Научная статья на тему 'Роль междисциплинарного подхода при преподавании гуманитарных предметов бакалаврам по профилю «Медико-социальная работа с населением» направления «39. 03. 02 - социальная работа» в условиях многоуровневого образования'

Роль междисциплинарного подхода при преподавании гуманитарных предметов бакалаврам по профилю «Медико-социальная работа с населением» направления «39. 03. 02 - социальная работа» в условиях многоуровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
170
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИТАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / МЕДИЦИНСКАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / HUMANITIES / INTERDISCIPLINARY APPROACH / MEDICAL SOCIAL WORK / MEDICAL TERMINOLOGY / INTERDISCIPLINARY COMMUNICATION / PROFESSIONAL / SPECIALIST / BACHELOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ваджибов М.Д., Магдиева Н.Т.

Статья посвящена использованию междисциплинарного подхода в образовательном процессе при преподавании гуманитарных дисциплин бакалаврам по профилю «Медико-социальная работа с населением» направления «39.03.02 Социальная работа» на современном этапе. На практике показана важная роль применения межпредметных связей на семинарских занятиях, которые выступают необходимым элементом в подготовке бакалавра социальной работы, формируют целостное профессиональное мышление, способствуют становлению компетентности будущих практических работников социальной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ваджибов М.Д., Магдиева Н.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of interdisciplinary approach to humanities teaching of bachelors on profile "Medical and social work with population" of direction "39.03.02 - Social work" in multilevel education

The article is devoted to the use of a multidisciplinary approach in the educational process in the teaching of the humanities for bachelors in a profile "Medical and social work with the population" of the direction of "39.03.02 Social Work" at the present stage. In practice the authors illustrates the important role of the use of interdisciplinary connections in seminars, which is a necessary element in the preparation of the bachelor of social work, forms a holistic professional thinking, contributes to the formation of practical competence of future social workers.

Текст научной работы на тему «Роль междисциплинарного подхода при преподавании гуманитарных предметов бакалаврам по профилю «Медико-социальная работа с населением» направления «39. 03. 02 - социальная работа» в условиях многоуровневого образования»

Педагогические науки

УДК 37

РОЛЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ПОДХОДА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ ГУМАНИТАРНЫХ ПРЕДМЕТОВ БАКАЛАВРАМ ПО ПРОФИЛЮ «МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НАСЕЛЕНИЕМ» НАПРАВЛЕНИЯ «39.03.02 - СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» В УСЛОВИЯХ МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ 10

М. Д. Ваджибов, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия),

e-mail: malikvad@yandex.ru Н. Т. Магдиева, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

Аннотация Статья посвящена использованию междисциплинарного подхода в образовательном процессе при преподавании гуманитарных дисциплин бакалаврам по профилю «Медико-социальная работа с населением» направления «39.03.02 - Социальная работа» на современном этапе. На практике показана важная роль применения межпредметных связей на семинарских занятиях, которые выступают необходимым элементом в подготовке бакалавра социальной работы, формируют целостное профессиональное мышление, способствуют становлению компетентности будущих практических работников социальной сферы.

Ключевые слова: гуманитарные предметы, междисциплинарный подход, медико-социальная работа, медицинская терминология, межпредметные связи, профессионализм, специалист, бакалавр.

Эффективность процесса обучения в условиях реформирования высшего образования и перехода вузов на многоуровневую систему подготовки студентов достигается за счет комплексного подхода, реализуемого при помощи междисциплинарных связей. Для преподавателей медико-социальных дисциплин, имеющих непосредственное отношение к работе с населением, наиболее важной задачей является создание инновационных образовательных концепций в методике их преподавания, а также объединение методов медицинских и гуманитарных наук. Существенным является приближение учебного процесса к задачам их практической и профессиональной деятельности, что реализуется в первую очередь на практических и семинарских занятиях. Это учитывается, к примеру, в тех учебных пособиях, которыми пользуются бакалавры на социальном факультете Дагестанского государственного университета, где акцент делается на междисциплинарном подходе [3, с. 40; 4, с. 101 и др.].

В условиях изменения задач современного образования и разнообразия педагогических технологий результативность процесса обучения достигается за счет междисциплинарного подхода. Необходимо широко использовать, наряду с традиционными методами обучения, нестандартные формы учебных занятий на основе интеграции и взаимодействия учебных дисциплин, расширяя межпредметные связи. Надо помнить, что процесс обучения - это процесс обмена информацией по данной теме, где бакалавры выступают активными участниками диалога, дискуссии, обсуждения, а не

10 Статью представил магистр социальной работы Т.М. Хусяинов (Нижний Новгород, Россия).

