Научная статья на тему 'Компьютер консультирует бухгалтера'

Компьютер консультирует бухгалтера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютер консультирует бухгалтера»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА

Подборка по материалам ИПК«КонсультантБухгалтер», ИБ «КонсультантФинансист», ИБ «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»

Вопрос. Организация осуществляет деятельность по сдаче имущества в аренду. Предпринимательской деятельностью по распространению и (или) размещению наружной рекламы не занимается. При этом организация намеревается сдавать в аренду металлоконструкции, расположенные на крыше собственного здания (крышные установки), для размещения арендатором предположительно рекламной информации о своих товарах (услугах). Будет ли являться организация плательщиком единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в случае оказания услуг по сдаче в аренду собственных стационарных технических средств,расположенных на крыше?

Ответ. В соответствии с подп. 7 п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере распространения и (или) размещения наружной рекламы, могут переводиться на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

Согласно ст. 346.27 НК РФ под распространением и (или) размещением наружной рекламы понимается деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей по доведению до потребителей рекламы рекламной информации путем предоставления и (или) использования средств наружной рекламы (щитов, стендов, плакатов, световых и электронных табло и иных стационарных технических средств), предназначенной для неопределенного круга лиц и рассчитанной на визуальное восприятие.

В связи с этим предпринимательская деятельность по передаче в аренду металлоконструкций, расположенных на крыше здания, для размещения на них арендатором рекламной информации о собственных товарах (услугах) может быть переведена на уплату единого налога на вмененный доход.

Если организация передает в аренду указанные металлоконструкции другим хозяйствующим субъектам, предоставляющим их рекламодателям, то суммы полученной арендной платы должны облагаться налогами с применением общего режима налогообложения.

Основание: письмо Минфина России от 28.10.2005 № 03-11-04/3/122.

Вопрос. В соответствии со ст. 394 Трудового кодекса РФ суд своим решением обязал ОАО выплатить восстановленному на прежнем месте работы работнику средний заработок за все время вынужденного прогула. В этой же статье сказано, что выплачиваемый средний заработок за время вынужденного прогула является компенсацией.

Облагается ли выплаченная работнику сумма за все время вынужденного прогула единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц?

Ответ. Статья 394 «Вынесение решений по трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу» ТК РФ регулирует отношения, связанные с рассмотрением индивидуальных трудовых споров.

В соответствии с указанной статьей в случае признания увольнения работника незаконным ему выплачивается компенсация в размере среднего заработка за все время вынужденного прогула.

Налогообложение налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом осуществляется в соответствии с гл. 23 и 24 НК РФ.

Пункт 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ определяют виды компенсационных выплат, освобождаемые от налогообложения указанными налогами. Оснований для освобождения от налогообложения

налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом компенсационных выплат в размере заработка за все время вынужденного прогула, выплаченных в случае признания увольнения работника или перевода его на другую работу незаконным, ст. 217 и 238 НК РФ не содержат.

Таким образом, сумма денежных средств в размере заработной платы за все время вынужденного прогула, взысканная по решению суда с организации-работодателя в пользу ее работника, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 27.10.2005 № 03-05-01-04/340.

Вопрос. Акционерное общество проситразъяснить, будут ли уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль выплаты по заработной плате на основании трудовых договоров, заключенных с членами совета директоров акционерного общества. Облагаются ли указанные выплаты ЕСН, НДФЛ, страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование?

Ответ. 1. В соответствии со ст. 66 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» членом совета директоров (наблюдательного совета) общества может быть только физическое лицо. Член совета директоров (наблюдательного совета) общества может не быть акционером общества.

Члены коллегиального исполнительного органа общества не могут составлять более одной четвертой состава совета директоров (наблюдательного совета) общества. Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, не может быть одновременно председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Таким образом, если член совета директоров является одновременно членом коллегиального исполнительного органа общества, только в этом случае с ним может быть заключен трудовой договор. Во всех остальных случаях члены совета директоров не могут состоять в штате общества и с ними не может быть заключен трудовой договор, так как члены совета директоров (за исключением членов коллегиального исполнительного общества, выбранных в совет директоров) осуществляют общее руководство деятельностью общества (функции наблюдательного совета).

Если член совета директоров одновременно является членом коллегиального исполнительно-

го органа общества и с ним общество заключило трудовой договор, то расходы по оплате труда указанных членов советов директоров будут учитываться для целей налогообложения прибыли, если указанные расходы соответствуют положениям ст. 255 НК РФ.

