Научная статья на тему 'Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования (исторический аспект)'

Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования (исторический аспект) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
390
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования (исторический аспект)»

А.Д. Краснов

Краснов Артем Дмитриевич — соискатель кафедры уголовного права и криминологии Нижегородской правовой академии

Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования

(исторический аспект)

1. Введение в проблему. Переход в экономике на новые рыночные отношения потребовал адекватного реагирования со стороны уголовного законодательства, регулирующего ответственность за преступления в сфере экономической деятельности. Это было связано с переосмыслением роли уголовного права в охране экономических отношений. В связи с этим российскому законодательству необходимо было решить задачу охраны экономической сферы от противоправных посягательств. Поэтому уголовное законодательство, имеющее целью противодействие преступлениям, посягающим на общественные отношения, складывающиеся в сфере экономической деятельности, подверглось значительно большим изменениям, чем другие объекты уголовно-правовой охраны1. Государственное регулирование экономики распространяется на внешнеэкономическую деятельность, где также устанавливается порядок (правила) ее осуществления. Его целями являются обеспечение благоприятных условий внешнеэкономической деятельности и защита экономических и политических интересов Российской Федерации2. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности осуществляется различными методами: установлены ввозные и вывозные пошлины (таможенно-тарифное регулирование) для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структур в экономике3; наложен запрет и ограничение в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники4; регламентирован порядок вывоза и ввоза культурных ценностей5; осуществлен контроль за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных це-лях6 и т. д.

Одновременно с наблюдаемым в последние годы ростом объемов внешней торговли Российской Федерации с зарубежными странами прослеживается увеличение количества регистрируемых в этой сфере преступных посягательств. Наиболее опасным из этих посягательств является контрабанда, ответственность за которую установлена в статье 188 Уголовного кодекса РФ. В 90-е годы ХХ века, несмотря на огромную латентность7, отмечается заметный рост этого преступления в России. Если в 1990 году было зарегистрирован 121 факт контрабанды, то в 2000 году - уже 4 371 преступление, при этом раскрываемость преступлений и соответственно осуждение лиц невелики8.

1 Кузнецов А.П. Особенная часть Уголовного кодекса Российской Федерации: система преступлений и их классификация: Учебное пособие / А.П. Кузнецов, Н.Н. Маршакова. - Н. Новгород, 2008. - С. 54.

2 См.: Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 51. - Ст. 4850

3 См.: Таможенный кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 22. - Ст. 2066.

4 См.: Федеральный закон от 18 июля 1999 года № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 30. - Ст. 3774.

5 См.: Закон РФ от 15 апреля 1993 года № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 20. - Ст. 718.

6 Постановление Правительства РФ от 14 июня 2001 года № 462 «Об утверждении Положения об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении оборудования и материалов двойного назначения, а также соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 26. - Ст. 2677.

7 По данным, приведенным А.И. Бойко и Л.Ю. Родиной таможенные органы выявляют лишь 1% экономических преступлений (см.: Бойко А.И. Контрабанда. История, социально-экономическое содержание и ответственность / А.И. Бойко, Л.Ю. Родина. - СПб., 2002. - С. 17).

8 См.: Экстремизм и другие криминальные явления. - М., 2008. - С. 222; Сводный отчет по России за январь-декабрь 2008 год. - М., - С. 25-26.

Таблица 1

Статья 1BB УК Зарегистрировано преступлений Выявлено лиц, совершивших преступления Осуждено лиц, совершивших преступления

1997 3 375 1 778 1 002

199B 3 525 1 654 864

1999 3 982 1 784 1 181

2QQQ 4 371 1 662 1 269

2QQ1 3 860 1 293 1 311

2QQ2 3 498 1 025 980

2QQ3 3 752 1 012 989

2QQ4 3 612 1 194 1 071

2QQ5 4 390 1 330 1 301

2QQ6 6 926 1 943

2QQ7 6 983 2 222

2QQB 7 986 2 329

2. Этапы юридико-технического конструирования контрабанды. Определенный интерес, по нашему мнению, представляет собой исследование этапов развития нормы в советский и современный период, то есть трансформация криминообразующих признаков в рамках действующего уголовного закона.

В первые годы Советской власти для обеспечения безопасности государственных интересов в сфере внешнеэкономической деятельности декретом СНК РСФСР от 8 декабря 1921 года «О борьбе с контрабандой» были образованы комиссии по борьбе с контрабандой1. Революционные трибуналы при рассмотрении уголовных дел о контрабанде, как правило, назначали наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией от общества на срок не менее трех лет, а при отягчающих обстоятельствах - исключительную меру наказания (расстрел)2.

В Уголовном кодексе РСФСР 1922 года состав контрабанды законодателем был размещен в разделе о преступлениях против порядка управления и формулировался следующим образом:

«Нарушение законов и обязательных постановлений о ввозе за границу или провозе за границу товаров карается -

принудительными работами на срок до трех месяцев, соединенными с конфискацией целиком или части этих товаров или штрафом до 300 руб. золотом.

