Научная статья на тему 'Технологии проектирования гуманистическом модели подготовки медицинских и социальных работников'

Технологии проектирования гуманистическом модели подготовки медицинских и социальных работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ / ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / MEDICAL AND SOCIAL WORKERS TRAINING / EDUCATIONAL APPROACHES / HUMANISTIC MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шкиндер Наталья Леонидовна, Каримова Алиса Алексеевна

В статье представлены разработанные авторами методические подходы к интегрированному обучению специалистов с высшим медицинским и социальным образованием с учетом вектора гуманизации образования. Проведена апробация образовательной модели, включающей технологии профилизации дисциплин социально-гуманитарного профиля и гуманизации профильных дисциплин подготовки медицинских и социальных работников. Доказана эффективность образовательного подхода при сравнительном анализе результатов освоения модуля интегрирующего характера с использованием симуляционных технологий и выполнения исследовательских работ в мультипрофильных проектных командах специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TECHNOLOGIES FOR DESIGN OF HUMANISTIC TRAINING MODEL FOR MEDICAL AND SOCIAL WORKERS

In the article methodological approaches to integrated training of specialists with higher medical and social education (taking into account vector of humanization of education) developed by the authors are represented. An educational model that includes technologies for socio-humanitarian disciplines profilisation and humanization of profile disciplines of medical and social workers training was tested. The educational approach demonstrated its effectiveness when we compared the results of students mastering an integrating module using simulation technologies and performing research works in multi-profile project teams.

Текст научной работы на тему «Технологии проектирования гуманистическом модели подготовки медицинских и социальных работников»

технологии проектирования гуманистической модели подготовки медицинских и социальных работников

Шкиндер Н.Л., Каримова А.А.

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской федерации, 620028, г. Екатеринбург, Российская федерация

В статье представлены разработанные авторами методические подходы к интегрированному обучению специалистов с высшим медицинским и социальным образованием с учетом вектора гуманизации образования. Проведена апробация образовательной модели, включающей технологии профилизации дисциплин социально-гуманитарного профиля и гуманизации профильных дисциплин подготовки медицинских и социальных работников. Доказана эффективность образовательного подхода при сравнительном анализе результатов освоения модуля интегрирующего характера с использованием симуляционных технологий и выполнения исследовательских работ в мультипрофильных проектных командах специалистов.

финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Шкиндер Н.Л., Каримова А.А. Технологии проектирования гуманистической модели подготовки медицинских и социальных работников // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2019. Т. 11, № 1. С. 64-73. Сок 10.24411/2220-8453-2020-11004.

статья поступила в редакцию 29.01.2020. принята в печать 25.02.2020.

ключевые слова:

обучение

медицинских

и социальных

работников,

образовательные

подходы,

гуманистическая

модель

technologies for design of humanistic training model for medical and social workers

Shkinder N.L., Karimova A.A.

Ural state Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, 620028, Yekaterinburg, russian Federation

Iln the article methodological approaches to integrated training of specialists with higher medical and social education (taking into account vector of humanization of education) developed by the authors are represented. An educational model that includes technologies for socio-humanitarian disciplines profilisation and humanization of profile disciplines of medical and social workers training was tested. The educational approach demonstrated its effectiveness when we compared the results of students mastering an integrating module using simulation technologies and performing research works in multi-profile project teams.

Funding. The study had no sponsorship.

Conflicts of interest. The authors declare that there is no conflict of interest regarding the publication of this article.

For citation: Shkinder N.L., Karimova A.A. Technologies for design of humanistic training model for medical and social workers. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (1): 64-73. doi: 10.2441 1/2220-8453-2020-1 1004. (in Russian) received 29.01.2020. Accepted for publication 25.02.2020.

