Научная статья на тему 'Инновационные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта: технология педагогического мониторинга'

Инновационные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта: технология педагогического мониторинга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
342
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ / PEDAGOGICAL MONITORING / ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / PHYSICAL HEALTH / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PHYSICAL FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Миронова Светлана Петровна, Ольховская Елена Борисовна

Актуальность исследования технологии педагогического мониторинга в сфере физической культуры и спорта вытекает из особенностей современных тенденций развития высшего профессионального образования, обуславливающих необходимость подготовки конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, соответствующего требованиям современной социокультурной, образовательной и информационной ситуации. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием образовательных технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Миронова Светлана Петровна, Ольховская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE SPHERE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT: TECHNOLOGY OF PEDAGOGICAL MONITORING

The relevance of a research of technology of pedagogical monitoring in the sphere of physical culture and sport follows from features of the current trends of development of higher education causing need of training of the competitive, professionally competent expert conforming to requirements of a modern sociocultural, educational and information situation. The solution of these tasks is determined not just with training process modernization, but, first of all, with the innovative transformations connected with use of educational technologies.

Текст научной работы на тему «Инновационные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта: технология педагогического мониторинга»

Педагогика

УДК: Г378.037.1:378.171.11:378.147

кандидат педагогических наук, профессор Миронова Светлана Петровна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург); кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ИННОВАЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: ТЕХНОЛОГИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА

Аннотация. Актуальность исследования технологии педагогического мониторинга в сфере физической культуры и спорта вытекает из особенностей современных тенденций развития высшего профессионального образования, обуславливающих необходимость подготовки конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, соответствующего требованиям современной социокультурной, образовательной и информационной ситуации. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием образовательных технологий.

Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, педагогический мониторинг, физическое здоровье, физическая подготовленность.

Annotation. The relevance of a research of technology of pedagogical monitoring in the sphere of physical culture and sport follows from features of the current trends of development of higher education causing need of training of the competitive, professionally competent expert conforming to requirements of a modern sociocultural, educational and information situation.

The solution of these tasks is determined not just with training process modernization, but, first of all, with the innovative transformations connected with use of educational technologies.

Keywords: innovative educational technologies, pedagogical monitoring, physical health, physical fitness.

Введение. Для современного общества характерно преобладание инновационного способа развития, в основе которого лежит способность к нововведениям. Инновационные технологии в образовании дают возможность регулировать процесс обучения, повышая его эффективность. Инновационная педагогическая деятельность включает технологизацию процесса обучения, использование информационных технологий, учебно-методическое обеспечение инноваций в обучении, освоение и внедрение внешнего инновационного опыта, проектирование авторского инновационного опыта. Целью инновационной деятельности преподавателя по сравнению с традиционной системой образования является изменение личности обучающегося [1, 4].

Сегодня образование ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность обучающегося, которые гарантируют баланс между социальными и индивидуальными потребностями и, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования), обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности, к участию в инновационных процессах, приводящих к изменению общества.

Актуальность исследования технологии педагогического мониторинга в сфере физкультурно-спортивной деятельности вытекает из особенностей современных тенденций развития высшего профессионального образования, обуславливающих необходимость подготовки здорового, конкурентоспособного, профессионально компетентного специалиста, соответствующего требованиям современной социокультурной, образовательной и информационной ситуации. Решение этих задач детерминировано не просто с модернизацией процесса обучения, но, в первую очередь, с инновационными преобразованиями, связанными с использованием образовательных технологий.

Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных педагогических технологий требует от каждого преподавателя вуза высокого уровня профессиональной компетентности, включающей когнитивную, коммуникативную, социальную, технологическую, информационную компетентности [3]. Необходимо, чтобы и физическое воспитание студентов было направлено на достижение обозначенных целей, а физическая культура решала не только здоровьесберегающие, но и профессионально образовательные задачи [4].

