Научная статья на тему 'Контроль двигательной активности в спортивно-оздоровительном туризме у детей среднего школьного возраста'

Контроль двигательной активности в спортивно-оздоровительном туризме у детей среднего школьного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
261
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / PHYSICAL ACTIVITY / СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / SPORT AND HEALTH TOURISM / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / APPLIED PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сергин Афанасий Афанасьевич

Исследование определяет условия формирования двигательной активности школьников на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом. Автор обосновывает, что занятия по спортивно-оздоровительного туризму создают благоприятные условия для формирования двигательной активности школьников и компенсируют недостаток двигательной активности школьников. Для измерения показателей двигательной активности школьников кроме общепринятых критериев оценки работоспособности и двигательной активности автором были включены мобильные приложения. Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия туризмом в школе позволяют эффективно использовать их как один из базовых этапов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей. Спортивно-оздоровительный туризм может применяться как форма физической подготовки и укрепления здоровья подрастающего поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Control of motor activity in the sports tourism among children of secondary school age

The study defines conditions of formation of motor activity of schoolchildren on the lessons of sports and health tourism. The author proves that classes on sports tourism, create favorable conditions for the formation of motor activity of pupils and compensates for the lack of motor activity of schoolchildren. To measure motor activity of school students in addition to conventional criteria for evaluating the health and physical activity, the author has included a mobile app. Thus, the study showed that the study of tourism in the school can effectively be used as one of the basic stages of the formation of interest in physical activity and the education of the harmonious personality of a child. Sport tourism can be used as a form of physical training and strengthening of health of rising generation.

Текст научной работы на тему «Контроль двигательной активности в спортивно-оздоровительном туризме у детей среднего школьного возраста»

РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОГО ПОИСКА

УДК 375.852; 796.5; 37.037.1

А. А. Сергин

КОНТРОЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Исследование определяет условия формирования двигательной активности школьников на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом. Автор обосновывает, что занятия по спортивно-оздоровительного туризму создают благоприятные условия для формирования двигательной активности школьников и компенсируют недостаток двигательной активности школьников. Для измерения показателей двигательной активности школьников кроме общепринятых критериев оценки работоспособности и двигательной активности автором были включены мобильные приложения. Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия туризмом в школе позволяют эффективно использовать их как один из базовых этапов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей. Спортивно-оздоровительный туризм может применяться как форма физической подготовки и укрепления здоровья подрастающего поколения.

The study defines conditions of formation of motor activity of schoolchildren on the lessons of sports and health tourism. The author proves that classes on sports tourism, create favorable conditions for the formation of motor activity of pupils and compensates for the lack of motor activity of schoolchildren. To measure motor activity of school students in addition to conventional criteria for evaluating the health and physical activity, the author has included a mobile app. Thus, the study showed that the study of tourism in the school can effectively be used as one of the basic stages of the formation of interest in physical activity and the education of the harmonious personality of a child. Sport tourism can be used as a form of physical training and strengthening of health of rising generation.

Ключевые слова: двигательная активность, спортивно-оздоровительный туризм, прикладная физическая подготовка.

Keywords: physical activity, sport and health tourism, applied physical training.

Как утверждают отечественные и зарубежные ученые, туризм является универсальным средством повышения двигательной активности и развития двигательных способностей детей. Качество жизни человека на севере, несмотря на развитие научно-технического процесса в обществе, остается на низком уровне, поэтому современное физическое воспитание требует изучения новых средств и методов по оздоровлению населения и укрепления их физического здоровья. По мнению специалистов, туризм - одна из эффективных форм отдыха и оздоровления населения. Туристские путешествия проходят в форме походов выходного дня, путешествий с ночевкой, учебно-краеведческих сборов и туристских экспедиций. Туризм - это хобби и образ жизни одновременно, это общение с природой, это способность жить по законам природы, умение выживать в экстремальных условиях. Даже в какой-то мере это может быть возвращение ненадолго в лоно природы, чтобы ощущать себя её частью [1].

Прикладная физическая подготовка обеспечивает навыками определенного вида туризма. Для туриста - пешехода и велосипедиста - важны сила и выносливость ног, лыжнику, кроме того, нужна и сила рук. Каждому туристу, предпочитающему двигаться активно, необходимо хорошее, глубокое и равномерное дыхание [2].

