УДК 004.912:316.454.52(057.875)
Пинская Маргарита Владимировна
старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права Российского государственного социального университета, филиала в г. Анапе [email protected]
Контент-анализ интернеткоммуникации вузов
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ КАК ФАКТОРА РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Margarita V. Pinskaya
senior lecturer at the Department of social work, psychology and social right. Russian State Social University (Anapa branch)
Content analysis of
INTERNET COMMUNICATION OF HIGHER SCHOOLS OF KRASNODAR TERRITORY AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF REGIONAL CULTURE OF PROFESSIONAL SELF-REALIZATION OF THE STUDENTS
Аннотация. Статья посвящена анализу содержания разделов Интернет-сайтов ВУЗов Краснодарского края, имеющих потенциал влияния на развитие культуры профессиональной самореализации студентов. Одновременно затрагиваются проблемные вопросы информационной политики учебных заведений в Интернете. В статье предлагается оригинальный метод анализа количественных показателей смысло-содержащих навигационных элементов главных страниц официальных сайтов, раскрывающий степень участия учебных заведений в развитии культуры профессиональной самореализации студентов в рамках Интернеткоммуникации и свидетельствующий о качестве использования ими коммуникационного потенциала Интернета.
Ключевые слова: студенческая субкультура, высшие учебные заведения, Краснодарский край, контент-анализ, информационная политика, культура профессиональной самореализации, интернет-коммуникация.
Annotation. This article is devoted to the contents analyze of the sections of universities websites of Krasnodar region, with the potential to influence on the development of professional students selfrealization culture. Simultaneously the problematic issues of information policy institutions in the Internet are affected. The article proposes an original method for guantitative analysis of sense-containing navigational elements of the main pages of the official websites, revealing the involvement of educational institutions in developing a culture of professional self-realization of students in the framework of Internet communications and attesting to the guality of their use of the communication potential of the Internet.
Keywords: student subculture, universities, Krasnodar region, content analysis of news, politics, culture professional fulfillment, Internet communication.
Какую роль играет Интернет-коммуникация ВУЗов в формировании культуры профессиональной самореализации студентов?
Мы можем рассматривать студенчество как своеобразное социокультурное образование (И.М. Сотников [1], Н.Н. Ерохина [2], Н.Н. Павленко [3], В.Н. Филяновой [4], Л.В. Мосиенко [5] и др.), как подсистему молодежной субкультуры, отличающуюся организацией вокруг учебных заведений.
От информационной политики ВУЗов в Интернете зависит качество конструирования студентами собственной Интернет-коммуникации, поскольку студенческая субкультура образуется и существует вокруг институциональное™ учреждений образования. Следовательно, и качество
профессиональной самореализации студентов в рамках Интернет-коммуникации находится в зависимости от информационной политики учреждений образования в Интернете.
Поскольку коммуникационное взаимодействие ВУЗов со студентами в Интернете имеет текстуальное отражение на страницах их сайтов, есть возможность путем анализа смысло-содержащих навигационных элементов этих сайтов выявить степень обусловленности студенческой культуры профессиональной самореализации информационной политикой ВУЗов.
В качестве методологического основания для реализации задуманного мы рассматриваем аналитические приемы американских и европей-
78
ских социологов и антропологов, изложенные ГГ. Почепцовым [6, с. 378-446], нашедшие применение и в отечественной культурологии [7].
Наличие сайта ВУЗа - первый количественный показатель, позволяющий выявить процент ВУЗов Краснодарского края, осуществляющих
информационную политику в Интернете. Кроме того, данный показатель расценивается как коммуникационный ресурс или как коммуникационный потенциал, процент использования которого свидетельствует о продуктивности Интернеткоммуникации («К. р.» в таблице 1 нижняя строчка).
Таблица 1
ВУЗы Кр кр Колл-во Свой сайт Сайт г. ВУЗа Обращение | Деятельность
А С Р О Н т
О ВУЗы 34 28 22 13 1 13 21 9
Ф Кр. кр 33 9 24 29 9 11 17 1
Ф др р 42 16 26 26 26 21 29 4
Всего 109 53 50 77 48 1 45 67 14
103
К Р ( %) 100 74,76 46,6 0,97 43,69 65,05 13,59
Кроме того, мы вводим две оценочные категории (показатели), отраженных в главном меню главных страниц изучаемых сайтов: «Обращенность» и «Деятельность».
