Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
44
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

компьютер консультирует бухгалтера

Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист»,

ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

вопрос. У организации в результате комплекса совершаемых сделок купли-продажи товаров из-за задержки оплаты товаров контрагентами возникает потребность в дополнительном финансировании. В связи с неопределенностью срока поступления выручки привлечение кредитов и займов, как правило, нецелесообразно. Наиболее приемлемым вариантом в подобном случае является финансирование под уступку денежного требования (факторинг), предусмотренное гл. 43 ГК РФ.

Однако анализ арбитражной практики по данному вопросу показывает, что налоговые органы крайне негативно относятся к операциям факторинга, часто считая их схемой ухода от налогообложения.

Так, в частности, инспекции ссылаются на отсутствие экономической обоснованности расходов, поскольку прибыль от сделок, под которые осуществлялось финансирование, значительно меньше суммы вознаграждения, уплачиваемого банку по договору факторинга.

В результате этого налогоплательщика признают недобросовестным и налагают санкции за нарушение налогового законодательства.

Просим разъяснить, правомерно ли учитывать в целях налогообложения прибыли расходы по привлечению дополнительного финансирования путем заключения договоров факторинга. В каком порядке должны учитываться данные расходы?

ответ. В соответствии со ст. 824 ГК РФ по договору финансирования под уступку денежного требования одна сторона (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне (клиенту) денежные средства в счет денежного требования клиента (кредитора) к третьему лицу (должнику), вытекающего из предоставления клиентом товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а клиент уступает или обязуется уступить финансовому агенту это денежное требование.

По ГК РФ договор финансирования под уступку денежного требования является возмездным договором и предполагает возмещение клиентом финансовому агенту определенного договором денежного вознаграждения.

Как правило, финансовый агент оказывает клиенту услуги путем передачи денежных средств под уступку денежных требований клиента к третьим лицам (должникам) в размере суммы денежных требований клиента, т. е. за 100 %. При этом клиент оплачивает услуги финансового агента, которые заключаются в анализе текущего состояния денежных требований к должникам и контроле за своевременностью их оплаты, а также иные финансовые услуги, связанные с денежными требованиями, ставшими предметом уступки.

Согласно ст. 252 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами для целей налогообложения прибыли признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Под обоснованными расходами в целях налогообложения прибыли понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы по оплате услуг финансового агента по осуществлению факторинговых операций могут быть учтены в составе прочих расходов, если они связаны с производством и реализацией товаров (работ, услуг), или в составе внереализационных расходов, непосредственно не связанных с производством и реализацией, если эти услуги экономически оправданы в связи с осуществлением деятельности, направленной на получение дохода.

Так, в частности, расходы в виде фиксированного сбора за обработку одной поставки организация должна учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в

соответствии с подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ как расходы на оплату услуг банка.

Что касается комиссии за факторинговое обслуживание — процентов от суммы счета-фактуры (за административное управление задолженностью) и комиссии за предоставление денежных средств клиенту фактором в рамках факторингового обслуживания за каждый день с момента выплаты финансирования до дня поступления соответствующих денежных средств на счета фактора

— процентов от суммы финансирования, то если организация-клиент должна согласно заключенному договору возвратить банку ранее перечисленную ей сумму в случае непогашения должником дебиторской задолженности, а плата за факторинговое обслуживание исчисляется в установленном заранее порядке от суммы, ранее перечисленной на счет организации-клиента, представляется возможным рассматривать обязательства организации по факторинговому договору в качестве долговых и, соответственно, выраженную в процентах плату за факторинговое обслуживание как обычную плату за пользование денежными средствами, аналогичную процентам по договору займа, кредита, иным долговым обязательствам.

В соответствии со ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам организации относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, вы-

данные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При этом существенным отклонением размера начисленных процентов по долговому обязательству считается отклонение более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от среднего уровня процентов, начисленных по аналогичным долговым обязательствам, выданным в том же квартале на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 %

— по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Таким образом, расходы в виде процентов, начисленных в вышеуказанном порядке за предоставление банком в пользование организации средств на определенный срок и на условиях возвратности, учитываются в составе внереализационных расходов согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ с учетом положений ст. 269 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 29.11.2005 № 03-03-04/1/380.

вопрос. ООО за счет средств кредита внесло взнос в уставный фонд производственной организации. По основной деятельности ООО получена прибыль. Вправе ли ООО для целей исчисления налога на прибыль затраты в виде процентов по кредиту, привлеченному для взноса в уставный капитал другой организации, включить в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль по основной деятельности (основная деятельность — оптовая торговля продуктами питания), в том числе до момента получения доходов от дивидендов или доходов от последующей реализации доли в уставном капитале?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Согласно п. 3 ст. 270 НК РФ расходы в виде взноса в уставный (складочный) капитал, вклада в простое товарищество не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

При этом согласно подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. К таким расходам относятся, в частности, расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. 269 и 291 НК РФ), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

Учитывая изложенное, организация вправе отнести в состав расходов затраты в виде процентов по кредиту, привлеченному для взноса в уставный капитал другой организации, при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: письмо Минфина РФ от 28.11.2005 № 03-03-04/1/391.

