"Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (63), 2016
ных наук: междисциплинарный подход и конвергенция знаний: моногр. / под ред. Р.М. Байгулова, О.А. Подкопаева. Самара, 2016. С. 221-230.
6. Романов О.А. Русская философия и проблема трансформации культурно-цивилиза-ционных оснований современного социума // Русская философия в духовно-культурном пространстве Беларуси: история и современность: материалы Междунар. круглого стола (г. Минск, 20 сентября 2013. Минск, 2013. С. 168-179.
7. Нуреев Р.М., Латов Ю.В. Когда и почему разошлись пути развития России и Западной Европы (подход с позиций институциональной экономической истории) // Мир России. 2011. № 4. С. 24-59.
8. Трубецкой Е. Три очерка о русской иконе. Новосибирск, 1991. 112 с.
9. Шапошников Л.Е. Православие и русская философская традиция // Русская философия в духовно-культурном пространстве Беларуси: история и современность: материалы Междунар. круглого стола (г. Минск, 20 сентября 2013 г.). Минск, 2013. С. 61-71.
References
1. Civilizacija: ot lokal'nogo k global'nomu Gradu [Civilization: from the local to the global City]: monograph. Donetsk, 2008.
2. Borko Ju.A. Ot evropejskoj idei - k edinoj Evrope [From European idea to United Europe]. Moscow, 2003.
3. Kljuchevskij V.O. Kurs russkoj istorii [The course of Russian history]: in 9 vol. Vol. 1. Moscow, 1987.
4. UsachevA.V. The problem of the ontological foundations of Russian religious philosophy: synopsis of the thesis ... PhD (philos.): 09.00.01. Ekaterinburg, 2001.
5. Monina N.P. Formirovanie aksiosfery Rossii i Zapada: religiozno-kul'turologicheskij aspekt // Nauchnye issledovanija v sfere social'no-ekonomicheskih i gumanitarnyh nauk: mezhdiscipli-narnyj podhod i konvergencija znanij [The formation of axiosphere of Russia and the West: religious and cultural aspects // Scientific researches in the sphere of socio-economic Sciences and Humanities: an interdisciplinary approach and convergence of knowledge]: monograph. Samara, 2016. P. 221-230.
6. Romanov O.A. Russian philosophy and the problem of transformation of cultural and civilizational foundations of modern society // Russian philosophy in the spiritual and cultural space of Belarus: history and modernity: materials of the International round table. Minsk, 2013. Рр. 168-179.
7. Nureev R.M., Latov Ju.V. When and why differing ways of development of Russia and Western Europe (the approach of institutional economic history) // Mir Rossii, 2011. № 4. Рр. 24-59.
8. Trubeckoj E. Tri ocherka o russkoj ikone [Hree sketches about Russian icon]. Novosibirsk,
1991.
9. Shaposhnikov L.E. Orthodoxy and the Russian philosophical tradition // Russian philosophy in the spiritual and cultural space of Belarus: history and modernity: materials of the International round table. Minsk, 2013. Рр. 61-71.
УДК 304.2 М.В. ПИНСКАЯ
ВАЖНЫЙ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
Пинская Маргарита Владимировна, соискатель ученой степени кандидата культурологии, старший преподаватель кафедры социальной работы, психологии и социального права филиала Российского государственного социального университета (Анапа, ул. Тургенева, 261), margarita-pinskaja@rambler.ru
Аннотация. В данной статье затронуты некоторые проблемные вопросы информационной политики учебных заведений высшего образования. Мы предлагаем оригинальный метод анализа количественных показателей смыслосодержащих навигационных элементов главных страниц официальных сайтов, раскрывающий степень участия учебных заведений в проектировании перспективной социокультурной ситуации.
Ключевые слова: высшие учебные заведения, Краснодарский край, контент-анализ, информационная политика, культура профессиональной самореализации, интернет-коммуникация.