Если члены совета директоров не состоят в штате организации, то выплаты, производимые в их пользу, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (п. 21 ст. 270 Кодекса).

2. Пунктом 1 ст. 236 Кодекса определено, что объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков, производящих выплаты в пользу физических лиц, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу (взносу), установленные гл. 24 «Единый социальный налог» Кодекса.

Таким образом, выплаты заработной платы на основании трудовых договоров, заключенных организацией с работниками, которые одновременно являются членами совета директоров хозяйственного общества, являются объектом налогообложения единым социальным налогом.

При этом следует отметить, что вознаграждение членам совета директоров за управленческие функции не может являться предметом трудового договора между организацией и членами, так как совет директоров является вышестоящей инстанцией по отношению к генеральному директору организации. Как правило, вознаграждение членам совета директоров выплачивается по решению учредителей, участников или основных акционеров, которые их и назначают. Поэтому такое вознаграждение не является оплатой труда.

Таким образом, вознаграждения членам совета директоров не признаются объектом налогообложения единым социальным налогом и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, в случае если у организации такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций (на основании п. 3 ст. 236 НК РФ).

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ к доходам от источников в Российской Федерации относятся вознаграждения за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действий в Российской Федерации.

При этом вознаграждения директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) — налогового резидента Российской Федерации, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

Кроме того, п. 1 ст. 210 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, а также доходы в виде материальной выгоды.

Таким образом, выплаты, получаемые членами совета директоров хозяйственного общества, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Основание: письмо Минфина России 27.10.2005 № 03-03-04/1/312.

Вопрос. Организация на собственном земельном участке строит базу отдыха для сдачи ее в аренду. При этом деятельность по сдаче базы отдыха в аренду будет являться основным видом деятельности организации. В каком порядке будут учитыватьсярасходы по содержанию базы отдыха, переданной в аренду, при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль?

Ответ. Согласно ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций прибылью являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 4 ст. 250 НК РФ доходы от сдачи имущества в аренду включаются в состав внереализационных доходов организаций, если они не учитываются ими в составе доходов от реализации.

В том случае, если сдача имущества в аренду является для налогоплательщика основным видом деятельности, доходы в виде получаемой арендной платы следует относить к доходам от реализации.

Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Пункт 1 ст. 252 НК РФ также определяет, что расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Расходы на содержание арендованного имущества в этом случае несет арендатор. Поскольку договоры на оказание коммунальных услуг, услуг связи и т.п. заключены между арендодателем и соответствующими службами, он и должен оплачивать выставленные этими организациями счета, а арендатор на основании предъявленных к оплате счетов арендодателя должен возместить полностью или частично вышеназванные расходы.

При этом гл. 25 НК РФ предполагает особый порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств.

Так, ст. 275.1 НК РФ определяет, что налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.

Базы отдыха налогоплательщика отнесены к объектам социально-культурной сферы.

Статья 275.1 НК РФ определяет перечень условий , выполнение которых позволяет налогоплательщику в случае, если его обособленным подразделением получен убыток при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, признать такой убыток для целей налогообложения прибыли.

Если не выполняется хотя бы одно из таких условий, то убыток, полученный налогоплательщиком при осуществлении деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих

производств и хозяйств, налогоплательщик вправе перенести на срок, не превышающий десяти лет, и направить на его погашение только прибыль, полученную при осуществлении указанных видов деятельности.

Основание: письмо Минфина России от 27.10.2005 № 03-06-01-04/405.

Вопрос. Из письма Минфина России от 24.06.2005 № 03-05-01-04/205 можно сделать вывод о правомерности отнесения организацией на расходы затрат в виде суммы арендной платы по аренде нежилого помещения у физического лица, не зарегистрированного в качестве ПБОЮЛ, при исчислении налога на прибыль.

Распространяются ли положения указанного письма на случай аренды организацией у физического лица жилого помещения (помещение используется организацией для размещения офиса)?

Ответ. Согласно ст. 671 Гражданского кодекса РФ по договору найма жилого помещения одна сторона — собственник жилого помещения или уп-равомоченное им лицо (наймодатель) — обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Юридическим лицам жилое помещение может быть предоставлено во владение и (или) пользование на основе договора аренды или иного договора. Юридическое лицо может использовать жилое помещение только для проживания граждан.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 288 ГК РФ размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством.