Формулировка цели статьи - описание технологии педагогического мониторинга уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза как механизма оптимизации профессиональной подготовки бакалавров через рассмотрение конкретных аспектов этой проблемы: формирования понятия об инновационных образовательных технологиях, в том числе в сфере физической культуры и спорта; ознакомления с достижениями инновационной деятельности в плане оптимизации образовательного процесса физического воспитания студентов как для сохранения и укрепления здоровья, уровня физической подготовленности, так и для личностного профессионального развития.

Изложение основного материала статьи. Качество жизнедеятельности человека зависит от состояния здоровья и масштабов использования его психофизического потенциала. В условиях перехода к преимущественно интенсивному типу развития экономики здоровье приобретает роль неотъемлемого фактора профессионального роста. Здоровьесбережение студентов в процессе профессиональной подготовки сегодня становится актуальной социально-педагогической задачей. Одним из важнейших параметров национальных проектов является изменение отношения россиян к своему здоровью, основанное на осознании индивидуальной ответственности человека за свое физическое и психическое здоровье, социальную и профессиональную жизнедеятельность. В трактовке Всемирной организации здравоохранения здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

В работах отечественных ученых (Ж. К. Холодова, В. И. Ильинича и др.) выделяются три основных компонента здоровья: физический, психический и социальный.

Суть физического компонента заключается в состоянии организма, при котором интегральные показатели основных физиологических систем лежат в границах физиологической нормы и адекватно меняются при взаимодействии человека со средой обитания [2, 5].

Психический компонент здоровья характеризуется адекватным для данного общества интеллектуальным, эмоциональным и сознательно-волевым взаимодействием с социальным окружением и наличием резерва психических возможностей, позволяющих преодолеть стресс [2, 5].

Социальное здоровье рассматривается в аспекте адаптации человека к условиям общественной жизни, которая обеспечивает нормальные морально-этические проявления личности [2, 5].

Следовательно, здоровье характеризуется одновременным комплексным воздействием социальных, поведенческих, биологических, геофизических и других факторов, из которых решающее воздействие имеют социальные. Все перечисленное может быть определено как факторы риска. Академик РАМН Ю. П. Лисицин приводит следующую группировку факторов риска, влияющих на здоровье человека (табл. 1) [2, 5].

Если здоровье на 49-53% зависит от образа жизни человека, значит основным фактором формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни. К сожалению, образ жизни студенческой молодежи не всегда можно назвать здоровым, скорее он характеризуется наличием негативных стереотипов поведения и низкой двигательной активностью, что на фоне высоких интеллектуальных нагрузок часто приводит к ухудшению здоровья молодого поколения.

Таблица 1

Комплекс факторов, влияющих на здоровье человека

Факторы, влияющие на здоровье Примерная доля фактора, % Группа факторов риска

Образ жизни 49-53 Курение; употребление алкоголя; несбалансированное питание; вредные условия труда; стресс; гиподинамия

Генетика 18-22 Предрасположенность к наследственным болезням

Внешняя среда, природно-климатические условия 17-20 Загрязнение воздуха, воды, почвы; резкая смена атмосферных явлений; повышенные космические, магнитные и другие излучения

Здравоохранение 8-10 Неэффективность профилактических мероприятий, низкое качество медицинской помощи, несвоевременное ее оказание

Анализ медицинских карт студентов, обучающихся в Российском государственном профессионально-педагогическом университете, показал, что основные параметры психофизического здоровья не отличаются от обще статистических данных по России (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования состояния здоровья студентов РГППУ

Вид заболеваний Имеют заболевания, чел. (%)

2015 г. 2812 чел. 2016 г. 3100 чел. 2017 г. 3041 чел.

