Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА (КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ)'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА (КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
контекстный подход / контекст / конструкт / профессиональная позиция / подготовка будущих сотрудников МВД / contextual approach / context / construct / professional position / training of future employees of the Ministry of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губченко Елизавета Сергеевна

Современные условия требуют от образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих подготовку будущих сотрудников МВД, не только высокой эффективности и интенсификации их обучения, но и активного содействия формированию и укреплению профессиональной позиции будущих сотрудников МВД. При этом возникает противоречие между отсутствием у студентов или курсантов необходимого профессионального опыта, который мог бы дать им нарратив для осмысления и принятия профессиональной роли и себя в ней, укрепления своей субъективной позиции как профессионала в сфере правоохранения, гражданина, патриота, имеющего незыблемые ценности и установки, необходимые для службы. Средством для решения этой задачи является реализация в образовательном учреждении контекстного подхода на основе фундаментальных подходов, заложенных А.А. Вербицким и другими исследователями контекстного обучения. Ядром контекстного являются имитационные интерактивные формы межпредметного обучения. Но в более широком смысле контекстный подход подразумевает создание в образовательном учреждении целостной квазипрофессиональной среды, погружаясь в условия которой субъекты образования развивают свою профессиональную позицию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern conditions require educational institutions and teachers who train future employees of the Ministry of Internal Affairs not only to be highly effective and intensify their training, but also to actively contribute to the formation and strengthening of the professional position of future employees of the Ministry of Internal Affairs. At the same time, there is a contradiction between the lack of necessary professional experience among students or cadets, which could give them a narrative for understanding and accepting a professional role and themselves in it, strengthening their subjective position as a professional in the field of law enforcement, a citizen, a patriot who has unshakable values and attitudes necessary for service. The means to solve this problem is the implementation of a contextual approach in an educational institution based on the fundamental approaches laid down by A.A. Verbitsky and other researchers of contextual learning. The core of contextual learning is simulated interactive forms of interdisciplinary learning. But in a broader sense, the contextual approach implies the creation of an integral quasi-professional environment in an educational institution, immersing themselves in the conditions of which the subjects of education develop their professional position.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА (КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ)»

На четвертом этапе «Рефлексия» определяются методы обработки и представления полученных данных, оформление проекта. В активных групповых дискуссиях рефлексируются результаты деятельности, трудности и победы. Обсуждения презентаций свидетельствуя о понимании проблемы развития направлений защиты образовательной организации, правильности постановки цели и задач, умении планировать и осуществлять свою деятельность, а также найденных способах решения проблемы. Оформленные результаты представляются на оценку педагогу и остальным участникам.

На пятом этапе «Защита» каждая команда представляет свою презентацию в рамках недели безопасности в школе. Происходит общешкольное обсуждение, авторы знакомят всех с актуальными проблемами обеспечения антитеррористической безопасности, пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия школы, информационной безопасности, корректно отвечают на вопросы и замечания.

Выводы. Разработанная нами методика изучения основных направлений защиты образовательных организаций с помощью проектной технологии имеет развивающий характер и обеспечивает реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в сфере безопасности жизнедеятельности. Предлагаемые проекты способствуют развитию личностных качеств обучающихся, необходимых и полезных как для решения повседневных, так и нестандартных задач по безопасности жизнедеятельности с целью адекватной ориентации в образовательной организации. Экспериментальная педагогическая практика выявила положительную динамику в освоении школьниками основных направлений обеспечения безопасности, владении интеллектуальными, практическими, коммуникативными и рефлексивными умениями по защите от угроз и рисков.

Литература:

1. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников / Л.В. Байбородова, И.Г. Харисова, А.П. Чернявская // Управление современной школой. Завуч ,-2014.-№2.-С. 94-117

2. Гильмеева, Р.Х. Комплексная безопасность образовательных организаций как социальный проект / Р.Х. Гильмеева, Е.Ю. Левина // Казанский педагогический журнал. -2017,- №5. - С. 17-22

3. Загребина, E.H. К вопросу комплексной безопасности образовательных организаций / Е.И. Загребина // Казанский педагогический журнал. -2015. -№1(108). - С. 97-103

4. Камерилова, Г.С. Технология проектной деятельности как условие развития учебного сотрудничества / Г.С. Камерилова, O.A. Родыгина // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 8. - С. 7-11