Сила развивается при занятиях туризмом сравнительно медленно. Поэтому ее следует развивать специальной тренировкой. Целесообразнее применять средние отягощения, но с большим количеством повторений.

Выносливость вырабатывается повторениями более коротких напряженных нагрузок. Хорошо развивают выносливость езда на велосипеде, бег на лыжах, походы зимой и летом. При таких тренировках также развиваются эластичность мышц и подвижность суставов. Только чередование напряжения и расслабления мышц позволяет длительное время успешно переносить нагрузку [3].

Занятия спортивно-оздоровительным туризмом в полной мере возмещают проблему удовлетворения двигательной активности человека. Такие виды, как пешеходный, водный, лыжный, велосипедный туризм, оказывают положительное влияние на организм человека и позволяют использовать его как средство физического воспитания.

Целью нашего исследования было определить условия формирования двигательной активности школьников на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.

Мы предполагали, что занятия по спортивно-оздоровительного туризму создают благоприятные условия для формирования двигательной активности школьников.

В данный момент у нас в Республике Саха (Якутия) тема развития регионального туризма набирает свои обороты, но с научной и образовательной точек зрения мало изучена и практически редко применяется в сельских школах нашей республики.

Базой опытно-экспериментальной работы является сельская школа - Хоногорская основная общеобразовательная школа имени С. С. Васильева-Борогонского Усть-Алданского улуса. В эксперименте участвовали 16 учащиеся с 5-го по 8-й класс (8 учащихся - в контрольной, 8 учащихся - в экспериментальной группе). Нужно отметить, что в школе имеется лишь одна секция по вольной борьбе и не все дети желают заниматься этим видом спорта. Мы предполагаем, что занятия спортивно-оздоровительным туризмом позволят не только развивать результаты по данному виду спорта, но и послужат толчком для занятий другими видами спорта. В контрольной группе учащиеся занимались физической культурой на уроке в школе, а экспериментальная группа дополнительно посещала занятия по спортивно-оздоровительному туризму.

Нами были проведены измерения по 2 группам показателей: в период с 20 марта по 28 апреля 2014 г. - предварительный и с 24 ноября по 27 декабря 2014 г. - контрольный срезы.

В первой группе показателей нами были проведены тестирования по общефизической подготовке. В нее включались такие задания, как метание набивного меча весом 1 кг из-за головы двумя руками сидя, прыжок в длину с места, челночный бег 3х9, подтягивание на разновысокой перекладине, для оценки гибкости - наклон вперед из положения сидя, для оценки выносливости - бег на 1500 м. Во второй группе показателей исследовательской работы включались такие задания, как определение шага, расстояния, расчет калорий и ЧСС [4]. Апробировали приложения по способам вычисления шагомером, при этом остановились на шагомере Шаг-Граф, который показался нам более удобным на платформе android. Рекомендуем в применении технологии Шаг-Граф как уст-

ройство, точно определяющее результат проведенной работы во время занятий [5]. Он имеет следующие технические характеристики: автоматически просчитывает все ваши шаги круглосуточно, хранение базы данных с расширенными возможностями, хранение записей с просмотром истории в любое время и любом месте, работает в любой точке (брюки или в кармане пиджака, в спортивной сумке или в кошельке), расчет скорости расстояния (миль или км), счетчик частоты шага и расчет калории, уведомление по голосу, ручной выбор темпа, варианты калибровки, пользователи могут сохранить данные тела: собственный вес, длину шага для точного подсчета калорий (см. таблицу).

Полученные данные использовали для выявления физической подготовленности учащихся и получили сравнительный анализ. Результаты исследования позволят оптимизировать средства, совершенствовать методы и форму организации занятий туризмом с учащимися.

Результаты исследования. В контрольной группе показатели изменились по следующим испытаниям: количество шагов (на 4,41% от начального), пройденное расстояние (на 5,94% от начального), потраченных калорий (на 14,7% от начального), количество подтягиваний на перекладине (на 3,66% от начального). По данным показателям результаты экспериментальной группы в конце эксперимента было лучше, чем у контрольной группы. Положительные результаты экспериментальной группы разнятся в количестве шагов (на 4,57%), пройденном расстоянии (на 5,81%), потраченных калориях (на 6,15%), количестве подтягиваний на перекладине (на 4,21%), тесте на гибкость (на 3,19%) (см. диаграмму).

