Научная статья на тему 'КОНТРАБАНДА И БОРЬБА С НЕЙ НА СЕВЕРНОМ САХАЛИНЕ В 20-30-Е ГГ. XX В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ И ОХИНСКОЙ ТАМОЖЕН'

КОНТРАБАНДА И БОРЬБА С НЕЙ НА СЕВЕРНОМ САХАЛИНЕ В 20-30-Е ГГ. XX В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ И ОХИНСКОЙ ТАМОЖЕН Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
113
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРАБАНДА / ТАМОЖНЯ / КОНЦЕССИЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / КОНЦЕССИОННЫЙ КОНТРАКТ / КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР / БИЛЕТНАЯ КНИЖКА / SMUGGLING / CUSTOMS / CONCESSION / CUSTOMS CONTROL / CONCESSION AGREEMENT / COLLECTIVE AGREEMENT / TICKET BOOK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Антоненко Виктория Михайловна

Сделана попытка выявить особенности контрабанды на северном Сахалине в период деятельности японских концессий на острове и проанализировать влияние концессионных операций на распространение контрабанды. Рассматриваются виды, масштаб и причины контрабанды. Освещены основные способы борьбы с контрабандой силами центральных и местных таможенных органов. Исследование проведено на основе архивных материалов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SMUGGLING AND FIGHT AGAINST IT IN NORTHERN SAKHALIN IN THE 1920S-30S: ALEKSANDROVSK AND OKHA CUSTOMS ACTIVITIES

This article attempts to identify the peculiarities of smuggling in northern Sakhalin during the Japanese concession activity period as well as to analyze the impact of concession operations on the spread of smuggling. It discusses the types, scale, and reasons for smuggling. Moreover, it highlights the primary countermeasures used by central and local customs authorities. The research for this study is based on archival materials from the Russian State Historical Archive of the Far East.

Текст научной работы на тему «КОНТРАБАНДА И БОРЬБА С НЕЙ НА СЕВЕРНОМ САХАЛИНЕ В 20-30-Е ГГ. XX В.: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АЛЕКСАНДРОВСКОЙ И ОХИНСКОЙ ТАМОЖЕН»

УДК 339.543(091)

DOI 10.24866/1815-0683/2020-1/123-136

В.М. АНТОНЕНКО*

Контрабанда и борьба с ней на северном Сахалине в 20-30-е гг. XX в.: деятельность Александровской и Охинской таможен

Сделана попытка выявить особенности контрабанды на северном Сахалине в период деятельности японских концессий на острове и проанализировать влияние концессионных операций на распространение контрабанды. Рассматриваются виды, масштаб и причины контрабанды. Освещены основные способы борьбы с контрабандой силами центральных и местных таможенных органов. Исследование проведено на основе архивных материалов Российского государственного исторического архива Дальнего Востока.

Ключевые слова: контрабанда, таможня, концессия, таможенный контроль, концессионный контракт, коллективный договор, билетная книжка.

АНТОНЕНКО

Виктория Михайловна - докторант. victorisah87@gmail.com.

ANTONENKO V. M. - Doctoral course student.

V.M. ANTONENKO Smuggling and Fight against it in Northern Sakhalin in the 1920s-30s: Aleksandrovsk and Okha Customs Activities

This article attempts to identify the peculiarities of smuggling in northern Sakhalin during the Japanese concession activity period as well as to analyze the impact of concession operations on the spread of smuggling. It discusses the types, scale, and reasons for smuggling. Moreover, it highlights the primary countermeasures used by central and local customs authorities. The research for this study is based on archival materials from the Russian State Historical Archive of the Far East.

Keywords: smuggling, customs, concession, customs control, concession agreement, collective agreement, ticket book.

В соответствии с таможенным законодательством контрабандой в СССР считалось

* Славянско-Евразийский исследовательский центр Университета Хоккайдо. 060-0809, Япония, Саппоро, Кита-ку, Кита 9, Ниси 7.

Slavic-Eurasian research center, Hokkaido University. Kita 9, Nishi 7, kita-ku, Sapporo, 060-0809, Japan.

нарушение монополии внешней торговли [3, с. 293]. «Всякое перемещение через государственную пограничную черту товаров, ценностей, имущества и всякого рода предметов, помимо таможенных учреждений или через таковые, но с сокрытием от таможенного контроля, признается контрабандой. К контрабанде приравнивается: ... сбыт на сторону за плату предметов, пропускаемых в виде изъятия беспошлинно или с пониженной пошлиной не для целей сбыта»1.

