Научная статья на тему 'КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ'

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудники полиции / контекстное обучение / профессиональная подготовка / академическая учебная деятельность / квазипрофессиональная деятельность / учебно-профессиональная деятельность / police officers / contextual training / professional training / academic training activities / quasi-professional activities / educational and professional activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Магомедов Мурад Насруллаевич

Вопросы качественной подготовки сотрудников полиции не теряют своей актуальности ввиду усложняющейся криминальной обстановки. При построении учебно-воспитательного процесса в виде единой целостной системы, последовательно охватывающей этапы всего периода обучения и учитывающей при этом уровень профессионально-педагогической подготовленности должностных лиц, задействованных в обучении, владении ими передовыми технологиями и методиками обучения, направленными на развитие профессиональных качеств полицейского-профессионала контекстный подход позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательную деятельность. Формы, методы и средства обучения помогают сотрудникам лучше осуществлять свою профессиональную деятельность, повысить качество службы и расширить теоретическую базу знаний. Все это помогает сотрудникам отлично ориентироваться в особых условиях и качественно выполнять оперативно-служебные задачи. Кроме того, контекстный подход отличается тем, что позволяет выбрать нужный вектор, направленный именно на тот вид профессиональной деятельности, который придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов. За счет этого происходит более качественное усвоение материала, появляется возможность подробно разобрать алгоритмы действий на практике. Основной целью обучения является получение сотрудниками непосредственно тех знаний, которые будут использоваться ими на практике. С учетом того, что вузы МВД России ориентированы на исследование и реализацию новых методик, приемов и технологий профессиональной подготовки сотрудников полиции, требуется постоянное совершенствование потенциала преподавательского состава, в контексте формирования умения всестороннего осмысления социального смысла и сущности профессии правоохранителя, открытости и публичности правоохранительной деятельности, а также быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Магомедов Мурад Насруллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The issues of quality training of police officers do not lose their relevance due to the increasingly complex criminal situation. When building the educational process in the form of a single holistic system, consistently covering the stages of the entire training period and taking into account the level of professional and pedagogical preparedness of officials involved in training, their possession of advanced technologies and training methods aimed at developing the professional qualities of a professional police officer The contextual approach allows you to design and implement educational activities in practice. Forms, methods and means of training help employees better carry out their professional activities, improve the quality of service and expand the theoretical knowledge base. All this helps employees to navigate special conditions well and perform operational and service tasks efficiently. In addition, the contextual approach is different in that it allows you to choose the desired vector, aimed specifically at the type of professional activity that law enforcement officers will have to perform. Due to this, a better assimilation of the material occurs, and it becomes possible to analyze in detail the algorithms of actions in practice. The main purpose of training is for employees to obtain directly the knowledge that they will use in practice. Taking into account the fact that universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are focused on the research and implementation of new methods, techniques and technologies for the professional training of police officers, constant improvement of the potential of the teaching staff is required, in the context of developing the ability to comprehensively understand the social meaning and essence of the law enforcement profession, openness and publicity of law enforcement activities, as well as rapid response to changes in the regulatory framework.

Текст научной работы на тему «КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ»

Результаты проведенного эксперимента показали, что у обучающихся экспериментального класса высокий уровень познавательного интереса после изучения раздела «Важнейшие классы неорганических соединений» с использованием web-крестов повысился на 50,0%, а низкий уровень понизился на 25,0%. В контрольном классе тоже произошли изменения, но не такие явные. Низкий уровень познавательного интереса остался прежним, а высокий уровень с 27,8% повысился до 38,9%.

Полученные данные показали, что использование web-крестов на занятиях по химии приводят к повышению уровня познавательного интереса, что в свою очередь повышает и качество знаний обучающихся.

Выводы. Технология «web-квест» - это современная образовательная технология, в рамках которой обучающиеся приобретают знания в ходе активной познавательной деятельности, при этом учитель химии выполняет роль консультанта или организатора, мотивируя школьников к самостоятельному добыванию знаний, задавая параметры деятельности, контролируя ее и определяя временные рамки [3].

Web-квест является тем специальным условием для самостоятельных открытий новых знаний, который позволит обучающимся стать полноценными «соучастниками» в процессе обучения химии, разделяя с учителем ответственность за сам процесс и результаты образовательной деятельности.

