Научная статья на тему 'КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ'

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
114
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ / ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Францева Ю.Е.

Современные тенденции развития общества диктуют новые требования не только к профессиональным навыкам выпускников, полученным в процессе обучения в вузе, но и к структуре и содержанию самого образовательного процесса. Одно из условий трансформации процесса обучения - это формирование профессиональной компетентности выпускника, а точнее, готовности выпускника к профессиональной деятельности. Таким образом, не только образовательный процесс подготовки специалиста, но и процесс освоения дисциплины должен стать более практико-ориентированным и основываться на таком образовательном подходе, как контекстное обучение. При этом под контекстом понимается не столько контекст будущей профессиональной деятельности социальных работников, сколько внутренне мотивированная активность студентов при освоении дисциплины. Именно внутренний контекст позволяет человеку осмысливать и наполнять значимостью собственную деятельность, а соответственно, формировать личностную и профессиональную компетентность. Анализ процесса преподавания практических психологических дисциплин позволил обозначить определенные трудности в организации и проведении занятий по данному виду дисциплин, с которыми сталкиваются преподаватели, и пути преодоления этих трудностей. В статье предлагается методический подход к проведению занятий по дисциплине «Практическая психология» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», а также итоги апробации предлагаемой методики в 2020/21 учебном году.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Францева Ю.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTEXTUAL APPROACH TO TEACHING PRACTICAL PSYCHOLOGY TO FUTURE SOCIAL WORKERS

Modern trends in the development of society dictate new requirements not only for the professional skills of graduates obtained during their studies at the university, but also for the structure and content of the educational process itself. One of the conditions for the transformation of the learning process is the formation of the graduate's professional competence, or rather, the graduate's readiness for professional activity. Thus, not only the educational process of training a specialist, but also the process of mastering the discipline should become more practice-oriented and be based on such an educational approach as contextual learning. At the same time, the context is understood not so much as the context of the future professional activity of social workers, but rather the internally motivated activity of students when mastering the discipline. It is the internal context that allows a person to comprehend and fill his own activity with significance, and, accordingly, to form personal and professional competence.The analysis of the process of teaching practical psychological disciplines allowed us to identify certain difficulties in organizing and conducting classes in this type of disciplines that teachers face, and ways to overcome these difficulties.The article offers a methodological approach to conducting classes in the discipline «Practical Psychology» for students studying in the direction of training 39.03.02 «Social Work», as well as the results of testing the proposed methodology in the 2020-2021 academic year.

Текст научной работы на тему «КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 4 (64), с. 179-187

179

УДК 378.14 + 159.9

DOI 10.52452/18115942_2021_4_179

КОНТЕКСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ БУДУЩИХ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

© 2021 г. Ю.Е. Францева

Францева Юлия Евгеньевна, к.пед.н.; доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

jull.franceva@yandex.ru

Статья поступииа вреОакцию 02.08.2021 Статья принята к пурликации 18.10.2021

Современные тенденции развития общества диктуют новые требования не только к профессиональным навыкам выпускников, полученным в процессе обучения в вузе, но и к структуре и содержанию самого образовательного процесса. Одно из условий трансформации процесса обучения - это формирование профессиональной компетентности выпускника, а точнее, готовности выпускника к профессиональной деятельности. Таким образом, не только образовательный процесс подготовки специалиста, но и процесс освоения дисциплины должен стать более практико-ориентированным и основываться на таком образовательном подходе, как контекстное обучение. При этом под контекстом понимается не столько контекст будущей профессиональной деятельности социальных работников, сколько внутренне мотивированная активность студентов при освоении дисциплины. Именно внутренний контекст позволяет человеку осмысливать и наполнять значимостью собственную деятельность, а соответственно, формировать личностную и профессиональную компетентность. Анализ процесса преподавания практических психологических дисциплин позволил обозначить определенные трудности в организации и проведении занятий по данному виду дисциплин, с которыми сталкиваются преподаватели, и пути преодоления этих трудностей. В статье предлагается методический подход к проведению занятий по дисциплине «Практическая психология» для студентов, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», а также итоги апробации предлагаемой методики в 2020/21 учебном году.

Ключевые сиова: организация процесса обучения, практическая психология, социальная работа, контекстное обучение, преподавание практических психологических дисциплин.

Введение

В настоящее время система высшего образования должна готовить к профессии, формировать у обучающегося профессиональную компетентность, т.е. готовность к выполнению профессиональных задач. Это возможно только при большей практико-ориентированности самого образовательного процесса, т.е. включении контекста будущей профессии в процесс обучения. Система высшего образования сейчас претерпевает изменения, связанные с переходом от знаниевой парадигмы к типу обучения, формирующему профессиональную компетентность выпускника. И данный переход должен предусматривать внедрение в процесс обучения современных практических методов и технологий обучения [1]. Понимая это, многие преподаватели вузов внедряют активные методы обучения - такие, как кейсы, дискуссии, практикумы, «круглые столы», деловые игры и др., т.е. процесс освоения дисциплины становится более практико--ориентированным.

