Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

НАШИ КОНСУЛЬТАЦИИ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИБ «Вопросы-ответы», ИБ «Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсультантПлюс

Вопрос. Освобождается ли от налогообложения НДС передача сублицензиатом третьим лицам прав на использование программ для электронных вычислительных машин на основании сублицензионных договоров?

Ответ. В соответствии с поди. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ (НК РФ) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождена передача исключительных прав на полезные модели, промышленные образцы, программы для электронных вычислительных машин, базы данных, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также передача прав на использование указанных результатов интеллектуальной деятельности на основании лицензионного договора.

Согласно п. 1ст. 1238 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при письменном согласии лицензиара лицензиат может по договору предоставить право использования результата интеллектуальной деятельности другому лицу (сублицензионный договор).

На основании п. 5 ст. 1238 ГК РФ к сублицензионному договору применяются правила ГК РФ о лицензионном договоре.

Таким образом, если сублицензиатом права на использование программ для электронных вычислительных машин передаются третьим лицам на основании сублицензионного договора, то данные операции освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.

Основание: письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-07-11/287.

Вопрос. В учредительных документах покупателя-контрагента организации адреса могут быть указаны с использованием сокращений (РФ, обл., г.).

Является ли счет-фактура по НДС, в котором адрес указан полностью, а не сокращенно, в отличие от учредительных документов покупателя, составленным с нарушением? Является ли счет-фактура по НДС составленным с нарушением, если в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» указаны наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного подп. 5и6 данной статьи НК РФ, не могутявляться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению.

На основании Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения организации-продавца в соответствии с учредительными документами, а в строке 6а — место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.

Счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка.

Что касается заполнения строк 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес», то Правилами установлено, что при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в указанных строках следует проставлять прочерки. В то же время налоговым законодательством не запрещено указание в счетах-фактурах

дополнительных реквизитов, не нарушающих последовательности расположения обязательных реквизитов формы счета-фактуры, определенной Правилами.

Таким образом, в случае оказания услуг указание в данных строках полного или сокращенного наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Основание: письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-07-09/57.

Вопрос. Имеются ли основания для привлечения к налоговой ответственности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН (объект налогообложения — доходы минус расходы), в случае если указанный индивидуальный предприниматель не представил в налоговый орган налоговую декларацию по итогам отчетного периода — полугодия?

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2ст. 346.23 НК РФ (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2009) предусмотрено, что налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).

Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган.

Следовательно, при отсутствии обязанности налогоплательщика представлять налоговую декларацию нет оснований для привлечения

налогоплательщика к ответственности за ее непредставление.

Основание: письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-02-08/81.

Вопрос. Организация (арендатор) является производственным предприятием. Производство размещено на площадях, арендуемых по договору аренды у другой организации (арендодателя). В соответствии с технологическим процессом расходы на коммунальные услуги составляют существенную долю затрат и возмещаются арендатором арендодателю по отдельному договору. Согласно этому договору арендодатель обязуется от своего имени заключить договоры с поставщиками коммунальных услуг и указать арендатора в качестве субабонента, а арендатор обязуется своевременно и в полном объеме возместить расходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации. Учитываются ли в составе затрат по налогу прибыль расходы на коммунальные услуги, которые арендатор оплачивает арендодателю в качестве возмещения потребленных услуг?

Ответ. Как следует из вопроса, дополнительно к договору аренды недвижимого имущества заключен договор на возмещение коммунальных расходов, согласно которому арендатор, в свою очередь, возмещает арендодателю фактически понесенные им расходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации.

Согласно п. 22 информационного письма ВАС РФ от 11.01.2002 № 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано какдоговор энергоснабжения.

В указанном письме отмечается, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

В соответствии с п. 1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, все вышеизложенное относится и к ситуации, когда порядок компенсации

арендатором арендодателю коммунальных расходов и расходов по содержанию арендуемого недвижимого имущества урегулирован договором на возмещение коммунальных расходов.

С учетом этого в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы арендатора за потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи, услуги по охране и уборке арендуемых помещений учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/724.

Вопрос. Согласно подп. 2 п. 2ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001№ 167-ФЗ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых, в частности, в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Относятся ли сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, указанным в п. 2ст. 346.2 НКРФ, и применяющие ЕСХН, к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, в целях уплаты страховых взносов на ОПСв соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ?

