Научная статья на тему 'Континуальность в гуманитарном образовании'

Континуальность в гуманитарном образовании Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
842
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТИНУАЛЬНОСТЬ / ДИСКРЕТНОСТЬ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / СМЫСЛ / ОБРАЗ / ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / CONTINUITY / DISCONTINUITY / SEMANTIC FIELD / SENSE / IMAGE / HUMANITARIAN EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Елизова Е. А.

В статье раскрывается сущность понятия континуальность в контексте его отношения к дискретности. Раскрывая континуальную логику как логику смысла, автор, опираясь на теорию В. Налимова, использует математическую формулу Бейеса, раскрывающую значение семантического поля и образов, представленных в культурных текстах, для современного гуманитарного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUITY IN THE HUMANITARIAN EDUCATION

The paper discloses the essence of the 'continuity' notion within the context of its relation to the discontinuity. Revealing the continual logics as the logics of sense the author uses mathematical Bayes' theorem for the modern humanitarian education on the basis of V. Nalimov's theory. The theorem discloses the meaning of the semantic field and images represented in the cultural texts.

Текст научной работы на тему «Континуальность в гуманитарном образовании»

Библиографический список

1. Иванова, Е.О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим. Компетенции в музыкальном

образовании. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М.: Научно-внедренческое

предприятие «ИНЭК», 2007.

2. Якупов, А.Н. Подготовка специалистов-музыкантов в свете современных социокультурных задач // Высший музыкальный колледж: Новое в профессиональном образовании: сб. статей / сост. и отв. ред. М.М. Берлянчик и А.Н. Якупов. - Магнитогорск, Новосибирск, 1992.

3. Ключевский, В.О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. - М.: Мысль, 1993.

4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект. - Трикста, 2008.

5. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. - М.: «Когито-Центр», 2002.

6. Коломиец, Г.Г. Ценность музыки: философский аспект. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.

7. Бочкарев, Л. Л. Психология музыкально деятельности. - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2008.

8. Камянова, Т. Успешный английский. Системный подход к изучению английского языка. - М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2008.

9. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г. Бочаров. - М.: Искусство, 1979.

10. Нейгауз, Г.Г. Размышления. Автобиографические заметки. Дневники. Избранные статьи. - М.: Дека-ВС, 2008.

11. Маслоу, А. Мотивация и личность. - СПб: Питер, 2008.

12. Бубер, М. Два образа веры. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.

13. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь. - М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 200.

14. Мысли о культуре / авт.-сост. Ф.В. Шелов-Коведяев. - М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2006.

15. Штейнпресс, Б.С. Музыка XIX века. Популярный очерк. - М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор», 1968. - Ч. 1.

16. Кабалевский, Д.Б. Про трех китов и про многое другое. Книжка о Музыке. - М., «Дет. лит.», 1972.

17. Монсенжон, Б. Глен Гульд. Нет, я не эксцентрик! - М.: Издательский дом «Классика-ХХ1». 2008.

18. Метаморфозы творческого Я художника / отв. ред. О.А. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005.

19. Оганов, А. А. Теория искусства: Учебное пособие для самостоятельной работы студентов / А. А. Оганов, И.Г. Хангельдиева. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2008.

20. Лихачев, Д.С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре /Составление, подготовка текста и вступительная статья Д.Н. Бакуна. - М.: Российский Фонд Культуры, 2006.

Статья поступила в редакцию 16.05.10

УДК 37.013.73

Е.А. Елизова, преп. КГУим. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail:[email protected] КОНТИНУАЛЬНОСТЬ В ГУМАНИТАРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

В статье раскрывается сущность понятия континуальность в контексте его отношения к дискретности. Раскрывая континуальную логику как логику смысла, автор, опираясь на теорию В. Налимова, использует математическую формулу Бейеса, раскрывающую значение семантического поля и образов, представленных в культурных текстах, для современного гуманитарного образования.