Согласно подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные (лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество. В случае если имущество, полученное по договору лизинга, учитывается у лизингополучателя, арендные (лизинговые) платежи признаются расходом за вычетом сумм начисленной в соответствии со ст. 259 Кодекса по этому имуществу амортизации.

Расходы, учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, должны соответствовать критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ, в том числе быть экономически

обоснованными и подтвержденными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходы в виде арендных платежей должны быть подтверждены в том числе договором аренды, оформленным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Таким образом, расходы на аренду помещения, которое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации не может использоваться в качестве офиса организации, не соответствуют положениям ст. 252 НК РФ и не учитываются при налогообложении налогом на прибыль организаций.

Организация вправе учитывать в целях налогообложения расходы на аренду помещения, используемого в качестве офиса, только в случае перевода данного помещения из жилого в нежилое в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Российской Федерации.

Основание: письмо Минфина России от 27.10.2005 № 03-03-04/1/310.

Вопрос. Организация осуществляет производство и реализацию периодических печатных изданий. Часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается нереализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному устареванию.

Согласно подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся в том числе потери в виде стоимости морально устаревшей продукции средств массовой информации (СМИ), списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции СМИ, в пределах не более 10 % стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания.

Пунктом 21 ст. 250 НК РФ предусмотрено включение в состав внереализационных доходов стоимости продукции СМИ, подлежащей замене при ее возврате либо при ее списании по основаниям, предусмотренным подп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ.

По нашему мнению, производитель продукции СМИ вправе учесть при реализации понесенные затраты на изготовление и реализацию тиража в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ. Если часть тиража издания возвращается покупателями, то налогоплательщик обязан учесть 100% стоимости этой части тиража в составе внереализационных доходов (так как ранее эти затраты учитывались в составе расходов). При этом, если печатные издания далее утилизируются по причинам, указанным

в подп. 43, 44 п. 1 ст. 264 НК РФ (в том числе и при моральном устаревании), потери в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража могут быть включены в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

С учетом изложенного просим разъяснить, каким образом учитываются в составе прочих расходов в целях налогообложения прибыли потери, предусмотренные подп. 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, и на какую величину подлежат увеличению внереализационные доходы организации при возврате морально устаревшей продукции СМИ.

Ответ. Из вопроса следует, что организацией осуществляются производство и реализация периодических печатных изданий. При этом часто возникает ситуация, при которой часть тиража определенного номера остается не реализованной потребителям до выхода нового номера, что приводит к ее моральному устареванию.

Подпунктом 44 п. 1 ст. 264 НК РФ предусмотрено включение в перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, потерь в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в данном подпункте (морально устаревшей), продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10% стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходов на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.

Расходом признается, в частности, стоимость периодических печатных изданий, не реализованных в пределах срока до выхода следующего номера соответствующего периодического печатного издания.

Одновременно в соответствии с п. 21 ст. 250 НК РФ доходы в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, признаются внереализационными доходами налогоплательщика.

Таким образом, в установленных случаях законодательством предусмотрено восстановление при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций расходов на производство и реализацию

продукции средств массовой информации, ранее списанных в расходы, уменьшающие налоговую базу.

Обобщая отдельные положения гл. 25 НК РФ, учитывающие специфику деятельности организаций, осуществляющих производство и реализацию продукции средств массовой информации, необходимо отметить следующее.

Такие организации вправе включать в состав расходов, учитываемых при налогообложении прибыли, затраты на производство и реализацию печатной продукции согласно положениям соответствующих статей НК РФ.

При возврате покупателями продукции либо при списании продукции СМИ по основаниям, предусмотренным подп. 43 и 44 п. 1 ст. 264 НК РФ, затраты на производство и реализацию указанной продукции подлежат восстановлению путем включения в состав внереализационных доходов. При этом организация вправе учесть в составе прочих расходов расходы на изготовление указанной продукции в пределах 10% от стоимости соответствующего тиража, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации.

Основание: письмо Минфина России от 26.10.2005 № 03-03-04/1/299.

Вопрос. Основной вид деятельности ОАО — строительство жилья с выполнением функций заказчика-застройщика, генподрядчика и подрядчика. По окончании строительства жилого дома по договорам долевого участия с физическими и юридическими лицами несколько квартир ОАО оформляет в свою собственность для последующей продажи. При этом в стоимость новой квартиры засчитывается стоимость старого жилья физического лица, а оставшаяся стоимость оплачивается им наличными деньгами.

