УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)
74
УДК 37.04
КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ В УСЛОВИЯХ СЕМЕЙНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Потемкина Т.В., д.пед.н., доцент, Институт управления образованием РАО,
E-mail: [email protected] , Москва, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы организации консультационной помощи в условиях семейного образования. Ретроспективный анализ использования формы семейного образования в истории развития отечественного образования дает возможность определить традиции и выявить тенденции применения данной формы организации учебного процесса.
Ключевые слова: семейное образование, консультационная помощь, учебный процесс, стандарты образования.
CONSULTING SERVICES FOR PARENTS IN TERMS OF FAMILY EDUCATION:
PROSPECTS FOR DEVELOPMENT
Potyomkina T.V., D.ofSc.(Pedag.), Institute of management in education of RAE,
E-mail: [email protected], Moscow. Russia.
Abstract. The article deals with the problem of organizing advice in terms of family education. A retrospective analysis of the use of forms of family education in the history of development of education makes it possible to determine the traditions and to identify trends in the application of this form of organization of educational process.
Keywords, family education, counseling, assistance, training process, standards of education.
Известно, что изменения, происходящие в российском образовании, направлены на создание благоприятных условий обучения для всех учащихся. Это касается, в том числе и вопросов организации учебного процесса. Существенным шагом в расширении возможностей получения образования в нашей стране является использование всего многообразия организационных форм обучения. Одной из таких организационных форм является форма семейного образования.
В контексте закона «Об образовании Российской Федерации» форма семейного образования представлена как альтернативная: «В Российской Федерации образование может быть получено: 1) в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность; 2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования)» [5, ст.17].
Надо сказать, что форма семейного образования в России не считается новой. Исследования по истории русской школы (Трошина С.В., Солодянкина О. Ю. и др.) показывают, что в XIX в. для русской аристократии это была основная форма получения образования детей до 12-13 лет. Чему и как учить определяли родители,
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)
75
руководствуясь требованиями гимназий, лицеев, где их дети впоследствии продолжали свое обучение. При этом отбор содержания учебных курсов, подбор домашних учителей родителями проводился самостоятельно [10].
Не удивительно поэтому, что качество домашнего образования подвергалось резкой критике: «уровень квалификации <гувернера> напрямую коррелировался со степенью оплаты и уровнем достатка семьи, в которой работал гувернёр» [9, с.8-9]. Это значило, что семьи, обладающие большим материальным достатком, могли привлекать для обучения своих детей более квалифицированных учителей, имеющих рекомендации (педагогический опыт). Менее обеспеченные довольствовались услугами педагогов зачастую с сомнительной репутацией.
В «светский период» развития русской школы семейное образование как равноправная форма поучения образования не рассматривалась, и была практически исключена: посещение школы являлось обязательным условием получения образования для всех детей. Возраст поступления ребенка в школу, период обучения (количество лет) регламентировался документами на государственном уровне. Содержание учебных предметов (перечень предметов, содержание программ, учебников) формировалось для всех школ единое, и освоение этого содержания контролировалось инспектирующими органами.
Исключением, пожалуй, являлась организация обучения детей с ограниченными возможностями. Образование эта категория учащихся до последнего времени получала именно в форме семейного образования. И основным способом сопровождения семей при выборе ими данной формы обучения детей является консультативная помощь.
Немногочисленные исследования в этой области концентрируют внимание на некоторых аспектах такой консультативной поддержки. Чаще всего помощь в организации обучения на дому оказывают семьям, как уже было сказано, воспитывающим детей с ограниченными возможностями, когда «родители сами <...> изъявляют желание заниматься воспитанием своего ребенка и являются инициаторами к изменению организационных форм обучения детей с отклонениями в развитии» [1, с. 13], или семьям, в которых есть дети, испытывающие трудности в освоении учебных программ [2].
В этом случае специалисты берут на себя ответственность разрабатывать учебный план, помогают родителям организовывать обучающий процесс, находить эффективные формы взаимодействия с детьми.
Демократические процессы, коснувшиеся, в том числе и школ, и детских садов значительно расширили возможности использования форм образования. У семейного
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)
76
образования появились новые перспективы. По данным статистики, в настоящее время форму семейного образования для своих детей выбрали более 100 тыс. семей [8].
