Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС - ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Правомерно ли удержание налога на доходы физических лиц с пенсионера при выплате ему процентов по срочному пенсионному вкладу (ставка - 18,5% годовых)?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 23 июня 2003 г. Мя 04-04-06/117

Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу налогообложения процентов по срочным пенсионным вкладам и сообщаем следующее.

С 1 января 2001 г. в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса РФ налогообложение доходов физических лиц осуществляется в соответствии с положениями гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» части второй Налогового кодекса РФ.

Согласно п. 27 ст. 217 гл. 23 «Налог на доходы физических лиц» Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если проценты по рублевым вкладам выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из трех четвертых действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

С процентных доходов, превышающих три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей в течение периода, за который начисляются проценты по рублевым вкладам, налог взимается по ставке 35%.

В настоящее время действует ставка рефинансирования, установленная Центральным банком РФ, в размере 18% годовых, соответственно три четвертых ставки рефинансирования составляют 13,5%. Поэтому, если выплачиваемая сумма процентов превышает 13,5%, возникает материальная выгода, подлежащая налогообложению по ставке 35%.

Вышеизложенный порядок налогообложения применяется к процентным доходам, полученным с 1 января 2001 г., втом числе и по договорам банковского вклада, заключенным до вступления в силу части второй Налогового кодекса РФ (до 1 января 2001 г.).

Согласно п. 27 ст. 217 Налогового кодекса РФ не облагаются налогом на доходы физических лиц проценты, получаемые налогоплательщиками по срочным пенсионным вкладам, внесенным до 1 января 2001 г. на срок не менее шести месяцев, если они выплачиваются в пределах сумм, рассчитанных исходя из действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ, в течение периода, за который начислены указанные проценты.

Одновременно сообщаем, что 22 мая 2003 г. Федеральным законом № 55-ФЗ были внесены изменения в Налоговый кодекс РФ. Согласно этим поправкам исчисление налога на доходы физических лиц с доходов в виде процентов по находящимся в банках вкладам производится исходя из действующей ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ.

То есть налогом на доходы физических лиц будет облагаться сумма процентов, превышающая 18% годовых, по ставке 35%.

Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 № 55-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 217 И 224 ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 25.04.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 06.06.2003)

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Могут ли некоммерческие образовательные учреждения по операциям, не подлежащим обложению НДС, не составлять счета-фактуры?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 168 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) при реализации товаров (работ, услуг) выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти дней считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг).

Пунктом 5 указанной статьи установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Одновременно, поскольку основным потребителем услуг в сфере образования является физическое лицо (население), то, соответственно, на данные операции распространяется законодательная норма, изложенная в п. 7 ст. 168 Кодекса, согласно которой при оказании платных услуг непосредственно населению требования, установленные пп. 3 и 4 указанной статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Л.В. ЧУРАЯНЦ Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Разъясните, следует ли в целях налогообложения прибыли включать в состав расходов на оплату труда расходы на формирование резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет.

Ответ. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Пунктом 24 указанной статьи установлено, что к расходам на оплату труда в целях гл. 25 относятся, в частности, расходы в виде отчислений в резерв на предстоящую оплату отпусков работтгикам и (или) в резерв на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет, осуществляемые в соответствии со ст. 324.1 НК РФ.

При этом согласно ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные)

налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, обоснованные и документально подтвержденные расходы на формирование резерва предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет включаются в состав расходов на оплату труда на основании п. 24 ст. 255 НК РФ и учитываются в порядке, установленном в ст. 324.1 H К РФ.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Является ли объектом налогообложения по налогу с продаж стоимость электрической и тепловой энергии, отпускаемой населению?

Ответ. Согласно ст. 347 Налогового кодекса РФ налог с продаж устанавливается H К РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности поданному налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 348 H К РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели. Организации и индивидуальные предприниматели, указанные в названной статье, признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог (п. 2 ст. 348 НК РФ).

Статьей 349 H К РФ установлено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

На основании п. 1 ст. 350 H К РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам жилищно-коммунальных услуг, услуг по сдаче в наем населению жилых помещений, а также услуг по предоставлению жилья в общежитиях.

Согласно п. 3 постановления Правительства РФ от 02.08.99 № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности включает плату: за содержание и текущий ремонт жилищного фонда, за капитальный ремонт жилищного фонда и за наем жилья (для нанимателей жилья). Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).