Те же действия, совершенные в виде промысла или совершаемые должностными лицами, или если участники их, совершая их в первый раз, были вооружены, или если предметом провоза явились предметы, указанные в ст.10-й декрета Совета Народных Комиссаров от 17 октября 1921 года (Собр. Узак. N 70 за 1921 год ст. 564), караются -

лишением свободы на срок не ниже трех лет со строгой изоляцией или при отягчающих обстоятельствах высшей мерой наказания.

1 См.: Собрание узаконений РСФСР. - 1921. - № 79. - Ст. 674.

2 См.: Кузнецов А.П. Ответственность за таможенные преступления: Учебное пособие. - Н. Новгород, 2000. - С. 21.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 453

Краснов А.Д. Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования (исторический аспект)

Примечание. Статья эта не распространяется на нарушения таможенных правил, за которые законом установлены административные взыскания»1.

Как видно, законодательная конструкция диспозиции указанной уголовно-правовой нормы была бланкетной и отсылала к нормативно-правовым актам, регламентирующим порядок вывоза за границу и вывоза из-за границы товаров, так как само общественно опасное деяние не было четко очерчено в статье. В ней дифференцировалась ответственность за совершенное деяние - без отягчающих обстоятельств и с отягчающими обстоятельствами2. В новой редакции статьи 97 УК РСФСР 1922 года устанавливала разграничение между уголовно-наказуемой контрабандой (ч. 3 ст. 97 УК) и контрабандой, преследуемой в административном порядке (ч. 1 и 2 ст. 97 УК). Без каких-либо изменений впоследствии она была воспроизведена в УК 1926 года в его первоначальной редакции.

Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 1 января 1926 года в статье 97 УК РСФСР были внесены изменения, в частности, в ней дано определение контрабанды как «перемещение через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля»3.

С принятием в 1927 году Положения о преступлениях государственных регулирование противодействия контрабанде перешло в компетенцию общесоюзных законодательных органов, так как состав контрабанды был включен в группу государственных преступлений в раздел особо опасных преступлений против порядка управления (ст. 24 Положения). Такой законодательный подход свидетельствовал о повышенной общественной опасности контрабанды, которая представляла реальную угрозу для Советского государства4.

Закон «Об уголовной ответственности за государственные преступления», принятый в 1958 году, в статье 15 предусматривал состав контрабанды в группе иных государственных преступлений и формулировал его следующим образом: «Контрабанда, то есть незаконное перемещение товаров или иных ценностей через государственную границу СССР, совершенное с сокрытием предметов в специальных хранилищах, либо с обманным использованием таможенных и иных документов, либо в крупных размерах, либо группой лиц, организованных для занятия контрабандой, либо должностным лицом с использованием служебного положения, а равно контрабанда взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ и воинского снаряжения наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет с конфискацией имущества.». Анализ диспозиции уголовно-правовой нормы позволяет сделать вывод о том, что законодатель термин «квалифицированная контрабанда» заменил термином «контрабанда», дал описание как самого общественно опасного деяния, совершенного при контрабанде, так и тех признаков, при наличии которых данное деяние образует состав преступления и влечет уголовную ответственность5. Данная формулировка без каких-либо изменений впоследствии была включена в УК РСФСР 1960 года.

Во вступившем в силу 1 января 1997 года Уголовном кодексе РФ6 законодатель следующим образом сформулировал редакцию статьи 188 УК РФ:

«1. Контрабанда, то есть перемещение в крупном размере через таможенную границу Российской Федерации товаров или иных предметов, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряженное с недекла-рированием или недостоверным декларированием, -

наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых

1 Собрание узаконений и распоряжений РКП РСФСР. - 1922. - № 80. - Ст. 153.

2 См.: Курс советского уголовного права: В 6 т. - 1970. - Т. IV. - С. 261.

3 Собрание узаконений РСФСР. - 1926. - № 80. - С. 600.

4 Курс советского уголовного права: В 6 т. - 1970. - Т. IV. - С. 262.

5 Там же. - С. 263.

6 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.

установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не-декларированием или недостоверным декларированием, -

наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные:

а) неоднократно;

б) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, -

наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества

или без таковой.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, совершенные организованной группой, -

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

Примечание. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, признается совершенным в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает двести минимальных размеров оплаты труда».

В период с 1997 года до ноября 2009 года было принято 68 федеральных законов, которые содержали поправку действующего законодательства: 15 из них (чуть больше четверти) - направлены на реформацию составов преступлений в сфере экономической деятельности, из них 4 - на статью 188 УК РФ «Контрабанда» .

