Научная статья на тему 'Дальневосточные таможенники накануне и в годы Великой Отечественной войны'

Дальневосточные таможенники накануне и в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
375
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Дальневосточные таможенники накануне и в годы Великой Отечественной войны»

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

В 2001 г. издательством «Ворон» (г. Владивосток) была выпущена в свет книга «Владивостокская таможня 1901-2001. Краткий очерк истории». Юбилейное, красочно оформленное издание, содержащее ценные исторические материалы, при небольшом тираже расходилось по избирательному принципу, из рук в руки. Но память о великих событиях страны не может быть эксклюзивной. Поэтому в честь 63-й годовщины победы в Великой Отечественной войне мы посчитали возможным «позаимствовать» из этой книги главу о работе и службе таможенников Дальнего Востока в военные годы.

Дальневосточные таможенники

накануне и в годы

Великой Отечественной войны

Накануне второй мировой войны (на 1 июля 1939 г.) штатным расписанием в таможенных органах Дальнего Востока значилось 126 человек. Структура таможенных органов была крайне упрощена и выглядела следующим образом.

Во Владивостокской таможне — 44 чел.

В ее подчинении находились: Охотская (со штатом 1 чел.), Петропавловская-на-Камчатке (1 чел.), Александровская-на-Сахалине (6 чел.), Охинская (9 чел.).

Кроме того, на Охотско-Камчатском побережье предполагалось открыть 46 постов со штатом 65 чел.1.

Таможенные посты на Охотско-Камчатском побережье обеспечивали таможенный контроль за ввозом оборудования и продовольствия на арендованные японскими промышленниками рыболовные участки. Их работа носила сезонный характер и продолжалась только в период путины. Для инструктирования временных таможенных постов в 1939 г. специально выделены 4 старших инспектора, обслуживавших основные промысловые районы. Начальник Владивостокской таможни получил право устанавливать им оклады в пределах сметы, но с учетом объема и сложности работы.

1 Государственный архив Приморского края ( ГАПК). Ф.149. Оп.8. Д. 3. Л. 19-20.

*Авторский коллектив книги «Владивостокская таможня 1901-2001. Краткий очерк истории»: Н.А. Беляева, А.В. Бенько, Л.А. Лаврик, В.Ф. Печерица.

1. Изменения в работе таможенных органов поставили достаточно остро вопрос повышения квалификации их сотрудников. Расходы на организацию учебы предусматривались ежегодно утвержденной ГТУ сметой административно-хозяйственных расходов. Так, в 1939 г. на организацию учебы по спецтехминимуму и иностранным языкам Владивостокской таможне было выделено 12 тыс. рублей2. Вот как выглядела программа спецтехминимума 1939 г.:

1. Основы монополии внешней 5. Корабельное дело 10 ч торговли 20 ч 6. Почтовые операции 4 ч

2. Импорт 10 ч 7. Пассажирские операции 10 ч

3. Экспорт 6 ч 8. Контрабандное дело 30 ч

4. КИФ и снятие с экспорта 6 ч 9. Таможенный тариф 4 ч

100 ч

528 часов выделялось на изучение иностранных языков. Причем группы комплектовались с учетом уровня знаний. Предполагалась также организация учебы по русскому языку, истории ВКП(б) и другим общеобразовательным предметам за счет партийных и профсоюзных организаций.

В 1940 - первой половине 1941 г. особое внимание уделялось повышению квалификации начальников и инспекторов сезонных таможенных постов на Охотско-Камчатском побережье. В целом курсы дали хорошие результаты. По итогам экзамена был издан особый приказ начальника Владивостокской таможни. Из 18 человек трое, благодаря продемонстрированным ими отличным знаниям, получили повышение по службе3.