Ответ. В соответствии со ст. 241 гл. 24 НК РФ для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, указанным в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, применяются пониженные ставки единого социального налога.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 22 Федерального закона № 167-ФЗ для выступающих в качестве работодателей организаций, занятых, в частности, в производстве сельскохозяйственной продукции, применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Пунктом2ст. 10 Федерального закона № 167-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу, установленные гл. 24 НК РФ.

В связи с этим, поскольку оба вышеупомянутых термина «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «организация, занятая в производстве сельскохозяйственной продукции» имеют одинаковый смысл и с учетом того, что порядок исчисления страховых взносов на обязательное

пенсионное страхование аналогичен порядку исчисления единого социального налога, при отнесении страхователей к организациям, занятым в производстве сельскохозяйственной продукции, следует руководствоваться критериями, указанны-мивп.2 ст. 346.2 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-04-06-02/81.

Вопрос. Организация оказывает услуги по международным перевозкам и получает от контрагентов документы на иностранных языках. По правилам учета в Российской Федерации организация к каждому полученному документу прилагает перевод нарусский язык. При этом часть документов, используемых по обычаям делового оборота в иностранных государствах, полностью идентичны по форме и показателям (включая наименование работ), отличается только сумма, указанная в документе цифрами. Правомерно ли в таком случае выполнить один раз перевод формы документа и использовать его в дальнейшем как перевод всех поступающих документов такой же формы в целях документального подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль?

Ответ. Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

Как следует из вопроса, организация, осуществляющая международные автоперевозки, получает от иностранных контрагентов первичные документы, составленные на иностранном языке по типовой форме, содержащие идентичные показатели и отличающиеся лишь суммами.

Согласно ст. 68 Конституции РФ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

В соответствии со ст. 16 Закона РФот25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» на территории Российской Федерации официальное делопроизводство в государственных органах, организациях, на предприятиях и в учреждениях ведется на русском языке.

На основании изложенного первичные учетные документы, подтверждающие данные налогового учета, если они оформлены в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, и составлены на иностранном языке, должны быть в обязательном порядке переведены на русский язык.

При этом в случае наличия у налогоплательщика первичных документов, составленных на иностранном языке по типовой форме, достаточно однократно осуществить перевод на русский язык постоянных показателей типовой формы. В последующем же налогоплательщик осуществляет при необходимости перевод изменяющихся показателей первичного документа.

Кроме того действующим законодательством Российской Федерации не регламентируется порядок перевода первичных учетных документов с иностранного на русский язык.

Такой перевод может быть сделан как профессиональным переводчиком, так и специалистами самой организации.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/725.

Вопрос. Организация (поставщик) заключила с торговой сетью (покупатель) договор поставки, по которому покупатель оказывает поставщику услуги доставки, рекламы и мерчандайзинга. Услуги мер-чандайзинга предусматривают содействие в продвижении товаров поставщика магазинами торговой сети: выкладку товаров на полки, соблюдение правил товарного соседства, своевременности заполнения полок, выделенных для товаров поставщика, а также привлечение внимания к потребительским свойствам и качествам товаров. Вправе ли поставщик учесть при исчислении налога на прибыль расходы на данные услуги?

Ответ. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен Кодексом.

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупате-

ля — организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающихдопол-нительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть как заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

Что касается расходов по оплате рекламных услуг, оказываемых покупателем поставщику и связанных с размещением рекламы товаров поставщика в журналах и листовках покупателя, а также на плакатах, вывешиваемых в торговых залах покупателя, согласно подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4ст. 264 НК РФ.

Покупатель по договору поставки товаров, осуществляя в своих магазинах рекламу товаров, поставляемых поставщиком, преследует цель увеличения собственных продаж.

В то же время, если действия покупателя — организации розничной торговли по наружной рекламе товаров, поставляемых поставщиком, оговоренные договором (соглашением) возмездного оказания услуг, способствуют привлечению внимания к данным товарам, то такие действия покупателя также могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, а расходы по оплате таких услуг в случае их соответствия положениям п. 4 ст. 264 НК РФ могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика.

Основание: письмо Минфина России от 02.11.2009 № 03-03-06/1/723.

