Научная статья на тему 'Тенденции законодательного подхода к контрабанде товаров'

Тенденции законодательного подхода к контрабанде товаров Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
243
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / КОНТРАБАНДА ТОВАРОВ / УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ECONOMIC CRIME / CRIMINAL POLICY IN ECONOMIC CRIME SPHERE / CONTRABAND TRAFFIC / CRIMINAL RESPONSIBILITY / ADMINSTRATIVE RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гречкина Ольга Владимировна

В статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего правила перемещения товаров через таможенную границу России, за период XVII-XXI вв. Особое внимание обращено на правовое регулирование контрабанды товаров в период с 90-х гг. XX в. по настоящее время, которое характеризуется либерализацией уголовного законодательства по отношению к данному деянию. Отмечено, что долгое время в России существовали конкурирующие нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за контрабанду товаров. В течение почти 20 лет за контрабанду товаров предусматривалась как уголовная, так и административная ответственность. Основным условием разграничения двух видов ответственности являлся размер незаконно перемещенных через таможенную границу товаров. Проблемы правоприменения возникали в связи с отсутствием официального толкования способов совершения контрабанды товаров, и лишь в 2008 г. Верховный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу. В настоящее время декриминализированы многие виды преступлений, в том числе и контрабанда товаров. В Российской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением. Это деяние исключительно административно наказуемое независимо от размера незаконно перемещенных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRENDS IN LEGISLATIVE APROACH TO CONTRABAND TRAFFIC OF GOODS

The article reveals comparative legal analysis of regulations on transportation of goods through the customs border of Russia during the XVII-XXI Centuries. Special attention is paid to legal regulation on contraband traffic of goods since 1990s till now. This period is considered as liberalization of criminal law related to this phenomenon. Author states that for a long time there have been competing administrative and criminal regulations on responsibility for contraband traffic. There used to be administrative as long as criminal responsibility. The main reason for division of these two types of responsibility was the amout of good been illegally trafficked. Law enforcement problems arose as result of no official definition of contraband goods trafficking. Only in 2008 the Supreme Court of the Russian Federation cleared the situation. Many types of crime have been decriminalized recently (contraband traffic has also been decriminalized in Russian Federation). It is only administratively punished irrespectively of the amount of goods trafficked.

Текст научной работы на тему «Тенденции законодательного подхода к контрабанде товаров»

УДК 343.979 О.В. Гречкина

ББК 67.518 доктор юридических наук, доцент,

Южно-Уральский государственный университет

ТЕНДЕНЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПОДХОДА К КОНТРАБАНДЕ ТОВАРОВ

В статье проведен сравнительно-правовой анализ законодательства, устанавливающего правила перемещения товаров через таможенную границу России, за период XVII-XXI вв. Особое внимание обращено на правовое регулирование контрабанды товаров в период с 90-х гг. XX в. по настоящее время, которое характеризуется либерализацией уголовного законодательства по отношению к данному деянию. Отмечено, что долгое время в России существовали конкурирующие нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за контрабанду товаров. В течение почти 20 лет за контрабанду товаров предусматривалась как уголовная, так и административная ответственность. Основным условием разграничения двух видов ответственности являлся размер незаконно перемещенных через таможенную границу товаров. Проблемы правоприменения возникали в связи с отсутствием официального толкования способов совершения контрабанды товаров, и лишь в 2008 г. Верховный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу. В настоящее время декриминализированы многие виды преступлений, в том числе и контрабанда товаров. В Российской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением. Это деяние исключительно административно наказуемое независимо от размера незаконно перемещенных товаров.

Ключевые слова: экономическая преступность; уголовная политика в сфере экономической преступности; контрабанда товаров; уголовная ответственность; административная ответственность.

O.V. Grechkina

Doctor of Law, Associated Professor, South Ural State University

TRENDS IN LEGISLATIVE APROACH TO CONTRABAND

TRAFFIC OF GOODS

The article reveals comparative legal analysis of regulations on transportation of goods through the customs border of Russia during the XVII-XXI Centuries. Special attention is paid to legal regulation on contraband traffic of goods since 1990s till now. This period is considered as liberalization of criminal law related to this phenomenon. Author states that for a long time there have been competing administrative and criminal regulations on responsibility for contraband traffic. There used to be administrative as long as criminal responsibility. The main reason for division of these two types of responsibility was the amout of good been illegally trafficked. Law enforcement problems arose as result of no official definition of contraband goods trafficking. Only in 2008 the Supreme Court of the Russian Federation cleared the situation. Many types of crime have been decriminalized recently (contraband traffic has also been decriminalized in Russian Federation). It is only administratively punished irrespectively of the amount of goods trafficked.