В первой половине 1941 г. особое внимание по-прежнему было уделено подготовке и переподготовке работников отдаленных от материка таможенных органов. В апреле 1941 г. были организованы первые и вторые охотско-камчатские курсы для вновь принятых работников в объеме 114 часов, специальные курсы работников бухгалтерии и статистиков, а также «повышенный техминимум» для руководящего состава таможен. На повышение квалификации и переподготовку сотрудников было израсходовано 7387 руб. Особое внимание по-прежнему уделялось изучению иностранных языков. На изучение английского и немецкого языков ГТУ было выделено более 31 тыс. руб. Предусматривалось изучение английского языка по 400-часовой программе, немецкого — по 300-часовой, а также повышенные курсы для контролеров по 160-часовой программе, специальные курсы иностранного языка для таможенников камчатских таможенных постов4.

Накануне Великой Отечественной войны существовала и система социального обеспечения сотрудников таможенных органов. Владивостокская таможня имела свой жилой дом по ул. Посьетской, 31, арендовала 4 квартиры

2 Государственный архив Приморского края ( ГАПК). Ф.149. Оп.8. Д. 3. Л.11.

3 Там же.

4 Там же. Д. 4. Л. 20-21.

под общежитие в доме по ул. Менжинского, 37. Сотрудники ежедневно получали чай и завтраки, регулярно выдавалась спецодежда.

Обострение международной обстановки в конце 30-х гг. повлияло на деятельность таможенных органов. Не была исключением и Владивостокская таможня. В ее работе отразились черты этой противоречивой эпохи: ужесточение требований к каждому работнику, беспрецедентные меры, направленные на укрепление дисциплины и мобилизованности. Значительная часть приказов личному составу посвящена укреплению трудовой дисциплины. Самыми распространенными нарушениями дисциплины считались опоздания5.

Для повышения бдительности и эффективности транзитно-грузовых операций летом 1940 г. было введено круглосуточное дежурство сотрудников, из наиболее опытных таможенников была создана специальная бригада, обеспечивавшая таможенное оформление и таможенный контроль наиболее важных транзитных грузов. Возглавил ее один из опытнейших таможенников П.И. Шергин.

Меры, направленные на усиление бдительности, дали свои результаты. 17 января 1941 г. владивостокские таможенники задержали ящики с грузом, транспортировавшемся из Германии в Японию. Вместо означенного в документах «стального и железного товара» в ящиках было обнаружено 2 тыс. пистолетов. 3 февраля того же года в ящиках, следовавших также в Японию из Германии, обнаружена не поименованная в документах кино- и фотоаппаратура. Тогда же Владивостокской таможней задержана партия цианистого калия весом 242 916 кг, следовавшего из Германии в адрес одной из японских фирм6.

Нападение Германии на Советский Союз нанесло серьезный удар по таможенной системе. Почти 9/10 личного состава таможен ушло в ряды Красной Армии, народное ополчение, партизанские отряды. На 1 сентября 1941 г. в 37 сохранившихся таможнях и таможенных постах страны было занято 318 чел. вместо 550, положенных по штату7.

Владивостокская таможня осталась одной из крупнейших в стране. После упразднения в мае 1938 г. Дальневосточного отделения ГТУ руководство таможенными органами региона было возложено на Владивостокскую таможню. В ней и подведомственных учреждениях было занято более трети всех сотрудников таможенных органов СССР. На 15 сентября 1941 г. штатная численность Владивостокской таможни и подведомственных ей учреждений определена в 125 чел. Из них 65 чел. — сама Владивостокская таможня, остальные 60 чел. работали в находившихся в ее оперативном подчинении Петропавловской, Александровской и Охинской таможнях, а также на таможенных постах Охотско-Камчатского побережья. Фактически же во Владивостокской та-

5 Архив Владивостокской таможни (АВТ). Приказы № 1-144 Владивостокской таможни за 1940 г. Л. 32, 42, 93, 95.

6 Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М. 1995. С. 162.

7 Там же. С. 163.

можне работало только 37 человек, а по состоянию на 15 мая 1942 г. — 31 чел., ещё 46 чел. было занято во всех подведомственных Владивостокской таможне учреждениях8.