вопрос. При проведении налоговой проверки у налогоплательщика были истребованы документы. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ по требованию налогового органа налогоплательщик обязан представить необходимые для проверки документы в пятидневный срок. С учетом каких дней — рабочих или календарных — определяется указанный срок?

ответ. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую

проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.

Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Статьей 6.1 НК РФ определено, что установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается на следующий день после дня, которым определено начало этого срока.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

В связи с тем, что в п. 1 ст. 93 НК РФ прямо не указано, что требование о представлении документов исполняется в течение пяти рабочих дней, такое требование исполняется в течение пяти календарных дней.

Основание: письмо Минфина РФ от 23.11.2005 № 03-02-07/1-317.

вопрос. Просим дать разъяснения по вопросу налогообложения НДФЛ бесплатной выдачи молока и соков работникам предприятия (ФГУП).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ вредным производственным фактором является фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию. Согласно Положению, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12, вредными условиями труда являются условия, которые характеризуются наличием вредных производственных факторов, превышающих гигиенические нормативы и оказывающих неблагоприятное воздействие на организм работающего или его потомство.

Предприятием проведена аттестация рабочих мест в соответствии с порядком, установленным постановлением Минтруда РФ от 14.03.1997 № 12. По результатам проверки на каждое рабочее место составлена карта аттестации, в которой указано, что на рабочем месте присутствуют вредные производственные факторы, предусмотренные Перечнем, утвержденным приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 № 126, но условия работы на данном рабочем месте не признаны вредными, так как уровни этих факторов не превышают уровней, установленных гигиеническими нормативами. Работникам, занятым на данных рабочих местах, выдаются бесплатно молоко и соки по нормам, утвержденным постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 31.03.2003 № 13.

Подлежит ли налогообложению налогом на доходы физических лиц бесплатная выдача молока и соков при наличии на рабочих местах вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, утвержденным приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 № 126, если по результатам проведенной аттестации условия труда на рабочем месте не признаны вредными?

ответ. Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрены виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц.

Понятие компенсации, а также случаи ее предоставления устанавливаются законодательством, и в частности ТК РФ.

Согласно ст. 222 ТК РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Постановлением Правительства РФ от 29.11.2002 № 849 «О порядке утверждения норм и условий бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, а также лечебно-профилактического питания» установлено, что работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов осуществляется в соответствии с перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов.

Данный Перечень утвержден приказом Минздрава РФ от 28.03.2003 № 126.

Как следует из вопроса, предприятием была проведена аттестация рабочих мест в соответствии с Положением о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным постановлением Минтрудсоцразвития РФ от 14.03.1997 № 12. По результатам аттестации условия работы на рабочих местах не признаны вредными, так как уровни вредных производственных факторов не превышают предельно допустимых уровней.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» условия труда, при

которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы, признаются безопасными условиями труда.

Таким образом, доход в виде бесплатной выдачи в целях профилактики молока и соков работникам предприятия, занятым на рабочих местах, не признанных по результатам аттестации рабочих мест вредными, не относится к компенсационным выплатам.

К данному доходу неприменимы положения п. 3 ст. 217 НК РФ, и он подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке.

Основание: письмо Минфина РФ от 22.11.2005 № 03-05-01-04/368.

вопрос. ООО использует упрощенную систему налогообложения с 1 января 2005г. и применяет в качестве объекта налогообложения «доходы». ООО является участником договора простого товарищества.

Федеральный закон от 21.07.2005№ 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» внес изменения в п. 2 ст. 346.14, в соответствии с которым выбор объекта налогообложения осуществляется самим налогоплательщиком, за исключением случая, предусмотренного п. 3, а также дополнил ст. 346.14 п. 3, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Имеет ли право ООО подать заявление на изменение объекта налогообложения и применять с 1 января 2006г. упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», поскольку является участником договора простого товарищества? Или организации для применения п. 3 ст. 346.14 НК РФ при изменении объекта налогообложения с 01.01.2006 не требуется уведомлять налоговый орган, поскольку законодательство (НК РФ) не вводит обязанности прекращения деятельности в составе простого товарищества?

ответ. Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу

отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» дополнил ст. 346.14 п. 3, в соответствии с которым налогоплательщики, являющиеся участниками договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или договора доверительного управления имуществом, применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно подп. «а» п. 4 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ внесены изменения в п. 2 ст. 346.14 НК РФ, согласно которым объект налогообложения не может изменяться налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения, в течение трех лет с начала применения указанной системы налогообложения.

Также согласно п. 3 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2003 г. и выбравшие объектом налогообложения «доходы», вправе с 1 января 2006 г. изменить объект налогообложения, уведомив об этом налоговые органы не позднее 20 декабря 2005 г.