Таким образом, анализ полученных результатов и сравнение их с полученными данными при использовании по общепринятой методике обучения дают основания утверждать, что предложенные нами занятия по спортивно-оздоровительному туризму позволили не только развивать двигательную активность и физическую подготовленность школьников, но и открыло широкие возможности для укрепления здоровья и повышения спортивного мастерства.

Показатели Экспериментальная группа контрольная группа

Группы Виды Хнэ ±т Хкэ ±т Разн. в % £ Р Хнэ +т Хкэ ±ш Разн. в % т р

1. Пока- ЧСС (уд.Б мин) 98,38 109,06 108,5 2,44 10,86 3,10 <0,05 99 1,95 110 3,26 10,67 2,62 <0,05

затели Шагов (кол-во тыс.) 20,63 905,06 25,12 2,44 8,97 0,01 >0,05 25,2 785,68 32 480,83 4,41 0,00 >0,05

двига- Растояние (км) 5,002 35,20 5,821 167,23 11,7.5 0,07 >0,05 7,28 134,15 9,58 99,38 5,94 0,04 >0,05

тельной активности Калорий (ккал. тыс.) 1,1 132,67 2,4 165,22 20,86 0,10 <0,05 2,8 56,26 3,5 115,81 14,70 0,11 >0,05

2. Общая Метание набивного мяча (м) 6,63 0,44 6,63 0,42 1,37 2,24 <0,05 6,27 0,47 6,38 0,47 0,02 0,03 >0,05

физиче- Прыжок в длину с места (м) 1,88 9,31 1,87 8,84 0,13 0,01 >0,05 1,85 5,03 1,86 4,71 0,07 0,01 >0,05

ская Челноный бег (сек.) 7,98 0,16 7,76 0,17 1,00 4,30 <0,05 8 0,11 7,95 0,24 1,21 4,56 <0,05

подго- Подтягивание (кол.) 10 1,02 11 1,20 7,87 5,01 <0,05 11 1,04 щ 0,92 3,66 2,62 <0,05

товка Тест на гибкость (см). 11 1,06 11 1,08 3,19 2,11 <0,05 11 1,9.5 12 1,64 0,00 0,00 >0,05

БеГ'Щ(выностливостъ 1500 (сек.) 7,44 0,40 7,42 0,40 0,10 0,17 <0,05 6,57 0,35 6,57 0,33 -0,30 -0,63 >0,05

Приме- Хнэ - средний результат в начале чание: эксперимента

Хнэ - средний результат в конце эксперимента

Формирование мотивов и потребностей в занятиях туризмом предусматривает создание в школе условий для проявления внутренних побуждений к занятиям, осознание их учащимися и дальнейшее их саморазвитие мотивационной сферы системой продуманных приемов. Изучение особенностей организации занятий туризмом в школах позволит в дальнейшем разработать методические основы его построения и пути повышения эффективности системы занятий туризмом.

Из результатов анкетирования мы выявили наиболее значимые факторы мотивационно-ценностного отношения учащихся к туризму.

В анкетировании приняли участие также учащиеся с 5-го по 8-й класс. Как показывают результаты данного исследования, наиболее сформированными (ведущими) ценностями у учащихся являются спорт и выход на природу. Различия направленности вопросов заключаются в выявлении следующих ценностей: 1) сидеть у компьютера, 2) играть на улице.

Ведущими сформированными интересами учащихся на занятиях туризмом являются походы и подвижные игры.

Наиболее сформированные мотивы занятий туризмом распределились следующим образом. Общими являются желание по-

лучить знания о туризме и улучшение физической подготовки. Различия заключаются в следующих мотивах: улучшение состояния здоровья и стремление показать свои способности. Это говорит о том, что учащиеся стремятся улучшить свою физическую подготовленность (развитие).

Заключение. На завершающем этапе исследования мы пришли к выводу, что, основываясь на анализе научно-методической литературы по физической культуре и туризму, представленные цели и задачи раскрыли:

- что именно правильная организация и проведение туристской работы в школе являются эффективным средством в воспитании подрастающего поколения;

- туризм оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять и делать ценные выводы;

- естественное влияние двигательных качеств на физическое развитие физиологически обусловленным и наиболее важным фактором оптимального протекания физиологических функций организма;

- у занимающихся туризмом имело место более выраженное улучшение многих физиологических показателей, и в первую очередь показателей кардиореспираторной системы, более выраженное урежение пульса по сравнению со школьниками, которые не занимаются ни туризмом, ни спортом, хотя и менее выраженное по сравнению со спортсменами.

