Научная статья на тему 'Таможенная служба в условиях Второй мировой войны: общие проблемы и региональные особенности'

Таможенная служба в условиях Второй мировой войны: общие проблемы и региональные особенности Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1520
690
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТАМОЖЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВЛАДИВОСТОКСКАЯ ТАМОЖНЯ / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ГРУЗЫ ЛЕНД-ЛИЗА / ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО / THE WORLD WAR II / CUSTOMS / CUSTOMS INSTITUTIONS / VLADIVOSTOK CUSTOMS / CUSTOMS CONTROL / LEND-LEASE CARGOES / CUSTOMS ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Беляева Наталья Анатольевна

Рассматриваются основные направления деятельности таможенных учреждений Дальнего Востока накануне и в годы Второй мировой войны; дается анализ современной отечественной историографии проблемы, выделяются особенности работы Владивостокской таможни в условиях войны, дается обзор документов из фондов федеральных, региональных и ведомственных архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Customs Service during the World War II: General Problems and Regional Peculiarities

The paper deals with the main areas of focus of customs bodies’ activities in the Far East before and during the World War II. The author gives the analysis to the modern domestic historiography of the issue, as well as provides an overview of the documents from the federal, regional and institutional archives.

Текст научной работы на тему «Таможенная служба в условиях Второй мировой войны: общие проблемы и региональные особенности»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

УДК 339.543 (091) ББК 67.401.143

Н. А. БЕЛЯЕВА

Таможенная служба в условиях Второй мировой войны: общие проблемы и региональные особенности

Рассматриваются основные направления деятельности таможенных учреждений Дальнего Востока накануне и в годы Второй мировой войны; дается анализ современной отечественной историографии проблемы, выделяются особенности работы Владивостокской таможни в условиях войны, дается обзор документов из фондов федеральных, региональных и ведомственных архивов.

Ключевые слова: Вторая мировая война, таможенное дело, таможенные учреждения, Владивостокская таможня, таможенный контроль, грузы ленд-лиза, таможенное делопроизводство.

N. A. Belyaeva

The Customs Service during the World War II: General Problems and Regional Peculiarities

The paper deals with the main areas of focus of customs bodies’ activities in the Far East before and during the World War II. The author gives the analysis to the modern domestic historiography of the issue, as well as provides an overview of the documents from the federal, regional and institutional archives.

Keywords: the World War II, customs, customs institutions, Vladivostok customs, customs control, Lend-Lease cargoes, customs administration.

Второго сентября 2015 г. человечество отметило памятную дату - 70-летие окончания Второй мировой войны. На мероприятиях, посвященных этому событию, говорилось об уроках самой кровопролитной войны ХX в., рассматривались не только непосредственно военные, но и дипломатические, экономические, социальные, политические и духовно-нравственные ее аспекты. Создание достоверной истории войны по сей день остается актуальной задачей современной историографии. Решению этой задачи способствует и изучение деятельности таможенной службы, выявление не только

БЕЛЯЕВА Наталья Анатольевна — доктор исторических наук, профессор, профессор кафедры теории и истории государства и права Владивостокского филиала Российской таможенной академии, г. Владивосток.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

97

общих направлений, но и региональных особенностей функционирования отдельных ее звеньев в экстремальных условиях войны.

Как часть государственного механизма, таможня выполняла важные государственные задачи, связанные с обеспечением фронта и тыла поступающей из-за рубежа помощью союзников. Такая деятельность была связана прежде всего с обеспечением поставок по ленд-лизу. В настоящее время по проблемам ленд-лиза существует обширная научная литература, косвенно затрагивающая и деятельность таможенных учреждений. Ее квалифицированный библиографический обзор дан петербургскими исследователями Т. В. Мусиенко и В.Н. Лукиным [11]. Ими же в соавторстве с Ю.Н. Кожуховым опубликована серия статей о вкладе таможенных органов в обеспечение победы [7; 8; 9; 10]. По своему характеру это обзорные статьи, охватывающие весь военный период. Авторы демонстрируют прекрасное знание опубликованного материала и практически не используют архивы, довольствуясь уже введенными в научный оборот источниками. Несмотря на механическое перенесение некоторых функций современных таможенных органов (валютный контроль и др.) в условия государственной монополии внешней торговли, публикации петербургских исследователей являются серьезным вкладом в историографию таможенной службы периода войны.

