ководителя объединения входит выявить и показать эти причины активным лидерам группы, подтолкнуть их к коллективному обсуждению ситуации. Результатом обсуждения должно родиться правило-закон. Преобразовав это правило в сказку, получим традицию. В этом также кроется заслуга педагога.
Наблюдения за многие годы работы показало, что соблюдение традиций укрепило группу в целом, «создало дружную туристскую семью», мотивировало приход новых ребят в туризм и, как ни странно, украсило отдых на природе.
У руководителя появилось больше возможностей контролировать поведение воспитанников в критических ситуациях, обучать детей «через самих себя», используя наставничество.
Каждый руководитель объединения или классный руководитель может мотивировать своих подопечных придумать традиции для группы (класса). Необходимо только немного юмора и находчивости. Чем веселее традиция, чем больше она связана с увлечением ребят, тем больше желание её соблюдать.
Примечания
1. Смирнов Д. В. Проблема комплектования объединения дополнительного образования и как ее решать // Дополнительное образование. 2000. № 10(13). С. 3-6.
2. Шаронова О. А. Современные методы обучения : [конференция] // Сообщение к педагогическому совету. Выкса, 2011.
3. Власть как инструмент управления. URL: http://studbooks. net. - 2 декабрь 2017 г. - http://studbooks.net/1198728/ menedzhment/vlast_ instrument_upravleniya
УДК 375.852; 796.5; 001.891.5
А. А. Сергин
КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Цель исследования - определить условия формирования двигательной активности школьников на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом. В своем исследовании мы предполагаем, что занятия по спортивно-оздоровительному туризму создают благоприятные условия для формирования
двигательной активности школьников и способны компенсировать недостаток двигательной активности школьников. Кроме общепринятых критериев оценки работоспособности и двигательной активности были включены мобильные приложения для измерения показателей двигательной активности школьников. Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия туризмом в школе позволяют эффективно использовать их как один из базовых этапов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей. Спортивно-оздоровительный туризм может применяться как форма физической подготовки и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Aim of the research - to determine the conditions of formation of the motor activity of schoolchildren in class sports tourism. In their study, we assume that the classes on sports tourism, create favorable conditions for the formation of motor activity in which students can compensate for a lack of motor activity of schoolchildren. In addition to the generally accepted criteria for assessing the performance and motor activity were included mobile applications for measuring motor activity of pupils. Thus, the study showed that employment in the tourism school makes good use as one of the basic stages of the formation of interest in sports activity and education of children harmonious personality. Sports tourism can be used as a form of physical fitness and health promotion of the younger generation.
Ключевые слова: двигательная активность, спортивно-оздоровительный туризм, прикладная физическая подготовка.
Keywords: physical activity, sport and health tourism, applied physical preparation.
Актуальность проблемы. Качество жизни человека на севере, не смотря на развитие научно-технического процесса в обществе остается на низком уровне, поэтому современное физическое воспитание требует изучения новых средств и методов по оздоровлению населения и крепления их физического здоровья. По мнению специалистов, туризм - одна из эффективных форм отдыха и оздоровления населения. Туристские путешествия проходят в форме походов выходного дня, путешествий с ночевкой, учебно-краеведческих сборов и туристских экспедиций. Туризм - это хобби и образ жизни одновременно, это общение с природой, это способность жить по законам природы, умение выживать в экстремальных условиях. Даже в какой - то мере это может быть возвращение ненадолго в лоно природы, чтобы ощущать себя частью природы [1].
Прикладная физическая подготовка обеспечивает навыками определенного вида туризма. Для туриста - пешехода и велосипедиста важны сила и выносливость ног, лыжнику, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, глубокое и равномерное дыхание [2].
Сила развивается при занятиях туризмом сравнительно медленно. Поэтому ее следует развивать специальной тренировкой. Целесообразнее применять средние отягощения и т. п., но с большим количеством повторений [3].
Выносливость вырабатывается повторениями более коротких напряженных нагрузок. Хорошо развивают выносливость езда на велосипеде, бега на лыжах, походы зимой и летом. При таких тренировках также развиваются эластичность мышц и подвижность суставов. Только чередование напряжения и расслабления мышц позволяет успешно переносить нагрузку в длительное время.