Заболевания опорно-двигательного аппарата 446 (15,9) 502 (16,2) 480 (15,8)

Заболевания сердечно-сосудистой системы 137 (4,8) 130 (4,2) 136 (4,5)

Заболевания пищеварительной системы 458 (16,3) 533 (17,2) 520 (17,1)

Заболевания органов зрения 367 (13) 427 (13,8) 428 (14,1)

Итого 1408 (50) 1487 (48) 1564 (51)

Примечание: Группы заболеваний формировались согласно нозологическим характеристикам [Дубровский, 1999]

Из приведенных данных видно, что около 50 % студентов от общего числа обследованных, имеют отклонения в здоровье. При этом наиболее часто встречающаяся патология - это заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы и органов зрения. Высокий процент заболеваемости среди студентов указывает на слабое состояние их физического здоровья. По мнению ученых одним из показателей физического здоровья является физическое развитие. Изучение физического развития студентов РГППУ выявило, что гармоничным оно является лишь у 54,6 % студентов, дисгармоничным - у 31,4 % и резко дисгармоничным - у 14 % студентов. Юноши первого года обучения имеют отставание в показателях массы тела и окружности грудной клетки по отношению к длине тела, через год вес юношей увеличивается, хотя не достигает должного уровня. На третьем курсе достоверно значимых изменений в исследуемых параметрах относительно предыдущего года не наблюдается. У девушек картина несколько иная. На первом курсе масса тела и окружность грудной клетки девушек соответствуют их росту. На втором и третьем курсах имеется тенденция к увеличению веса, а соответственно и окружности грудной клетки.

Важной составляющей сохранения и укрепления здоровья студенческой молодежи является высокий уровень физической подготовленности, двигательная активность и мотивация к ведению здорового образа жизни. Следовательно, актуальным в процессе физического воспитания является применение технологии педагогического мониторинга уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов.

Педагогический мониторинг уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов позволяет осуществлять постоянное отслеживание динамики развития кондиционных физических качеств у студентов, интерпретировать полученные данные, обеспечивать обратную связь, разрабатывать рекомендации и вносить соответствующие коррективы в процесс физической подготовки студентов и на этой основе эффективно осуществлять функции управления процессом физического воспитания в вузе.

Большой ущерб физическому воспитанию, по мнению Л. И. Лубышевой, наносит приоритет нормативного подхода, когда учебный процесс и деятельность преподавателей направлены не на личность студента, а на чисто внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами учебной программы [3, 4]. Поэтому преподаватель должен отслеживать, анализировать и учитывать состояние мотивационной сферы студента. Положительная мотивация в процессе физического воспитания придает целенаправленность действиям студента и представляет собой процесс выбора студента между различными возможными действиями по совершенствованию уровня своей физической подготовленности или коррекции отстающих физических качеств.

Физическое здоровье человека обусловлено полноценным физическим развитием. Укрепление физического здоровья происходит на основе развития кондиционных физических качеств, что ведет к подъему общего уровня функциональных и адаптационных возможностей организма. Развитие кондиционных физических качеств составляет основу оздоровительной задачи физического воспитания [1, 5].

В ходе выполненного исследования педагогический мониторинг уровня физического здоровья проводился со студентами 1-3 курса обучения. Индикаторы физической подготовленности студентов (кондиционные физические качества) анализировались по трем уровням: низкий, средний, высокий с помощью нормативной таблицы по В. И. Ляху (табл. 3).

Таблица 3

Нормативный уровень физической подготовленности студентов

Физические качества Контрольны е испытания Юноши Девушки

низкий средний высокий низкий средний высокий

1. Быстрота Бег 30 м., с. 5.0 и больше 4.7 -4.9 4.6 и меньше 6.1 и больше 5.6 -6.0 5.5 и меньше

2. Выносливость Бег 2000 м., мин. 11.16 и больше 10.50 -11.15 10.49 и меньше

Бег 3000 м., мин. 13.11 и больше 12.36 -13.10 12.35 и меньше

3. Сила Поднимание туловища за 30 сек, кол. раз 12 и меньше 13-20 21 и больше

Подтягивание на высокой перекладине кол. раз 8 и меньше 9 - 11 12 и больше

4. Скоростно- силовая подготовка Прыжок в длину с места, см. 194 и меньше 195-216 217 и больше 148 и меньше 149-166 167 и больше

Исследование уровня функционального состояния организма студентов проводилось по модифицированной пробе Ромберга, которая выявляет нарушение равновесия в положении стоя (статическая координация), что является информативным показателем для оценки функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС). Исходное положение: стойка на одной ноге, вторая нога подошвенной поверхностью касается коленного сустава опорной ноги, руки вытянуты вперед, пальцы раздвинуты, глаза закрыты. Засекалось время, в течение которого испытуемый сохраняет равновесие, при отсутствии пошатывания тела, тремора рук или век (табл. 4).

