ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
КОМПЬЮТЕР КОНСУЛЬТИРУЕТ БУХГАЛТЕРА
Подборка по материалам компьютерных систем «Консультант Бухгалтер», «КонсультантФинансист», «КорреспонденцияСчетов» компании «Консультант Плюс»
Вопрос. В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в РФ, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в РФ и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Правомерно ли в указанном случае осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, на основании балансовой стоимости активов акционерного общества и балансовой стоимости его недвижимого имущества, находящегося на территории РФ?
Ответ. Подпунктом 5 п. 1 ст. 309 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что доходы иностранной организации, не осуществляющей свою деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации, от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 % активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, относятся к доходам данной иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат налогообложению налогом на прибыль организаций, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Вместе с тем в Налоговом кодексе Российской Федерации не содержится норм, устанавливающих необходимость проведения специальной оценки доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, в активах российской организации, в том числе не имеется норм в отношении необходимости оценки рыночной стоимости недвижимого имущества и активов в целом.
Налоговый кодекс Российской Федерации также не устанавливает требований к источникам информации, из которых налоговый агент может ее получить. Такие сведения может предоставить ему иностранная организация, продающая акции, на основании имеющихся у нее публикаций общепризнанных частных или официальных источников либо из информации, полученной продавцом акций от акционерного общества. Необходимая информация может быть получена покупателем акций — налоговым агентом непосредственно от акционерного общества, акции которого им приобретаются, либо из любых иных не запрещенных законодательством достоверных источников.
Таким образом, осуществление расчета доли недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, на основании балансовой стоимости активов данного акционерного общества и балансовой стоимости его не-
движимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, правомерно.
Основание: письмо Минфина России от 24.01.2005 № 03-08-05.
Вопрос. Организация (ЗАО) является поверенным по договору поручения, заключенному с чешской организацией, не имеющей постоянного представительства на территории РФ.
На основании договора поверенный обязуется от имени и за счет доверителя осуществить по указанию доверителя покупку на территории РФ металлоконструкций, железобетонных изделий, трансформаторов, электронных систем управления, кабельной продукции и других комплектующих изделий, а затем безвозмездно передать их по указанию доверителя строительной организации на территории РФ, которая по самостоятельному договору с той же чешской организацией осуществляет строительство объекта на территории РФ.
За выполненную работу поверенный получает от доверителя вознаграждение.
Должен ли в данном случае поверенный выступать в качестве налогового агента при покупке и безвозмездной передаче строительной организации купленных от имени и за счет доверителя товаров на территории РФ ? Как в данном случае уплачивается НДС?
Ответ. Согласно п. 1 ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен нормами ст. 148 Кодекса. Так, согласно подп. 5 п. 1 данной статьи место реализации посреднических услуг, оказываемых по договору поручения, определяется по месту осуществления деятельности организации, оказывающей такие услуги. При этом п. 2 данной статьи установлено, что местом осуществления деятельности организации, оказывающей указанные услуги, признается территория Российской Федерации в случае присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации.
Таким образом, местом реализации посреднических услуг по приобретению и передаче на территории Российской Федерации товаров, оказываемых организацией чешской компании на основании договора поручения, является территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги признаются объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
Пунктом 1 ст. 156 Кодекса предусмотрено, что при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договора поручения налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода, полученная налогоплательщиком в виде вознаграждения за исполнение указанного договора. При этом на основании ст. 164 Кодекса данные операции подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 %.
Что касается товаров, приобретаемых и передаваемых на территории Российской Федерации организацией по поручению чешской компании, то в соответствии с положениями ст. 161 Кодекса обязанности по уплате налога на добавленную стоимость в качестве налогового агента возникают у налогоплательщиков, приобретающих в собственность у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, товары, местом реализации которых является территория Российской Федерации. Поскольку организация указанные товары в собственность не приобретает, то она не является
налоговым агентом в отношении операций по реализации товаров.
Учитывая изложенное, стоимость товаров, приобретаемых и передаваемых на территории Российской Федерации по поручению чешской компании, у организации в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость не включается.