Отдаленность от центра, отсутствие индустриальной базы, значительный процент иностранных инвестиций в первые годы развития советского Дальнего Востока определили особые условия для распространения контрабанды в регионе. Особенности предмета, методов контрабанды и способов борьбы с ней на северном Сахалине - последнем оплоте иностранного капитала в СССР (до 1944 г.) - были тесно связаны с деятельностью угольной и нефтяной концессий на острове. В связи с лимитированным объемом публикаций, раскрывающих вопросы борьбы с контрабандой на северном Сахалине в советский период2, в данном исследовании сделана попытка проанализировать региональные особенности контрабандной торговли на северном Сахалине и роль японских концессий в этом процессе, а также методы борьбы с ней во второй четверти XX в.

На основании анализа историографии истории борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке могут быть условно выделены две основные категории контрабанды в регионе.

К первой категории относятся незаконно добываемые морские биоресурсы в Охотском море и на Камчатке. Особенную активность в подобного рода деятельности проявляли Япония и США. Так, в 1926 г. количество рыбы, изъятое представителями советской власти у японских рыбопромышленников, оценивалось в 21,75 млн золотых рублей [8, с. 130]. Во время Гражданской войны японцы повсеместно хозяйничали в территориальных водах Дальнего Востока [6, с. 50]. Только с 1927 г. советское правительство начало предпринимать активные попытки по установлению контроля над японскими рыболовными концессиями. Например, Совет народных комиссаров СССР уведомил Дальневосточный совет народного хозяйства 23 марта 1927 г., что в соответствии с проектом новой советско-японской конвенции по рыболовству японцы должны будут заключать концессионные контракты, регулирующие деятельность консервных

1 Таможенный устав Союза ССР (утв. ЦИК СССР 12.12.1924). Ст. 259, 260. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 В публикациях, освещающих вопросы борьбы с контрабандой на Дальнем Востоке России, встречаются упоминания о видах, масштабах контрабанды, способах борьбы с ней на советском Сахалине [1; 5 и др.]. Тем не менее исследований, раскрывающих историю борьбы с контрабандой на северном Сахалине в связи с деятельностью японских концессий на острове, ранее опубликовано не было.

рыбных заводов в СССР [4, с. 107]. Несмотря на ряд принятых мер, в 1930-х гг. японские браконьеры продолжали незаконно вторгаться в советские территориальные воды, ставить сети в рыболовных районах, нарушая естественный ход рыбы. Только в течение 10 месяцев 1933 г. 112 рыболовных судов незаконно вторглись в советские воды на территории Камчатской области [3, с. 293]. Более того, после подписания концессионных контрактов возникла проблема, которая стала серьезным испытанием для таможенников. В соответствии с текстом контрактов список товаров, ввозимых в СССР из Японии для рыбных концессий (снаряжение, продукты питания и одежда для рабочих), должен был утверждаться Торговым представительством СССР в Хакодате. В связи с тем что рыболовные участки располагались на значительном расстоянии друг от друга, таможенные сотрудники были не в состоянии осуществлять регулярные проверки японских товаров, ввозившихся на концессии. Пользуясь сложившейся ситуацией, японские рыбопромышленники ввозили грузы сверх предоставленных лимитов для обмена и торговли с местным населе-нием3.

Информация о рыболовных участках северного Сахалина, арендуемых японскими промышленниками, крайне незначительна. Во многом это связано с разрешением японским судам завозить товары на рыболовные участки без прохождения таможенных формальностей при наличии разрешений на ввоз товаров, выдаваемых консульством СССР в Хакодате, и недостатком таможенных кадров, делавшим невозможным проведение регулярных инспекций существующих участков4.

Ко второй категории относятся экспорт и импорт природных ресурсов, алкоголя, опиума и т. п. Незаконные действия в регионе осуществляли в основном граждане Японии, США, Великобритании, Китая.

