Вопрос — Ответ
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. При проведении налоговой проверки у налогоплательщика были истребованы документы. Согласно п. 1 ст. 93 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НКРФ) по требованию налогового органа налогоплательщик обязан представить необходимые для проверки документы в пятидневный срок.
С учетом каких дней — рабочих или календарных — определяется указанный срок?
Ответ.
ПИСЬМО
от 23 ноября 2005г. № 03-02-07/1-317
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо и сообщается следующее.
Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.
Статьей 6.1 НК РФ определено, что установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.
В связи с тем, что в п. 1 ст. 93 НК РФ прямо не указано, что требование о представлении документов исполняется в течение пяти рабочих дней, такое требование исполняется в течение пяти календарных дней.
Вопрос. Региональный общественный фонд является общественным объединением, созданным в целях содействия физическому, социальному и духовному развитию личности. Для достижения своих целей фонд приобрел в собственность бывший пионерский лагерь, чтобы на его базе организовать работу летнего оздоровительного лагеря для детского и семейного отдыха. Для осуществления основной деятельности фонд формирует свое имущество за счет добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц (как российских, так и иностранных) в денежной и натуральной формах. Просим разъяснить:
• если фонд организует пребывание детей в возрасте до 16лет в оздоровительном лагере полностью за счет своих собственных средств (пожертвований), то являются ли дети плательщиками НДФЛ;
• если фонд за счет собственных благотворительных средств приглашает в лагерь подростков старше 16 лет, то нужно ли удерживать с них НДФЛ и в каком порядке?
Ответ.
ПИСЬМО
от 29 ноября 2005г. № 03-05-01-04/375
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо регионального общественного фонда и сообщает следующее.
Согласно абз. 4 п. 8 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщикам в виде благотворительной помощи (в денежной и натуральной формах), оказываемой зарегистрированными в установленном порядке российскими и иностранными благотворительными организациями (фондами, объединениями), в соответствии с законодательством Российской Федерации о благотворительной деятельности в Российской Федерации.
Освобождения от налогообложения стоимости проживания детей и подростков в летнем оздоровительном лагере за счет средств региональных
общественных фондов ст. 217 НК РФ не предусмотрено. При этом НК РФ не установлено возрастных ограничений в отношении плательщиков налога на доходы физических лиц.
Оплата за налогоплательщика (полностью или частично) организациями товаров (работ, услуг) в его интересах в соответствии с подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ признается доходом, полученным налогоплательщиком в натуральной форме.
Следовательно, стоимость проживания детей и подростков в летнем оздоровительном лагере за счет средств регионального общественного фонда, являясь в соответствии со ст. 211 НК РФ их доходом, полученным в натуральной форме, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.
При получении налогоплательщиком дохода от организаций в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) налоговая база определена п. 1 ст. 211 НК РФ как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в порядке, аналогичном предусмотренному ст. 40 НК РФ.
В рассматриваемом случае доход каждого налогоплательщика можно рассчитать на основе стоимости проживания и питания в оздоровительном лагере за счет средств регионального общественного фонда. При этом фонд должен вести персональный учет размера полученного каждым налогоплательщиком дохода.
Согласно п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 214.1, 227 и 228 НК РФ.
Таким образом, при получении налогоплательщиками от регионального общественного фонда дохода в натуральной форме в виде проживания в летнем оздоровительном лагере фонд признается на основании ст. 226 НК РФ налоговым агентом и обязан исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
В соответствии с п. 4 ст. 226 НК РФ налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.
В рассматриваемой ситуации у фонда отсутствует возможность удержать налог на доходы физических лиц у налогоплательщиков, поскольку в момент получения дохода в натуральной форме не происходит выплаты дохода налогоплательщику.
Согласно п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика.
В этом случае исчисление и уплату налога на доходы физических лиц налогоплательщик осуществляет самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 228 НК РФ.
Вопрос. Просим разъяснить следующие вопросы.
На какие виды земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, распространяются льготы по земельному налогу, установленные п. 2ст. 395 НК РФ? Каков порядок учета и налогообложения налогом на имущество организаций имущества казны муниципального образования, не закрепленного в хозяйственном ведении и оперативном управлении государственных и муниципальных унитарных предприятий и организаций?
Ответ.
ПИСЬМО
от 23 декабря 2005г. № 03-06-01-02/42
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по затронутым в нем вопросам об освобождении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, от уплаты земельного налога и о налогообложении имущества, отнесенного к категории казенного, налогом на имущество организаций сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ организации освобождаются от налогообложения земельным налогом — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования.