Учитывая изложенное, энергоснабжение и теплоснабжение населения являются составной частью стоимости коммунальных услуг, и, следовательно, стоимость электрической и тепловой энергии, отпускаемой населению, объектом налогообложения по налогу с продаж не является.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 02.08.99 № 887 (ред. от 21.01.2003)

«О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ И МЕРАХ ПО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ» (вместе с «ПОЛОЖЕНИЕМ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ГРАЖДАНАМ СУБСИДИЙ НА ОПЛАТУ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ»)

Вопрос. Является ли объектом налогообложения по налогу с продаж оплата услуг по проживанию в гостиницах за наличный расчет физических лиц, находящихся в служебной командировке?

Ответ. Согласно ст. 347 Налогового кодекса РФ налог с продаж устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, субъект РФ определяет ставку налога, порядок и сроки его уплаты, форму отчетности поданному налогу.

В соответствии с п. 1 ст. 348 НК РФ плательщиками налога с продаж признаются организации и индивидуальные предприниматели. Организации и

индивидуальные предприниматели, указанные в названной статье, признаются налогоплательщиками, если они реализуют товары (работы, услуги) на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог (п. 2 ст. 348 НК РФ).

Статьей 349 НК РФ установлено, что объектом налогообложения признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт.

Пункт 1 ст. 350 НК РФ содержит перечень операций по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг), освобождаемых от обложения налогом с продаж. Что касается операций по оказанию услуг по проживанию в гостиницах, то такой вид услуг в указанном перечне отсутствует.

Таким образом, операции по реализации за наличный расчет физическим лицам услуг по проживанию в гостиницах подлежат обложению налогом с продаж в общеустановленном порядке в случае, если они реализуются на территории того субъекта РФ, в котором установлен указанный налог. При этом факт, что организации - юридические лица в дальнейшем оплачивают услуги по проживанию в гостинице своих сотрудников, направляемых в командировки, в расчет не принимается, поскольку указанные услуги предоставляются непосредственно физическому лицу.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Имеются ли льготы для одиноких родителей в части предоставления налоговых вычетов при исчислении налога на доходы физических лиц?

Ответ. На основании подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ налоговый вычет в размере 300 руб. за каждый месяц налогового периода распространяется на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действуют до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет произво-

дится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет. При этом иностранным физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится за пределами РФ, такой вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает ребенок (дети).

Под одиноким родителем для целей гл. 23 понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Таким образом, одиноким родителям налоговый вычет производится в размере 600 руб. за каждый месяц налогового периода за каждого ребенка до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысил 20 000 руб.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Возникает ли объект налогообложения по единому социальному налогу при выплате сумм суточных в пределах и сверх установленного норматива?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 ст. 236 НК РФ указанные в п. 1 названной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Кроме того, подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению все виды установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями предста-

вительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в том числе переезд на работу в другую местность и возмещение командировочных расходов). При оплате налогоплательщиком расходов на командировки работников как внутри страны, так и за ее пределы не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, суммы суточных, выплаченных как в пределах, так и сверх установленного норматива, объектом налогообложения по единому социальному налогу не являются.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом выплаты денежных средств, выделенных сотрудникам организации на оплату занятий спортом?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Согласно п. 3 названной статьи указанные в п. 1 выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Таким образом, не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты денежных средств, выделенных сотрудникам организации на оплату занятий спортом, в случае если при формировании налоговой базы по прибыли указанные расходы не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном периоде.

Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. суг 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Моей дочери 23 года. В настоящее время она находится в академическом отпуске, оформленном в процессе обучения в институте на дневном отделении. Имеют ли право родители, оплачивающие обучение дочери, на социальный налоговый вычет?

Ответ. В соответствии с п. 3 ст. 210 Налогового кодекса РФ для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 НК РФ, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218 - 221 НК РФ, с учетом особенностей, установленных гл. 23.

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 219 НК РФ при определений размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком -родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме на обоих родителей.

Указанный социальный налоговый вычет предоставляется при наличии у образовательного учреждения соответствующей лицензии или иного документа, который подтверждает статус учебного заведения, а также представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Тем же подпунктом установлено, что социальный налоговый вычет предоставляется за период обучения указанных лиц в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в процессе обучения.

Таким образом, родители имеют право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком - родителем за обучение своих детей в возрасте до 24 лет на дневной форме обучения в институте, в размере, установленном подп. 2 п. 1 ст. 219 Н К РФ, в том числе во время академического отпуска, оформленного в установленном порядке в процессе обучения.

Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Возможен ли отказ налогового органа в предоставлении налогоплательщику имущественного вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, в связи с тем что сделка купли-продажи жилья была заключена между физическими лицами, состоящими в брачных отношениях?