Key words: economic crime; criminal policy in economic crime sphere; contraband traffic; criminal responsibility; adminstrative responsibility.

Одним из актуальных вопросов уголовно-правовой политики РФ следует признать оптимизацию законодательства, регламентирующего ответственность за контрабанду. Вследствие этого ценность приобретает правовой опыт за-

конодательного регулирования контрабанды в отечественном уголовном праве.

Упоминания о контрабанде встречаются в Соборном Уложении 1649 г, закрепившем права и обязанности таможенников по осущест-

Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2013. № 4

влению контроля за перемещением товаров, грузов и людей [9]. Однако законодательное определение способов совершения контрабанды впервые было введено Таможенным уставом 1910 г. [11]. Так, в соответствии со ст. 1045, 1046 Устава были определены следующие способы: мимо таможенных учреждений; с сокрытием от таможенного контроля; водворение на внутренний рынок незаконно ввезенных товаров; также к контрабанде были приравнены хранение, складка и передвижение контрабандных товаров на территории России. Уставом устанавливались наказания и взыскания за контрабанду: 1) отобрание контрабандных товаров, равно перевозочных средств; 2) денежная пеня сверх отобрания; 3) в случаях, особо указанных, сверх отобрания и наказания денежною пенею - удаление на пятьдесят верст от сухопутной и морской границ на срок от одного года до пяти лет, заключение в тюрьме или в исправительном доме (ст. 1048).

Новой вехой в создании правовой основы таможенного дела стал Таможенный устав СССР 1924 г [12]. Устав нормативно закрепил понятие контрабанды (ст. 259), установил квалифицирующие признаки контрабанды: контрабандное перемещение товаров помимо таможенных учреждений с помощью специально для этой цели предназначенных транспортных средств; сокрытие товаров в помещениях, особо для сокрытия приспособленных; перемещение, сопряженное с подделкой таможенных документов; участие в организации, специально занимающейся контрабандой; вооруженная контрабанда; совершение контрабандных действий должностным лицом; более чем двукратное занятие контрабандой; контрабанда взрывчатых веществ, воинского снаряжения, летательных аппаратов, телеграфного и радиотелеграфного имущества и аннулированных процентных бумаг (ст. 261). Таким образом, было произведено разграничение контрабанды на простую и квалифицированную. Соответственно разделена и ответственность: при простой контрабанде применялись конфискация и штраф (ст. 262); при квалифицированной контрабанде, помимо конфискации товаров, собственники этих товаров или перевозившие эти товары лица привлекались к ответственности в уголовном порядке (ст. 263). Как видим, конфискация и штраф являлись элементами административной ответственности, и за простую контрабанду применялась административная ответственность, а за квалифицированную - административная и уголовная.

Впоследствии экономическая и политическая обстановка в молодом советском государстве оставалась сложной. Длительный перерыв в обновлении законодательства Союза ССР во многом объясняется установившимся в послевоенный период господством административно-командной системы во всех сферах общественно-экономической жизни страны. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. почти четверть века объединял в одной статье (ст. 78) два вида контрабанды: контрабанду товаров и контрабанду взрывчатых, наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ, оружия и воинского снаряжения. Преступление, предусмотренное данной статьей, относилось к особо опасным государственным преступлениям.

Начиная с 1990-х гг. в условиях становления рыночных отношений, разгосударствления хозяйственной сферы и наличия перспективы приватизационных процессов существенно расширяется нормативная база, законотворчество осуществляется с невиданным размахом. Еще в 1993 г. Ю.П. Соловей отмечал, что быстрое реагирование правотворческой деятельности на все изменения в политической и экономической сферах затрудняет выработку единой концептуальной основы правового регулирования, способствует фрагментарности, нарушает и затягивает процессы кодификации, нарушает логику правовой реформы и в целом снижает качество нормативных актов [10, с. 469].

Дальнейшие законодательные инициативы - яркий тому пример. В 1994 г. Уголовный кодекс РСФСР дополняется статьей, устанавливающей уголовную ответственность за контрабанду товаров (в крупных размерах), стоимость которых превышает 200 минимальных размеров оплаты труда (ст. 169.1 УК РСФСР) [5]. Новый Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. сохраняет эту норму, но уже в 1998 г. законодатель поднимает планку: крупным размером считается стоимость товаров свыше 500 минимальных размеров оплаты труда [6]. Административная ответственность за контрабанду товаров, стоимость которых не превышает крупный размер, в этот период установлена Таможенным кодексом Российской Федерации 1993 г. [2, с. 38].