Keywords:

medical and social workers training, educational approaches, humanistic model

В настоящее время образованию отведена ведущая роль в духовно-нравственной консолидации общества, и в качестве основных условий модернизации системы высшего медицинского образования в нашей стране рассматривают компетентностный подход и идею гуманизации образования. Несмотря на исключительную важность того, что изучают студенты в медицинских вузах, содержание образования - это лишь часть многофункциональной и сложной по структуре системы профессионального медицинского образования, влияющей на качество подготовки специалистов и в дальнейшем на эффективность их профессиональной деятельности [1]. Помимо этого, важной проблемой становится адаптация изучаемого материала к реалиям профессиональной деятельности выпускника, причем не только с точки зрения соответствия содержания обучения запросам профессиональной среды, но и с позиции соответствия форм обучения модели коммуникации «человек-человек», реализуемой в системе здравоохранения и социального обслуживания населения. В связи с этим при подготовке специалистов с высшим медицинским, сестринским или социальным образованием, на наш взгляд, должны преобладать практико-ориенти-рованные технологии мультипрофильного обучения. Как и гуманизация медицинского образования, происходящая в настоящее время за рубежом, социальное образование в России, опирающееся на потенциал высшей медицинской школы, способно стать одним из ключевых элементов социокультурной стратегии национального развития [2, 3].

Гуманизация медицинского и социального образования предполагает

тесную интеграцию дисциплин социально-гуманитарного профиля и профессиональных дисциплин, специфичных для каждого конкретного направления подготовки. При проектировании учебных планов подготовки таких специалистов предусматривается изучение медицинских и социальных аспектов здоровья и здорового образа жизни, плавный переход от знаний о здоровье к знаниям о болезни, от общего к дифференцированному уходу за больным с учетом возрастных и социальных характеристик [4].

При этом реализуется двусторонний процесс: гуманизация блока естественно-научных и профессиональных дисциплин, с одной стороны, и профили-зация преподавания блока социально-гуманитарных дисциплин, с другой. С учетом возрастающего значения гуманизации образовательной деятельности становятся особенно актуальными разработка новых образовательных технологий, гуманизация стиля преподавания и индивидуализация взаимодействия преподавателя с обучающимися [5].

Среди работников системы здравоохранения сестринский персонал и социальные работники выполняют важные задачи медико-социальной помощи. Именно через них реализуется основная часть работы с пациентами незащищенных социальных слоев, и для подготовки данных специалистов особенно важно формирование гуманистически ориентированного медицинского образования, которое будет способствовать развитию в специалисте бережного и сострадательного отношения к пациенту независимо от его социально-экономического статуса [6].

Гуманистический подход предполагает реализацию пациент-ориентированной модели, в которой пациент рассматривается не просто как объект лечебного воздействия, а в первую очередь как субъект социального взаимодействия с медико-социальными работниками, причем сестринский персонал и социальные работники в наибольшей степени ответственны за решение проблем медико-социального и чаще даже социально-психологического плана (адаптация к ограниченным возможностям здоровья, новым условиям существования, реабилитация и ресо-циализация) [7]. Это требует формирования метапредметных компетенций, что может быть эффективно реализовано за счет использования потенциала инновационных образовательных программ с применением таких методов обучения, как case-study, мозговой штурм (синектика), исследовательские проекты в мультипрофильной команде специалистов [8]. Известен позитивный опыт разработки дополнительных образовательных модулей (майноров, факультативов), обеспечивающих углубленное формирование компетенций, предусмотренных Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО) [9]. Не менее важным инструментом модернизации образовательной деятельности в соответствии с вектором гуманизации образования является переход на индивидуальные траектории обучения [10].

Имеется достаточно обширный опыт применения в вузах различных образовательных технологий в рамках гуманистического подхода. Однако до сих пор не обоснованы методические подходы

к реализации технологий интегрированной подготовки специалистов с медицинским и социальным образованием при помощи дополнительных свободных образовательных модулей и проектных образовательных технологий, которые позволили бы в полной мере воплотить концепцию гуманизации медицинского образования.

Цель - разработать методические подходы к интегрированному обучению специалистов с высшим медицинским и социальным образованием с учетом вектора гуманизации образования.

задачи

- Изучить процессы гуманизации образования и имеющийся опыт реализации гуманистического подхода в подготовке медицинских и социальных работников;

- обосновать целесообразность применения инновационных образовательных технологий и дисциплин интегрирующего характера при проектировании гуманистической модели подготовки медицинских и социальных работников;

- апробировать данные технологии при подготовке обучающихся по основным образовательным программам на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России (далее - УГМУ).