Подпадает ли указанный вид деятельности под систему налогообложения в виде ЕНВД?

Ответ. В соответствии со ст. 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решению субъекта РФ в отношении видов предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи НК РФ, в том числе и в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 м2, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади.

Розничная торговля как подвид предпринимательской деятельности в сфере торговли предполагает заключение между розничными продавцами и покупателями договоров розничной купли-продажи.

Таким образом, одним из основных условий, позволяющих отнести осуществляемую налогоплательщиком деятельность, связанную с реализацией товаров, к деятельности в сфере розничной торговли, является факт заключения им с покупателями договоров розничной купли-продажи.

Учитывая данное обстоятельство, а также принимая во внимание предусмотренное гл. 26.3 НК РФ определение розничной торговли, розничными продавцами и, следовательно, налогоплательщиками единого налога на вмененный доход признаются налогоплательщики, осуществляющие предпринимательскую деятельность, связанную с торговлей товарами и оказанием услуг покупателям за наличный расчет на основе договоров розничной купли-продажи (параграф 2 гл. 30 Гражданского кодекса РФ).

Что касается договоров купли-продажи недвижимого имущества, то в соответствии со ст. 454 ГК РФ они относятся к отдельным видам договоров купли-продажи — договорам продажи недвижимости, которые регламентированы параграфом 7 гл. 30 ГК РФ.

Кроме того, купля-продажа недвижимого имущества относится в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности ОК 029-2001, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.11.2001 № 454-ст, к предпринимательской деятельности по операциям с недвижимым имуществом и арендой (разд. «К», код 70), результаты от занятия которой подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Одновременно следует учесть, что указанием Банка России от 14.11.2001 № 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» в РФ установлен предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб.

Основание: письмо Минфина России от 26.10.2005 № 03-11-04/3/120.

Вопрос. Индивидуальный предприниматель, занимающийся розничной торговлей через магазин, просит разъяснить следующий вопрос.

Как определить предпринимателю, продающему товары врозницу, в том числе и с оплатой по безналич -

ному расчету, и в кредит, цель приобретения товаров юридическимлицом или индивидуальным предпринимателем ?Или же в соответствии с п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997№ 18 независимо от цели приобретения, если товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже (гл. 30 ГК РФ) и доходы от продажи таких товаров с 1 января 2006 г. облагаются ЕНВД в соответствии с положениями гл. 26.3 НКРФ?

Ответ. С 1 января 2006 г. к розничной торговле будут относиться операции по реализации товаров на основе договоров розничной купли-продажи (в том числе за наличный расчет и с использованием платежных карт).

Согласно п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Статьей 493 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено законом или договором, договор розничной купли-продажи считается заключенным с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.

Однако при продаже товаров в кредит оплата их стоимости осуществляется не единовременно, а в течение определенного договором срока, путем внесения наличных денег в кассу продавца или перечисления денежных средств в порядке безналичных расчетов через банки (п. 14 Правил продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 09.09.1993 № 895).

Продажа товаров физическим лицам в кредит с оплатой их стоимости путем внесения наличных денег в кассу продавца или перечисления денежных средств через банки относится к розничной торговле, которая может облагаться единым налогом на вмененный доход.

Как указывается в п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 22.10.1997 № 18, под целями, не связанными с личным использованием, следует понимать в том числе приобретение покупателем товаров для обеспечения его деятельности в качестве организации или гражданина-предпринимателя (оргтехники, офисной мебели, транспортных средств, материалов для ремонтных работ и т.п.).

Если же указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предприниматель-

скую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже.

Продажа товаров организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, организациям и индивидуальным предпринимателям по договорам розничной купли-продажи за наличный расчет относится к розничной торговле и может облагаться единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Продажа товаров организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, не занимающимися предпринимательской деятельностью по продаже товаров в розницу, к розничной торговле не относится и единым налогом на вмененный доход облагаться не должна.

Также не должна облагаться единым налогом на вмененный доход реализация товаров организациям и индивидуальным предпринимателям с оплатой их стоимости в безналичном порядке.

Основание: письмо Минфина России от 25.10.2005№ 03-11-05/87.