Занятия спортивно-оздоровительным туризмом в полной мере возмещает проблему удовлетворения двигательной активности человека. Такие виды как пешеходный, водный, лыжный, велосипедный оказывают положительное влияние на организм человека, и позволяет использовать его как средство физического воспитания [4].
Цель исследования - определить условия формирования двигательной активности школьников на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.
В своем исследовании мы, предполагаем, что занятия по спортивно-оздоровительного туризму, создают благоприятные условия для формирования двигательной активности школьников.
Тема нашего исследования является актуальной на сегодняшний день, как утверждают отечественные и зарубежные ученые туризм является универсальным средством повышения двигательной активности и развития двигательных способностей детей. В данный момент у нас в республике тема развития регионального туризма набирает свои обороты, но с научной и образовательной точки зрения мало изучена и практически редко применяется в сельских школах нашей республики.
Методы и организация исследования. В нашей работе мы применили следующие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; педагогические наблюдения; анкетирование: педагогический эксперимент, контрольное тестирование и математическая обработка результатов исследования.
Базой опытно-экспериментальной работы является сельская школа - Хоногорская основная общеобразовательная школа имени С. С. Васильева-Борогонского Усть-Алданского улуса. В ходе эксперимента участвовали 16 учащиеся с 5 по 8 класс (8 учащихся к контрольной, 8 учащихся в экспериментальной группе). Нужно отметить, что в школе имеется лишь одна секция по вольной борьбе и не все дети желают заниматься этим видом спорта. Мы предполагаем, что занятия спортивно-оздоровительным туризмом позволит не только развивать результаты по данному виду спорта, но и послужит толчком для занятий другими видами спорта. В контрольной группе учащиеся занимались физической культурой на уроке в школе, а экспериментальная группа дополнительно посещала занятия по спортивно-оздоровительному туризму.
Нами были проведены измерения по 2 группам показателей в период с 20 марта по 28 апреля 2014 г. - предварительный и с 24 ноября по 27 декабря 2014 г контрольный срезы.
В первой группе показателей исследовательская нами были проведены тестирования по общефизической подготовке. В нее включались такие задания, как метание набивного меча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя, прыжок в длину с места, челночный бег 3х9, подтягивание на разновысокой перекладине, для оценки гибкости - наклон вперед из положения сидя, для оценки выносливости - бег на 1500 м. Во второй группе показателей исследовательской работы включались такие задания, как определение шага, расстояния, калория и ЧСС. Апробировали приложения по способам вычисления шагомером, при этом остановились на шагомере Шаг-Граф, которая нам показалась более удобной на платформе android. Рекомендуем в применении технологии Шаг-Граф как устройство точно определяющее результат проведенной работы во время занятий [5]. Он имеет следующие технические характеристики: Автоматически посчитывает все ваши шаги круглосуточно, хранение базы данных с расширенными возможностями, хранение записей с просмотром истории в любое время и любом месте, работает в любой точке (брюки или в кармане пиджака, в спортивной сумке или в кошельке), расчет скорости расстояния (миль или км), счетчик частоты шага и расчет калории, уведомление по голосу, ручной выбор темпа, варианты калибровки, пользователи могут сохранить данные тела: собственный вес, длину шага для точного подсчета калорий (см. таблицу 1).
Таблица 1
Показатели результатов исследования в конце эксперимента _в контрольной и экспериментальной группах_
Показатели Контрольная г] уппа
Разн. в %
Группы Виды Хнэ ±т Хкэ ±т г Р
1. Пока- ЧСС (уд. в мин) 99 1,95 109,5 3,26 10,67 2,62 <0,05
затели двига- Шагов (кол-во тыс.) 25,199 785,68 31,958 480,83 4,41 0,00 >0,05
тельной Расстояние (км.) 7,279 134,15 9,582 99,38 5,94 0,04 >0,05
активности Калорий (ккал. тыс.) 2,8 56,26 3,5 115,81 14,70 0,11 >0,05
2. Общая Метание набив- 6,27 0,47 6,38 0,47 0,02 0,03 >0,05
физиче- ного мяча (м.)