Ключевые слова: континуальность, дискретность, семантическое поле, смысл, образ, гуманитарное образование.

Каждый ученый, исследуя сущность гуманитарного образования, не редко обращается к системе философско-антропологических знаний, внутренне резонируя с ней. Именно философская антропология влияет на эффективность познания проблемы гуманитарности, будучи тем ключом, с помощью которого происходит эффективное понимание особенностей гуманитарного образования. Фундаментом антропологического подхода является человек. Понимание сущности гуманитарно-сти тоже тесно сопрягается с феноменом, который мы называем «человек», «человеческая жизнь». Такой вывод дела-

ется из выявления смыслов данных понятий. Доказательством служат результаты метода покомпонентного анализа слова «гуманитарный», в котором выделяются два смысловых концепта: homo, human - человек, человеческий и ar - обращенность, принадлежность.... [1, с. 124]. В данном случае - обращенный к человеку. Соответственно феномен гуманитарности является одновременно и антропологичным. В основе обоих слов - «гуманитарность» и «антропология» - находится слово «человек», только в первом случае латинское homo, а во втором греческое anthropos, являющиеся по отношению друг к другу идентичными и тождественными. Антропология в пер. с греч. - это учение о человеке, его сущности и природе, в котором понятие человека рассматривается как основная мировоззренческая категория. Можно сказать, что антропологизация образования в целом есть то же самое, что его гуманитаризация - и в этом смысле «антропологический поворот» [С. Хо-ружий] в современной науке как нельзя лучше отвечает гуманитарной сущности образования. Поэтому обращение автора к антропологии в процессе исследования является вполне оправданным в логике гуманитарного контекста. Представители данного учения считают, что только, исходя из понимания сущности человека, можно разработать систему представлений о мире [2, с. 33, 703].

В современной философии существуют разные модели устройства мира и человека в нем. Одна из них, включая в себя представление о структуре бытия, человека и его личности, как неделимых структур, вытекающее из основополагающих моделей мироздания, существовавших с древнейших времен, называется континуальной. Поэтому в понимании гуманитарного образования континуальность можно выделить как фундаментальный подход, как основополагающий принцип. Континуальная концепция (от лат. continuum - (континуум, непрерывное, протяженное [2, с. 276]) - термин, используемый в философии при рассмотрении непрерывных совокупностей), авторы которой, аппелируя к Анаксагору - Аристотелю, базируются на идее непрерывности, внутренней однородности, целостности, изначальной системности объекта. В противоположность континуальному взгляду на мир и человека в нём выделяется дискретный подход, который является весьма разработанным и чрезвычайно плодотворным в науке, в.т.ч. в педагогике. Очень распространенным оказался этот подход и в исследовании проблем человека, в рамках которого интерпретируются все его составные компоненты. Они сводятся к области «среднего арифметического». Например, при составлении «портрета выпускника», который представляет довольно большой список, состоящий из перечня качеств, используется именно дискретный подход. Но, к глубокому сожалению, к реальному качеству выпускника составленный перечень имеет весьма слабое отношение. Поэтому получается удивительная подгонка теоретических и экспериментальных результатов к данным реальной практики относительно друг друга. Сегодня позиции сторонников дискретного подхода в исследовании проблем образования до сих пор остаются сильными. Этот подход упоминается в работе не случайно, т. к. только через него и на его фоне можно понять сущность континуальности как основания гуманитарного образования.

Еще, начиная с работ Ник. Кузанского можно наблюдать разную интерпретацию терминов «континуальное» и «дискретное» [3]. С одной стороны, данные термины могут быть интерпретированы, в категориях непрерывное/прерывное. При чем, континуальная непрерывность при этом понимается как единство, а дискретные элементы интерпретируются как отдельные, отграниченные единицы. Второй смысл терминов континуальное/дискретное интерпретируется, как часть/целое, которое отражается в знаменитом высказывании древнего мудреца: «Познай самого себя как часть целого и целое как часть себя». Осознание человеком своей частичности пробуждает чувство сопричастности к чему-то большему, частью которого человек является.

