Научная статья на тему 'Таможенной службе на Камчатке — 100 лет'

Таможенной службе на Камчатке — 100 лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
394
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Таможенной службе на Камчатке — 100 лет»

НАШИ ЮБИЛЕИ

Таможенной службе на Камчатке — 100 лет

История таможенной службы на Камчатке, как и история любой государевой службы, связана с историей развития территории.

Для Камчатской области десятилетие, предшествовавшее Октябрьской революции, было периодом, с одной стороны, ускоренного развития капиталистических отношений, что выразилось в строительстве жилья, казенных и общественных зданий, портовых сооружений, расширении торговли, и пр. С другой стороны — это было время, когда после окончания Русско-японской войны русское правительство вынуждено было предоставить японцам на Камчатке ряд рыболовных концессий. Японские рыбопромышленники хищнически вывозили в больших количествах ценнейшие породы рыб, выловленные в камчатских водах. С Камчатки устремился поток различных жалоб на их бесчинства, незаконный вывоз пушнины и других богатств полуострова.

Все это создавало тревожную обстановку на русском Дальнем Востоке. Следствием чего в конце первого десятилетия XX в. в Приамурском генерал-губернаторстве остро встал вопрос о необходимости ужесточения таможенного и пограничного контроля за иностранными судами.

В связи с этим приамурский генерал-губернатор обратился в Департамент таможенных сборов и в Государственный совет России с предложением об учреждении таможенных застав в Петропавловске Камчатской области и Александровске Сахалинской области.

Из доклада министра финансов об отпуске кредитов на установление таможенного надзора в Петропавловске Камчатской области и Александровске Сахалинской области от 16 ноября 1909 г. № 679:

«В целях упорядочения прихода из заграницы иностранных судов к Северным портам Тихоокеанского побережья и к русским берегам острова Сахалина Министр финансов предлагает учредить таможенный надзор в Петропавловске Камчатской области и Александровске Сахалинской области с тем, чтобы привоз товаров на иностранных судах в местностях севернее устья Амура был разрешен лишь только к этим двум портам. С этой целью названный Министр, ввиду отсутствия статистических сведений о количестве привоза товаров в местности севернее устья Амура, полагал бы возможным

учредить в Петропавловске и Александровске лишь таможенные заставы. На обязанность вновь учреждаемых застав предположено возложить наблюдение за привозом товаров и составлением статистических сведений по этому привозу...».

На распоряжении правительства России от 16 июня 1910 г. № 92 император собственноручно начертал: «Быть по сему». 19 ноября 1910 г. Министерство финансов известило первый департамент МИДа о том, что «таможенные заставы на Сахалине и Камчатке в настоящее время открыли свои действия: первая 15 октября и вторая 13 ноября текущего года» (по старому стилю).

7 марта 1911 г. Председатель Совета министров П.А. Столыпин рекомендовал министру финансов В.Н. Коковцову «упорядочить заход великобританских и американских судов в порт Петропавловск».

После Октябрьской революции ситуация в таможенном деле по всей стране резко изменилась, многие таможни вообще перестали функционировать, не обошло «затишье» и Камчатку. Об этом свидетельствуют архивные данные. Упоминания о деятельности Петропавловской заставы в послереволюционное время и в годы существования Дальневосточной республики крайне редки.

В дальневосточных морях хозяйничали японские рыбаки. В 1918 г. японское военное командование объявляет свободный лов рыбы в охотско-камчатских водах. Только в 1919 г. улов японских рыбопромышленников составил (в штуках): горбуши — 65 005 148, кеты — 22 113 380, кижуча, чавычи — 5 758 015. Этот беспредел продолжался до 1922 г.1

31 мая 1921 г. был подписан В.И. Ульяновым (Лениным) декрет «О рыбной промышленности и рыболовстве», в котором основное внимание сосредотачивалось на создании собственного рыболовного флота и охране рыбных запасов страны. С 1922 г. японцы арендуют морские и речные рыболовные участки. В 1923 г. из 24 консервных заводов на Камчатке только 2 принадлежали русскому промышленнику, остальные — японскому синдикату Ничи-ро Гио-Гио Кабусики Кайша. К 1927 г. на долю японцев приходится аренда 88,9 % всех советских краболовных участков.