Вопрос. Для приобретения (строительства) инвестиционного актива организацией был заключен договор о предоставлении займа, расходы по ко -торому включаются в стоимость инвестиционного актива. Для погашения данного займа организация вынуждена привлекать дополнительные кредиты и займы. Можно ли расходы по займу, направленному на погашение первоначального займа, включать в первоначальную стоимость инвестиционного актива для целей бухгалтерского учета и налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ в состав внереализационных расходов включаются расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ (для банков особенности определения расходов в виде процентов определяются в соответствии со ст. 269 и 291 НК РФ), а также процентов, уплачиваемых в связи с реструктуризацией задолженности по налогам и сборам в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ.

В соответствии с положениями ст. 269 НК РФ в целях налогообложения прибыли под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления.

При этом расходом признаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида, при условии, что размер начисленных налогоплательщиком по долговому обязательству процентов существенно не отклоняется от среднего уровня процентов, взимаемых по долговым обязательствам, выданным в том же квартале (месяце — для налогоплательщиков, перешедших

на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли) на сопоставимых условиях.

При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте, а в период с 1 августа 2009 г. по 31 декабря 2009 г. при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Банка России, увеличенной в 2 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 22 % — по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Таким образом, суммы начисленных процентов по кредитам и займам, в том числе по долговым обязательствам, полученным в целях погашения ранее взятых займов и кредитов, в целях налогообложения прибыли признаются расходом при условии, что их начисление соответствует требованиям ст. 269 НК РФ.

В соответствии с п. 7 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 № 107н, в стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате заимодавцу (кредитору), непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением инвестиционного актива.

Следовательно, затраты на уплату процентов по кредитам в бухгалтерском учете должны увеличивать первоначальную стоимость основного средства (инвестиционного актива), для целей создания которого эти кредиты были получены.

В связи с тем что порядок признания расходов для целей бухгалтерского и налогового учета будет различаться, будут основания для возникновения отложенных налоговых обязательств.

Учитывая изложенное, расходы в виде процентов по кредитам, привлеченным для приобретения или строительства инвестиционного актива, а также по займам, направленным на рефинансирование долга, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе внереализационных расходов в размере, не превышающем размера, установленного ст. 269 НК РФ, и такие затраты не формируют первоначальную стоимость приобретенного или построенного инвестиционного актива.

Основание: письмо Минфина России от 02.11.2009 № 03-03-06/1/720.

Вопрос. В соответствии с п. 2 или п. Зет. 286 НК РФ у организации возникает обязанность перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, если доходы отреализации за предыдущие четыре квартала в среднем за каждый квартал превысили 3 млнруб.?

Ответ. В соответствии с п. Зет. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем 3 млнруб. за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

То есть при превышении данного лимита организации необходимо перейти на исчисление налога на прибыль по итогам отчетного периода с уплатой ежемесячных авансовых платежей.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщик вправе перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Каждая из указанных норм носит самостоятельный характер.

В случае если у организации доходы от реализации за предыдущие четыре квартала в среднем за каждый квартал превысили 3 млн руб., такая организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по итогам отчетного периода по налогу на прибыль в соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/717.

Вопрос. Основным видом деятельности ООО является комиссионная торговля строительно-отделочными товарами. В рамках договоров комиссии ООО несет затраты по доставке комиссионного товара от комитента до магазина, в котором реализуется данный товар. Транспортные расходы по доставке комиссионного товара комитентом не возмещаются, что предусмотрено условиями договора комиссии. Учитываются ли при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль транспортные расходы по доставке комиссионного товара от комитента до комиссионера при условии, что данные расходы несет комиссионер и это определено условиями договора комиссии?

Ответ. В соответствии со ст. 990 ГК РФ по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Согласно ст. 1001 ГК РФ по исполнении комиссионного поручения комитент обязан помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение поручения суммы.

В соответствии с п. 9 ст. 270 НК РФ не учитываются при налогообложении прибыли расходы по оплате затрат, произведенных комиссионером за комитента, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера в соответствии с условиями заключенныхдоговоров.