Действительно, на разных исторических этапах наука изучала частичные функциональные фрагменты человеческой личности. Сегодня становится ясно, что даже из очень точных, но разрозненных фактов о человеке и его личности, не может родиться целое знание (достаточно вспомнить известную притчу про слона, которого «изучали» наощупь мудрецы, так и не сумевшие сложить свои впечатления в целостное представление). Кстати, сегодня в естественных науках данная пара трактуется как модуляризм и холизм (комплекс различных единиц и неразделимое единство) [4].

На наш взгляд, существует еще одно отличие двух названных подходов - дискретного и континуального - это отношение к связности (системность) функциональных систем и их автономности (бессвязности) друг от друга. В философском смысле понятие «взаимосвязь» определяется как «...категория, выражающая тот факт, что все предметы и явления находятся в бесчисленных связях между собой. Каждое отдельное явление, таким образом, связано с другим множеством переходов, отношений, воздействий, имеющих взаимный характер.» [4, с. 38]. Единство всех функциональных систем в структуре человека обеспечивается тем, что «все предметы и процессы в мире подчинены некоторым всеобщим законам, которые представляют собой как бы бесконечные нити, связывающие все и вся в единое целое» [цит. по: 4, с. 39]. Таким образом, при попытке определить отношение между дискретностью и континуальностью как связи компонентов в поле зрения оказываются отношения Части и Целого, Прерывного и Непрерывного, Порядка и Беспорядка, Явного и Неявного. Этот ряд можно продолжить: единое-множествен-ное, рациональное-иррациональное, добро-зло... Анализ диалектики различных оппозиций выводит нас не на дуалистич-ное видение человека, личности, сознания, бытия (или.-или....), но на целостную модель (.. и .).

Раскрывая сущность континуальности через дискретность, в то же время, пока остается большей частью открытым вопрос: где заканчивается расчленение, дискретизация, и где начинается целое, континуальное? А может быть дискретность/ континуальность - это лишь отражение единого диалектического отношения Часть-Целое, Прерывное-Непрерыв-ное, Порядок-Беспорядок, Явное-Неявное? И это отношение нужно рассматривать в единстве?

Подобный подход разрабатывался в далекой от гуманитарной сферы физике. Так, Н.Бор, формулируя принцип дополнительности, пишет, что «пространственная непрерывность распространения света... и атомистичность световых эффектов являются дополнительными аспектами одного и того же явления (выделено мною, - Е.Е.)..., причем эти свойства не могут входить в противоречие друг с другом...» [5, с. 17].

Впрочем, Бор иллюстрировал свой знаменитый принцип и лингвистическими примерами (разнообразие и взаимодопол-нительность языков и культур).

Принцип дополнительности Бора приобрел большое значение в современной науке. Сегодня его можно интерпретировать в плане того, что логически построенные теории могут действовать как метафоры: они задают модели, которые ведут себя и так, как внешний мир, и не так. Поэтому и приходится обращаться к двум противостоящим моделям, дополняющими друг друга. Иными словами, интерпретация принципа дополнительности Н. Бора — это не более, чем перенесение метафо-

рического принципа на построение научных теорий [6, с. 121-123]. Поэтому необходимо рассматривать дискретность и континуальность в их взаимном дополнении друг друга. Но, познавая отношение «дискретность/континуальность», необходимо углубиться в познание сущности континуальности, т.к. дискретная наука, изучающая мир и человека в нём, во второй половине ХХ в. уже всесторонне явила себя миру. Это тем более важно, что сегодня мы становимся свидетелями начинающегося динамического движения, которое приводит к радикальному парадигмальному сдвигу в научных исследованиях: от дискретной, структурной, комбинаторной парадигмы

- к континуальной, системной, динамической. В работах На-лимова В. - автора теории вероятностного видения мира -написано: «.реальность предстает перед нами в своей двоичной ипостаси - дискретности (знаковой системы) и континуальности (языковой семантики)» [7, с. 17]). Человек, его личность и сознание как главные категории гуманитарного образования - это тоже единство знаковости (дискретности) и семантичности (континуальности).