Философия профессии «Социальная работа» ориентирована на ценность государства, эффек-

тиктивность социальной поддержки, общественных отношений и связей, помощь клиенту в условиях, которые социально неодобряемы, где правильность выбора поведения клиента определяется социальной службой. При этом клиент, скорее, воспринимается как объект взаимодействия, а не как субъект. В этом случае для эффективности оказания помощи у социальных работников появляется задача наделить клиента субъектностью.

Подготовка будущих социальных работников требует не только получения практического профессионального опыта, т.к. данная деятельность относится к сфере государственных услуг и социально направленна. Как отмечает Т.С. Базарова, гуманизация процесса обучения проявляется через личностно ориентированный характер, в результате которого происходят приобретение знаний и умений для решения жизненных задач, пересмотр своего ценностно-мотивацион-ного мира, приобретение самоценности и индивидуальности, связанных с внутренними изменениями личности [2].

Мы считаем, готовность к деятельности, в том числе и профессиональной, должна рас-

сматриваться как качество личности, как определенный уровень личностного развития, в том числе и при практико-ориентированной направленности образовательного процесса.

Исследуя готовность к профессиональной деятельности, мы выделяем следующие ее элементы, которые в первую очередь участвуют в осознании человеком своего личностного и профессионального Я, наполняют смыслом и ценностью деятельность обучающегося. Это «гибкая» мировоззренческая позиция и собственный психологический опыт, который участвует в формировании, осознании и применении так называемых «мягких» навыков (Soft Skills), т.к. профессиональная деятельность социальных работников во многом зависит от развития «мягких» навыков.

Актуальность нашего исследования состоит в том, что если практико-ориентированная направленность образовательного процесса подтвердила свою результативность в формировании профессиональной компетентности обучающегося, то изменения личностного развития обучающегося в процессе обучения при практико-ориентирован-ном подходе не исследованы.

Цель исследования - разработать формат занятий по дисциплине «Практическая психология», который может позволить отслеживать изменения личностного развития по итогам изучения дисциплины.

Задачами исследования являются формирование определенной мировоззренческой позиции и собственного психологического опыта социальных работников через знакомство с практиками оказания психологической помощи и активное участие в их реализации при изучении дисциплины «Практическая психология».

Теоретико-методологические подходы

Одним из вариантов образовательного подхода, отвечающего всем современным реалиям, может быть контекстное обучение, где смысло-образующей характеристикой образовательного процесса рассматривается контекст. «Принцип психолого-педагогического сопровождения обучающегося в условиях контекстного обучения -это не то, что должен знать и уметь делать студент при освоении дисциплины, а то, что он должен сделать, чтобы получить знания и навыки при изучении дисциплины, и как эти знания и навыки он может использовать в его профессиональной деятельности» [3, с. 687]. Важно отметить, что под контекстом, встраиваемым в процесс обучения, мы понимаем не столько контекст будущей профессиональной деятельности, сколько внутренне мотивирован-

ную активность студентов при освоении дисциплины. А.А. Вербицкий рассматривает контекст как определенную систему жизнедеятельности человека, которая придает смысл и значение и конкретной и ситуации, и ее компонентам. В состав данной системы входят внутренний и внешний контексты. Внешний контекст связан непосредственно с ситуацией, ее социокультурными, пространственно-временными и иными характеристиками. Внутренний контекст, который мы считаем наиболее важным, связан с личностными особенностями, а также со знаниями и опытом человека [4]. Именно этот контекст позволяет человеку наполнять собственную деятельность смыслом, целями и ценностью и, соответственно, формировать личностную и профессиональную компетентность.

Организация образовательного процесса выстраивается на базе федеральных государственных стандартов и предусматривает компетент-ностный подход в обучении. При этом контекстное обучение полностью соответствует компетентностной модели выпускника, т.к. основной задачей и контекстного обучения, и ком-петентностного подхода является формирование у обучающегося готовности к выполнению профессиональной деятельности в будущем.

Готовность к любому виду деятельности, в том числе и к профессиональной, у обучающегося может формироваться только при наличии в обучении по крайней мере трёх важнейших составляющих: деятельностного подхода, развития мотивации к обучению и рефлексии.

Первая составляющая - «методологический принцип деятельностного подхода» [5, с. 9], при котором в процесс обучения включаются практические задачи будущей профессиональной деятельности или схожей с ней и сам студент в процессе собственной деятельности формирует навык применения полученных знаний [5]. Еще Я.А. Коменский говорил: «тому, что должно делать, нельзя иначе научиться, чем делая это» [6, с. 570]. Инструментом реализации деятельностного подхода является включение в процесс освоения дисциплины творческих заданий, дискуссий на выбранные студентами темы, круглых столов, тренингов и т.д.

