УДК 1(091) - 8 UDC 1(091) - 8
С.В. КУЗНЕЦОВ S.V. KUZNETSOV
аспирант кафедры философии и культурологии the postgraduate student Philosophy and cultural science
Орловского государственного университета of Orel State University
E-mail: [email protected] E-mail: [email protected]
ОСНОВНОЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ВЕКТОР ФИЛОСОФИИ СМЫСЛА В.В. НАЛИМОВА
MAIN RESEARCH VECTOR PHILOSOPHY OF SENSE V.V. NALIMOV
В статье раскрываются сущность и значение смысла для философского дискурса. Автором рассматривается роль смысла в становлении философских представлений Налимова. Тщательным образом анализируются потенциальные возможности смысла на примере использования силлогизма Бейеса в философской концепции В.В. Налимова. Выдвигается тезис об объясняющей силе силлогизма Бейеса при изучении универсальных философских категорий.
Ключевые слова: смысл, силлогизм, сознание, смысловой континуум, универсум.
In the article the essence and meaning of the sense for the philosophical and scientific discourse is manifested. The author discusses the role of sense in the development of philosophical ideas of Nalimov philosophy. The potential capabilities of the sense in philosophy is analyzed to the nail, by way of example of the use of the syllogism of Bayes in the philosophical conception of V.V. Nalimov. The thesis of the explanatory power of the syllogism of Bayes is put forth in studies of the universal philosophical categories.
Keywords: sense, a syllogism, consciousness, a semantic continuum, a universum.
Категория «смысл» представляет собой термин наивысшего уровня абстрактности. Данное понятие используется как в научной, так и в обыденной коммуникации, подвергается трансформации в своей текстуальной сущности, приобретая онтологический статус. Именно поэтому «смысл» не имеет общепринятой трактовки. Более того, полифония определений категории «смысл» не только не упрощает процесс анализа его сущности, а наоборот лишает исследователя хоть какой-нибудь возможности заключить данный термин в концептуальный каркас.
Можно отметить, что в каждой эпохе находились люди, для которых постижение феномена смысла являлось превалирующей задачей. Это были греческие философы и христианские отцы церкви, философы Нового времени и представители немецкой классической философии, разработчики философской герменевтики и основатели аналитической философии. А впоследствии, с усилением дисциплинарной дифференциации, «смысл» также стал объектом исследования лингвистов, логиков и психологов. Из этого следует вполне естественный вывод о том, что категория «смысл» носит междисциплинарный характер.
Но несмотря на дифференциацию научных дисциплин, исследователей, занимающихся проблемой феномена смысла, роднит общее желание найти глу -бинные основания, которые позволили бы сфокусировать расплывчатые представления о смысле в более четкое понятие. Это могло бы привести к созданию базиса, на котором в дальнейшем происходил бы междисциплинарный диалог. Именно такую цель
© С.В. Кузнецов © S.V. Kuznetsov
и ставил перед собой В.В.Налимов, разрабатывая свою философию смысла.
Из работ Налимова мы видим, что понятие «смысл» для него - не атрибут мира аристотелевской логики, а, скорее, неотъемлемая категория бытия. Налимов становится на позиции философской герменевтики, придавая категории «смысл» онтологический статус. Смыслы для Налимова, так же как и физические константы, лежащие в основании антропного принципа, существуют объективно и изначально и имеют характер несотворенного. Но сущность смыслов может быть схвачена лишь в их динамике. Улавливание изменений динамики смыслов возможно посредством семантического анализа таких категорий, как «смысл», «язык», «текст» [1, 108]. Налимов утверждает, что каждый из элементов триады определяется через другой ее элемент. Все три категории для В.В. Налимова неразрывно связаны между собой некой генетической связью.
Основным исследовательским посылом Налимова является вероятностное видение при непосредственном исследовании объекта. Целью вероятностного подхода является не поиск причин поведения объектов, а описание их поведения, непосредственно спонтанно разворачивающегося перед исследователем. В связи с этим вероятностное представление не может иметь той точности, которой обладают традиционные дисциплины, основывающиеся на жестком детерминистическом подходе.
Характеризуя сущность вероятностных представлений, Налимов отмечает, что если случайная
величина задана, то задана и ее функция распределения. В таком случае при исследовании объектов и систем ученый в русле вероятностного исследования пренебрегает причинно-следственной трактовкой наблюдаемых явлений. Ученого устраивает чисто поведенческое описание явлений. Функция распределения - это описание поведения случайной величины, без анализа тех причин, которые вызвали исследуемое поведение. Это описание явлений в их спонтанном проявлении. Вероятностное описание размыто. Размытость описания - основное проявление вероятностного языка [2,60]. Если перейти от вероятностного осмысления результатов научных измерений к вероятностному осмыслению фундаментальных представлений о языке, сознании, культуре, то они также будут описываться размыто.