В отчете начальника Дальневосточного отделения Главного таможенного управления (ДВО ГТУ) А. К. Флегантова за 1923 г. отмечалось, что основными предметами контрабанды на вверенной ему территории служили золото, меха, хлеб и опиум на сумму не менее 12 млн руб. [5, с. 37]. Китайцы, нелегально вывозившие дикоросы и морепродукты, интенсивно занимались совершенствованием контрабандного вывоза. Контрабандные товары перевозились в телегах со скрытым двойным дном, в полостях, просверленных в полозьях саней; для незаконной перевозки спирта использовались герметичные резервуары, предназначенные для транспортировки керосина [3, с. 296].

В 1925-1926 гг. пушнина, вывезенная контрабандным путем с Дальнего Востока, была оценена на американском рынке в более чем 2 млн руб.

3 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 1. Л. 36.

4 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 62. Л. 69.

[8, с. 130, 131]. Для сравнения, меха, вывезенные с северного Сахалина в те же годы, оценивались всего в 35 тыс. руб.5 Для борьбы с контрабандой пушнины 19 декабря 1925 г. Дальневосточная краевая комиссия по борьбе с контрабандой издала постановление, по которому советские административные органы (ОГПУ таможня, милиция и др.) должны были усилить меры по предотвращению контрабандного вывоза меха. При наличии проверенной информации о сборе меха частными закупщиками с целью контрабанды советская контролирующая организация получала разрешение на изъятие этого меха в пределах 100 км от пограничной полосы. Более того, в марте 1926 г. органы ОГПУ были наделены правом принятия внесудебных решений по отношению к контрабандистам, включая расстрел. Это право сохраняло силу в течение более двух лет [5, с. 38].

На основании архивных источников можно сделать вывод о том, что преобладающие на Дальнем Востоке виды контрабанды не получили широкого распространения на северном Сахалине в рассматриваемый период. В то же время в связи с отсутствием систематического таможенного контроля над деятельностью японских рыбопромышленников на арендованных рыболовных участках на побережье северного Сахалина судить о масштабах контрабанды на этом направлении представляется проблематичным.

В соответствии с решением Президиума Дальревкома от 10 апреля 1925 г. монополия внешней торговли была распространена на северный Сахалин [10, с. 118]. Только советские организации (Дальгосторг, АСО и др.) имели право ввозить заграничные товары (напрямую из-за границы) на остров. Информация о попытках иностранных организаций, чья деятельность не была напрямую связана с северным Сахалином, незаконно ввезти или вывезти какие-либо товары в рассматриваемый период не была обнаружена в опубликованных или архивных источниках. В то же время товары иностранного происхождения для нефтяных, угольных концессий и рыболовных участков, сдаваемых в аренду японским предпринимателям, доставлялись на остров частными японскими компаниями. Количество, вид и условия доставки товаров и продуктов определялись концессионными контрактами и коллективными договорами. Концессионные контракты между угольной, нефтяной концессиями и Советским Союзом были подписаны 14 декабря 1925 г. [10, с. 118]. До подписания контрактов Александровская таможня, находящаяся на западном побережье острова в районе деятельности угольных концессий, руководствовалась инструкциями, получаемыми от Главного таможенного управления (ГТУ Москва) и ДВО ГТУ (Хабаровск), директивами НКИД СССР применительно

5 РГИА ДВ. Ф. Р-2470. Оп. 1. Д. 205. Л. 166.

к японским концессиям6. Охинская таможня начала работу 6 июля 1926 г., в предшествующий период контроль над судами, приходящими в адрес нефтяной концессии на восточное побережье, осуществлялся силами Александровской таможни. Однако в связи с нехваткой персонала таможенники были не всегда в состоянии эффективно контролировать процесс разгрузки и погрузки пароходов нефтяной концессии на восточном берегу острова7. В соответствии с параграфом 21 концессионного контракта все предметы снабжения ввозились на концессии беспошлинно, и в соответствии с параграфом 22 этого же документа эти предметы не могли быть проданы на внутреннем рынке СССР8. Проверка соответствия товаров спискам, указанным в разрешении, предоставляемом Торговым представительством СССР в Токио, контроль над легальным использованием этих товаров и ведение экспортной статистики природных ресурсов, добываемых на концессиях, являлись основными функциями работников таможни применительно к концессионным операциям на северном Сахалине9.

Самым распространенным предметом контрабанды на северном Сахалине являлись разнообразные товары иностранного происхождения, беспошлинно ввозимые на территорию острова для нужд концессий. В соответствии с упомянутыми концессионными контрактами, продажа этих товаров населению и организациям, экономически не связанным с концессиями, была запрещена.