Вторая составляющая - развитие мотивации к обучению. При этом надо понимать, что помимо познавательной мотивации очень важной является и профессиональная мотивация, т.к. на эффективность усвоения материала влияет дея-тельностная активность обучающегося.

Мотивация к обучению у студентов зависит, как отмечает Т.О. Сайковская, в том числе и от формы представления изучаемого материала. Использование современных мультимедийных

технологий преподавателем, помимо активизации познавательной деятельности и мотиваци-онной активности в виде интереса к дисциплине, обсуждаемой теме формирует еще положительный эмоциональный фон восприятия учебного материала [7]. Как отмечает О.П. Око-пелов, при такой организации процесса изучения дисциплины изменяется и роль преподавателя, где он становится комментатором и консультантом, помимо источника новых знаний, что наполняет обучение эмоциональным откликом и эстетическим удовольствием, повышая качество усвоения излагаемой преподавателем информации [8].

Третья составляющая - это развитие рефлексии, а точнее, осознания не просто собственного поведения, а целей, мотивов, возможностей, ресурсов и др. при выполнении любого типа деятельности - формирование навыка наблюдения за собой как бы от третьего лица. Данное умение является значимым для профессий «человек-человек», т.к. оно помогает сохранять устойчивость при эмоциональной перегрузке и участвует в формировании навыка наблюдения за другими участками межличностных отношений при любом виде деятельности. Рефлексия как навык самоорганизации и самоконтроля способствует личностному взрослению, пониманию того, что у каждого человека существует своя психологическая реальность, и она не идентична твоей. Многие исследователи отмечают, что готовность к профессиональной деятельности и эффективность решения профессиональных задач напрямую зависит от уровня психологической зрелости личности.

Результаты

Сегодня набор психологических дисциплин предусмотрен практически в каждом учебном плане любого направления подготовки или специальности, в том числе при подготовке специалистов помогающих профессий (психологов и социальных работников). При этом федеральными государственными образовательными стандартами не прописаны четкие требования к количеству, содержанию психологических дисциплин, наполняемость содержания учебного плана является функционалом разработчиков образовательных программ. Так, анализ федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС) по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» показал, что количество компетенций, в содержании которых были указаны психологические знания, сократилось с 7 до 0 в последней редакции ФГОС (3++), утвержденного в 2018 году.

Несмотря на отсутствие в образовательном стандарте компетенций, в содержании которых были указаны психологические знания, в учебном плане по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа» Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского (ННГУ) предусмотрено 5 психологических дисциплин: «Психология», «Социальная психология», «Возрастная психология»/«Психодиагнос-тика» (являются курсами по выбору обучающегося), «Практическая психология». При этом из 5 дисциплин лишь «Практическая психология» носит прикладной характер и является обязательной для освоения всеми обучающимися, наряду с «Психологией» и «Социальной психологией». Согласно учебному плану, за дисциплиной «Практическая психология» закреплены следующие компетенции:

- УК-3. Способен осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде;

- УК-6. Способен управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни.

Согласно определению, практическая психология - «это система психологических знаний, областей исследования, направленных на решение практических психологических вопросов, возникающих в жизни людей, т.е. на применение практических навыков в повседневной практике» [9, с. 337]. Однако данный курс не вызывает трудностей скорее у психологов, получающих не только большой объем психологических знаний в процессе обучения, но и навыки применения полученных знаний через прикладные дисциплины, например: практикум по психодиагностике, «Психологическое консультирование», «Психологию личности», тренинговую деятельность и др. У будущих социальных работников практическое применение теоретических психологических знаний, полученных на ранних этапах обучения, происходит лишь в рамках дисциплины «Практическая психология».

Преподавание практических психологических дисциплин, включая и дисциплину «Практическая психология», связано с рядом трудностей:

- во-первых, это квалификация преподавателя или приглашенного специалиста, от которого требуется совмещение педагогического опыта и опыта практического психолога [1; 10] (от его опыта практической работы будет зависеть наполнение занятий психологическим содержанием с подбором определенного практического инструментария, что является особенно важным при преподавании дисциплины «Практическая психология» для обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа»);

- во-вторых, сложность в организации группового пространства для групповой работы, т.к. не каждый студент готов «эмоционально обнажиться» перед группой и даже сама группа не всегда готова погружаться в неприятные эмоциональные переживания [9].

В.Н. Раскин отмечает, что наиболее эффективной формой работы для понимания психологического содержания профессиональной деятельности при подготовке специалистов помогающих профессий (психологов и социальных работников) является социально-психологический тренинг, который предусматривает групповое взаимодействие [11].

Реализация практико-ориентированного обучения при преподавании практических психологических дисциплин, по мнению Н.А. Горбач, позволяет обучающемуся сформировать психологическую культуру и психологическую компетентность, т.е. развить значимые личностные качества для будущей профессии и наработать навыки идентификации психологического содержания при решении профессиональных задач [12].