В условиях войны Владивостокская таможня и входившие в ее состав таможенные учреждения выполняли важнейшую задачу — осуществляли пропуск грузов, поступающих в Советский Союз по ленд-лизу и по линии международного Красного Креста.

11 марта 1941 г. Конгрессом США был принят Закон о ленд-лизе. Подписанное в Вашингтоне 11 июня 1942 г. советско-американское соглашение распространило условия ленд-лиза на все поставки в Советский Союз начиная с 1 октября 1942 г. Важнейшая задача по доставке необходимых для фронта грузов легла на транспортников и таможенников-дальневосточников. Именно через Тихий океан в июне 1941 г. были доставлены в СССР первые 2988 длинных тонн американской военной помощи. Из 17,5 млн дл. тонн ленд-лизовских грузов 47,1% прошло через дальневосточные порты. Большая часть из них (7,9 млн) ушла на фронт через Владивосток9.

В перевозке грузов через Тихий океан были задействованы только советские суда, перешедшие под управление Государственного дальневосточного морского пароходства. Это обеспечивало строжайшую засекреченность маршрутов. На линии Америка-Владивосток в одиночном бесконвойном плавании курсировало около 300 судов. На них было перевезено ленд-лизовских грузов в 124 раза больше, чем в атлантических конвоях союзников.

Одновременно через Тихий океан шел поток стратегических грузов из СССР. Это прежде всего цветные и редкоземельные металлы, сырье для военной промышленности.

Для обеспечения таможенного оформления ленд-лизовских грузов летом 1942 г. были открыты таможенные посты в Магадане, бухтах Провидения, Амбарчик, Тикси, Певеке, Николаевске-на-Амуре10.

20 июня 1942 г. на пароходе «Молотов» отбыли к месту своей работы начальники таможенных постов Г.Г. Быков (б. Провидения), В.Д. Миренков (б. Тикси), Н.В. Якушев (б. Амбарчик), С.Ф. Шпунтенко (б. Певек)11. Им предстояло обеспечивать таможенный контроль за доставкой грузов через Тихий океан.

Одновременно в составе Владивостокской таможни были открыты таможенные посты, контролирующие доставку грузов в северо-восточный сектор Арктики — на о-в Диксон, в порты Игарка и Дудинка на Енисее. В этом направлении осуществлялся перегон самолетов через Аляску в Сибирь, на о-в Диксон (т. н. АЛСИБ) и было доставлено примерно 2,6 % грузов ленд-лиза из США.

8 ГАПК. Ф.149. Оп.8. Д. 4. Л.23; Д. 5. Л.12-13.

9 Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1997. С. 272-273.

10 ГАПК. Ф.149. Оп. 8. Д. 5. Л. 16.

11 АВТ. Приказы № 1-84 за 1942 г. Л. 54,55 об.

21 июня 1942 г. к месту нового назначения отбыли А.П. Токарев и И.И. Гайдук (о-в. Диксон), И.А. Головкин (пос. Игарка), П.А. Бордюгов и М.П. Пугин (Дудинка)12. Их работа продолжалась весь период навигации и завершилась в октябре 1942 г.

Приказом начальника таможни № 43 от 20 июля транзитно-грузовая и корабельно-пассажирская группы объединены в одну оперативную группу под руководством старшего инспектора П.М. Ильяшенко. В оперативной группе сосредоточена вся переписка по работе таможенных постов в Нога-ево, Петропавловске, Николаевске-на-Амуре, Провидения, Тикси, Певеке, Амбарчике, Диксоне, Дудинке и Игарке.13 Для обслуживания грузов, прибывающих в порт Находка, туда периодически направлялись специальные бригады из сотрудников Владивостокской таможни. Приказом НКВТ № 12 от 20 января 1943 г. открыт таможенный пост Владивостокской таможни в бухте Находка со штатом 5 человек. Первым начальником поста назначен Ф.Г. Пушкарев. Под его руководством с 1 февраля 1943 г. Находкинский таможенный пост приступил к работе14.

