Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД'

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сотрудник МВД / контекстный подход / активные методы обучения / профессиональная подготовка / федеральные государственные образовательные стандарты / Interior Ministry employee / contextual approach / active teaching methods / professional training / federal state educational standards

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Губченко Елизавета Сергеевна

В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД в современных условиях, а также существенные закономерности и направления формирования теоретической, служебно-боевой и профессиональной подготовки к функционированию в экстремальной обстановке. Оптимизация выстраивания и содержания профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в современных условиях должно быть ориентировано на решение задач повседневной деятельности. Автор считает одним из наиболее эффективных методов в обучении контекстный подход, способствующий осуществлению связи теории с практикой при формировании профессиональных компетенций сотрудников МВД, обеспечивающих успешное выполнение служебных обязанностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Губченко Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the features of the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs in modern conditions, as well as the essential patterns and directions of the formation of theoretical, service-combat and professional training for functioning in an extreme situation. Optimization of the formation and content of professional training of law enforcement officers in modern conditions should be focused on solving the tasks of daily activities. The author considers one of the most effective methods in teaching a contextual approach that promotes the connection of theory with practice in the formation of professional competencies of employees of the Ministry of Internal Affairs, ensuring the successful performance of official duties.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ МВД»

Педагогика

УДК 371

старший преподаватель-методист отделения планирования и контроля качества учебного процесса и практики учебного отдела Губченко Елизавета Сергеевна

Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)

ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КОНТЕКСТНОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ СОТРУДНИКОВ

МВД

Аннотация. В статье рассмотрены особенности профессиональной подготовки будущих сотрудников МВД в современных условиях, а также существенные закономерности и направления формирования теоретической, служебно-боевой и профессиональной подготовки к функционированию в экстремальной обстановке. Оптимизация выстраивания и содержания профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов в современных условиях должно быть ориентировано на решение задач повседневной деятельности. Автор считает одним из наиболее эффективных методов в обучении контекстный подход, способствующий осуществлению связи теории с практикой при формировании профессиональных компетенций сотрудников МВД, обеспечивающих успешное выполнение служебных обязанностей.

Ключевые слова: сотрудник МВД, контекстный подход, активные методы обучения, профессиональная подготовка, федеральные государственные образовательные стандарты.

Annotation. The article considers the features of the professional training of future employees of the Ministry of Internal Affairs in modern conditions, as well as the essential patterns and directions of the formation of theoretical, service-combat and professional training for functioning in an extreme situation. Optimization of the formation and content of professional training of law enforcement officers in modern conditions should be focused on solving the tasks of daily activities. The author considers one of the most effective methods in teaching a contextual approach that promotes the connection of theory with practice in the formation of professional competencies of employees of the Ministry of Internal Affairs, ensuring the successful performance of official duties.

Key words: Interior Ministry employee, contextual approach, active teaching methods, professional training, federal state educational standards.

Введение. В настоящее время один из ключевых векторов становления системы МВД и силовых структур заключается в обеспечении их высококвалифицированными кадрами, отвечающими высоким требованиям к личностным и профессиональным качествам, характеризующимися высоким уровнем профессионализма. В разрешении этой проблемы важнейшая роль принадлежит ведомственным образовательным учреждениям. Современная геополитическая ситуация настоятельно требует пересмотра и модернизации требований, которые предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов РФ.

Динамика изменения способов совершения противоправных действий, использование преступными элементами новейших информационных технологий ставит перед сотрудниками МВД новые задачи, требующие совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, удовлетворяющих критериям современной действительности. В связи с этим актуализируется проблема создания наиболее действенных технологий совершенствования качества подготовки будущих специалистов, формирования у выпускников профессиональной компетентности.

Современные образовательные технологии должны способствовать повышению уровня фундаментального образования, позволяющего курсанту научиться самостоятельно осознавать, анализировать содержание образовательных дисциплин и применять полученные знания на новом уровне. Первоклассная профессиональная подготовка и кадровая компетенция, в т.ч. стремление к реализации оперативно-боевых задач, составляют основу эффективной работы сотрудников МВД.