В связи с изложенным налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения с 1 января 2005 г. и выбравшие в качестве объекта налогообложения «доходы», не могут изменить объект налогообложения с 1 января 2006 г.

Если организация в 2006 г. предполагает применять упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», то она должна до конца текущего года выйти из состава участников договора простого товарищества. В противном случае начиная с 2006 г. она обязана применять общий режим налогообложения.

Основание: письмо Минфина РФ от 21.11.2005 № 03-11-04/2/135.

вопрос. ОАО — нефтехимическое предприятие просит разъяснить. Федеральным законом от

06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внесены изменения в гл. 25 НК РФ, вступающие в силу с 1 января 2006 г. При этом часть изменений распространяется на взаимоотношения, возникшие с 1 января 2005г. Одно из них касается перечня прямых расходов на производство и реализацию (ст. 318 НК РФ), согласно которому налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

При этом указано, что к прямым расходам могут быть отнесены, в частности, материальные затраты, расходы на оплату труда и ЕСН, суммы

начисленной амортизации. То есть прямого указания на обязательность отнесения именно этих статей затрат в НК РФ не предусмотрено, поскольку формулировка «могут быть» носит лишь рекомендательный характер.

Особенности производственного процесса ОАО таковы, что только материальные затраты и затраты на энергоресурсы носят непосредственно прямой характер в формировании себестоимости продукции, суммы же начисленной амортизации и расходы на оплату труда фактически постоянны, связаны с выпуском нескольких видов продукции и, соответственно, являются косвенными и подлежат распределению между видами выпускаемой продукции.

По этой причине было принято, что учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции ОАО будет осуществляться по системе «директ-костинг» с разделением всех затрат на условно-переменные и условно-постоянные.

При этом к условно-переменным затратам будут отнесены: сырье и вспомогательные материалы, катализаторы, энергетика, полуфабрикаты, потребление которых напрямую зависит от объемов производства того или другого материала (продукции) и имеет четко выраженную расходную норму на единицу выпускаемой продукции, определяемой (калькулируемой) ежемесячно.

Все остальные условно-постоянные затраты будут отражаться по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы». В конце периода все условно-постоянные затраты данного периода будут списываться на себестоимость реализованной продукции (счет 90 «Продажи»).

Эта методология была закреплена в учетной политике ОАО для целей бухгалтерского учета.

Просим дать разъяснения, правомерно ли в целях экономии трудовых и временных ресурсов, сближения налогового и бухгалтерского учета, учитывая только рекомендательный характер предлагаемых ст. 318 НК РФ затрат, закрепить в учетной политике ОАО для целей налогообложения перечень прямых расходов аналогично их перечню для целей бухгалтерского учета?

ответ. Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» внес изменения в ст. 318 НК РФ, которые вступили в силу с 14.07.2005 и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Так, согласно п. 1 ст. 318 НК РФ для целей гл. 25 НК РФ расходы на производство и реализацию, осуществленные в течение отчетного (налогового) периода, подразделяются на прямые и косвенные.

К прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

материальные затраты, определяемые в соответствии с подп. 1 и 4 п. 1 ст. 254 НК РФ;

расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также суммы единого социального налога и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (выполнением работ, оказанием услуг).

Таким образом, перечень прямых расходов, установленных п. 1 ст. 318 НК РФ, является приблизительным. Причем налогоплательщик вправе установить в своей учетной политике иной состав прямых расходов, отличный от предлагаемого НК РФ.

При рассмотрении данного вопроса важным является положение, изложенное в ст. 313 НК РФ, согласно которому изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства

о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах — не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Таким образом, налогоплательщик вправе с

15.07.2005 внести изменения в учетную политику для целей налогообложения на 2005 — 2006 гг., в которой может установить перечень расходов, относимых к прямым, отличный от того, который предлагается ст. 318 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 17.11.2005 № 03-03-04/1/377.

вопрос. Организация отчитывается по налогу на прибыль поквартально:

в III квартале 2004г. доход от реализации составил 40110 руб.;

в IV квартале 2004г. — 28 772руб.; в I квартале 2005г. — 35 725руб.; во IIквартале 2005г. — 8 406 273руб.; в IIIквартале 2005г. — 8 458 834руб.

Согласно ст. 286 НК РФ уплачивать только

поквартальные авансовые платежи и не перечислять ежемесячные платежи имеют право те организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млн руб.

Просим разъяснить, должна ли организация перейти на ежемесячные авансовые платежи и с какого периода.

ответ. В соответствии с порядком, установленным п. 3 ст. 286 НК РФ, организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, не превышали в среднем 3 млн руб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Пунктом 1 ст. 287 НК РФ установлено, что авансовые платежи по итогам отчетного периода уплачиваются не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий отчетный период. Ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа каждого месяца этого отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие ежемесячные авансовые платежи по фактически полученной прибыли, уплачивают авансовые платежи не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. По итогам отчетного (налогового) периода суммы ежемесячных авансовых платежей, уплаченных в течение отчетного (налогового) периода, засчитываются при уплате авансовых платежей по итогам отчетного периода. Авансовые платежи по итогам отчетного периода засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.