материал и методы

Проведен контент-анализ содержания образовательных стандартов, основных образовательных программ и рабочих программ дисциплин, преподаваемых на кафедре высшего сестринского образования и социальной

работы УГМУ, для выявления межпредметных связей, процессов гуманизации и профилизации в этих дисциплинах. Для обоснования применения инновационных образовательных технологий (таких как междисциплинарные проекты и симуляционные технологии формирования коммуникативных навыков) и образовательных модулей интегрирующего характера проведено нерандомизированное испытание образовательной модели в проспективном наблюдении параллельных групп обучения. В основную группу наблюдения вошли 42 обучающихся по направлениям подготовки (специальностям): 34.03.01 «Сестринское дело» (12 человек); 39.03.02 «Социальная работа» (10 человек); 31.05.01 «Лечебное дело»; 31.05.02 «Педиатрия»; 31.05.03 «Стоматология»; 37.05.01 «Клиническая психология» (по 5 человек соответственно), которые осваивали образовательный модуль «Гуманистические основы оказания медико-социальной помощи населению» и выполняли исследовательский проект по данному направлению в мультипрофильной команде. В контрольную группу вошли 40 обучающихся в эквивалентной пропорции распределения по направлениям подготовки, которые освоили стандартный набор дисциплин социально-гуманитарного профиля, предусмотренный учебным планом, но не изучали дисциплину интегрирующего характера в свободном модуле и не выполняли исследовательский проект в мультипрофильной команде. Комплексное тестирование обучающихся по вопросам применения на практике знаний, полученных в ходе освоения дисциплин социально-гумани-

тарного профиля (100 вопросов), проводили перед началом исследования и после его завершения. Кроме того, обучающихся анкетировали для выявления их исходного и результирующего уровня готовности к самостоятельной практической деятельности и применению знаний, полученных при освоении дисциплин социально-гуманитарного профиля, при работе в практическом здравоохранении (использовалась 10-балльная шкала самооценки, где 1 - минимальный уровень готовности, 10 - максимальный). Статистическую обработку и анализ результатов тестирования и самооценки обучающихся проводили с использованием программного продукта $1аЫзиса 10, результаты считали статистически значимыми при р<0,05.

результаты и обсуждение

Ряд зарубежных авторов обосновали использование ролевых ком-петентностных моделей подготовки специалистов, основанных на формировании профессиональных компетенций, необходимых для качественной медико-социальной помощи в рамках пациент-ориентированной концепции (гуманистического подхода) и построения индивидуальных образовательных траекторий [11-15]. В отечественной практике данные технологии и концептуальные подходы также активно применяются в подготовке специалистов различного профиля [4, 6, 8, 9]. В Уральском регионе имеется опыт введения (использования) майноров и применения методов проектного обучения в Уральском федеральном университете им. первого Президента России Б.Н. Ельцина (г. Екатеринбург), что позволило объе-

динять в относительно большие группы студентов разных образовательных программ с целью расширения образовательных возможностей обучающихся в плане формирования универсальных компетенций (воК-вкШв) и с сохранением возможности выбора проектного задания самими обучающимися [10].

Целесообразны транслирование данного опыта и адаптация технологий к реалиям системы высшего медицинского и социального образования. Мы применили эти методы в оптимальной комбинации при подготовке обучающихся по основным образовательным программам, реализуемым на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы УГМУ. Медицинские сестры и социальные работники более высоко мотивированы к работе по специальности при получении высшего образования, при этом демонстрируют высокую степень готовности к самостоятельной работе, потому что, как правило, они уже имеют достаточный опыт работы по специальности и осознанно выбрали образовательную траекторию. Тем более важным для них (и часто единственно возможным) является практико-ори-ентированный подход к образованию, так как все знания они сразу стараются применять на практике. Практико-ориентированные цели высшего сестринского и социального образования достигаются за счет:

- междисциплинарного подхода к преподаванию смежных дисциплин (гуманизация профильных дисциплин и профилизация дисциплин социально-гуманитарного блока), новые образовательные модули интегрирующего характера (майноры);