При применении данной льготы следует учитывать, что согласно п. 1 постановления Правительства РФ от 24.12.1991 № 61 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации» к автомобильным дорогам общего пользования относятся внегородские автомобильные дороги, которые являются государственной собственностью Российской Федерации и подразделяются на: дороги общего пользования, являющиеся федеральной собственностью, — федеральные дороги; дороги субъектов РФ, относящиеся соответственно к собственности субъектов РФ.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» дорога — обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии. При этом в соответствии с международной Конвенцией «О дорожном движении», заключенной в Вене 8 ноября 1968 г. и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 № 5938-VIII, неотъемлемой частью дороги является полоса отвода автомобильных дорог.
Учитывая изложенное, освобождению от налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ подлежат земельные участки, занятые государственными автомобильными дорогами общего пользования, включая проезжую часть дороги, разделительные полосы, пути, тротуары, обочины, полосу отвода автомобильных дорог.
В отношении вопроса, связанного с налогообложением имущества казны, Департамент, с учетом заключения Департамента бюджетной политики, сообщает следующее.
Имущество казны субъекта РФ (муниципального образования) следует учитывать на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом, в том числе имуществом казны субъекта РФ (муниципального образования).
Объекты муниципальной казны следует отражать и учитывать на балансе Комитета по управлению имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 010000000 «Нефинансовые активы» в порядке, установленном приказом Минфина России от 26.08.2004 № 70н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету», регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях.
Согласно п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Следовательно, объекты муниципальной каз-
ны, учитываемые на счете 010000000 в качестве основных средств, впредь до их закрепления в соответствии с п. 4 ст. 214 Гражданского кодекса РФ за государственными предприятиями и учреждениями в форме оперативного управления или хозяйственного ведения, будут являться объектом налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.
Вопрос. Изменения в ст. 318 НК РФ, внесенные Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ, дали возможность налогоплательщикамрасширить перечень прямых расходов.
Может ли производственное предприятие включить в состав прямых расходов затраты на электроэнергию, водоснабжение, отопление, услуги сторонних организаций, связанные непосредственно с процессом производства?
Ответ.
ПИСЬМО
от 28декабря 2005г. № 03-03-04/1/464
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Федеральной закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в ст. 318 НК РФ, которые вступили в силу с 14.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Так, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на:
1) прямые;
2) косвенные.
К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:
материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;
расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;
суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.
Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).
Таким образом, перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является открытым.
Учитывая изложенное, налогоплательщик вправе внести изменения в учетную политику для целей налогообложения прибыли, в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 НК РФ.
Вопрос. Организация, в соответствии с законодательством и согласно решению налоговых органов, реструктурировала кредиторскую задолженность перед бюджетом в 2002г. постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» определено, что при погашении реструктурируемой задолженности в течение 4 лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение 4 лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в том числе признаваемым плательщиком к взысканию).
На момент проведения реструктуризации действовал порядок, определенный подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, позволявший не учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ данная норма дополнена словами «по уплате налогов и сборов». Вместе с тем письмом Минфина России от 27.07.2005№ 0311-04/2/33 разъяснено, что списанная кредиторская задолженность по пеням в качестве доходов в целях налогообложения не учитывается.
Подпадают ли под действие подп. 21 п. 1 ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы» НК РФ (в ред. Федерального закона № 58-ФЗ) суммы кредиторской задолженности перед бюджетами по начисленным пеням и штрафам, списанные в 2005 г. на основании Постановления Правительства РФ от 03.09.1999 № 1002?
Ответ.
ПИСЬМО
от 29 декабря 2005г. № 03-03-04/1/467
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
Постановлением правительства Российской Федерации от 03.09.1999 № 1002 «О Порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» (далее — Постановление) определены Порядок и сроки проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства Российской Федерации. Реструктуризация кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом проводится путем поэтапного погашения задолженности, исчисленной по данным учета налоговых органов.
Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ внесено дополнение, согласно которому к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов перед бюджетами разных уровней, списанных и (или) уменьшенных иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ.
Статьей 75 НК РФ предусмотрено, что пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция, применяемая в виде денежного взыскания (штрафа), является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, задолженность налогоплательщика по пеням и штрафам НК РФ не приравнивается к задолженности по уплате налогов и сборов. Следовательно, к суммам списанной кре-
диторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам не может быть применено положение подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ).