Организация профессионального обучения сотрудников МВД нуждается в серьезной модернизации ввиду масштабности поставленных перед правоохранителями задач и высокой ответственности перед обществом. К одному из ключевых направлений решения очерченной проблемы относится увеличение практической нацеленности обучения, соединение теоретической и прикладной подготовки будущих специалистов. Ученые (A.A. Вербицкий, A.B. Райцев, Б.А. Тахохов, О.И. Федотова) считают, что решение данной проблемы лежит в плане контекстного подхода к образованию, дающего возможность естественно скоординировать приобретенный абстрактный запас сведений с будущей профессией.

Повышение уровня подготовленности выпускников для органов МВД требует внедрения новейших обучающих методик, в т.ч. практико-ориентированных выездных занятий, моделирующих тренингов. Необходимо сосредоточить внимание на теории и практике занятий по компьютерным технологиям. Поэтому не вызывает сомнения насущность изучения контекстного подхода к подготовке курсантов и слушателей учреждений МВД.

Изложение основного материала статьи. Контекстное обучение - модель деятельностного обучения, рассчитанная на использование в высших учебных заведениях и нацеленная на профессиональную подготовку слушателей. Она осуществляется через системное применение профессионального контекста, последовательную концентрацию в учебном процессе деталей профессиональной деятельности.

Контекстный подход к подготовке студентов учебных заведений МВД помогает достигнуть значимых и скоординированных целей: возрастания персональной предприимчивости обучающегося, становления и совершенствования у него когнитивной мотивации, трансформации ее в профессиональную увлеченность, стимулирования молодого специалиста к переходу от учебы к профессиональной работе.

Контекстное обучение как одна из технологий компетентностной модели обучения максимально приближает обучение в вузе к дальнейшей служебной деятельности. К существенным чертам алгоритма учебы и воспитания контекстного типа, осуществляемого посредством новых и привычных приемов и средств обучения, относится моделирование конкретного и общественного содержания будущей профессии через семиотические инструменты.

Теоретические положения контекстного подхода изложены в работах М.М. Бахтина, A.A. Вербицкого, Н.Б. Лаврентьевой и др. [3]. Он способствует созданию предпосылок для взаимной интеграции учебы и работы как средства достижения профессиональной компетентности. Его суть состоит в реализации передачи знаний во взаимосвязи с дальнейшей профессиональной деятельностью через воспроизведение в способах и приемах образовательной деятельности действительных событий и взаимоотношений, решения определенных профессиональных задач.

Интерпретация контекстного обучения как педагогической технологии объединения форм деятельности (учебы, практики, исследований) максимально глубоко показана в работах A.A. Вербицкого. Явление «контекст» изучено им с позиции психологии и определено как смыслообразующее назначение психики, систему эндогенных и экзогенных консигнаторов и предпосылок поступков и деятельности людей, воздействующих на специфику осознания, усвоения и

трансформации конкретной ситуации, обусловливающих суть и значимость данной ситуации как целого и составляющих его звеньев [3].

По факту абстрактное содержание научной дисциплины для курсанта отображается на его дальнейшей профессиональной деятельности. Наряду с этим курсанта получает возможность видоизменять свою намеченную деятельность: проектировать конкретные разновидности работы, учитывая разнообразные сложившиеся ситуации, планировать результат и выбирать решение, принимая во внимание непредвиденное положение. Подобный подход благоприятствует формированию у курсанта компетенций в сфере профессии. По мнению A.A. Вербицкого, контекстно-компетентностный подход «способствует формированию проектной культуры, подразумевающей использование продуктивных технологий подготовки будущих специалистов» [3]. Нацеленный на нетрадиционные формы обучения курсант овладевает конкретной профессиональной деятельностью, совершенствуясь в плане профессии. Исследователь полагает, что концепция и технология контекстного обучения соответствует назначению реализации компетентностного подхода в образовании.