Не менее важна и работа сотрудников Центрального музея ФТС России по подготовке обзорного материала к седьмому тому 12-томного издания «Великая отечественная война. 1941-1945 гг.», доступная читателям на официальном сайте Музея [3]. Основываясь на материалах опубликованных исследований, статистике внешней торговли, частично - на документах Российского государственного архива экономики (ф. 413. Министерство внешней торговли СССР), авторы дают общую картину деятельности таможенных органов в годы войны. Примечательно, что в обзоре выделены как наиболее изученные проблемы, так и требующие дальнейшей разработки проблемы. К первым авторы относят таможенное сопровождение ленд-лиза. В числе практически не изученных называются проблемы тарификации, порядка взыскания пошлин, взаимоотношения с организациями, участвующими во внешнеторговых операциях, в том числе и обеспечивающими доставку грузов. Авторы обзора констатируют, что сегодня сложно воссоздать полную картину деятельности таможенной системы СССР в годы войны из-за слабой источниковой базы, главным образом, из-за отсутствия доступа к документам целого ряда южных таможен и постов (Бакинской, Красноводской, Ашхабадской), которые после распада СССР находятся за пределами Российской Федерации. Требуется огромная поисковая работа в ведомственных и местных архивах [3].

Несмотря на отмеченные проблемы, на сегодняшний день благодаря исследованиям начала XXI в. сложилось общее представление о том вкладе, который внесла таможенная служба в обеспечение победы, об основных направлениях деятельности таможенных учреждений в условиях войны.

98

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

Уже в первые дни войны таможенной системе был нанесен существенный урон: разрушена инфраструктура 24 таможен, оказавшихся в на оккупированной территории, погибли многие сотрудники. Основываясь на документах фонда Государственного таможенного управления (ГТУ) в архиве Министерства внешнеэкономических связей (МВЭС), специалисты оценивают нанесенный войной таможенной системе общий ущерб в 8 642 878 р., из них 1 667 878 р. приходилось на полностью или частично разрушенные здания и сооружения [4, с. 129].

В условиях войны таможенное оформление военного снаряжения, техники, продовольствия, получаемых по ленд-лизу, а также благотворительных грузов, в первую очередь медицинского и социального назначения, осуществляли в основном морские таможни - Мурманская, Архангельская и Владивостокская. Заметим, что эта сторона истории таможенной службы не осталась без внимания исследователей. В 2001 г. была опубликована книга В. И. Головина «Таможня на Мурмане 1941-1945 гг.», жанр которой автор определил как историко-правовой очерк. В том же году вышли в свет коллективная монография по истории Архангельской таможни и очерк по истории Владивостокской таможни, посвященный ее столетию [4; 6; 2]. Деятельность этих таможен в годы войны нашла отражение в соответствующих разделах обеих публикаций. Материалы, выявленные в архивах при подготовке этих изданий, стали основой для последующих обобщающих работ [13].

Именно в изучении истории конкретных таможен периода войны, основанном на совокупности разнообразных источников, и в первую очередь архивных документов, видится будущее «таможенной составляющей» Великой Отечественной и Второй мировой войн. Только с материалами по истории конкретных таможен можно выйти за пределы «ведомственной историографии», основанной на описании приказов, инструкций и процедур, выявить те реально существовавшие противоречия и сложности, те условия, в которых несли службу рядовые таможенники и оценить их вклад в дело общей победы. В этом смысле история таможенных учреждений Дальнего Востока открывает такие возможности.

Как отмечают в своем обзоре сотрудники музея, объем работы, выполненной таможенниками за время войны, впечатляет: 1 096 чел. провели досмотр и таможенное оформление 17,5 млн тонн совокупного количества прибывших в СССР по ленд-лизу грузов, внесли существенный вклад в пополнение бюджета - только в 1944 г. поступило 3,18 млрд р. таможенных сборов [3]. Вклад дальневосточных таможенников также весьма ощутим - через их руки прошло более 47% всех доставленных по ленд-лизу и прошедших таможенное оформление грузов. Однако это направление было не единственным в деятельности таможенных учреждений дальневосточной окраины, особое место среди которых занимает Владивостокская таможня.

К началу войны статус Владивостокской таможни существенно изменился. Приказом НКВТ от 5 февраля 1938 г. было ликвидировано региональное звено таможенного управления в лице Дальневосточного отделения

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

99

Главного таможенного управления (ДВО ГТУ). Его функции были переданы Владивостокской таможне, получившей статус районной, в оперативном подчинении которой находились Петропавловская таможня на Камчатке, Александровская и Охинская на Сахалине, а также таможенные посты на Охотско-Камчатском побережье. По штатному расписанию на 15 сентября

1941 г. численность сотрудников таможни и подведомственных ей учреждений определялась в 125 чел.1 Реально же весь объем работы выполнялся меньшим составом - по состоянию на 15 мая 1942 г. списочный состав таможни включал всего 31 чел.; еще 39 чел. обеспечивали деятельность таможенных постов на Охотско-Камчатском побережье [5, с. 119]; штат Петропавловской-на-Камчатке и Александровской-на-Сахалине таможен состоял из одного управляющего, а Охинской - из трех человек1 2.