Ответ. В соответствии в подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Имущественный налоговый вычет, предусмотренный названным подпунктом, не применяется в случаях, когда оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома или квартиры для налогоплательщика производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случаях, когда сделка купли-продажи жилого дома или квартиры совершается между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми в соответствии с п. 2 ст. 20 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 20 НК РФ суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 названной статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

Учитывая изложенное, в целях применения имущественного налогового вычета, предусмотренного подп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ, лица могут быть признаны судом взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 1 ст. 20 НК РФ.

Таким образом, основанием для отказа в предоставлении имущественного вычета взаимозависимым лицам может являться только решение суда. Наличие брачных отношений, отношений родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого не может являться основанием для отказа налогоплательщику в предоставлении имущественного налогового вычета. Отказ налогового органа в его предоставлении в связи с тем, что сделка купли-продажи жилья была заключена между физическими лицами, состоящими в брачных отношениях, является неправомерным.

Ссылки на нормативные акты: «НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ <принят ГД ФС РФ 19.07.2000) | ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Предоставляется ли имущественный налоговый вычет при строительстве пристройки к жилому дому?

Ответ. Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой олзы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Общий размер имущественного налогового вычета, предусмотренного настоящим подпунктом, не может превышать 600 000 руб. без учета сумм, направленных на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры.

Таким образом, исходя из норм ст. 220 НК РФ право получения имущественного налогового вычета может быть предоставлено налогоплательщику только в случае осуществления им нового строительства жилого объекта - дома или квартиры. При осуществлении строительства иных объектов имущественный налоговый вычет не предоставляется.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Подлежат ли включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц ежемесячные компенсации по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплачиваемые организациями?

Ответ. Пунктом 1 Указа Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан» установлено, что с 1 января 2001 г. ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. производятся матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо от организационно-правовых форм, и жен щи нам-военнослужащим, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста.

Согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

В соответствии с п. 3 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению все виды установленных действующим законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ).

Таким образом, ежемесячные компенсации в размере 50 руб. по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, выплачиваемые организациями в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110, не подлежат включению в налоговую базу для исчисления налога на доходы физических лиц.

E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 17.04.2003)

«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»

Вопрос. Применяются ли постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 414', постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 24.05.93 № 487 и приказ Минфина России от 04.02.2000 № 16н, постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92, устанавливающие нормы затрат по возмещению расходов за износ инструментов, личного транспорта, обору-

дования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц?

Ответ. Статьей 188 Трудового кодекса установлено, что при использовании работником с согласия или ведома работодателя и в его интересах личного имущества работнику выплачивается компенсация за использование, износ (амортизацию) инструмента, личного транспорта, оборудования и других технических средств и материалов, принадлежащих работнику, а также возмещаются расходы, связанные с их использованием. Размер возмещения расходов определяется соглашением сторон трудового договора, выраженным в письменной форме.

Постановлением Правительства РФ от 20.06.92 N9 414 установлены предельные нормы для предприятий и организаций по включению в себестоимость продукции (работ, услуг) затрат на компенсацию своим работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок.

Постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 414 было изменено постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 24.05.93 № 487 в связи с изменением цен.

В соответствии с п. 3 постановления Совета Министров - Правительства РФ от 24.05.93 N9 487 «О предельных нормах компенсации за использование личных легковых автомобилей и мотоциклов для служебных поездок» в связи с изменением индекса цен был издан приказ Минфина России от 04.02.2000 № 16н.

Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N° 921 установлены нормы расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.

В связи с тем что постановление Правительства РФ от 20.06.92 № 414, постановление Совета Министров - Правительства РФ от 24.05.93 N9 487 и приказ Минфина России от 04.02.2000 N9 16н устанавливают нормы затрат по включению в себестоимость продукции, а Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 № 92 принято в соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, в целях определения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц применению указанные нормативные акты не подлежат.

Л.А. ПАНИНА Советник налоговой службы I ранга

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 08.02.2002 N9 92 (ред. от 15.11.2002)

«ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМ РАСХОДОВ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ВЫПЛАТУ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ, В ПРЕДЕЛАХ КОТОРЫХ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ ТАКИЕ РАСХОДЫ ОТНОСЯТСЯ К ПРОЧИМ РАСХОДАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРОИЗВОДСТВОМ И РЕАЛИЗАЦИЕЙ»

«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ПРИКАЗ Минфина РФ от 04.02.2000 № 16н «ОБ ИЗМЕНЕНИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 16.03.2000 N9 2147)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 24.05.93 N9 487

«О ПРЕДЕЛЬНЫХ НОРМАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И МОТОЦИКЛОВ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ПОЕЗДОК»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 20.06.92 №414 (ред. от 24.05.93)

«О НОРМАХ КОМПЕНСАЦИИ ЗА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЧНЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ СЛУЖЕБНЫХ ЦЕЛЕЙ»

Вопрос. Субъектом РФ принят закон о транспортном налоге, которым предусмотрена уплата авансовых платежей. Правомерно ли установлен такой порядок уплаты транспортного налога?