5. Картавых, М.А. Изучение природных опасностей биологического характера на основе технологии проектного обучения / М.А. Картавых, М.А. Веряскина, E.H. Петрова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. -№67(4).-С. 168-171

6. Картавых, М.А. Проектная деятельность будущего учителя географии и безопасности жизнедеятельности на основе исследовательской деятельности в условиях интегрированной клинической практики / М.А. Картавых, И.Ю. Кривдина // Вестник Мининского университета. - 2016. - №2. - URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/189/190 (дата обращения 28.11.2023)

7. Колесникова, H.A. Педагогическое проектирование: учеб. пособие для высш. учеб. заведений / H.A. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская; Под ред. И.А. Колесниковой. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 288 с.

8. Мухаметзянова, Ф.Ш. Научно-методическое обеспечение комплексной безопасности образовательной среды / Ф.Ш. Мухаметзянова, Л.А. Шибанкова // Казанский педагогический журнал. - 2017. - №5(124). - С. 8-16

9. Петров, C.B. Обеспечение безопасности образовательного учреждения: Практическое пособие для руководителей и работников образовательных учреждений / C.B. Петров. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. - 248 с.

10. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 368 с.

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель, методист отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Губченко Елизавета Сергеевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОЗИЦИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД НА ОСНОВЕ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА (КОНТЕКСТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ)

Аннотация. Современные условия требуют от образовательных учреждений и педагогов, осуществляющих подготовку будущих сотрудников МВД, не только высокой эффективности и интенсификации их обучения, но и активного содействия формированию и укреплению профессиональной позиции будущих сотрудников МВД. При этом возникает противоречие между отсутствием у студентов или курсантов необходимого профессионального опыта, который мог бы дать им нарратив для осмысления и принятия профессиональной роли и себя в ней, укрепления своей субъективной позиции как профессионала в сфере правоохранения, гражданина, патриота, имеющего незыблемые ценности и установки, необходимые для службы. Средством для решения этой задачи является реализация в образовательном учреждении контекстного подхода на основе фундаментальных подходов, заложенных А.А. Вербицким и другими исследователями контекстного обучения. Ядром контекстного являются имитационные интерактивные формы межпредметного обучения. Но в более широком смысле контекстный подход подразумевает создание в образовательном учреждении целостной квазипрофессиональной среды, погружаясь в условия которой субъекты образования развивают свою профессиональную позицию.

Ключевые слова: контекстный подход, контекст, конструкт, профессиональная позиция, подготовка будущих сотрудников МВД.

Annotation. Modern conditions require educational institutions and teachers who train future employees of the Ministry of Internal Affairs not only to be highly effective and intensify their training, but also to actively contribute to the formation and strengthening of the professional position of future employees of the Ministry of Internal Affairs. At the same time, there is a contradiction between the lack of necessary professional experience among students or cadets, which could give them a narrative for understanding and accepting a professional role and themselves in it, strengthening their subjective position as a professional in the field of law enforcement, a citizen, a patriot who has unshakable values and attitudes necessary for service. The means to solve this problem is the implementation of a contextual approach in an educational institution based on the fundamental approaches laid down by A.A. Verbitsky and other researchers of contextual learning. The core of contextual learning is simulated interactive forms of interdisciplinary learning. But in a broader sense, the contextual approach implies the creation of an integral quasi-professional

environment in an educational institution, immersing themselves in the conditions of which the subjects of education develop their professional position.

Key words: contextual approach, context, construct, professional position, training of future employees of the Ministry of Internal Affairs.

Введение. Современная подготовка будущих сотрудников МВД и других силовых ведомств не может сводиться к вооружению их необходимыми знаниями и профессиональными умениями. Компетентность сотрудника МВД должна в качестве важнейшей составляющей включать в себя сформированную и устойчивую профессиональную позицию. В самом широком смысле эта дефиниция представляется как совокупность целого ряда субъективных условий, позволяющих в дальнейшем будущему полицейскому принять на себя социальную роль профессионала-сотрудника МВД, способность эффективно и успешно реализовать ее в практической деятельности.

Для этого необходимо формирование в процессе подготовки будущих сотрудников МВД определенных установок, системы отношений, гражданской и патриотической позиции, наработку нарратива представлений о совокупности условий несения службы, актуальной ситуации в социуме и правоохранительной сфере (включая региональные аспекты), системы взаимоотношений, вооружение их психологическим инструментарием, позволяющим сохранять целостность и устойчивость при столкновении с трудностями и дестабилизирующими факторами.