Если комиссионер в рамках договора комиссии осуществляет расходы, не возмещаемые комитентом и, соответственно, не учитываемые в налоговом учете комитента, то такие расходы комиссионер вправе включить в состав расходов, учитываемых им при определении налоговой базы

по налогу на прибыль организаций, при условии соответствия указанных расходов требованиям ст. 252 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/712

Вопрос. Организация планирует размещать наружную рекламу на полимерной насадке (филл-борде) топливораздаточных пистолетов топливо-раздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции, при этом топливоразда-точный пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. Подпадает ли данная деятельность под ЕНВД? Каков порядок исчисления ЕНВДв указанном случае?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. В соответствии с подп. 10 п. 2ст 346.26 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход может переводиться предпринимательская деятельность в сфере распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением наружной рекламы с использованием рекламных конструкций понимается предпринимательская деятельность по распространению наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляемая владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламо-распространителем, с соблюдением требований Федерального закона от 13.03.2006 № 38-Ф3 «О рекламе» (далее — Закон).

Как следует из вопроса, филлборд представляет собой полимерную насадку, монтируемую на топливораздаточный пистолет топливораздаточной колонки, находящейся на территории автозаправочной станции. При этом топливораздаточный пистолет является неотъемлемой частью топливораздаточной колонки, имеющей стабильное территориальное размещение. В связи с этим полимерная насадка (филлборд) подпадает под понятие рекламной конструкции, содержащейся вст. 19 Закона.

Таким образом, предпринимательская деятельность по размещению наружной рекламы на полимерной насадке (филлборде) топливораздаточных пистолетов топливораздаточной колонки подлежит

налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно п. 3 ст. 346.29 НК РФ при расчете указанного налога следует использовать физический показатель «площадь информационного поля (в квадратных метрах)» с базовой доходностью 3 ООО руб. в месяц.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-11-06/3/256.

Вопрос. В каком размере организация в целях исчисления налога на прибыль вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения отработы?

Ответ. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 60.2 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной

трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения отработы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (ст. 60.2 ТК РФ).

Таким образом, трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 255 НКРФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы в размере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-03-06/1/702.

Вопрос. В рамках реализации дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда, ООО заключило с бюджетным учреждением договор о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ, в соответствии с которымработники ООО, находящиеся в простое из-за отсутствия работы, приняты в ООО на работу по совместительству подсобными рабочими. Зарплата работникам начисляется как по основному месту работы, так и по совместительству, выдается спецодежда. Субсидиями из бюджета компенсируются затраты по зарплате и начислениям в фонд оплаты труда. Включаются ли при исчислении налога на прибыль ООО средства, полученные из бюджета, в доходы, а затраты на организацию общественных работ (зарплату и спецодеждуработников) — врасходы? Как отражаются в учете полученные средства?

Ответ. Постановлением Правительства РФ от 14.07.1997 № 875 утверждено Положение об организации общественных работ (далее — Положение), которое определяет порядок организации

общественных работ и условия участия в этих работах граждан.

Согласно пи. 2—4 Положения под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу.

Проведение оплачиваемых общественных работ организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы для осуществления полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения.

Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы.

Общественные работы проводятся в организациях по договорам.

В соответствии с п. 10 Положения отношения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами службы занятости и организациями регулируются договорами о совместной деятельности по организации и проведению общественных работ.

Пункт 21 Положения определяет, что финансирование общественных работ производится за счет средств организаций, в которых проводятся эти работы. По решению органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления финансирование общественных работ может производиться за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов).

В соответствии с положениями ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются плательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными расходами в соответствии с нормами гл. 25 НК РФ.

В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций.

Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, не учитываемыми в целях налогообложения прибыли, установлен подп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ.

Так, согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ при формировании налоговой базы по налогу на при-

быль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.

К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.

В соответствии с положениями п. 2ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.

Подпункт 3 п. 2ст. 251 НК РФ определяет, что к целевым поступлениям относятся суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.

Таким образом, бюджетные средства на возмещение расходов по организации общественных работ, полученные работодателем, не являющимся бюджетным учреждением или некоммерческой организацией, не могут рассматриваться ни в качестве средств целевого финансирования, ни в качестве целевых поступлений из бюджета и, как следствие, учитываются в составе налогооблагаемых доходов.

При этом затраты, произведенные работодателями в связи с осуществлением деятельности по организации общественных работ за счет полученных из бюджета средств, могут быть учтены в составе расходов в порядке, установленном гл. 25 НКРФ.

Основание: письмо Минфина России от 27.10.2009 № 03-03-06/1/694.