Ответ. Статьей 363 Налогового кодекса РФ определен порядок уплаты транспортного налога. В соответствии с п. 1 ст. 363 уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъекта РФ

Письмом МНС России от 06.11.2002 № НА-6-21/1704 «О транспортном налоге» (далее - Письмо) приведены разъяснения, касающиеся разработки законов о транспортном налоге субъектом РФ.

Разделом «Порядок уплаты транспортного налога» Письма обращено внимание на то, что согласно Н К РФ уплата налога может производиться разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном актами законодательства о налогах и сборах. Указанным разделом Письма сообщено следующее.

Главой 28 НК РФ в части порядка уплаты транспортного налога определено только место его уплаты. Остальные элементы порядка уплаты транспортного налога должны быть определены законами субъектов РФ В частности, законом субъекта РФмо-жет быть предусмотрена разовая уплата всей суммы налога по окончания налогового периода либо уплата авансовых (авансового) платежей в течение налогового периода с окончательным перерасчетом налога по окончании налогового периода. В последнем случае в законе субъекта РФ обязательном порядке должен быть определен порядок расчета авансовых платежей, а также сроки их уплаты.

В связи с изложенным выше уплата авансовых платежей по транспортному налогу установлена законом субъекта РФ правомерно.

Ссылки на нормативные акты:

ПИСЬМО МНС РФ от 06.11.2002 № НА-6-21/1704

«О ТРАНСПОРТНОМ НАЛОГЕ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Физическое лицо было привлечено в качестве понятого для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля. На момент привлечения указанное лицо не работало.

На какие выплаты вправе рассчитывать такое физическое лицо?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 131 Налогового кодекса РФ свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Суммы, причитающиеся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, выплачиваются налоговым органом по выполнении ими своих обязанностей (п. 4 ст. 131 НК РФ). Порядок выплаты и размеры сумм, подлежащих выплате, устанавливаются Правительством РФ и финансируются из федерального бюджета РФ.

Постановлением Правительства РФ от 16.03.99 № 298 утверждено Положение «О порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля» (далее -Положение).

Согласно п. 1 Положения свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, возмещаются понесенные ими в связи с явкой в налоговый орган расходы на проезд, наем жилого помещения и выплачиваются суточные.

Порядок выплаты расходов на проезд определен п. 2 Положения.

Возмещение расходов на наем жилого помещения осуществляется в соответствии с нормами п. 3 Положения.

Частью 2 п. 5 Положения установлено, что лица, не работающие по трудовому договору, за отвлечение их от работы или обычных занятий помимо сумм по возмещению расходов, предусмотренных п. 1 Положения, получают денежное вознаграждение в размере суточных, установленных для служебных командировок на территории РФ

В соответствии с п. 6 Положения выплата сумм, причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, производится по выполнении ими своих обязанностей на основании решения начальника (заместителя начальника) налогового органа, привлекавшего указанных лиц для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля, в пределах средств, выделяемых налоговому органу из федерального бюджета.

O.A. КОРОЛЕВА Советник налоговой службы II ранга

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 16.03.99 N9 298

«О ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ И РАЗМЕРАХ СУММ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВЫПЛАТЕ СВИДЕТЕЛЯМ, ПЕРЕВОДЧИКАМ, СПЕЦИАЛИСТАМ, ЭКСПЕРТАМ И ПОНЯТЫМ, ПРИВЛЕКАЕМЫМ ДЛЯ УЧАСТИЯ В ПРОИЗВОДСТВЕ ДЕЙСТВИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

Вопрос. Каков порядок перерегистрации некоммерческих структур (общественных организаций)?

Ответ. Гражданским законодательством не предусмотрено понятие «перерегистрация юридических лиц».

Некоммерческие организации, действующие на основании Федерального закона от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», и общественные организации, являющиеся юридическими лицами, действующие на основании Федерального закона от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», обязаны представить в регистрирующий (налоговый) орган сведения, предусмотренные ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».