При этом возникает противоречие между необходимостью наработки самим субъектом индивидуального нарратива представлений о профессии и отсутствием у него реального опыта деятельности в полиции. Конечно, отчасти этот нарратив будет приобретен в ходе прохождения практики. Но к тому моменту будущий сотрудник МВД уже должен обладать базовыми компетенциями и основой для формирования профессиональной позиции. Поэтому приступать к решению этой задачи в ходе получения профессионального образования необходимо с начала обучения.

Инструментарием для разрешения сформулированного выше противоречия видится использование принципов и методологии контекстного подхода (контекстной технологии).

Контекстная технология является частным случаем реализации в процессе обучения будущих сотрудников МВД компетентностного подхода в образовании. Данный методологический конструкт строится на использовании сценариев, приемов, инструментария, позволяющего отчасти воссоздавать реальные условия и обстоятельства будущей службы сотрудников МВД, погружая в ходе образовательной деятельности участников процесса в реконструкцию квазипрофессионанальной деятельности.

Такое погружение в контекст позволяет будущим полицейским наработать базу субъективного нарратива, который затем становится основой формирования их профессиональной позиции, принять социальную роль, определить свое отношение к профессии и к себе в ней.

Таким образом, исследование возможностей, методов и инструментария контекстного подхода (контекстной технологии) как средства формирования профессиональной позиции будущих сотрудников МВД является актуальным и значимым для развития теории и практики педагогики профессионального образования. Такой подход позволяет разрешить одно из самых сложных и острых противоречий в ходе подготовки будущих полицейских.

Изложение основного материала статьи. Анализ публикаций последних лет, посвященных формированию профессиональной позиции будущих сотрудников МВД на основе контекстного подхода, показал, что тема не находит своего полноценного отражения в работах современных отечественных авторов. Ряд статей по данной тематике был опубликован A.A. Левченко, последовательно раскрывающим преимущества, методологию и принципы использования контекстного подхода к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач, а также формирование у них компетенций [5, 6].

Работа Ю.А. Аккузина содержит интересные идеи осуществления влияния контекстного подхода на формирование профессиональной, личной, психологической безопасности полицейского при несении службы [1].

Д.Р. Марданов, О.В. Карпеева обосновывают значимость и раскрывают возможности использования в ходе обучения интерактивных форм взаимодействия субъектов образовательного процесса, как непременного условия реализации контекстного подхода [7].

Публикации вышеперечисленных авторов дают интересный материал для анализа, но следует отметить, что работы по данной теме носят единичный характер, не раскрывают полностью всех возможностей и аспектов реализации контекстного подхода при подготовке будущих полицейских. А между тем эта профессиональная сфера имеет свою специфику, требующую более глубокого научного анализа, в первую очередь - определения подходов и конкретных приемов для отбора, подготовки и использования в ходе обучения сценариев реконструкции квазипрофессиональной деятельности [6, С. 42-43]. Методы контекстного обучения позволяют преподавателю вовлечь в интерактив абсолютное большинство субъектов образовательной деятельности.

Большинство работ отечественных авторов раскрывают принципы реализации контекстного подхода на примерах отдельных элементов профессионального цикла. Контекстная же технология подразумевает реализацию подхода абсолютно во всех дисциплинах, включая гуманитарный, естественнонаучный циклы, физическую подготовку, воспитательную работу. Таким образом, вопрос формирования профессиональной позиции будущих сотрудников МВД на основе контекстного подхода (контекстной технологии) создает открытое поле, требующее дальнейшего и более глубокого изучения.

Отчасти материал для анализа и практического использования дают публикации по использованию контекстного подхода при подготовке курсантов военных училищ и образовательных учреждений других силовых ведомств. Обзор публикаций последних лет дает представление о том, что педагоги, осуществляющие подготовку будущих военных, уделяют гораздо большее внимание использованию контекстного подхода. Интерес представляют собой работы таких авторов как В.В. Булгаков, М.Н. Коркоценко, А.Н. Нежельской, А.Г. Ширшов, A.A. Шабанов, В.А. Лисютин, И.Н. Щербинина и другие.