ская подго- Прыжок в длину с места (м.) 1,85 5,03 1,86 4,71 0,07 0,01 >0,05
товка Челночный бег 8 0,11 7,95 0,24 1,21 4,56 <0,05
(сек.)
Подтягивание (кол.) 11 1,04 12 0,92 3,66 2,62 <0,05
Тест на гибкость (см.) 11 1,95 12 1,64 0,00 0,00 >0,05
Бег на выносли- 6,57 0,35 6,57 0,33 -0,30 -0,63 >0,05
вость 1500 (сек.)
Показатели Экспериментальная группа
Разн. в %
Группы Виды Хнэ ±т Хкэ ±т г Р
1. Пока- ЧСС (уд. в мин) 98,38 109,06 108,5 2,44 10,86 3,10 <0,05
затели двига- Шагов (кол-во тыс.) 20,625 905,06 25,124 2,44 8,97 0,01 >0,05
тельной Расстояние (км.) 5,002 35,20 5,821 167,23 11,75 0,07 >0,05
активности Калорий (ккал. тыс.) 1,1 132,67 2,4 165,22 20,86 0,10 <0,05
2. Общая Метание набив- 6,63 0,44 6,63 0,42 1,37 2,24 <0,05
физиче- ного мяча (м.)
ская подго- Прыжок в длину с места (м.) 1,88 9,31 1,87 8,84 0,13 0,01 >0,05
товка Челночный бег 7,98 0,16 7,76 0,17 1,00 4,30 <0,05
(сек.)
Подтягивание (кол.) 10 1,02 11 1,20 7,87 5,01 <0,05
Тест на гибкость (см.) 11 1,06 11 1,08 3,19 2,11 <0,05
Бег на выносли- 7,44 0,40 7,42 0,40 0,10 0,17 <0,05
вость 1500 (сек.)
Полученные данные использовали для выявления физической подготовленности учащихся, и получить сравнительный анализ. Результаты исследования позволят оптимизировать средства, совершенствовать методы и форму организации занятий туризмом с учащимися.
Результаты исследования. Результаты эксперимента у контрольной группы показатели изменились по следующим испытаниям: количество шагов (на 4.41% от начального), пройденного расстояние (на 5.94% от начального), потраченных калорий (на 14,7% от начального), количество подтягивания на перекладине (на 3,66% от начального). По данным показателям результаты экспериментальной группы в конце эксперимента было лучше, чем у контрольной группы. Положительные результаты преимущества экспериментальной группы разнятся в количества шагов (на 4,57%), пройденного расстояние (на 5,81%), потраченных калорий (на 6,15%), количество подтягивания на перекладине (на 4,21%), тест на гибкость (на 3,19%) (см. диаграмму 1).
Примечание: ЭГ - экспериментальная группа, КГ - контрольная группа.
Таким образом, анализ полученных результатов и сравнение их с полученными данными при использовании по общепринятой методике обучения дают основания утверждать, что предложенные нами занятия по спортивно-оздоровительному туризму позволила
не только развивать двигательную активность и физическую подготовленность школьников, но и разрыло широкие возможности для укрепления здоровья и повышения спортивного мастерства.
Формирование мотивов и потребностей в занятиях туризмом предусматривает создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к занятиям, осознание их учащимися и дальнейшее их саморазвитие мотивационной сферы системой продуманных приемов. Изучение особенностей организации занятий туризмом в школах позволит в дальнейшем разработать методические основы его построения и пути повышения эффективности системы занятий туризмом.
Из результатов анкетирования мы выявили наиболее значимые факторы мотивационно-ценностного отношения учащихся к туризму.
В анкетировании приняли участие так же учащиеся с 5 по 8 класс. Как показывают результаты данного исследования, наиболее сформированными (ведущими) ценностями у учащихся являются спорт и выход на природу. Различия направленности вопросов заключаются в выявлении следующих ценностей: 1) сидеть у компьютера, 2) играть на улице.