В результате проведенного исследования получены данные, что большинство показало высокий уровень интереса к занятиям туризмом; если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею могут быть: активный отдых, укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, выполнение различных тестов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что занятия туризмом в школе позволяют эффективно использовать их как один из базовых этапов формирования интереса к физкультурной деятельности и воспитания гармоничной личности детей. Спортивно-оздоровительный туризм может применяться как форма физической подготовки и укрепления здоровья подрастающего поколения.

Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье ребенка, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Поэтому необходимы ЗОЖ и регулярная оптимальная двигательная активность.

Туристу-пешеходу приходится не только ходить, но и плавать, бегать, прыгать, преодолевать препятствия, переносить груз. Все это происходит в непрерывно меняющейся обстановке, которая помогает вырабатывать умение справляться с трудностями, применять различные приемы преодоления препятствий. В результате длительных путешествий у пешехода вырабатывается выносливость, способность быстро восстанавливать свои силы.

Тренировка вызывает значительные изменения в организме: улучшается кровообращение, усиливается обмен веществ. В мышцах образуются запасы гликогена (животного крахмала), необходимого источника энергии при работе.

Благодаря систематической тренировке укрепляется сердечная мышца. При физической нагрузке, например при беге, сердце тренированного человека бьется медленнее, чем сердце нетренированного, но так как оно при каждом сокращении выбрасывает большое количество крови, то мышцы получают достаточно кислорода и питательных веществ, переносимых кровью, и могут хорошо работать. Сердце нетренированного человека бьется часто, но выбрасывает мало крови, оно быстро утомляется, мышцы недостаточно наполняются кровью, и человек бывает принужден остановиться. Изменения происходят и в органах дыхания. В результате тренировки развиваются легкие, увеличивается их жизненная емкость (наибольшее количество воздуха, которое человек может вдохнуть), дыхание становится реже и глубже. Дыхательные мышцы меньше утомляются даже при большой работе. Дыхательная поверхность легких при глубоком дыхании увеличивается, улучшаются условия газообмена. Тренировка укрепляет также нервную систему, увеличивает мышечную силу человека. Под влиянием этих изменений в организме человек может совершать очень большую физическую работу без всякого вреда для здоровья.

Мы продолжим исследования в этом направлении и думаем, что за столь короткий срок эксперимента нельзя сделать более глубокие выводы, дальнейшее изучение поможет более выраженно

определить влияние показателей двигательной активности детей среднего школьного возраста на занятиях спортивно-оздоровительным туризмом.

Примечания

1. Шамаев Н. К. Семейное физическое воспитание на основе национальных традиций: учеб. пособие. Якутск, 2009. 96 с.

2. Сергин А. А. Подготовка школьников в чрезвычайный ситуациях средствами физического воспитания / Якут. гос. ун-т им. М. К. Амосова; Ин-т физ. культуры и спорта; под общ. ред. Н. К. Шамаева. М.: Academia, 2004. 136 с.

3. Степаненко Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития активности: учеб. пособие для студ. М.: Академия, 2008. 368 с.

4. Кизим А. В. Информационные технологии в туризме: учеб.-метод. пособие. Астрахань: Астрахан. гос. ун-т, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. 167 с.

5. Туризм и спорт: кол. монография. СПб.: Изд-во НГУ им. П. Ф. Лес-гафта, 2009. 416 с.

УДК 372.891; 908; 910.4; 37.033

Н. Н. Петрова

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Раскрываются возможности краеведческого подхода в изучении качества окружающей среды на примере водной и воздушной сред, а также описания экологической обстановки вокруг школы или района проживания школьников. Рассматриваются преимущества средового подхода по сравнению с ресурсным и изучения геосфер на глобальном, региональном и локальном уровнях.

The potential regional approach to the study of environmental quality on the example of water and air environments are shown, as well as descriptions of the environmental situation around the school or district of residence of students. The benefits of the environmental approach are discussed in comparison with the resource and the study of the Geosphere at the global, regional and local levels.

Ключевые слова: краеведческий подход, экологическая опасность, окружающая среда, ресурсный подход, качество окружающей среды, воздушная среда, водная среда, средовый поход, геосистема, модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.