Сознательное начало человека изначально дискретно. Бессознательное - континуально. Эти два начала можно противопоставлять друг другу, а можно их объединить. С одной стороны, - континуум дискретности, который описывается через отдельные, отстоящие друг от друга точки, части, этапы, функции, слова и пр. Например, моделью чистого, логически структурированного сознания, т.е. сознания, очищенного от бессознательного измерения, является искусственный интеллект, реализуемый на ЭВМ. С другой стороны, - континуальное измерение, которое можно представить в образе неделимой числовой прямой. На ней представлены отстоящие друг от друга точки, объединенные в целостность, как считает В. Налимов, семантическим полем, которое является не совсем нормируемым. Следовательно, его описание всегда будет неполным. «А всякое неполное описание явлений в плане логическом есть уже описание метафорическое — модель оказывается только подобной тому, что она описывает». И далее: «.Метафоры вносят в наш логически построенный текст в не раздражающей нас форме те противоречия, без которых наши суждения были бы неполными» [8, с. 5]. Так представление о континууме через семантическое поле приобретает метафорическое звучание. Метафоричность психологического (семантического) поля приводит к возникновению континуальной логики, позволяющей перейти от дискретных знаков к континуальным образам. Такой же метафорой, как идеализирующим понятием, оказывается представление об единстве континуальности и дискретности при описании сознания человека.

Все вышесказанное позволяет перечислить основные посылки, приводящие к необходимости осознания континуального подхода, который должен найти отражение в системе гуманитарного образования. Континуальность в гуманитарном образовании проявляет себя через:

1. Признание наличия в структуре человека как цели гуманитарного образования не только сознания, которое изначально дискретно, но и бессознательного начала, природа которого континуальна;

2. Постулирование существования семантического континуума (поля) у педагогических объектов;

3. Признание, что в данном континууме кодируется содержание как знаков (понятий), так и определенных образов (ценностных представлений);

4. Допущение спонтанности, вероятностной логики или, иначе, свободы в выборе интерпретации содержания смысла того или иного объекта субъектами образовательного процесса.

Самым важным условием континуальности являются смыслы, объединенные в семантическое поле. Данное понятие является родовым для лингвистики, семантики. В лингвистике представление о семантическом поле, имеет уже долгую историю. Собрание многочисленных и разноречивых определений этого понятия дано в книге Ю. Караулова [9]. Но как бы ни были разноречивы определенные поля в лингвистике, они определяются связью слова и языка. Они все исходят из пред-

ставления о том, что слова не существуют в языке изолированно, объединяясь на основе смысловых значений.

Исследование семантического поля в педагогике тесно связано с сознанием человека, которое «связано с семантической в отличие от знаковой, семиотической реальностью приборного (сенсорно воспринимаемого) мира. Называя эту семантическую реальность «субъективной», некоторые представители науки отторгают ее от себя, не учитывая того очевидного факта, что сознание неизменно взаимодействует с бессознательным и может обнаруживать реальность, скрытую от физических приборов» [10, с. 6]. Эта мысль принадлежит российскому учёному В. Налимову. Его исследование семантического поля отлично от соответствующих разработок в лингвистике и стоит ближе к хорошо разработанным и отчетливо установившимся представлениям о поле в современной физике. Если в лингвистике и психологии поле отличается прерывистостью (дискретностью слова), то семантическое поле, как и физическое поле при своем проявлении не членится, а проявляется через задаваемую на нем величину [10, с. 114]. Гуманитарная концепция семантического поля основывается на идее континуальности, несущей в себе представление спрессованности смыслов, не поддающихся дискретному разбиению [11, с. 123].