По мнению В.Г. Калашникова, большинство исследователей контекстного подхода опирается на базовые педагогические и методологические принципы контекстного обучения, о которых в 1980-х годах заявил A.A. Вербицкий [3, С. 41].

В.Г. Калашников подчеркивает, что в образовании контекстный подход подразумевает не только некую структуру обучения, но и уделяет большое внимание процессу последовательного раскрытия всего многообразия взаимосвязи явлений, ролей, событий, взаимодействий с окружением, в который педагог погружает субъекта профессиональной деятельности [3, С. 40]. Этот процесс реконструкции и воссоздания квазипрофессиональных ситуаций создает контекст, безусловно вызывающий у студента или курсанта рефлекторные, моральные, интеллектуальные реакции на происходящее, заставляющий его давать оценку событиям и явлениям, определять свою личностную и профессиональную позицию по отношению к ним, определенным образом «примерять» на себя социальные и профессиональные роли и укрепляться в них, выявлять потребность в развитии компетенций, необходимых для успешной и эффективной службы в МВД.

В.Г. Калашников указывает, что фундаментальные подходы к реализации контекстного подхода в обучении, заложенные A.A. Вербицким в прошлом веке, направлены, в первую очередь, на усиление смысловой нагрузки образовательной деятельности субъекта, так как погружают его в ситуации и сценарии, требующие личностного осмысления и индивидуального соотнесения раскрывающихся взаимосвязей между явлениями, событиями, людьми, нормами и собой, своими способностями, ценностями, компетенциями, окружением [3, С. 40].

Контекстный подход подразумевает такую реконструкцию сценариев профессиональной деятельности, погружаясь в которую студент или курсант вынужден динамически меняться в процессе обучения. Контекстная технология является реализацией использования в ходе образовательной деятельности методологии исследования, но в отличие от научного исследования несет характер субъективного «открытия». Обучающийся в определенном смысле слова «открывает» для себя уже известные взаимосвязи, принципы, ситуации, законы и нормы, ищет решение задач, уже известных и актуальных для профессиональной деятельности в избранной области. Но в таком контекстном процессе он индивидуализирует и присваивает себе компетенции, роли, инструментарий, необходимые для успешной профессиональной деятельности в структуре МВД в будущем, обретает и/или укрепляет систему ценностей, внутренних регуляторов, психологической устойчивости, гражданской и патриотической позиции, нарабатывает тот нарратив опыта, который необходим для эффективной подготовки полицейского. Неоспоримым достоинством контекстного подхода в обучении будущих сотрудников МВД является актуализация и развитие внутренней мотивации обучения. Контекст показывает субъектам образовательной деятельности направление - какие компетенции, качества и роли им необходимо освоить для эффективной самореализации в профессиональной среде.

В качестве основного инструментария контекстного подхода при подготовке будущих сотрудников МВД обычно называют такой феномен, такую методологическую единицу как профессиональная ситуация [7, С. 141]. Ею могут быть кейс, сценарий, задача, упражнение, тренинг, в которые педагог вовлекает субъектов образовательной деятельности непосредственно на всех видах и формах занятий. Такая ситуация несет в себе несколько черт:

- является актуальной, часто встречается в профессиональной деятельности;

- содержит противоречия и проблемы профессионального, социального, нравственного, правового и т.д. характера, которые будет необходимо разрешать полицейскому при несении службы, причем преподносит их в острой, очевидной форме, побуждая осмыслять и определять свою профессиональную и личную позицию;

- относится к зоне ближайшего развития субъекта образовательной деятельности (у него достаточно компетенций для осознания ситуации, но вместе с тем она показывает ему - какие компетенции необходимо осваивать, какие ценности и установки актуализировать и укреплять);

- создает поле для управляемого интерактива в образовательной деятельности;

- в интересной, увлекательной форме раскрывает и преподносит систему взаимосвязей и социальных взаимодействий, значимых для дальнейшей профессиональной деятельности будущего сотрудника МВД;

- контекст отчасти провокативен, он минимизирует возможность остаться равнодушным, незамотивированным на профессиональное саморазвитие, определение профессиональной позиции;

- носит над- и межпредметный характер, заставляет интегрировать компетенции, осваиваемые при освоении различных дисциплин. Ю.А. Аккузин предполагает возможным в свете контекстного подхода даже отход от практики принципиального классического выделения дисциплин с поочередным изучением знаний и овладением конкретным предметным инструментарием в сторону организации обучения на основе решения около профессиональных межпредметных задач нарастающей сложности [1, С. 134].