В практической деятельности по обслуживанию поставок ленд-лиза таможенные учреждения руководствовались ведомственными нормативными актами, в частности совместной инструкцией Наркоматов внешней торговли и морского флота «О порядке расчетов за получаемые в США капитанами пароходов техснабжение, продовольствие и бункер», известной как инструкция СЦ-11 от 2 мая 1943 г. Согласно ей все полученное в США оборудование, тех-снабжение и бункер пропускались беспрепятственно лишь в том случае, если в таможню поступали счета и спецификации, снабженные штампом «отпущено в счет ленд-лиза» или «приобретено за наличный расчет». В этом случае все расчеты с Наркомфином, в том числе и взимание пошлины, осуществлялись в централизованном порядке.

Предметы же, оказавшиеся сверх счетов и спецификаций, выпускались только после представления разрешения на ввоз и уплаты пошлины. Остатки техснабжения разрешалось передавать другим судам, отправляющимся за границу. Бункер и продовольствие позволялось расходовать во время стоянки только на тех судах, которые их привезли, категорически запрещалась их передача на берег без разрешения НКВТ.

В случае прибытия в советский порт судна, закупленного за границей, таможня проверяла, все ли находящиеся на судне предметы и материалы входят в закупочную стоимость парохода, включены ли они в инвентарные и материальные приемные описи. Оказавшиеся не включенными в инвентарные и материальные описи предметы и материалы таможней задерживались и выпускались по представлении разрешения НКВТ на ввоз и уплате пошлины.

При неуплате пошлины за ввезенные сверх счетов и спецификаций предметы таковая взыскивалась через местные финансовые органы в бесспорном

12 АВТ. Приказы № 1-84 за 1942 г. Л.55.

13 Там же. Л. 67.

14 АВТ. Приказы 1-177/1943. Л. 19.

порядке15. Такой порядок распространялся только на суда Государственного дальневосточного морского пароходства, в том числе и на те, которые, следуя из США во Владивосток, делали заход в Петропавловск-Камчатский или другой советский порт. Переход из советского порта во Владивосток в этом случае считался продолжением заграничного рейса. В случае же перехода судов госморпароходства в малый каботаж все продовольствие, привезенное из-за границы, и остатки техснабжения подлежали оплате пошлиной в обычном порядке16. К совершавшим загранрейсы судам Дальстроя, Кработреста, Востокрыбхолода применялся обычный порядок расчетов.

В 1943 г. таможня стала беспошлинно пропускать благотворительные грузы (медикаменты, медицинские инструменты, приборы, госпитальное оборудование, предметы санитарии и гигиены, протезы, одежду, белье, постельные принадлежности), поступающие из-за границы в адрес РККА и ВМФ, общества Красного Креста, Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС). Такие же грузы в адрес иных советских организаций пропускались беспошлинно каждый раз по индивидуальному разрешению НКВТ17. Важнейшей задачей таможенных органов в годы войны оставалось осуществление контрольно-инспекторских функций (КИФ). Они заключались в «проверке деятельности транспортных и торговых организаций, выявлении ненор-мальностей и дефектов во внешнеторговом грузообороте, нарушений таможенных правил, в принятии предупредительных мер»18.

Полномочия сотрудников таможни выходили далеко за пределы организации таможенного досмотра и контроля за выпуском товаров на внутреннее обращение. Контроль осуществлялся за подарками, поступающими из-за границы для Красной Армии, багажом пассажиров и членов экипажей судов загранплавания. Одновременно дежурящие на выгрузке судов бригады контролировали сам процесс выгрузки с судов и их погрузки в вагоны, обращая внимание на сохранность грузов, его качество, недопущение хищений и порчи груза при погрузо-разгрузочных работах. По всем фактам нарушений составлялись акты. Особое внимание уделялось качественной работе с продовольственными грузами — сахаром, маслом, жирами, мукой, консервами. Здесь таможенникам приходилось следить за тем, чтобы не было порчи упаковки, подмочки и др. Для предотвращения таких случаев сами сотрудники таможенных органов вносили рационализаторские предложения и вместе с работниками Владивостокского морского торгового порта внедряли их в жизнь. Так, в 1942 г. сотрудники таможни предложили сахар в бумажных мешках выгружать в авиационных парашютах, консервы выгружать не навалом, а укладывать штабелями на фанерную поверхность19. Удачные решения доводились до