- проектного обучения и симуляци-онных технологий: разбор реальных (проблем?) случаев из практики, проведение проблемных дискуссий в малых группах (по вопросам медико-социальной помощи пациентам из социальных групп, находящихся в зоне риска, - инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, лиц с зависимостями, находящихся на реабилитации, лиц без определенного места жительства);

- междисциплинарных научно-исследовательских, учебно-исследовательских работ и мультипрофильных проектных команд: в создании комплексных проектов со специалистами разного профиля задействованы студенты разных специальностей и направлений подготовки, которых объединяет этико-деонтологи-ческий подход к решению медико-социальных и социально-психологических п робл е м модел ьной соци ал ьн ой груп п ы (например, решение медико-социальных проблем пациентов с инвалидностью, престарелых пациентов, пациентов в психоневрологическом интернате).

В общем виде предложенный интегрированный подход к обучению специалистов с высшим медицинским и социальным образованием с учетом вектора гуманизации образования представлен на рисунке.

В нашем случае пациент-ориентированная модель обучения реализуется за счет гуманизации профессиональных дисциплин, профилизации дисциплин социально-гуманитарного профиля и введения в качестве стратегической образовательной единицы дополнительного свободного модуля «Гуманистические основы оказания медико-социальной помощи населению». Обучающиеся по направле-

Модель гуманизации медицинского образования, реализуемая на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России

s >. о

га m о

S

Блок дисциплин общетеоретического профиля

Блок профилированных дисциплин социально-гуманитарного профиля (часть, формируемая участниками образовательных отношений)

(обязательная часть учебного плана)

Направления подготовки Реализуемые дисциплины

Блок дисциплин естественнонаучного профиля

Блок организаци-онно-управленче-ских дисциплин

Бакалавриат

34.03.01 «Сестринское дело»

39.03.02 «Социальная работа» Специалитет

31.05.01 «Лечебное дело»

31.05.02 «Педиатрия»

31.05.03 «Стоматология»

Теория сестринского дела Коммуникативный тренинг Теория социальной работы

Основы социальной медицины

> Социальная работа в сфере ~~ охраны здоровья населения

i Антропологические основы деятельности врача 37.05.01 «Клиническая психология^-Социология медицины

Блок профессиональных дисциплин

(направлен на освоение профессиональных и коммуникативных навыков)

Интегрирующий модуль для всех направлений подготовки

Дополнительные

свободные

модули

«Гуманистические основы оказания медико-социальной помощи населению»

е

-Q

н и

л е т и г о

а л

в о

о н

з х

а е

р т

б

о

> Проектное обучение (междисциплинарные проекты, направленные на комплексное решение проблем оказания медико-социальной помощи)

> Научно-исследовательская работа в мультипрофильной команде, ориентированная как на решение профессиональных задач, так и на построение эффективных коммуникаций в системе «врач - медицинская сестра - пациент - социальный работник - законные представители пациента»

> Симуляционные технологии освоения коммуникативных навыков

> Проблемные дискуссии на студенческих конференциях и в научных кружках

ниям подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» и 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата), выбравшие данный образовательный модуль в качестве майнора, имеют возможность выполнения проектных заданий в мультипрофильной команде, в которую входят также обучающиеся по программам специали-тета (31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02 «Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология», 37.05.01 «Клиническая психология»), осваивающие данный модуль в качестве факультатива.

Проектные задания представляют собой проблемные ситуации из практики, решение которых позволяет раскрыть способность и готовность обучающегося к оказанию медико-социальной помощи и сформировать необходимые коммуникативные навыки взаимодействия с различными специалистами. Помимо этого, среди образовательных технологий, направленных на гуманизацию медицинского образования, применяются проблемные дискуссии на заседаниях студенческого научного общества (еже-

годные конференции и ежемесячные собрания в научных кружках кафедры).

Апробация данного образовательного подхода показала результативное увеличение среднего балла успеваемости обучающихся на 21,8% по дисциплинам, реализуемым на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы УГМУ. Также установлено, что реализация разработанного образовательного подхода способствует повышению готовности обучающихся к самостоятельной практической деятельности и реализации гуманных технологий в медицине. Наблюдалось статистически значимое повышение среднего балла самооценки готовности к самостоятельной работе в основной группе на 3,2 балла (максимально возможный балл -10), причем 64,3% респондентов основной группы оценили свой уровень готовности на 9 и 10 баллов. Результаты статистического анализа категориального фактора принадлежности обучающихся к основной группе на результаты обучения показали его высокую значимость в достижении наблюдаемого эффекта (р<0,05).