Важнейшей особенностью деятельности Владивостокской таможни в годы войны была огромная территория, находившаяся в ее оперативном подчинении. Кроме указанных выше таможен на Сахалине и Камчатке, для обеспечения таможенного оформления ленд-лизовских грузов летом

1942 г. были открыты таможенные посты в Магадане, бухтах Провидения, Амбарчик, Тикси, Певек, Николаевске-на-Амуре, а также на о-ве Диксон, портах Игарка и Дудинка на Енисее. С первого февраля приступил к работе самостоятельный пост в бухте Находка. В декабре 1943 г. таможенный пост в бухте Нагаево был преобразован в таможню со штатной численностью семь человек [5, с. 119-120]. В связи со сложными климатическими условиями работа этих постов имела сезонный характер и завершалась вместе с навигацией. Безусловно, основными грузами, оформлявшимися прикомандированными сотрудниками сезонных таможенных постов, были грузы военного назначения, ввозившиеся на условиях ленд-лиза. Об этой стороне деятельности таможенников есть сведения в современных исследованиях [2; 13]. Сложность работы в этом направлении была во взаимодействии с организациями, осуществлявшими доставку грузов из-за границы. В Государственном архиве Приморского края (ГАПК) сохранилось немало документов, позволяющих говорить о проблемах, возникавших в связи с таможенным оформлением судов.

Кроме судов Дальневосточного госморпароходства, заграничные рейсы осуществляли суда Кработреста3, Дальстроя4, комбината «Востокрыбхолод»5. Грузы доставлялись не только на условиях ленд-лиза, но и в порядке централизованных закупок отдельных ведомств. В связи с этим и в оплате пошлин существовал дифференцированный подход. В АПК сохранилось дело

1 Государственный архив Приморского края, далее - ГАПК. Ф. Р-149. Оп. 8. Д. 4. Л. 23; Д. 5. Л. 12-13.

2 ГАПК. Ф. Р.-149. Оп. 8. Д. 5. Л. 13.

3 Дальневосточный трест плавучих консервных заводов. Создан в октябре 1930 г. на базе объединения краболовов «Дальгосрыбтреста» и Акционерного Камчатского общества (АКО).

4 Всесоюзный трест «Дальстройснаб НКВД».

5 Рыбохолодильное предприятие комбинат «Востокрыбхолод».

100

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

с перепиской Владивостокской таможни с Главным таможенным управлением (ГТУ), Дальневосточным государственным морским пароходством и другими организациями о взимании пошлин. Документы свидетельствуют, что такая проблема, как межведомственные противоречия осложняла работу таможни и в годы войны. Среди документов находим разъяснение ГТУ об особом порядке взыскания пошлин с товаров, ввозившихся на судах Дальстроя. 21 января 1941 г. заместитель начальника ГТУ разъяснил, что Всесоюзный трест «Дальстройснаб НКВД» таможенную пошлину на ввозимые товары и все расчеты производит в Москве совместно с соответствующими объединениями Народного комиссариата внешней торговли (НКВТ)6. В других случаях конфликты имели более выраженные формы, и далеко не всегда таможня оказывалась выигравшей стороной. В январе 1943 г. в ГТУ обратился заместитель наркома Морского флота с жалобой на необоснованное взыскание с продовольственных товаров, не израсходованных, но не сгружавшихся на берег в ожидании следующего рейса, таможенной пошлины в размере 396 тыс. р. Руководство ГТУ запросило объяснений начальника таможни и не нашло основания для взыскания пошлины7.

Первого марта 1943 г. начальник Владивостокской таможни обратился за разъяснениями в ГТУ относительно порядка уплаты пошлины за снятое с судов и используемое на берегу снаряжение. Речь шла о пишущих машинках, показанных в документах как часть техснабжения судов «Дальгос-морпароходства». На деле ввезенная таким образом дефицитная оргтехника использовалась в Управлении пароходства. В данном конкретном случае ГТУ поддержало таможню. Пошлина была взыскана в размере 8 348 р., кроме того начислен штраф в размере 10% за «непредоставление данных об их стоимости»8.