Федеральным законом от 25 июня 1998 года № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»2 в примечании к статье повышается стоимостный критерий перемещенных товаров до пятисот минимальных размеров оплаты труда. То есть законодатель пошел по пути ослабления репрессионного характера уголовно-правовой нормы, декримина-лизовав перемещение через таможенную границу предметов (кроме перечисленных в части второй статьи) в меньшем размере.

Федеральным законом от 7 мая 2002 года № 50-ФЗ «О внесении изменений в статьи 188 и 189 Уголовного кодекса Российской Федерации»3 законодателем проведена уточняющая работа в отношении предмета преступления, предусмотренного квалифицированным составом контрабанды (ч. 2 ст. 188 УК). Так, в части 2 статьи 188 УК был расширен перечень предметов и к ним стали относить радиационные источники, ядерные материалы, средства доставки оружия массового поражения. Кроме этого, перечень вооружения и иной военной техники, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ стал носить открытый характер.

Наиболее обширные по своему объему изменения в анализируемой нами норме связаны с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации»4. Положениями указанного нормативно-правового акта признаны утратившими свою юридическую силу такие институты как «неоднократность» и «конфискация имущества». С учетом положений закона законодатель по-новому сконструировал и санкцию статьи 188: последняя стала носить альтернативный характер - часть первая статьи 188 УК предусматривала два вида наказания (вместо одного) - штраф от 100 тыс. до 300 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишение свободы на срок до пяти лет. Одновременно с этим произошло усиление ответственности за квалифицированную контрабанду путем закрепления дополнительного вида наказания, носившего альтернативный характер в виде штрафа в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. В частях третей и четвертой конфискация была также заменена возможностью назначения наказания в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет

Лопашенко Н.А. Уголовная политика. - М., 2009. - С. 213-214.

Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 26. - Ст. 3012. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 19. - Ст. 1795. Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - С. 4848.

2 См

3 См

4 См.

Краснов А.Д. Контрабанда: проблемы юридико-технического конструирования (исторический аспект)

(либо от семи до двенадцати лет - в части 4) со штрафом в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или либо без такового.

Помимо этого, законодатель признал утратившим силу и примечание, определяющее стоимостной критерий крупного размера, который в настоящее время определен в примечании к статье 169 УК РФ « Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности» - сумма, превышающая 250 тыс. рублей.

Федеральный закон от 6 декабря 2007 года № ЭЭ5-ФЗ «О внесении изменений в статью 188 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»1 внес очередное уточнение предметов контрабанды, дополнив диспозицию части второй статьи словами «веществ, их аналогов, инструментов и оборудования, находящихся под специальным контролем и используемых для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ».

Исходя из вышеизложенного сделаем выводы. На несовершенство конструкции рассматриваемой нормы указывалось неоднократно2, по данной теме было защищено достаточно большое количество диссертаций, в которых указывалось на пробельность криминообразующих признаков и необходимость более четкой их регламентации и уточнения3. Однако анализ изменений законодательства показал, что высказанные учеными положения в уголовной политике учтены не были, и законодатель пошел по пути уточнения лишь криминообразующих признаков и конкретизации санкций в соответствии с направлением проводимой уголовно-правовой политики, несколько сузив преступную сферу за счет изменения значения объективных признаков, одновременно усилив дифференциацию уголовной ответственности.

Безусловно, определенный вклад внесло постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 2008 года № 6 «О судебной практике по делам о контрабанде»4, однако его положения носят разъясняющий характер, оставляя неизменными и объективные, и субъективные признаки состава. Тем не менее, как показывают обозначенные нами выше статистические данные, проводимая законодателем трансформация по конструированию нормы не дает существенных результатов в минимизации случаев контрабанды. Все это позволяет сделать вывод о том, что проблема регламентации уголовной ответственности за контрабанду остается по-прежнему актуальной, сложной и неразработанной.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - № 50. - Ст. 6248.

2 См.: Гаухман Л.Д. Преступления в сфере экономической деятельности. - М., 1998. - С. 16-17; Прохорова М.Л.

К вопросу об объекте контрабанды наркотических средств и психотропных веществ // Общество. Культура. Преступ-

ность. - Саратов, 2002. - Вып. 4. - С. 70-76; Яни П.С. Уголовное право Российской Федерации: Учебник: В 2 т. / Под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. - М., 2002. - Т. 2: Особенная часть. - С. 172; . Полный курс уголовного права: В 5 т. / Под ред. А.И. Коробеева. - СПб., 2008. - Т. III: Преступления в сфере экономики. - С. 611-629. и др.

3 По материалам сайта www.diss.rsl.ru (Электронная библиотека диссертаций) с 1997 года по настоящее время защищено 23 кандидатских и 1 докторская диссертации; См.: Уголовное право: Библиография (1985-2006 годы) / Под ред. А.Э. Жалинского. - М., 2007. - С. 415-429, 704-707.

4 См.: Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2008. - № 8.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.