При переходе к анализу феномена смысла в русле вероятностно ориентированной философской парадигмы Налимов разрабатывает язык вероятностного исчисления смыслов. По мнению философа, этот язык должен дать формальное описание творческим процессам, включающим разнообразные проявления спонтанности. Используя язык вероятностного исчисления, Налимов создает вероятностно ориентированную теорию смысла. Для философского анализа категории «смысл» Налимов использует разработанный им метод вероятностного взвешивания. Этот метод подразумевает под собой определенный алгоритм действий по приданию элементарным смыслам вероятностной меры.
Вероятностное взвешивание позволяет оперировать размытыми смыслами, раскрывающимися на глубинных уровнях сознания. Это область антиаристотелевой логики, своеобразной логики творческого процесса. При этом Налимов отмечает, что аристотелеву логику следует рассматривать как вторичную. Философ уверен, что «она редуцирует смысловой континуум к дискретам - словам, за которыми скрыто стоит множество смыслов» [3,122]. Тем самым понимание всегда является личностным. Ставя себе цель понять дискретно написанные тексты, мы вновь и вновь станем обращаться к вероятностной неопределенности.
Помимо метода вероятностного взвешивания смыслов, Налимовым были разработаны теоретические положения, которые впоследствии и стали той фундирующей основой для дальнейшего философствования, некой философской аксиоматикой, на основаниях которой строился теоретический дискурс философа. Попытаемся рассмотреть основные идеи философии смыслов Налимова.
Первой исходной посылкой философских оснований учения Налимова будет являться тезис о том, что весь эволюционирующий мир мы можем рассматривать как множество текстов. Культура, человек, отдельные виды на уровне биосферы, неживой мир на уровне нашего представления о нем - есть текст.
Во-вторых, сами тексты имеют сразу две сущностные характеристики, они обладают дискретны-
ми и континуальными признаками. Налимов считает, что это связано с тем что, язык, на котором строятся тексты, дискретен, а глубинное состояние сознания обладает существенно иной направленностью, которая не может быть упрощена к дискретности языка. Другими словами, ища смысл в тексте на дискретном языке, мы интерпретируем его на континуальном уровне нашего сознания. Соответственно для Налимова человеческое мышление обладает свойством непрерывности, так как глубинное сознание всегда стоит за обыденным дискретно организованным сознанием. Сам этот вывод, сделанный Налимовым, непосредственно следует из разработанной им вероятностной модели языка, которую мы рассмотрим ниже.
В-третьих, значение единиц языка обусловлено вероятностно задаваемой структурой смыслов. Смыслы есть то, что делает знаковую систему текстом. Вытекающая из третьего вывода четвертая аксиома философских оснований Налимова звучит так - все смыслы мира соотнесены с линейным континуумом Кантора, некой числовой осью и. Иначе говоря, Налимов имеет в виду то, что смыслы спрессованы на некой смысловой оси так же, как и числа на действительной оси.
В-пятых, Налимов говорит об объективно существующем семантическом вакууме, который представляет собой непроявленный Мир. Этот не распакованный универсум образуется из спрессованных смыслов.
В-шестых, распаковывание смыслов, обусловливающее появление текстов, осуществляется посредством вероятностного взвешивания. Само взвешивание происходит на смысловой оси и, разным участкам ее приписывается разная мера.
Таким образом, семантика каждого конкретного текста задается своей функцией распределения. Наличие функции распределения - p(u), связанной с плотностью вероятности распределения смыслов на оси и, — это седьмой тезис, задающий вектор аксиоматики в философии Налимова. Функция распределения вероятности, задаваемая на многомерном пространстве смысловой оси, участвует в определении текста[1, 111]. В тексте смыслы всегда оказываются заданы избирательно. Функцияp(u) оказывается тем окном, через которое нам дана возможность всматриваться в семантический мир[3,131].
Понимание текста у Налимова, является сугубо личностным и происходит спонтанно. Самопроизвольное восприятие текста субъектом свидетельствует о непрерывном процессе самоорганизации сознания познающего.
Философские аксиомы Налимова непосредственно связаны с представлениями философа о континуальной природе оси и, на которой спрессованы смыслы. Говоря о смысловой оси, мы подразумеваем множество, не имеющее пустых мест. Смыслы находятся в состоянии неразрывной целостности. Сам метод взвешивания смыслов, разработанный
Налимовым, основывался на строгой формально-математической логике, заложенной в известной статистической формуле Бейеса. Это формула в интерпретации Налимова развивает идею о непрерывности смыслового континуума. Плотно упакованные смыслы на оси и не рассекаются на смежные, но совершенно отдельные друг от друга семантические единицы- дискреты.