Основываясь на отношениях между распространителем и получателем контрабанды, можно выделить несколько преобладающих видов контрабанды, которые существовали в исследуемый период.

Первый вид - контрабанда, распространяемая работниками концессии среди населения северного Сахалина. Это был наиболее распространенный вид контрабанды, характеризовавшийся незаконной торговлей товарами в основном в небольших количествах. Незаконное распространение концессионных товаров повседневного спроса и продуктов осуществлялось рабочими и служащими концессий и членами их семей, имеющими право приобретать концессионные товары в концессионных лавках [7, с. 139-140]10. В Охе работники нефтяной концессии продавали товары местным жителям; работники угольной концессии в Дуэ во время посещения Александровска привозили концессионные товары с собой в подарок членам семьи, знакомым или на продажу11.

6 РГИА ДВ. Ф. Р-3803. Оп. 1. Д. 3. Л. 235.

7 РГИА ДВ. Ф. Р-2470. Оп. 1. Д. 203. Л. 23.

8 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. Оп. 1. Д. 2. Л. 37.

9 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 1. Л. 15.

10 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 9. Л. 61; Д. 1. Л. 10.

11 РГИА ДВ. Ф. Р-4506. О. 1. Д. 13. Л. 5.

Второй вид контрабанды - товары, передававшиеся работниками концессии населению материковой части СССР. В период навигации рабочие и служащие треста «Сахалиннефть» и японской нефтяной концессии, имеющие при себе приобретенные в лавках предприятий иностранные товары, отправлялись на материк через порт Москальво. Они занимались сбытом на Николаевском, Хабаровском и Благовещенском рынках этих товаров, приобретенных по норме или сверх нормы, определенной коллективным договором. В связи с тем что в Москальво не было постоянного таможенного поста Охинской таможни, таможенный контроль здесь осуществлялся силами местного пограничного отряда, таможня проводила периодические инспекции. Практика проверок пассажиров показала, что «способы ухищрений к вывозу на материк заграничных товаропродуктов аналогичны способам квалифицированных контрабандистов, как то: скрытие часов в половом органе женщины, подвязка часов под коленками у мужчин, скрытие ценностей в белье и вещах, кроме этого не исключена возможность скрытия ценностей в банках разных консервов, сале, масле и хлебе»12.

Третий вид контрабанды представлен товарами, поступавшими от концессионеров лицам, которые не являются постоянными работниками концессии, но экономически связаны с ней (временные работники и др.). В концессионных договорах в начале деятельности японских концессий на северном Сахалине не упоминалось о нормах снабжения для некоторых групп временных работников на концессии13. Вопросы снабжения каждой категории временных работников обсуждались отдельно советскими контролирующими органами и представителями концессий. В практике таможенных работников встречались случаи, когда рабочие, проработавшие от 4 до 10 дней на концессии, увольнялись после приобретения годовой нормы товаров14. И даже после того, как в более поздних редакциях (начиная с 1932 г.) коллективного договора норма снабжения для временных работников была определена, рабочие, тем не менее, имели возможность приобретать товары в концессионных лавках сверх нормы. Так, администрация угольной концессии два года подряд (в 1935 и 1936 гг.), несмотря на предупреждение таможенных органов, предоставляла разрешение на продажу одеял и других товаров, не включенных в норму снабжения временных работников15.

Четвертый вид контрабанды - товары, попадавшие от концессии советским организациям. С 1927 г. Охинская таможня начинает проявлять

12 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 406. Л. 14.

13 Там же. Д. 300. Л. 9, 10.

14 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 9. Л. 65.

15 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 9. Л. 69.