«Обращенность» формируется наличием в главном меню сайта категорий разделов типа: «Абитуриенту», «С^денту», «Работодателю» (в таб. 1 столбцы «А», «С», «Р»). «Деятельность» формируется наличием в главном меню сайта категорий разделов типа: «Образование», «Наука», «Трудоустройство» [в таб. 1 столбцы «О», «Н» и «Т»]. Разделы могут иметь иные названия («Поступающему» «Обучение», «Учебно-воспитательная работа», «С^денческое кадровое агентство» и др.), понимаемые как синонимы обращения к определенной категории реципиентов коммуникации или освещения деятельности ВУЗа.
Измеряются лишь количественные показатели, отраженные в постоянных категориях разделов главных меню сайтов, в прямом навигационном доступе. Конструкция интерфейса главной страницы сайта свидетельствует о стратегических намерениях осуществлять информационную политику в Интернете в обозначенных сферах. Отсутствие же определенных рубрик говорит об иных стратегических целях.
По данным федерального портала «Российское образование» [8], на апрель 2014 года в России, за исключением Крыма и Севастополя, насчитывается 2726 учреждений высшего образования.
«Российское образование» (www.edu.ru) имеет в своем информационном поле постоянно обновляемый наиболее полный каталог ВУЗов России. Частота обновления информации о ВУЗах зависит от активности участия самих учебных заведений в редактировании каталога. Это позволяет считать, что мы оперируем объемом информации, предоставленным самими ВУЗами в той мере, в какой ее оперативность определяется их информационной политикой.
Краснодарский край по количеству ВУЗов (109) занимает четвертое место в России после Москвы (301), Московской области (139) и Санкт-Петербурга (110), опережая Тюменскую (94) и Ростовскую (84) области [8, там же]. Из общего коли-
чества ВУЗов на территории Краснодарского края действуют 34 головных (основных) учреждений и 75 филиалов, из которых 33 филиала головных учреждений образования Краснодарского края и 42 филиала ВУЗов других регионов РФ.
Дифференциация ВУЗов на основные, филиалы ВУЗов Краснодарского края [в таб. 1 строка «Ф Кр к»] и филиалы ВУЗов других регионов [в таб.1 строка «Ф др р»] позволяет получить дополнительную информацию, раскрывающую в сравнении общую региональную картину.
Из 34 головных (основных) ВУЗов Краснодарского края 6 (17,65 %) не имеют собственных сайтов (не имеют собственной информационной политики в Интернете). Все филиалы либо развивают собственные сайты, либо ориентированы на сайты основных учебных заведений.
24 (72,73 %) филиала ВУЗов, чьи головные учреждения находятся в Краснодарском крае, ориентируются на сайты головных учреждений (не имеют самостоятельной информационной политики в Интернете). Лишь 9 (27,27 %) филиалов кубанских ВУЗов на сегодняшний день способны самостоятельно влиять на развитие культуры профессиональной самореализации студентов в рамках Интернет-коммуникации.
Из 42 филиалов ВУЗов иных регионов развивают собственные сайты 16 (38,1 %), что на 10,83 % больше показателей филиалов кубанских ВУЗов. Вместе с тем, большая часть филиалов ВУЗов других регионов так же ориентирована на информационную политику в Интернете своих головных учреждений.
Почти пополам распределились суммы собственных сайтов (50 сайтов - 48,64 %) и ссылок на ресурсы головных ВУЗов (53 ссылки -51,46 %). Что позволяет нам констатировать: больше половины ВУЗов Краснодарского края находятся в зависимости от информационной политики своих головных учреждений.
Сайты ВУЗов Краснодарского края представляют собой 103 коммуникационных канала, что составляет 100 % коммуникационного ресурса. Через них к абитуриентам осуществляется
79
77 (74,76 % ресурса) обращений, к студентам -48 (46,6 %), к работодателям 1 (0,97 %).
Показатели обращенности колоссального коммуникационного ресурса к реципиенту, единственно способному по достоинству оценить продуктивность деятельности ВУЗов, находится в пределах статистической погрешности! Такую ситуацию можно однозначно трактовать - информационная политика ВУЗов в Интернете не направлена на развитие коммуникации с потенциальным работодателем выпускников. Следовательно, ВУЗы не видят необходимости корректировать свою образовательную деятельность с опорой на коммуникационное взаимодействие с потенциальными работодателями своих выпускников. А ведь подобная коммуникация не только может, но и должна являться дополнительным источником финансирования и стратегическим ресурсом социального партнерства.
Большая часть коммуникационного ресурса ориентирована на привлечение абитуриентов, почти в два раза менее заинтересованы ВУЗы Краснодарского края в Интернет-коммуникации со студентами.
Интересный показатель соотношения использования коммуникационного потенциала складывается у филиалов ВУЗов иных регионов: на абитуриентов и студентов тратятся одинаковые объемы коммуникационного ресурса (по 26 обращений, что составляет 61,9 % коммуникационного ресурса).