UDC 304.2 M.V. PINSKAJA
IMPORTANT CULTURAL ASPECT STUDY INTERNET COMMUNICATIONS AS A FACTOR OF PROFESSIONAL CULTURE OF SELF-REALIZATION
OF STUDENTS
Pinskaya Margarita Vladimirovna, applicant degree of PhD (culturology), a senior lecturer in social work, psychology, and social rights branch of Russian state social university (Anapa, Turgeneva str., 261), margarita-pinskaja@rambler.ru
Abstract. This article discussed some problematic issues of institutions of higher education information policy. We propose an original method for the analysis of quantitative indicators of meaning-containing elements of main navigation pages of the official websites, reveals the involvement of educational institutions in designing promising socio-cultural situation.
Keywords: universities, Krasnodar region, content analysis, politics, culture professional fulfillment, Internet communication.
Культура профессиональной самореализации современного студента находится в непосредственной зависимости от качества осуществляемой им интернет-коммуникации со своим учебным заведением. Комплексно управлять собственной интернет-коммуникацией учебным учреждениям позволяют их сайты. Поэтому, изучая интернет-коммуникацию как фактор развития культуры профессиональной самореализации студентов, мы разработали аналитический метод определения степени использования учебными заведениями коммуникационного потенциала своих сайтов в направлении развития культуры профессиональной самореализации студентов. В его основе лежит количественный метод контент-анализа (Дмитриев И.В., Евстафьев В.А, Лисовский С.Ф., Манаев О.Т., Мансуров В.А., Семенова А.В. и др.).
Мы уже излагали основные приемы нашего метода и некоторые результаты в ряде работ [1, с. 165-169], [2, с. 78-81]. В этой статье мы приводим показатели текущего года (таблица) и хотели бы сравнить показатели трех лет исследований (диаграмма).
Таблица
Контент-анализ сайтов вузов Краснодарского края (апрель 2016 года)
Вузы Кол- Сайт Обращение Деятельность
Кр. кр. во сайт гол. вуза А. С. Р. О. Н. Т.
Осн. 34 34 34 24 11 34 29 15
вузы
Фил. 32 9 23 29 9 0 18 21 4
вузов Кр. кр.
Фил. 38 16 22 26 26 0 24 23 2
вузов др. рег.
Всего 104 59 45 89 59 11 76 73 15
104
Комм. 100% 85,57 % 56,73 % 10,58 % 73,08% 70,19 % 20,19 %
ресурс в %
"Культурная жизнь Юга России" 20 ;
№ 4 (63), 2016
Исследования планомерно осуществляются нами с 2014 года. Основным источником для сбора количественных показателей для нас явился Федеральный образовательный портал Российское образование [3], на котором представлены адреса сайтов учебных заведений.
Сводный график динамики освоения коммуникационного потенциала собственных сайтов вузами Краснодарского края в аспекте развития культуры профессиональной самореализации студентов с апреля 2014 г. по апрель 2016 г. наглядно показывает неуклонный рост внимания образовательных учреждений к развитию интернет-коммуникации в исследуемом нами аспекте (диаграмма).
Диаграмма
Динамика освоения коммуникационного потенциала собственных сайтов вузами Краснодарского края в аспекте развития культуры профессиональной самореализации студентов с апреля 2014 г. по апрель 2016 г.
90
___
80 .. - ■ -+- *
-»----- ____- • —•— А
70 __----------- ----
60 ■ С
___— --1
50 ----------------------------------■■ Р
______._____
40
--О
30 20 10 0
—*— н
- - - •— ♦---- - • ■ - - -------------- —т
_________ -------—~
1 1 1
апр.14 ь ££ О апр.15 1Л н ^ о '.О о. с СЬ
В 2016 году на территории Краснодарского края происходит сокращение числа филиалов учебных заведений других регионов (таблица). Это связано с изменением рыночной ситуации, с общей тенденцией сокращения числа абитуриентов, поступающих в высшие учебные заведения. Такая ситуация вынуждает вузы больше внимания уделять коммуникации со своими студентами. Но по-прежнему сфера взаимодействия с потенциальными работодателями находится в стадии формирования. Мы можем предполагать, что традиционная для отечественной высшей школы ориентация на государственный заказ в плане подготовки специалистов играет для вузов Краснодарского края определяющую роль.
