Литература
1. Костюк Н. В. Позитивная мотивация к обучению: понятие, закономерности, факторы развития // Вестн. Кемеров. гос. ун-та. - 2005. - № 1 (21). - С. 96-97.
2. Родичев Н. Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. - 2006. - Вып. 1-2. - С. 234-251.
3. Сироткина М. М. Модель процесса формирования ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности у студентов педагогических специальностей // Вестн. Полоцкого гос. ун-та. - Сер. E, Педагогические науки. - 2013. - № 7. - С. 16-22.
4. Черняк Е. Ф. Использование модульных технологий в реализации творческих проектов // Актуальные проблемы социокультурных исследований: межрегион. сб. науч. ст. молодых ученых. - Кемерово: КемГУКИ, 2006. - Вып. 2. - С. 246-253.
5. Юдина А. И. Формирование социально-культурной среды в системе инфраструктуры региона, как основа социализации молодежи // Вестн. Кемеров. гос. ун-та культуры и искусств. - 2012. - № 19/2. - С. 195-203.
References
1. Kostyuk N.V. Pozitivnaya motivatsiya k obucheniyu: ponyatie, zakonomemosti, faktory razvitiya [Positive motivation for learning: the concept, patterns, factors of development]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Kemerovo State University], 2005, no. 1 (21), pp. 96-97. (In Russ.).
2. Rodichev N.F. Obosnovanie kontseptsii pedagogicheskoy podderzhki professional'nogo samoopredeleniya shkol'nikov [Justification pedagogical support of the concept of professional self-determination of schoolboys]. Novye tsennosti obrazovaniya [New value of education], 2006, iss. 1-2, pp. 234-251. (In Russ.).
3. Sirotkina M.M. Model' protsessa formirovaniya tsennostnogo otnosheniya k budushchey professional'noy deyatel'nosti u studentov pedagogicheskikh spetsial'nostey [Process Model of formation of the valuable relation to the future professional activity of students of pedagogical specialties]. VestnikPolotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E, Pedagogicheskie nauki [Bulletin of Polotsk State University. Series E, Pedagogical Sciences], 2013, no. 7, pp. 16-22. (In Russ.).
4. Chernyak E.F. Ispol'zovanie modul'nykh tekhnologiy v realizatsii tvorcheskikh proektov [The use of modular technology in creative projects]. Aktual'nye problemy sotsiokul'turnykh issledovaniy: mezhregion. sb. nauch. st. molodykh uchenykh [Topical problems of socio-cultural studies. Interregional collection of scientific articles of young scientists]. Kemerovo, KemGUKI Publ., 2006, iss. 2, pp. 246-253. (In Russ.).
5. Yudina A.I. Formirovanie sotsial'no-kul'turnoy sredy v sisteme infrastruktury regiona, kak osnova sotsializatsii molodezhi [Formation of socio-cultural environment in the region's infrastructure system, as a basis for youth socialization]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul 'tury i iskusstv [Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts], 2012, no.19/2, pp. 195-203. (In Russ.).
УДК 378:004.738.1
ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Черняк Елена Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры режиссуры театрализованных представлений и праздников, Кемеровский государственный институт культуры (г. Кемерово, РФ). E-mail: lenablack57@mail.ru
В статье представлены каналы коммуникации, по которым вуз осуществляет связь с внутренними и внешними группами общественности. Автор рассматривает проблему повышения эффективности образовательного учреждения высшего образования и его коммуникационной активности в интернет-пространстве посредством управления сайтом вуза, работы в социальных сетях, размещения информации на интернет-порталах и сайтах СМИ. Автор акцентирует внимание на том, что коммуникационные площадки Интернета, благодаря информационной насыщенности и интерактивности, позволяют на качественно ином уровне решать многие задачи, стоящие перед учебным заведением.
Обусловлено это новыми экономическими условиями, где благосостояние вуза все меньше зависит от государства и все больше от своих собственных усилий, умения создавать и продавать актуальные образовательные и творческие продукты.
Рассматривая интернет-ресурсы не только с точки зрения презентации образовательного учреждения в немногочисленном сетевом сообществе, но и как актуальный инструмент образовательной, научной, творческой и экономической деятельности в высшей школе, автор предлагает стратегию коммуникаций в социальных сетях, которые помогают расширять круг общения, стимулировать тем самым профессиональное и творческое развитие.