озабоченность, связанную с предметами роскоши, которые попадали в списки товаров для завоза на концессию из Японии16. Примечательно, что завоз этой категории товаров осуществлялся по инициативе местных советских организаций17. В связи с перебоями в снабжении по линии Дальгос-торга и кооперативных организаций некоторые работники советских организаций (управление Горного округа и др.), связанные с концессионной деятельностью, имели возможность получать разрешения на снабжение из концессионных лавок. Однако в начале 1930-х гг. советские организации широко пользовались ресурсами концессий и без получения необходимых на то разрешений; помимо приобретения товаров и продуктов были случаи аренды помещений, оборудования и т. п.18 Составить представление о масштабах незаконного использования концессионных ресурсов помогает оценка расходов государственных организаций на их приобретение в 1931 г.: трест «Сахалиннефть» - 13 873 руб., Дальневосточная железнодорожная строительная организация - 14 380 руб., Инспекция труда - 506 руб. и т. п. Реакция местных советских органов на попытки таможни привлечь их к ответственности за незаконное приобретение товаров может быть проиллюстрирована следующим фактом. Охинская таможня выпустила одобренное ДВО ГТУ постановление о конфискации двух металлических сейфов, нелегально приобретенных Охинским исполкомом у нефтяной концессии. При попытке конфискации представителями таможни данных предметов председатель районного исполкома начал угрожать начальнику таможни арестом в случае приведения постановления в силу19.

Пятый вид контрабанды - товары, попадавшие от концессии работникам концессии. Администрация концессий практиковала продажу рабочим товаров сверх норм, определенных коллективным договором. В обход концессионной лавки товары продавались напрямую со складов нефтяной концессии в Охе по завышенным ценам. Подобная практика существовала на протяжении 1920-1930-х гг.20 В марте 1932 г. начальник Промыслового комитета предупреждал таможню, что в связи со скорым открытием навигации концессионер начинает бесконтрольно сбывать товары работникам в количествах, намного превышающих определенные

16 До 1934 г. перечень товаров, ввозимых на сахалинские концессии, должен был утверждаться сахалинской специальной комиссией или начальником Горного округа. С 1934 г. советские организации определяли только сумму ввозимых товаров, а ассортимент товаров определялся администрацией концессий. Все списки товаров, ввозимых для концессии, должны были утверждаться Торговым представительством СССР в Токио (РГИА ДВ. Ф. Р-2443. О. 1. Д. 296. Л. 10.).

17 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. О. 1. Д. 9. Л. 63.

18 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. О. 1. Д. 296. Л. 10.

19 Там же. Л. 10-11.

20 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 14.

в коллективном договоре нормы, чтобы избавиться от лишних товаров и аккумулировать в своих руках советскую валюту21. Этот вид контрабанды было чрезвычайно трудно контролировать и еще труднее доказать, поскольку концессионер, пользуясь неясностями в концессионном контракте и коллективных договорах, мог истолковывать текст документов в свою пользу. В 1941 г. в направленной в ГТУ жалобе концессионная администрация настаивала на праве снабжения работников сверх норм, определенных в концессионном соглашении, с целью улучшения условий жизни последних, в то время как Охинская таможня рассматривала продажу товаров сверх лимита как контрабанду22.

Первой и, вероятно, наиболее существенной причиной распространения контрабанды на Сахалине можно назвать неэффективную работу советских организаций по снабжению острова. В первые годы с момента установления советской власти на северном Сахалине плохое снабжение было огромной проблемой для островного населения [2]. Для большинства рабочих и служащих концессий продажа иностранных товаров (тайно или на городском рынке) довольно скоро стала источником постоянного дохода. Администрация концессии в Охе жаловалась дальневосточным чиновникам в 1928 г. на ситуацию, при которой потребление концессионных товаров населением, экономически не связанным с концессиями, стало нормой, а не исключением в рамках сахалинской реальности23. Начальник Охинской таможни в своем докладе о контрабанде на Сахалине (1931-1932 гг.), указывая на нехватку продуктов, вынужден был признать, что у людей нет другой альтернативы, кроме как незаконно приобретать концессионные товары у работников концессии: «За отсутствием в рабочем снабжении на Охе овощами как свежими, так и сухими, и особенно это ощущается перед весной и почти все лето, в этот период особенно течет к[онтра]/б[анда] из концессии, и ее никто не задерживает, ибо тот факт, когда к весне в Охе более 2 000 населения зарегистрированного болеет цингой и большой процент из них ходит на костылях, заставляет орган (таможню - В. А.) закрывать глаза на идущую к[онтра]/б[анду]»24. Проблема снабжения северного Сахалина оставалась актуальной до конца рассматриваемого периода. Весной 1940 г. решением специальной комиссии (в составе Охинской таможни, Горного округа и торговой комиссии) было предписано исключить из снабжения в концессионных лавках детей, отцы которых работали на советских предприятиях, а матери - на нефтяной концессии. После этого решения начальник Охинской таможни сообщил

21 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 1. Л. 21.