Вопрос. Подлежат ли обложению ЕСН и НДФЛ доплаты к заработной платеработникам, занятым на работах с вредными условиями труда, или такие выплаты являются компенсациями, предусмотренными п. 3 ст. 217и подп. 2п. 1 ст. 238НКРФ?Необходимо ли начислять ЕСН и НДФЛ на оплату дополнительных отпусков указанной категории работников?

Ответ. Пунктом 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ предусмотрено, что не подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Понятие компенсации, а также случаи их предоставления устанавливаются законодательством и, в частности, ТК РФ.

Статья 146 ТК РФ устанавливает, что оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, производится в повышенном размере.

В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми

условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.

При этом ни ТК РФ, иные нормативные правовые акты РФ не рассматривают оплату труда в части превышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты.

Из вышеизложенного следует, что доплаты к заработной плате работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда, как это предусмотрено ст. 147 ТК РФ.

Соответственно, к таким доплатам не могут применяться п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ и они подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в установленном порядке.

Статьей 117 ТК РФ установлено, что работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень доходов, не подлежащих налогообложению НДФЛ и ЕСН, установленных ст. 217 и 238 НК РФ, является исчерпывающим. Оплата дополнительных отпусков работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, не поименована в перечне выплат, освобождаемых от налогообложения, установленных данными статьями НК РФ, и суммы указанной оплаты подлежат налогообложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом в общем порядке.

Основание: письмо Минфина России от 25.10.2005 № 03-05-01-04/334.

Вопрос. Согласно ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. В этой же статье приводится перечень видов выплат, относящихся к расходам на оплату труда.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 272НКРФ расходы на оплату труда признаются в качестве расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255НК РФ расходов на оплату труда.

При применении данных норм законодательства возникает проблема, касающаяся выплат уволенным работникам. Так, спустя некоторый временной период после увольненияработника был издан приказ о премировании по итогам работы за прошедший период (год, квартал, месяц). Данным приказом предусмотрена выплата премии, в том числе и уже уволенному работнику за прошедший (отработанный им) период.

Выплата подобных премий предусмотрена внутренним положением о премировании и трудовыми договорами.

На наш взгляд, факт отсутствия действующего трудового договора с работником в периоде издания приказа о премировании сам по себе не может служить основанием для исключения из состава расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении, расходов на выплату премии уволенному работнику. Полагаем, что расходы на выплату премии уволенному работнику должны включаться в состав расходов в целях налогообложения прибыли в периоде издания приказа о премировании на общих основаниях, поскольку выплата уволенному работнику производится за отработанный им период и за его трудовые достижения, т.е. должна рассматриваться как оплата его труда. Правомерно ли это?

Ответ. В соответствии со ст. 255 НК РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда, учитываемые в целях налогообложения, включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

При этом расходы на оплату труда могут относиться к выплатам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль, только в том случае, если такие выплаты отражены в трудовом договоре, заключаемом между работником и работодателем. Требования, предъявляемые к трудовым договорам, заключаемым между работником и работодателем, предусмотрены разд. III ТК РФ.

Расходы на оплату труда, как это предусмотрено п. 4 ст. 272 НК РФ, признаются в качестве

расходов ежемесячно исходя из суммы начисленных в соответствии со ст. 255 НК РФ расходов на оплату труда.

Согласно ст. 144 ТК РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников. Вышеуказанные системы могут также устанавливаться коллективным договором.

Следует отметить, что если премия предусмотрена системой оплаты труда, то у работодателя возникает обязанность выплатить премию, а у работника при выполнении им показателей и условий премирования возникает право требовать выплаты премии.

Премия выплачивается на основании приказа руководителя организации.

Исходя из вышеизложенного расходы организации на выплату премий за квартал, полугодие, 9 месяцев и по итогам работы за год, установленные в соответствии со ст. 144 ТК РФ, в том числе и начисленные в следующем налоговом периоде, учитываются для целей налогообложения прибыли в периоде их начисления независимо от фактической выплаты при условии соответствия данных расходов требованиям ст. 255 и 252 НК РФ.

В случае увольнения работника при прекращении трудового договора согласно ст. 140 ТК РФ выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Однако, исходя из положений ТК РФ, при увольнении работника работодатель обязан осуществить работнику все выплаты, предусмотренные нормами ТК РФ.

В связи с этим расходы по выплате уволенному работнику премии, предусмотренной коллективным или трудовым договором и локальным распорядительным актом организации, начисленной после увольнения работника, но за период нахождения в трудовых отношениях этого работника с работодателем, могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда в период ее начисления.

