Научная статья на тему 'Психологические условия развития профессионально значимых качеств студентов - будущих педагогов-психологов аудиовизуальными средствами обучения (на примере учебной дисциплины «Педагогическая психология»)'

Психологические условия развития профессионально значимых качеств студентов - будущих педагогов-психологов аудиовизуальными средствами обучения (на примере учебной дисциплины «Педагогическая психология») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
116
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ВИДЕОФИЛЬМОВ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кириллова Ирина Александровна

В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-психологов, посредством применения в образовательном процессе художественных фильмов. В ней также представлены итоги экспериментальной работы по изучению вопроса об эффективности использования художественных фильмов на учебных занятиях по дисциплине «Педагогическая психология». Положительные результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения данного метода в комплексе с другими методами активного обучения для дальнейшей подготовки студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кириллова Ирина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychological conditions of development of professionally significant qualities of students - future teachers-psychologists by audiovisual training means (on the example of educational discipline “Pedagogical psychology”)

The article examines the possibility of improving the quality of professional training for students, future teachers and psychologists, through the use of feature films in the educational process. It also presents the results of the experimental work on the study of the effectiveness of the use of feature films in the classroom on the subject "Pedagogical Psychology". Positive results of the study allow us to conclude that it is advisable to use this method in conjunction with other active learning methods for further training of students.

Текст научной работы на тему «Психологические условия развития профессионально значимых качеств студентов - будущих педагогов-психологов аудиовизуальными средствами обучения (на примере учебной дисциплины «Педагогическая психология»)»

УДК 378.14:15+159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ АУДИОВИЗУАЛЬНЫМИ СРЕДСТВАМИ ОБУЧЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»)

Ирина Александровна Кириллова, кандидат педагогических наук, доцент, Волгоградская государственная академия физической культуры (ФГБОУВО «ВГАФК»)

Аннотация

В статье рассматривается возможность повышения качества профессиональной подготовки студентов, будущих педагогов-психологов, посредством применения в образовательном процессе художественных фильмов. В ней также представлены итоги экспериментальной работы по изучению вопроса об эффективности использования художественных фильмов на учебных занятиях по дисциплине «Педагогическая психология». Положительные результаты исследования позволяют сделать вывод о целесообразности применения данного метода в комплексе с другими методами активного обучения для дальнейшей подготовки студентов.

Ключевые слова: аудиовизуальные средства, психологические особенности воздействия видеофильмов, организация обучения.

PSYCHOLOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONALLY SIGNIFICANT QUALITIES OF STUDENTS - FUTURE TEACHERS-PSYCHOLOGISTS BY AUDIOVISUAL TRAINING MEANS (ON THE EXAMPLE OF EDUCATIONAL DISCIPLINE "PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY")

Irina Alexandrovna Kirillova, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy, Volgograd

Annotation

The article examines the possibility of improving the quality of professional training for students, future teachers and psychologists, through the use of feature films in the educational process. It also presents the results of the experimental work on the study of the effectiveness of the use of feature films in the classroom on the subject "Pedagogical Psychology". Positive results of the study allow us to conclude that it is advisable to use this method in conjunction with other active learning methods for further training of students.

Keywords: audiovisual means, psychological features of video films influence, training organization.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования подразумевает использование компетентностного подхода в подготовке специалиста и предусматривает широкое использование в учебном процессе вуза активных и интерактивных форм проведения занятий. Целями такого обучения становится формирование профессионально значимых качеств обучающихся, жизненных установок, моделей поведения, которые заключаются, например, в следующем:

- в развитии мотивации к своей будущей профессиональной деятельности;

- в способности к критическому мышлению;

- в способности и готовности к разумному риску;

- креативности и предприимчивости;

- умению работать самостоятельно и готовности к работе в команде, готовности к работе в высококонкурентной среде и др.

Таким образом, мы видим, что у современного выпускника вуза должны быть сформированы профессионально значимые качества и навыки, такие как: анализировать, понимать сущность явлений, осмысливать идеи и концепции и уже на основе этого уметь находить необходимую информацию, профессионально и творчески ее интерпретировать

и применить в конкретных условиях.

Для достижения вышеуказанного результата обучения следует обеспечить у студентов мотивацию к учению и создать психолого-педагогические условия, в которых обучающийся может занять активную личностную позицию и в полной мере проявить себя как субъект учебной деятельности. Для этого в учебном процессе применяются активные и интерактивные методы обучения, в том числе используются аудиовизуальные средства в обучении - художественные фильмы.