Если семантическое поле - это поле смыслов, тогда смыслы спрессованы на некой оси так, как спрессованы числа на числовой оси. « .Если принять постулат о возможной упорядоченности смыслов по оси ц., возникает возможность замера качественной характеристики смыслового поля количественными единицами. Смыслы, будучи по своей природе качественными, обретают количественную характеристику. Мера - термин, имеющий не только математическое, но и философское звучание... Его философское понимание начало развиваться еще в древней Греции. Мы попытались соединить философское представление о мере с математическим» [11, с. 109].

Для математического измерения смыслов В. Налимов использует формулу английского математика Томаса Бейеса (1702-1761) как основную формулу континуальной логики, которую ученый с начала 1970-х годов применял для описания информационных процессов. Формуле Бейеса ученый придал новый смысл. Из вспомогательной — вычислительной формулы она превращается в метафорическую формулу, задающую саму логику высказывания. Бейесовский подход к моделированию психических процессов давно уже успешно применяется американскими психологами для решения локальных задач. Но подход В. Налимова является совершенно новым, заключаясь в метафорическом использовании математических представлений в трансперсональной психологии.

Если вспомнить, что в качестве языка, позволяющего понимать смысловые значения слова выступают греческий и латынь, то семантические поля каждого слова греческого или латинского происхождения могут быть заданы моделью, адекватно иллюстрирующей данное слово [12]. Это значит, что есть некий инвариант семантики предъявленного слова, модификациями которого являются другие слова, сопоставимые по содержанию. Поэтому необходимо выявлять семантические гнезда и на их основе моделировать новые группы слов, имеющие общие смыслы, хотя, в плане значений они могут различаться. «Пример: семантический компонент теШ - в переводе с греческого - думать, мыслить, разум, мудрость, система правил, способ действия, познания, исследования. Отсюда термины с заданным значением теШ: Про-метей, Эпи-метей, мет-од, мет-од(о)-логия, а-мет-ист» [12, с. 21].

Если использовать ассоциативный метод, то многие слова в бессознательном поле человека, обладают устойчивой архетипической символикой, включающей в себя круг, треугольник, квадрат, крест. Семантический мир — мир бессознательного — раскрывается в сознании человека через образы, которые не просто фиксируются, но претерпевают различные трансформации, появляясь в разных вариантах индивидуальных проявлений (круг, например, это и диск, и

шар, и сфера, и шарообразное облако...).. Чаще всего это простые геометрические символы: круг, треугольник, крест, разноконечные звезды. Эти же символы мы встречаем в природе — в листьях растений, цветах, формах беспозвоночных, фигурах клеток... Древние знали внутренний смысл геометрии, воплощаемый в архитектуре храмов. Наука — это тоже символическое выражение мира. Символы науки, позволяют ученому входить в семантическое поле, находя там понимание изучаемого.

Но, используя, предложенную В. Налимовым формулу Бейеса, перед нами семантическое поле выступает в своей проявленности через число. О непроявленном семантическом поле ученый говорит как о семантическом вакууме — некоторая аналогия с физическим вакуумом, который физики наших дней считают отнюдь не пустым пространством.

Интерпретируя формулу Бейеса, В. Налимов предлагает исчислять взаимо-действие со смысловым полем через следующее выражение: р(ц /у)=кр(ц)р(у/ц), где

р(ц /у) расшифровывается так:

р(ц) - заданный текст!, предложение или слово; которое понимается с очевидной простотой. Знак у обозначает спонтанно возникшую новую ситуацию или толчок, необходимый для развития и понимания новых смыслов в заданном тексте (новый язык, новое знание, новый поступок, другой человек и его взгляды, задающие новые контексты). Если соединить два значения р(ц) и у в знак р(ц/у), то он будет трактоваться как некий фильтр. В нашем контексте в качестве фильтра может выступить возникающая новая ситуация, в которую попадает человек или уровень его развития тоже может выступать в качестве некоего фильтра. Фильтр - это закрытость, неочевидность чего-то для человека. Причем, для другого в этом же тексте могут появляться совершенно другие фильтры. То, что очевидно для одного, совсем может быть не очевидно для другого. И более того: как раз то, что является «очевидным» в системе одних координат, оказывается абсолютно закрытым для тех, кто пытается пробиться к этой очевидности из иной системы координат. Потому что у него существует другой фильтр в понимании. И другой язык и новая ситуация выступают в качестве толчка у, через который задается новый контекст, определяющий новую семантику заданного текста1. Возможно, что таким толчком может явиться и толковое объяснение и возникшее на его основе понимание через снятие фильтра р(у/ц) у субъекта обучения. «Понимание - это порождение новых фильтров р(у/ц), отвечающих новым ситуациям у, задаваемым не только новыми текстами, но и новыми жизненными условиями. Это всегда порождение новых текстов, или, говоря словами Хайдегера, проектирование, забегание вперед себя» [13, с. 124]. В результате чего появляются:

к - константа нормирования,

р(у/ц) - текст2 с новой семантикой, с необходимостью возникающий из двух посылок - р(ц)-текст! и р(у/ц)-фильтр.

Сделаем вывод: изменение текста, связанного с распаковыванием смыслов, и, следовательно, - его эволюция - связана со спонтанным появлением в некоей ситуации у фильтра р(у/ц), ведущего к качественно иному пониманию, мультипликативно взаимодействующего с исходным текстом! (р(ц)).

Введение этой формулы в образовательное пространство может означать следующее. Любая образовательная ситуация

- это текст, смыслы которого должны быть понимаемы («распакованы»). Например, педагог разговаривает с ребёнком на языке взрослого, но у малыша есть свой собственный язык внутренней речи (Л.С. Выготский), являющийся фильтром у для понимания языка взрослого. Для того, чтобы смягчить действие фильтров, необходимо включить образы, природа которых всегда полисемантична. Только тогда, когда мы какое-либо понятие представим в образе, который во многом является символическим, тогда у него появляется смысловое поле, природа которого всегда полисемантична. Для примера, рассмотрим смысловой объем понятия «видеть», взяв за основу мифологические (архетипические) образы, несущие в себе разные смыслы этого понятия.

Одноглазый Циклоп - символ ограниченного внешнего видения. У него есть противоположность Аргус - зряший во все стороны тысячеглазый страж. Однако видящий во все стороны, еще не всевидящий. Все видит лишь Гелиос, у которого, что ни луч, то глаз. Этот ряд можно закончить Линкеем - героем, взор которого проникает через все препятствия. В греческой мифологии еще есть пара - Эдип - Терсей. Первый зряч, но слеп, он в жизни действует как слепой и совершает предписанные судьбой преступления. Второй слеп, но зряч. Эти образы убедительно показывают сколь многосложно и полисе-мантично может только одно единственное понятие видения. Оно может означать разные смыслы в зависимости от контекста: и созерцание, и прозрение, и знание, и понимание и всеведение. Таким образом, понимание смыслов, закодированных в текстах, всегда сопрягается с постижением неявного, сокрытого. И только это имеет для человека значение, становится ценностью. Образ - это ключ к развитию символического мышления, на основе которого и происходит открытие смысла и вхождение в семантическое поле.

В ситуации взаимодействия с образами ребенок всегда сможет отыскать на оси семантического поля такой смысл, который будет адекватен языку его внутренней речи. Если ребенок не может перевести объяснение учителя на язык соб-

ственной внутренней речи, то объяснение учителя происходит напрасно. Поэтому в любой образовательной ситуации должен присутствовать текст, внутри которого содержатся образы, позволяющие разворачивать коммуникативно-смысловое измерение. Природа этого измерения текстуально-континуальная. Здесь лежит зона текстового плюрализма, образных, коммуникативных уровней кодирования информации педагогом и ребенком. Как только открылись новые смыслы и связанная с ними новая система ценностных предпочтений р(ц/у), так сразу же открывается возможность ее перекодировки в дискреты-слова языка и становится возможным применение рациональной логики для построения нового знания, соответствующего открывшимся смыслам. В диалоге всегда его субъекты переходят от слов-дискретов к их континуальному образу и наоборот.

