Научная статья на тему 'Инновационная модель формирования здорового образа жизни населения средствами спортивно-оздоровительного туризма'

Инновационная модель формирования здорового образа жизни населения средствами спортивно-оздоровительного туризма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
819
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / ТУРИЗМ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / СРЕДСТВА СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / HEALTH-SAVING CULTURE / PHYSICAL CULTURE / SPORT / TOURISM / MOTOR ACTIVITY / THE MEANS OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM / HEALTHY WAY OF LIFE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Макаров Валерий Михайлович

Разработанная инновационная модель формирования здорового образа жизни населения позволяет внедрять здоровьесберегающие технологии с использованием двигательной активности и средств спортивно-оздоровительного туризма и эффективно оздоравливать население.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Макаров Валерий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATIVE MODEL OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE BY MEANS OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM

Developed an innovative model of formation of healthy lifestyle of the population allow for the introduction of health-saving technology of using of motor activity and means of sports and health tourism and effectively make healthy population.

Текст научной работы на тему «Инновационная модель формирования здорового образа жизни населения средствами спортивно-оздоровительного туризма»

оздоровительной и спортивной работы: Тез. докладов обл. науч.-практ. конф., посв. 10-летию ДГИФКа. Днепропетровск, 1990. Ч. 3. С. 5-8.

5. Нежкина Н.Н. Системный анализ показателей развития и нейровегетативного статуса детей 7-17 лет с синдромом вегетативной дистонии: дис. ...д-ра мед. наук. Иваново, 2005. 336 с.

6. Агаджанян Н.А., Желтиков А.А., Северин А.Е. Экопортрет и здоровье жителей средней полосы России. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. унта им. Л.Н. Толстого, 2009. 309 с.

Ляшенко Христина Михайловна, преподаватель, tinalyaaramhler.ru, Россия, г. Тула, Тульский государственный университет

CORRECTION OF FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS WITH DISABILITIES IN THE CARDIOVASCULAR SYSTEM BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

H.M. Lyashenko

Training on the first courses of the University is accompanied hy the strength of adaptation to the educational process, increase of hlood pressure among students. Its normalization on the background of improvement of psycho-physiological indicators after the course of training aerobic direction testified to the effectiveness of the physical and health-improving technologies.

Key words: students, sports and health technology, unstable hlood pressure.

Lyashenko Hristina Mikhaelovna, teacher, Russia, Tula, Tula state university

Получено 08.02.2013 г.

УДК 796.5

ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА

В.М. Макаров

Разработанная инновационная модель формирования здорового образа ^жизни населения позволяет внедрять здоровьесберегающие технологии с использованием двигательной активности и средств спортивно-оздоровительного туризма и эффективно оздоравливать население.

Ключевые слова: здоровьесберегающая культура, физическая культура, спорт, туризм, двигательная активность, средства спортивно-оздоровительного туризма, здоровый образ жжизни.

В настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения уровня здоровья и физической подготовленности различных контингентов населения, в том числе учащейся молодежи. Это предполагает

интенсивное использование в образовательных учреждениях здоровьесберегающих технологий. Эффективность внедрения таких технологий зависит от многих факторов, одним из которых является социально-экономическое преобразование современного общества, которое порождает объективную потребность в сохранении и укреплении индивидуального здоровья подрастающего поколения. Становится актуальной проблема формирования здоровьесберегающей экологической культуры молодежи. Положение дел со здоровьем населения становится критическим. Из материалов 10-й сессии общего собрания Российской академии медицинских наук следует, что за годы реформ возросли все классы болезней. Например, инфекционные и паразитарные на 18 %, эндокринные, иммунные на 86 %, болезни кровообращения - на 64 % и т. д. Социально-экономический кризис привел к резкому снижению уровня жизни и, как следствие, к высокой смертности населения.