Двадцать второго июля 1943 г. ГТУ разъяснило порядок начисления и взыскания пошлин: 1) горюче-смазочные материалы, закупаемые на нужды «Госморпароходства», должны были рассматриваться как обычные грузы и подлежать пропуску на общем основании по предоставлении разрешения НКВТ на ввоз и оплате пошлиной в централизованном порядке; 2) особый порядок расчетов за получаемое в США капитанами судов техснабжение, продовольствие и бункер распространяется только на суда «Госморпароходства», к остальным организациям применяется обычный порядок расчетов; 3) при переходе судов в малый каботаж привезенные из-за границы продукты должны оплачиваться пошлиной9.

Деятельность по оформлению грузов, доставляемых из-за границы и вывозимых в порядке «обратного ленд-лиза» была основным, но не единственным направлением работы таможни. Эта сторона ее истории на сегодняшний

6 ГАПК. Ф. Р. 149. Оп. 8. Д. 65. Л. 5.

7 Там же. Л. 6.

8 Там же. Л. 2, 6.

Там же. Л. 6, 18.

9

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

101

день практически не изучена. Речь идет об обеспечении соблюдения японскими арендаторами условий русско-японской рыболовной конвенции 1928 г.

Для обеспечения этой деятельности накануне Второй мировой войны были организованы таможенные посты на Охотско-Камчатском побережье. Первые 17 постов со штатом 30 чел. были созданы в сезон 1937 г.10 11 В 1940 г. контроль над японским рыболовным промыслом обеспечивали 41 чел. Эту деятельность осуществляли начальники таможенных постов и таможенные инспекторы в каждом из пяти промысловых районов11. Переход от разъездного инспектирования японских «рыбалок» к деятельности стационарных таможенных постов остро поставил проблему профессиональной квалификации таможенников. Подводя итог работе таможенных постов за 1940 г. производственное совещание актива Владивостокской таможни высказалось за необходимость «проработать на курсах» правила контроля за арендуемыми участками, а также порядок ведения таможенного делопроизводства. Кроме того, таможенникам не хватало знаний русского языка; существовала насущная необходимость в элементарных знаниях по фармакологии (умении распознавать лекарства), а также требований ветеринарно-санитарного надзора [13, с. 151]. Все эти вопросы нашли свое отражение в программе Первых и Вторых охотско-камчатских курсов, работавших во Владивостоке весной 1941 г.

Начавшаяся война изменила содержание работы таможни. Но несмотря на кадровый дефицит, огромную зону ответственности таможенные посты на Охотско-Камчастком побережье продолжали действовать. Их численность и состав напрямую зависели от интенсивности рыбопромысловой деятельности японцев в советских территориальных водах. Об этом говорит изменение численности постов, составить представление о котором позволяют сметы и штатные расписания Владивостокской таможни. Так, в 1943 г. штатная численность таможенных постов Охотско-Камчатского определена в 43 чел., в 1944 г. - 39 чел. (только начальники таможенных постов), в 1945 г. - 36 чел., а в ноябре 1945 г. - 20 чел. Такая динамика отражает процесс сокращения японского рыболовного промысла в результате изменения условий рыболовной Конвенции 1928 г. По данным отчета дипломатического агента НКИД на Камчатке, если в 1943 г. японцы арендовали 308 рыболовных участков, из которых эксплуатировали 115; то в рыболовный сезон 1944 г. эксплуатировался только 31 рыболовный участок из 261 арендуемых [12].

Количество японцев, прибывших на западное побережье Камчатки только на заводы, действующие в сезоне 1944 г., также сокращалось и составляло в 1942 г. - 5 942, 1943 г. - 5 372, 1944 г. - 5 124 человека. Любопытно отметить, что реальность войны сказалась и на качественном составе японских рабочих. Среди японцев, въехавших на рыболовные участки в 1944 г.,

10 ГАПК. Ф. Р. 149. Оп. 8. Д. 1. Л. 12.

11 Подсчитано по: ГАПК. Ф. Р. 149. Оп. 8. Д. 16. Л. 1-163.

102

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ № 3(72)/2015

преобладала молодежь до 17 лет и «старики» свыше 42 лет, т. е. «пожилые, малопригодные или совсем освобожденные от службы в армии» [12].