Литература:

1. Афендикова, М.Е. Образовательные веб-квесты: актуальность, этапы создания и полезные ресурсы / М.Е. Афендикова // Научные исследования молодых учёных: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. - Пенза, 2020. -С. 234-239

2. Жукова, Н.В. Повышение мотивации обучающихся к изучению естественнонаучных дисциплин посредством внеурочной деятельности по экологии / Н.В. Жукова, П.И. Гречихина, O.A. Ляпина // Учебный эксперимент в образовании. - 2023. - № 1 (105). - С. 59-65

3. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учебное пособие / Е.А. Игумнова, Н.В. Радецкая. - Чита: Забайкальский государственный университет, 2016. - 164 с.

4. Ляпина, O.A. Проектирование и особенности применения образовательных web-квестов при изучении химии в школе / O.A. Ляпина, М.Г. Малянова, Ю.Ф. Капустина // Современные проблемы науки и образования. - 2023. - № 4 - URL: https://science-education.ru/article/view?id=32806 (дата обращения: 09.08.2023)

5. Малянова, М.Г. Формирование познавательного интереса с помощью образовательных веб-квестов у учащихся 8-х классов на уроках химии / М.Г. Малянова // Актуальные исследования. - 2022. - № 2(81). - С. 68-72

6. Микулич, A.B. Образовательный веб-квест как новая форма применения информационных технологий в процессе обучения / A.B. Микулич, В.Н. Дмитриенко // Слагаемые педагогической практики: материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. - Чебоксары: Негосударственное образовательное частное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2018. - С. 180-183

7. Применение веб-квест технологии в современном образовании. - Текст: электронный // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». -URL: https://urok.lsept.ru/articles/671383 (дата обращения: 27.01.2023)

Педагогика

УДК 378

старший преподаватель кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях, подполковник полиции Магомедов Мурад Насруллаевич

Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ

ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ

Аннотация. Вопросы качественной подготовки сотрудников полиции не теряют своей актуальности ввиду усложняющейся криминальной обстановки. При построении учебно-воспитательного процесса в виде единой целостной системы, последовательно охватывающей этапы всего периода обучения и учитывающей при этом уровень профессионально-педагогической подготовленности должностных лиц, задействованных в обучении, владении ими передовыми технологиями и методиками обучения, направленными на развитие профессиональных качеств полицейского-профессионала контекстный подход позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательную деятельность. Формы, методы и средства обучения помогают сотрудникам лучше осуществлять свою профессиональную деятельность, повысить качество службы и расширить теоретическую базу знаний. Все это помогает сотрудникам отлично ориентироваться в особых условиях и качественно выполнять оперативно-служебные задачи. Кроме того, контекстный подход отличается тем, что позволяет выбрать нужный вектор, направленный именно на тот вид профессиональной деятельности, который придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов. За счет этого происходит более качественное усвоение материала, появляется возможность подробно разобрать алгоритмы действий на практике. Основной целью обучения является получение сотрудниками непосредственно тех знаний, которые будут использоваться ими на практике. С учетом того, что вузы МВД России ориентированы на исследование и реализацию новых методик, приемов и технологий профессиональной подготовки сотрудников полиции, требуется постоянное совершенствование потенциала преподавательского состава, в контексте формирования умения всестороннего осмысления социального смысла и сущности профессии правоохранителя, открытости и публичности правоохранительной деятельности, а также быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы.

Ключевые слова: сотрудники полиции, контекстное обучение, профессиональная подготовка, академическая учебная деятельность, квазипрофессиональная деятельность, учебно-профессиональная деятельность.

Annotation. The issues of quality training of police officers do not lose their relevance due to the increasingly complex criminal situation. When building the educational process in the form of a single holistic system, consistently covering the stages of the entire training period and taking into account the level of professional and pedagogical preparedness of officials involved in training, their possession of advanced technologies and training methods aimed at developing the professional qualities of a professional police officer The contextual approach allows you to design and implement educational activities in practice. Forms, methods and means of training help employees better carry out their professional activities, improve the quality of service and expand the theoretical knowledge base. All this helps employees to navigate special conditions well and perform operational and service tasks efficiently. In addition, the contextual approach is different in that it allows you to choose the desired vector, aimed specifically at the type of professional activity that law enforcement officers will have to perform. Due to this, a better assimilation of the material occurs, and

it becomes possible to analyze in detail the algorithms of actions in practice. The main purpose of training is for employees to obtain directly the knowledge that they will use in practice. Taking into account the fact that universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia are focused on the research and implementation of new methods, techniques and technologies for the professional training of police officers, constant improvement of the potential of the teaching staff is required, in the context of developing the ability to comprehensively understand the social meaning and essence of the law enforcement profession, openness and publicity of law enforcement activities, as well as rapid response to changes in the regulatory framework.

