, частью социально-гигиенического мониторинга, проводимого Министерством здравоохранения РФ.

Изложение основного материала статьи. По мнению Л. П. Матвеева, физическое здоровье главным образом обусловлено полноценным физическим развитием индивида. В наиболее полной трактовке физическое развитие - это закономерный процесс становления, формирования и последующего изменения на протяжении жизни индивидуума естественных морфофункциональных свойств его организма и основанных на них, так называемых, физических качеств [2]. Таким образом, из приведенного определения следует, что физическое развитие определяется, во-первых, антропометрическими показателями и функциональным состоянием основных систем организма, во-вторых, - показателями физических качеств, развитие которых обусловлено морфофункциональным состоянием. Физические качества являются одними из основных показателей физического развития.

Обобщая существующие толкования физических качеств, можно дать следующее определение: физические качества - это основные стороны возможностей человека, обеспечивающие осуществление двигательной деятельности различной направленности. По существующей на сегодняшний день классификации, физические качества подразделяются на кондиционные и координационные. Кондиционные качества обусловливаются морфофункциональными возможностями организма человека, благодаря которым возможна его двигательная активность. К этим качествам относятся основные (сила, выносливость, быстрота, гибкость) и производные (силовая выносливость, скоростная выносливость, скоростно-силовые способности) качества. Именно развитие кондиционных физических качеств составляет основу одной из главных специфических задач физического воспитания - оздоровительной.

Таким образом, уровень кондиционной физической подготовленности является одним из основных критериев определения состояния физического здоровья студентов; грамотно организованная физкультурно-спортивная деятельность должна способствовать развитию кондиционных физических качеств, улучшение которых можно отслеживать, используя известные тестовые методики.

Понятие «мониторинг» не имеет однозначного толкования, так как изучается и используется в рамках различных сфер научно-практической деятельности [5, с. 20]. Сложность формулировки данного понятия связана с принадлежностью его одновременно сферам науки и практики. Мониторинг может рассматриваться как метод исследования реальности, используемый в различных науках, так и как способ обеспечения эффективности управления в разных видах деятельности посредством представления своевременной и качественной информации.

В наиболее общем виде мониторинг - система постоянных наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния объекта, осуществляемых с целью изучения его динамики и выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предложениям. В сфере физического воспитания Л.А. Семенов, рассматривает мониторинг «не только как наблюдение, оценку и прогноз, но и как активное вмешательство на основе получаемой информации в процесс физического воспитания» [6].

Мониторинг состояния физической подготовленности студентов является педагогическим мониторингом, поскольку представляет собой осуществленное в несколько этапов исследование и оценку результатов образовательного процесса по физической культуре.

Под мониторингом состояния физической подготовленности студентов понимается технологизированная система мероприятий по научно-обоснованному наблюдению, сбору, первоначальной обработке, систематизации и последующему анализу с помощью компьютерной программы, хранению и распространению информации о процессе физического воспитания в вузе как целостной системе, а также об отдельных ее элементах (состоянии физического здоровья студентов, уровне развития кондиционных физических качеств и т.п.), ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить об уровне физической подготовленности студентов в любой момент времени, проводить направленную коррекцию отстающих физических качеств [5].

Мониторинг состояния физической подготовленности студентов может лечь в основу мониторинга состояния физического здоровья, под которым понимается система мероприятий по наблюдению, анализу, оценке и прогнозу состояния физического здоровья студентов.

К мониторингу состояния физической подготовленности студентов, включенному в систему информационного обеспечения управленческих решений, предъявляются жесткие требования относительно репрезентативности данных. На сегодняшний день при быстро протекающих процессах информационная взаимосвязь управляемой и управляющей систем становится чрезвычайно интенсивной и разнообразной [1]. От уровня оптимальности информационного обеспечения зависит эффективность функционирования системы управления физическим воспитанием в вузе. Специфика предложенного мониторингового обследования состояния физического развития студентов заключается в том, что интервал времени, через который осуществляется тестирование, является величиной постоянной (как правило, два раза в год). Следовательно, мониторинг позволяет постоянно накапливать информацию о состоянии физического развития студентов и на основе использования компьютерных технологий анализировать данные в динамике.

Управление в целом - процесс целенаправленного воздействия на какой-либо объект, выражающийся в функциях планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели организации. Под управлением физическим воспитанием на основе мониторинга состояния физической подготовленности понимается управление качеством образовательного процесса, основанное на мониторинговых обследованиях (тестировании кондиционных физических качеств), обработке результатов мониторинга и создании информационной базы данных физической подготовленности, рейтинговой системы контроля, социологических исследованиях (анкетировании преподавателей и студентов) [3, 4].

Предлагаемая нами концепция управления физическим воспитанием в вузе представляет собой реализацию следующей технологической цепочки: диагностика - анализ современной ситуации; целеполагание - определение цели (повышение эффективности управления физическим воспитанием на основе мониторинга состояния физической подготовленности); проектирование - создание концепции управления физическим воспитанием в вузе на основе мониторинга состояния физической подготовленности студентов; конструирование - разработка основных направлений деятельности по совершенствованию управления, содержательных и информационных аспектов мониторинга и технологии его проведения; организация деятельности (проведение мониторинга состояния физической подготовленности); анализ конечного результата [4, 5].