Учитывая данные трудности и принимая во внимание описанные выше составляющие прак-тико-ориентированного компетентностного обучения, методологической основой при разработке занятий по дисциплине «Практическая психология» для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», стали следующие компоненты учебно-профессиональной деятельности:

1) деятельностный - обучение «в рамках формирования профессионально значимых качеств специалиста, присвоения знаний и формирования профессиональных умений и навыков» [12, с. 189];

2) мотивационно-смысловой - повышение профессиональной и личностной мотивации;

3) оценочно-контрольный - формирование навыка рефлексии [13].

Дисциплина «Практическая психология» осваивается на 4 курсе в 7 семестре, т.е. профессиональный портрет и небольшой практический опыт социального работника в процессе обучения у студента уже сложился. При этом профессиональная деятельность социального работника немного перекликается с деятельностью практического психолога - оказание помощи человеку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации или переживающему трудности в личной жизни. Следует отметить, что профессионально значимые качества и социального работника, и практического психолога тоже идентичны. К таким качествам можно отнести умение слушать и слышать клиента, уме-

ние принимать его психологическую реальность, быть эмпатичным. Это понимание позволило поставить задачу при разработке курса и проведении занятий - необходимо лишь дополнять уже сформированный профессиональный опыт социального работника повседневным психологическим опытом, который поможет сформировать навыки идентификации и анализа психологического содержания ситуации.

Под повседневным психологическим опытом мы понимаем умение понимать и принимать не только внутренний мир человека, которому оказываешь помощь, его трудности, мотивы, потребности, состояния, и пр., но и свой внутренний мир, свои трудности, мотивы, потребности, состояния и пр. при оказании запрашиваемой помощи, а также уметь замечать изменения, происходящие в своей и чужой жизни.

Мы также осознаем, что у студентов 4 курса уже сформирована своя мировоззренческая позиция, которая может иметь «жесткую» конструкцию, т.к. уже выстроено дальнейшее направление их жизнедеятельности. При этом большинство преподавателей отмечает, что теоретические психологические знания, формирующие мировоззрение, у студентов есть, но приложить их к повседневной жизни, а тем более трансформировать в профессиональный опыт им удается с трудом. Поэтому еще одна заОача при проведении занятий по дисциплине «Практическая психология» - позволить студентами сделать «жесткую» мировоззренческую конструкцию более «гибкой». Под гибкостью мировоззренческой позиции мы понимаем навык принятия психологической реальности своей и Другого с сохранением личностных границ каждого.

Целью изучения дисциплины «Практическая психология», по нашему мнению, является не только знакомство с основными методами, техниками, направлениями практической психологии, но и получение психологического опыта, который может быть внедрен и в профессиональную деятельность социального работника и в собственную жизнь.

Трудоемкость аудиторной работы дисциплины «Практическая психология», предусмотренной учебным планом ННГУ по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», составляет 32 часа, т.е. 16 занятий.

Автором была разработана следующая структура курса «Практическая психология»: обязательные занятия и занятия по желанию студентов.

В число обязательных занятий вошли моти-вационное занятие (первое), анализ профессиональной деятельности практического психолога и социального работника (второе).

В рамках мотивационного занятия предусмотрены следующие виды работ преподавателя и обучающихся.

1. Устанавливаются правила изучения дисциплины. Правила устанавливаются совместно: преподаватель предлагает и объясняет требования к выполнению каждого правила, а студенты проясняют, корректируют. Правила таковы:

- активность - активное участие во всех мероприятиях занятия;

- уважение - уважительное отношение ко всем участникам процесса;

- все ответы правильные - в процессе обучения для преподавателя нет правильных и неправильных ответов, важным является то, что студент может свободно высказать свои мысли.

Установление правил позволяет сориентировать студентов на то, как будет выстроено обучение по дисциплине. Следует отметить, что, пока правила не обговорены и не приняты всеми участниками, занятие дальше не продолжается.

2. Следующий вид работ на первом занятии -это ответ на вопрос «Что такое практическая психология и зачем вам изучать ее?». Ответ на этот вопрос должен дать каждый студент, причем с подробной конкретикой. Такие ответы как «для жизни», «для будущей профессии» и т.д., не принимаются преподавателем. Важной является конкретизация, причем именно для каждого в отдельности. Если студент говорит, что он согласен в своем видении с М... , то преподаватель просит все равно озвучить ответ. По итогам этого обсуждения обучающиеся заполняют таблицу, согласно стратегии «Знаю - Хочу знать - Узнал».

3. Совместно выбирается формат работы на занятиях. Формат может быть и теоретическим, и практическим. Как правило, студентам более интересен практический формат работы. Для его реализации преподаватель знакомит студентов с собственным опытом практического психолога, т.е. на примерах из собственной реальной деятельности объясняет, с каким практическим инструментарием он может их познакомить.