22 РГИА ДВ. Ф. Р-4522. Оп. 1. Д. 139. Л. 78.

23 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. О. 1. Д. 10. Л. 73.

24 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. О. 1. Д. 3. Л. 85.

о волне разводов, «захлестнувшей» Оху25. Вскоре в ответ на это донесение Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ) прислал письмо с разъяснением, что все работники концессии могут получать товары для своих детей на сумму, не превышающую их зарплату26.

Вторая причина заключалась в неспособности советских контролирующих организаций установить жесткий контроль над оборотом концессионных товаров. В современной отечественной и зарубежной историографии преобладает мнение, что советские контролирующие инстанции многочисленными придирками мешали нормальной деятельности концессий [11, с. 225; 9, с. 15, 16; 10, с. 123, 124 и др.] Тем не менее японская администрация концессий, в свою очередь, нарушала советское законодательство - тема, которая недостаточно раскрыта современными исследователями. Цены на товары, продаваемые в концессионных магазинах, находились под контролем Горного округа. В 1932 г. в Александровске партия портфелей японского происхождения были обнаружена у местного контрабандиста. Цена на них, установленная Горным округом, оказалась слишком низкой для администрации концессии, и ее представители сообщили советской администрации, что собираются отправить портфели обратно в Японию27. Обещание они не сдержали.

Осуществлять контроль над количеством ввезенных на концессии товаров было нелегкой задачей для таможни, т. к. администрация концессий не представляла отчеты о балансе товаров на складах, ситуация осложнялась и нежеланием сотрудничать со стороны советских контролирующих организаций. В 1927 г. Александровской таможней было отмечено, что концессионные магазины продают своим работникам неограниченное количество товаров, однако работники таможни не могли принять необходимых мер для исправления ситуации из-за отсутствия информации об установленных нормах выпуска товаров от Горного округа28. В связи с общей загруженностью и нехваткой персонала таможенные проверки концессионных складов и лавок были крайне нерегулярными29.

Одной из важных предпосылок для незаконного распространения концессионных товаров работниками концессии стал тот факт, что их заработная плата была меньше той суммы, на которую они на основе коллективного договора могли купить в концессионных лавках товары30. Несмотря на ежегодные попытки центральной и местной администрации

25 РГИА ДВ. Ф. Р-4522. Оп. 1. Д. 115. Л. 61.

26 Там же. Л. 61, 63.

27 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. Оп. 1. Д. 19. Л. 8.

28 Там же. Д. 8. Л. 14.

29 Там же. Д. 10. Л. 81.

30 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 296. Л. 9.

сбалансировать два этих показателя, добиться этого так и не удалось практически до окончания деятельности японских концессий на северном Сахалине.

Между тем анализ статистических материалов показывает, что у работников концессий не возникало проблем с выкупом товаров согласно установленной в коллективных договорах норме. Два наиболее популярных способа получения дополнительных денежных средств работниками заключались в: 1) покупке в концессионном магазине, откорме и последующей продаже скота (главным образом, свиней) на городском рынке или советским заготовительным организациям (легальный) и 2) продаже контрабандных товаров населению, не работающему на концессиях31.

Динамика распространения контрабанды на северном Сахалине колебалась в зависимости от повышения либо понижения спроса населения на концессионные товары. В то же время количество случаев задержания контрабанды во многом зависело от эффективной работы советских организаций (таможни, органов ОГПУ, милиции) по линии выявления контрабанды.

Прослеживая динамику контрабанды по данным Александровской таможни (см. рисунок)32, можно отметить, что увеличение количества случаев контрабанды в два раза в 1928/29 г. по сравнению с предыдущим экономическим годом можно объяснить прекращением ввоза иностранных товаров в Александровск33. Сокращение масштабов контрабанды в 1933 г. по сравнению с предыдущими годами можно объяснить введением паспортной системы и, как следствие, выселением «ненадежных» граждан с Сахалина, а также карательными мерами, принятыми органами ОГПУ (преследование по ст. 59.9 Уголовного кодекса 1926 г.)34. В 1935 г. рост числа случаев задержания контрабанды стал результатом хорошо организованной работы по борьбе с ней. Так, по мнению управляющего Охинской таможни, более эффективной стала работа с информаторами. В то же время стабильно высокий уровень контрабанды в целом можно объяснить традиционными для северного Сахалина причинами: месячная заработная плата была меньше, чем стоимость нормы товаров, определяемой коллективным договором, в том числе и из-за роста цен на концессионные товары в 1935 г.; проблема снабжения региона советскими организациями (недостаточная поставка товаров продовольствия и народного потребления сахалинской снабженческой организацией (Сахснаб) в сезон 1934-1935 гг.),

31 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 3. Л. 85.