Таким образом, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором доходы от реализации превысили в среднем три миллиона рублей, т. е. с

IV квартала 2005 г., организация переходит на уплату ежемесячных авансовых платежей в порядке, предусмотренном п. 1 ст. 287 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 16.11.2005 № 03-03-04/1/368.

вопрос. Организация занимается проектированием и производством уплотняющей дорожной техники (дорожных катков) и осуществляет опытно-конструкторские работы, часть из которых не дает каких-либо результатов.

Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ внесены изменения в ст. 262 НК РФ, которая опре-

деляет порядок признания расходов на НИОКР при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль. Срок признания расходов сокращен с трех до двух лет, а также отменено 70 %-ное ограничение для учета расходов на опытно-конструкторские работы, не давшие положительных результатов. Указанные изменения вступают в силу с 01.01.2006.

Однако при этом не содержится каких-либо норм, определяющих порядок признания расходов на НИОКР, произведенные в период до 01.01.2006.

Организация осуществила затраты на НИОКР в июне 2003г. и мае 2004г., при этом часть из них не дала положительного результата.

Просим разъяснить следующее.

1. Разрешается ли включить в состав расходов в 2006г. оставшиеся 30 % затрат по работам, выполненным в 2003 — 2004гг., но не давшим положительного результата, по которым по состоянию на

01.01.2006 не списано в состав затрат 70 % стоимости работ?

2. В течение какого периода производить списание затрат, произведенных в июне 2003г., — в первом отчетном периоде 2006г. или до июня 2006г.?

3. В течение какого периода производить списание затрат, произведенных в мае 2004г., — до мая 2006г. (в течение двух лет) или до мая 2007г. (с учетом срока 3 года)?

ответ. Порядок признания расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее — НИОКР) для целей налогообложения прибыли установлен ст. 262 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 262 НК РФ расходы на НИОКР, осуществленные в целях создания новых или совершенствования применяемых технологий, создания новых видов сырья или материалов, которые не дали положительного результата, подлежат включению в состав прочих расходов равномерно в течение трех лет в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.

При этом Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и с борах» (далее—Федеральный закон) в ст. 262 НК РФ внесены изменения.

Так, согласно указанным изменениям с

01.01.2006 расходы на НИОКР, давшие положительный результат, будут учитываться для целей налогообложения равномерно в течение двух лет при условии использования указанных исследований и разработок в производстве и (или) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования (отдельные этапы исследований). Расходы на НИОКР, не давшие по-

ложительных результатов, будут списываться равномерно в размере фактически осуществленных расходов в течение трех лет.

Пунктом 4 ст. 5 НК РФ установлено, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона п. 15 ст. 1 Федерального закона, предусматривающий внесение изменений в ст. 262 НК РФ, вступает в силу с 1 января 2006 г. При этом, поскольку Федеральным законом не предусмотрено, что положения п. 15 ст. 1 имеют обратную силу, указанные положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Таким образом, порядок признания расходов на НИОКР, который будет действовать с 01.01.2006, не может применяться к НИОКР, которые были завершены до указанной даты.

Учитывая изложенное, налогоплательщик не вправе включить в состав расходов в 2006 г. 30 % расходов по НИОКР, завершенным в 2003 — 2004 гг. и не давшим положительного результата. Расходы по НИОКР, завершенным в 2003 — 2004 гг. и не давшим положительного результата, включаются в состав расходов в течение трех лет с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором завершены такие исследования, в размере, не превышающем 70 % фактически осуществленных расходов.

Основание: письмо Минфина РФ от 16.11.2005 № 03-03-04/1/370.

вопрос. В целях осуществления розничной торговли между двумя предпринимателями заключен договор простого товарищества. Вкладом одного предпринимателя является предоставление товара и торговой площади (павильона) для его реализации, другого — предоставление ККТ. Подлежит ли переводу на уплату ЕНВД осуществляемая предпринимателями в рамках простого товарищества розничная торговля?

ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход применяется по решению субъекта Российской Федерации в отношении, в частности, розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Статьей 346.27 НК РФ определено понятие розничной торговли — это торговля товарами и оказание услуг покупателям за наличный расчет, а также с использованием платежных карт.

При этом на основании п. 1 ст. 346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Согласно вопросу для осуществления совместной предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли между индивидуальными предпринимателями заключен договор простого товарищества.

В соответствии с п. 1 ст. 1041 ГК РФ по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели.

Учитывая, что простое товарищество представляет собой объединение лиц для участия в совместной деятельности, которое не приводит к образованию юридического лица, оно не может являться самостоятельным налогоплательщиком единого налога на вмененный доход на основании п. 1 ст. 346.28 НК РФ.