Эти процессы были следствием изменений в условиях ведения японского рыбного промысла. На основе советско-японского протокола от 30 марта 1944 г. в рыболовную конвенцию 1928 г. были внесены существенные изменения. Согласно требованиям протокола, установленных советским правительством в июле 1941 г., японским подданным и другим иностранцам запрещалось рыболовство в определенных морских районах Дальнего Востока. Кроме того, японское правительство гарантировало, что все находящиеся в аренде у японских подданных рыболовные участки на восточном побережье Камчатки и в Олюторском районе, не будут эксплуатироваться японскими арендаторами до окончания войны на Тихом океане [1; 12]. Эти изменения отражали новую геополитическую обстановку, складывавшуюся на завершающем этапе Великой Отечественной войны. Понятно, что новые условия неизбежно сказывались и на деятельности таможенных учреждений, вели к сокращению, а затем и прекращению контроля за ведением японского рыболовного промысла.

История дальневосточных таможенных учреждений периода Второй мировой и Великой Отечественной войн отражена в документах фонда Р-149 Государственного архива Приморского края, среди них: сметы и штатные расписания Владивостокской таможни с 1937 по 1945 г.; отчеты о финансово-хозяйственной деятельности таможни за 1940, 1941 (частично), 1944 и 1945 гг.; протоколы общих собраний сотрудников, производственных совещаний актива Владивостокской таможни о работе таможенных постов Охотско-Камчатского побережья за 1939-1941 гг. С исторической точки зрения важны и отчеты начальников постов на Охотско-Камчатском побережье. Все эти документы позволяют расширить проблематику исследований.

Подводя итог, отметим, что уникальность таможенных учреждений Дальнего Востока состоит не только в том, что через их руки прошла почти половина грузов, ввезенных в СССР на условиях ленд-лиза, но и в том, что даже в годы войны они продолжали выполнять работу мирного времени. Эта сторона истории таможенного дела на Дальнем Востоке только ждет своих исследователей, важнейшей задачей которых должно стать выявление и введение в научный оборот новых источников и сохранение таким образом исторической памяти о военном и трудовом подвиге советских таможенников.

Список литературы

1. Борисова А. В. Вопрос о рыболовных концессиях в системе русскояпонских отношений в годы Второй мировой войны [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s049/s049-002.pdf

2. Владивостокская таможня. 1901-2001. Краткий очерк истории / Н. А. Беляева [ и др.]. Владивосток: ВОРОН, 2001. 176 с.

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

103

3. Воронин С. И. Обзор деятельности таможенных органов в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс] / С. И. Воронин, Г. М. Луговая, Н. В. Шишкина. Режим доступа: http://museum.customs.ru

4. Головин В. В. Таможенная служба на Мурмане. 1941-1945 гг.: историко-правовой очерк. Мурманск: МИПП «Север», 2001. 160 с.

5. Дальневосточные таможенники накануне и в годы Великой Отечественной войны // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2008. № 2(43). С. 116-126.

6. История Архангельской таможни XVI-XX вв.: монография /

В. Н. Булатов [ и др.]. Архангельск: Поморский государственный университет, 2001. 186 с.

7. Кожухов Ю. В. Таможенные органы СССР в 1941 году / Ю. В. Кожухов,

B. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2014. № 1 (49). С. 209-220.

8. Кожухов Ю. В. Таможенные органы СССР в 1942-1943 годах / Ю. В. Кожухов, В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2014. № 3 (50). С. 224-238.

9. Кожухов Ю.В. Таможенные органы СССР в 1944-1945 годах / Ю. В. Кожухов, В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2014. № 4 (52). С. 213-229.

10. Кожухов Ю.В. Вклад таможенных органов СССР в победу в Великой отечественной войне / Ю. В. Кожухов, В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко // Ученые записки Санкт-Петербургского им. В. Б. Бобкова филиала РТА. 2015. № 1 (53).

C. 200-229.

11. Лукин В. Н. Обеспечение экономической безопасности СССР и поставок по ленд-лизу таможенными органами страны в годы Великой Отечественной войны: историография / В. Н. Лукин, Т. В. Мусиенко // Национальная безопасность и стратегическое планирование. 2015. № 2 (10). С. 28-36.

12. Отчет дипломатического агента НКИД в Петропавловске-на-Камчатке за 1944 год [Электронный ресурс] // Вопросы истории рыбной промышленности Камчатки: Историко-краеведческий сборник. Вып. 4. 2001 г. Режим доступа: http://www.npacific.ru/np/library/publikacii/questhist/ist -3.htm

13. Печерица В. Ф. Очерки истории дальневосточной таможни: в 2-х ч. Часть 1. 1899-1945. Владивосток: РИО ВФ РТА, 2002. 168 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.