Основание: письмо Минфина России от 25.10.2005 № 03-03-04/1/294.

Вопрос. Организация, применяющая УСН (объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов), имеет в собственности здание, которое требует капитального ремонта.

Для проведения капитального ремонта заказана проектно-сметная документация по ремонту элек-

троснабжения, по ремонту и замене сантехнического оборудования, по ремонту системы пожарной сигнализации и оповещения о пожаре.

Учитываются ли в целях обложения единым налогом расходы по составлению проектно-сметной документации?

Ответ. Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 НК РФ, при условии их соответствия критериям, указанным в п. 1 ст. 252 НК РФ.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ при определении объекта налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные доходы на расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных).

В НК РФ отсутствует понятие «капитальный ремонт», поэтому в подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ под ремонтом понимается как текущий, так и капитальный ремонт. В связи с этим следует определить понятие капитального ремонта в целях гл. 26.2 НК РФ.

При решении вопроса о том, какие именно расходы следует относить к расходам по капитальному ремонту основного средства — здания, следует руководствоваться Ведомственными строительными нормами ВСН 58-88(р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденными приказом Госкомар-хитектуры Российской Федерации при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312.

Согласно п. 5.1 ВСН 58-88(р) капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Перечень дополнительных работ, производимых при капитальном ремонте, приведен в п. 9 вышеназванного Положения.

Учитывая изложенное, при исчислении единого налога к расходам по ремонту основных

средств могут быть отнесены только те затраты налогоплательщика по капитальному ремонту помещения, которые согласно вышеназванному Положению относятся к расходам, производимым при капитальном ремонте. В связи с этим обоснованные и документально подтвержденные расходы по составлению проектно-сметной документации учитываются в целях обложения единым налогом на основании подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.

Основание: письмо Минфина России от 18.10.2005 № 03-11-04/2/107.

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью, осуществляющее деятельность по продаже железнодорожных и авиабилетов и применяющее упрощенную систему налогообложения, в 2005 г. принимает решение о создании обособленного подразделения, расположенного в другом субъекте РФ. Указанное подразделение не имеет статуса филиала или представительства, а создано как одно из структурных подразделений общества и осуществляет реализацию железнодорожных и авиабилетов.

Вправе ли ООО с учетом положений подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ продолжить применение УСН? Каким образом в этом случае будет осуществляться уплата единого налога (только по месту нахождения головной организации или также по месту нахождения обособленного подразделения)?

Ответ. В соответствии подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, имеющие филиалы и (или) представительства.

Статьей 55 ГК РФ предусмотрено, что филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства. Представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. Представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица.

Согласно ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориальное обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в уч-

редительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Таким образом, если организация открыла обособленное подразделение, которое не является филиалом или представительством и не указано в качестве такового в учредительных документах создавшей его организации, то организация вправе применять упрощенную систему налогообложения на общих основаниях.

При этом согласно п. 6 ст. 346.21 НК РФ уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу, уплачиваемому при применении упрощенной системы налогообложения, производится по месту нахождения организации, т. е. по месту ее государственной регистрации.

Основание: письмо Минфина России от 13.10.2005 № 03-11-04/2/105.

Вопрос. Федеральным законом от 06.06.2005 № 58-ФЗ ст. 259 НК РФ дополнена п. 1.1 следующего содержания: «Налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или)расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со статьей 257настоящего Кодекса», вступающим в силу с 1 января 2006 г.

Имущество государственного унитарного предприятия находится в собственности субъекта РФ, принадлежит ГУП на праве хозяйственного ведения.

В связи с вышеизложенным просьба разъяснить: вправе ли ГУП начиная с 01.01.2006 включать в расходы отчетного (налогового) периода 10 % первоначальной стоимости вновь вводимых основных средств, построенных субъектом РФ за счет бюджетных средств и передаваемых ГУП в хозяйственное ведение?

Ответ. Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» ст. 259 НК РФ дополнил п. 1.1, согласно которому налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного

(налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Вышеизложенное положение распространяется на отношения, возникшие с 1 января 2006 г.

Получение унитарным предприятием от собственника имущества в хозяйственное ведение не может рассматриваться как капитальные вложения, так как, во-первых, данное имущество не находится в собственности унитарного предприятия, и, во-вторых, унитарное предприятие в связи с получением этого имущества не несет никаких встречных обязательств по передаче имущества (имущественных прав) собственнику, выполнению для него работ, оказанию услуг.