Очень много проблем и в области репродуктивного здоровья. Следует сказать, что эта проблема не остается без внимания. Об этом свидетельствуют набирающие темп национальные проекты по демографии и здоровью населения России. В Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ в 2005 г. («Здравоохранение РФ», 2007, № 6. С. 3-34) говорится, что отмечаются некоторые позитивные сдвиги в системе родовспоможения. Так, статистические данные свидетельствуют, что снизилась младенческая смертность по всем причинам смерти на 5,2 %, материнская смертность (25,4/100 тыс.), количество абортов уменьшилось на 20 % и сравнялось с числом родов (в недавнем прошлом картина была прямо противоположной), увеличилась рождаемость (11,0 на 1000 родившихся живыми в 2005 г.). Вместе с тем говорится, что повысилась общая заболеваемость детей (на 2,2 %) и подростков (на 2,9 %) за счет инфекционных (больше паразитарных) болезней. Отмечается также увеличение рождения детей у юных матерей (до 18 лет) на 2,8 % и числа абортов у них.

Таким образом, на фоне определенных позитивных тенденций в жизни населения России вырисовывается масса проблем, требующих для своего решения пристального внимания многих специалистов (медиков, педагогов, психологов, гигиенистов и других).

Кардинально проблему оздоровления нации необходимо решать комплексно, с коррекцией курса экономических реформ, но эта проблема выходит за рамки темы статьи.

Сосредоточимся на социальном аспекте решения проблемы оздоровления населения, и здесь, бесспорно, решающую роль могли бы сыграть физическая культура, спорт и туризм.

Состояние здоровья, как одна из основных ценностей человеческой жизни, достигается путем целенаправленных тренирующих воздействий на

человека, предусматривающих его включенность в физкультурно-спортивную деятельность.

Устойчивая мотивация на физкультурно-спортивную деятельность, утверждение здорового образа жизни рассматриваются как одно из приоритетных направлений гуманизации образования. Значимость формирования здоровьесберегающей экологической культуры в аспекте рассматриваемой проблемы обусловлена необходимостью сохранения и укрепления социальной, психической и физической составляющих здоровья. Физическая подготовленность, психологическая устойчивость и социальная адаптированность к отрицательным внешним факторам среды являются основными компонентами физической культуры личности и базисом для раскрытия ее потенциала [1].

В сложившейся системе школьного физического воспитания не в полной мере задействованы основные механизмы, стимулирующие формирование здоровьесберегающей культуры. Это касается ее методологической и содержательной переориентации на образование в сфере физической культуры, в которой обеспечивается необходимая комплексность воздействий направленной физкультурно-спортивной деятельностьи на обучение, воспитание и развитие личности в социальном, физическом и психическом компонентах индивидуального здоровья. Именно на этой основе необходимо прогнозировать эффективность формирования основных компонентов личностного новообразования -здоровьесберегающей культуры, которая является существенной характеристикой физической культуры, теоретической и практической основой сохранения и укрепления здоровья в последующие этапы онтогенеза [3].

Анализ философской, психолого-педагогической и специальной литературы по данной проблеме, а также накопленный опыт работы образовательных учреждений, подтверждают необходимость преодоления противоречия между социальным запросом общества в сохранении и укреплении здоровья и невозможностью обеспечения этого состояния в рамках традиционно сложившейся системы физического воспитания. Физическая культура и физкультурно-спортивная деятельность, являясь одним из способов формирования здоровьесбрегающей культуры, сдерживается неразработанностью содержательного обеспечения образовательных программ в сфере физической культуры и педагогических условий их реализации. Необходимость гуманизации школы и уроков физической культуры не поддерживается обоснованием методических положений дифференцированного подхода в формировании здоровьесбрегающей культуры. Современная практика жизнедеятельности требует уточнения, теоретико-методологического и содержательного обоснования особенностей образования в сфере физической культуры, направленных на повышение уровня и степени овладения теми ценностями

физической культуры, которые ориентированы на развитие здоровьесберегающей культуры.

Одним из путей решения этой проблемы может стать применение технологий спортивно-оздоровительного туризма, во-первых, как вида физкультурно-спортивной деятельности, а во-вторых, как направления мотивационной сферы.