М.Н. Коркоценко в своей работе на основе проведенного анализа высказывает предположение о необходимости применения дефиниции «концепт» для обозначения таких методологических единиц в рамках реализации контекстного подхода при получении профессионального образования [4, С. 26]. Концепт подразумевает форму и инструмент, позволяющие вскрыть и исследовать в процессе образовательной деятельности значимые социальные и профессиональные взаимосвязи, взаимодействия, явления, роли и т.д.

Контекстный подход, моделируя квазипрофессиональную реальность, способен при успешной реализации его педагогом дать субъектам образовательной деятельности даже больший индивидуальный нарратив, чем реальный опыт службы в структуре МВД, особенно на первых этапах. Формируя и отбирая концепты для вовлечения субъектов образовательной деятельности в исследование и индивидуальное осмысление, педагог отдает предпочтение действительно значимым и способствующим развитию, способствуя их самоопределению и укреплению профессиональной позиции. Отчасти рутинная повседневная реальность несения службы может далеко не сразу поставить перед сотрудником МВД вопросы, требующие его четких, ясных, непротиворечивых внутренних установок и позиций. Контекст же, эффективно преподнесенный еще в ходе первоначальной подготовки в образовательном учреждении, заставляет его быстрее и успешнее принять роль профессионала, определиться со своим отношением к ней и к себе как полицейскому, укрепить внутреннюю и внешнюю мотивацию [2, С. 318].

На практике встречаются два подхода к реализации в образовательной деятельности при подготовке будущих сотрудников МВД, оба из которых имеют право на существование.

В большинстве случаев используется следующая структура:

- преподнесение теоретического материала в различных формах;

- научение умениям, вооружение инструментарием;

- и уже затем презентация некоего сценария, практической задачи, ситуации, воспроизводящей реальную профессиональную деятельность сотрудника МВД и вовлечение субъектов образовательной деятельности в интерактив для их исследования, разрешения и индивидуального осмысления;

- закрепление компетенций на практике.

Такой подход имеет свои достоинства: он логично более стройный, педагогам проще его реализовать, управлять аудиторией.

Альтернативой является обратная схема:

- педагог изначально преподносит субъектам образовательной деятельности некий концепт, вовлекая их в интерактив;

- исследуя концепт, осмысляя его, субъекты актуализируют и укрепляют свою профессиональную позицию, но одновременно выявляют недостаток компетенций, необходимых для решения задач;

- педагог создает условия, в которых субъекты образовательной деятельности извлекают и присваивают необходимые знания, инструментарий, умения для решения ситуации;

- в интерактивном режиме происходит реконструкция разрешения ситуации, при которой субъекты образовательной деятельности оперируют вновь освоенными компетенциями, расширяют, индивидуализируют и укрепляют их;

- коллективная рефлексия позволяет интегрировать и обобщить полученный опыт.

При этом, по словам A.A. Левченко, контекстное обучение становится способным перенести в образовательной деятельности акцент с передачи знаний и навыков как самоцели обучения на вооружение будущих сотрудников МВД средствами решения задач служебной деятельности и укрепление их профессиональной позиции [5, С. 242].

Логическим завершением является уже самостоятельное вынесение в процесс образовательной деятельности будущими сотрудниками МВД ситуаций, почерпнутых ими в ходе практики и из других источников. Образовательная деятельность становится интерактивной и воздействующей на формирование профессиональной позиции полицейского в полном смысле.

Такой подход методологически сложнее для педагога, он оставляет поле непредсказуемости результатов, затруднения с временными рамками, создает вызов для высокого уровня и постоянного динамического развития компетенций самого педагога. Достоинством такой структуры является высокая степень влияния образования на формирование профессиональной позиции каждого субъекта образовательной деятельности.

Общей проблемой реализации контекстной технологии при использовании обоих подходов в равной степени является практически отсутствующая методика разработки и актуального обновления используемых в образовательной деятельности концептов, ситуаций, задач в виду недостаточной в ряде случаев взаимосвязи между образованием и специалистами-практиками в структурах МВД.