Key words: police officers, contextual training, professional training, academic training activities, quasi-professional activities, educational and professional activities.

Введение. Профессиональная подготовка полицейских - актуальная проблема, затрагивающая не только их прямые должностные обязанности, но и разнообразные социальные сферы, например, экономическую, культурную и т.д. Современное образование требует современного подхода, который позволит добиться максимально высоких результатов, усвоить учащимися максимум полезной информации. Следует отметить, что обучение не всегда сопровождается необходимым результатом: у слушателей не развиваются коммуникативные способности и навыки правомерного и умелого применения специальных средств и физической силы в адрес правонарушителей.

Изложение основного материала статьи. Правоохранительная деятельность в большой степени требует навыка быстро решать сложные задачи при минимальном времени на раздумья. При этом условия могут быть достаточно опасными и угрожать жизни полицейского или окружающих людей. За небольшой промежуток времени сотрудник полиции должен не только сориентироваться в происходящих событиях, но и принять единственно верное решение, от которого будет зависеть исход ситуации. Для этого потребуется не только обладать определенными личностными, но и профессиональными качествами, иметь достаточный теоретический и практический опыт. В любой ситуации может срабатывать человеческий фактор, поэтому важно, чтобы курсант еще во время обучения получил все необходимые навыки, которые могут потребоваться и пригодиться ему в будущем [2; 9].

В настоящий момент можно наблюдать большое количество сотрудников, не обладающих достаточным уровнем практических и теоретических знаний. Они не умеют работать с людьми, принимать решения правильно в критических ситуациях. Часто сотрудники полиции попадают в ловушку стереотипов, из-за чего на практике возникают опасные проблемы, решать которые приходится оперативно, но не всегда на это дается необходимый объем времени. Хотя МВД и отводит достаточное количество часов на подготовку к выполнению оперативно-служебных задач, на практике получается, что часов все же не хватает. Это приоритетное направление, подходы к которому должны быть наиболее современными, продуманными и проработанными. Именно от этого будет зависеть качество подготовки. Чем грамотнее выбран подход, тем выше уровень подготовки сотрудника.

Отдельным моментом выступает уровень подготовки самого преподавателя. Чем он выше, тем лучше и качественнее будет подаваться материал курсантам. Обучение должно быть систематизировано, грамотно построено. Важно учитывать не только удобство предоставления материала, но и уровень подготовки отдельного слушателя. Преподаватели должны не только уметь подавать материал интересно и понятно, но и обладать различными методиками, которые будут применять при обучении слушателей. Важно уделять внимание не только профессиональным навыкам, но и развитию некоторых полезных качеств личности. Подготовка должна полностью охватывать те ситуации, которые могут возникнуть на практике, неважно, является ли она повышением квалификации или обучением курсантов с нуля.

Образовательные учреждения для этого разрабатывают курсы, программы, которые позволяют подавать необходимый материал с учетом систематизации, включать нужные элементы для изучения. Все программы проходят утверждение высшими органами МВД.

Прохождение службы так или иначе затрагивает выполнение оперативно-служебных задач. Это касается всех регионов страны, включая новые области. Педагоги используют разнообразные методы обучения личного состава. Все они отработаны многими десятилетиями, имеют высокую эффективность и находят применение в различных случаях. На то, какой подход выбрать, влияет вид дисциплины, которую будут проходить сотрудники полиции. Важно учесть ее содержание и практическое применение. Практическое содержание дисциплин включает в себя разнообразные программы, которые позволяют повышать профессиональное мастерство полицейских. Важно также учитывать специфику несения службы в том или ином регионе, учитывать особые условия, которые могут наступать. Важно, чтобы сотрудник быстро ориентировался в сложных ситуациях, мог эффективно и быстро решать поставленные перед ним задачи. Ему потребуется умение выбирать подход, который позволит связать теорию с практикой.