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ положения, установленные подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.
Таким образом, положения абз. 10 п. 6 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ ухудшают положение налогоплательщиков, у которых в 2005 г. списывается и (или) уменьшается иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ кредиторская задолженность по уплате пеней и штрафов.
Пунктом 1 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных ст. 5 НК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Учитывая изложенное, считаем, что положения Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ, вносящие изменения в подп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ и ухудшающие положение налогоплательщиков налога на прибыль организаций в части включения кредиторской задолженности налогоплательщика по пеням и штрафам, списанной в соответствии с законодательством Российской Федерации или по решению Правительства РФ, в состав доходов, не могут иметь обратной силы и должны применяться с 2006 г.
Вопрос. Организация в соответствии с государственным контрактом на проведение целевых мероприятий по мобилизационной подготовке получила целевые средства от Федерального агентства по промышленности на поддержание законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей. В государственном контракте есть положение о том, что указанные
средства выделяются из федерального бюджета и НДС не облагаются. Также в платежном документе на перечисление организации денежных средств по государственному контракту есть фраза «Без НДС».
В связи с вышеизложенным просим разъяснить, облагаются ли НДС указанные целевые средства, и если облагаются, вправе ли организация самостоятельно выделить НДС из полученной суммы.
Ответ.
ПИСЬМО
от 11 января 2006г. № 03-04-11/02
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на добавленную стоимость средств, выделенных Федеральным агентством по промышленности на поддержание законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей, и сообщает следующее.
Согласно ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость являются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника финансирования. При этом ст. 149 НК РФ установлен перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость. Однако данной статьей НК РФ не предусмотрено освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость операций по реализации работ (услуг) по поддержанию законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей и других работ и услуг, выполняемых организациями в рамках осуществления мероприятий по мобилизационной подготовке.
Таким образом, операции по реализации вышеуказанных работ (услуг) облагаются налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке.
Что касается исчисления налога на добавленную стоимость, то согласно п. 1 ст. 166 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость при определении налоговой базы в соответствии со ст. ст. 154 — 159 НК РФ исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. При этом на основании п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации работ (услуг) по поддержанию законсервированных и не используемых в текущем производстве мобилизационных мощностей определяется как стоимость этих
работ (услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, без включения в них налога на добавленную стоимость.
Учитывая изложенное, исчислять налог на добавленную стоимость расчетным методом исходя из суммы денежных средств, перечисляемых Федеральным агентством по промышленности без учета налога на добавленную стоимость, правовых оснований не имеется.
Вопрос. Прошу разъяснить порядок возврата ошибочно перечисленной физическим лицом государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий при наличии всех необходимых платежных документов, подтверждающих факт уплаты государственной пошлины.
Ответ.
ПИСЬМО
от 13января 2006г. № 03-06-03-05/07
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу возврата излишне (ошибочно) уплаченной Федеральной регистрационной службе государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий, которую следовало уплатить Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации в виде государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, и сообщает.
Статьей 1 Федерального закона от 31.12.2005 № 201 -ФЗ «О внесении изменений в главу 25. 3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон «О признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения», опубликованного 31 декабря 2005 г. в издании «Российская газета» (федеральный выпуск № 3968), внесено изменение в п. 3 ст. 333.40 НК РФ, определяющее порядок возврата государственной пошлины за совершение юридически значимых действий при обращении в орган (к должностному лицу), уполномоченный (уполномоченному) совершать юридически значимые действия.
Данный Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Согласно данному изменению заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) сум-
мы государственной пошлины подается плательщиком государственной пошлины в орган (должностному лицу), уполномоченный совершать юридически значимые действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины прилагаются подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, — копии указанных платежных документов.
Решение о возврате плательщику излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины принимает орган (должностное лицо), осуществляющий действия, за которые уплачена (взыскана) государственная пошлина.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства.
Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Таким образом, со дня вступления в силу данного Федерального закона, т. е. после 31 января 2006 г., необходимо обратиться в Федеральную регистрационную службу с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы государственной пошлины с приложением подлинных платежных документов, возврат которой производится за счет средств бюджета, в который произведена переплата, в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Вопрос. Надо ли сдавать декларацию по налогу на имущество обособленному подразделению академии, находящемуся в другом городе и не имеющему собственного баланса? При этом недвижимого имущества по месту нахождения обособленного подразделения нет.