Содержание второго обязательного занятия -анализ профессиональной Оеятельности практического психолога и социального раРотника -включает следующие виды деятельности:

- прояснение понятий помощь, формы, состояния клиентов, мотивы оказания помощи в раРоте практического психолога и социального раРотника;

- сравнительный анализ основных правил работы с клиентом практического психолога и социального работника.

В качестве наглядных примеров для обсуждения профессиональной деятельности практи-

ческого психолога и социального работника были использованы мультфильмы «Серая шейка» и «Лунтик. Простуда».

Занятия по желанию студентов - это занятия, на которых студенты выбирали, с каким инструментарием они хотели бы познакомиться или какую тематику обсудить на следующем занятии.

В рамках проведения данных занятий в 2020/21 учебном году для студентов ННГУ, обучающихся по направлению подготовки 39.03.02 «Социальная работа», преподавателем была предложена следующая тематика занятий:

- знакомство с графологией как с проективным психологическим инструментарием;

- знакомство с рисуночными тестами (рисунок человека, рисунок семьи) как с проективным психологическим инструментарием;

- группа самопознания с использованием мультфильма «Ежик в тумане»;

- терапевтическая группа с использованием метафорических ассоциативных карт;

- групповое обсуждение следующих тем: любовь (критерии и качество), семья как ценность современности, отношения мужчины и женщины, гендерные особенности, надо ли быть индивидуальностью и др. Базой для обсуждения на занятиях были следующие художественные фильмы: «Училка» (2015), «Влюблен по собственному желанию» (1982), «Зимняя вишня» (1985), «Идеальные незнакомцы» (2016), «Семь ужинов» (2019). При этом выбор фильмов обсуждался со студентами, и они также могли предложить к просмотру и обсуждению заинтересовавшие их фильмы.

Графологический анализ почерка (графология) - это не просто знакомство с графологией как проективным методом, но и индивидуальная консультация для каждого обучающегося, предоставившего образец собственного почерка. Преподавателем были объяснены основные теоретические особенности почерка, на которые очень важно обращать внимание, т.к. именно графологические признаки могут отражать психоэмоциональное состояние человека. Обучающиеся познакомились также с формой индивидуального консультирования, в рамках которого, помимо психологического портрета, также смогли получить некоторые рекомендации, связанные с личностными особенностями. В итоговом эссе все студенты отметили, что психологический портрет, описанный преподавателем, совпал на 95 процентов с их самооценкой.

Знакомство с рисуночными тестами включало теоретические аспекты расшифровки данного инструментария. Для практического знакомства одной из студенток был представлен рису-

нок семьи, выполненный ее младшей сестрой. После составления преподавателем психологического портрета семьи студентка дала обратную связь группе, указав, что описанные отношения в семье совпали с действительностью.

Примерно треть обучающихся после знакомства с проективными методиками на занятиях (графоанализ и рисуночные тесты) смогла проверить полученные знания, применив данные методики в отношении своих близких и друзей.

По итогам просмотренных художественных фильмов обсуждение предложенных тем соответствовало круглому столу или дискуссии, т.к. каждый участник обсуждения, включая преподавателя, мог высказать свое мнение. При этом обсуждении каждый обосновывал свою точку зрения и приводил примеры из просмотренных фильмов. При такой форме проведения занятий менялась роль преподавателя с источника информации на консультанта и фасилитатора дискуссии.

Итоговая аттестация по дисциплине «Практическая психология», предусмотренная учебным планом ННГУ, проводилась в форме зачета. Зачетным заданием для студентов было написание эссе на тему «Мои изменения как осмысление процесса и результата обучения по дисциплине "Практическая психология"». Данный формат итогового мероприятия связан с формированием навыка рефлексии. Также для преподавателя написанные эссе служили формой обратной связи, давая информацию о реакции студентов на предложенную форму организации обучения по дисциплине «Практическая психология» и необходимости ее корректив.

Особенность 2020/21 учебного года, которая сыграла большую роль в организации образовательного процесса по курсу «Практическая психология», связана с введением дистанционного формата обучения. Большая часть описанных занятий проводились в формате zoom-конференции.

В таком же формате были проведены занятия по дисциплине «Практическая психология» для студентов ННГУ, обучающихся по направлению 39.03.02 «Социальная работа» по заочной форме обучения, но разница состояла лишь в том, что по учебному плану предусмотрено лишь 8 часов аудиторной работы (это 4 занятия) и, как правило, данные занятия стоят более компактно в расписании, чаще два дня подряд.

Для заочной формы обучения была предложена следующая структура курса «Практическая психология»:

- мотивационное занятие;

- анализ профессиональной деятельности практического психолога и социального работника;

- знакомство с графологией как с проективным психологическим инструментарием;

- знакомство с рисуночными тестами (рисунок человека, рисунок семьи) как с проективным психологическим инструментарием;

- группа самопознания с использованием мультфильма «Ежик в тумане»;

- групповое обсуждение художественного фильма «Училка» (2015).

И еще одной особенностью для студентов заочной формы было то, что итоговое эссе им нужно было написать минимум после 2 недель по окончании занятий по дисциплине «Практическая психология».