Кроме того, практически не рассматриваются, не учитываются и не используются рекреационные ресурсы спортивно-оздоровительного туризма на основе малоподвижной двигательной активности. Часто сегодня, с учетом физических возможностей и сформировавшихся потребностей молодежи, это, порой, единственная форма ее вовлечения в процесс здоровьесбережения, не считая, конечно, командно-обязательных методов [1].

К таким видам малоподвижной двигательной активности можно отнести туристскую оздоровительную тренировку, основной задачей которой является повышение физической работоспособности и достижение уровня физического состояния, соответствующего физиологическим критериям здорового человека. Она включает в себя занятия на специальных туристских тренажерах, пользующиеся повышенным интересом у молодежи и являющиеся иногда отдельными видами соревнований. Также к малоподвижным видам двигательной активности можно отнести оздоровительный бег на природе и, тем более, дозированную ходьбу.

Нельзя забывать и про активный туристский отдых, основной задачей которого является снятие предшествующего утомления с помощью переключения на качественно иной вид деятельности. Это катание на велосипедах, лыжах, лодках, лошадях, туристские прогулки и экскурсии, в том числе и с познавательными целями, двигательные развлечения [2].

Такая модель формирования здорового образа жизни студентов классического вуза через физкультурно-спортивную деятельность, которая может быть использована и для другого контингента населения, включает три этапа (рисунок).

На первом этапе осуществляется формирование у студентов мотивации к физкультурно-спортивной деятельности за счет вариативной модели учебного процесса по физической культуре, предусматривающего применение общеразвивающих, спортивно-видовых, туристских и рекреационно-реабилитационных технологий.

На этом этапе идет ознакомление студентов с направлениями физкультурно-спортивной деятельности, в том числе с возможностями спортивно-оздоровительного туризма. Особенно эффективны здесь вечера с показом слайдов и фотографий, выходы на природу, встречи с заслуженными туристами и спортсменами [4].

Технологии туристской физкультурно-спортивной деятельности в вузе

Рекреационная

Обязатель- Спортивно-видовые Технологии спортивно- составляющая

ный курс технологии оздоровительного туризма спортивно-

физического оздоровитель-

воспитания ного туризма

Факультативный курс физического воспитания

Общеразви- Индивиду- Массовые Индиви- Массовые Оздо- Актив-

вающие альные физкультурно- дуальные физкультурно- рови- ный

технологии формы спортивные формы спортивные тельная отдых

двигатель- мероприятия двига- мероприятия трени-

ной актив- тельной ровка

ности актив-

ности

Платные Общественно- Научно - Экспе- По- Сле- Заня- Ката-

формы самостоятель- исследова- диции ходы ты, тия на ния на

двигатель- ные формы тельская и экс- ка- фес- тре- ве-

ной актив- реализации работа в тре- тего- тива- нажерах лоси-

ности двигательной спортивно- маль- рий- ли, педах,

активности оздорови- ные ные- со- лыжах

тельном меро- и рев- лод-

туризме прия нека- но- ках

тия тего- ва-

рий- ния

ные

Участие в Участие в Участие, Спор- По- Со- Оздоро- Тур.

специализи- спортивных наблю- тив- хо- рев- витель- про-

рованных секциях по дения и ные ды но- ный бег гулки,

спортивных различным обработка меро- по ва- на при- экс-

секциях по видам спорта, результа- прия- род- ния роде кур-

Физическое различным спортивные тов тия ному по сии

воспитание видам спорта лагеря краю тур.

Покупка Участие в забе- Проведе- Ком- По- мно- Дозиро- Двига-

спортивных гах, марафонах, ние экс- мер- хо- го- ванная тель-

туров, путе- многодневках и перимен- чес- ды с бо- ходьба ные

вок, сплавов, других массо- тов кие вы- рью раз-

восхождений вых мероприя- меро- ез- по влече-

тиях прия- дом ви- ния

тия дам

ту-

риз-

ма

Физическое самовоспитание, самосовершенствование

Здоровый образ жизни и физическое здоровье

Инновационная модель формирования здорового образа жизни студентов вуза в процессе физкультурно-спортивной деятельности

На втором этапе студентам предоставляется возможность для реализации сформированной мотивации в следующих формах: индивидуальные формы двигательной активности, спортивное

совершенствование, массовые физкультурно-спортивные мероприятия, общественные самодеятельные формы реализации двигательной активности, участие в научно-исследовательских работах, слетах и соревнованиях, категорийных и некатегорийных походах, участие в экспедициях и экстремальных мероприятиях.