В 2003 г. в Уголовный кодекс Российской Федерации вносятся изменения, и крупным размером признается стоимость незаконно перемещенного товара в сумме, превышающей 250 тыс. р. (примечание к ст. 169 УК РФ) [7]. В 2010 г. планка опять повышается, крупный

Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 4

размер достигает 1 млн р. [3]. Уголовная ответственность за контрабанду наступает в случае незаконного перемещения товаров, стоимость которых превышает установленный крупный размер (ч. 1 ст. 188 УК РФ). Административная ответственность за контрабанду товаров стоимостью, не превышающей крупный размер, установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в частности гл. 16.

Конкурирующими нормами уголовного и административного законодательства следует считать ч. 1 ст. 188 Уголовного кодекса Российской Федерации, ст. 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом в уголовном законодательстве долгое время существовал пробел в толковании способов совершения контрабанды товаров. Правоохранительные органы, привлекая лиц к уголовной ответственности за контрабанду товаров, толковали объективную сторону данного преступления, ссылаясь на нормы административного законодательства. Однако и нормы административного законодательства не отличались содержательностью. По справедливому замечанию В.И. Майорова, неумелое определение административно-правового регулирования, когда выстраиваются произвольные комбинации в виде управомо-чивающих, стимулирующих, запрещающих и других норм, никак не соответствует требованиям времени по совершенствованию публично-правового регулирования как в интересах общества и государства, так и граждан [1].

Острая необходимость в разъяснении способов совершения «уголовно наказуемой контрабанды товаров» в значительной степени была связана также с бланкетностью и дефектностью уголовной нормы. Лишь в 2008 г. Верховный Суд Российской Федерации выразил свою позицию по данному вопросу (хотя данное постановление утратило силу, актуальность его остается) [8]. Сравнивая правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации с положениями ст. 16.1 и 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, следует отметить, что в целом способы совершения контрабанды товаров и незаконного

перемещения товаров (так в административном законодательстве определяется административно наказуемая контрабанда) аналогичны.

Так, перемещение товаров или иных предметов помимо таможенного контроля заключается в совершении любых умышленных действий по их ввозу на таможенную территорию Российской Федерации или вывозу с этой территории вне пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации или иных мест нахождения таможенных органов (таможен, таможенных постов) либо вне времени их работы, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. Под сокрытием от таможенного контроля товаров или иных предметов понимаются любые действия, направленные на то, чтобы затруднить обнаружение таких товаров либо утаить их подлинные свойства или количество. Под обманным использованием документов или средств таможенной идентификации при контрабанде следует понимать предъявление органам таможенного контроля в качестве оснований или условий для перемещения товаров или иных предметов заведомо поддельных документов либо документов, полученных незаконным путем или относящихся к другим товарам, иных документов, не имеющих юридической силы, а равно использование поддельных таможенных пломб, печатей, маркировки, штампов и иных средств идентификации или подлинных средств идентификации, относящихся к другим товарам.

Как видим, около 20 лет в России существовали конкурирующие нормы административного и уголовного законодательства, устанавливающие ответственность за контрабанду товаров. Долгое время рудименты предыдущего нормативного регулирования приводили законодателя в замешательство. Вместе с тем последовательная либерализация уголовного законодательства привела к декриминализации многих видов преступлений, в том числе и такого деяния, как контрабанда товаров. С 2012 г. в Российской Федерации контрабанда товаров не признается преступлением [4]. Это деяние исключительно административно наказуемое независимо от стоимости незаконно перемещенных товаров.

ПРИСТАТЕИНЫИ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Майоров В.И. Государственно-правовое обеспечение безопасности дорожного движения в Российской Федерации: теоретико-прикладные проблемы / В.И. Майоров - М. : Юрлитинформ, 2010. - 208 с.

2. Майоров В.И., Гречкина О.В. Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации / В.И. Майоров, О.В. Гречкина. - Челябинск : ПО «Книга», 2005. - 231 с.

3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.04.2010 г. № 60-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 15. - Ст. 1756.

Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law. 2013. № 4

4. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 07.12.2011 г. № 420-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 50. - Ст. 7362.

5. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР : федер. закон от 01.07.1994 г. № 10-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. -№ 10. - Ст. 1109.

6. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 25.06.1998 г. № 92-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 26. - Ст. 3012.

7. О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РФ : федер. закон от 08.12.2003 г. № 162-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4848.

8. О судебной практике по делам о контрабанде : постановление Пленума Верхов. Суда РФ от 27.05.2008 г. № 6 (документ утратил силу в связи с изданием постановления Пленума Верхов. Суда РФ от 14.07.2011 г. № 12) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2011. - № 9.