Ниже приведены выдержки из эссе студентов ННГУ 4 курса, обучающихся по направлению 39.03.02 «Социальная работа».

«Обсуждать мультики и фильмы с психологической точки зрения было мне в новинку -обычно я смотрю и переживаю это внутри себя, ни с кем другим на таком глубоком уровне я не говорила про ощущения от просмотренного. Эти занятия позволили мне начать более глубоко понимать свои ощущения и чувства во время и после просмотренных сюжетов. Саморефлексия на занятиях дала мне возможность еще больше развивать эмоциональный интеллект и на более глубоком уровне понимать свои впечатления от фильмов, а не просто "понравилось/не понравилось"».

«Я поняла, что прежде, чем осуждать человека, даже в жизни, нужно подумать, почему же с ним так произошло, что вообще он может чувствовать и многое другое, может, тогда вся картина сложится, и ты уже не будешь осуждать и недоумевать, а поймёшь его.

Курс был для меня полезным, интересным и мне было интересно слушать мнение и рассуждение профессионала. И для меня было особенно приятно, что мы могли сами выбирать, чем нам заниматься на парах и что обсуждать, а преподаватель нас поддерживал во всём. На мой взгляд, именно такой подход является наиболее выигрышным и такой преподаватель является, с одной стороны, авторитетом для студентов, а с другой стороны, человеком, с которым можно поделиться своим мнением, взглядами и не бояться, что тебя не поймут».

«Наш курс «Практическая психология» повлиял на меня с хорошей стороны.

1) Я научилась понимать себя. Раньше у меня была большая проблема - я не умела объяснять, что я думаю. Не умела правильно излагать свои мысли, от чего людям, которые со мной общаются, было сложно меня понять. В течение курса практической психологии я стала замечать за собой, что мне всё проще и проще доно-

сить до людей свои мысли. Сначала я подумала, что просто мой словарный запас обогатился. Через некоторое время я поняла, что дело не в этом. Я вдруг чётко осознала, что раньше моя проблема была в том, что я не понимаю, о чём я хочу сказать и зачем я это говорю.

2) Я научилась прислушиваться к своим желаниям...

3) Я перестала заставлять себя делать то, что мне не нравится. А может быть, этот пункт нужно было назвать «Я поняла, что смысл жизни в самой жизни».

4) Я перестала общаться с теми, с кем мне некомфортно. С людьми, которые не знают других слов, кроме как «Дай» и «Помоги». . Друг - это не бесконечная мольба о помощи с его стороны. Дружба - это любовь и забота.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Как ни странно, я смогла сформулировать для себя самой ответ на всеми любимый вопрос «Что такое любовь?». Любить значит принимать человека таким, какой он есть. Не пытаться его переделать, исправить, научить жизни, поругать или сделать замечание. А просто принимать все его ошибки, решения и изречения.

6) Я научилась слушать и слышать людей. Замечать моменты, когда человек закрыт, а когда готов поделиться тем, что болит.

7) Я перестала осуждать. Поняла для себя, что это глупо. Каждый живет так, как ему хочется. У каждого своя интерпретация «хорошо» и «плохо». . А если чьё-то «хорошо» не вписывается в рамки моего понимания, то это не значит, что этот человек ненормальный или я какая-то не такая. Это значит только одно: его понятия о «хорошо» не вписываются в мои понятия о «хорошо».

8) Я научилась не врать. Ни себе, ни окружающим. Я поняла, что во вранье нет смысла. . Кто не готов принять правду - не готов и принять меня. А я перестала общаться с теми, кто не может меня принять такой, какая я есть.

В целом, я была очень рада попасть на курс практической психологии. Мне было очень интересно. Особенно мне понравилось обсуждать фильмы и рассматривать героев не как героев, а как личностей. И если это возможно, я бы хотела и дальше иметь возможность делать это, несмотря на то, что семестр, в котором был курс «Практическая психология», закончился. Можно организовать что-то вроде дополнительного факультативного кружка. Я бы с удовольствием его посещала даже после выпуска из университета».

Ниже приведены выдержки из эссе студентов 4 курса, обучающихся по направлению 39.03.02 «Социальная работа» по заочной форме обучения, так как мы считаем эту оценку наиболее значимой для нас.

«.Мы проводили анализ двух мультфильмов - «Серая шейка» и «Лунтик. Простуда». При первом просмотре данных картин я не задумывалась о том, что каждого персонажа можно ассоциировать с каким-либо специалистом (тем же психологом, социальным работником). Для меня это были произведения, которые учат дружбе и взаимопомощи. В ходе беседы с преподавателем мы разбирали действия персонажей, мотивы их действий, и это заставило задуматься о том, что таким образом можно проанализировать и другие картины, подумать о скрытых смыслах, которые они несут в себе».