32 РГИА ДВ. Ф. Р-4506. Оп. 1. Д. 12. Л. 45; Д. 16. Л. 59; Д. 13. Л. 4, 8, 13, 21, 29; Д. 15. Л. 68; Ф. Р-2470. Оп. 1. Д. 211. Л. 96.

33 РГИА ДВ. Ф. Р-4506. Оп. 1. Д. 13. Л. 4.

34 Там же. Л. 13.

когда население было вынуждено приобретать концессионные товары, не имея альтернативы35. Вновь взаимосвязь между эффективностью снабжения региона советскими организациями и масштабом контрабанды оказалась налицо, когда уменьшение случаев контрабанды произошло благодаря эффективной работе советских снабженческих организаций в 1936 г.36

Количество случаев задержания контрабанды по данным Александровской таможни.

* Включены данные по Охинской таможне

По линии деятельности Охинской таможни за исследуемый период наибольшее количество случаев задержания контрабанды (534) было выявлено в 1935 г. Это может быть объяснено двумя основными причинами: продолжением нелегальной перепродажи концессионных товаров (несмотря на то что советские торговые организации смогли завезти большинство необходимых товаров в количествах, достаточных для населения региона, концессионные товары, даже приобретаемые нелегально, были дешевле, чем советские товары) и практикой провоза концессионных товаров (сверх норм) на материк37.

Таким образом, неспособность советских властей обеспечить стабильное снабжение северного Сахалина необходимыми товарами для местного населения и организаций, а также неспособность установить эффективное наблюдение за распределением льготных концессионных товаров привели, в конечном итоге, к широкому распространению контрабанды.

С первых лет деятельности японских концессий на Сахалине систематическая статистика количества и видов товаров, которые были

35 РГИА ДВ. Ф. Р-4506. Оп. 1. Д. 13. Л. 21.

36 Там же. Л. 30.

37 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 9. Л. 62, 64.

импортированы на Сахалин, не велась. Торговое представительство СССР в Японии было одной из первых организаций, которая озвучила свои опасения по этому поводу осенью 1926 г.38 Таможенники вели статистику попадающих на остров товаров, но они не имели возможности контролировать распределение и, соответственно, расход товаров. Только в 1931 г. Горный округ, а также таможня провели первую инвентаризацию концессионных складов, основываясь на таможенной статистике в Охе, чтобы учесть эти товары при расчете нормы ввоза товаров на концессию на следующий год39.

В 1926-1927 гг. сахалинскими таможнями было выдвинуто несколько инициатив по созданию специальных билетных книжек с информацией о норме товаров и продуктов для рабочих и указанием количества и вида их покупок в концессионных магазинах. В Александровской таможне заборные книжки были внедрены еще в 1926 г., в ноябре 1927 г. подобная система была создана в Охе40. Однако требующая времени и усилий система индивидуального заполнения каждого билета (страницы) самими работниками, не говоря уже о халатности продавцов, не слишком заботящихся проверять книжки каждый раз, усложняла таможенный контроль над снабжением концессионных работников41. Были выявлены случаи, когда советские контролирующие организации на концессиях использовали служебные возможности для получения заборных книжек для своих сотрудников, не имея на это законных оснований42.

Начиная с 1932 г. на основании ревизии таможенной деятельности в Охе и большого количества открытых контрабандных дел против концессионеров, для того чтобы проверить ошибки местных таможенников и свести к минимуму возможность дискредитации таможенной службы, было решено доводить все случаи контрабанды, связанные с деятельностью концессионера, до сведения ДВО ГТУ43. По инициативе ГТУ в 1932 г. Охинской таможней были введены специальные разрешения с целью упорядочения учета концессионных товаров, выданных лицам, не упомянутым в коллективном договоре (японские дипломаты, акционеры компаний, советские чиновники в составе экспедиций, сезонные работники, работники, занятые неполный рабочий день, и т. д.)44. Указом ГТУ (1933 г.) в случае, если советская организация, имеющая отношение к деятельности концессий, срочно нуждалась в приобретении концессионных товаров, то она должна была получить разрешение таможни и заплатить пошлину

38 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. Оп. 1. Д. 2. Л. 179.