Ключевые слова: коммуникация, веб-среда, образовательная организация, конкурентноспособность, сетевая активность, целевая аудитория.
THE FEATURES OF THE COMMUNICATION ACTIVITIES OF THE UNIVERSITY IN THE INTERNET
Chernyak Elena Fedorovna, PhD in Pedagogy, Associate Professor of Directing the Theatre Performances and Celebrations Department, Kemerovo State University of Culture (Kemerovo, Russian Federation). E-mail: lenablack57@mail.ru
Modern society is the transformation of social relations in a communication system. The article discusses the features of the communication activities of a university in the Internet space. Today, the platforms of search and rating systems, communication platforms, social networks, web sites, information portals unfold the competition in the market of educational services among the universities.
These communication platforms, thanks to the richness, multidimensionality, interactivity and multimedia, allow a level of real virtuality to address many of the challenges for the school.
Kemerovo State University of Culture is presented in the web-environment via the following communication channels: the official website of the University automated information system "Single Information Space in the Sphere of Culture" (AIS EIPSC), Instagram, social networks, information portals, websites, media (television, radio and Newspapers), etc.
The author focuses on such web resource as the official website of the University, immediacy and interactivity which is undeniable. It became a relevant tool for the educational, scientific, creative and economic activities in higher education. Its news and feature systems contribute to effective achievement of positive public publicity. For 2015-2016, a total number of visitors came to 452 408 people.
The University actively carries out activities in an automated information system "Single Information Space in the Sphere of Culture" (AIS EIPSC), which is regulated by a number of official documents.
It develops the new methods to attract consumers, finds the right and interesting people, to establish and maintain communication with them, to expand their social circle, encouraging their professional and creative development access the social network. The article presents the technology of work with official groups of the University that provides a steady demand for creative and educational services, establishes strong partnerships that lead to higher importance of University projects.
Keywords: communication, web-environment, education organization, competitiveness, network activity, target audience.
Конкуренция на рынке образовательных услуг между вузами разворачивается сегодня на платформах поисковых и рейтинговых систем, на коммуникационных площадках социальных сетей, на страницах веб-сайтов, информационных порталов и т. д. Интернет-представительство образовательных учреждений высшего образования
становится неотъемлемым инструментом реализации их коммуникационных стратегий. По мере того как происходит включение различных социальных институтов в электронные коммуникации, интернет-среда постепенно становится глобальным коммуникативным пространством, представляющим собой нелинейную совокупность связей
и взаимодействий, которые возникают между людьми, их группами, социальными институтами как пользователями сети.
В связи с ростом конкуренции на рынке образовательных услуг вузы активно осуществляют коммуникационную деятельность, в том числе с помощью Интернета. Его коммуникационные площадки, благодаря информационной насыщенности, многомерности, интерактивности и мультимедийности, позволяют на уровне реальной виртуальности решать многие задачи, стоящие перед учебным заведением. По мнению Г. А. Окушевой, знание специфики продвижения вуза в коммуникативном пространстве Интернета становится залогом его стабильности, успешной образовательной, научной и творческой деятельности [2].
Кемеровский государственный институт культуры представлен в веб-среде через следующие каналы коммуникации: официальный сайт вуза, автоматизированную информационную систему «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК), социальные сети, информационные порталы, сайты СМИ (телеканалов, радио и газет) и др. Рассмотрим некоторые из них подробнее.
Официальный сайт КемГИК
Многие специалисты, ответственные за реализацию коммуникационной стратегии своих вузов, столкнулись с проблемой повышения эффективности своей коммуникационной активности в интернет-пространстве, в первую очередь, посредством управления сайтом вуза. Если в 1990-е годы этот веб-ресурс выполнял функцию презентации образовательного учреждения в немногочисленном сетевом сообществе, то в настоящее время он стал актуальным инструментом образовательной, научной, творческой и экономической деятельности в высшей школе.
Именно с этих позиций осуществлялась разработка и проектирование официального сайта КемГИК. В основу создания сайта положены результаты научных исследований НИИ информационных технологий социальной сферы КемГИК по проектированию контента сайтов. Подробное описание принципов построения сайтов, моделирования контента, разработки механизма создания и модернизации сайтов представлено в сборнике научных трудов «Создание официальных
сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика» под редакцией Н. И. Гендиной и Н. И. Колковой [1]. Предложенный учеными КемГИК в этом сборнике инструментарий позволил спроектировать официальный сайт, обеспечивающий полную, точную, достоверную и своевременную информацию, отвечающую запросам и потребностям многочисленных категорий их пользователей [1].