На основание вышеизложенной аксиоматики Налимов расширяет наши возможности касательно процесса понимания смыслов. В своих работах философ указывает на то, что эволюция текста напрямую связана со спонтанным появлением в определенной языковой ситуации у фильтра р (у). Смысловой фильтр р (у) мультипликативно взаимодействует с исходной функцией р(и). Функция p(u) будет являться априорной функцией распределения, которая предшествует определенному событию. Для описания исходного взаимодействия Налимов использует формулу Бейеса. Таким образом, формальная запись спонтанного проявления смыслов выглядит следующим образом: p(u/y)=kp(u)p(y/u), где p(u/y) -условная функция распределения, определяющая семантику нового текста, возникающего спонтанно после события у; k - константа нормировки.
Ранее мы указывали, что формула Бейеса является исключительно инструментом математической статистики. Налимов использует формулу Бейеса не как формулу, описывающую стохастические явления, а как силлогизм, который в формальной записи описывает спонтанное возникновение смыслов. В силлогизме Бейеса имеется две посылки: p(u) и p(y/u), из которых следует текст с новой семантикой - p(u/y). В силу того, что Налимов в своих умозрениях использует вероятностный подход, становится понятно, что в силлогизме Бейеса, в отличие от категорического силлогизма Аристотеля, обе посылки и возникающее из них следствие имеют не дискретные признаки, а вероятностные размытые характеристики.
Заметим, что изначально формула Бейеса использовалась в математической статистике для вычисления апостериорных событий через априорные вероятности. Налимов обобщил механизм формулы Бейеса, используя ее как логическую формулу, придавая ей логическое значение. В соответствии с этим, Налимов говорит о существовании бейесов-ской логики, в основании которой лежит силлогизм Бейеса-Налимова. Ее суть состоит в открытости спонтанному проявлению фильтров[4,265]. Причем спонтанность философ связывал с трансцендентным, надличностным началом. Это позволяет отнести концепцию Налимова к трансцендентальной философии, сближая взгляды Налимова с идеями Канта. В подтверждение этому рассмотрим следующее высказывание немецкого философа: «Наша познавательная способность ощущает гораздо более высокую потребность, чем разбирать явления по складам согласно синтетическому единству, чтобы узреть в них опыт; наш разум естественно уносится
в область знаний так далеко, что ни один предмет, который может дан опытом, никогда не сможет совпасть с этими знаниями, и тем не менее они обладают реальностью и вовсе не есть химеры» [5,213]. Основным для Канта является вопрос о возможности существования априорных синтетических суждений. Для Налимова этот вопрос также является ключевым. Более того, Налимов пытается раскрыть механизм появления таких суждений.
Немаловажной идеей, заложенной в бейесов-ской логике, является тезис о возможности применения силлогизма к смыслам, размытым на числовом континууме. В этом случае отвергается возможность появления атомарных смыслов. Это совершенно исключает возможность сильной дизъюнкции. Соответственно этот язык свободен от закона исключенного третьего. В связи с этим язык бейесовской логики оперирует не только категориями истинности и ложности, но и позволяет учитывать размытые смыслы, связанные с двумя этими категориями. Соответственно язык бейесовской логики совершено не исключает противоречий. Это связано с тем, что он изначально, будучи механизмом описания всего семантического универсума, потенциально содержит в себе все возможное богатство суждений. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что логика Бейеса является открытой системой, она подвержена спонтанному появлению смыслов. А само появление новых смыслов обусловлено их вероятностной природой. Тем самым язык и рождающиеся в нем смыслы свободны от законов аристотелевской логики. Таким образом, для стороннего наблюдателя бейесовская логика выглядит чем-то алогичным. Но для смысла, спонтанно появляющегося на вселенском континууме, именно такой механизм взвешивания наиболее эффективен.