Вопрос. Организация (ЗАО) безвозмездно получает денежные средства от акционера, доля которого в уставном капитале составляет более 50 %. Акционер является юридическим лицом. Правомерна ли позиция ЗАО о том, что данные средства

не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль на основании подп. 11 п. 1 ст. 251НК РФ и что расходы, понесенные за счет полученных средств, могут быть учтены в целях налогообложения?

Ответ. В соответствии с подп. 11 п. 1ст. 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются, в частности, доходы в виде имущества, полученного российской организацией безвозмездно от организации, если уставный (складочный) капитал (фонд) получающей стороны более чем на 50% состоит из вклада (доли) передающей организации.

При этом полученное имущество не признается доходом для целей налогообложения только в том случае, если в течение одного года со дня его получения указанное имущество (за исключением денежных средств) не передается третьим лицам.

Таким образом, в случае безвозмездного предоставления денежных средств учредителем, доля участия которого в уставном капитале общества составляет 50 %, объекта налогообложения по налогу на прибыль у получающей стороны не возникает.

Что касается расходов, произведенных за счет этих средств.

В целях налогообложения прибыли безвозмездное получение дочерней организацией денежных средств от материнской организации и дальнейшее расходование средств на приобретение каких-либо активов следует рассматривать как две различные хозяйственные операции, имеющие самостоятельное регулирование соответствующими статьями гл. 25 НК РФ.

После принятия к учету полученные безвозмездно денежные средства приобретают у организации-получателя статус собственных средств и, следовательно, их расходование в целях налогообложения прибыли также квалифицируется как расходование собственных средств налогоплательщика.

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком, при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Исходя из изложенного затраты организации на оплату текущих расходов, произведенные за счет денежных средств, полученных от учредителя, доля которого в уставном капитале получающей стороны составляет более чем 50 %, учитываются в

уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии соответствия расходов критериям, предусмотренным ст. 252 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 26.10.2009 № 03-03-06/1/693.

Вопрос. Организация пользуется услугами банка, который выполняет функции агента валютного контроля, занимается оформлением паспортов сделок по внешнеэкономическим операциям и предоставлением справок об отсутствии ссудной задолженности. Вышеуказанные затраты организация относит к внереализационным расходам. Подлежат ли вычету суммы НДС в отношении указанных услуг банка?

Ответ. Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг), используемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость. При этом п. 1ст. 172 НК РФ предусмотрено, что указанные налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), после принятия их на учет и при наличии соответствующих первичных документов.

Таким образом, суммы налога на добавленную стоимость в отношении услуг банка по оформлению паспортов сделок по внешнеэкономическим контрактам и предоставлению справок об отсутствии ссудной задолженности принимаются к вычету в установленном порядке в случае использования данных услуг для операций, подлежащих налогообложению этим налогом.

Основание: письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-07-11/261.

Вопрос. На 31.12.2008 на балансе организации числится дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи с просрочкой исполнения обязательств покупателем по договору купли-продажи. Решение суда о взыскании суммы долга, вынесенное в2009г., не было исполнено, поскольку на имущество должника был наложен арест в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении генерального директора должника. Организацией было получено постановление следственных органов о признании ее потерпевшей стороной (гражданским истцом) по указанному уголовному делу. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль признать такую задолженность безнадежной и списать ее в

2009г. в полном объеме как внереализационные расходы? Если нет, то правомерно ли в 2010 г. списать ее из прибыли до налогообложения за счет резерва по сомнительным долгам, создание которого будет закреплено в учетной политике?

Ответ. Согласно подл. 2 п. 2ст. 265 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности, суммы безнадежныхдолгов, а в случае если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, в НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

К таким основаниям относятся:

— истечение установленного срока исковой давности;

— невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством;

— невозможность исполнения на основании акта государственного органа;

— ликвидация организации-должника.

Арест имущества должника в связи с возбуждением уголовного дела против последнего, а также постановление следователя о признании кредитора потерпевшим (гражданским истцом) не прекращают исполнение обязательства, вследствие чего данное обязательство не имеет признаков безнадежного.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Статья 266 НК РФ устанавливает порядок создания и использования резервов по сомнительным долгам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 % от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежныхдолгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении ее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов.

В тот период, когда сомнительная задолженность будет признана безнадежной, налогоплательщик осуществляет списание такой задолженности за счет сумм созданного ранее резерва по сомнительным долгам. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащего списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

Основание: письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-03-06/1/687.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.