Е.Ф. СТЕПАНОВА Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 12.01.96 N9 7-ФЗ (ред. от 28.12.2002)

«О НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 08.12.95)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 19.05.95 № 82-ФЗ (ред. от 25.07.2002)

«ОБ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 14.04.95)

Вопрос. Включается ли в налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц компенсация, полученная в соответствии со ст. 279 Трудового кодекса РФ?

Ответ. Согласно ст. 279 Трудового кодекса РФ в случае расторжения трудового договора с руководителем организации до истечения срока его действия по решению уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа) при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация за досрочное расторжение с ним трудового договора в размере, определяемом трудовым договором.

В соответствии с п. 3 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) компенсационные выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск.

Таким образом, из сказанного выше следует, что указанная компенсация налогообложению не подлежит.

А.Н. МАМОЙЛОВА Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты: «ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 N9 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 N9 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Из содержания подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ неясно, какой размер стандартного налогового вычета полагается опекунам или попечителям, на обеспечении которых находится ребенок, так как в абз. 1 указанного подпункта говорится о 300 руб., а в абз. 3 - о предоставлении этого вычета в двойном размере, то есть 600 руб. ?

Ответ. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) стандартный налоговый вычет на детей предоставляется за каждый месяц налогового периода на каждого ребенка у налогоплательщиков, на обеспечении которых находится ребенок, являющихся родителями или супругами родителей, опекунами или попечителями, и действует до месяца, в котором их доход, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка 13%) работодателем, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 20 000 руб.

Вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям налоговый вычет производится в двойном размере. Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за вступлением их в брак.

Указанный вычет предоставляется вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет.

Под одиноким родителем для целей настоящей главы понимается один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке.

Таким образом, согласно подп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса вычет в размере 600 руб. предоставляется одиноким опекунам или попечителям.

Если опекун или попечитель не относится к категории одиноких, то ему предоставляется

стандартный налоговый вычет в размере 300 руб. на каждого ребенка, находящегося на его обеспечении, в порядке, указанном в подп. 4 п. 1 ст. 218 Кодекса.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Работница предприятия получала в 2003 г. за январь и февраль стандартный налоговый вычет в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ в размере 400 руб. за каждый месяц. В марте 2003 г. у нее погиб муж при исполнении обязанностей военной службы, в связи с чем она обратилась в бухгалтерию предприятия с заявлением о предоставлении ей дополнительного стандартного налогового вычета в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода начиная с марта 2003 г. с приложением подтверждающих документов. Какой размер стандартного налогового вычета должен быть ей предоставлен начиная с марта 2003 г.: 500 руб. или 900руб. (500руб. + 400руб.)?

Ответ. Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 218 Налогового кодекса РФ налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подп. 1 - 3 п. 1 ст. 218 НК РФ право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов, начиная с марта 2003 г. работнице должен предоставляться стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода.

П.П. ГРУЗИН Советник налоговой службы РФ III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Стандартный налоговый вычет, установленный подп. 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ в размере 3 000 руб., может получить любое лицо, выехавшее в добровольном порядке из зоны отселения и отчуждения Чернобыльской АЭС, либо только лицо, получившее инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшее в добровольном порядке из указанной зоны?

Ответ. Подпунктом 1 п. 1 ст. 218 Налогового кодекса РФ предусмотрено предоставление стандартного налогового вычета в размере 3000 руб. за каждый месяц налогового периода лицам, получившим инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа лиц, перечисленных в абз. 3 этого подпункта.

Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 г. из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенные из зоны отселения либо выехавшие в добровольном порядке из указанных зон, но не являющиеся инвалидами, вправе воспользоваться стандартным налоговым вычетом, предусмотренным подп. 2 п. 1 ст. 218 Кодекса в размере 500 руб. за каждый месяц налогового периода независимо от суммы полученного дохода. Право на стандартный налоговый вычет в размере 3 000 руб. указанные граждане не имеют.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 N9 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Облагаются ли налогом на доходы физических лиц стипендии, назначенные юридическими и физическими лицами обучающимся и выплачиваемые образовательным учреждением из средств, перечисленных на эти цели?

Ответ. Согласно п. 11 ст. 217 Налогового кодекса РФ не подлежат налогообложению, в частности, стипендии учащихся, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов или докторантов учреждений высшего профессионального образования или послевузовского профессионального образования, научно-исследовательских учреждений, учащихся учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, слушателей духовных учебных учреждений, выплачиваемые указанным лицам этими учреждениями.

