ЛИТЕРАТУРА
Аветисов Э. С. Вестн. офтальмол., 1966, № 6, с. 3. — А д а м ю к Е. В. О близорукости. Публичная лекция. Казань, 1874,— Алексикова Р. Я. В кн.: Новые данные по гигиене детей и подростков. М. — Л., 1956, с. 69. — Б е л о с т о ц к а я Е. М. Гигиена зрения школьников. М., 1960. — Бонвеч Э. С. Арх. офтальмол., 1931, т. 8,. ч. 1—2, с. 71. — Варшавский Я. К- Вестн. офтальмологии, 1898, № 3, с. 254. — Збандут И. С. Офтальмол. ж., 1966, № 5, с. 377. — К а з а с И. И. Вестн. офтальмол., 1913, № 12, с. 973. — Кацнельсон А. Б. Тезисы докл. 19-й научной сессии Научно-исслед. ин-та глазных болезней им. Гельмгольца. М., 1955, с. 51. — Ковалевский Е. И. Вестн. офтальмол., 1967, № 1, с. 5. — Коган А. И. В кн.: Материалы 3-го Всесоюзн. съезда офтальмологов. Волгоград, 1966, т. 2, с. 60. — Колосов В. И. Вест, офтальмол., 1966, № 2, с. 72.—Л е в и н В. М., РутенбургЭ. С. Врачебная профессиональная консультация подростков. Л., 1965. — Остроумов В. М. В кн.: Сборник трудов Больницы им. Свердлова. Л., 1940, т. 2, с. 281. — О ч а п о в с к и й С. В. Русск. офтальмол. ж., 1924, № 5, с. 413. — Перечень медицинских противопоказаний к работе и производственному обучению подростков профессиям и специальностям строительства. М., 1965, сб. 4. —Серпокрыл Н. В., Авербах Ф. А., Островская M. Н. Методические основы врачебно-трудовой экспертизы при заболеваниях органа зрения. М., 1963. — У с о в Н. И. Офтальмол. ж., 1965, № 2, с. 112. — Фролова-Андреева О. М. Клиника и течение миопической болезни в биомикроскопическом освещении. Автореф. дисс. канд. Новосибирск, 1965. — Э к е л ь С. М. Материалы о санитарном быте, заболеваемости и физическом развитии сельских школьников на Украине. Харьков, 1925. — Cohn H. Гигиена глаз в школах. Полтава, 1887. — G а г d i -nerd P. A., Brit. med. J., 1956, v. 1, p. 699. — Knapp A. A., Am. J. Ophtha С.,
1939, v. 22, p. 1329. —Miller H., Idid., 1940, v. 23, p. 296. —Sedan I., Rev. Hyg. Med. Soc., 1959, v. 7, p. 30.—S о r s b y A. В кн.: Modem trends in ophthalmology. London,
1940, p. 256.
Поступила 27/V 1968 r.
УДК 614.3-07»
КОНТАКТНЫЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАКТЕРИАЛЬНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ
A.A. Минх (Москва)
>
Бактериальное загрязнение различных предметов обычно изучают методом смыва с определенной площади исследуемой поверхности, применяя стерильные ватные тампоны или марлевые салфетки и стерильную водопроводную воду. Это, однако, требует достаточно оснащенной бактериологической кухни, разнообразной посуды и много времени для выполнения ряда предварительных и заключительных лабораторных манипуляций. Поэтому данный метод малопригоден в полевых условиях, в экспедициях и во всех
Рис. 1. Пакетики с различными питательными средами.
Рис. 2. Момент открытия части питательной среды.
случаях, когда необходимо быстро провести бактериологическое исследование.
Представляет интерес новый способ исследования различных поверхностей на бактериальную загрязненность, разработанный Е. Капг. Он позволяет определить количество колоний микробов на единице исследуемой поверхности и установить их качественный состав. Способ успешно применен авторами в лечебных учреждениях для характеристики бактериальной загрязненности рук обслуживающего персонала, халатов, обуви, постельного белья, медицинского инструментария и т. д., что позволило уточнить возможные пути инфицирования и дать сравнительную оценку бактериальной загрязненности предметов оборудования и обихода в зависимости от способов их употребления и характера материалов, из которых они сделаны. Указанный способ предусматривает применение нового вида питательных сред — так называемых агарфлекс-контактных культур, которые практически представляют собой простой агар-агар, кровяной агар, агар-глюко--Зу, агар Геснера для сальмонелл и агар Мурге для колибактерий.
Рис. 3. Взятие пробы для бактериологического исследования.
«б
Ту или иную питательную среду в соответствии с целью исследования наливают в небольшой пакетик из прозрачного синтетического материала (полихлорвинил), предварительно стерилизованный в автокл'аве при 120° (рис. 1). После затвердения среды в холодильнике и сваривания места заполнения пакетики завертывают в стерильный материал и хранят в картонных коробках (на 10 штук) при комнатной температуре. Срок их годности — несколько лет; пакетик может использоваться в любой момент.
Для проведения исследования разрезают ампульной пилой по ходу насечек края покрывающей пластинки на передней стенке пакетика и, как показано на рис. 2, обнажают часть поверхности питательной среды, равную по площади 80 см2. Открытую часть питательной среды накладывают непосредственно на исследуемую поверхность и получают на ней отпечаток засеянных бактерий (рис. 3). Затем укладывают пакетики в специальные стальные кас-^ сеты для предохранения от загрязнения во время транспортировки и помещают их в термостат. Выросшие колонии подсчитывают обычным образом, как в чашках Петри, а при необходимости определяют резистентность отдельных видов бактерий и т. д. (рис. 4).
Описанный метод взятия пробы пригоден только для выпуклых и плоских предметов; если же они полые или имеют острые края, то забор проб осуществляется с помощью белых стерильных контактных пластинок (листов) из целлофана, которые смачивают дистиллированной водой и накладывают на исследуемую поверхность. Полоски для предохранения от загрязнения их бактериями с рук экспериментатора снабжают с одной стороны защитной пленкой, как показано на рисунках.
После взятия пробы контактную полоску накладывают на только что открытую поверхность питательной среды в пакетике, с которым поступают в дальнейшем описанным образом. Контактные полоски хранят в упакованном виде при комнатной температуре сроком до года.
Использованные пакетики и контактные полоски уничтожают сжиганием или погружают в дезинфекционный раствор.
ЛИТЕРАТУРА
К а п z Е., Medizinal-Markt, 1964, Bd 12, S. 50. — I d е m, Ibid., S. 98.
Поступила 14/V 1968 r.-
Рис. 4. Колонии бактерий, выросшие на питательной среде.