Учитывая изложенное, п. 1.1 ст. 259 НК РФ не распространяется на основные средства, полученные унитарным предприятием от собственника в хозяйственное ведение.

Основание: письмо Минфина России от 10.10.2005 № 03-03-04/4/60.

Вопрос. Статьей 266НК РФ (в ред. Федерального закона от 06.08.2001 № 110- ФЗ) предусмотрено создание резерва по сомнительным долгам, при этом сомнительным долгом признается любая задолженность, не погашенная в сроки, установленные договором, и не обеспеченная соответствующими гарантиями. Создается ли в настоящее время резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения только по обязательствам, связанным с оплатой за продукцию, работы, услуги, либо в резерв могут включаться:

- обязательства поставщика, получившего предоплату и не поставившего продукцию в сроки, оговоренные договором;

- обязательства по договорам переуступки права требования?

Может ли включаться в резерв по сомнительным долгам задолженность дочерних обществ?

Ответ. Порядок формирования резервов по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли определен ст. 266 НК РФ.

14 июля 2005 г. вступил в силу Федеральный закон от 06.06.2005 № 58-ФЗ «О внесении измене-

ний в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах». Указанным Законом внесены изменения, в частности, в порядок формирования резерва по сомнительным долгам. В соответствии с указанным Законом начиная с отчетности 2005 г. (п. 5 ст. 8 Федерального закона от 06.06.2005 № 58-ФЗ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Учитывая изложенное, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации о налогах и сборах задолженность по обязательствам поставщика, получившего предоплату и не поставившего товар в сроки, оговоренные договором, а также задолженность по договорам переуступки права требования при формировании резерва по сомнительным долгам не учитываются.

Задолженность дочерних обществ признается сомнительным долгом при условии, что указанная задолженность возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, а также не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Основание: письмо Минфина России от 07.10.2005 № 03-03-04/1/257.

Вопрос. В соответствии со ст. 333.24 НК РФ государственная пошлина за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций составляет 500 руб.

Однако в НК РФ не указан размер государственной пошлины, взимаемой за удостоверение копии учредительных документов с нотариальной копии учредительных документов организаций. Полагаем, что оплата должна производиться израсчета 10руб. за один заверенный лист.

На основании вышеизложенного просим разъяснить, каков будет размер государственной пошлины за удостоверение копии учредительных документов с их нотариально заверенной копии.

Ответ. Согласно ст. 333.16 гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ государственная пошлина — сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и

(или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

В целях данной главы НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.

Подпунктом 8 п. 1 ст. 333.24 НК РФ предусмотрено взимание нотариусами государственных нотариальных контор или иными органами и (или) должностными лицами, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, государственной пошлины за удостоверение учредительных документов (копий учредительных документов) организаций в размере 500 руб., которая взимается при государственной регистрации создаваемого юридического лица согласно ст. 12 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кроме того, подп. 26 п. 1 ст. 333.24 НК РФ за совершение прочих нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, предусмотрено взимание государственной пошлины в размере 100 руб.

Статьей 22 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 (далее — Основы о нотариате) предусмотрено, что за совершение действий, для которых законодательством РФ не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями ст. 22.1 данных Основ о нотариате.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате предусмотрено за свидетельствование верности копий документов, а также выписок из документов взимание нотариального тарифа в размере 10 руб. за страницу копии документов или выписки из них.

Учитывая, что свидетельствование верности копии учредительных документов с нотариальной копии учредительных документов организации не относится к обязательным нотариальным действиям, то нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, должны взимать за

совершение данных действий нотариальный тариф согласно подп. 9 п. 1 ст. 22.1 Основ о нотариате.

Основание: письмо Минфина России от 04.10.2005 № 03-06-03-04/97.

Вопрос. Организация занимается производством хлебобулочной и кондитерской продукции. Указанная продукция имеет ограниченный срок реализации. В договорах с покупателями, которые занимаются розничной торговлей и находятся на ЕНВД, оговорено, что продукция с истекшим сроком реализации возвращается производителю на переработку. Как расценивать этот возврат? Как в данном случае применяется НДС, если организация приобретает продукцию для переработки, которая уже была реализована и на нее был начислен НДС? Вправе ли она сделать сторнировочные записи на сумму возвращенной продукции, которая утратила свои потребительские свойства?

