Научная статья на тему 'Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования'

Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
369
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЦЕННОСТИ / FAMILY EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION / VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Ольга Вадимовна

В статье рассматриваются особенности ценностной сферы родителей выбравших для дошкольного образования своего ребенка семейную форму. Приведены общие образовательные тенденции, обуславливающие выбор семейной формы образования как альтернативы традиционной форме. Представлены результаты исследования, в рамках которого сравнивалась ценностная сфера родителей, предпочитающих семейную и традиционную формы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the value sphere of parents implementing the family form of education

The peculiarities of the value sphere of parents who have chosen their family for pre-school education are discussed. The general educational tendencies conducive to the choice of the family form of education as an alternative to the traditional form are given. The results of the study are presented, in the framework of which the value sphere of parents of the family and the traditional form was compared.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования»

Ордина Ирина Петровна,

кандидат психологических наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Голубовская Ольга Павловна,

магистрант факультета психологии, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Ordina Irina Petrovna,

Candidate of Sciences (Psychology),

Associate Professor, Department of Theoretical

and Applied Psychology,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical

University,

Chelyabinsk, Russia.

E-mail: [email protected]

Golubovskaya Olga Pavlovna,

Master student,

South-Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: [email protected]

УДК 151.8 ББК 88.56

О.В. Зайцева

особенности ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования

В статье рассматриваются особенности ценностной сферы родителей выбравших для дошкольного образования своего ребенка семейную форму. Приведены общие образовательные тенденции, обуславливающие выбор семейной формы образования как альтернативы традиционной форме. Представлены результаты исследования, в рамках которого сравнивалась ценностная сфера родителей, предпочитающих семейную и традиционную формы.

Ключевые слова: семейное образование, дошкольное образование, ценности.

O.V. Zaitseva

peculiarities of the value sphere of parents implementing the family form of education

The peculiarities of the value sphere of parents who have chosen their family for pre-school education are discussed. The general educational tendencies conducive to the choice of the family form of education as an alternative to the traditional form are given. The results of the study are presented, in the framework of which the value sphere of parents of the family and the traditional form was compared.

Key words: family education, preschool education, values.

В настоящее время возрастает число родителей, позиция которых характеризуется осознанностью, активностью и готовностью выступать полноправным участником педагогического процесса [1]. Согласно исследованиям Института социального образования РАО, все

большее число родителей критически оценивают качество традиционного образования в ДОУ, уровень квалификации педагогических кадров, и как следствие, отдают предпочтение альтернативным формам получения дошкольного образования, в частности семейной форме [1; 2;

4]. Семейное образование выступает одной из наиболее перспективных форм получения образования и подразумевает освоение учащимся общеобразовательных программ в семье с прохождением промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, осуществляемое либо непосредственно родителями (законными представителями) обучающегося, либо лицами, выбираемыми и назначаемыми родителями (репетиторы, гувернеры и пр.) [5].

Необходимо отметить, что выбор семейной формы образования, как правило, обусловлен совокупностью ряда факторов, отражающих в свою очередь как положительные, так и негативные отечественные образовательные тенденции. Так, к негативным тенденциям следует отнести недостаток мест в ДОУ, снижение качества дошкольного образования, рост детей, имеющих особые образовательные потребности, неудовлетворенность родителей безопасностью психологической среды в ДОУ [4]. В свою очередь положительные тенденции находят отражение в педагогической автомизации семьи, что вместе с тем поддерживается государственной образовательной политикой (компенсация финансовых затрат, возможность получения консультативной, методической поддержки и др.) [6].

Вместе с тем указанные тенденции не отражают в полной мере личностные особенности родителей, осознанно выбирающих и реализующих семейную форму образования, как и данные мони-торингов, показывающие независимость выбора данной формы от состава семьи, материального достатка семьи, уровня образования родителей, религиозных убеждений.

Наибольший интерес, по нашему мнению, вызывает рассмотрение особенностей ценностной сферы родителей, реализующих семейное образование, как одного из личностных факторов, обуславливающих выбор данной формы. Ценностные ориентации родителей являются ключевой составляющей целостности системы семьи и представляют собой сочетание взаимосвязанных когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, которые определяются, как на уровне супружеского взаимодействия, так и детско-родительского [3].

Рассмотрим данные эмпирического исследования особенностей ценностной сферы родителей, реализующих семейную форму образования. В качестве диагностического инструментария был использован «Опросник терминальных ценностей» (автор И.Г.Сенин), позволяющий определить выраженность терминальных личностных ценностей, а также определить степень значимости различных жизненных сфер.