В связи с изложенным осуществляемая в рамках простого товарищества розничная торговля не подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход.

Указанная предпринимательская деятельность облагается налогами в общеустановленном порядке.

Кроме того, с 1 января 2006 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Согласно новой редакции ст. 346.27 НК РФ с

1 января 2006 г. под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Что касается предпринимательской деятельности, осуществляемой в рамках договоров простого товарищества, то в соответствии с новой редакцией гл. 26.3 НК РФ ст. 346.26 НК РФ дополнена п. 2.1, согласно которому с 1 января 2006 г. единый налог на вмененный доход не применяется в отно-

шении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 настоящей статьи, в случае осуществления их в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности).

Основание: письмо Минфина РФ от 15.11.2005 № 03-11-05/104.

вопрос. В соответствии с п. 2 ст. 346.26НК РФ и положениями областного закона «О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» с 01.01.2005 на территории области в отношении распространения и (или) размещения наружной рекламы введен ЕНВД.

В рамках заключенных с рекламодателями договоров на размещение рекламы и (или) в дополнение к договорам по желанию заказчика за дополнительную плату осуществляются монтаж и демонтаж (переклейка) плакатов с рекламной информацией, размещаемых на предоставленных средствах наружной рекламы.

Являются ли монтаж и демонтаж средств наружной рекламы деятельностью, подпадающей под обложение ЕНВД?

ответ. Согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются организации, осуществляющие на территории субъекта Российской Федерации, в котором введен единый налог на вмененный доход, предпринимательскую деятельность по распространению и (или) размещению наружной рекламы.

При этом в соответствии со ст. 346.27 НК РФ под предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы понимается деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

Таким образом, доходы, полученные от предпринимательской деятельности по монтажу и демонтажу средств наружной рекламы, а также от предпринимательской деятельности по переклейке плакатов с рекламной информацией, размещаемых на предоставленных средствах наружной рекламы, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке или в порядке и на условиях, предусмотренных гл. 26.2 «Упрощенная система налогообложения» НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 15.11.2005 № 03-11-05/104.

вопрос. Организация выдала собственный вексель с дисконтом со сроком платежа «по предъявлении, но не ранее 15.11.2005». Вправе ли организация включить в расходы для целей налогообложения прибыли всю сумму дисконта при погашении векселя 15.11.2005?

ответ. В соответствии с п. 5 Положения о переводном и простом векселе, утвержденного постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 (далее — Положение), проценты начисляются со дня составления переводного векселя, если не указана другая дата.

Переводный вексель сроком по предъявлении согласно п. 34 Положения оплачивается при его предъявлении. Он должен быть предъявлен к платежу в течение одного года со дня его составления. Векселедатель может установить, что переводный вексель сроком по предъявлении не может быть предъявлен к платежу ранее определенного срока. В таком случае срок для предъявления течет с этого срока.

В соответствии с п. 77 Положения к простому векселю применяются постановления, относящиеся к переводному векселю и касающиеся: срока платежа, платежа и исчисления сроков.

Статьей 269 НК РФ установлены особенности отнесения процентов по долговым обязательствам к расходам. Расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения. При определении среднего уровня процентов по межбанковским кредитам принимается во внимание информация только о межбанковских кредитах. Данное положение применяется также к процентам в виде дисконта, который образуется у векселедателя как разница между ценой обратной покупки (погашения) и ценой продажи векселя.

При отсутствии долговых обязательств, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза,

— при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов входят расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ, а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного). Расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц), и доходности, установленной эмитентом (ссудодателем).

Таким образом, организация вправе включить в расходы сумму дисконта в полном объеме только в том случае, если его величина соответствует условиям, установленным ст. 269 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 15.11.2005 № 03-03-04/1/362.

вопрос. В соответствии со ст. 346.27НК РФ (в ред. Федерального закона от 21.07.2005 № 101-ФЗ) стационарная торговая сеть — торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях, строениях, подсоединенных к инженерным коммуникациям.

Организации потребительской кооперации имеют более 60тыс. магазинов, из которых более 50 % расположены в малонаселенных пунктах, не имеющих инженерных коммуникаций, подключенных к электросетям, и имеют печное отопление. Просим разъяснить, относятся ли такие магазины к стационарной торговой сети.

ответ. С 1 января 2006 г. в соответствии с Федеральным законом от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» система налогообложения и виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных

районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

При этом согласно ст. 3 Федерального закона от 12.10.2005 № 129-ФЗ «О внесении изменений в статьи 83 и 85 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» п. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» дополнен нормой, устанавливающей, что в случае если представительные органы муниципальных районов и городских округов до 1 января 2006 г. не примут нормативный правовой акт о введении в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на соответствующей территории, то до 1 января 2007 г. применяются положения закона субъекта Российской Федерации, устанавливающие порядок введения в действие системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории данного субъекта Российской Федерации, виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится указанный налог, и значения коэффициента К2.