Основание: письмо Минфина России от 18.01.2005 № 03-04-08/07.
Вопрос. Турецкая фирма по контракту с российской организацией является генеральным подрядчиком на строительство здания в срок, не превышающий 18мес. При этом турецкая фирма поручила основную часть строительных работ российским субподрядчикам, а сама осуществляет услуги в организации работ, то есть надзорную деятельность. Подлежит ли турецкая фирма обложению налогом на прибыль на территории РФ, учитывая Соглашение между Правительством РФ и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения?
Ответ. В соответствии с подп. «а» п. 3 ст. 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы от 15.12.1997 строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект или связанная с ними надзорная деятельность образуют постоянное представительство, только если продолжительность связанных с ними работ превышает 18 месяцев.
Как следует из вопроса, турецкая фирма поручила основную часть строительных работ российским субподрядчикам, а сама турецкая фирма осуществляет услуги в организации работ, то есть осуществляет надзорную деятельность.
Если надзорную деятельность непосредственно производит лицо, осуществляющее строительство, то на данную иностранную компанию может распространиться вышеуказанное Соглашение.
Если надзор осуществляет лицо, деятельность которого в связи со строительной площадкой ограничивается исключительно этим видом деятельности, то данные работы не могут рассматриваться в контексте термина «строительная площадка, строительный, монтажный или сборочный объект...» этого Соглашения, и, таким образом, налогообложение турецкой компании производится в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации с начала осуществления данной деятельности.
Основание: письмо Минфина России от 13.01.2005 № 03-08-05.
О.Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсультантФинансист»
14.03.2005
Вопрос. Может ли организация, применяющая УСН, учесть при расчете единого налога в качестве расходов суммы оплаты следующих услуг, связанных с экспортом товара: орга-
Ответ. При применении налогоплательщиком упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения полученные доходы уменьшаются на расходы, поименованные в п. 1 ст. 346.16 гл. 26.2
низация составления таможенной декларации, организация таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организация доставки груза, обработка груза на таможенном посту? Все первичные документы, подтверждающие расходы, имеются. Учитываются ли при применении УСН положительные и отрицательные курсовые разницы, образующиеся при продаже иностранной валюты, полученной по экспортному контракту?
«Упрощенная система налогообложения» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс). Причем представленный в п. 1 ст. 346.16 Кодекса перечень расходов является исчерпывающим.
Данная статья Кодекса не предусматривает отнесение к расходам, уменьшающим полученные доходы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, расходов, перечисленных в письме, в частности, расходов на организацию составления таможенной декларации, организацию таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организацию доставки груза, а также расходов на обработку груза на таможенном посту.
В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 346.16 Кодекса при определении объекта налогообложения налогоплательщик уменьшает полученные доходы на расходы в виде сумм таможенных платежей, уплаченных при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащих возврату налогоплательщику в соответствии с таможенным законодательством РФ.
Согласно подп. 5 п. 1 ст. 318 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее — ТК РФ) таможенные сборы относятся к таможенным платежам.
В соответствии со ст. 357.1 ТЫ НА к таможенным сборам относятся таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение, таможенные сборы за хранение.
Те из расходов на организацию составления таможенной декларации, организацию таможенного оформления груза по таможенной декларации, бронирование места на рейсе и оформление экспортного груза, организацию доставки груза, а также расходов на обработку груза на таможенном посту, которые являются таможенными сборами, уплачиваемыми в соответствии с таможенным законодательством РФ, признаются расходами в целях гл. 26.2 Кодекса.
В ином случае данные расходы налогоплательщика не уменьшают полученные доходы при исчислении налоговой базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
По вопросу учета при применении упрощенной системы налогообложения (УСН) курсовых разниц, возникающих при продаже иностранной валюты, полученной по экспортным договорам.
Согласно п. 3 ст. 346.18 Кодекса доходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами, выраженными в рублях, и пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), установленному на дату получения доходов.
Пункт 1 ст. 316.15 Кодекса определяет, что организации
при определении объекта налогообложения учитывают, в том числе, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса.