Преимущества применения художественного фильма в образовательном процессе раскрываются в ряде психолого-педагогических исследованиях ученых Л. С. Зазнобина, Г. А. Поличко, А.В. Федорова, А.В. Шарикова и других. Они доказали, что использование видеофильмов на занятиях развивает учебную мотивацию, во-первых, за счет интереса к самому сюжету, во-вторых, достижением в способности обучающегося анализировать изучаемый психологический феномен.

Характерной особенностей использования художественного фильма в процессе обучения является опора не только на интеллектуально-логические структуры личности, но и на её эмоции, действия, на скрытые резервы человеческой психики. В комплексе со специально разработанными вопросами для психологического анализа кинотекста данный метод также становится средством воздействия на обучающегося. В данном случае, мы вслед за Г.Г. Слышкиным, под кинотекстом понимаем «связанное, цельное и завершенное сообщение, выраженное при помощи вербальных (лингвистических) и невербальных (иконических и/или индексных) знаков, организованное в соответствии с замыслом коллективного функционально дифференцированного автора при помощи кинематографических кодов, зафиксированное на материальном носителе и предназначенное для воспроизведения на экране и аудиовизуального восприятия зрителями» [1, с. 54].

Рассмотрим, как пример, один из сложившихся вариантов анализа кинотекста, разработанными нами для студентов направления подготовки «Психолого-педагогическое образование» по дисциплине «Педагогическая психология» и апробированного на трех реальных учебных группах.

Дисциплина «Педагогическая психология» в рамках вузовской подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое направление» предполагает не только изучение соответствующего учебного материала, но и освоение студентами таких форм занятий, которые строятся на принципах активизации их собственной учебно-познавательной деятельности. В соответствии с этими целями тематический план занятий делится на две части - теоретическую подготовку и практическое освоение.

Теоретическая подготовка осуществляется в форме лекционных занятий, на которых преподаватель знакомит студентов с основными подходами к анализу процесса учения, воспитания, закономерностями формирования личности всех участников образовательного процесса. Учитывая специфику обучения студентов психолого-педагогического направления и их практическую направленность, важной задачей изучаемого материала на практических занятиях является формирование способности проводить психологические анализ и наблюдение, направленное на определение психологической структуры педагогической деятельности, изучение влияния различных психологических феноменов на субъекты системы образования и их деятельность.

Решение данной задачи, осуществляется через использование художественных фильмов, сопровожденных чтением лекций тесно связанных по тематике с содержанием фильма (проблемы педагогической психологии, межличностные отношения, социальные роли, средства взаимодействия участников образовательного процесса и т.п.).

Всего на просмотр художественных фильмов отводится 6 учебных часов, разделенных на три сеанса. С целью экономии учебного времени предварительно из предъявляемого видеоматериала исключены фрагменты, не несущие серьезной смысловой нагрузки (титры, музыкальные вставки).

Форма работы с фильмом - групповая дискуссия по фильму и индивидуальный психологический анализ фильма в письменной форме. Учебное задание заключается в вопросах по содержанию фильма, которые соответствуют учебным задачам. Контроль осуществляется во время обсуждения фильма и во время обсуждения преподавателем сильных и слабых сторон письменных работ студентов.

Для каждого художественного фильма, который используется в учебном процессе, разработано учебное свое задание. Приведем пример.

Фильм: Чучело (режиссер Р. Быков, 1981 г.)

Тема: Динамика структуры межличностных отношений в ученической группе.

Вопросы для анализа:

Проанализировать динамику структуры межличностных отношений в ученической группе.

Что происходит с лидерством в группе?

Какие типы поведения присущи участникам группы? Чем объяснить преобладание этих типов?

Дать анализ взаимоотношений Лены и Димы.

Приведем примеры ответов студентов:

1. Проанализировать динамику структуры межличностных отношений в ученической группе.

«Для ответа на этот вопрос я выделила основных членов группы - Лена Бессоль-цева, Валька, «Лохматый», «Рыжий», Шмакова, Попов, Васильев, Миронова «Железная кнопка», Дима Сомов. Они являются учащимися 6 класса. Класс я характеризую, как псевдо коллектив, который ориентируется на негативные нравственные нормы (сила, власть: «... Рыжий, что главное в человеке? - спросил Лохматый. - Сила! - встрепенулся Рыжий...»).