Контекстный подход позволяет проектировать и реализовывать на практике образовательный процесс.

Грамотный подход к обучению помогает сотрудникам лучше осуществлять службу, повысить эффективность работы и расширить теоретическую базу знаний. Они смогут лучше ориентироваться в окружающих условиях, выполнять поставленные перед ними задачи. Перед тем как рассмотреть и выбрать конкретный метод, преподаватель должен четко представлять, что такое оперативно-служебные задачи и что в них включается. Кроме этого, нужно понимать, что такое особые условия. К ним относится прежде всего необходимость действовать в следующих условиях [6-8]:

• ЧС.

• ЧП.

• Военное положение.

• Режим контртеррористической операции.

• Война.

Контекстный подход отличается тем, что позволяет выбрать нужный вектор, направленный именно на тот вид профессиональной деятельности, которую придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов. За счет этого происходит более качественное усвоение материала, появляется возможность подробно разобрать возможные варианты проблем и их решений на практике. Обучение должно давать непосредственно те знания, которые будут использоваться ими на практике. Теория должна помогать создать четкую структуру знаний и понимания ситуации. Однако она всегда должна выливаться в практические занятия, позволяющие отработать полученный материал и научиться его применять.

Контекстный подход - это отличный способ обучения, который подходит для разных учебных заведений. Он позволяет подавать материал различными способами, выбирать между лекциями, практическими занятиями, в том числе выездными, чередовать их в той последовательности и интенсивности, которую выберет преподаватель. Курс можно подобрать по темам, учитывая уровень подготовки слушателей. Это позволяет выбирать методы обучения, позволяющие сотрудникам максимально эффективно применять знания, полученные в теории и практике.

В литературе выделяют три фундаментальные формы деятельности [1; 7; 10]:

• Академическую учебную.

• Квазипрофессиональную.

• Учебно-профессиональную.

Стоит рассмотреть приведенные варианты более детально. Первый тип деятельности применяется в качестве вводной части и включает в себя исключительно теорию. Она подразумевает проведение семинаров, реализацию формата «вопрос-ответ», научные споры с преподавателем. Основной задачей для преподавателя является передача знаний слушателям. В зависимости от содержания материала лекции могут проходить в разном формате, который выбирает преподаватель.

Квазипрофессиональная деятельность - это проекция реальных событий в аудитории. Слушатели получают возможность рассмотреть реальную ситуацию с теоретической точки зрения, продумать ее развитие в зависимости от того, какой вариант поведения будет ими выбран. На выполнение практических заданий отводится определенное время. Это делается для того, чтобы приучить сотрудников принимать решения максимально быстро и эффективно. Такой вид деятельности позволяет использовать игровую форму обучения. Она помогает лучше усваивать материал, получать практические навыки. Обучающиеся могут сравнивать познавательную активность, полученные результаты, заниматься саморазвитием, делать определенные выводы, проводить анализ полученного материала и систематизировать знания.

Активные методы делятся на основные группы. К ним относят [3; 4; 8]:

1. Дискуссионные: они включают в себя свободную форму общения между преподавателем и слушателем, позволяют обсуждать различные ситуации и способы их решения.

2. Игровые занятия - это игра, помогающая приобрести полезные навыки, освоиться и научиться ориентироваться в будущих обстоятельствах, возникающих вне зависимости от воли полицейского. Игры могут быть следующими:

• Деловыми.

• Организационно-деятельностными.

• Проектированием ситуации.

• Мозговым штурмом.

• Имитировать ситуацию, участникам придется играть ту или иную роль, изображать различных фигурантов.

• Межотраслевыми.

• Рейтинговыми. В них входит ведение рейтинга каждого учащегося. Он нужен для создания соревновательного духа внутри учебной группы.

3. Тренинговые: эти методы ориентированы на личностный рост учащегося.

Активные формы обучения позволяют лучше усваивать материал, сами занятия проходят более интересно и нравятся учащимся. Для обучения сотрудников полиции большей частью применяют игровые методы, которые позволяют воссоздать реальную ситуацию, проработать ее возможные варианты развития и решения. Сотрудники смогут научиться работать и со специальными средствами, правильно применять огнестрельное оружие, физическую силу. Вводные задачи при проведении занятий могут часто меняться, время на их выполнение строго ограничено. За счет этого учебная ситуация приближается к боевой. Сотрудники приобретают не только необходимые физические, но и психологические навыки.

