Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС-ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИБ«Вопросы — ответы», ИБ«Финансист», ИБ «Корреспонденция счетов» справочной правовой системы КонсулътантПлюс

Вопрос. В учредительных документах покупателя — контрагента организации адреса могут быть указаны с использованием сокращений (РФ, обл., г.). Является ли счет-фактура по НДС, в котором адрес указан полностью, а не сокращенно в отличие от учредительных документов покупателя, составленным с нарушением? Является ли счет-фактура по НДС составленным с нарушением, если в строках 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес» указаны наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами?

Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 169 Налогового кодекса РФ (НКРФ) счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пи. 5 и 6 данной статьи НК РФ, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету или возмещению.

На основании Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по НДС (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, в строке 2а счета-фактуры указывается место нахождения организации-продавца в соответствии с учредительными документами, а в строке 6а — место нахождения покупателя в соответствии с учредительными документами.

Счета-фактуры, в которых адреса продавца и покупателя указываются с сокращенными словами, но при полном указании составляющих адреса (почтового индекса, названия города, улицы и

т.д.), не являются составленными с нарушением установленного порядка.

Что касается заполнения строк 3 «Грузоотправитель и его адрес» и 4 «Грузополучатель и его адрес», то Правилами установлено, что при оказании услуг в выставляемых счетах-фактурах в указанных строках следует проставлять прочерки. В то же время налоговым законодательством не запрещено указание в счетах-фактурах дополнительных реквизитов, не нарушающих последовательности расположения обязательных реквизитов формы счета-фактуры, определенной Правилами.

Таким образом, в случае оказания услуг указание в данных строках полного или сокращенного наименования грузоотправителя и грузополучателя в соответствии с учредительными документами не является основанием для признания счета-фактуры составленным с нарушением установленного порядка.

Основание: письмо Минфина России от 09.11.2009 № 03-07-09/57.

Вопрос. Организация (арендатор) является производственным предприятием. Производство размещено на площадях, арендуемых по договору аренды у другой организации (арендодателя). В соответствии с технологическим процессом расходы на коммунальные услуги составляют существенную долю затрат и возмещаются арендатором арендодателю по отдельному договору. Согласно этому договору арендодатель обязуется от своего имени заключить договоры с поставщиками коммунальных

услуг и указать арендатора в качестве субабонента, а арендатор обязуется своевременно и в полном объеме возместитьрасходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации. Учитываются ли в составе затрат по налогу на прибыль расходы на коммунальные услуги, которые арендатор оплачивает арендодателю в качестве возмещения потребленныхуслуг?

Ответ. Как следует из вопроса, дополнительно к договору аренды недвижимого имущества заключен договор на возмещение коммунальных расходов, согласно которому арендатор, в свою очередь, возмещает арендодателю фактически понесенные им расходы по коммунальным услугам и содержанию помещений по тарифам снабжающей организации.

Согласно п. 22 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 заключенное арендатором и арендодателем соглашение, устанавливающее порядок участия арендатора в расходах на потребленную электроэнергию, не может быть квалифицировано как договор энергоснабжения.

В указанном письме отмечается, что арендодатель сам получал электроэнергию в качестве абонента, а арендатор пользовался получаемой арендодателем электроэнергией в связи с арендой помещения. Все это, по мнению ВАС РФ, позволяет утверждать, что соответствующее соглашение фактически устанавливает порядок определения расходов арендатора на электроэнергию в арендованном помещении и является частью договора аренды.

В соответствии сп.1 ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.

Таким образом, все вышеизложенное относится и к ситуации, когда порядок компенсации арендатором арендодателю коммунальных расходов и расходов по содержанию арендуемого недвижимого имущества урегулирован договором на возмещение коммунальных расходов.

С учетом этого в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы арендатора за потребляемую электроэнергию и другие коммунальные платежи, услуги связи, услуги по охране и уборке арендуемых помещений учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как составная часть платы за аренду помещения.

Основание: письмо Минфина России от 03.11.2009 № 03-03-06/1/724.