Ответ.
ПИСЬМО
от 19января 2006г. № 03-06-01-04/07
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
В соответствии со ст. 386 НК РФ налогоплательщики налога на имущество организаций обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по своему местонахождению, по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога) налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Как следует из вашего письма, у обособленного подразделения организации, находящегося вне места нахождения организации, отсутствует отдельный баланс, а также по месту нахождения этого обособленного подразделения отсутствует недвижимое имущество, находящееся на балансе организации.
Исходя из положений ст. 386 НК РФ следует, что у организации, имеющей обособленное подразделение, не имеющее отдельный баланс, отсутствует обязанность представлять в налоговый орган по местонахождению этого обособленного подразделения налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию по налогу.
Поскольку в рассматриваемом случае речь идет только о движимом имуществе обособленного подразделения организации, то на основании ст. 376 (п. 1), 382 (п. 3), 383 (п. 3) и 386 НК РФ указанное имущество должно учитываться при определении налоговой базы организации, а исчисление и уплата налога (авансовых платежей по налогу), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам по налогу) должно производиться по месту нахождения этой организации.
Вопрос.До 1 января 2006г. НК РФ освобождал организации социально-культурной сферы от уплаты налога на имущество по объектам, используемым для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения (п. 7 ст. 381 НК РФ).
1. Имели ли право на эту льготу аптеки и если да, то только бюджетные или и коммерческие тоже?
2. Можно ли применить эту льготу при расчете в2006г. налога на имущество по итогам 2005г.?
Ответ.
ПИСЬМО
от 3 февраля 2006г. № 03-06-01-04/09
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии с п. 7 ст. 381 НК РФ организации освобождаются от налогообложения в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими в том числе для нужд здравоохранения.
Как следует из данной нормы НК РФ, организации, имеющие на балансе имущество, используемое ими для нужд здравоохранения, освобождаются от уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов такого имущества независимо от их формы собственности и ведомственной принадлежности.
Согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в настоящем Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим НК РФ.
Учитывая, что гл. 30 НК РФ не определено, какое имущество в целях применения данной льготы относится к используемому для нужд здравоохранения, в отношении имущества аптечных учреждений, с учетом ст. 11 НК РФ, следует руководствоваться нормами Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22.07.1993 № 5487-1 (далее — Основы), а также положениями иных нормативных правовых актов в сфере здравоохранения.
В соответствии со ст. 3 Основ законодательство Российской Федерации об охране здоровья граждан состоит из соответствующих положений Конституции РФ и Конституций (уставов) субъектов РФ, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 3 Основ они регулируют отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
Статьями 12, 13 и 14 Основ определено, что аптечные учреждения, находящиеся в государс-
твенной, муниципальной и частной собственности, относятся соответственно к государственной, муниципальной и частной системам здравоохранения.
При этом аптечные учреждения, входящие в государственную и муниципальную системы здравоохранения, по существу несут возложенную на органы государственной власти и органы местного самоуправления ответственность за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья, отнесенную ст. 2 Основ к основным принципам охраны здоровья граждан.
Кроме того, в рамках полномочий федеральных органов исполнительной власти, установленных п. 14 ст. 5 Основ и предусматривающих определение номенклатуры организаций в здравоохранении, приказом Минздравсоцразвития России от 07.10.2005 № 627 (зарегистрирован в Минюсте России 12.10.2005 № 7070) утверждена Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения. Согласно п. 4 данной Номенклатуры к учреждениям здравоохранения отнесены следующие аптечные учреждения: аптека, аптечный пункт, аптечный киоск и аптечный магазин.
Следует также принимать во внимание то, что в соответствии с приказом Минздрава России от 04.03.2003 № 80 (зарегистрирован в Минюсте России 17.03.2003 № 4272) «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» в число функций, которые могут осуществлять аптечные организации, входит и оказание первой медицинской помощи, а также оказание консультативной помощи в целях обеспечения ответственного самолечения.
Учитывая изложенное, аптечные учреждения вправе воспользоваться льготой, предусмотренной п. 7 ст. 381 НК РФ, при исчислении налога на имущество организаций за указанный в письме период.