15 ГАПК. Ф.149. Оп.8. Д. 65. Л. 32/32 об.

16 Там же. Л. 18.

17 Марков Л.Н. Очерки по истории таможенной службы. Иркутск, 1987. С. 115.

18 АВТ. Приказы № 1-84 за 1942 г. Л.42-43.

19 ГАПК. Ф. 149. Оп. 8. Д.41. Л. 24 об.

сведения всех сотрудников на производственных совещаниях таможни и оперативных совещаниях грузовых районов порта.

Важнейшей проблемой для оперативного состава была борьба с «засылками грузов», т. е. отправкой их не по назначению. «Засылка грузов, большинство из которых имеет назначение для военных заводов или снабжения армии, — отмечал в одном из своих приказов начальник Владивостокской таможни Н.Д. Петров, — является тягчайшим преступлением перед Родиной»20 .

Руководство таможни искало возможности повышения качества работы в развитии соревнования. К началу 1942 г. в нем участвовала половина личного состава таможни. Каждый из соревнующихся принимал личные обязательства. В 1942 г. коллектив Владивостокской таможни вызвал на соревнование Бакинскую таможню, через которую также доставлялись в страну грузы по ленд-лизу.

Условия военного времени накладывали особый отпечаток на работу таможни. Ежегодно наиболее напряженным был период с апреля по октябрь. Это период навигации и путины, когда значительная часть сотрудников была занята на таможенных постах. В зимнее же время, когда сотрудники возвращались с отдаленных таможенных постов, рабочих рук в таможне хватало.

По распоряжению начальника таможни все не занятые на оперативной работе сотрудники направлялись на оборонные работы на завод «Металлист», привлекались к работе по заданию Фрунзенского райисполкома и райкома ВКП(б), в том числе на сельскохозяйственные работы и лесозаготовку. Каждый сотрудник таможни ежемесячно на воскреснике отрабатывал один день в фонд обороны, туда же вносилась сумма дневного заработка. В феврале 1942 г. на одном из таких воскресников было заработано для приобретения подарков воинам Красной Армии 3 тыс. руб.21 Сотрудники Владивостокской таможни внесли свой вклад в общий фонд помощи фронту. Известно, что по сумме взносов населения в фонд обороны Владивосток занимал четвертое место в стране вслед за Москвой, Ленинградом и Хабаровском.

С 1942 г. призванных в ряды Красной Армии мужчин, сотрудников таможни, заменяют женщины. Большинство из них были приняты на должности контролеров транзитно-грузовой группы. Только в 1943 г. на работу во Владивостокскую таможню пришло 55 женщин22. В трудное военное время женщины несли круглосуточное дежурство в порту, обеспечивали таможенный контроль над транзитными грузами в период навигации на отдаленных северных таможенных постах. Многие из них неоднократно поощрялись за высокое качество работы, объявлялись отличниками и ударниками социалистического соревнования. По итогам последнего квартала 1942 г. из 31 ударника соцсоревнования пятеро — женщины. Это контролеры В.Т. Булгарова, Е.А. Мариненко, курьер таможни Л.А. Костина, начальник таможенного поста

20 АВТ. Приказы № 1-84 за 1942 г. Л. 88.

21 ГАПК. Ф.149. Оп. 8. Д.41. Л. 20.

22 Подсчитано на основании данных: АВТ. Приказы № 1-177 за 1943 г. Л. 6, 8, 15, 33, 46, 50, 77, 82, 85, 96, 97, 100, 129, 143, 64, 198.

