Научная статья на тему 'Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура'

Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3099
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / сестринское дело / управление сестринской деятельностью / общественное здравоохранение / medical education / nursing / nursing management / public health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

Статья посвящена перспективам развития высшего медицинского образования в системе уровней высшего образования бакалавриат-магистратура в свете предстоящего перехода к первичной аккредитации лиц, которые получат после 1 января 2019 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры). Даны предложения по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения, с целью совершенствования и развития высшего медицинского образования уровня бакалавриата и магистратуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодров Андрей Вениаминович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIGHER MEDICAL EDUCATION: BACCALAUREATE-MAGISTRACY

The article is devoted to the prospects for the development of higher medical education in the system of levels of higher education bachelor'smaster's degree in the light of the forthcoming transition to primary accreditation of persons, who will receive higher education after the 1st January 2019 for basic educational programs in accordance with federal state educational standards in the fi eld of education “Health and Medical Sciences” (baccalaureate, magistracy). Proposals have been made to introduce amendments to a number of normative legal acts regulating the sphere of public health with the aim of improving and developing higher medical education in bachelor and master's programs.

Текст научной работы на тему «Высшее медицинское образование: бакалавриат-магистратура»

ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: БАКАЛАВРИАТ-МАГИСТРАТУРА

Бодров А.В.

ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России

Статья посвящена перспективам развития высшего медицинского образования в системе уровней высшего образования бакалавриат-магистратура в свете предстоящего перехода к первичной аккредитации лиц, которые получат после 1 января 2019 г. высшее образование по основным образовательным программам в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в области образования «Здравоохранение и медицинские науки» (уровень бакалавриата, уровень магистратуры). Даны предложения по внесению изменений в ряд нормативных правовых актов, регулирующих сферу здравоохранения, с целью совершенствования и развития высшего медицинского образования уровня бакалавриата и магистратуры.

HIGHER MEDICAL EDUCATION: BACCALAUREATE-MAGISTRACY

Bodrov A.V.

Kazan State Medical University

The article is devoted to the prospects for the development of higher medical education in the system of levels of higher education bachelor's-master's degree in the light of the forthcoming transition to primary accreditation of persons, who will receive higher education after the 1st January 2019 for basic educational programs in accordance with federal state educational standards in the field of education "Health and Medical Sciences" (baccalaureate, magistracy). Proposals have been made to introduce amendments to a number of normative legal acts regulating the sphere of public health with the aim of improving and developing higher medical education in bachelor and master's programs.

Ключевые слова:

медицинское образование, сестринское дело, управление сестринской деятельностью, общественное здравоохранение

Keywords:

medical education, nursing, nursing management, public health

ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Преемственная уровневая система высшего образования бакалавриат-магистратура - новая и неизвестная для высшего медицинского образования России система, которая ранее была представлена только специалитетом.

Данный прецедент возник с момента утверждения федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 060500 «сестринское дело» [квалификация (степень) «бакалавр»] [1] и соответствующей отменой специалитета по специальности «сестринское дело».

Необходимо отметить, что образовательный стандарт по направлению подготовки в магистратуре появился раньше, чем в бакалавриате ФГОС ВПО по направлению подготовки 060400 «общественное здравоохранение» [квалификация (степень) «магистр»] [2], который до этого не имел аналогов и поэтому не имел преемственности и непосредственного отношения к медицинской деятельности.

Совсем недавно были внесены изменения в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. № 1061, - появилась магистратура по направлению подготовки 34.04.01 «управление сестринской деятельностью», но утвержденного образовательного стандарта на данный момент пока нет [3].

Таким образом, высшее медицинское образование в магистратуре, согласно действующей редакции Перечня направлений

подготовки высшего образования - магистратуры, может быть получено в рамках 2 направлений подготовки: 32.04.01 «общественное здравоохранение» и 34.04.01 «управление сестринской деятельностью», но на данный момент реализуется только 1-е направление подготовки.

Как уже отмечалось ранее [4], направление подготовки 33.04.01 «промышленная фармация» в рамках данной статьи не рассматривается, так как завершение программы магистратуры по указанному направлению подготовки формально считается получением высшего фармацевтического образования.

МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Направление подготовки 34.03.01 «сестринское дело» (бакалавриат) в качестве специальности представлено в Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование (п. 100) [5].

Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки» (далее - Квалификационные требования) для указанной специальности предусмотрены следующие должности: медицинская сестра общей практики, медицинская сестра по паллиативной помощи, медицинская сестра по профилактике, медицинская сестра по реабилитации [6].

Таким образом, выпускники бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 «сестринское дело» имеют формальные возможности в плане профессиональной реализации.

Иначе обстоит дело с направлением подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение», которого нет в Номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование, и поэтому не фигурирующим в Квалификационных требованиях. Для направления подготовки 34.04.01 «управление сестринской деятельностью» ситуация аналогичная по причине своего недавнего появления.