Вопрос. Организация (поставщик) заключила с торговой сетью (покупатель) договор поставки,

по которому покупатель оказывает поставщику услуги доставки,рекламы и мерчандайзинга. Услуги мерчандайзинга предусматривают содействие в продвижении товаров поставщика магазинами торговой сети: выкладку товаров на полки, соблюдение правил товарного соседства, своевременности заполнения полок, выделенных для товаров поставщика, а также привлечение внимания к потребительским свойствам и качествам товаров. Вправе ли поставщик учесть при исчислении налога на прибыльрасходы на данные услуги?

Ответ. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НКРФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности.

Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. В силу принципа свободы экономической деятельности (ст. 8 ч. 1 Конституции РФ) налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен НК РФ.

В соответствии со ст. 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с

личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.

Кроме того, в соответствии с положениями ст. 494 ГК РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация образцов или предоставление сведений о продаваемых товарах (описаний, каталогов, фотоснимков товаров и т. п.) в месте их продажи признаются публичной офертой в рамках договора розничной купли-продажи.

Таким образом, плата поставщика-продавца покупателю товаров за их размещение на полках магазинов в оговоренном месте не связана с возникновением у покупателя обязанности передать поставщику имущество (имущественные права), выполнить работы или оказать услуги в рамках договора поставки. Соответственно, затраты поставщика-продавца по оплате действий покупателя — организации розничной торговли, производимых последним в рамках договора розничной купли-продажи, не могут рассматриваться как экономически обоснованные расходы для целей налогообложения прибыли.

В то же время могут выделяться случаи, когда заключенное между поставщиком-продавцом и покупателем (магазином) соглашение определяет целенаправленное выполнение предприятием розничной торговли за вознаграждение конкретных действий, обеспечивающих в итоге создание конкретных обстоятельств, привлекающих дополнительное внимание покупателей к наименованию и ассортименту товаров поставщика-продавца. Данное соглашение может быть как заключено в виде отдельного договора на выполнение услуг, так и являться составной частью сложного договора, включающего в себя элементы других договоров (в том числе и договора поставки).

Согласно ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. Если у организации-заказчика (поставщика) есть основания полагать, что целенаправленные оговоренные в договоре действия исполнителя (покупателя — организации розничной торговли) способствуют привлечению внимания к товарам определенного наименования, продаваемым поставщиком-продавцом, то такие действия могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе.

В таком случае при надлежащем документальном подтверждении указанные расходы как расходы на рекламу могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии с п. 4 ст. 264 НК РФ.

Что касается расходов по оплате рекламных услуг, оказываемых покупателем поставщику и связанных с размещением рекламы товаров поставщика в журналах и листовках покупателя, а также на плакатах, вывешиваемых в торговых залах покупателя, согласно подп. 28 п. 1ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.

Покупатель по договору поставки товаров, осуществляя в своих магазинах рекламу товаров, поставляемых поставщиком, преследует цель увеличения собственных продаж.

В то же время, если действия покупателя — организации розничной торговли по наружной рекламе товаров, поставляемых поставщиком, оговоренные договором (соглашением) возмездного оказания услуг, способствуют привлечению внимания к данным товарам, то такие действия покупателя также могут рассматриваться в качестве услуг по рекламе, а расходы по оплате таких услуг в случае их соответствия положениям п. 4 ст. 264 НК РФ могут уменьшать размер налоговой базы по налогу на прибыль поставщика.

Основание: письмо Минфина России от 02.11.2009 № 03-03-06/1/723.

Вопрос. В каком размере организация в целях исчисления налога на прибыль вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения отработы?

Ответ. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В соответствии с п. 1 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, суммы, начисленные по тарифным

ставкам, должностным окладам, сдельным расценкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми у налогоплательщика формами и системами оплаты труда.

В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (ст. 151 ТК РФ).

Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Согласно ст. 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.

Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объемадополнительной работы (ст. 60.2 ТКРФ).

Таким образом, трудовое законодательство не ограничивает размер доплаты за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы.

Учитывая изложенное, согласно положениям ст. 255 НК РФ налогоплательщик вправе признать в составе расходов на оплату труда доплату за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения отработы вразмере, определенном соглашением сторон трудового договора.

Основание: письмо Минфина России от 29.10.2009 № 03-03-06/1/702.

Вопрос. Имеются ли основания для привлечения к налоговой ответственности индивидуального предпринимателя, применяющего УСН (объект

налогообложения — доходы минус расходы), в случае если указанный индивидуальный предприниматель не представил в налоговый орган налоговую декларацию по итогам отчетного периода — полугодия?