В соответствии с планом эмпирического исследования в нем приняли участие 60 респондентов, разделенные на равные выборки: в состав группы 1 вошли родители, реализующие семейную форму образования, выборку составили подписчики сообщества «Семейное образование в Екатеринбурге» в социальной сети «Вконтакте», в состав группы 2 вошли родители, предпочитающие традиционную форму образования, дети которых посещают МБДОУ № 42 г. Екатеринбурга. В таблице 1 сопоставлены данные средних значений по шкалам жизненных сфер (данные представлены в стенах).

Табл. 1. Средние значения по шкалам жизненных сфер (данные представлены в стенах)

го

ш

ф

^

го со

т

О

Шкала Группа 1 Группа 2

Сфера профессиональной жизни 1(42) 4(49)

Сфера обучения и образования 8(59) 4(47)

Сфера семейной жизни 8(59) 3(46)

Сфера общественной жизни 3 (32) 3 (34)

Сфера увлечений 3 (34) 3 (36)

Как следует из представленных данных, для родителей, реализующих семейную форму образования, характерен более высокий уровень значимости ценностных сфер «обучение и образование», «семейная жизнь», вместе с тем более низкий уровень значимости ценностных сфер «профессиональная жизнь», «общественная жизнь», «увлечения».

Преобладание ценности жизненной сферы «обучение и образование» свидетельствует о том, что родители, реализующие семейное образование, осознают значение качественного образования для всестороннего развития личности, стремятся к повышению уровня образованности, выбирают стратегию как собственного развития, так и образовательную траекторию развития ребенка, исходя из значимых ценностей не только семьи, но и системы образования, общества.

Высокое значение ценности «семейная жизнь» показывает большую значимость семейного благополучия, как в супружеских, так и детско-

родительских отношениях для респондентов 1 группы.

Сфера «профессиональная жизнь» для родителей, реализующих семейную форму, имеет меньшее значение, чем для родителей предпочитающих традиционную форму, что свидетельствует о том, что профессиональная деятельность, производственные задачи становятся второстепенными при реализации семейного обучения, ввиду преобладания ценности таких сфер, как «обучение и образование», «семейная жизнь». В том числе своим увлечениям они придают меньшее значение, нежели родители, предпочитающие традиционную форму.

Необходимо обратить внимание, что сфера «общественная жизнь» для обеих групп имеет в равной степени небольшое значение, реализация себя посредством общественной деятельности в меньшей степени интересует родителей. В таблице 2 сопоставлены данные средних значений по шкалам терминальных ценностей (данные представлены в стенах).

Табл. 2. Средние значения по шкалам терминальных ценностей (данные представлены в стенах)

Шкала Группа 1 Группа 2

Собственный престиж 3(27) 4(28)

Высокое материальное положение 4(25) 5(28)

Креативность 4(27) 3(23)

Активные социальные роли 4(28) 4(28)

Развитие себя 5(29) 3(25)

Достижения 3(24) 4(25)

Духовное удовлетворение 4(32) 1(26)

Сохранение собственной индивидуальности 4(27) 2(24)

Для респондентов группы 1 характерны более высокие значения по следующим терминальным ценностям: «креативность», «развитие себя», «духовное удовлетворение», «сохранение собственной индивидуальности». Родители, реализующие семейную форму образования, считают важным стремление к реализации творческих возможностей, поиск новых, нестандартных подходов в различных аспектах жизнедеятельности и в том числе в аспекте обучения своего ребенка.

Также для данной группы родителей большое значение имеет стремление к самосовершенствованию, развитию и реализации, удовлетворенность процессом и результатом деятельности. Сохранению собственной индивидуальности, родители, реализующие семейную форму, придают большее значение, для них важным является независимость от стандартов, массовых тенденций, формирование собственного, уникального стиля жизни.

Для определения различий терминальных ценностей у родителей, реализующих семейную форму образования и предпочитающих традиционную форму, был использован и-критерий Манна-Уитни, при уровне статистической значимости равном р=0,01. В ходе математико-статистического анализа были установлены достоверные различия в особенностях ценностной сферы, а именно по сферам «обучения и образования» и=13,5, «семейной жизни» и=13,5, и ценностям «развитие себя» и=8, «духовное удовлетворение» и=12,5.

Подводя итог, следует отметить, что основные жизненные сферы представлены в ценностной сфере родителей, выбирающих различные формы дошкольного образования, тем не менее они обладают разной степенью значимости, так сферы «обучение и образование», «семейная жизнь» имеет большее значение для родителей, реализующих семейную форму. Сфера «профессиональная

жизнь» более актуальна для родителей, предпочитающих традиционную форму, вместе с тем сфера «общественная жизнь» имеет низкую ценность для родителей обеих групп. Терминальные ценности «развитие себя», «духовное удовлетворение» имеет большее значение для родителей, реализующих семейную форму, что находит отражение в их образовательной деятельности. Для родителей, предпочитающих традиционную форму, более значимы ценности «собственный престиж», «высокое материальное положение», что соответствует приоритету жизненной сферы «профессиональная жизнь».