Надо констатировать также факт изменения запросов родителей, предпочитающих семейное образование другим формам обучения своих детей. В последнее время к этой форме обращаются не только родители, чьи дети не могут по каким-либо причинам посещать школу, но и те, «где растут одаренные дети, которые хотят знать больше, чем положено по программе» [8].
Зайцевой О.В., выявлены формы организации семейного образования, которые сегодня получили развитие. К таким формам отнесены: «организованный родителем индивидуальный воспитательно-образовательный процесс; индивидуальные домашние занятия, организованные приглашенными нянями, гувернантками или репетиторами; семейный детский сад». Исследователь в качестве форм семейного образования рассматривает так называемые «совмещенные формы», объединяющие домашнее образование и образование в условиях образовательных учреждений - «посещения ребенком групп неполного дня, а также групп развития, как в муниципальных, так и в различных детских центрах развития, и индивидуального обучения дома одним из родителей» [4].
В основном это касается этапа дошкольного образования. Однако это не исключает возможности осваивать в домашних условиях основную образовательную программу и на других ступенях образования.
Содержание основной образовательной программы базируется на стандартах, о которых, как показывает практика, родители имеют очень смутное представление. В случае, когда родители берут на себя ответственность за организацию образовательного процесса, задача формирования такой программы зачастую бывает трудноразрешима.
В связи с этим консультационная помощь может выступать основной формой управления процессом обучения детей, осваивающих образовательную программу дома.
Объектом консультационной поддержки в этом случае могут выступать как «образовательные маршруты семьи» [11], так и организация для ребенка учебного процесса индивидуально.
Проведенный анализ тенденций развития семейного образования как организационной формы позволил выявить и содержание консультационной поддержки, которая концентрируется на следующих аспектах обучения и воспитания ребенка:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)
77
- вопросы взаимодействия родителей и детей;
- получение практических результатов обучения ребенка и их фиксация;
- организация рабочего дня ребенка;
- выявление затруднений ребенка при освоении им школьного предмета;
- поддержка и развитие творческих способностей ребенка;
- построение индивидуального образовательного маршрута ребенка и его реализация.
Данный перечень далеко не исчерпывающий. В настоящее время можно говорить только о формировании консультационной службы, готовой оказывать семье подобные услуги. На сегодняшний день ощущается востребованность таких специалистов. Число семей, выбирающих форму семейного образования, растет.
Список литературы
1. Агаева И.Б. Консультирование семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями жизнедеятельности/ И.Д. Агаева//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2009. № 1. С. 13-16.
2. Донцова О.С. Консультативная помощь родителям как условие повышения успеваемости учащихся /О.С.Донцова// Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2013. № 4. С. 10-17.
3. Жиянова П.Л. Использование интернет-технологий в консультировании семей / П.Л. Жиянова// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 1. С. 39-43.
4. Зайцева О.В. Особенности семейного образования в условиях новых образовательных стандартов / О.В. Зайцева// Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2014. № 38. С. 133-137.
5. Закон «Об образовании в РФ» от 10.07.1992 действующая редакция от 12.11.2012г.
6. Потемкина Т.В. Зарубежная практика организации экспертноконсультационной службы в области образования/ Т.В. Потемкина// Управление образованием: теория и практика. - 2012. - №3(7). - С. 128-132.
7. Потемкина Т.В. Изучение запросов на услуги экспертно-консультационного характера у субъектов образования/ Т.В. Потемкина// Управление образованием: теория и практика. - 2013. - №4(12). - С.109-116.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА" 2015 №1 (17)
78
8. Семейное образование - реальность, с которой нельзя не считаться// Аккредитация в образовании. 2012. № 1 (53). С. 48-49.
9. Солодянкина О.Ю. Иностранные наставники в дворянском домашнем воспитании в России: Автореферат дне. д-ра истор. наук// О.Ю. Солодянкина. - М., 2008.
10. Трошина, С. В. Еувернерство в домашнем образовании России первой половины XIX века: автореферат дне. ... канд. пед. Наук. - М., 1995, 16 с.
11. Хоменко, И. А. Проектирование образовательного маршрута семьи/ И. А. Хоменко/Шародное образование. 2011. № 8. С. 158-166.
12. Чечель, И.Д. Роль консалтинга в модернизации общего образования/ И.Д.Чечель // Инновации в образовании. - 2012. - №6. - С.80-94.