Практика показала, что вовлечение студентов в этот процесс является наиболее эффективным как с точки зрения закрепления сформированной мотивации к физкультурно-спортивной деятельности, так и роста физической подготовленности.

Третий этап реализации модели заключается в достижении запланированных результатов физического самовоспитания и самосовершенствования студентов, в расширении факультативных форм физического воспитания и формировании мотивации к здоровому образу жизни.

В заключение следует сказать, что коренным образом изменив отношение к здоровьесбережению, сделав его приоритетным на всех уровнях и обеспечив возможность реализации этой концепции, можно будет говорить о повороте в динамике состояния здоровья в стране. Практика показывает слабую эффективность командно-обязательных методов. Одним из путей решения этой проблемы может стать внедрение здоровьесберегающих технологий средствами спортивно-оздоровительного туризма.

Список литературы

1. Макаров В.М., Аксенов В.П. Отношение студентов специализированного вуза к спортивно-оздоровительному туризму как к здоровьесберегающей технологии // Физическая культура и спорт студенческой молодежи в современных условиях: Мат. III Всерос. науч.-практ. конф.; под общ. ред. М.В. Грязева. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. С. 9295.

2. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физической культуры: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

3. Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в учебном заведении. М.: АРКТИ, 2003. 270 с.

4. Федотов Ю.Н., Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: учебник / под общ. ред. Ю.Н. Федотова. М.: Советский спорт, 2002. 361 с.

Макаров Валерий Михайлович, канд. пед. наук, доцент, makstar112.makarov@yandex.ru, Россия, Тула, Тульский филиал Российской Международной академии туризма

THE INNOVATIVE MODEL OF FORMATION OF HEALTHY LIFESTYLE BY MEANS OF SPORTS AND HEALTH-IMPROVING TOURISM

V.M. Makarov

Developed an innovative model of formation of healthy lifestyle of the population allow for the introduction of health-saving technology of using of motor activity and means of sports and health tourism and effectively make healthy population.

Key words: health-saving culture, physical culture, sport, tourism, motor activity, the means of sports and health-improving tourism, healthy way of life.

Makarov Valery Mikhailovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, Russia, Tula, Tula branch of the Russian International Academy of tourism

Получено 14.02.2013 г.

УДК 796.524

ТРЕНАЖЕР ДЛЯ РАЗВИТИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ТУРИЗМЕ И АЛЬПИНИЗМЕ

В.М. Макаров

Разработанный тренажер «Подъем» позволяет эффективно проводить всесезонную тренировку основного определяющего физического качества -специальной выносливости в спортивно-оздоровительном туризме.

Ключевые слова: определяющие физические качества, горный туризм, специальная выносливость, прикладные виды спорта, технические средства подготовки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многолетний опыт работы в области обеспечения безопасности проводимых мероприятий, анализ научной литературы и многочисленные исследования показывают, что туризм является эффективным средством физического воспитания. Это особенно актуально для тех, кто серьезно занимается спортивной или профессиональной подготовкой. Поэтому, когда встал вопрос о тренировке команд по спортивному туризму, основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), многоборью спасателей и кадетов, за основу был выбран горный туризм.

Проблем с программами туристской подготовки практически нет, поскольку разработано их достаточно много. Правда, опираются они, как правило, на интегральную подготовку, где на местности отрабатываются элементы технической, психологической и физической подготовки. Особых проблем с адаптацией таких программ для решения конкретных задач обычно не возникает. Но это, как правило, летом. Нас больше

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.