Н.И. Куницына, инспектор таможни А.Г. Грязнова23. В марте 1943 г. на должности инспекторов Владивостокской таможни были переведены усвоившие на «хорошо» и «отлично» техминимум контролеры А.А. Иванова, А.П. Гусева, М.М. Просякова и Т.Н. Первушина24. Неоднократно поощрялась начальник таможенного поста А.В. Мельничук. Инспектора таможни Л.В. Войнич, В.И. Меленчук, А.Е. Джандиери кроме выполнения основных обязанностей вели занятия в группах английского языка. Все они имели высшее лингвистическое образование и свободно владели английским языком. В условиях Владивостокской таможни, обслуживающей ленд-лизовские поставки из США, эти знания имели огромное значение.

Как и на других предприятиях, во Владивостокской таможне был организован военный всеобуч. В январе 1943 г. создан минометный взвод из 30 сотрудников таможни. Командир взвода — Я.Н. Кузнецов, помкомвзвода — А.Д. Братков, командиры отделений — Я.Н. Пархоменко, П.И. Картыш, Г. Золотухин. Организованы курсы противовоздушной и противохимической обороны (ПВХО)25.

В сложное военное время не прекращалась работа по повышению культурного и общеобразовательного уровня. Практически все сотрудники таможни были заняты в тех или иных формах повышения квалификации. Внимание этой работе уделяло Главное таможенное управление. Согласно его приказу с 1 февраля 1943 г. во Владивостокской таможне организованы две группы английского языка: первая — для бригадиров (14 чел.), вторая — для сотрудников (11 чел.). Занятия два раза в неделю по два академических часа. Посещение занятий было обязательным. В своем приказе начальник таможни объявлял, что пропуски и неуспеваемость будут рассматриваться как нарушения трудовой дисциплины с соответствующими выводами26.

Внимание изучению английского языка уделялось и в 1944 г. С 12 февраля под руководством преподавателя Корсковой по гибкому графику начали обучение азам английского языка еще 46 сотрудников таможни. Изучение английского языка и русской грамматики рассматривалось руководством и самими сотрудниками как неотъемлемая часть повышения культурного уровня советского таможенника.

Первые месяцы работы в новых военных условиях, обновление состава в связи с замещением ушедших на военную службу сотрудников обострили вопрос о профессиональной учебе. С февраля 1942 г. была организована учеба по спецтехминимуму для вновь принятых сотрудников и тех, кто, по мнению администрации, недостаточно знает таможенную работу. Общее количество обучавшихся на этих курсах — 45 чел. Одновременно проходили еженедельные занятия по повышению квалификации бригадиров27.

23 Подсчитано на основании данных: АВТ. Приказы № 1-177 за 1943 г. Л. 16.

24 Там же. Л. 35.

25 Там же. Л.7.

26 Там же. Л.14, 22.

27 Там же. Л.12.

В июле 1943 г. в связи с резким увеличением профессиональной нагрузки работа таможни по обеспечению таможенного контроля перестраивается. Созданная ранее оперативная группа таможни была разделена на две — тран-зитно-грузовую (руководитель — ст. инспектор П.М. Ильяшенко) и кора-бельно-пассажирскую (руководитель — ст. инспектор П.А. Филиппов). Первая вела систематический контроль за выгрузкой, погрузкой, складированием импортно-экспортных грузов, досмотром и выпуском, составление актов на выявленные недостатки и принятием соответствующих мер, оформлением благотворительных беспошлинных грузов, составлением отчетов по КИФу, досмотром и выпуском консульских грузов, начислением пошлины и переводом грузовых документов. Вторая занималась приемом и отпуском судов, оформлением пассажиров и членов экипажей, оформлением посылок и международной почты, контролем и оформлением внеплановых закупок, подарков, приобретенных членами экипажей для Красной Армии, и выпуском вещей моряков под пошлину.