«Долго я собиралась сесть за написание данной работы. Каждый вечер думала, вот сейчас все мои лягут, и я возьмусь, но находились дела или я это считала делами, потом думала, что не знаю, что писать, т.к. во мне ничего не изменилось. Вчера ночью с мужем решили пройтись, я просто сказала ему, что не знаю, что писать, ведь во мне ничего не изменилось, а муж ответил: ты стала намного спокойнее. И ведь точно.

Последние полтора месяца были очень тяжелыми для меня. 1 июня я потеряла дорогого мне человека, мою бабушку. На учебу, на конференции я выходить не хотела, думала, брошу все это. Практику за меня отправлял муж, первый экзамен - достаточно было только присутствовать на парах и тройка в зачетке, если не делать задания, я так и поступила, думаю, мне все равно. При этом все мне говорили: не бросай, доучись, что меня еще больше раздражало, я не понимала, почему все не хотят услышать меня. При этом на всех лекциях я присутствовала, иногда отвечала. Я все время ждала - сейчас мне кто-нибудь скажет: бросай все, бери ребенка и езжай на дачу, отпуск ученический у тебя есть, приходи в себя, - а мне никто этого не говорил. И тут начались Ваши занятия.

Первое что меня зацепило, это графология. Сижу, слушаю, не верю, сначала участвовать не хотела, потом интерес пересилил. Я не думала, что это возможно (теперь расширяю свой кругозор), 95% всего сказанного в точку, а остальные 5%, скорее всего, мое нежелание принять истину.

Далее мой опыт заключался в рисунке. Это я тоже решила попробовать, узнала представление ребенка о нашей семье. Есть над чем работать. Опыт очень познавательный.

Отдельное внимание мне бы хотелось уделить коллективной работе. Мультфильм «Ежик в тумане» смотрела, плакала, раздражала сама мысль, что его придется обсуждать. Но оказалось очень поучительно, познавательно, лично для меня переменно (если есть такое слово). Одна фраза от одногруппницы заставила задуматься. Почему-то именно слово «заставила». И

я стала думать и постепенно поняла, что то, что я хочу услышать, мои близкие люди не то чтобы не хотят говорить, они просто не могут этого сказать, т.к. любят и переживают за меня и мое будущее. И я успокоилась, перестала разражаться по любому слову, делала задания на других парах, тройка меня больше не устраивает. Сдала все экзамены, остался один зачет и курсовая - моя головная боль, не знаю, как написать своему научному руководителю, которому хотела написать в мае, но заболела бабушка и мне было не этого, думала - вот поправится и займусь, но нет. Курсач готов, сегодня, ну, или завтра точно отправлю...

Единственное чего мне не хватило в предмете, это времени. Очень жаль, что так мало пар (учебных часов) было выделено для обучения. Спасибо».

Анализ эссе показал, что практически все обучающиеся отметили, что, помимо знакомства с практическим психологическим инструментарием, они получили и личностное развитие:

- познакомились с некоторыми новыми чертами себя, углубили познание своих мотивов и ценностей;

- с новой стороны узнали своих одногрупп-ников, что больше сплотило группу;

- развили умение высказывать свое мнение;

- развили умение слышать мнение другого человека;

- выработалась привычка анализировать проблематику фильмов и характерологические особенности героев;

- появилась гибкость в мировоззренческой позиции;

- развили умение мыслить, анализировать, исследовать себя, делать проекцию героя на себя;

- появилась привычка наблюдать и обращать внимание на незначительные вещи;

- сформировалось понимание, что люди обладают абсолютно разными масштабами личных границ и воспринимают желание помочь абсолютно по-разному.

Таким образом, задачи, поставленные нами при проведении занятий, в том числе и в дистанционном формате, были решены. Предложенная нами форма работы оказалась для студентов интересной, эмоционально насыщенной и полезной для приобретения психологического опыта, а также были сформированы предусмотренные рабочей программой дисциплины «Практическая психология» способности - такие, как способность работать в команде, способность к саморазвитию.

Заключение

Проведенное исследование показало, что знакомство с психологическими практиками, а

также активное участие в них при изучении дисциплины «Практическая психология» позволяют будущим социальным работникам не только приобрести собственный психологический опыт, который в будущем может быть применим ими в профессиональной деятельности, но и пересмотреть свою мировоззренческую позицию, сделать ее более гибкой.

Применение практического психологического инструментария на занятиях позволяет познакомить студентов не только с самим инструментарием и его возможностями, но и с критериями его использования в определенных формах психологической работы.

Наше исследование вывило и минусы в организации учебного процесса по дисциплине «Практическая психология», и это позволит нам внести следующие изменения и дополнения.

При наличии времени можно провести с обучающимися анализ предложенной формы работы с изучаемым инструментарием. Работа может проводиться таким образом, чтобы в процессе обсуждения обучающимися были выявлены основные критерии проводимой работы, это можно назвать рефлексией самого процесса. Данный анализ поможет сформировать у обучающихся навык идентификации практических форм оказания помощи клиентам, таких как формы консультирования (групповая или индивидуальная), группа самопомощи, группа самопознания, дискуссия и т.д., которые могут быть использованы выпускниками в дальнейшей профессиональной деятельности.