Развитие экономической жизни Камчатки началось с образования в 1927 г. Акционерного Камчатского Общества (АКО). Задачами АКО являлись: эксплуатация рыбных, пушных, горных и других естественных богатств, организация зверобойного промысла, расширение рыбного дела путем увеличения баз рыбной промышленности. В 1928 г. в Москве был создан Комитет по делам Камчатки и Сахалина, который возглавил А.И. Микоян. В этом же году между Советским Союзом и Японией подписана рыболовная конвенция сроком на 12 лет. По этой конвенции японцы уже не имели права нанимать местных жителей для лова и обработки рыбы на арендованных ими участках. Были

1 Рыбацкая летопись полуострова Камчатка. URL: www.npacific.ru/np/library/publikacii/solnce/ss2.htm

разработаны весьма жесткие правила эксплуатации этих участков, повысилась и арендная плата (в 1945 г. все рыболовные участки Камчатки, ранее сдаваемые японским рыбопромышленникам, перешли в ведение АКО).

Оживление экономической жизни на Камчатке послужило причиной создания таможенных постов для контроля над ввозом продовольствия, оснащения и вывозом продукции.

К началу 1938 г. в структуру таможенных органов Дальнего Востока входит Петропавловск-Камчатская таможня со штатом — 5 человек.

Новой эпохой развития, вернее сказать, возрождения таможенной службы на Камчатке, следует считать 70-е годы прошлого столетия, когда значительно возрос товарооборот и количество судов загранплавания. Если судить по официальной статистике, было оформлено судов: в 1970 г. — 104, в 1971 г. — 114, в 1972 г. — 193, а в 1973 г. — уже 231 судно. Показатели по грузообороту следующие: в 1972 г. экспортировано 62 тыс. т леса; в 1973 г., по данным Дальневосточной конторы ВО «Экспортлес», этот показатель вырос на 30-40 % и вместе с экспортом металлолома составил уже 327,4 тыс. т.

В феврале 1972 г. в Петропавловске-Камчатском был открыт таможенный пост, который подчинялся Корсаковской таможне, его начальником был назначен старший инспектор Корсаковской таможни В.Я. Колотий, штат сотрудников — два человека.

Но уже через год, учитывая перспективы развития Камчатской области и в связи с увеличением внешнеторгового оборота грузов, приказом Министерства внешней торговли от 04.07.1973 № 241 была создана Петропавловск-Камчатская таможня со штатом оперативных работников в количестве 5 че-ловек2.

С территории Камчатской области экспортировались, в основном, лес и металлолом, а завозились цемент, техника, свежие фрукты, консервированные овощи и фрукты, сливочное масло, соль и жесть. С 1974 г. открылась постоянная морская линия Петропавловск-Камчатский — США — Австралия — Канада.

В течение следующих пятнадцати лет основное внимание сотрудников Петропавловск-Камчатской таможни было обращено на усиление таможенного контроля за пропуском грузов через границу и на борьбу с контрабандой. Сотрудникам таможни приходилось работать в нелегких условиях — не было приспособленного помещения, специальной автомашины, технических средств для досмотра судов. Собственная машина появилась только в 1978 г. Оформление судов загранплавания осуществлялось на рейде.

В 1980 г. Петропавловск-Камчатская таможня получила первую технику: два поисковых электрофонаря, металлоискатель, три электрощупа, набор зеркал с телескопическим держателем, два ультрафиолетовых фонаря.

2 Беляева Н.А. Владивостокская таможня. 1901-2001: Краткий очерк истории / Н.А. Беляева и др. Владивосток: Ворон, 2001.

В 1981 г. начальник Петропавловск-Камчатской таможни В.Я. Колотий, в письме от 6 января, просит Государственное таможенное управление решить вопрос об открытии таможенного поста в Магадане. Это было связано с тем, что магаданский погранотряд официально заявил о прекращении выполнения таможенных функций в процессе оформления нарядами КПП судов загранплавания. А камчатские таможенники со штатом 10 человек просто физически не могли выполнять эти функции.

В 90-е годы в связи с развитием внешнеэкономической деятельности оперативная работа таможни значительно расширилась. В этот период остро встала проблема недекларирования рыбопродукции, поскольку основная добыча велась в экономической зоне за пределами государственной границы. Среди экспортируемых товаров преобладали рыба, крабы и другие морепродукты, лес и металлолом. В числе импорта — технологическое оборудование, товары народного потребления, продукты питания.

В зоне деятельности Петропавловск-Камчатской таможни были открыты 2 таможенных поста — «Бухта Провидения» и «Магаданский». В Камчатской таможне работало уже 29 человек.