В июле 1943 г. начальником Владивостокской таможни был назначен Рафаил Владимирович Соколинский28. По его инициативе в августе 1943 г. «для усиления контроля и ликвидации обезлички» работа оперативного состава таможни была перестроена по принципу построения портовых организаций. Для этого были созданы 5 таможенных постов: таможенные посты № 1 (13 чел.) и № 2 (13 чел.) обслуживали 1-й район порта; таможенные посты № 3 (10 чел) и № 4 (13 чел.) — 2-й район порта; таможенный пост № 5 (10 чел.) — мыс Чуркин.

Возглавили работу таможенных постов опытные сотрудники: А.В. Мельничук (т. п. № 1), А.А. Чернышев (т. п. № 2), А.А. Барабаш (т. п. № 3), П.М. Ильяшенко (т. п. № 4), И.Я. Попов (т. п. № 5). Особое внимание начальников таможенных постов обращалось на необходимость правильной и своевременной отправки грузов, тщательного досмотра трюмов после выгрузки29.

По итогам социалистического соревнования за последний квартал 1943 г. таможенный пост № 3 был награжден переходящим Красным знаменем Владивостокской таможни. По итогам 1943 г. 66 сотрудников таможни были объявлены отличниками и ударниками социалистического соревнования. Обращаясь к ним в приказе от 31 декабря 1943 г., Р.В. Соколинский писал: «Объявляю благодарность коллективу за работу в 1943 г. Поздравляю с Новым годом — годом окончательного разгрома фашистских захватчиков и выражаю уверенность, что коллектив в 1944 г. отлично справится с задачами, поставлен-

30

ными перед нами партией и правительством»30.

К 1944 г. штат таможенных учреждений района Владивостокской таможни увеличился до 176 чел., из которых 93 чел. были заняты в самой Владивостокской таможне31.

28 Подсчитано на основании данных: АВТ. Приказы № 1-177 за 1943 г. Л. 114.

29 Там же. Л.124-125.

30 Там же. Л.211.

31 ГАПК. Ф.149. Оп. 8. Д. 5. Л. 38.

Успехи Красной Армии на фронтах, освобождение временно оккупированных территорий, изменение международной обстановки, особенно открытие второго фронта, неизбежно отразились на работе Владивостокской таможни. Во второй половине 1943 - первой половине 1944 гг. 24 сотрудника были временно прикомандированы к Мурманской и Архангельской таможням. Среди них начальники таможенных постов Я.И. Попов, Г.П. Васильев, Я.Н. Пархоменко, В.А. Бабылин, К.В. Кретинин, ст. инспектор П.А. Филиппов, инспектор А.П. Перекина и многие другие. В их задачу входило обеспечение таможенного контроля грузов спецназначения, прибывающих с атлантическими конвоями союзников32. Одновременно начался процесс перераспределения опытных кадров таможенников. Сотрудники Владивостокской таможни уезжали на укрепление и восстановление таможен, освобожденных от оккупации западных регионов страны. В декабре 1943 г. начальником Туапсинской таможни назначен бывший начальник Владивостокской таможни, а затем ее уполномоченный в г. Петропавловск-Камчатский Н.Д. Петров. Осенью 1944 г. на должность начальника Рава-Русской таможни переведен Ф.Г. Пушкарев (первый начальник Находкинского таможенного поста Владивостокской таможни), заместителем Брестской таможни стал бывший начальник Петропавловской таможни И.Я. Лысенко, на должность инспектора Берестовицкой таможни переведен инспектор А.И. Крашенов33. Всего с января по ноябрь 1945 г. по распоряжению ГТУ на постоянную работу в западные таможни страны было переведено 24 сотрудника Владивостокской таможни34. Этот процесс продолжался и в первые послевоенные годы.