Эффективность образовательного процесса по физическому воспитанию существенно увеличится, если организация управления данным процессом будет осуществляться как оптимальное целостное образование, во взаимосвязи и интегрированности элементов ее составляющих и будет ориентирована на обеспечение быстроты получения и обработки информации о состоянии физической подготовленности студентов, кооперации деятельности всех структурных подразделений и преподавателей через развитие горизонтальных связей и управляемости системы на основе развития вертикальных связей [1, 3, 4].

Для повышения эффективности управления физическим воспитанием в вузе необходимо проанализировать мотивационные механизмы формирования ценностного отношения студентов к физкультурно-спортивной деятельности. Мотивационный аспект чрезвычайно важен, так как положительная мотивация в процессе физического воспитания придает целенаправленность действиям обучающегося и представляет собой процесс выбора между различными возможными действиями по совершенствованию уровня физической подготовленности или коррекции отстающих физических качеств. Повышение мотивационно-ценностного отношения студентов к занятиям физической культурой будет эффективным, если предлагаемые учебные программы по физическому воспитанию станут учитывать запросы и потребности студентов в сфере физкультурно-спортивной деятельности.

Функция мотивации в системе мониторинга заключается в проведении направленного социологического и психологического сопровождения: разъяснении цели и задач мониторинга, внесении данных о результатах тестирования в паспорт физической подготовленности студента. Проведение мониторинга также повышает ответственность преподавателей за проведение тестирования и требует затраты дополнительных профессиональных усилий.

Согласно разработанной концепции, мониторинг состояния физической подготовленности студентов должен включать в себя следующие основные составляющие.

Объектом мониторинга являются студенты 1 - 3 курсов, относящиеся по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинской группе.

Предмет мониторинга - физическая подготовленность студентов (кондиционные физические качества: сила, гибкость, быстрота, выносливость). Основной особенностью предмета мониторинга является его динамичность, поскольку уровень физической подготовленности студентов изменяется.

Мониторинг состояния физической подготовленности студентов должен проводиться с целью получения информации об уровне развития кондиционных качеств студентов, достигнутом в рамках существующей

системы физического воспитания, а также для принятия обоснованных управленческих решений по совершенствованию процесса физического воспитания в вузе.

Успешность внедрения мониторинга состояния физической подготовленности зависит от обеспеченности его необходимыми средствами. При этом информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса по физической культуре выступает одним из важнейших организационных условий совершенствования физического воспитания в вузе. Информационное обеспечение управления физическим воспитанием в вузе рассматривается в рамках концепции как эффективная система взаимосвязанных информационных потоков, которая обеспечивает сбор, обработку, хранение и передачу информации, необходимой для управления учебным процессом по физическому воспитанию [1]. Цель информационного обеспечения - снабжение преподавателей физической культуры и студентов (а также органов управления) необходимыми сведениями, осуществляемое на основе технических систем, обеспечивающих прямую и обратную связь в образовательном процессе [1, 5].

Модель управления физическим воспитанием в вузе на основе мониторинга состояния физической подготовленности студентов включает в себя комплекс информационных средств. В том числе:

• информацию, полученную в ходе мониторинга, зафиксированную в протоколах тестирования физической подготовленности студентов, анкетах преподавателей и студентов;

• информацию, полученную при рейтинговой оценке учебной деятельности студентов, зафиксированную в рейтинг листах;

• техническое средство обработки информации - компьютерную программу;

• информационный банк данных физической подготовленности студентов.

Средства фиксации информации включают: информационный банк данных, паспорт физической подготовленности студента, наглядное представление результатов мониторинга в виде таблиц, схем, диаграмм и т.д., рейтинг-листов, графиков динамики рейтинговых баллов. Формой представления отчетности является аналитический отчет о состоянии физической подготовленности студентов.

Выводы. Таким образом, проведение мониторинга состояния физической подготовленности студентов позволяет решать следующие управленческие задачи.

• Создание информационного банка в виде базы данных о состоянии физической подготовленности студентов на основе ежегодных наблюдений.

• Выявление студентов, нуждающихся в коррекции отстающих физических качеств, и спортивно-одаренных студентов.

• Определение стратегических и тактических управленческих действий по совершенствованию развития кондиционных физических качеств студентов; выявление мер по предупреждению негативных факторов, воздействующих на состояние физического здоровья и физической подготовленности студентов.

• Прогнозирование состояния физической подготовленности и здоровья студентов.

• Обеспечение применения рейтинговой системы контроля качества учебной деятельности студентов.

Управление процессом физической подготовки должно быть представлено в виде технологической

цепочки, включающей диагностику, целеполагание, проектирование, конструирование, организацию деятельности и анализ конечного результата, реализация которой позволяет определять стратегию и тактику управления и эффективно осуществлять управленческие функции.