В свою очередь, в Квалификационных требованиях есть специальность «управление сестринской деятельностью», которая была приемлема по схеме профессионального образования:специалитет по специальности «сестринское дело» и интернатура по специальности «управление сестринской деятельностью», которая (схема) в настоящее время не возможна для реализации по причине отмены спе-циалитета и интернатуры.

Необходимо также отметить наличие специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» в Квалификационных требованиях. Для указанной специальности установлены следующие требования по уровню профессионального образования: высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «лечебное дело», «педиатрия», «стоматология», «медико-профилактическое дело». Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Данная специальность («организация здравоохранения и общественное здоровье») здесь отмечена по причине очевидной схожести с направлением подготовки магистратуры 32.04.01 «общественное здравоохранение».

ОБРАЗОВАНИЕvs ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Масштаб реализации программ бакалавриата и магистратуры в области образования «здравоохранение и медицинские науки» можно оценить по объему контрольных цифр приема на данные программы (рис. 1).

Наличие контрольных цифр приема по укрупненной группе направлений подготовки (УГНП) 34.00.00 «сестринское дело» (бакалавриат) понятно, а вот для УГНП 32.00.00 «науки о здоровье и профилактическая медицина» (магистратура) - не совсем. Данный аспект здесь рассматривается в ракурсе допуска выпускников образовательной программы к медицинской деятельности, так как направление подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение», относящееся к области образования «здравоохранение и медицинские науки», никак не представлено в Квалификационных требованиях.

Таким образом, в настоящее время по направлению подготовки «общественное здравоохранение» магистры осуществлять медицинскую деятельность по какой-либо специальности не могут, хотя первые их выпуски уже были с учетом того, что срок получения образования в очной форме обучения составляет 2 года (см. рис. 1). Поскольку для них (магистров) нет соответствующей медицинской специальности, то и процедура первичной аккредитации специалистов не представляется возможной.

Необходимо отметить, что, согласно п. 4.1 ФГОС ВО по направлению подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение» (уровень магистратуры), область

34.00.00

Сестринское дело (бакалавриат)

32.00.00

Науки о здоровье и профилактическая медицина (магистратура)

201 9

201 8

2017 2016 2015 2014

Рис. 1. Общие объемы контрольных цифр по годам приема на образовательные программы высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета [7-12]

профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, включает организацию системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья [13].

Также п. 1.11 ФГОС ВО - магистратура по направлению подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение», в качестве одной из областей профессиональной деятельности предусмотрена сфера 02 «здравоохранение» (в сфере организации системы здравоохранения в целях обеспечения общественного здоровья) [14].

Таким образом, с учетом сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов [15], очевидна необходимость внесения дополнений в Квалификационные требования.

РАЗВИТИЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Одним из направлений развития высшего медицинского образования в магистратуре (32.04.01 «общественное здравоохранение» и 34.04.01 «управление сестринской деятельностью») могло бы быть целенаправленное продолжение обучения в ней выпускников бакалавриата по направлению подготовки 34.03.01 «сестринское дело». Такая «целенаправленность» может быть достигнута нормативно-правовым усовершенствованием допуска к медицинской деятельности, т.е. внесением изменений в Квалификационные требования и профессиональные стандарты (при наличии).

Вариантом подобного усовершенствования может быть дополнение раздела «Уровень профессионального об-

разования» специальности «управление сестринской деятельностью» Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «здравоохранение и медицинские науки» следующей формализацией (выделено полужирным начертанием):

Специальность «управление сестринской деятельностью»

Уровень профессионального образования Высшее образование - специалитет по специальности «сестринское дело». Подготовка в интернатуре по специальности «Управление сестринской деятельностью» или Высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки «сестринское дело» и магистратура по одному из направлений подготовки: «общественное здравоохранение», «управление сестринской деятельностью»

Вторым направлением развития высшего медицинского образования в магистратуре может выступать альтернативность магистратуры по направлению подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение» ординатуре по специальности 31.08.71 «организация здравоохранения и общественное здоровье»:

Специальность «организация здравоохранения и общественное здоровье»

Уровень Высшее образование - специалитет по

профессио- одной из специальностей: «лечебное нального дело», «педиатрия», «стоматология», образования «медико-профилактическое дело».

Подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» или подготовка в магистратуре по направлению подготовки «общественное здравоохранение»

Подобная альтернативность может быть воплощена в жизнь не только внесением дополнений в Квалификационные требования, но и, главное, в соответствующий профессиональный стандарт «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья» [16].

Внесением необходимых дополнений и (или) изменений в указанный профессиональный стандарт можно достичь избирательной дифференциации по должностям медицинских работников с учетом обобщенных трудовых функций и уровней квалификации.