Значительным минусом в организации занятий по дисциплине «Практическая психология» является то, в учебном плане ННГУ направления подготовки 39.03.02 «Социальная работа» предусмотрено минимальное количество часов (одна пара в неделю, согласно сетке расписания). Очень сложно проводить групповую работу, тренинги и т.д. в 90 минут, поэтому не всегда удавалось завершить занятие рефлексией. Этот минус можно исправить расписанием занятий в виде сдвоенных пар (занятия раз в две недели).

Однако в любом случае при организации и проведении практико-ориентированного обучения по прикладным дисциплинам очень важным всегда будет психологический климат пространства занятия. Как говорил К. Роджерс, «я знаю, что не могу никого ничему научить, я могу только создать среду» [14, с. 16].

Данная статья обобщает эмпирический опыт преподавателя, направленный в первую очередь на исследование внутреннего мира будущих социальных работников и возможности использования описанного формата проведения занятий в их подготовке. Данный подход использу-

ется около полутора лет, и малый объем исследуемой выборки не позволяет нам провести серьезную статистическую обработку. Это является нашим пилотным проектом, который будет продолжен и даст материал для научного подтверждения.

Список литературы

1. Пономарева Е.Ю., Рудакова О.А. Проблема методических основ преподавания практической и прикладной психологии в высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-2. С. 369-375.

2. Базарова Т.С. Методологические подходы к профессиональной подготовке социального работника // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 214-221.

3. Францева Ю.Е. Переход от проблемного обучения к контекстному обучению в условиях ФГОС 3++ // Динамика социальной среды как фактор развития потребности в новых профессионалах в сфере социальной работы и организации работы с молодежью: Материалы Междунар. научно-практ. конф. / Под общ. ред. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во Научно-исследовательского социологического центра, 2019. С. 684-688.

4. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 84 с.

5. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учебное пособие. М.: владос, 1999. 304 с.

6. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. Т. 1 . М.: Педагогика, 1982. 656 с.

7. Сайковская Т.О. Теоретические и практические аспекты мультимедийного сопровождения преподавания психологии // Современное образование Ви-тебщины. 2015. № 1(7). С. 33-37.

8. Окопелов О.П. Процесс обучения в виртуальном образовательном пространстве // Информатика и образование. 2001. № 3. С. 66-70.

9. Немов Р.С. Психологический словарь. М.: ВЛАДОС, 2007. 560 с.

10. Буравцова Н.В. Проблемы эффективности преподавания практической психологии в вузе // СМАЛЬТА. 2016. № 2. С. 9-12.

11. Раскин В.Н. Социально-психологический тренинг как форма практической подготовки психологов и социальных работников в высшем учебном заведении (опыт преподавания тренинговых дисциплин в Санкт-Петербургском государственном институте психологии и социальной работы) // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2007. Т. 8. № 2. С. 113-117.

12. Горбач Н.А. Возможности и проблемы практической направленности обучения вузе (на примере преподавания психологии) // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2010. № 4 (8). С. 60-62.

13. Ярыгина Н.Ю., Францева Ю.Е. Специфика организации образовательного процесса подготовки психологов-консультантов, обучающихся по образовательной программе магистратуры «Психологическое консультирование» // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2020. № 2 (58). С. 186-192.

14. Макшанов С.И. Психология тренинга: Теория. Методология. Практика: Монография. СПб.: Образование, 1997. 238 с.

CONTEXTUAL APPROACH TO TEACHING PRACTICAL PSYCHOLOGY TO FUTURE SOCIAL WORKERS

Yu.E. Frantseva

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

Modern trends in the development of society dictate new requirements not only for the professional skills of graduates obtained during their studies at the university, but also for the structure and content of the educational process itself. One of the conditions for the transformation of the learning process is the formation of the graduate's professional competence, or rather, the graduate's readiness for professional activity. Thus, not only the educational process of training a specialist, but also the process of mastering the discipline should become more practice-oriented and be based on such an educational approach as contextual learning. At the same time, the context is understood not so much as the context of the future professional activity of social workers, but rather the internally motivated activity of students when mastering the discipline. It is the internal context that allows a person to comprehend and fill his own activity with significance, and, accordingly, to form personal and professional competence.

The analysis of the process of teaching practical psychological disciplines allowed us to identify certain difficulties in organizing and conducting classes in this type of disciplines that teachers face, and ways to overcome these difficulties.

The article offers a methodological approach to conducting classes in the discipline «Practical Psychology» for students studying in the direction of training 39.03.02 «Social Work», as well as the results of testing the proposed methodology in the 2020-2021 academic year.

Keywords: organization of the learning process, practical psychology, social work, contextual learning, teaching of practical psychological disciplines.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.