Суть управления процессом физического воспитания, учитывая мониторинг физической подготовленности студентов, заключается в том, что преподаватели физического воспитания и студенты на основе оперативной мониторинговой информации составляют алгоритм действий по коррекции индивидуальных физических качеств или их спортивному совершенствованию, а руководители получают возможность с помощью механизма обратной связи эффективно осуществлять управленческие функции. Реализация такого подхода возможна при осознании субъектами процесса физической подготовки конечных целей своей деятельности, воплощенных в реальные планы и ориентированных на конкретный результат.

Литература:

1. Гурьев С. В. Современные информационно-коммуникационные технологии в профессиональном образовании будущих специалистов: монография / С. В. Гурьев. - Москва: РУСАИНС, 2018. - 150 с.

2. Матвеев Л. П. Категории «развитие», адаптация» и «воспитание» в теории физической культуры и спорта // Теор. и практ. физ. культ. 1999. № 1. С. 2-11.

3. Миронова С. П. Интенсификация функций управления процессом физического воспитания в вузе на основе технологии педагогического мониторинга // Инновационные технологии российского и зарубежного образования: коллективная монография / отв. ред. А. Ю. Нагорнова. - Ульяновск: Зебра, 2018. - С. 584-597.

4. Миронова С. П. Оптимизация управления процессом физического воспитания на основе информационных технологий // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2018. - Вып. 59. - Ч. 2. - С. 234-237.

5. Миронова С. П. Теоретическое описание комплексной системы педагогического мониторинга состояния физической подготовленности студентов / С. П. Миронова, Е. Б. Ольховская // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Научный журнал: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 54. - Ч. 7. - С. 16-22.

6. Семенов Л. А. Организационные основы управления мониторингом состояния физического здоровья в образовательных учреждениях // Физическая культура. - 2004. - № 1. - С. 22-27.

Педагогика

УДК: 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Мищенко Наталья Юрьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры» (г. Челябинск)

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В статье представлена экспериментальная методика интегрированных занятий по физической культуре, направленная на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста., обозначены педагогические условия реализации методики интегрированных занятий по физической культуре в дошкольном образовании, прослежена динамика показателей физической подготовленности и уровня экологических знаний детей 4-5 лет в процессе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: дети дошкольного возраста, интегрированный подход, физическое воспитание, Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), экологическое воспитание, интегрированные занятия, образовательная область «Физическое развитие», «Познание», экологическая тропинка здоровья, лесопарковая зона.

Annotation. The experimental technique of the integrated classes in physical culture directed to the interfaced solution of problems of physical and ecological training of children of preschool age. is presented in article, pedagogical conditions of realization of a technique of the integrated classes in physical culture in preschool education are designated, dynamics of indicators of physical fitness and level of ecological knowledge of children of 4-5 years in the course of the pedagogical experiment is tracked.

Keywords: children of preschool age, integrated approach, physical education, Federal state educational standard of preschool education (FGOS TO), ecological education, the integrated occupations, the educational area «Physical Development», «Knowledge», an ecological footpath of health, the green space.

Введение. В настоящее время система дошкольного образования перешла на новый этап. Так, согласно новому Закону «Об образовании в Российской Федерации» оно впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Кроме того, был утвержден Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который представляет собой совокупность обязательных требований к структуре основной образовательной программе, к условиям её реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основной образовательной программы [3]. В связи с этим идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности; предъявляются качественно новые требования к организации образовательного процесса, становятся актуальными вопросы, связанные с разными аспектами интеграции вообще, и, повышения двигательной и познавательной деятельности детей дошкольного возраста с использованием интегративного подхода, в частности.

Рассмотрим реализацию интегрированного подхода в ООДО на примере образовательных областей «Физическоеразвитие» и «Познание».

Цель исследования - обоснование методики интегрированных занятий по физической культуре, направленной на сопряженное решение задач физического и экологического воспитания детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала статьи. Методика и организация исследования. Исследование было организовано на базе МДОУ № 432 и МОУ школа-детский сад № 337 г. Челябинска с участием детей 4-5-летнего возраста в количестве 40 человек с использованием таких методов, как анализ индивидуальных медицинских карт детей (учетная форма 026); антропометрия; физиометрия; педагогическое тестирование; диагностика экологической воспитанности; педагогический эксперимент (формирующий); педагогическое наблюдение; хронометрирование; опрос (в форме беседы).

Результаты исследования. Нами разработана методика организации физкультурных занятий на основе интегрированного подхода, предназначенная для детей пятого года жизни [1] (рисунок 1).

Интегрированные занятия - это занятия, которые в рамках одного раздела воспитания решают различные задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и соединяют знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Разработанная методика предусматривает интеграцию разделов физического и экологического воспитания образовательных программ для ООДО, что предполагает интегрированное решение следующих основных задач (таблица 1) [4].

Предусматривается круглогодичное проведение одного из учебных занятий по физической культуре в форме интегрированного занятия на экологической тропинке здоровья. Учебный материал распределен по сезонам на четыре тематических блока - «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». С учетом возрастных психических особенностей детей дошкольного возраста для повышения их интереса к занятиям, изготавливается «хозяин тропы» - сказочный персонаж Лесовичок, который принимает участие практически во всех занятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.