Период 1991-1992 гг. стал для таможни временем внутренней реорганизации. Были созданы: оперативный отдел и отдел по борьбе с контрабандой, грузовой сектор, отдел таможенных платежей, группы валютного контроля и статистики. Для осуществления таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля граждан и воздушных судов, выполняющих международные рейсы, в соответствии с постановлением Правительства РФ в 1996 г. был открыт таможенный пост «Елизово», а через год для регулирования внешнеэкономической деятельности Корякского автономного округа — таможенный пост «Корф».

Происходившие принципиальные изменения политической и экономической структуры государства поставили перед служащими таможни задачу быстро перестроиться для работы в новых условиях рыночной экономики.

Таможенная служба заняла достойное место в экономической структуре российского государства, выполняя важную роль в системе государственного регулирования внешнеэкономических связей, формировании федерального бюджета, обеспечении экономической безопасности страны.

Как же выглядит Камчатская таможня в свой юбилейный год?

Сегодня Камчатская таможня объединяет 34 структурных подразделения, имеет общую штатную численность 229 человек, в подчинении таможни находятся 3 таможенных поста: Аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово), Морской порт Петропавловск-Камчатский и Северо-Курильский таможенный пост.

Учитывая особенности географического положения территорий, которые контролируются Камчатской таможней, сегодня ее можно назвать морской, воздушной и пограничной одновременно. Сухопутных участков границы в зоне деятельности таможни нет. Но общая протяженность подконтроль-

ной таможне морской границы около 6000 километров. Она проходит в акваториях Охотского и Берингова морей, Тихого океана и совпадает с линиями двенадцатимильной зоны Российской Федерации. Таможенная территория, подконтрольная Камчатской таможне, включает в себя весь Камчатский полуостров, северную часть Курильских островов, Командорские острова и, кроме того, два острова Северной части Курильской гряды: Шумшу и Парамушир.

За последние 10 лет Камчатской таможней было перечислено в федеральный бюджет свыше 12,5 млрд р. Внешнеэкономическая деятельность в регионе ответственности таможни за 10 лет осуществляли 3228 участников ВЭД.

За время существования Камчатской таможни номенклатура внешнеэкономического рынка постоянно менялась, это зависело от множества причин, прежде всего, политических и экономических. Но в силу природных особенностей и богатств Камчатского края основной отраслью на Камчатке была и остается рыбодобывающая. Доля морепродукции, оформляемой таможней на экспорт, на протяжении многих лет только растет. Самой валютоемкой продукцией, вывозимой на мировые рынки, являются добываемые в зоне деятельности Камчатской таможни крабы и лососевая икра. В структуре импорта в последнее время основные места по стоимости и количеству занимают строительные материалы, оборудование и запчасти к нему, продукты питания.

Особое место в работе Камчатской таможни занимает экономическая зона, находящаяся за пределами государственной границы РФ. В период путины в акваториях Охотского и Берингова морей ведут промысел и переработку морепродукции более 1000 российских и иностранных судов.

Обширная таможенная территория Камчатского полуострова не имеет устойчивых морских и авиационных сообщений. С 1996 г., когда в таможне был создан авиационный отдел, таможенники регулярно совершают вылеты на вертолете для контроля таможенной границы. Такие мероприятия помогают выявлять случаи осуществления незаконных грузовых операций морскими судами, которые наносят ущерб экономике страны, исчисляемый в миллионах долларов США.

Немаловажную роль в осуществлении основных функций таможни играет и правоохранительная составляющая. В последние годы неуклонно растет количество выявляемых Камчатской таможней административных правонарушений в области таможенного законодательства, а также количество преступлений по ч. 1 ст. 188 УК РФ.

Коллектив Камчатской таможни относительно молодой. Возраст более 60 % должностных лиц таможни составляет менее 35 лет. Сегодня в Камчатской таможне работают 11 выпускников Российской таможенной академии, многие работающие сотрудники получают в Таможенной академии второе высшее образование. На сегодняшний день 16 должностных лиц таможни награждены нагрудным знаком «Отличник таможенной службы», 10 — медалью «За усердие».

Большое внимание уделяется сохранению и укреплению традиций таможенной службы, а также передаче опыта молодым специалистам нашими ветеранами. Ветеранская организация таможни имеет численность более 50 человек. Совместно с ветеранами ведется работа по созданию комнаты истории таможни.

Профессионализм и гражданская ответственность, безупречное отношение к служебному долгу, постоянная готовность к защите государственных интересов эффективно помогают таможенникам обеспечивать стабильность и экономическую безопасность в Камчатском крае и во всей России в целом.

Карина Берлова,

главный государственный таможенный инспектор кинологического отдела Камчатской таможни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.