Реализация образовательной модели способствует более полному освоению дисциплин и социально-гуманитарного, и организационно-управленческого профиля, что обеспечивает достижение эффектов как гуманизации, так и профи-лизации обучающихся. Наиболее тесная связь обнаружена между результатами итогового контроля знаний и уровнем готовности обучающегося к практической деятельности после обучения по результатам самооценки (ранговый коэффициент корреляции Спирмена ге=0,73, р<0,05).

Результаты исследования позволяют обосновать эффективность обра-

зовательной модели, реализуемой при подготовке обучающихся на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы УГМУ. Перспективно рассмотреть возможность введения субординатуры для углубленной специализации обучающихся и достижения целей гуманизации медицинского образования, что становится особенно важным в условиях трансформации системы вузовского образования и реформирования системы оказания медико-социальной помощи в Российской Федерации.

выводы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Отобраны оптимальные образовательные технологии, направленные на профилизацию дисциплин социально-гуманитарного профиля и гуманизацию медицинского и социального образования среди данных технологий нами особенно выделены проектное обучение, симу-ляционные технологии формирования коммуникативных навыков, междисциплинарные исследовательские работы, мультипрофильные проектные команды, новые дисциплины интегрирующего характера (майноры).

2. Разработан и апробирован образовательный подход к подготовке обучающихся на кафедре высшего сестринского образования и социальной работы УГМУ; предусмотрено комплексное применение рассмотренных образовательных технологий в подготовке обучающихся по направлениям подготовки 34.03.01 «Сестринское дело» и 39.03.02 «Социальная работа» (уровень бакалавриата), а также использование отдельных технологий при подготовке обучающихся по направлениям подготовки 31.05.01 «Лечебное дело», 31.05.02

«Педиатрия», 31.05.03 «Стоматология» и 37.05.01 «Клиническая психология» (уровень специалитета).

3. Доказана эффективность реализации образовательного подхода в проспективном наблюдении групп сравнения: в основной группе достигнуты как более высокие результаты теоретического обучения, так и лучшие показатели самооценки готовности обучающихся к самостоятельной практической работе по

сравнению с контрольной группой, различия между группами статистически значимы.

4. Показана целесообразность более широкого внедрения разработанного и апробированного образовательного подхода для достижения национальных целей гуманизации медицинского образования в свете реформирования системы оказания медико-социальной помощи пациентам.

сведения об авторах

Шкиндер Наталья леонидовна (Natalia L. shkinder) - кандидат биологических наук, доцент, заведующая кафедрой высшего сестринского образования и социальной работы ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: umu0usma.ru

каримова Алиса Алексеевна (Alisa a. Karimova)* - кандидат фармацевтических наук, старший преподаватель кафедры высшего сестринского образования и социальной работы ФГБОУ ВО УГМУ Минздрава России, Екатеринбург, Российская Федерация

E-mail: otd.mspo0gmail.com https://orcid.org/0000-0003-3500-096X

литература

1. Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Бут Л.В. Проблемы и перспективы гуманизации высшего медицинского образования. Электронный научно-практический журнал «Современная педагогика». 2014. № 2. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2014/02/21 14

2. Фирсов Д.Е. Социальное образование в медицинском вузе // Высшее образование в России. 2014. № 8-9. С. 112-116.

3. Sharma M., Pinto A. D., Kumagai A. K. Teaching the social determinants of health: A path to equity or a road to nowhere? // Academic medicine. 2018. Vol. 93, N 1. P. 25-30. doi: 10.1097/ACM.0000000000001689

4. Двойников С.И., Бражников А.Ю., Камынина Н.Н. Перспективы развития высшего сестринского образования в России // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2011. №1 (3). С. 48-52.