Работа официального сайта КемГИК регламентируются рядом документов. Это:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 №2 582 (регламентирует Правила размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации).
- Приказ Минобрнауки России от 28.07. 2014 № 839 (регламентирует порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015/16 учебный год ).
- Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации».
- Письмо Рособрнадзора от 25.03.2015 № 07-675 «О направлении Методических рекомендаций представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования (для образовательных организаций высшего образования)»
На начало ноября 2016 года создано свыше 6 000 страниц сайта КемГИК. Следует отметить, что их количество значительно увеличилось в связи с новыми нормативными документами, регламентирующими размещение информации, касающейся процедуры защиты диссертаций. Также коммуникационная составляющая деятельности всех вузов, конкурирующих за привлечение как наиболее талантливых, так и/или платежеспособных абитуриентов, резко повышается в период
приемной кампании. В этой связи максимально полное представление информации о вузе, реализация политики информационной открытости приобретают большое значение. Новостные и тематические системы сайта способствуют оперативному достижению положительной публичной известности. За 2015-2016 годы общее количество посетителей составило 452 408 человек.
Об авторитетности сайта КемГИК можно судить по результатам рейтингов.
Организация открытого доступа к учебным материалам и научным публикациям, обеспечение коммуникации с отечественными и мировыми научными профессиональными сообществами, способствующими неформальному общению - вот тенденции и подходы к интернет-ресурсам высших учебных заведений. Они наиболее ярко проявляются в последние годы в связи с участием отечественных высших учебных заведений в международном рейтинге вузовских сайтов Webometrics.
Этот рейтинг определяет, насколько вузы активны в интернет-пространстве. Главными критериями для составления ежегодных рейтингов является количество внешних ссылок, индексируемых страниц и индекс цитирования. Рейтинг Webometrics позволяет косвенным образом оценить научно-исследовательские достижения университетов через сравнение их интернет-сайтов.
Кемеровский государственный институт культуры не раз входил в Топ-50 среди российских вузов. Так, в 2014 году среди 1484 российских вузов наше образовательное учреждение заняло 42 место, а в 2015 году среди 1 531 вуза КемГИК занял в рейтинге уже 23 место.
Достигнуть высоких показателей в рейтингах возможно только при использовании новых подходов в формировании контента сайта и привлечении к нему целевой аудитории. Одним из таких способов является поисковая оптимизация сайта (SEO), которая позволяет получать до 90 % интернет-аудитории, интересующейся образовательными услугами. Достигается это за счет адаптации текстовой информации сайта к алгоритмам ранжирования поисковых систем. В настоящее время поисковая оптимизация - важнейший фактор, обеспечивающий «видимость» сайта в поисковых системах. Вузы, применяющие в модернизации своих сайтов этот метод, получают сильные конкурентные преимущества.
Однако реальная виртуальность института не ограничивается одним веб-сайтом. Новая реальность дает новые способы и формы осуществления социальной практики. Коммуникационные площадки Интернета, благодаря информационной насыщенности, многомерности, интерактивности, мультимедийности и самоорганизации, позволяют на качественно ином уровне - уровне реальной виртуальности - решать многие задачи, стоящие перед учебным заведением.
КемГИК в автоматизированной информационной системе «Единое информационное пространство в сфере культуры» (АИС ЕИПСК)
Деятельность вуза в АИС ЕИПСК регламентируют следующие официальные документы: Письмо Министерства культуры Российской Федерации № 223-01-39 ВА от 30 июня 2015 года и Приказ № 125/01.08-04 от 08.07.15 «Методические рекомендации по работе с автоматизированной информационной системой "Единое информационное пространство в сфере культуры"».
На основании этих документов нами создана страница вуза и ведется ежедневная работа по наполнению и корректировке информации. Это: создание виджетов, отслеживание статистики, управление своим контентом (местами, событиями, статьями); создание тегов; размещение баннеров в виде статичного блока; обработка контактных данных, заявок на событие, напоминание о событии, отзывы, сбор и обработка мнений пользователей о событии и мероприятии вуза; создание события в ЕИПСК; работа с разделом «Аудитория»; создание отчетов и др.