Абстрагируясь от теоретических оснований вероятностных представлений Налимова, попытаемся понять, каким же образом происходит взвешивание и распаковка смыслов в нашей повседневной жизни. Происходит же это приблизительно следующим образом: постигая текст или беседуя, мы оказываемся вовлеченными в языковую игру. В процессе языковой игры мы погружаем важные для данного текста слова в новую для них ситуацию. Новая ситуация порождает некий фильтр нашего понимания, зависящий от нашего опыта и знаний. Таким образом, смысл слов сужается и конкретизируется в зависимости от нашего личностного восприятия данного слова. Но в процессе языковой игры, в ходе работы смыслового фильтра смыслы могут не только сужаться. Языковая игра также расширяет смыслы слов. Налимов подчеркивает, что в этом случае фильтры, отвечающие некоторой ситуации. придают высокий уровень значимости словарно недостаточно выраженному для данного слова смыслу. Примером расширения смысла является создание двухсловного термина. Таким термином является «искусственный интеллект», в котором можно разглядеть опреде-
ленные семантические противоречия, так как это определение состоит из двух принципиально разных слов. Да и сам Налимов в своем философском дискурсе вводит новый двухмерный термин «силлогизм Бейеса». В нем смыслы, которые в обычном применении будут противопоставлены друг другу, связаны между собой.
Конечно, в русле такого подхода понимание научных и философских концепций носит вероятностный, бейесовский характер. Если мы обратимся к анализу философских традиций западной культуры, то будет понятно, что происходит непрекращающаяся реинтерпретация философского наследия, сформированного еще в эллинской культуре [7,144]. Понимание является нескончаемым творческим процессам, и иногда он заканчивается созданием качественно нового. Люди постоянно задают новые тексты, каждый раз по-новому раскрывая потенциал смысловой оси, вытаскивая на поверхность нашего сознания все новые и новые смыслы. Пожалуй, самая важная идея философии Налимова заключается в том, что сущность человека - в его постоянном взаимодействии с миром смыслов. Посредством этого взаимодействия появляются новые тексты, которые вновь и вновь становятся участниками бесконечного в универсуме процесса смыслообразования.
В.В.Налимов является необычным и нетрадиционным мыслителем. Его роль в истории философии еще не раз будет объектом изучения многих поколений философов. Но уже сейчас очевидно, что этот не всегда доступный для понимания даже подготовленного исследователя философ разработал механизм, позволяющий произвести колоссальный синтез мировоззрений. Налимов использовал идею семантического континуума и соединил эти идеи со своими вероятностными представлениями. А использование формулы Бейеса, описывающей стохастические явления, стало замыкающим звеном в философской концепции советского энциклопедиста. Налимов сумел увидеть в формуле Бейеса, описывающей вероятностные события, силлогизм, имеющий вероятностно размытый характер. Но несмотря на отсутствие конкретно заданного вектора, силлогизм Бейеса - Налимова позволяет производить распаковку смыслов на оси семантического континуума посредством вероятностного взвешивания [6,151]. А это является подтверждением того, что на сегодняшний момент в современной российской философии есть состоятельная исследовательская программа постижения текстовых сущностей, которую еще предстоит анализировать и развивать.
Библиографический список
1. Налимов В.В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им.Ленина, 1989. 287 с.
2. Налимов В.В. Язык вероятностных представлений - Препринт Научного совета по комплексной проблеме «Кибернетика» АН СССР, 1980. 72 с.
3. Налимов В.В. Вселенная смыслов М.: Общественные науки и современность, 1995. 227 с.
4. Грановский Ю.В., Дрогалина Ж.А., Маркова Е.В. В.В. Налимов: Вехи творчества - М.: Изд-во Водолей Publisher, 2005. 474 с.
5. Кант И. Критика чистого разума Сочинение в 6 томах, т.3- М.: Мысль, - 799 с.
6. Налимов В.В. Вероятностная модель языка. М.: Изд-во Наука, 1979.180 с.
7. Кононова Е.С. Смысл отчаяния Ученые Записки Орловского Государственного Университета Научный Журнал Серия «Гуманитарные и Социальные науки» № 3. Часть 1. 299с. С. 142-149.
References
1. Nalimov V.V. Spontaneous Mind: The Theory of Probability and semantic meanings architectonics personality. Moscow: Publishing House of the "Prometheus" Lenin Moscow State Pedagogical Institute, 1989. 287 p.
2. Nalimov V.V. Language probabilistic representations - Preprint of the Scientific Council on the Complex Problem "Cybernetics" of the USSR, 1980. 72p.
3. Nalimov V.V. Universe of meaning - Moscow: Social Sciences Today, 1995. 227 p.
4. Granovsky Y.V., Drogalina J.A., MarkovaE.V. V.V. Nalimov: Milestones of creativity - Moscow: Publishing House of Aquarius Publisher, 2005. 474 p.
5. Kant I. Critique of Pure Reason, writing in 6 volumes, v.3-Mysl. 799 p.
6. Nalimov V.V. The probabilistic model of language. M.: Publishing house of Science, 1979.180 p.
7. Kononova E.S. The sense of despair Scientists Memoirs Orel State University Scientific Journal series "Humanities and Social Sciences"Number 3. Part 1. 299p. P. 142-149.