9. Соборное Уложение 1649 года. - М. : Изд -во Моск. ун-та, 1961. - 431 с.

10. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации / Ю.П. Соловей. - Омск : ВШМ МВД РФ, 1993. - 540 с.

11. Таможенный устав 1910 года // Свод Законов Российской Империи. Устав Таможенный. - СПб., 1910. -Т. 6. - Ст. 2. - 314 с.

12. Таможенный устав СССР 1924 года // Собрание законодательства СССР. - 1925. - № 5. - Ст. 53.

REFERENCES

1. Majorov V.I. State-legal traffic safety control in Russian Federation: theoretical and aplacation issuses. [Majorov V.I. Gosudarstvenno-pravovoe obespechenie bezopasnosti dorozhnogo dvizhenija v Rossijskoj Federacii: teoretiko-prikladnye problemy]. Moscow, Jurlitinform, 2010, 208 p.

2. Majorov V.I., Grechkina O.V. Law enforcement by Customs authorities in Russian Federation. [Majorov V.I., Grechkina O.V. Pravoprimenitel'naja dejatel'nost' tamozhennyh organov Rossijskoj Federacii]. Cheljabinsk, Kniga, 2005, 231 p.

3. Fedral Law No. 60-FZ of the Russian Federation on amending certain laws of Russian Federation dated 7 April 2010. [O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 07.04.2010 g. № 60-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2010, no. 15, p. 1756.

4. Fedral Law No. 420-FZ of the Russian Federation on amending the Criminal Code of the Russian Federation and certain laws of Russian Federation dated 7 December 2011. [O vnesenii izmenenij v Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii : feder. zakon ot 07.12.2011 g. № 420-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2011, no. 50, p. 7362.

5. Fedral Law No. 10-FZ of the Russian Federation on amending the Criminal Code of the RSFSR dated 1 July 1994. [O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RSFSR i Ugolovno-processual'nyj kodeks RSFSR : feder. zakon ot 01.07.1994 g. № 10-FZ]. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 1994, no. 10, p. 1109.

6. Fedral Law No. 92-FZ of the Russian Federation on amending the Criminal Code of the Russian Federation dated 25 June 1998. [O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RF : feder. zakon ot 25.06.1998 g. № 92-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 1998, no. 26, p. 3012.

7. Fedral Law No. 162-FZ of the Russian Federation on amending the Criminal Code of the Russian Federation dated 8 December 2003. [O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Ugolovnyj kodeks RF : feder. zakon ot 08.12.2003 g. № 162-FZ]. Sobranie zakonodatel 'stva Rossijskoj Federacii - Official Gazette, 2003, no. 50, p. 4848.

8. Enactment of Plenum of Supreme Court of Russia No. 6 on Court practice related to contraband traffic dated 27 May 2008. (The document invalid due to Enactment of Plenum of Supreme Court of Russia No. 12 dated 14 July 2011). [O sudebnoj praktike po delam o kontrabande : postanovlenie Plenuma Verhov. Suda RF ot 27.05.2008 g. № 6 (dokument utratil silu v svjazi s izdaniem postanovlenija Plenuma Verhov. Suda RF ot 14.07.2011 g. № 12)]. Bjulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii - Supremee court of Russia Bulletin, 2011, no. 9.

9. Council 1649 g. [Sobornoe Ulozhenie 1649 goda]. Moscow, Moscow University Publ., 1961, 431 p.

10. Solovej Ju.P. Legal regulation of Militia activity in Russian Federation. [Solovej Ju.P. Pravovoe regulirovanie dejatel'nosti milicii v Rossijskoj Federacii]. Omsk, VShM MVD RF, 1993, 540 p.

11. Customs regulations 1910 g. Collection of laws of the Russian Empire. Customs regulation. [Tamozhennyj ustav 1910 goda // Svod Zakonov Rossijskoj Imperii. Ustav Tamozhennyj]. Saint-Petersburg, 1910, vol. 6, p. 2, 314 p.

12. 1924 USSR Customs regulations. [Tamozhennyj ustav SSSR 1924 goda]. Sobranie zakonodatel'stva SSSR -USSR Official Gazette, 1925, no. 5, p. 53.

Сведения об авторе

Гречкина Ольга Владимировна - заведующий кафедрой конституционного и административного права Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, доцент, Челябинск; e-mail: grechkina74@rambler.ru.

About the author

Grechkina Ol'ga Vladimirovna - Head of Chair of Constitutional and Administrative Law of South Ural State University, Doctor of Law, Associated Professor, Chelyabinsk; e-mail: grechkina74@rambler.ru.

Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2013. № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.