Таблица 4

Оценка состояния ЦНС

Время удержания равновесия (сек.) Функциональное состояние ЦНС системы Баллы

Больше 16 отличное 5

11 - 15 хорошее 4

6 - 10 удовлетворительное 3

3 - 5 неудовлетворительное 2

2 слабое 1

Исследование функционального состояния дыхательной системы осуществлялось при помощи пробы Штанге. Определялось время задержки дыхания на вдохе: исследуемые, находясь в положении сидя, делали глубокий вдох (не максимальный) и задерживали дыхание. По секундомеру регистрировалось время задержки дыхания у каждого студента. Результаты оценивались по таблице 5.

Таблица 5

Оценка состояния дыхательной системы

Время задержки дыхания (сек.) Функциональное состояние дыхательной системы Баллы

60 отличное 5

50 хорошее 4

45 удовлетворительное 3

40 неудовлетворительное 2

35 слабое 1

Тест Руфье был направлен на исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы. После 5-ти минутного спокойного состояния в положении сидя подсчитывался пульс испытуемого за 15 секунд (Р1), затем в течение 45 секунд им выполнялись 30 приседаний: присед на максимально согнутых ногах с опорой на носки, туловище вертикально, руки вперед. Сразу после приседаний в положении сидя у испытуемого подсчитывался пульс за первые 15 секунд (Р2) и последние 15 секунд (Р3) первой минуты периода восстановления. Полученные данные использовались для вычисления индекса, который определялся по формуле:

Результаты оценивались по таблице 6.

Таблица 6

Оценка работоспособности сердечнососудистой системы

Индекс Руфье Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы Баллы

меньше 4 отличное 5

4 - 6,9 хорошее 4

7 - 10,9 удовлетворительное 3

11 - 15 неудовлетворительное 2

больше 15 слабое 1

Результаты проведенного исследования показали, что двигательная активность у студентов 1-2 курсов в период учебных занятий составляет 54-60 % от необходимой (18000-22000 шаг.), при этом в сессионный период (январь, июнь) она снижается почти в два раза. Снижение двигательной активности вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических систем организма. Все это снижает темпы роста физической подготовленности, не обеспечивает ее сохранение и поддержание на старших курсах после завершения обязательного курса физического воспитания. При обследовании студентов 3-4 курсов было установлено снижение у них уровня развития отдельных физических качеств на 48-86 % от уровня, достигнутого к концу обучения на 2 курсе.

Результаты исследования кондиционных качеств студентов, отнесенных по состоянию к основной медицинской группе на констатирующем этапе приведены в таблице 7. Результаты свидетельствуют, что из всего количества студентов, участвующих в исследовании, только 2,2 % имеют высокий уровень физической подготовленности, 42 % выполняют нормативные требования на среднем уровне. Следовательно, более 55 % студентов показали результаты, соответствующие низкому уровню развития кондиционных физических качеств.

Таблица 7

Физическая подготовленность студентов (1-й курс, сентябрь)

Контрольные испытания Юноши Девушки

М ±т

Бег 30 м (с) 4,8 ± 0,38 6,0 ± 0, 40

Бег 3000 м (мин) 13,10 ± 0,21

Бег 2000 м (мин) 11,08 ± 0,26

Подтягивание на перекладине (раз) 4,6 ± 2,2

Поднимание туловища за 30 с (раз) 17 ± 2,0

Прыжок в длину с места (см) 210 ± 14 146 ± 5,8

Констатирующие результаты исследования функционального состояния студентов представлены в таблице 8, полученные данные обрабатывались по пяти бальной шкале.