С ноября 2015 года по ноябрь 2016 года Кемеровским государственным институтом культуры в АИС была размещена информация о 184 мероприятиях вуза, среди которых публикации о 101 событии всероссийского и международного уровня и 83 регионального.
За этот же период информационные материалы КемГИК, опубликованные через АИС ЕИПКС, просмотрели свыше 20 000 человек со всей России.
КемГИК в Instagram
В январе 2016 года Кемеровский государственный институт культуры начал осваи-
вать новое социальное интернет пространство Instagram - бесплатного приложения для обмена фотографиями и видеозаписями с элементами социальной сети. А в феврале этого же года вуз стал осуществлять рассылку фотографий и видеоматериалов, отражающих деятельность вуза, осуществлять репост новостей и отмечать страницу Министерства культуры РФ в подписи к собственным постам в Instagram.
С февраля по ноябрь 2016 года на официальном аккаунте Министерства культуры РФ было размещено 164 фотографии с 19 крупными проектами вуза, а на официальном аккаунте КемГИК было опубликовано 367 фото- и видеоматериалов.
О повышении популярности КемГИК в Instagram говорит тот факт, что под официальным хэштогом #КемГИК студентами, выпускниками и сотрудниками вуза опубликовано 2060 фото, а количество подписчиков в социальной сети Instagram составило 412 человек (на 28.10.2016).
КемГИК в ВКонтакте, Facebook, Twitter
В новых экономических условиях благосостояние вуза все меньше зависит от государства и все больше от своих собственных усилий, умения создавать и продавать актуальные образовательные и творческие продукты. При этом постоянное увеличение проектных инициатив нашего образовательного учреждения является основанием для его активной интеграции в коммуникационный процесс не только на территориальном, всероссийском, но и на международном уровне.
Поэтому КемГИК приходится осваивать новые методы для привлечения потребителей. Модифицируются не только технологии потребления и производства информации в Интернет, но и формы сетевой активности. Находить нужных и интересных людей, налаживать и поддерживать с ними коммуникацию, расширять свой круг общения, стимулировать тем самым свое профессиональное и творческое развитие позволяют социальные сети.
Отдел по связям с общественностью и СМИ осуществляет создание, продвижение и сопровождение групп КемГИК в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Twitter.
Все чаще ресурсами Интернета становятся не только тексты, но изображения, звук, видео-,
веб-приложения. Все эти изменения естественным образом приводят к трансформации поведения людей в сети.
Для успешного продвижения образовательного и творческого продукта вуза, привлечения абитуриентов в группах КемГИК необходима целенаправленная и постоянная работа. Это:
- оформление группы (создание и обновление «шапки» и аватарки, создание меню, вкладок), наполнение интересным контентом;
- раскрутка группы, размещение рекламы в самой соцсети, а также в других сообществах;
- ежедневное выставление пресс-релизов, фотографий, 2-3 раза в день обновление статусов;
- ежедневный мониторинг участников групп: подтверждение предложения «дружбы» и ответы на сообщения пользователей, так как соц-сети живут в онлайн-режиме;
- отслеживание комментариев под новостями в целях предотвращения нецензурной брани, текстов, не касающихся проблем учебного заведения, размещения противозаконных фотографий;
- привязка групп к сайту вуза и их техническое сопровождение;
- проведение исследования: количество участников, их интересы и предпочтения, уровень образования и т. д.);
- для привлечения подписчиков из других групп - распространение гостевых постов;
- контроль работы, мониторинг активности пользователей и корректировка стратегии;
- редактирование состава группы, поиск схожих групп и обмен ссылками;
- поиск новых подписчиков (школьников, учащихся учреждений СПО, школ искусств), групп по интересам (художники, музыканты, хореографы) и т. д.
Исходя из того, что особенностью образовательной среды является множественность субъектов, выступающих в качестве потребителей образовательных услуг, то эффективное управление внутренними и внешними коммуникациями происходит через их интеграцию и вовлечение в реализуемые мероприятия целевых групп общественности [3]. Это повышает узнаваемость вуза, обеспечивает устойчивый спрос на творческие и образовательные услуги, устанавливает прочные партнерские взаимоотношения, обусловливает повышение значимости вузовских проектов.