5. Логинова ГЕ. Проблемы гуманитаризации высшего образования в современной России // Вестник КемГУ. 2015. №4-1 (64). С. 87-89. URL: h tt ps ://cybe rleninka.ru/artic le/n/ problemy-gumanitarizatsii-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii

6. Есауленко И.Э., Пашков А.Н., Плотникова И.Е. Теория и методика обучения в высшей медицинской школе: учебное пособие. Воронеж : Научная книга, 201 1. 383 с.

7. Cannaerts N., Gastmans C., Casterle B.D. Contribution of ethics education to the ethical competence of nursing students: Educators' and students' perceptions // Nursing ethics. 2014. Vol. 21, N 8.

* Автор для корреспонденции.

P. 861-878. URL: https://doi.org/10.1 177/0969733014523166 https://journals.sagepub.com/doi/ full/10.1177/0969733014523166

8. Бакиева О.А., Попова О.А. Формирование метапредметных компетенций студентов педагогического вуза в условиях новой образовательной парадигмы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2018. № 5. С. 282-294. URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm

9. Богатырев А.И. Концепция и теоретическая модель майнора «Основы медиакуль-туры» // Человек в мире культуры. 2016. № 2. С. 23-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-i-teoreticheskaya-model-maynora-osnovy-mediakultury

10. Князев С.Т., Третьяков В.С., Неволина А.Л. Образовательная политика вуза как инструмент модернизации образовательной деятельности // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 2 (102). С. 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ obrazovatelnaya-politika-vuza-kak-instrument-modernizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti

11. Nilsson J., Johansson E., Egmar A.-Ch., Florin J., Leksell J., Lepp M. et al. Development and validation of a new tool measuring nurses self-reported professional competence - The nurse professional competence (NPC) Scale // Nurse Education Today. 2014. Vol. 34, N 4. P. 574-580. doi: https://doi.org/10.1016/j. nedt.2013.07.016. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0260691713002670

12. Tella S., Liukka M., Jamookeeah D., Smith N.-J., Partanen P., Turunen H. What do nursing students learn about patient safety? An integrative literature review // Journal of Nursing Education. 2013. Vol. 53, N 1. P. 7-13. doi: https://doi.org/10.3928/01484834-20131209-04. URL: https://www. healio.com/nursing/journals/jne/2014-1-53-1/%7B3008d8f9-19b9-4a4b-97f5-c51aa3fba0e4%7D/ what-do-nursing-students-learn-about-patient-safety-an-integrative-literature-review

13. Byszewski A., Heldeman W., McGuinty C., Moineau G. Wanted: role models-medical students' perceptions of professionalism // BMC medical education. 2012. Vol. 12, N 1. P. 115. doi: https://doi.org/10.1186/1472-6920-12-115 URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1 186/1472-6920-12-1 15

14. Bok H.G.J., Teunissen P.W., Favier R.P., Rietbroek N.J., Theyse L.F.H., Brommer H. et al. Programmatic assessment of competency-based workplace learning: when theory meets practice // BMC medical education. 2013. Vol. 13, N 1. P. 123. doi: https://doi.org/10.1 186/1472-6920-13-123. URL: https:// bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/1472-6920-13-123#citeas

15. Repo H., Vahlberg T., Salminen L., Papadopoulos I., Leino-Kilpi H. The cultural competence of graduating nursing students // Journal of transcultural nursing. 2017. Vol. 28, N 1. P. 98-107. doi: https://doi. org/10.1177/1043659616632046. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1043659616632046

references

1. Plotnikova I.E., Filozop A.A., But L.V. Problemy i perspektivy gumanizatsii vysshego meditsinskogo obrazovaniya. Sovremennaya pedagogikа [Modern Pedagogy]. 2014; (2). URL: http://pedagogika.snauka. ru/2014/02/21 14. (in Russian)

2. Firsov D.E. Social education at higher medical school. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 2014; (8-9): 112-6. (in Russian)

3. Sharma M., Pinto A.D., Kumagai A.K. Teaching the social determinants of health: A path to equity or a road to nowhere? Academic medicine. 2018; 93 (1): 25-30. doi: 10.1097/ACM.0000000000001689. URL: https://journals.lww.com/academicmedicine/fulltext/2018/01000/Teaching_the_Social_Determinants_ of_Health_A.15.aspx