Учебно-профессиональная деятельность - это занятия, которые позволяют максимально отыграть реальную ситуацию, выработать необходимые навыки. Практика помогает преобразовать теорию в реальные навыки, которые потребуются на службе. У сотрудника появятся определенные алгоритмы действий, которые он сможет применить, когда это потребуется. Такой способ важен, так как отлично имитирует реальные условия, в которых сотрудники окажутся при исполнении служебных обязанностей.

Важно проводить и выездные практические занятия. Часто с этой целью выбирают пересеченную местность. На ней работать сложнее, в то же время она больше всего приближена к реальным условиям, в которых придется действовать. Ответственной частью подготовки является навыки использования специальных средств. Кроме этого, сотрудники должны уметь пользоваться картами, ориентироваться по ним. При обучении имитируют разные ситуации, в которых может оказаться полицейский. Важно детально проработать каждую из них, чтобы у него была возможность получить максимально обширный опыт. За счет оптимального сочетания разных методов обучения удается достичь максимально высоких результатов и закрепить их.

Контекстный подход наиболее сложен в реализации: это связано с тем, что зачастую образовательные учреждения и ведомства не располагают специальными полигонами для тренировки сотрудников. Их наличие позволяет имитировать реальные условия. За счет полигонов можно значительно улучшить качество обучения, отработать приобретенные навыки. Это позволило бы сформировать нужные рефлексы, отработать движения и действия в экстремальных ситуациях. Для повышения качества тактико-специальной подготовки необходимо следующее [5; 9]:

• Обеспечение образовательные учреждений МВД соответствующими полигонами для проведения обучения.

• Полигоны должны быть хорошо оборудованы и соответствовать требованиям дисциплин, которые будет на них отрабатываться.

• Образовательный процесс должен быть обеспечен современными тренажерами.

• Сотрудники должны иметь достаточное количество специальных средств, учебного оружия, персональных компьютеров, помещений, программного обеспечения, автомобильной техникой, всего необходимого для качественного и эффективного обучения.

• Должна существовать возможность моделирования боевой обстановки, особо сложных условий, разнообразных ситуаций.

• Образовательный процесс должен включать в себя междисциплинарные занятия, в которых будут задействованы опытные практикующие сотрудники.

Выводы. Использование контекстного подхода позволяет максимально эффективно сочетать теорию и практику, прививать полезные знания и навыки, которые полицейские смогут в будущем использовать на службе. Это универсальный подход, который подходит как для начального курса обучения, так и для повышения квалификации.

Данный аспект требует постоянного совершенствования знаний, умений, навыков, компетенций для успешного выполнения оперативно-служебных задач по обеспечению общественной и личной безопасности граждан. Рассматриваемый подход направлен именно на тот вид профессиональной деятельности, который придется выполнять сотрудникам правоохранительных органов, тем самым более качественно усваивается учебный материал, появляется возможность подробно разобрать алгоритмы действий на практике. Основная цель такого обучения состоит в целенаправленном получении необходимых навыков, способствующих эффективному выполнению задач правоохранительной деятельности [6].

Кроме того, с учетом того, что вузы МВД России ориентированы на исследование и реализацию новых методик, приемов, готовы применять современные технологии для подготовки кадров, для этого необходимо постоянное совершенствование потенциала преподавательского состава. Наибольшего внимания требуют задачи формирования умения

всестороннего осмысления социального смысла и сущности профессии правоохранителя, открытости и публичности правоохранительной деятельности, а также быстрой реакции на изменение нормативно-правовой базы.

Литература:

1. Вербицкий, A.A. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования / A.A. Вербицкий // Высшее образование в России. - № 5. - 2010. - С. 32-37

2. Вербицкий, A.A. Основная образовательная программа в контекстно-компетентностном формате / A.A. Вербицкий, A.C. Курылев, М.Д. Ильязова // Высшее образование в России. - 2011. - № 6,- С. 66-71

3. Вербицкий, A.A. Контекстное образование: проблемы и перспективы / A.A. Вербицкий // Педагогика. - 2014. - № 9. С. 3-14

4. Вербицкий, A.A. О системе, процессе и результате непрерывного образования / A.A. Вербицкий, H.A. Рыбакина // Высшее образование в России. - 2016. - № 6. - С. 47-54