Вопрос. Согласно ст. 177 Трудового кодекса РФ (далее — ТКРФ) к дополнительным (учебным) отпускам, предусмотренным ст. 173 — 176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска. Ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться как до начала учебного отпуска, так и после него. Например, учебный отпуск по справке учебного заведения с 01.04.2005по 20.04.2005, далее с 21.04.2005 по 13.05.2005 — ежегодный оплачиваемый отпуск. Работник вылетел 30 (31) марта, а возвращается 14 мая 2005 г., что подтверждается
датами вылета (прилета) в проездном документе (билете).
Можно ли принять в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахождения учебного заведения, если дата окончания учебного отпуска и дата в проездном документе (билете) не совпадают из-за присоединения к учебному отпуску ежегодного оплачиваемого отпуска?
Ответ.
ПИСЬМО
от 6февраля 2006г. № 03-03-04/4/24
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.
С 1 января 2006 г. в соответствии с п. 13 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся, в частности, зарплата и все начисления, сохраняемые в соответствии с законодательством Российской Федерации на время учебных отпусков, предоставляемых работникам налогоплательщика, а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно.
Согласно ст. 173 ТК РФ работникам, обучающимся по заочной форме обучения в учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно. При этом вузы должны иметь государственную аккредитацию.
Согласно ст. 177 ТК РФ к дополнительным (учебным) отпускам, предусмотренным ст. 173 — 176 ТК РФ, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска. Ежегодные оплачиваемые отпуска могут предоставляться как до начала учебного отпуска, так и после него.
Учитывая изложенное, организация, по нашему мнению, вправе учесть расходы, связанные с оплатой стоимости проезда от места нахожде-
ния учебного заведения, при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в случае если к дополнительному (учебному) отпуску по согласованию с работодателем был присоединен очередной отпуск.
Вопрос. В соответствии с п. 7 ст. 255НКРФ к расходам на оплату труда, в частности, относятся расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, — для иных организаций, доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время, расходы на оплату перерывов в работе матерей для кормления ребенка, а также расходы на оплату времени, связанного с прохождением медицинских осмотров.
Верно ли, что перечень, приводимый в ст. 255 НК РФ, не является исчерпывающим, так как применена формулировка «относятся, в частности...»? Допускает ли п. 7 ст. 255НК РФ отнесение расходов по оплате проезда неработающих членов семьи работника к расходам на оплату труда при условии, что неработающие члены семьи не являются иждивенцами работника, а компенсация работодателем расходов на их проезд предусмотрена либо в индивидуальном трудовом, либо в коллективном договоре?
Правомерно ли использование понятия «иждивенец» для целей ст. 255 НК РФ, которое дается в ст. 179 ТК РФ,регулирующей порядок соблюдения преимущественного права на оставление на работе при сокращении численности или штата работников?
Ответ.
ПИСЬМО
от 7февраля 2006г. № 03-03-04/1/95
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 325 ТК РФ лица, работающие в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним мест-
ностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет средств работодателя (организации, финансируемой из федерального бюджета) проезд к месту использования отпуска в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости провоза багажа весом до 30 кг.
Оплата стоимости проезда работника личным транспортом к месту использования отпуска и обратно производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем.
Работодатели (организации, финансируемые из федерального бюджета) также оплачивают стоимость проезда к месту использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям) независимо от времени использования отпуска.
Оплата стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно работника организации, финансируемой из федерального бюджета, и членов его семьи производится перед отъездом работника в отпуск исходя из примерной стоимости проезда. Окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов.
Выплаты, предусмотренные настоящей статьей, являются целевыми и не суммируются в случае, если работник своевременно не воспользовался своим правом на оплату стоимости проезда к месту использования отпуска и обратно и провоза багажа.
Гарантии и компенсации, предусмотренные настоящей статьей, предоставляются работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, только по основному месту работы.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов,
— органами местного самоуправления, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере,
— работодателем.
В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся в том числе расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у
этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, — для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, — для иных организаций.
Учитывая изложенное, организация, расположенная в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вправе относить затраты на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно, включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, к расходам на оплату труда при условии, что в организации принят локальный нормативный акт, регулирующий порядок, размер и условия компенсации соответствующих затрат.
При этом согласно ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Так, согласно ст. 179 ТК РФ иждивенцами считаются нетрудоспособные члены семьи, находящиеся на полном содержании работника или получающие от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию.
Таким образом, расходы по оплате проезда в отпуск неработающим членам семьи, не отвечающим признакам, предусмотренным для иждивенцев ст. 179 ТК РФ, не принимаются в уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики А.И. ИВАНЕЕВ