Ученый считает, что в настоящее время теория и технология контекстного обучения, разработкой которой более четверти века занимаются представители педагогической науки, в максимальной степени отвечает условиям осуществления компетентностного подхода в образовании по сравнению с остальными известными психолого-педагогическими теориями. Переход к компетентностному обучению предусматривает продолжительный процесс осознания, изучения, разработок и утверждения научно аргументированных и зрелых управленческих решений. Претворение в жизнь данного проекта требует опоры на сформированную психолого-педагогическую доктрину или комплекс теорий [3].

В работе A.C. Андрианова [2] существенным компонентом результативного осуществления профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов названы его индивидуальные качества. Из этого следует, что правильно сконструированная система профессиональной подготовки дает возможность действенно сформировать насущные знания, умения и навыки для выполнения предстоящей правоохранительной деятельности. В данном аспекте необходимо подчеркнуть, что программы дополнительного профессионального образования с целью повышения квалификации нацелены на развитие компетенций сотрудников МВД в различных сферах деятельности.

O.E. Евтихов в своей работе исследует модификацию подходов к процессу обучения курсантов и слушателей российских ведомственных вузов системы МВД. Их отличительная черта состоит в «совмещении в образовательном учреждении учебно-воспитательной и профессионально-служебной деятельности, директивной системы управления в учебных взводах, «закрытости» образовательных организаций» [4]. Обучение в ведомственных вузах носит практико-ориентированную направленность. Подобный подход считается приоритетным и единственно правомерным.

Профессиональная готовность состоит из теоретических знаний, служебной и боевой подготовки (в т.ч. огневой, владения различными видами оружия), включать общую и специальную физическую подготовку (владение боевыми приемами, умение преодолевать препятствия). Кроме того, практическая деятельность будущих специалистов правоохранительных органов связана с систематическими психологическими нагрузками, что диктует необходимость поддержания морально-волевых качеств. Сотрудник полиции должен обладать достаточной социокультурной компетенцией, быть информированным в различных областях знания.

По мнению М.Н. Швецовой [6], под контекстным обучением имеется в виду личностно-ориентированное обучение, обеспечивающее преемственную связь, непрестанность, системность и целостность учебного процесса. Наряду с этим сам образовательный процесс основывается на контекстном углублении курсантов в профессионально-ориентированную среду. Достоинство контекстного обучения заключается в том, что:

- построенное подобным образом обучение создает у курсантов впечатление отнесения себя к области знания, выбранной ими в качестве инструмента получения выбранной специальности;

- курсанты в процессе обучения не ограничиваются накоплением знаний и приобретением умений и навыков, они органично совершенствуют учебную и профессиональную компетенцию.

В исследовании A.A. Левченко, посвященном обеспечению личной безопасности сотрудников правоохранительных органов, играющей значительную роль для успешного выполнения служебных обязанностей по охране правопорядка, уделяется значительное внимание обучению курсантов на основе контекстного подхода. Он считает, что сейчас в учебных заведениях недостаточно готовят курсантов к способам сохранения жизни и здоровья себе и своим коллегам при выполнении своей непосредственной работы, что нередко приводит к неблагоприятным последствиям. В связи с этим он отмечает необходимость совершенствования специальной подготовки по обеспечению личной безопасности и поиск наиболее действенных подходов и методов обучения [5].

Автор пишет, что готовность сотрудников МВД к обеспечению персональной безопасности формируется во время обучения в ведомственных вузах МВД России и в процессе выполнения служебных обязанностей. Способность использовать полученные теоретические знания нарабатывается в ходе изучения специальных дисциплин, в частности «Личной безопасности сотрудника внутренних дел». В период обучения курсантов и слушателей преподавателю необходимо интегрировать знания, обретенные при изучении огневой, правовой, физической, психологической, тактической и медицинской подготовки, в единое целое и на его основе сформировать явственный алгоритм действий будущего сотрудника МВД. Благодаря этому сотрудник правоохранительных органов сможет быть уверенным в своей безопасности и подготовленным к выполнению служебного долга в любой обстановке.