Таким образом, одним из компонентов личностной направленности родителей при осуществлении семейной формы выступают: приоритет семейных отношений, образования и личностного развития, а также чувство удовлетворенности при реализации различной деятельности.

Библиографический список

1. Антонов, А.И. Социология семьи [Текст] / А.И. Антонов, В.М. Медков. - М.: МГУ: Издательство Международного университета бизнеса и управления». 2013. - 304 с.

2. Белоусов, К.Ю. Развитие семейного образования в России [Текст] / К.Ю. Белоусов, М.Н. Яшина // Общество: социология, психология, педагогика. - 2016. - № 1. - С. 62-65.

3. Овчарова, Р.В. Психология родительства [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: Академия, 2005. - 362 с.

4. Собкин, В.С. Социология дошкольного детства [Текст]: в 2 т. Т. 1 / В.С. Собкин, К.Н. Скобель-цина, А.И. Иванова, Е.С. Верясова. - М.: Ин-т социологии образования РАО, 2013. - 167 с.

5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [Текст]. - Новосибирск: Нор-матика, 2013. - 128 с.

6. Якунина, А.Н. Мониторинг семейного образования: постановка проблемы. Домашнее образование [Текст] / А.Н. Якунина // Стандарты и мониторинг в образовании. -2013. - № 3. - С. 28-35.

Referencеs

1. Antonov A.I., Medkov V.M. Sociology of the family. Moscow: MGU: Publishing house of the International University of Business and Management, 2013. P. 304. [in Russian].

2. Belousov K.Yu. Development of family education in Russia. Obschestvo: sociologiya,, psihologiya, pedagogika, 2016. № 1. P. 62-65. [in Russian].

3. Ovcharova R.V. Psychology of parenthood. Moscow: Akademia, 2005. P. 362. [in Russian].

4. Sobkin V.S., Skobeltsina K.N., Ivanova A.I., Veriasova E.S. Sociology of preschool childhood. In 2 v. V. 1. Moscow: Institute of Sociology of Education, Russian Academy of Education, 2013. P. 167. [in Russian].

5. Federal Law "On Education in the Russian Federation". Novosibirsk: Normatika, 2013. P. 128. [in Russian].

6. Yakunina, A.N. Monitoring of family education: statement of the problem. Home Education.

Standarty i monitoringv obrazovanii, 2013. № 3. P. 28-35. [in Russian].

Сведения об авторе: Зайцева Ольга Вадимовна,

аспирант кафедры психологии образования, Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург, Российская Федерация. &mail: [email protected]

Information about author: Zaitseva Olga Vadimovna,

Post-graduate student, Department of Psychology of Education,

Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russian Federation. E-mail: [email protected]

УДК 151 ББК 88.58

А.М. Захарова, С.Д. Гуриева

влияние социально-психологических особенностей на уровень межкультурной

компетентности личности

В данной статье рассмотрены аспекты толерантности и контроль гнева как социально-психологические особенности межкультурной компетентности. Показаны результаты исследования влияния этих особенностей на уровень межкультурной компетентности на примере Иркутской области. В эксперименте приняли участие представители русской и бурятской национальностей, являющиеся коренными жителями данного региона.

Ключевые слова: межкультурная компетентность, особенности межкультурной компетентности, толерантность, контроль гнева.

A.M. Zakharova, S.D. Gurieva

influence of socio-psychological characteristics on the level of person's intercultural competence

This article describes the aspects of tolerance and aggression as a socio-psychological peculiarities of intercultural competence. Shows the results of a study of the impact of these characteristics on the level of intercultural competence on the example of Irkutsk region. In the experiment was attended by representatives of Russian and Buryat ethnic groups who are indigenous inhabitants of the region.

Key words: intercultural competence, characteristics of intercultural competence, tolerance, control of aggression.

Изучение межнациональных отношений в современной науке сегодня наиболее актуально. Потребность межкультурного контакта людей в повседневной жизни устанавливает новые задачи для науки. Искусство людей налаживать межкультурные связи, строить эффективные межличностные отношения, при этом оставляя чувство ценности

собственного достоинства и не препятствуя ценности другого представителя иной культуры или этноса - это важная компетентность настоящего человека [14, с. 5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В России изучение межкультурной компетентности и ее особенностей наиболее актуально, ведь Россия является многонациональным государством, что

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.