Таблица 8

Функциональное состояние студентов (констатирующий этап)

Группа «ОФП» Группа «Спортивные игры»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ Функциональная проба (п=49) (п=49)

М ±т

1 Руфье 2,5 ± 0,21 2,4 ± 0,22

2 Штанге 3,0 ± 0,29 3,2 ± 0,34

3 Ромберг 2,8 ± 0,20 2,8 ± 0,20

Как видно из таблицы, функциональное состояние студентов, определяемое пробами Руфье, Штанге и Ромберга, занимает положение между «неудовлетворительное» и «удовлетворительное». Как известно, функциональное состояние организма напрямую связано с физической подготовкой и двигательной активностью человека. Следовательно, оптимизация двигательного режима студентов и повышение уровня их физической подготовленности должно положительно отразиться на функциональном состоянии.

Выводы. Результаты проведенного исследования показали, что состояние здоровья студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета не отличается от общестатистических данных по России. Около 50 % студентов, от общего числа обследованных, имеют отклонения в здоровье. При этом наиболее часто встречающаяся патология - это заболевания опорно-двигательного аппарата, пищеварительной системы и органов зрения. Почти 39 % студентов нуждаются в лечении и коррекции ряда функций и вынуждены заниматься физической культурой в специальной медицинской группе. Полученные результаты необходимо учитывать в организации образовательного процесса по физической культуре.

Данные исследования, полученные на констатирующем этапе, убедительно показали, что более 55 % студентов демонстрируют результаты, соответствующие низкому уровню развития кондиционных физических качеств. Оздоровительная задача физической культуры в рамках образовательного процесса вуза остается мало реализуемой, так как урочные формы занятий способны удовлетворить двигательный режим студентов только на 20-25 %. Поэтому, для оптимизации психофизического здоровья студентов необходимо увеличить двигательную активность студентов.

Использование технологии педагогического мониторинга уровня физического здоровья и физической подготовленности студентов в образовательном процессе профессионально-педагогического вуза на констатирующем этапе исследования позволил определить актуальные задачи физического воспитания:

• оптимизация двигательной активности студентов;

• повышение мотивационного компонента физического воспитания студентов;

• коррекция образовательного процесса по физическому воспитанию с учетом уровня здоровья студентов, их способностей и интересов.

Литература:

1. Миронова С.П. Управление процессом физического воспитания в вузе на основе педагогического мониторинга состояния физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Научный журнал: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 3. С. 113-119.

2. Миронова С.П. Занятия по физической культуре для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: специфика организации и проведения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 31. С. 126-130

3. Миронова С.П., Ольховская Е.Б. Теоретическое описание комплексной системы педагогического мониторинга состояния физической подготовленности студентов // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2017. Вып. 54. Ч. 7. С. 16-22.

4. Ольховская Е.Б., Миронова С.П. Физическое здоровье студентов педагогических вузов: профессионально-образовательный аспект // Современные научные исследования и разработки. 2017. № 1(9). С. 419-422.

5. Ольховская Е.Б. Оптимизация психофизического здоровья студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Современные научные исследования и разработки. 2016. № 6 (6). С. 409-411.

Педагогика

УДК 796.035

доктор педагогических наук, профессор Московченко Ольга Никифоровна

Красноярский государственный педагогический университет

имени В. П. Астафьева (г. Красноярск), Сибирский государственный

университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева (г. Красноярск);

кандидат педагогических наук Захарова Лариса Вячеславовна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск);

доцент Люлина Наталья Владимировна

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск),

Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева (г. Красноярск)

МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СТУДЕНТОВ С ЗАБОЛЕВАНИЕМ ОПОРНО-

ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Аннотация. В статье рассматривается разработанная нами модель комплексной реабилитации студентов с заболеванием опорно-двигательного аппарата в системе вуза. Модель, представляет собой интеграцию медицинской, психолого-педагогической и физической реабилитации, включающих мероприятия, направленные на устранение, поддержание или восстановление утраченных или разрушенных функций опорно-двигательного аппарата. Целью комплексной реабилитации является создание таких условий, которые позволяют совершенствовать формы и режимы индивидуальной двигательной активности, обрести социальный статус среди здоровых сверстников.