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ (НК РФ) налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Пунктом 2 ст. 346.23 НК РФ (в редакции Федерального закона от 22.07.2008 № 155-ФЗ, который вступил в силу с 01.01.2009) предусмотрено, что налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 346.19 НК РФ).

НК РФ не предусмотрена обязанность налогоплательщика — индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, представлять в налоговый орган налоговые декларации по итогам отчетных периодов (первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года).

Статьей 119 НК РФ предусмотрена ответственность за непредставление налоговой декларации в установленный законодательством о налогах и сборах срок в налоговый орган.

Следовательно, при отсутствии обязанности налогоплательщика представлять налоговую декларацию нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за ее непредставление.

Основание: письмо Минфина России от 06.11.2009 № 03-02-08/81.

Вопрос. В соответствии с п. 2 или п. Зет. 286 НК РФ у организации возникает обязанность перехода на уплату ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль, если доходы от реализации за предыдущие четыре квартала в среднем за каждый квартал превысили 3 млнруб.?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 286 НК РФ организации, у которых за предыдущие четыре квартала доходы от реализации не превышали в среднем трех миллионов рублей за каждый квартал, уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.

То есть при превышении данного лимита организации необходимо перейти на исчисление налога

на прибыль по итогам отчетного периода с уплатой ежемесячных авансовых платежей.

В то же время в соответствии с п. 2 ст. 286 НК РФ налогоплательщики имеют право перейти на исчисление ежемесячных авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению. В этом случае исчисление сумм авансовых платежей производится налогоплательщиками исходя из ставки налога и фактически полученной прибыли, рассчитываемой нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего месяца.

При этом сумма авансовых платежей, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных сумм авансовых платежей.

Налогоплательщик вправе перейти науплату ежемесячных авансовых платежей исходя из фактической прибыли, уведомив об этом налоговый орган не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором происходит переход на эту систему уплаты авансовых платежей. При этом система уплаты авансовых платежей не может изменяться налогоплательщиком в течение налогового периода.

Каждая из указанных норм носит самостоятельный характер.

В случае если у организации доходы от реализации за предыдущие четыре квартала в среднем за каждый квартал превысили три миллиона рублей, такая организация обязана перейти на уплату ежемесячных авансовых платежей по итогам отчетного периода по налогу на прибыль в соответствии с п.З ст. 286 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 30.10.2009 № 03-03-06/1/717.

Вопрос. Командированный работник организации оплатил услуги гостиницы кредитной картой. Гостиница выдала работнику справку об оплате, где были указаны: номер трансакции, сумма и дата платежа, владелец карты, тип карты и последние четыре цифры ее номера. Также банк выдал работнику выписку со счета кредитной карты. Достаточно ли этих документов для подтверждения произведенных расходов в целях налога на прибыль?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НКРФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной наполучениедохода.

Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 359 (далее — Положение), установлен порядок осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи документа, оформленного на бланке строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также порядок утверждения, учета, хранения и уничтожения таких бланков.

На бланках строгой отчетности оформляются предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, приравненные к кассовым чекам (п. 2 Положения).

Положением установлен перечень обязательных реквизитов, которые должны содержать в себе указанные документы (п. 3 Положения), а также иные требования к ним.

Таким образом, документ, подтверждающий оплату за проживание в гостинице, осуществленную с помощью платежной карты, оформленный с нарушениями требований Положения, не подтверждает расходы в целях налогообложения прибыли.

Основание: письмо Минфина России от 16.10.2009 № 03-03-06/1/666.

Вопрос. На 31.12.2008 на балансе организации числится дебиторская задолженность, образовавшаяся в связи с просрочкой исполнения обязательств покупателем по договору купли-продажи. Решение суда о взыскании суммы долга, вынесенное в 2009 г., не было исполнено, поскольку на имущество должника был наложен арест в связи с уголовным делом, возбужденным в отношении генерального директора должника. Организацией было получено постановление следственных органов о признании ее потерпевшей стороной (гражданским истцом) по указанному уголовному делу. Вправе ли организация в целях исчисления налога на прибыль признать такую задолженность безнадежной и списать ее в 2009г. в полном объеме как внереализационные расходы? Если нет, то правомерно ли в 2010 г. списать ее из прибыли до налогообложения за счет резерва по сомнительным долгам, создание которого будет закреплено в учетной политике?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ к внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.