A.A. Левченко отмечает, что связь между учебными дисциплинами осуществляется недостаточно, вследствие чего знания, полученные в процессе занятий по огневой подготовке, в процессе выполнения служебных обязанностей плохо согласовываются с тактическими элементами использования табельного огнестрельного оружия [5]. Теоретические сведения нормативных документов (к примеру, гл. 5 ФЗ «О полиции» и ст. 37-39 Уголовного кодекса) не вселяет в сотрудника чувство уверенности в юридических основаниях своих действий, обусловленных применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия. Освоенные в ходе обучения боевые навыки борьбы не всегда оказываются действенными в процессе задержания преступников или при нападении на сотрудника МВД. Автор подтверждает неутешительную статистику травм при выполнении служебных обязанностей, полученную в ходе проверок. В связи с этим он обосновывает эффективность решения проблемы готовности сотрудников органов внутренних дел к обеспечению личной безопасности при выполнении служебных обязанностей в текущей работе и в экстремальных обстоятельствах посредством осуществления контекстного подхода в обучении.

Ученый отмечает, что воплощение контекстного подхода в обучении выражается в становлении содержания не по традиционному принципу акцентирования внимания на отдельных дисциплинах, позволяющих последовательно усваивать научные знания разных областей и постепенно формировать целостную систему представлений о профессии, а в соответствии с принципом закрепления содержания обучения в области профессиональных задач с поэтапно увеличивающейся сложностью [5].

Особенность контекстного подхода к обучению курсантов и слушателей заключается в том, что ориентация на изучение теоретической информации замещается на освоение предстоящей профессиональной деятельности сотрудников МВД. Перед курсантами ведомственных вузов стоит задача не просто усвоить выданную им информацию по программным дисциплинам, а сформировать компетентные умения и навыки по выполнению профессиональных обязанностей сотрудников МВД.

В этих условиях приобретенные знаковые сведения займут определенное место в структуре обучения лишь до фиксированного момента, а затем они станут основой применения в формате инструмента регулирования деятельности будущих сотрудников МВД, наращивая профессиональные качества. При данном подходе деятельность курсантов и слушателей будет измеряться не объемом полученной информации, а умением ориентироваться в конкретной проблемной ситуации со всей предметной и общественной непоследовательностью и неопределенностью.

Метод контекстного обучения выражается в многочисленных формах выстраивания деятельности курсантов и слушателей. Она способна видоизменяться от лекционной формы обучения до тактико-специальных учений, которые проводятся в процессе изучения специальных дисциплин. Методы обучения, в наибольшей степени приемлемые и уместные в данных условиях, зависят от темы занятия, категории курсантов и их подготовки. Они помогут обучающимся присоединиться к коллегиальной работе с преподавателем. Это приведет к максимально успешному использованию занятия и получению требуемого результата по изучаемой теме и в итоге по предмету.

A.A. Вербицкий выделяет три существенных типовых формы деятельности, способствующих результативному усвоению навыков сотрудников правоохранительных органов. К ним относятся:

1. Учебная деятельность академического типа, предусматривающая проведение проблемных лекций, семинаров или практических занятий в форме дискуссий. Проблемное обучение ориентировано на активизацию мыслительных ресурсов и интеллектуальной деятельности курсантов и слушателей. Проблемную лекцию рекомендуется проводить вслед за освоением фундаментальных положений курса. В процессе лекций преподаватель, выдав теоретический, нормативный и практический материал, определяет ряд существующих проблем и спорных вопросов, слабо разработанных с позиции науки, но актуальных для осваиваемой темы. Создание проблемной ситуации в процессе проведения практического занятия содействует созданию у обучающихся социальных качеств. Они позволяют преобразовать действия в поступки человека, несущего личную ответственность за принятие решения. Это благоприятствует самостоятельному формированию личностных и профессиональных качеств сотрудника МВД.