Ключевые слова: модель, комплексная реабилитация, студенты, опорно-двигательный аппарат, готовность к здоровьесбережению.

Annotation. The article tells about the model of the complex rehabilitation of students with the disease of musculoskeletal system in the framework of University. The model is developed by us and represents the integration of medical, psycho-pedagogical and physical rehabilitation, including the procedures aimed at elimination, maintenance or recovery of lost or destroyed functions of the musculoskeletal system. The objective of the complex rehabilitation is the creation of special conditions that could let us improve the forms and modes of individual moving activity, get the social status among the healthy peers.

Keywords: model, the complex rehabilitation, the students, musculoskeletal system, readiness for health care.

Введение. Физическое воспитание студентов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, является важной государственной задачей в условиях новых социально-экономических и демографических особенностей сложившихся в России. Студенчество представляет собой особую социально-деятельную группу населения. В период обучения происходит становление личности, формируется профессиональное мастерство, приобретается социальный опыт, а также реализуется последняя возможность получить систематическое физическое воспитание, контролируемое на государственном уровне [4, с. 9]. Поэтому перед системой высшего образования стоит задача обеспечить качество образования, данной категории студентов, за счет создания эффективной здоровьесберегающей образовательной среды [10, с. 45], [11, с. 1070], [12], что позволяет выстраивать индивидуальную траекторию обучения [7] и решать задачу активного воздействия на процесс социального развития личности [3, с. 23-24]. Отсюда очевидно, что здоровье является одним из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Обладая эмоционально-психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью человек с ограниченными возможностями здоровья способен активно жить, преодолевать бытовые трудности, добиваться успеха в профессиональной деятельности, принимать участие в жизни общества на равных со здоровыми гражданами.

Высокий рост заболеваемости среди студентов отмечают многие исследователи. Неправильная осанка и сколиотическая болезнь позвоночника являются наиболее распространенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Частота данной патологии в последние годы составляет 20-30 % [2, с. 89]. Кроме заболеваний ОДА в 70 % случаев отмечаются сопутствующие заболевания и слабая физическая подготовленность. Практически все они нуждаются в адаптивной физической культуре (АФК), целью которой является формирование у лиц с ограниченными возможностями здоровья, жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих повышению функциональных возможностей различных гомеостатических систем организма, развитию не только двигательных, но и психомоторных способностей [8, 10]. Реабилитация средствами физической культуры в образовательных учреждениях Красноярского края достаточно мала, но, безусловно, имеет позитивное значение, улучшает психоэмоциональный комфорт, повышает социальный статус [5, с. 133]. Эффект физических упражнений обусловлен способностью организма к адаптации, что является главным в обеспечении жизнеспособности живых организмов, их выживания и саморазвития [1].

Реабилитация лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, в системе образования является одной из важных проблем и носит многогранный характер, однако достаточно обоснованы методы физической реабилитации только в специализированных (коррекционных) образовательных учреждениях. В образовательном пространстве вуза недостаточно изучены вопросы комплексной реабилитации студентов с различными заболеваниями, не разработан критериально-оценочный аппарат по оценке формирования уровня готовности студентов к здоровьесбережению [7].

Формулировка цели статьи. Раскрыть сущность, обосновать и доказать эффективность комплексной реабилитации в рамках высшего учебного заведения для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Изложение основного материала статьи. Приступая к разработке модели, мы исходили из того, что комплексная реабилитация позволит решать не только санитарно-гигиенические, профилактические, но и образовательные, воспитательные, оздоровительные задачи на основе индивидуализации развития физических, когнитивных и психических способностей студентов с ограниченными возможностями здоровья. Модель комплексной реабилитации включает систему мероприятий, направленных на устранение или частичную компенсацию ограничений жизнедеятельности студентов с заболеванием ОДА, что позволяет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.