Статьей 346.26 НК РФ определены виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, в частности розничная торговля, осуществляемая через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 м2 по каждому объекту организации торговли. Данное определение розничной торговли служит одним из критериев при рассмотрении возможности использования указанной системы налогообложения.

При этом ст. 346.27 НК РФ в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» с 1 января 2006 г. для целей гл. 26.3 НК РФ используется следующее понятие розничной торговли — это предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.

Статьей 346.27 НК РФ определено, что под магазином понимается специально оборудо-

ванное здание (его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Учитывая изложенное, розничная торговля в магазинах, не имеющих инженерных коммуникаций, но по инвентаризационным и правоустанавливающим документам соответствующих понятию магазина, при соблюдении вышеперечисленных условий подлежит переводу на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом налоговая база по единому налогу на вмененный доход исчисляется с использованием физического показателя «торговая площадь» (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Основание: письмо Минфина РФ от 15.11.2005 № 03-11-04/3/137.

вопрос. В результате реорганизации в форме присоединения значительное количество объектов недвижимого имущества реорганизуемых обществ переходит на баланс объединенного юридического лица. Вправе ли объединенное юридическое лицо амортизировать данные объекты с момента завершения реорганизации, если они у прекративших свою деятельность обществ относились к амортизируемому имуществу, либо согласно п. 8ст. 258 НК РФ основные средства включаются в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав собственности на указанное имущество?

ответ. Пункт 13 ст. 1 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее — Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ) дополнил ст. 259 НК РФ п. 14, согласно которому организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как установленный предыдущим собственником этих основных средств срок их полезного использования, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.

Согласно п. 7 ст. 10 Федерального закона от 06.08.2001 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратив-

шими силу отдельных актов (положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и сборах» (в ред. ст. 2 Федерального закона от

06.06.2005 № 58-ФЗ) по основным средствам, введенным в эксплуатацию налогоплательщиком в период до 31 января 1998 г., положения п. 8 ст. 258 НК РФ в части обязательности выполнения условия документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию не применяются. Это положение распространяется также на основные средства, полученные налогоплательщиками в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц.

Вышеизложенные нормы распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г.

Таким образом, для того чтобы включить основные средства, полученные в порядке правопреемства, в том числе при реорганизации путем присоединения, в состав амортизируемого имущества, не требуется документального подтверждения факта подачи документов на государственную регистрацию прав на них, если они введены в эксплуатацию до 1 января 1998 г., т. е. в период, когда обязательная регистрация прав на недвижимое имущество не была установлена.

В ином случае налогоплательщик, получивший в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц в форме присоединения основное средство, права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации, согласно п. 8 ст. 258 НК РФ, данное основное средство включает в состав соответствующей амортизационной группы с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию прав на него.

Основание: письмо Минфина РФ от 15.11.2005 № 03-03-04/1/365.

вопрос. Организация (МУП), оказывающаяуслу-ги по перевозке пассажиров городским транспортом, на балансе которой находятся медпункты, столовые, профилакторий, объекты жилищного хозяйства, общежитие, база отдыха, детский лагерь и учебный центр, просит разъяснить порядок формирования налоговой базы по налогу на прибыль организаций в следующем случае.

Медпункты, столовые, база отдыха и профилакторий организации реализуют свои услуги как своим работникам, так и на сторону. Некоторые услуги медпунктов и базы отдыха предоставляются работникам организации на безвозмездной основе. При этом содержание медпунктов с целью обеспечения нормальных условий труда и предотвращения аварийных ситуаций на транспорте обусловлено требованиями законодательства РФ. Они осуществляют

установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную медицинскую помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на производстве.

У организации имеются лицензии на осуществление санаторно-курортной деятельности и на оказание медицинских услуг.

В связи с вышеизложенным просим разъяснить следующее.

Какой статьей НК РФ следует руководствоваться при формировании налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в отношении медпунктов, столовых, профилактория и базы отдыха? Можно ли их деятельность признать одними из видов деятельности организации и учитывать их доходы и расходы в общеустановленном порядке?

ответ. Из вопроса следует, что на балансе организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, находятся различные объекты обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на производстве, а также реализуют свои услуги сторонним лицам.

Налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном ст. 275.1 НК РФ.

Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального хозяйства и объектами социально-культурной сферы в целях гл. 25 НК РФ, установлен ст. 275.1 НК РФ. При этом факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.

Если вышеуказанные объекты прямо указаны в ст. 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований ст. 275.1 НК РФ.

Перечисленные в вопросе объекты, числящие-

ся на балансе организации, поименованы в ст. 275.1 НК РФ в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств, и следовательно, налоговая база по деятельности организации, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно в соответствии с положениями ст. 275.1 НК РФ.

Что касается расходов на содержание медпунктов, дополнительно необходимо учитывать следующее.

Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от 03.06.2003 № 229, в системе здравоохранения в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены такие подразделения, как медицинский пункт или здравпункт.