В данном классе преобладают ценностно-ориентационные взаимоотношения т.к. выражены отношения, которые сложились на основе норм и ценностей - эгоистического характера. Статусная структура представляется следующим образом:

- «Звезды»: Миронова «Железная кнопка» - («... Миронова у нас особенная, у нее очень сильная воля.»), Дима Сомов - («... - Димочка хочет главным быть, - сказала Шмакова. - Начальник!...»);

- «Принятые»: Шмакова, Лохматый, Рыжий, Валька;

- «Изолированные»: Попов, Васильев.

В середине кинофильма статусная структура, на мой взгляд, изменяется:

- «Звезды»: Миронова «Железная кнопка»;

- «Принятые»: Попов, Шмаков, Васильев, Лохматый, Валька, Дима, Сомов, Рыжий;

- «Отверженные»: Лена Бессольцева.

В конце фильма, я считаю, что «Отверженным» Стал Дима Сомов. Могу предположить, что если бы Лена не уехала, то «Звездой» стала бы она.

В классе можно выделить четыре микро-группы. Первая микро-группа - Попов и Шмакова («... Попов заорал, чтобы Шмакова села к нему, и та бросила ему портфель, а он его поймал, - вот с этого момента он стал ее рабом.»). Вторая - Рыжий и Лохматый. Третья - Миронова и Валька. Четвертая микро-группа - Лена и Дима.

На мой взгляд, эти группы мало взаимодействуют, их объединяет только общая цель - наказать «Предателя». Интересны, на мой взгляд, является то, что принцип отношения к Лене Бессольцевой мог быть обращен ко всем членам группы. Это утверждает пример с Васильевым (- А за измену идеалам знаешь, что полагается? - строго спросила Миронова. - Что? - Васильев посмотрел на нее круглыми глазами. - А вот что! -Лохматый развернулся и ударил Васильева. Удар был сильный. Васильев упал в одну сторону, а очки его отлетели в другую. Он уронил авоську и рассыпал продукты). За «изме-

ну идеалам» могли поплатиться все!».

2. Что происходит с лидерством в группе?

«Лидерство - это процесс осуществления влияния на поведение участников группы, в основе которого лежат отношения доминирования и подчинения. Хотелось бы подчеркнуть слово «Подчинение», потому что, на мой взгляд, именно оно является синонимом к слову лидерства в этом «Коллективе».

Сначала я бы хотела выделить трех лидеров: Миронова («Железная кнопка»), Дима Сомов, Шмакова. Миронова является абсолютным лидером т.к. оказывает влияние на эмоциональное отношение, и на деятельность разных проявлениях. Дима Сомов - это инструментальный лидер - влияющий, на некоторые виды деятельности в группе. Шмакова тоже является лидером, но в своей микро-группе (Попов - Шмакова), это абсолютный лидер («... - Я не пошла потому, что не захотела, - сказала Шмакова. - А я как ты, - рассмеялся Попов. - Послушай, Попов... Так зачем ты хотел купить два шлема? - Она чувствовала над ним свою силу, и ей нравилось им командовать ...»).

Какие типы поведения присущи участникам группы? Чем объяснить преобладание этих типов?

«Большинству участников группы присущ конформный тип поведения. Нонконформизм проявляется у Васильева, пример в парикмахерской - он единственный высказал свое мнение, что девочек бить нельзя - он не защищает Леночку, он высказывает свое мнение о всех девочках т.е. можно сделать вывод, что он демонстрирует мнение или поведение, опирающиеся на собственный опыт независимо от мнения или поведения группового большинства. У Лены выражено сознательное определение личности в группе. У нее свои ценности, и она не меняет их даже при давлении со стороны группы. У Димы тип поведения меняется от сознательного самоопределения личности в группе к конформному, но и здесь можно отметить, мнение группы воспринимается индивидом лишь внешне, а внутренне он продолжает сопротивляться ему. Внутренним конформным тип поведения стал, на мой взгляд, когда он поджег «чучело». Также внешний конформизм я выделила у Шмаковой: мнение класса она принимает, когда ей это выгодно».

4. Дать анализ взаимоотношениям Лены и Димы.