Ведущими сформированными интересами учащихся на занятиях туризмом являются походы и подвижные игры.
Наиболее сформированными мотивами занятий туризмом распределились следующим образом. Общими являются желание получить знания о туризме и улучшение физической подготовки. Различия заключаются в следующих мотивах: улучшение состояния здоровья и стремление показать свои способности. Это говорит о том, что учащиеся стремятся улучшить свою физическую подготовленность (развитие).
Заключение. На завершающем этапе исследования мы пришли к выводу, что основываясь в анализе научно-методической литературы по физической культуре и туризму представленные цели и задачи раскрыли: - что именно правильная организация и проведение туристской работы в школе является эффективным средством в воспитании подрастающего поколения; - туризм оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать ценные выводы; - естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие физиологически обусловленными и наиболее важным фактором
оптимального протекания физиологических функций организма; -у занимающихся туризмом имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы, более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимающихся ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнению со спортсменами.
В результате проведенного исследования получены следующие данные, что, большинство показало высокий уровень интереса к занятиям туризмом; - если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, выполнение различных тестов.
Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия туризмом в школе позволяет эффективно использовать как одно из базовых этапов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитание гармоничной личности детей. Спортивно-оздоровительный туризм может применяться как форма физической подготовки и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье (ребенка), тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Поэтому необходимы ЗОЖ и регулярная оптимальная двигательная активность.
Туристу - пешеходу приходится не только ходить, но и плавать, бегать, прыгать преодолевать препятствия, переносить груз. Все это происходит в непрерывно меняющейся обстановке, которая помогает вырабатывать умение справляться с трудностями, применять различные приемы преодоления препятствия. В результате длительных путешествий у пешехода вырабатывается выносливость, способность быстро восстанавливать свои силы.
Тренировка вызывает значительные изменения в организме: улучшается кровообращение, усиливается обмен веществ. В мышцах образуются запасы гликогена (животного крахмала), необходимого источника энергии при работе.
Благодаря систематической тренировке укрепляется сердечная мышца. При физической нагрузке, например в беге, сердце тренированного человека бьется медленнее, чем сердце нетренированного, но так как оно при каждом сокращении выбрасывает большое
количество крови, то мышцы получают достаточно кислорода и питательных веществ, переносимых кровью, и могут хорошо работать. Сердце нетренированного человека бьется часто, но выбрасывает мало крови, оно быстро утомляется, мышцы недостаточно кровью и человек бывает, принужден остановиться. Изменения происходят и в органах дыхания. В результате тренировки развиваются легкие, увеличивается их жизненная емкость (наибольшее количество воздуха, которое человек может вдохнуть), дыхание становится реже и глубже. Дыхательные мышцы меньше утомляются даже при большой работе. Дыхательная поверхность легких при глубоком дыхании увеличивается, улучшаются условия газообмена. Тренировка укрепляет также нервную систему, увеличивает мышечную силу человека. Под влиянием этих изменений в организме человек может совершать очень большую физическую работу без всякого вреда для здоровья.
Мы, продолжим исследования в этом направлении и думаем, что за столь короткий срок эксперимента нельзя сделать более глубокие выводы дальнейшее изучение поможет более выражено определить влияние показателей двигательной активности детей среднего школьного возраста на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.
Примечания
1. Сергин А. А. Подготовка школьников в чрезвычайный ситуациях средствами физического воспитания / Якут. гос. ун-т им. М. К. Аммосова ; Ин-т физ. культуры и спорта ; под общ. ред. Н. К. Шамаева. М. : Academia, 2004. 136 с.
2. Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития активности : учеб. пособие для студ. М. : Академия, 2008. 368 с.
3. Туризм и спорт : кол. монография. СПб. : Изд-во НГУ им. П. Ф. Лес-гафта, 2009. 416 с.
4. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций : учеб. пособие. Якутск, 2009. 96 с.
5. Кизим А. В. Информационные технологии в туризме : учеб.-метод. пособие. Астрахань : Изд. дом «Астраханский университет», 2011. 167 с.