39 РГИА ДВ. Ф. Р-4398. Оп. 1. Д. 4. Л. 38.

40 РГИА ДВ. Ф. Р-4536. Оп. 1. Д. 9. Л. 12, 13, 61, 62.

41 Там же. Л. 52-55.

42 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 406. Л. 6.

43 Там же. Д. 296. Л. 13.

44 Там же. Д. 298. Л. 70-74.

за приобретенный продукт. В случае советских организаций, не связанных с концессиями, им необходимо было получить разрешение на покупку концессионных товаров в ДВО ГТУ45. Трудности при оформлении документов, связанные с получением разрешения на снабжение концессионными товарами, часто создавали препятствия для развития местной промышленности и осложняли жизнь советских граждан на Сахалине.

Существование японских концессий на северном Сахалине определило специфику преобладающих видов контрабанды на острове, что заставило местные и центральные таможенные органы искать специфические способы контроля над концессионными товарами для предотвращения и сокращения масштабов контрабанды в регионе.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статистика контрабанды товаров на северном Сахалине отражает проблему недостаточного снабжения населения региона советскими организациями, вследствие чего незаконно приобретенные концессионные товары были необходимы как для жизнеобеспечения местного населения, так и для эффективного экономического развития местной промышленности.

В связи с хронической нехваткой таможенного персонала, несогласованностью действий между инстанциями, надзирающими за концессиями, противоречивыми отношениями с местными властями и рядом других факторов советские таможни на Сахалине не смогли обеспечить эффективный контроль над экономическими операциями японских концессий в регионе.

Список литературы

1. Дальневосточная контрабанда как историческое явление. Борьба с контрабандой на Дальнем Востоке России во второй половине XIX - первой трети XX века / Н. А. Беляева [и др.]. Владивосток: Владивостокский филиал Российского таможенной академии, 2010. 296 с.

2. Карлин К. Г. Порто-франко на Северном Сахалине // Сибирская заимка. 2000. № 4 (8470). URL: http://www.zaimka.ru/soviet/karlin1.shtml (дата обращения: 11.10.2019).

3. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. М.: РУСИНА-ПРЕСС, 2004. 592 с.

4. Кошкарева С. Г. Советская концессионная политика на Северо-Востоке страны в 1920-1945 гг.: дис. ... канд. ист. наук. 07.00.02 / Дальневост. гос. ун-т. Владивосток, 2007. 187 с.

5. Ляпустин С. Н. Борьба с контрабандой биоресурсов на Дальнем Востоке России в 20-е годы XX века // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук. 2012. № 1(161). C. 34-41.

45 РГИА ДВ. Ф. Р-2443. Оп. 1. Д. 296. Л. 60.

6. Ляпустин С. Н., Беляева Н. А. Организация борьбы с контрабандой в условиях Гражданской войны и интервенции на Дальнем Востоке. Владивосток: РИО Владивостокского филиала Российской таможенной академии, 2014. 104 с.

7. Осташов А. Е., Тварковский Л. С. Проблема взаимоотношения советских властей и администрации японской концессии на Сахалине в 30-е годы XX века // Краеведческий бюллетень. 1999. № 3. С. 135-150.

8. Печерица В. Ф. Очерки истории дальневосточной таможни. В 2 ч. Часть 1. 1899-1945 гг. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. 168 с.

9. Ремизовский В. И. Кита Карафуто Секию Кабусики Кайша. Хабаровск: РИО ДВГНБ, 2000. 73 с.

10. Тетюева М. В. История формирования и развития угольной промышленности на Сахалине: Середина XIX в. - 1945 г.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02. Южно-Сахалинск, 2003. 216 с.

403 р.

© Антоненко В. М., 2020 © Айопепко V. М., 2020

Для цитирования:

Антоненко В. М. Контрабанда и борьба с ней на северном Сахалине в 20-30-е гг. XX в.: деятельность Александровской и Охинской таможен // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 1(90). С. 123-136.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.