Из этого можно сделать вывод, что низкие показатели обращенности сайтов к студентам раскрывают специфику региональной информационной политики: ВУЗы Краснодарского края менее заинтересованы в коммуникации со студен-
Литература:
1. Сотников ИМ. Дифференциация студенческой субкультуры в современном российском обществе : автореферат диссертации. Ставрополь, 2009. 27 с.
2. Ерохина НМ. Социосемиотические основы молодежной субкультуры : дис. канд. соц. наук. Тамбов, 2006. 153 с.
3. Павелко. Н Н. Ценностная культура личности / Н.Н. Павленко. Краснодар: Издательский дом ХОРС, 2013. 672 с; Она же: Педагогическая культурология. Краснодар, Издательский дом ХОРС, 2009. 556 с.
4. Филянова В.Н. Политическая субкультура учащейся молодежи России второй половины XIX века : дис. канд. полит. наук. М., 2005. 187 с.
5. Мосиенко, Л.В. Ценностное самоопределение студентов в пространстве университетской молодежной субкультуры : дис. д-ра лед. наук. Оренбург. 2012. 514 с.
6. Почепцов ГГ. Теория коммуникации. М., Рефл-бук, Киев : Баклер, 2001. 656 с.
тами посредством Интернета, нежели их конкуренты из других регионов.
Из 103 сайтов (100 % ресурса) для освещения образовательной деятельности в главном меню главной страницы отводится 45 разделов (43,69 %), для освещения научной деятельности отводится 67 разделов (65,05 %), для освещения деятельности по трудоустройству студентов и выпускников 14 разделов (13,59 %). Филиалы для освещения своей деятельности по трудоустройству студентов и выпускников реализуют лишь 6,67 % ресурса, когда основные ВУЗы -32,14 %. Филиалы не заинтересованы в реализации коммуникационного потенциала своих сайтов с целью трудоустройства студентов и выпускников.
Обобщая приведенные наблюдения, констатируем: 1) информационная политика ВУЗов Краснодарского края в Интернете в большей степени направлена на саморекламу с целью привлечения абитуриентов (74,76 % коммуникационного ресурса); 2) низкий показатель Интернет-
коммуникации ВУЗов с потенциальными работодателями - негативный фактор развития культуры профессиональной самореализации студентов, подрывающий доверие студенчества к ВУЗу как управляющему коммуникатору.
Приведенные показатели вычеркивают инфраструктуру вузовской Интернет-коммуникации из базиса культуры самореализации студенчества, свидетельствуют о неподготовленности ВУЗов Краснодарского края к развитию интерактивных форм социального партнерства, способных решать не только общественно значимые задачи, но и задачи насущные для самих учебных заведений, такие, например, как дополнительные источники самофинансирования.
Literature:
1. Sotnikov I.M. Differentiation of student subcultures in contemporary Russian society : synopsis of dissertation. Stavropol, 2009. 27 p.
2. Erokhina N.N. Sociosemiotics fundamentals of youth subcultures : diss. ... cand. social. Sciences. Tambov, 2006. 153 p.
3. Pavelko N.N. The value culture of personality / N.N. Pavelko. Krasnodar : HORSE, 2013. 672 p; It is: Teaching culture / N.N. Pavelko. Krasnodar, Publishing house HORS, 2009. 556 p.
4. Vilanova V.N. Political subculture of Russian youth in the second half of the nineteenth century : diss. cand. polit. Sciences. M., 2005. 187 p.
5. Mosienko L.V. Value-determination of students in the space of the University youth subcultures : diss. doct. ped. Sciences. Orenburg, 2012. 514 p.
6. Pocheptsov G.G. The theory of communication. M., Refl-buk, Kiev : Vakler, 2001. 656 p.
80
7. Ман аев О.Т. Кон тент-анализ - описание метода // Пси-фактор 2001-2014. URL: http://psyfac-tor.org/lib/kontent.htm (дата обращения 25.04. 2014.)
8. Университеты, академии, институты. Федеральный образовательный портал Российское образование 2002-2014. Информационное сопровождение: В.В. Старов URL: http://www.edu.-ru/abitur/act.4/index.php (дата обращения 25.04. 2014.)
7. Manaev O.T. Content analysis - description of the method // Psi factor 2001-2014. URL: http://psyfactor.org/lib/kontent.htm (date of access 25.04.2014.)
8. Universities, Academies, Institutes. Federal educational portal Russian education 2002-2014. Information support: V.V. Starov URL: http://www.-edu.ru/abitur/act.4/index.php(date of access 25.04. 2014.)
81