В соответствии с п. 2ст. 266 НК РФ безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Таким образом, в НК РФ предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, в соответствии с которыми дебиторская задолженность налогоплательщика признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.

К таким основаниям относятся:

— истечение установленного срока исковой давности;

— невозможность исполнения в соответствии с гражданским законодательством;

— невозможность исполнения на основании акта государственного органа;

— ликвидация организации-должника.

Арест имущества должника в связи с возбуждением уголовного дела против последнего, а также постановление следователя о признании кредитора потерпевшим (гражданским истцом) не

прекращают исполнение обязательства, вследствие чего данное обязательство не имеет признаков безнадежного.

Согласно п. 1 ст. 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Статья 266 НК РФ устанавливает порядок создания и использования резервов по сомнительным долгам.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 266 НК РФ суммы отчислений в резервы по сомнительным долгам включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

Согласно п. 4 ст. 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности и исчисляется следующим образом:

1) по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 календарных дней — в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности;

2) по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 календарных дней (включительно) — в сумму резерва включается 50 % от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности;

3) по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней — не увеличивает сумму создаваемого резерва.

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 % от выручки отчетного (налогового) периода, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ.

Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежныхдолгов, признанных таковыми в порядке, установленном ст. 266 НК РФ.

Таким образом, налогоплательщик, имеющий сомнительную задолженность, вправе на последнее число отчетного (налогового) периода сформировать в отношении ее резерв по сомнительным долгам, а расходы по формированию такого резерва отразить в составе внереализационных расходов.

В тот период, когда сомнительная задолженность будет признана безнадежной, налогоплательщик осуществляет списание такой задолженности за счет сумм созданного ранее резерва по сомни-

тельным долгам. В случае если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежного долга, подлежащего списанию, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов (п. 5 ст. 266 НК РФ).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основание: письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-03-06/1/687.

Вопрос. Организация приобретает по лицензионным договорам права на использование программ для ЭВМ и в дальнейшем модифицирует эти программы. Результаты работ по модификации используются в течение срока использования самих программ. Как при исчислении налога на прибыль следует учитывать расходы на модификацию программ для ЭВМ: единовременно или равномерно, аналогично порядку учета расходов на приобретение прав на эти программы?

Ответ. В соответствии с подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам также относятся расходы на приобретение исключительных прав на программы для ЭВМ стоимостью менее 20тыс. руб. и обновление программ для ЭВМ и баз данных.

Расходы по внедрению и доработке программного продукта для ЭВМ также учитываются в составе прочих расходов согласно подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ.

Пунктом 1 ст. 272 НК РФ предусмотрено, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

Организации, применяющие метод начисления, расходы на приобретение программы для ЭВМ учитывают в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, в следующем порядке:

если по условиям договора на приобретение неисключительных прав установлен срок использования программ для ЭВМ, то расходы, относящиеся к нескольким отчетным периодам, учитываются при исчислении налоговой базы равномерно в течение этих периодов;

если из условий договора на приобретение неисключительных прав нельзя определить срок использования программ для ЭВМ, то произведен-

ные расходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов; при этом налогоплательщик в налоговом учете вправе самостоятельно определить период, в течение которого указанные расходы подлежат учету для целей налогообложения прибыли.

В соответствии с п. 4 ст. 1235 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) срок, на который заключается лицензионный договор, не может превышать срока действия исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

В случае когда в лицензионном договоре срок его действия не определен, договор считается заключенным на пять лет, если ГК РФ не предусмотрено иное.

Таким образом, в случае если в договоре (соглашении) срок использования приобретенного программного продукта не указан, налогоплательщик самостоятельно определяет срок использования приобретенного неисключительного права с учетом требований в отношении определения указанного срока, установленных ГК РФ.

Аналогичный порядок признания в целях налогообложения прибыли следует применять в отношении расходов по работам, связанным с адаптацией и модификацией программ для ЭВМ, результаты которых будут использоваться налогоплательщиком в течение срока использования программного продукта.

Основание: письмо Минфина России от 23.10.2009 № 03-03-06/1/681.