В соответствии с п. 2 ст. 250 Кодекса к внереализационным доходам относятся доходы в виде положительной (отрицательной) курсовой разницы, образующейся вследствие отклонения курса продажи (покупки) иностранной валюты от официального курса, установленного ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту.
Таким образом, налогоплательщик, получивший в качестве оплаты по экспортному контракту доход в иностранной валюте, учитывает данный доход по курсу ЦБ РФ на дату его получения.
При реализации иностранной валюты в результате отклонения курса ее продажи от курса ЦБ РФ на дату перехода права собственности на иностранную валюту образуются положительные курсовые разницы, которые относятся к внереализационным доходам.
Возникшие при реализации иностранной валюты отрицательные курсовые разницы не уменьшают полученные доходы при определении налоговой базы по единому налогу, исчисляемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, так как п. 1 ст. 346.16 Кодекса не предусматривает такого вида расходов.
Основание: письмо Минфина России от 26.01.2005 № 03-03-02-04/1/19.
Вопрос. Российский банк имеет корреспондентский счет в иностранном банке. По условиям договора о корреспондентском счете комиссионное вознаграждение взимается иностранным банком ежемесячно в безакцептном порядке с корсчета российского банка. Документальное подтверждение списанных безакцеп-тно комиссий осуществляется иностранным банком путем направления в российский банк извещений о расходах по корсчету российского банка или дебет-авизо по каждому списанию средств с корсчета. Указанные документы российский банк получает по почте, и дата их получения может существенно отличаться от даты направления их иностранным банком. Какую дату в данном случае следует считать датой
Ответ. С 1 января 2002 г. в соответствии с нормами гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) банки осуществляют признание доходов и расходов по методу начисления.
Порядок признания доходов (расходов) при методе начисления изложен соответственно в ст. 271 и 272 Кодекса. Никаких особенностей для установления даты признания дохода (расхода) для банков, заключивших гражданско-правовые договоры с иностранными контрагентами, гл. 25 Кодекса не предусмотрено.
Положениями подп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса налогоплательщику предоставлено право самостоятельно выбирать, что считать датой осуществления внереализационных и прочих расходов, и закрепить это в учетной политике банка.
Так, подп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса для расходов в виде сумм комиссионных сборов и в виде расходов на оплату сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги) датой осуществления этих расходов признаются:
даты расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров;
предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, в целях определения даты осуществления расходов согласно подп. 3 п. 7ст. 272 НК РФ?
Помимо изложенного, российским банком осуществляется арбитражная работа на территории различных иностранных государств. Оплата услуг иностранных юридических компаний, представляющих интересы банка, производится на основании выставленных компаниями счетов, которые также направляются по почте. До получения документов российский банк не располагает информацией об объеме оказанных услуг и о подлежащей оплате сумме. Какую дату в данном случае следует считать датой признания расходов?
даты предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов; последний день отчетного (налогового) периода. При включении расходов, указанных в письме, в налоговую базу по налогу на прибыль необходимо, прежде всего, исходить из условий заключенных договоров на выполнение работ (оказание услуг) иностранными контрагентами.
По условиям договора о корреспондентском счете комиссионное вознаграждение взимается иностранным банком ежемесячно в безакцептном порядке с корсчета банка.
Таким образом, расходы налогоплательщика в виде сумм платы за услуги по условиям договора корреспондентского счета в изложенной выше ситуации следует учитывать в том отчетном (налоговом) периоде, в котором поступили документы, подтверждающие произведенные списания с корреспондентского счета банка.
Расходы на оплату юридических услуг, в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 264 Кодекса, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, при условии что понесенные расходы соответствуют критериям, установленным п. 1 ст. 252 Кодекса.
Для налогоплательщиков, применяющих метод начисления, датой признания таких расходов может являться дата составления документа об оплате указанных расходов (акта приемки выполненных работ (оказанных услуг)) или дата принятия (акцепта) документов к оплате.
Основание: письмо Минфина России от 26.01.2005 №03-03-01-04/2/10.
О.Б. СОЛДАТОВА Проект «КонсультантФинансист»
12.04.2005