Формами реализации контекстного подхода при подготовки будущих сотрудников МВД и формирования их профессиональной позиции традиционно являются деловые игры, имитации реальных ситуаций, разбор реальных и условно реальных ситуаций, интеграция и схематизация усвоенного материала на над- и межпредметной основе, сессии стратегического анализа, эвристическая беседа, полилог, тренировки, индивидуальные и групповые упражнения, реализация проектов. Д.Р. Марданов, О.В. Карпеева классифицируют данные формы с выделением семиотической, имитационной или социальной ведущей модели в обучении [7, С. 71].

Но в более широком понимании контекстный подход подразумевает не только деятельность на теоретических и практических занятиях. Образовательное учреждение, осуществляющее подготовку будущих сотрудников МВД на основе контекстного подхода, способно создать для них целостную систему условий, погружающих их в контекст будущей профессиональной деятельности. В.Г. Калашников обращает внимание, что элементами этой реконструкции профессиональной среды являются:

- условия пространства и времени, тренирующие готовность к несению службы;

- организация общения с учетом социальных ролей, иерархии, субординации, личного примера педагогов и т.д.;

- предметный, вещественный мир образовательного учреждения, соответствующий задачам формирования профессиональной позиции будущего полицейского;

- система правил и норм;

- трансляция ценностей и гражданской, патриотической позиции через все возможные каналы обмена информацией в образовательном учреждении и т.д. [3, С. 41].

Выводы. Реализация контекстного подхода в процессе подготовки будущих сотрудников МВД способна не только создать условия для интенсификации и повышения качества профессионального образования, но и напрямую способствовать формированию профессиональной позиции, внутренней мотивации на эффективную, успевшую службу, обеспечить плавный переход от образовательной деятельности в среде, реконструирующей профессиональные реалии, к работе в структуре МВД.

Литература:

1. Аккузин, Ю.А. Контекстный подход при обучении личной безопасности сотрудников органов внутренних дел [Текст] / Ю.А. Аккузин // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2021. -№ 5(132). - С. 133-136. - EDN LTBQHX

2. Булгаков, В.В. Факторы, влияющие на формирование профессиональных компетенций курсантов в процессе прохождения практик, реализующих компетентностный подход и контекстное обучение [Текст] / В.В. Булгаков // Технолого-экономическое образование: Достижения, инновации, перспективы: Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Тула, 12-14 февраля 2019 года. - Тула: Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, 2019. - С. 317-320. - EDN BRQOPD

3. Калашников, В.Г. Понятие «контекст» и контекстный подход в образовании [Текст] / В.Г. Калашников // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. 2019. №4. - С. 41-54

4. Коркоценко, М.Н. Современные концепты контекстного подхода в обучении курсантов военных вузов [Текст] / М.Н. Коркоценко // Педагогическое образование. - 2023. - Т. 4, № 8. - С. 26-30. - EDN FTULUD

5. Левченко, A.A. Контекстный подход в обучении курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России [Текст] / A.A. Левченко // Общество. Экономика. Культура: актуальные проблемы, практика решения: Сборник научных статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Барнаул, 17 апреля 2020 года. Том Часть 1. - Барнаул: Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, 2020. - С. 241-244. - EDN WJABSA

6. Левченко, A.A. Контекстный подход к обучению при подготовке сотрудников полиции к выполнению оперативно-служебных задач [Текст] / A.A. Левченко // Полицейская и следственная деятельность. - 2023. - № 1. - С. 42-48. - DOI 10.25136/2409-7810.2023.1.39717. -EDNEAVEDV

7. Марданов, Д.Р. Использование интерактивных методов обучения в аспекте требований контекстного обучения в профессиональной подготовке в учебных заведениях МВД России [Текст] / Д.Р. Марданов, О.В. Карпеева // Ученые записки Казанского юридического института МВД России. - 2019,- Т. 4, № 2(8). - С. 140-143. - EDN YQAQVY

8. Нежельской, А.Н. О значимости контекстного подхода в профессиональной подготовке курсантов военных вузов войск национальной гвардии Российской Федерации [Текст] / А.Н. Нежельской, А.Г. Ширшов // Военно-правовые и гуманитарные науки Сибири. - 2021. - № 2(8). - С. 67-74. - EDN XOFQOX

9. Шабанов, A.A. Интенсификация обучения курсантов с использованием профессионально-ориентированных технологий [Текст] / A.A. Шабанов, В.А. Лисютин, И.Н. Щербинина // Электронный научный журнал. - 2020. - № 1(30). -С. 56-60. - EDN UMNYBP

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.