В соответствии с Типовым положением «О стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов», утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.06.2001 N9 487, стипендии, являясь денежной выплатой, назначаемой студентам, аспирантам и докторантам, обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях и научных организациях, могут быть, в частности, именными и учреждаться органами го-

сударственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами.

Следовательно, стипендии, назначенные юридическими и физическими лицами и выплачиваемые студентам, аспирантам и докторантам образовательными учреждениями, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц на основании п. 11 ст. 217 Кодекса.

Т.В. БОГДАНОВА Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты: ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.06.2001 №487

«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ О СТИПЕНДИАЛЬНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ И ДРУГИХ ФОРМАХ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, АСПИРАНТОВ И ДОКТОРАНТОВ»

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. Физическое лицо имеет единственный источник доходов - по основному месту работы. В 2002 г. физическим лицом получен доход от продажи квартиры, принадлежащей на праве собственности. Возникает ли в данном случае обязанность по представлению в налоговый орган декларации о полученных доходах?

Ответ. Договор продажи недвижимости является одной из разновидностей договоров купли-продажи.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ переход права собственности на недвижимое имущество от продавца к покупателю происходит в результате заключенного в письменной форме договора продажи недвижимости.

По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).

Обязательным условием перехода к покупателю права собственности на недвижимое имущество является государственная регистрация договора.

Согласно п. 2 ст. 558 ГК РФ договор продажи жилого дома, квартиры, части жилого дома или квартиры подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Федеральным законом от 21.07.97 N9 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 11.04.2002 № Зб-ФЗ) (далее - Закон) дано определение государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ (п. 1 ст. 2 Закона).

Налоговым кодексом РФ регламентируются особенности определения налоговой базы при получении доходов физическими лицами.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 208 НК РФ доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в РФ относятся к доходам от источников в РФ.

При определении налоговой базы должны учитываться все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица, получившие доход от реализации принадлежащего им недвижимого имущества, имеют право на налоговые вычеты.

Пунктом 1 ст. 220 НК РФ предусмотрено, что при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 2 ст. 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение имущественных налоговых вычетов.

Налоговые вычеты предоставляются в суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков.

При продаже жилых домов, квартир, дач, садовых домиков и земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика пять лет и более, а также иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества (подп. 1 п. 1 ст. 220 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица, получившие доход в 2002 г. от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, обязаны представить в налоговый орган не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.

В налоговой декларации физические лица должны указать все полученные ими доходы в налоговом периоде, источники их выплаты, налоговые вы-

четы, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, а также иные сведения, предусмотренные п. 4 ст. 229 НК РФ.

В связи с вышеизложенным физическое лицо, получившее доход в 2002 г. от продажи квартиры, обязано представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной Министерством РФ по налогам и сборам.

Е.В. ВИГОВСКИЙ Советник налоговой службы III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 21.07.97 № 122-ФЗ (ред. от 11.04.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО И СДЕЛОК С НИМ» (принят ГД ФС РФ 17.06.97)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 26.03.2003)

«ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)» от 30.11.94 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.94) (ред. от 10.01.2003)

Вопрос. Благотворительная организация, приобретая товары и услуги для подопечных, уплачивает НДС. Передавая товары и услуги в виде гуманитарной помощи подопечным, восстановить его не может. Каким образом благотворительная организация может компенсировать НДС?

Ответ. В соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 Кодекса при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, используемых для операций по производству и (или) ре-

ализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), суммы налога, предъявленные поставщиками указанных товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг).

В связи с изложенным суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные благотворительной организацией при приобретении товаров (работ, услуг), передаваемых в виде гуманитарной помощи подопечным, учитываются в стоимости таких товаров (работ, услуг) и, следовательно, компенсируются за счет источника их приобретения.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.08.95 № 135-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

Вопрос. Предприятие в порядке благотворительности безвозмездно передало подшефной муниципальной средней общеобразовательной школе бывшие в употреблении компьютеры. Освобождается ли от обложения НДС указанная операция?

Ответ. В соответствии с подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не подлежит налогообложению передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 11.08.95 N9 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее - Закон) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

Цели благотворительной деятельности определены ст. 2 Закона, согласно которой содействие деятельности в сфере образования признается благотворительной деятельностью.

В соответствии с Законом РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений) под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обу-

чения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

Поскольку получение муниципальной средней общеобразовательной школой имущества соответствует целям благотворительной деятельности, установленным законодательством, безвозмездная передача предприятием компьютеров в соответствии с вышеуказанной нормой Кодекса не подлежит обложению НДС.