пассивными слушателями. Важную роль при этом отводится, на наш взгляд, культуре, ибо применение элементов культуры бакалаврами «...при межпредметных связях может вызвать колоссальный интерес.» [1, с. 89], что, разумеется, приведет к результативности.

При преподавании медико-социальных дисциплин студентам социального факультета ДГУ применяются разнообразные формы и методы обучения: демонстрация видеоматериалов, слайдов, использование компьютерных обучающих программ, мультимедийных учебных пособий, электронных атласов, интерактивных энциклопедий, работа с понятийным аппаратом. В процессе обучения и контроля используется учебно-методический комплекс по данной дисциплине, дидактический раздаточный материал, а также проведение тестов, проверка медицинской терминологии. Это отражено и в публикации [6, с. 76-79]. При этом учитывается гуманитарный аспект в учебной деятельности. Не случайно нами специально акцент делается на применении медицинской терминологии при изучении двух гуманитарных дисциплин на социальном факультете Дагестанского государственного университета [5, с. 58-60].

С целью облегчения работы бакалавров, экономии их времени, а также для удобства подготовки к занятиям учебно-методические комплексы, включающие в себя темы и планы лекционных занятий, методические разработки к каждому семинарскому занятию, тестовые задания и понятийный аппарат к текущему и промежуточному контролям, перечень литературных и Интернет-источников по всем дисциплинам медико-социального блока и необходимых для направления «39.03.02 - социальная работа» гуманитарных курсов размещены на образовательном сервере сайта ДГУ. Эти данные постоянно обновляются в связи с изменениями в образовательном процессе.

В настоящее время разработка и внедрение инновационных форм и методов преподавания особенно актуальны, потому что современному производству требуются высококвалифицированные, умеющие работать и принимать решения специалисты. Преподаватель в процессе обучения способствует становлению социально и профессионально активной личности, раскрывая творческий потенциал студентов и стимулируя его реализацию в различных видах деятельности.

Общеобразовательная направленность учебного процесса требует, чтобы содержание обучения было полноценным, студенты должны постигать основы общечеловеческой культуры с учетом национальных и региональных особенностей и традиций. В процессе обучения огромную роль играет как личность самого преподавателя, так и личностные особенности обучаемых бакалавров. Необходимо учитывать их уровень теоретических и практических знаний, навыки самостоятельной работы, потребности, индивидуальные особенности. Преподаватель должен вызвать интерес к предмету, увлечь студентов своим примером, показать необходимость и значимость полученных знаний в будущем, в дальнейшей жизни.

В ходе занятий преподаватель может широко использовать разнообразные формы и методы обучения. Активизировать деятельность студентов можно путем постановки перед ними проблемной ситуации, вызывающей у студентов интерес к поставленному вопросу. Активизируется поисковая деятельность мозга, который ищет решение задачи. Большой эффективностью в усвоении знаний обладает такой метод, как различные ситуационные задачи, в ходе которых бакалавры проигрывают различные варианты исхода событий, принимают решения в разнообразных экстренных ситуациях, требующих немедленного

оказания медицинской помощи. Такие занятия способствуют повышению у бакалавров общего уровня медицинских знаний, которые в будущем могут быть использованы на практике, способствуют формированию профессиональных отношений. Само взаимодействие студента и преподавателя по медицинским и гуманитарным предметам ставит целый ряд задач, которые вытекают из учебного процесса. Все это активизирует работу студента, вызывает у него интерес к предмету, к самому процессу познания окружающего нас мира. Они помогают расширить кругозор, усвоить новые знания, закрепить полученные умения и навыки на практике.

Преподавателю необходимо широко использовать наряду с традиционными методами обучения нестандартные формы учебных занятий на основе интеграции и взаимодействия учебных дисциплин, расширяя межпредметные связи. Во время занятий также применять методы формирования знаний, активизирующие творческое мышление студентов, научно-практический интерес. Таким образом, в процессе преподавания медицинских предметов преподаватель способствует формированию философской культуры мышления, системного отношения к проблеме сохранения здоровья, а зачастую и жизни человека. Данная мысль актуальна как никогда, что приводит к необходимости поднимать вопрос и о роли телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей молодежи [7, с. 104-109].