Таким образом, понимание сущности гуманитарного образования опирается на метафорическое толкование континуального (семантического) подхода, реализуемого через язык, смысл и образ. Понимание данной позиции позволяет создавать инновационные педагогические модели, в которых педагог сможет строить свою деятельность на основе континуальной логики смысла, «распаковывание» которого происходит через коммуникацию между учителем и учеником.

Библиографический список

1. Фролова, Н.Г. Латынь вокруг нас. Греко-латинские словообразовательные элементы в русском языке. Специальный учебный словарь / Н.Г. Фролова, М.Г. Фролов. - Красноярск, 2007.

2. Философский энциклопедический словарь // Ред. коллегия: С.С. Аверинцев, Э.А. Раб-Оглы, Л.Ф. Ильичев [и др.]. - Москва: Советская энциклопедия, 1989.

3. Кузанский, Н. Об ученом незнании (1440): книги простеца (1450) // Соч.: в 2-х томах. - М.: Мысль, 1979. - Т. 1.

4. Свитин, А.П. Континуалистика (познание всеобщей связи): монография. - Красноярск: СибГАУ, 2004.

5. Бор, Н. Анатомная физика и человеческое познание. - М.: Иностранная литература, 1961 (1932) .

6. Налимов, В.В. О возможности метафорического использования математических представлений в психологии // Психологический журнал. -1981. - № 3. - Том 2.

7. Налимов, В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, МГПУ им. В.И. Ленина, 1989.

8. Налимов, В.В. О некоторой параллели между принципом дополнительности Бора и метафорической структурой языка // Сб.: Принципы дополнительности и материалистическая диалектика. - М., 1976.

9. Караулов, Ю.Н. Русский язык и языковая личность. - М., 1987.

10. Налимов, В. Вероятностная модель бессознательного: Бессознательное как проявление Семантической Вселенной / В. Налимов, Ж. Дрога-лина // Психологический журнал. - 1984. - №6. - Т. 5.

11. Налимов, В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, МГПУ им. В.И. Ленина, 1989.

12. Фролова, Н.Г. Социально-философские аспекты герменевтики в современном образовании: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2001.

13. Налимов, В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. - М.: Прометей, МГПУ им. В.И. Ленина, 1989.

14. Елизова, Е.А. Гуманитарное образование: опыт философского осмысления: монография. Красноярский гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. -Красноярск, 2009.

Статья поступила в редакцию 18.06.10

УДК 371.01

Е.П. Позднякова, асп. ГОУ ВПО «ЧГПУ», г. Челябинск, E-mail: [email protected]

К ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ МЕТАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРАКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Данная работа посвящена актуальной проблеме развития метакомпетенции младших школьников средствами интерактивного взаимодействия. Автор последовательно раскрывает основные теоретические и практические результаты проведенного исследования по указанной проблеме. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов в массовой практике, а также в системе повышения их квалификации.

Ключевые слова: метакомпетенция, развитие, младший школьный возраст, интерактивное взаимодействие.

Начальное образование сегодня претерпевает существенные изменения, обусловленные требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, реализация которого происходит в условиях ориентации общества на социально экономическое развитие. В Послании Президента Д. А. Медведева Федеральному Собранию РФ (от 12 ноября 2009 г.) сказано о том, что «главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жиз-

ни в высокотехнологичном, конкурентном мире» [1]. Учитывая поставленную задачу, мы можем говорить о том, что школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы учащиеся могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации, оперативно принимать решения, брать на себя ответственность, анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, соответствующий ситуации стиль поведения, организовывать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.