Предлагается дополнить пункты 3.1 и 3.2 вышеназванного профессионального стандарта следующими атрибутами к требованиям по образованию и обучению (выделено полужирным начертанием):

3.1. Обобщенная Ведение статистического учета в медицинской организации

трудовая функция

Возможные наименования Врач-статистик

должностей, профессий

Требования к образованию Высшее образование - специалитет по одной из специальностей (4): «лечебное дело», и обучению «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология» и подготовка в интер-

натуре/ординатуре/магистратуре по специальности/направлению подготовки «организация здравоохранения и общественное здоровье»/«общественное здравоохранение» или профессиональная переподготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре/ординатуре. Высшее образование - специалитет по специальности «сестринское дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «управление сестринской деятельностью» для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г. Высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки «сестринское дело» и подготовка в магистратуре по одному из направлений подготовки: «общественное здравоохранение», «управление сестринской деятельностью». Высшее образование - специалитет по специальности «медицинская кибернетика» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования.

3.2. Обобщенная трудовая Организационно-методическая деятельность и организация статистического учета

функция в медицинской организации

Возможные наименования Врач-методист

должностей, профессий

Требования к образова- Высшее образование - специалитет по одной из специальностей: «лечебное дело», нию и обучению «педиатрия», «медико-профилактическое дело», «стоматология» и подготовка в интер-

натуре и (или) ординатуре по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» и (или) магистратуре по направлению подготовки «общественное здравоохранение», или профессиональная переподготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» при наличии подготовки в интернатуре и (или) ординатуре по одной из основных специальностей или специальности, требующей дополнительной подготовки.

Высшее образование - специалитет по специальности «сестринское дело» и подготовка в интернатуре/ординатуре по специальности «управление сестринской деятельностью» для лиц, завершивших обучение до 31 августа 2017 г.

Высшее образование - бакалавриат по направлению подготовки «сестринское дело» и подготовка в магистратуре по одному из направлений подготовки: «общественное здравоохранение», «управление сестринской деятельностью»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе представлена схема развития высшего медицинского образования в системе уровней образования бакалавриата-магистратуры. В качестве одной из ведущих сил такого развития выделена возможность профессионального приложения выпускника: возможность осуществлять медицинскую деятельность.

Для реализации такой возможности показана необходимость внесения дополнений в ряд нормативно-правовых актов Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Предлагаемые изменения также позволят, возможно, безболезненно перей-

ти к процедуре первичной аккредитации специалистов - выпускников программ магистратуры по направлениям подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение» и 34.04.01 «управление сестринской деятельностью».

Магистратура по направлению подготовки 32.04.01 «общественное здравоохранение» в качестве варианта предложена как альтернатива ординатуре по специальности 31.08.71 «организация здравоохранения и общественное здоровье» для осуществления медицинской деятельности на некоторых должностях в соответствии с профессиональным стандартом «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья».

Предлагаемая схема допуска к первичной аккредитации специалистов

Высшее образование (код и наименование направления подготовки/специальности, уровень) Первичная аккредитация специалистов (наименование специальности специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование)

34.03.01 Сестринское дело (бакалавриат) Сестринское дело

32.04.01 Общественное здравоохранение (магистратура) на базе бакалавриата: 34.03.01 «сестринское дело» Управление сестринской деятельностью

34.04.01 Управление сестринской деятельностью (магистратура) на базе бакалавриата: 34.03.01 «сестринское дело» Управление сестринской деятельностью

32.04.01 Общественное здравоохранение (магистратура) на базе спе-циалитета: 31.05.01 «лечебное дело», 31.05.02 «педиатрия», 31.05.03 «стоматология», 32.05.01 «медико-профилактическое дело» Организация здравоохранения и общественное здоровье

№ 2, 2018 Ш

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Бодров Андрей Вениаминович - кандидат химических наук, начальник учебно-методического управления ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет» Минздрава России E-mail: umu0kazangmu.ru

ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060500 Сестринское дело (квалификация (степень) «бакалавр»): Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 января 2011 г. № 57 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2011. № 20.

2. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 060400 Общественное здравоохранение (квалификация (степень) «магистр»): Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 800 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 13.

3. О внесении изменений в перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 марта 2018 г. № 210 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2018. 13 апреля.

4. Бодров А.В. Высшее медицинское образование в магистратуре // Практико-ориентированный подход в подготовке специалистов медицинского вуза: актуальные проблемы и пути их решения: сборник научных статей. Самара : Самарский государственный медицинский университет, 2018. С. 51-54.

5. О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 7 октября 2015 г. № 700н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2015. 17 ноября.

6. Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 8 октября 2015 г. № 707н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2015. 27 октября.

7. Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2016/17 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 марта 2015 г. № 284.

8. Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017/18 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 января 2016 г. № 40.

9. Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018/19 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2017 г. № 92 // Вестн. образования. 2017. № 9.

10. Об утверждении общих объемов контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019/20 учебный год: Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 января 2018 г. № 48 // Вестн. образования. 2018. № 8.

11. Об определении общих объемов контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных

ассигнований федерального бюджета в 2015 году: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 января 2014 г. № 78.

12. Об определении общих объемов контрольных цифр приема граждан по профессиям, специальностям и направлениям подготовки для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2014 году: Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 октября 2013 г. № 1177.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение (уровень магистратуры): Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 марта 2015 г. № 313 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2015. 22 апреля.

14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования -магистратура по направлению подготовки 32.04.01 Общественное здравоохранение: Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2017 г. № 485 // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2017. 27 июня.

15. Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов: Приказ Министерства здравоохранения РФ от 22 декабря 2017 г. № 1043н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2018. 22 января.

16. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области организации здравоохранения и общественного здоровья»: Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 7 ноября 2017 г. № 768н // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru). 2017. 30 ноября.

REFERENCES

1. On approval and implementation of the federal state educational standard for higher professional education in the direction 060500 Nursing (qualification (degree) «Bachelor»): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 17, 2011 No. 57. In: Bulletin of normative acts of federal executive bodies. 2011. No. 20. (in Russian)

2. On approval and enactment of the federal state educational standard of higher professional education in the direction 060400 Public health (qualification (degree) «master»): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of December 22, 2009 No. 800. Bulletin of normative acts of federal bodies executive power. 2010. No. 13. (in Russian)

3. On the introduction of changes in the lists of specialties and areas for the preparation of higher education: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 23, 2018 No. 210. In: Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2018. 13 April. (in Russian)

4. Bodrov A.V. Higher medical education in magistracy. Practical-oriented approach in training medical school specialists: actual problems and ways to solve them: a collection of scientific articles. Samara: Samarskiy gosudarstvenniy meditsinskiy universitet, 2018: 51-4. (in Russian)

5. On the nomenclature of specialties of specialists with higher medical and pharmaceutical education: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 7, 2015 No. 700n. In: Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2015. 17 November. (in Russian)

6. On the Approval of Qualification Requirements for Medical and Pharmaceutical Workers with Higher Education in the Field of Training «Health and Medical Sciences»: Order No. 707n of the Ministry of Health of the Russian Federation of October 8, 2015. In: Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo. gov.ru) ). 2015. 27 October. (in Russian)

7. On the approval of the total volume of the target admission figures for training on higher education educational programs at the expense of budget allocations of the federal budget for 2016/17 academic year: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of March 26, 2015, No. 284. (in Russian)

8. On the approval of the total volume of enrollment figures in the specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for education on higher education educational programs at the expense of budget allocations of the federal budget for 2017/18 academic year: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 27 January 2016 No. 40. (in Russian)

9. On the approval of the total volumes of the admission admission figures for the specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and training areas for training on higher education educational programs at the expense of the budget allocations of the federal budget for 2018/19 academic year: The Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 31 January 2017 No. 92. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of Education]. 2017. No. 9. (in Russian)

10. On the approval of the total volume of enrollment figures for specialties and areas of training and (or) enlarged groups of specialties and areas of training for education on higher education educational programs at the expense of budgetary allocations of the federal budget for the 2019/20 academic year: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 29 January 2018 No. 48. Vestnik obrazovaniya [Bulletin of Education]. 2018. No. 8. (in Russian)

11. On the determination of the total volumes of the enrollment figures of citizens by occupation, specialties and training areas for training in secondary professional and higher education under the state accreditation program at the expense of budgetary appropriations of the federal budget in 2015: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of January 31, 2014. No. 78. (in Russian)

12. On the determination of the total volumes of the enrollment figures for citizens by occupation, specialization and training areas for training in secondary and higher education under the state accreditation program at the expense of budgetary allocations of the federal budget in 2014: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation on October 23, 2013. No. 1177. (in Russian)

13. On the approval of the federal state educational standard for higher education in the field of training. 32.04.01 Public health (master's level): Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 313 of March 30, 2015. In: Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov. ru). 2015. 22 April. (in Russian)

14. On the approval of the federal state educational standard of higher education - magistracy in the direction of training 32.04.01 Public health: Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of May 31, 2017 No. 485. In: Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2017. 27 June. (in Russian)

15. On the approval of the terms and stages of the accreditation of specialists, as well as categories of persons who have medical, pharmaceutical or other education and are subject to accreditation of specialists: Order of the Ministry of Health of the Russian Federation of December 22, 2017 No. 1043n. In: Official Internet Portal of Legal Information (www.pravo. gov.ru). 2018. 22 January. (in Russian)

16. On the approval of the professional standard «Specialist in the field of organization of public health and public health»: Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation of November 7, 2017 No. 768n. In: Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru). 2017. 30 November. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.