Очень продуктивно давать студентам темы для самостоятельного изучения в виде рефератов, докладов, сообщений [2, сс. 43-44, 46, 48 и др.]. Такая работа позволяет им более глубоко и детально разобраться в той или иной проблеме, самостоятельно найти пути для решения различных задач, вызывает познавательный и научный интерес. К тому же, это творческая работа, которая открывает и развивает скрытые возможности обучающихся, активизирует их деятельность. Самостоятельная работа формирует у студентов-бакалавров определенные навыки и умения, которые они могут использовать в своей будущей жизни. В ходе такой работы молодые люди сталкиваются с различными понятиями и терминами из других, смежных дисциплин, что заставляет их искать дополнительные источники знания. Таким образом, самостоятельная работа студента способствует расширению их кругозора. Она требует постоянного взаимодействия с преподавателем, который может направлять ход творческого и научного поиска, обеспечивать студента необходимой специальной литературой, учебно-методическими материалами, монографиями ученых.

Очевидное ухудшение в последние десятилетия показателей индивидуального и общественного здоровья в нашей стране актуализирует необходимость подготовки профессионалов, способных решать широкий комплекс проблем социально не защищенных групп населения. При этом применение гуманитарного аспекта в преподавании многих дисциплин делает бакалавра, будущего социального работника, компетентным не только в специальности с точки зрения коммуникабельности, но и всесторонне развитой личностью.

Литература:

1. Ваджибов М.Д. Заметки о связи культуры и изучаемых в дагестанской школе лингвистических дисциплин // Поликультурное образование на Северном Кавказе:

проблемы, тенденции, перспективы. Материалы Международной научно-практической конференции 30-31 мая 2000 г. - Махачкала - Пятигорск: ИПЦ ДГУ, 2000. - С. 89.

2. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для студентов-бакалавров гуманитарных специальностей. - Махачкала: Издательство ДГУ, 2012. - 194 с.

3. Ваджибов М.Д. Риторика: Учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. - 2-е изд., перераб. и доп. - Махачкала, 2014. - 262 с.

4. Ваджибов М.Д. Русский язык и культура речи: учебное пособие для бакалавров гуманитарных специальностей. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Махачкала, 2015. - 218 с.

5. Магдиева Н.Т., Ваджибов М.Д. О применении медицинской терминологии при изучении двух гуманитарных дисциплин на социальном факультете Дагестанского государственного университета // Наука. Мысль. - 2015. - № 11. - С. 58-60.

6. Магомедова С.А., Магдиева Н.Т., Мусаева С.Д., Эмирова Н.Н. Подготовка специалистов для оказания медико-социальной помощи населению в РД // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Научный журнал «Психолого-педагогические науки». - Махачкала, 2011. - С. 76-79.

7. Магомедова С.А., Мусаева С.Д. Роль телевидения как средства формирования духовно-нравственных ценностей молодежи // Духовное воспитание и здоровье человека: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти Мухаммадвакиля-Хаджи Султанмагомедова. Махачкала, ДГУ, 29-31 октября 2010 г. -Махачкала: ИП Овчинников (АЛЕФ), 2010. - С. 104-109.

g/à Vadzhibov M.D., Magdieva N.T. Roi" mezhdisciplinarnogo podhoda pri prepodavanii gumanitarnyh predmetov

Щг bakalavram po profilju «Mediko-social"naja rabota s naseleniem» napravlenija «39.03.02 - Social"naja rabota» v uslovijah

mnogourovnevogo obrazovanija II Nauka. Mysl'. - № 4. - 2016.

© М.Д. Ваджибов, 2016.

© Н.Т. Магдиева, 2016.

© «Наука. Мысль», 2016.

— • —

Abstract. The article is devoted to the use of a multidisciplinary approach in the educational process in the teaching of the humanities for bachelors in a profile "Medical and social work with the population" of the direction of "39.03.02 - Social Work" at the present stage. In practice the authors illustrates the important role of the use of interdisciplinary connections in seminars, which is a necessary element in the preparation of the bachelor of social work, forms a holistic professional thinking, contributes to the formation of practical competence of future social workers.

Keywords: humanities, interdisciplinary approach, medical social work, medical

terminology, interdisciplinary communication, professional, specialist, bachelor.

— • —

Сведения об авторах

Малик Джамалутдинович Ваджибов, кандидат филологических наук, доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы, Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

Нателла Тахмановна Магдиева, кандидат медицинских наук, доцент кафедры социальной медицины социального факультета, заместитель декана факультета по науке,

Дагестанский государственный университет (Махачкала, Россия).

— • —

Подписано в печать 24.04.2016.

© Наука. Мысль, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.