Вместе с тем ст. 212 и 213 ТК РФ предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда — недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности, это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта.

Кроме того, Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.

Следовательно, организации, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком осуществлять медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие в состав их организации.

Согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

Учитывая изложенное, в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на территории организации, в той их части, которая относится к деятельности медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.

Налоговая база в отношении иной деятельнос-

ти медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями ст. 275.1 НК РФ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основание: письмо Минфина РФ от 14.11.2005 № 03-03-04/4/86.

вопрос. Просим дать разъяснение по следующим вопросам.

Перед командировкой за рубеж сотрудник берет отпуск и после выполнения служебного задания остается в месте командировки на отдых.

1. Включаются ли затраты организации по оплате обратного билета в прочие расходы, связанные с производством и реализацией (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ)?

2. Нужно ли начислять налог на доходы физических лиц со стоимости обратного билета, если организация оплачивает обратный билет?

3. Какой день будет считаться днем пересечения границы для въезда в Россию, чтобы правильно определить размер суточных, выплачиваемых в валюте РФ?

ответ. Согласно подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на командировки, в том числе проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

При этом согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Документом, удостоверяющим время пребывания в служебной командировке, является командировочное удостоверение, унифицированная форма которого (форма № Т-10) утверждена постановлением Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26. Фактическое время пребывания в командировке определяется по отметкам в командировочном удостоверении о дне прибытия в место командировки и дне выбытия из места командировки.

Дата отбытия работника из командировки должна совпадать с отметкой в командировочном удостоверении о дне выбытия из места командировки.

В том случае, если работник остался в месте командировки на отдых, расходы по оплате проезда к постоянному месту работы не будут являться обоснованными, так как работодатель в рассматриваемой ситуации оплачивает возвращение работника не из служебной командировки, а с места отдыха.

Учитывая изложенное, в налоговой базе по налогу на прибыль организаций вышеназванные расходы не признаются.

Что касается вопроса о налогообложении налогом на доходы физических лиц сумм оплаты работодателем расходов на проезд работника при нахождении его в зарубежной командировке, то п. 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц все виды установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абз. 10 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, не подлежащий налогообложению, включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

Однако, как указывается в рассматриваемом вопросе, после выполнения служебного поручения работник из командировки не возвращается, а остается для проведения отпуска.

В этом случае днем окончания командировки работника следует считать последний день перед отпуском. Соответственно, в рассматриваемом случае организация-работодатель не должна оплачивать обратный билет сотрудника от места проведения отпуска.

Из этого следует, что в случае если работнику до его отъезда в командировку был выдан денежный аванс на оплату проезда, то сумма денежных средств за минусом стоимости проезда к месту проведения командировки подлежит возврату в бухгалтерию организации. Соответственно, доходов, подлежащих налогообложению налогом на доходы физических лиц, в таком случае не возникает.

Если расходы на приобретение обратного билета от места проведения отпуска были произведены работником за счет собственных средств, сумма указанных расходов возмещению организацией не подлежит.

В случае приобретения обратного билета организацией его стоимость подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 10.11.2005 № 03-03-04/2/111.

вопрос. Организация заключила договор аренды федерального недвижимого имущества, закрепленного за арендодателем (ФГУП) на праве хозяйственного ведения. В 2004г. арендатором на основании соответствующих положений договора начислены и перечислены в федеральный бюджет пени как санкция за просрочку оплаты арендной платы.

Вправе ли организация на основании подп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ включить в состав внереализационных расходов сумму пеней, уплаченных в федеральный бюджет за нарушение договорных обязательств?

ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Пункт 2 ст. 270 НК РФ определяет, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций.

Таким образом, пени, штрафы и иные санкции, перечисленные в бюджет, не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Как следует из предоставленных сведений, за неисполнение обязательств по уплате арендных платежей в установленный срок арендатор уплатил в федеральный бюджет пени за каждый день просрочки.

При этом арендная плата и пени учитываются в составе доходов федерального бюджета по коду бюджетной классификации доходов бюджетов Российской Федерации 2010240 «Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности».

Учитывая изложенное, расходы в виде пеней за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченных арендатором в федеральный бюджет, в связи с п. 2 ст. 270 НК РФ не признаются в составе расходов, уменьшающих полученные доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Основание: письмо Минфина РФ от 10.11.2005 № 03-03-04/4/83.

вопрос. Организация, применявшая общий режим налогообложения (учетная политика — метод начисления), в течение 2005 г. реорганизована путем присоединения к ней организации, применявшей с 01.01.2005г. упрощенную систему налогообложения

(УСН) (объект налогообложения — доходы).