«Для меня этот вопрос является самым сложным и трудным. У Лены и Димы период первой влюбленности. Лена очень нежно относится к Диме, называет его «рыцарем» и Дима, на мой взгляд, отвечает ей взаимностью. В его действиях есть проявления по истине рыцарских поступков («... Димка заметил это, снял сапоги, протянул мне и сказал, чтобы я переобулась. Вот был моментик - он стоял босой на мокрой холодной траве и протягивал мне сапоги с шерстяными носками ...»). Но так как он подвержен влиянию группы, в которой главные ценности сила, власть, «смелость», он руководствуется понятие смелости, приняты в группе. Ведь он сознался учительнице, только когда она назвала его трусом. На мой взгляд, Диме очень важно мнение Лены, и она является лидером в их микро-группе, недаром он неоднократно обещает ей сознаться, приходит и просит прощение. Это еще раз подчеркивает его внешне выраженный конформный тип поведения в группе, внутренне он борется с ним, благодаря вере Лены. Взаимоотношения между ними я бы охарактеризовала как эмоциональные».

Результаты применения художественного фильма в образовательном процессе показывают, что методически обоснованное, системное использование видеозаписей позволяет развивать аналитические способности обучающихся, содействует совершенствованию уровня знаний и успеваемости по предмету.

Для отслеживания эффективности применения художественных фильмов в процессе обучения, определения оптимальных психолого-педагогических условий их внедрения мы использовали методы оперативного измерения:

- метод наблюдения за учебным и коммуникативным поведением студента на учебном занятии;

- опросные методы, в том числе, методику изучения эмоционального состояния и эмоциональной атмосферы в учебной группе - «Эмоциональная цветопись» в модификации Лутошкина А.Н.;

- специально разработанную анкету, направленную на изучение мнений и отношений студентов к применению методов активного обучения на учебных занятиях по психологии.

Результаты исследования позволяют сделать вывод о формировании у студентов высокой заинтересованности и эмоциональной включенности в данную форму работы, а также оценок ими данной интерактивной формы обучения как весьма продуктивной для подготовки к будущей профессии.

Анализ результатов выполнения контрольных заданий после проведения занятия в учебных группах показал, что там, где применялось обучение с использованием художественных фильмов на практических занятиях, студенты более успешно справлялись с предложенными заданиями и более успешно усваивали учебный материал.

Подводя итог, можно сказать, что использование аудиовизуальных средств на занятиях обогащает процесс обучения. Сам метод использования художественных фильмов является надежным и эффективным средством (при умелом его использовании) оптимизации процесса восприятия учебной информации в изучении дисциплины «Педагогическая психология».

ЛИТЕРАТУРА

1. Слышкин, Г.Г. Кинотекст (опыт лингвокультурологического анализа) / Г.Г. Слышкин, М.А. Ефремова. - Москва : Водолей Publishers, 2004. - 153 с.

2. Яценко, Т.С. Активное социально-психологическое обучение: теория, процесс, практика : учебное пособие / Т.С. Яценко, Я.М. Кмит, Б.М. Алексеенко. - Хмельницкий : Изд-во Нац. акад. наук Украины, 2002. - 795 с.

REFERENCES

1. Slyshkin, G.G. and Efremova, M.A. (2004), Film-text (experience lingual-culturological analysis), Aquarius Publishers, Moscow.

2. Yatsenko, T.S., Kmit Ya.M. and Alekseenko, B.M. (2002), Active socio-psychological training: theory, process, practice: textbook, publishing house of the National Academy of Sciences of Ukraine, Khmelnitsky.

Контактная информация: cpkkirillova@mail.ru

Статья поступила в редакцию 14.04.2017

УДК 796.323.2:159.9

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА ДОСТИЖЕНИЕ СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА БАСКЕТБОЛИСТОК

Александр Дмитриевич Лифанов, кандидат химических наук, доцент, Лариса Анатольевна Финогентова, доцент, Светлана Олеговна Солдатова, старший преподаватель, Росиль Васильевич Рахматуллин, старший преподаватель, Казанский национальный исследовательский технологический университет, Казань

Аннотация

В статье рассмотрены личностные ценности баскетболисток, влияющие на успешность спортивной деятельности в процессе многолетней подготовки. Показано, что у спортсменок высокой квалификации наиболее значимыми жизненными сферами являются: любовь, семья, здоровье, полная самореализация и развитие. Среди доминирующих сфер у спортсменов-игровиков, выделены сферы для баскетболисток: помощь другим людям и милосердие к ним, интересная работа,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.