Ответ. В соответствии с п. 5 ст. 171 НК РФ вычету подлежат суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. При этом п. 4 ст. 172 НК РФ предусмотрено, что вычет указанных сумм налога производится в полном объеме после отражения в учете соответствующих операций по корректировке в связи с возвратом товаров или отказом от товаров, но не позднее одного года с момента возврата или отказа.

Согласно ст. 169 НК РФ документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость, является счет-фактура.

Однако на основании п. 3 ст. 169 и п. 5 ст. 173 НК РФ счета-фактуры выставляют только налогоплательщики налога на добавленную стоимость.

Таким образом, при возврате товаров продавцу покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, принимать к вычету у продавца суммы налога на добавленную стоимость по возвращенным товарам оснований не имеется.

В то же время п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914, предусмотрена возможность внесения налогоплательщиком исправлений в счета-фактуры. При этом данные исправления должны быть заве-

рены подписью руководителя и печатью продавца с указанием даты внесения исправления.

Учитывая изложенное, в случае возврата товара продавцу покупателем, уплачивающим единый налог на вмененный доход и, соответственно, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, продавец товаров может внести соответствующие исправления в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, и произвести перерасчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость.

Основание: письмо Минфина России от 30.09.2005 № 03-04-11/256.

Е.В. ЗЕРНОВА Проект «КонсультантБухгалтер» 16.12.2005

Вопрос. ЗАО направляет своих сотрудников в командировки, а также на работу за границу сроком на два года и более. Каков порядок обложения НДФЛ доходов указанных сотрудников в зависимости от того, признаются либо не признаются они налоговыми резидентами РФ? Необходимо ли делать перерасчет сумм налога, если налоговый статус указанных работников изменится в течение календарного года?

Ответ. В соответствии со ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налоговыми резидентами Российской Федерации как от источников в Российской Федерации, так и от источников за пределами Российской Федерации, а для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, — только от источников в Российской Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ налоговыми резидентами РФ признаются физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году.

Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 НК РФ определено, что вознаграждения за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами Российской Федерации для целей налогообложения относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статьей 166 Трудового кодекса РФ установлено, что под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного

поручения вне места постоянной работы. При этом в соответствии с инструкцией Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» срок командировки не может превышать 40 дней, не считая времени нахождения в пути.

Заработная плата, выплачиваемая работнику за время его нахождения в служебной командировке за границей, относится к доходам от источников в Российской Федерации и, соответственно, подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц на общих основаниях с применением ставок 13% в отношении физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации и 30% для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

В случае направления работника на работу за границу, во время которой работник все свои трудовые обязанности, предусмотренные трудовым договором, выполняет по месту работы в иностранном государстве, получаемое им вознаграждение является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, которое не относится к доходам от источников в Российской Федерации.

При этом, если в соответствующем календарном году работники будут признаны налоговыми резидентами Российской Федерации, их вознаграждение за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства подлежит налогообложению налогом на доходы физических лиц по ставке 13%.

В случае если работник не является налоговым резидентом Российской Федерации, то по таким дохо-

дам от источников в иностранном государстве налог на территории Российской Федерации не взимается.

Таким образом, если сотрудники общества, направленные на работу за границу, не будут оставаться налоговыми резидентами Российской Федерации, то с момента изменения их налогового статуса необходимо произвести перерасчет сумм налога на доходы физических лиц с начала календарного года исходя из следующего.

По доходам в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории иностранного государства, с которых до истечения 183 дней пребывания за пределами Российской Федерации налог удерживался по ставке 13% как с налоговых резидентов, все суммы удержанного налога следует учесть в качестве переплаты, так как доходы нерезидентов от источников за пределами Российской Федерации не являются объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

По доходам в виде вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей на территории Российской Федерации и других доходов, связанных с деятельностью на территории Российской Федерации, относящихся к доходам от источников в Российской Федерации, сумму налога, ранее рассчитанную по ставке 13%, следует пересчитать по ставке 30% как с нерезидентов РФ.

В случае если в результате вышеуказанного перерасчета образуются суммы переплаты налога, зачет или возврат излишне уплаченного налога производится в порядке, установленном ст. 78 и 231 Кодекса.

Основание: письмо Минфина России от 19.10.2005 № 03-05-01-04/319.

О.Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсультантФинансист»

16.12.2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.