До даты завершения реорганизации организация, применявшая УСН, отгрузила продукцию организации, к которой впоследствии производилось присоединение. Оплачена эта продукция не была. На дату внесения в реестр записи о прекращении деятельности присоединенной организации в соответствии с приказом Минфина РФ от 20.05.2003 № 44н «Об утверждении Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций» числовые показатели заключительной бухгалтерской отчетности правопредшественника и числовые показатели бухгалтерской отчетности правопреемника будут построчно объединены, за исключением числовых показателей, отражающих взаимные расчеты. Таким образом, денежные средства за реализованную продукцию не поступят.

В связи с изложенным просим разъяснить следующее.

1. Возникает ли налогооблагаемая база у организации, применяющей обычную систему налогообложения?

2. Подлежит ли обложению единым налогом дебиторская задолженность у организации, применявшей УСН?

ответ. 1. По вопросу отражения в налоговой базе по налогу на прибыль налогоплательщика, к которому была присоединена организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, кредиторской задолженности перед присоединяемой организацией в случае, если такая задолженность образовалась до присоединения.

Как следует из вопроса, налогоплательщик, к которому осуществляется присоединение, доходы и расходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций определяет методом начисления.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. 318

- 320 НК РФ.

При этом дата осуществления расходов в зависимости от их видов определяется пп. 2 - 10 ст. 272 НК РФ.

Таким образом, расходы, связанные с приобретением товаров у присоединяемой организации, в налоговом учете налогоплательщика, уплачивающего налог на прибыль организаций, признаются с учетом положений ст. 272 НК РФ вне зависимости от осуществления их оплаты.

В соответствии с п. 18 ст. 250 НК РФ к внереа-

лизационным доходам относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных подп. 22 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Статья 413 ГК РФ содержит положение, согласно которому обязательство прекращается совпадением должника и кредитора в одном лице.

Таким образом, налогоплательщик, к которому осуществляется присоединение, на основании ст. 413 ГК РФ списывает свою кредиторскую задолженность и при исчислении налога на прибыль организаций учитывает ее в составе внереализационных доходов.

2. По вопросу налогообложения дебиторской задолженности у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения.

В соответствии со ст. 346.15 НК РФ организации при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

Порядок признания доходов установлен п. 1 ст. 346.17 НК РФ, в соответствии с которым датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Таким образом, доходы у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, учитываются только после фактического получения денежных средств в их оплату или иного встречного обязательства, т. е. кассовым методом.

Включение в налоговую базу в целях исчисления налога сумм доходов, фактически не поступивших на счета в банках и (или) в кассу организации, в период применения упрощенной системы налогообложения не предусмотрено.

Основание: письмо Минфина РФ от 3.11.2005 № 03-03-04/4/79.

вопрос. Просим разъяснить положения п. 2 ст. 266 НК РФ, а именно — возможно ли на основании акта судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания, постановления об окончании исполнительного производства и постановления о

возвращении исполнительного документа признать сумму дебиторской задолженности безнадежной в целях налогообложения.

Допускается ли уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль на сумму данной дебиторской задолженности?

ответ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся суммы безнадежных долгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

При этом п. 2 ст. 266 НК РФ определяет, что безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, НК РФ предусматривается только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной: во-первых, безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности; во-вторых, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения; в-третьих, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта государственного органа; и в-четвертых, долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации.

Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной ст. 266 НК РФ не содержит.

Согласно ст. 26 и 27 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон) возвращение исполнительного документа, составление акта о невозможности взыскания этой задолженности, а также окончание исполнительного производства осуществляются, в частности, если невозможно установить адрес должника-организации или место жительства должника-гражданина, место нахождения имущества должника либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и

иных ценностей, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях (за исключением случаев, когда указанным Федеральным законом предусмотрен розыск должника или его имущества), и если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными.

Проверка наличия или отсутствия должника или его имущества производится судебным приставом-исполнителем на день проведения исполнительных действий, поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона установил правило о прерывании срока предъявления исполнительного документа, а ст. 26 Федерального закона закрепила за взыскателем право нового предъявления исполнительного документа в пределах срока предъявления. При этом отсутствие должника, выявленное при предыдущем исполнении исполнительного документа, не является основанием к отказу в его новом принятии.

Таким образом, задолженность, по которой имеются акт судебного пристава-исполнителя о невозможности взыскания, постановление об окончании исполнительного производства, постановление о возвращении исполнительного документа, а также задолженность, не взысканная в связи с пропуском срока обращения к судебному приставу за исполнением судебного решения, не могут в целях налогообложения прибыли быть учтены в уменьшение налоговой базы, поскольку данное основание не содержится в перечне условий признания задолженности безнадежной, установленном п. 2 ст. 266 НК РФ.

При этом налогоплательщик, имеющий в отношении дебиторской задолженности вышеперечисленные документы, сможет отнести данную задолженность к безнадежной при наступлении одного из оснований, перечисленных в п. 2 ст. 266 НК РФ.

Основание: письмо Минфина РФ от 17.11.2005 № 03-03-04/1/278.

Е. В. ЗЕРНОВА Проект “КонсультантБухгалтер»

17.02.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.