Вопрос. Могут ли товарные чеки, квитанции и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), приравниваться к кассовому чеку, как это предусмотрено для бланков строгой отчетности, для подтверждения расходов при исчислении налога на прибыль при приобретении товаров (работ, услуг) у налогоплательщиков ЕНВД, не применяющих ККТ? Как организуются учет и хранение этих документов? Какие документы понимаются под термином «другие документы» в Федеральном законе от 22.05.2003 №54-ФЗ?

Ответ. Согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

При этом поддокументально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с за-

конодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие пп. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательскойдеятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 НК РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ в качестве наименования выдаваемого документа наряду с некоторыми примерами таких документов (товарный чек, квитанция) использовано обобщенное название — «документ, подтверждающий прием денежных средств» и установлено его содержание.

Таким образом, соответствующие расходы при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг должны подтверждаться отпечатанными контрольно-кассовой техникой кассовыми чеками или документами, подтверждающими прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанные документы, содержащие сведения, предусмотренные п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ, могут выдаваться организациями и индивидуальными предпринимателями — налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности при осуществлении ими соответствующей предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 22.10.2009 № 03-01-15/9-470.

Вопрос. Организация бесплатно выдает молоко работникам, занятым на работах с вредными производственными факторами. При этом уровень вредных факторов в организации не превышает установленных нормативов. Обязана ли организация осуществлять такую выдачу после вступления в силу Приказа Министерства здравоохранения и со-циальногоразвития РФ от 16.02.2009 № 45н и если да, то как учитываются соответствующие расходы при исчислении налога на прибыль?

Ответ. Статьей 222 ТК РФ установлено, что на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.

Согласно п. 2 приложения № 1 «Нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов, которые могут выдаваться работникам вместо молока» (далее — Нормы) к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.02.2009 № 45н (далее — Приказ) бесплатная выдача молока или других равноценных пищевых продуктов производится работникам в дни фактической занятости на работах с вредными условиями труда, обусловленными наличием на рабочем месте вредных производственных факторов, предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов (далее — Перечень), уровни которых превышают установленные нормативы.

Согласно п. 13 Норм в случае обеспечения безопасных (допустимых) условий труда, подтвержденных результатами аттестации рабочих мест и заключением государственной экспертизы условий труда, работодатель принимает решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов с учетом мнения первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.

Формулировка указанного пункта Норм устанавливает требование о том, что работодатель может принять решение о прекращении бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов только при одновременном соблюдении следующих условий:

— наличие результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, подтверждающих отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов на рабочих местах или отсутствие превышения установленных норма-

тивов по выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам, предусмотренным Перечнем;

— наличие заключения органа государственной экспертизы условий труда, подтверждающего результаты проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда;

— согласие первичной профсоюзной организации (или иного представительного органа работников) на прекращение бесплатной выдачи молока работникам, на рабочих местах которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда выявлено отсутствие предусмотренных Перечнем вредных производственных факторов или отсутствие превышения установленных нормативов по предусмотренным Перечнем и выявленным при проведении аттестации рабочих мест вредным производственным факторам.

С учетом этого принятие решения работодателем о прекращении бесплатной выдачи молока работникам правомочно только по результатам проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также при выполнении других условий, установленныхп. 13 Норм.

При отсутствии данных о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, подтвержденных заключением государственной экспертизы условий труда, и согласия первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников на рабочих местах, где до вступления в силу приказа бесплатно выдавались молоко и другие равноценные пищевые продукты, сохраняется прежний порядок бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов.

В соответствии с положениями ст. 255 НК РФ в целях налогообложения прибыли организаций в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 4ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относится, в частности, стоимость бесплатно предоставляемых работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации коммунальных услуг, питания и продуктов, предоставляемого работникам налогоплательщика в соответствии с установленным законодательством РФ порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных услуг).

Таким образом, с учетом вышеизложенного при сохранении прежнего порядка бесплатной выдачи молока и других равноценных пищевых продуктов расходы организации по бесплатной выдаче молока и других равноценных пищевых продуктов работникам предприятия признаются компенсационными начислениями, связанными с режимом работы или условиями труда, и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплатутруда в соответствии с п. 4 ст. 255 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 22.10.2009 № 03-03-06/1/679.

❖ ❖ ❖

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.