О.С. ДУМИНСКАЯ Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 11.08.95 № 135-Ф3 (ред. от 25.07.2002)

«О БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ» (принят ГД ФС РФ 07.07.95)

ЗАКОН РФ от 10.07.92 № 3266-1 (ред. от 10.01.2003) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»

Вопрос. Считается ли букет цветов, превышающий стоимость 2 000 руб. и врученный физическим лицам во время проведения протокольных мероприятий, при вручении наград и в связи с юбилейными датами, подарком в целях исчисления НДФЛ?

Ответ. При определении налоговой базы согласно п. 1 ст. 210 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 Кодекса.

В соответствии с п. 28 ст. 217 Кодекса не подлежат налогообложению доходы, не превышающие 2 000 руб., полученные за налоговый период, в данном случае стоимость подарков, от организаций или индивидуальных предпринимателей, которые не подлежат обложению налогом на наследование или дарение.

Стоимость подарков и букетов цветов, превышающая 2 000 руб., подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.

Л.А. ГУСЬКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

Вопрос. В соответствии со ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации недвижимые вещи (недвижимое имущество) являются общим имуществом супругову если такое имущество было приобретено за счет общих доходов супругов в период брака независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено.

Следует ли из этой нормы, что супруги несут равную ответственность по уплате налога на имущество физических лиц за квартиру независимо от того, на имя кого из супругов приобретена квартира?

Ответ. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса РФ (далее - Кодекс) предметом регулирования семейного законодательства являются личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями и усыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, между другими родственниками и иными лицами.

Согласно ст. 37 Кодекса имущество каждого из супругов может быть признано их совместной собственностью, если будет установлено, что в период брака за счет общего имущества супругов или имущества каждого из супругов либо труда одного из супругов были произведены вложения, значительно увеличивающие стоимость этого имущества.

Пунктом 6 ст. 169 Кодекса определенно, что положения о совместной собственности супругов и положения о собственности каждого из супругов, установленные соответственно ст. ст. 34 - 37 Кодекса, применяются к имуществу, нажитому супругами до 1 марта 1996 г.

Таким образом, если имущество приобретено супругами до 01.03.96, то совместная собственность на это имущество, согласно ст. 37 Кодекса, должна быть установлена, т.е. подтверждена правоустанавливающими документами. Если имущество, согласно ст. 37 Кодекса, приобретено супругами после 01.03.96, то собственником этого имущества признается тот супруг, на чье имя оформлено право собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона РФ от 09.12.91 N9 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Обязанность по уплате налога в соответствии со ст. 45 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан исполнить самостоятельно.

Исходя из вышеизложенного плательщиком налога на имущество физических лиц в любом случае будет признан тот из супругов, который указан в правоустанавливающих документах на собственность недвижимого имущества.

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»

от 31.07.98 № 146-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)

«СЕМЕЙНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 29.12.95 № 223-Ф3 (принят ГД ФС РФ 08.12.95) (ред. от 02.01.2000)

ЗАКОН РФ от 09.12.91 № 2003-1 (ред. от 24.07.2002)

«О НАЛОГАХ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ»

Вопрос. Как определяется стоимость транспортного средства, которая используется для расчета государственной пошлины при нотариальном удостоверении сделок с транспортными средствами?

Ответ. Взимание государственной пошлины в настоящее время производится в соответствии с Законом РФ от 09.12.91 N9 2005-1 «О государственной пошлине» (далее - Закон).

За нотариальное удостоверение в государственной нотариальной конторе договоров отчуждения (купли-продажи, мены, дарения) транспортных средств госпошлина взимается по ставкам, предусмотренным п. 4 ст. 4 Закона.

Пунктом 4 ст. 4 Закона также предусмотрено, что определение стоимости транспортного средства, используемой для расчета государственной пошлины за удостоверение сделок с транспортными средствами, производится судебно-экспертными учреждениями органов юстиции или организациями, связанными с техническим обслуживанием и продажей транспортных средств. Оценочные документы приобщаются к документам, остающимся в государственной нотариальной конторе.

Другим организациям, кроме вышеназванных, право оценивать стоимость транспортных средств, используемую в дальнейшем для расчета государственной пошлины, Законом не предоставлено.

В случае несогласия собственника транспортного средства с произведенной оценкой он вправе обратиться к помощи независимого оценщика, как это определено Федеральным законом от 29.07.98 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для опротестования произведенной оценки транспортного средства в суде общей юрисдикции.