Квазипрофессиональная деятельность предполагает воспроизведение в аудитории конкретных действительных условий профессиональной деятельности в динамическом развитии инцидента с трансформацией ситуации в процессе решения, что дает возможность в полной мере соотнести занятие с реальной обстановкой обыденной службы сотрудников МВД, кроме того, воссоздать действия в чрезвычайной ситуации [3]. Под экстремальными обстоятельствами имеются ввиду выходящие за пределы нормальных события, обусловленные критическими или небезопасными для сотрудника правоохранительных органов факторами. В большинстве случаев подобные ситуации сопряжены с применением грубой физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия. Обычно они существенно ограничивают время для принятия решения сотрудником МВД.

На подобных занятиях больше всего уместны активные формы обучения:

- деловая игра, предусматривающая моделирование принятия решения руководителем подразделения или группы при выполнении различных видов служебной деятельности, например, по сюжету с конфликтной ситуацией и ограничением времени для принятия решения;

- мозговой штурм, представляющий собой коллективную дискуссию с представлением замыслов и версий разрешения вводных обстоятельств. Особенность заключается в том, что все варианты могут быть отвергнуты только после всецелого обсуждения и оценки;

- организационно-деятельностная игра, предполагающая рассмотрение служебной деятельности без реального разыгрывания вводной ситуации;

- имитационная ролевая игра, содержащая комплекс моделей поведения из различных областей человеческого бытования и позволяющая сблизить вводные условия с повседневной деятельностью;

- игровое проектирование, представляющее собой построение или моделирование методик решения вводных ситуаций;

- межотраслевое комплексное занятие, предполагающее решение задач разными видами деятельности с консервацией ассоциативных отношений между ними с учетом первенства одного из видов и дополнительного значения остальных [3].

Учебно-профессиональная деятельность предполагает обучение, в процессе которого контекст содержания предмета в полной мере гармонирует непосредственно с профессиональной деятельностью. Указанный метод обучения осуществляется через проведение выездных практических занятий, тактических специальных учений, завершающих изучение дисциплины. Выездные практические занятия предполагают выезд в отделы внутренних дел, в структурные подразделения. При этом занятие проводят совместно с преподавателем - действующим сотрудники МВД, тем самым практически закрепляя теоретический материал.

Тактико-специальные учения, организованные по завершении курса, дают возможность не только на практике зафиксировать пройденную теорию, но и проконтролировать уровень сформированности компетенций, обретенных в процессе обучения.

Необходимо отметить, что учебно-профессиональная деятельность осуществляется также за пределами изучения конкретных дисциплин в форме мобилизации курсантов и слушателей ведомственных вузов для охраны общественного порядка и общественной безопасности в ходе проведения массовых мероприятий коллегиально с сотрудниками МВД, а также прохождения преддипломной практики.

Выводы. Из вышеизложенного следует, что контекстное обучение представляет собой последовательное моделирование личностного и предметного содержания предстоящей профессиональной деятельности курсантов и слушателей ведомственных вузов МВД посредством целой системы методов, приемов, форм и средств обучения. Овладение специальностью происходит в процессе динамического продвижения от учебной деятельности академического типа через учебно-профессиональную деятельность к собственно профессиональной. Это осуществляется посредством моделируемых ситуаций, что детерминирует становление познавательной и профессиональной мотивации, персональный интерес к учению. Контекстный подход к обучению дает возможность максимально соединять теорию с практикой. Он гарантирует градационное соединение и смену наиболее существенных форм организации учебной деятельности и близость результата обучения. Курсанты и слушатели развивают на практике полученные знания, умения и навыки. Тем самым компетенции требуются обучающимся не для сдачи экзаменов, а значимы содержанием в них комплекса познавательных и профессиональных интересов и мотивов сотрудников МВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.