В победном 1945 г. владивостокские таможенники продолжали нести нелегкую службу. В связи с изменением объемов и характера грузов в работе таможни произошли некоторые изменения. Подверглась реорганизации кора-бельно-пассажирская группа. Она была разделена на почтово-пассажирскую группу, занимавшуюся оформлением пассажиров и почтовых отправлений, и корабельную, осуществлявшую таможенный контроль за отходящими за границу советскими и иностранными судами35. В связи с увеличением количества прибывающих на Дальний Восток военных грузов 15 мая 1945 г. был организован таможенный пост на ст. Первая речка во главе с Г.П. Васильевой36. В октябре 1945 г. создано 10 новых таможенных постов на границе с Маньчжурией и в важнейших транспортных узловых пунктах.

К осени 1945 г. в штате Владивостокской таможни 186 человек. Ее структура выглядела следующим образом: Владивостокская таможня (89 чел.), посты на Охотско-Камчатском побережье (36 чел.); Петропавловск-Камчатская (8 чел.), Александровская-на-Сахалине (3 чел.), Охинская ( 3 чел.), Ногаевская (6 чел.)

32 АВТ. Приказы № 1-177 за 1943 г. Л. 152, 189, 198; Приказы № 1-186 за 1944 г. Л.127.

33 АВТ. Приказы № 1-186 за 1944 г. Л. 6, 175.

34 Высчитано по: АВТ. Приказы № 1-207 за 1945 г. Л.1-198.

35 Там же. Л. 17.

36 Там же. Л. 86.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

таможни; созданные в 1942-1943 гг. таможенные посты: б. Провидения (2 чел), Игарка (3 чел.), Николаевск-на-Амуре (1 чел.), Находка (3 чел.), а также образованные в октябре 1945 г. таможенные посты Кумара (3 чел.), Благовещенск (3 чел.), Поярково (3 чел.), Сталинск (3 чел.), Ленинское (3 чел.), Иман (3 чел.), Турий Рог (3 чел.), Гродеково (3 чел.), Краскино (3 чел.), Ванино (4 чел.)37.

Подготовка СССР к вступлению в войну с Японией отразилась и на работе Владивостокской таможни. 18 июня 1945 г. приказом начальника таможни была создана группа самозащиты ПВО из 15 человек. В ней действовали противопожарное, санитарное звенья и звено связи. Возглавил группу самообороны инспектор М.И. Феденко. Очень скоро группа была приведена в боевую готовность.

9 августа 1945 г. Советский Союз объявил войну Японии. Владивосток стал прифронтовым городом. В связи с объявлением в городе и его окрестностях военного положения в таможне организовано круглосуточное дежурство, введена светомаскировка, всем сотрудникам предписано являться на работу с противогазами. Личный состав таможни на себе испытал тяготы особого прифронтового режима работы.

2 сентября 1945 г. завершилась самая жестокая в ХХ столетии мировая война. Жизнь постепенно входила в мирное русло. Восстанавливались прежние условия работы. В октябре 1945 г. впервые появилась возможность повышения квалификации руководящих работников таможенных органов в Москве. Первыми были командированы на 3-месячные курсы на базе Всесоюзной академии Наркомата внешней торговли сотрудники Владивостокской таможни А.А. Барабаш, С.Т. Пошук, П.И. Картыш38.

В октябре 1945 г. переведен на работу в Ленинградскую таможню Р.В. Соколинский. Исполнение обязанностей начальника таможни было возложено на П.И. Шергина, имевшего за плечами 15-летний стаж работы в таможенных органах и опыт работы в должности начальника таможенных постов и Ногаевской таможни.

В сентябре 1945 г. на Дальний Восток был доставлен самый последний ленд-лизовский груз — оборудование для радио-метеостанций в Хабаровске и Петропавловске-Камчатском39. Послевоенное восстановление народного хозяйства выдвинуло перед таможней новые задачи.

37 ГАПК. Ф.149. Оп. 8. Д. 5. Л. 54, 57.

38 АВТ. Приказы № 1-207 за 1945 г. Л. 175,187.

39 Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. С. 273.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.