4. Dvoynikov S.I., Brazhnikov A.Yu., Kamynina N.N. The outlook for the development of higher nursing education in Russia. Meditsinskoye obrazovaniye i professional'noye razvitiye [Medical Education and Professional Development]. 2011; 1 (3): 48-52. (in Russian)

5. Loginova G.E. Problems of Higher Education Humanitarization in Modern Russia. Vestnik KemGU [Bulletin of the Kemerovo State University]. 2015; 4-1 (64): 87-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-gumanitarizatsii-vysshego-obrazovaniya-v-sovremennoy-rossii. (in Russian)

6. Yesaulenko I.E., Pashkov A.N., Theory and methods of teaching in higher medical school. Voronezh : Nauchnaya kniga, 201 1: 383 p. (in Russian)

7. Cannaerts N., Gastmans C., Casterle B.D. Contribution of ethics education to the ethical competence of nursing students: Educators' and students' perceptions. Nursing ethics. 2014; 21 (8): 861-78. doi: https://doi. org/10.1177/0969733014523166. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/0969733014523166.

8. Bakieva O.A., Popova O.A. The Formation of Meta-subject Competences Among Pedagogical University Students in the Conditions of New Educational Paradigm. Nauchno-metodicheskiy elektronniy zhurnal

«Kontsept» [Scientific and methodological electronic journal "Concept"]. 2018; 5: 282-94. URL: http://e-koncept.ru/2018/181025.htm. (in Russian)

9. Bogatyrev A.I. The Concept and Theoretical Model of Minor «Foundations of Media Culture». Chelovek v mire kul'tury [Man in the World of Culture]. 2016; 2: 23-26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ kontseptsiya-i-teoreticheskaya-model-maynora-osnovy-mediakultury. (in Russian)

10. Knyazev S.T., Tretyakov V.S., Nevolina A.L. University Educational Policy as an Instrument of Educational Activities Modernization. Universitetskoye upravleniye: praktika i analiz [University management: practice and analysis]. 2016; 2 (102): 26-34. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-politika-vuza-kak-instrument-modernizatsii-obrazovatelnoy-deyatelnosti. (in Russian)

11. Nilsson J., Johansson E., Egmar A.-Ch., Florin J., Leksell J., Lepp M., et al. Development and validation of a new tool measuring nurses self-reported professional competence - The nurse professional competence (NPC) Scale. Nurse Education Today. 2014.; 34 (4): 574-80. doi: https://doi.org/10.1016/j. nedt.2013.07.016. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0260691713002670

12. Tella S., Liukka M., Jamookeeah D., Smith N.-J., Partanen P., Turunen H. What do nursing students learn about patient safety? An integrative literature review // Journal of Nursing Education. 2013; 53 (1): 7-13. doi: https://doi.org/10.3928/01484834-20131209-04 URL: https://www.healio. com/nursing/journals/jne/2014-1-53-1/%7B3008d8f9-19b9-4a4b-97f5-c51aa3fba0e4%7D/ what-do-nursing-students-learn-about-patient-safety-an-integrative-literature-review

13. Byszewski A., Heldeman W., McGuinty C., Moineau G. Wanted: role models-medical students' perceptions of professionalism. BMC medical education. 2012; 12 (1): 115. doi: https://doi.org/10.1 186/1472-6920-12115. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1 186/1472-6920-12-1 15

14. Bok H.G.J., Teunissen P.W., Favier R.P., Rietbroek N.J., Theyse L.F.H., Brommer H., et al. Programmatic assessment of competency-based workplace learning: when theory meets practice. BMC medical education. 2013; 13 (1): 123. doi: https://doi.org/10.1186/1472-6920-13-123. URL: https://bmcmededuc. biomedcentral.com/articles/10.1186/1472-6920-13-123#citeas

15. Repo H., Vahlberg T., Salminen L., Papadopoulos I., Leino-Kilpi H. The cultural competence of graduating nursing students. Journal of transcultural nursing. 2017; 28 (1): 98-107. doi: https://doi. org/10.1177/1043659616632046. URL: https://journals.sagepub.com/doi/full/10.1177/1043659616632046

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.