5. Заречнев, Д.О. Особенности реализации активных методов при обучении личной безопасности сотрудников полиции. / Д.О. Заречнев, A.A. Левченко, Б.А. Федулов // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. -№ 7-3 (73). - С. 204-206

6. Гайнуллин, Д.Е. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Д.Е. Гайнуллин, Р.И. Чанышев // В сборнике: Совершенствование методики преподавания специальных профессиональных дисциплин в образовательных организациях МВД России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. -2022.-С. 77-81

7. Левченко, A.A. Особенности реализации контекстного подхода при обучении сотрудников полиции личной безопасности / A.A. Левченко, C.B. Малетин, В.А. Морозов // Мир науки, культуры, образования. - 2020. - № 5 (84). -С. 152-154

8. Левченко, A.A. Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач / A.A. Левченко // Полицейская и следственная деятельность. - 2023. - № 1. - С. 42-48

9. Рыбакина, H.A. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования / H.A. Рыбакина // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 5. - С. 32-55

Педагогика

УДК 37.013.32

аспирант Малахова Юлия Алексеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РАЗВИТИЕ КРОСС-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ

ГИБРИДНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Статья посвящена проблемам развития кросс-функциональной компетентности специалистов медицинского профиля средствами гибридной образовательной среды. В предлагаемом исследовании рассматривается сущность гибридного обучения, выделяются его характерные черты. Автор акцентирует внимание на том, какие актуальные задачи, стоящие перед современной системой высшего образования, позволяет решать гибридное обучение. Раскрыты его основные преимущества. Важным элементом работы является характеристика гибридной образовательной среды, выделение ее уникальных качеств и возможностей в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей.

Ключевые слова: полифункциональные задачи, кросс-функциональная компетентность, специалисты медицинского профиля, гибридное обучение, гибридное образовательное пространство.

Annotation. The article is devoted to the problems of developing cross-functional competence of medical specialists using a hybrid educational environment. The proposed study examines the essence of hybrid learning and highlights its characteristic features. The author focuses on what current challenges facing the modern higher education system can be solved by hybrid learning. Its main advantages are revealed. An important element of the work is the characterization of the hybrid educational environment, highlighting its unique qualities and opportunities in the development of cross-functional competence of future doctors.

Key words: multifunctional tasks, cross-functional competence, medical specialists, hybrid learning, hybrid educational space.

Введение. К специалистам медицинского профиля в современных условиях предъявляются повышенные профессиональные требования. Врачам достаточно часто приходиться сталкиваться с решением полифункциональных профессиональных задач, что требует владения знаниями и умениями из смежных областей профессиональной деятельности. Крайне важно чтобы врачи хорошо ориентировались в актуальных цифровых технологиях, владели функционалом педагогической и психологической деятельности. Таким образом в настоящее время представляется актуальным развитие у специалистов медицинского профиля кросс-функциональной компетентности. И здесь важным фактором является учет потенциала гибридной образовательной среды.

Гибридное обучение становиться одним из трендов профессионального образования, в том числе и медицинского. Оно обладает ярко выраженной спецификой и позволяет решать задачи недоступные для традиционных подходов, характерных для отечественной педагогической практики. В первую очередь гибридное обучение позволяет более эффективно развивать компетенции, востребованные в современных условиях осуществления профессиональной деятельности.

Опираясь на вышесказанное, можно утверждать, что актуальность поднятой проблематики обусловлена, во-первых, необходимостью наличия у специалистов медицинского профиля кросс-функциональной компетентности, во-вторых, возможностью более полно раскрыть потенциал гибридной образовательной среды в развитии трендовых профессиональных характеристик.

Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к анализу роли и значения гибридной образовательной среды в развитии кросс-функциональной компетентности будущих врачей, кратко остановимся на рассмотрение сущности и специфики самого гибридного обучения.

Основываясь анализе основных подходов к интерпретации изучаемого феномена, мы пришли к выводу, что гибридное обучение целесообразно раскрывать как обоснованное потребностями практики объединение элементов педагогических систем, дающее в конечном итоге качественно новый продукт/эффект, значимый в плане повышения качества профессиональной подготовки специалиста цифровой эпохи.

Также проведенный анализ позволил нам выдвинуть предположение об отличительных (уникальных) чертах гибридного обучения, к которым мы относим:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.