Проведенные нами исследования показывают, что интернет-коммуникация в аспекте развития культуры профессиональной самореализации студентов представляет срез информационной политики высших учебных заведений, позволяющий констатировать ряд факторов развития значительного сегмента социокультурного пространства, что может использоваться для диагностики роли высших учебных заведений в проектировании перспективной социокультурной ситуации. Этот факт убеждает нас в том, что культура профессиональной самореализации студентов представляет собой активно развивающийся элемент социокультурного пространства, в котором интернет-коммуникация постепенно занимает ведущую роль, в некоторых случаях дублируя, а в других компенсируя традиционные формы социальной коммуникации.
Литература
1. Пинская М.В. Интернет-коммуникация студентов в аспекте развития сотрудничества в области образования, науки и культуры // Культурная жизнь Юга России: прошлое, настоящее, будущее. Краснодар, 2016.
2. Пинская М.В. Контент-анализ интернет-коммуникации вузов Краснодарского края как фактора развития региональной культуры профессиональной самореализации студентов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3.
3. Университеты, академии, институты // Федеральный образовательный портал Российское образование 2002-2016. URL: http://www.edu.m/abitur/act.4/index.php
References
1. Pinskaja M. V. Internet communication students in the aspect of development of cooperation in the fields of education, science and culture // The cultural life of the South of Russia: past, present, and future. Krasnodar, 2016.
2. Pinskaja M.V. Content analysis of internet communication of Krasnodar region of universities as a factor in the development of regional culture of professional self-realization of students // Gumanitarnye, social'no-ekonomicheskie i obshhestvennye nauki. 2015. № 3.
3. Universitety, akademii, instituty [Universities, academies, institutes] // Federal'nyj obrazovatel'nyj portal Rossijskoe obrazovanie [Federal educational portal Russian Education] 20022016. URL: http://www.edu.ru/abitur/act.4/index.php
УДК 008:392.16 Е.Н. СУВОРКИНА
КОНЦЕПТ ЗУБЫ В КУЛЬТУРНОМ ТЕКСТЕ ГОРОДСКОЙ СУБКУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
Суворкина Елена Николаевна, кандидат культурологии, заведующая сектором систематизации научной библиотеки Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина (Рязань, ул. Свободы, 46), suvorkina@list.ru.
Аннотация. В статье рассматриваются зубы как культурный код в культурном тексте городской субкультуры детства. Важным условием продуктивного исследования является обращение к анализу концепта зуб в восточнославянской картине мира. Исследуются некоторые игры в синтезе с садистскими стихами (жанром детского фольклора), обозначающими факт страха зубной боли, а затем высмеивающими его.
Ключевые слова: субкультура детства, ребенок, культурный код, зуб, детский фольклор.
UDC 008:392.16 E.N. SUVORKINA
CONCEPT TEETH OF CULTURALLY TEXT OF CITY CHILDHOOD SUBCULTURE (HISTORICAL ASPECT)
Suvorkina Elena Nikolaevna, PhD (cultural studies), section head of the scientific library of systematization of Ryazan state university named after S.A. Esenin (Ryazan, Svobody str., 46), suvorkina@list.ru
Abstract. The article deals with the teeth as a cultural code of childhood subculture. An important condition for productive research is to appeal to the analysis of the tooth in the East Slavic world view. Explores some of the game in the synthesis of a sadistic poetry (the genre of children's folklore), denoting the fact that fear of dental pain, and then ridiculing it. Keywords, subculture of childhood, child, cultural code, tooth, children's folklore.
Зубы, волосы, ногти - части человеческого тела, наделенные, по поверьям многих народов, сакральной силой. Этот мотив прослеживается в устном народном творчестве. Например, часто встречается сюжет, в котором волосы обладают волшебной силой,