Абзацем 2 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате определено, что за выполнение нотариальных действий, для которых законодательными актами РФ предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариусом, занимающимся частной практикой, взимается плата по тарифам, соответствующим размерам государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичного действия в государственной нотариальной конторе. В других случаях тариф определяется соглашением между физическими и (или) юридическими лицами, обратившимися к нотариусу, и нотариусом, при этом может использоваться и оценка, определенная независимым оценщиком.

C.B. ЖУКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Ссылки на нормативные акты: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 29.07.98 № 135-Ф3 (ред. от 27.02.2003)

«ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 16.07.98)

«ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НОТАРИАТЕ» (утв. ВС РФ 11.02.93 № 4462-1) (с изм. от 24.12.2002)

ЗАКОН РФ от 09.12.91 N9 2005-1 (ред. от 25.07.2002)

«О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЕ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2003)

Вопрос. Организация при осуществлении деятельности пользуется мобильной связью. По распоряжению руководителя один мобильный телефон организации выдан бухгалтеру. Бухгалтер же пользовался им в личных целях. За стоимость этих разговоров он вносил в кассу деньги. Считается ли, что предприятие оказывает сотруднику услугу, и нужно ли начислять на вносимые в кассу деньги налог с продаж?

Ответ. Организация обязана в указанном случае начислять налог с продаж с вносимых в кассу денег. В соответствии со ст. 349 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам услуг, если такая реализация осуществляется за наличный расчет.

E.H. ИСАКИНА Советник налоговой службы РФ

II ранга

Ссылки на нормативные акты:

«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»

от 05.08.2000 № 117-ФЗ

(принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

(ред. от 31.12.2002, с изм. от 14.01.2003)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

Вопрос. В журнале Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях» №9(81) 2003 г. опубликован «Порядок исчисления средней заработной платы, установленный ст. 139 Трудового кодекса РФ» (публикация подготовлена начальником отдела оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Минтруда России Ковязи-ной Н.Э.).

Данный порядок определяет исчисление средней заработной платы и дается разъяснение, что «...материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, с 1 февраля 2002 г. в расчет не включается, поскольку эта выплата не является заработной платой и не входит в состав денежного содержания государственных служащих, которое состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалифицированный разряд (классный чин, дипломатический ранг), за особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы...».

В ст. 139 Трудового кодекса РФ Порядок исчисления среднего заработка, предусмотренный постановлением Минтруда России от 17.05.2000 № 38 «О Порядке исчисления среднего заработка в 2000 2001 годах», где материальная помощь входит в перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка, продлен на 2002 г. Распоряжением Правительства РФ от 21.11.2001 № 1552-р.

В бюджетной классификации материальная помощь предусмотрена по статье *Оплата труда» и входит в расходы на единовременные выплаты (как премии, вознаграждения по итогам работы, поощрительные выплаты к юбилейным и праздничным датам). В отчете в статистику формы П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» материальную помощь показываем в разделе «Численность и начисленная заработная плата».

Чем обосновываются Ваши разъяснения, что материальная помощь исключается из заработной платы, тем самым не входит в расчет среднего заработка и относится к компенсационным выплатам?

Ответ. В соответствии со ст. 139 Трудового кодекса РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые в соответствующей организации независимо от источников этих выплат. Нормативное определение «системы оплаты труда» отсутствует. Под системой оплаты труда следует понимать систему, устанавливающую конкретные виды и размеры вознаграждений за труд.

Как следует из норм ст. 139 Трудового кодекса РФ при любом режиме работы расчет средней заработной платы работника для случаев кроме оплаты отпусков производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние три календарных месяца путем деления суммы начисленной заработной платы на 3 и на 29,6 (среднемесячное число календарных дней).

Заработная плата - вознаграждение за труд или трудовую функцию, то есть за работу по определенной специальности, квалификации или должности работника, в зависимости от сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера (ст. 129 Трудового кодекса РФ).

То есть при расчете среднего заработка учитываются только выплаты по заработной плате. Материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, с 1 февраля 2002 г. в расчет включаться не должна, поскольку эта выплата не является заработной платой и не входит в состав денежного содержания государственных служащих.

До вступления в действие Трудового кодекса РФ материальная помощь, оказываемая всем или большинству работников, учитывалась при исчислении среднего заработка по правилам п. 13 Порядка, поскольку была включена в перечень выплат, учитываемых при исчислении среднего заработка (приложение к Порядку исчисления среднего заработка в 2000-2001 годах).

Начальник отдела оплаты труда во внебюджетном секторе экономики Минтруда России КОВЯЗИНА Н.З.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.